33Салин Павел Борисович

Политолог, кандидат юридических наук, Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 19, 2016 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2016 года)

Позиции мэра Омска в последнее время выглядят все более неустойчивыми. Конфликт с губернатором Виктором Назаровым и главой «столицы Прииртышья» уже давно стал постоянным фоном местной политической жизни. Поводом для каждого его обострения служит ситуация с ЖКХ – из всех городов-миллионников, где население традиционно более требовательно относится к власти, Омск является одним из самых проблемных. Не стал исключением и минувший весенний сезон – в начале апреля глава области вновь обрушился с резкой критикой на мэра. Последний, кстати, частично признал свою вину, посетовав, что «горожане мало его матерят за состояние дорог».
Однако местной сенсацией стала «Прямая линия» с Владимиром Путиным, где жительница Омска озвучила свои претензии к городской власти по состоянию дорог. Это сам по себе очень плохой сигнал, а с учетом того, что он был задан в самом начале мероприятия (понятно, что все вопросы проходят премодерацию и просто так, по счастливой случайности, выступить первой горожанка не смогла бы), сигнал негативен «в квадрате», если не «в кубе».

Правда, моментальной отставки мэра Омска не последовало, и ему удалось сохранить свой пост, что стало не первым прецедентом. В конце прошлого, 2015 года на пике очередного обострения конфликта с губернатором уже были публикации, в том числе и в федеральной прессе, что якобы «Кремль дал добро на отставку Двораковского», но слухи так и остались слухами. Более того, еще в 2013 году в ходе той же «Прямой линии» Путин назвал Двораковского «поросенком» за отказ принять пенсионерку, и мэру это не стоило кресла.

«Моментом истины» стало празднование 300-летия города летом, которое не сопровождалось какими-либо заметными скандалами. После этого негативная информационная волна вокруг омского мэра пошла на убыль. Скорее всего, он вновь заключил «мировую» с омским губернатором. Примечательно, что информповоды для скандалов (коррупционные скандалы в городской администрации) появлялись и во второй половине года, но на уровне информсообщений, не приобретая форму развернутых публикаций. Судя по всему, это можно объяснить отсутствием интересантов раздувания подобных скандалов.

Однако в перспективе ближайшего года позиции Двораковского выглядят более чем туманными. Летом следующего, 2017 года у него истекает срок полномочий, ему исполнится 68 лет, и речь о новом сроке вряд ли уместна. В такой ситуации ему выгоднее уйти на покой в обмен на гарантии, что правоохранители после его отставки не станут слишком детально изучать его мэрское «наследие». Судя по всему, торг относительно условий его ухода уже начался. Так, осенью стартовал судебный процесс в отношении экс-вице-мэра Владимира Потапова, который считался чиновником, близким нынешнему градоначальнику. При этом сам факт преступления, по версии следствия, имел место в 2009–2011 гг., до суда же дело дошло только сейчас. Вполне возможно, что таким образом осуществляется попытка показать Двораковскому уязвимость его позиций с целью принять «правильное» решение относительно пролонгации мэрских полномочий и условий его ухода.

Декабрь 14, 2015| Национальный Рейтинг Депутатов (№2, декабрь 2015)

Несмотря на звучащие в последнее время заявления о том, что итоги выборов предопределены, это не так. Ясно только одно — у власти есть твердое намерение сохранить контроль над нижней палатой, и это, скорее всего, получится. Также весьма вероятно, что в Госдуму по спискам пройдут нынешние четыре партии, новичков в ней не предвидится. А вот дальше начинаются вопросы. Например, нет четких сигналов относительно того, за счет чего будет обеспечиваться это большинство — за счет партсписка или одномандатников. Пока «Единая Россия» имеет неплохие рейтинги, но мы видим, что социально-экономическая ситуация ухудшается, растет озабоченность людей повседневными проблемами, а попытки перенести их центр внимания на внешнюю политику приносит лишь частичный успех. Поэтому, думаю, ставка будет делаться на одномандатников, хотя и «Единая Россия» получит приличный результат. Помимо всего прочего это позволит создать картину всенародной поддержки власти, когда не только «партия власти», но и «независимые» депутаты оказывают поддержку инициативам федерального Центра. В такой ситуации заметно возрастают требования к будущим кандидатам, на которые намерена сделать ставку власть. Ясно, что без ее поддержки (пусть и неявной) в большинстве округов одержать победу будет нереально.

Во-первых, следует отметить, как это ни прискорбно, репутация кандидата как непубличного законодателя (в том числе и активность — число инициатив) будет находиться в конце списка. Скорее всего, такие профи, особенно если они представляют интересы конкретных отраслей и структур, пойдут по партсписку. Во-вторых, потенциальный кандидат должен поддерживать текущий курс по своим базовым параметрам, как во внешней, так и во внутренней политике. В-третьих, он должен иметь прочные электоральные позиции в округе — «рисовать» результат ему никто не будет. Ситуация, когда Дума имела «нисходящую» легитимность — от президента через «Единую Россию» к Госдуме — практически ушла в прошлое. Власть теперь нуждается в притоке легитимности «снизу», так что победа кандидата не должна будет вызывать сомнений у населения. Еще одно немаловажное условие, связанное с предыдущим — наличие обратной связи с избирателем. В Москве существуют крепнущие сомнения в том, что местные и региональные власти передают в Центр реальную картину происходящего. Поэтому растет спрос на альтернативные каналы связи с территориями — не зря такой мощный рывок в последнее время демонстрирует Народный фронт. Поэтому для кандидата не запрещается, а даже приветствуется критиковать политику регионального чиновничества на местах, причем не по принципу «кое-кто кое-где у нас еще порой», а на системном уровне. Это будет способствовать решению одной из ключевых задач федерального Центра — чтобы зреющие протестные настроения «оставались» на местах и не концентрировались на федеральном уровне. И последнее: вряд ли к кандидату будут предъявляться требования, пользоваться поддержкой «Единой России» или быть «чисто» независимым. Вполне возможно, что будет допускаться его поддержка некоторыми непарламентскими партиями, популярными в конкретном округе, и даже критика деятельности местного отделения ЕР, которое тесно связано с местными властями.

Таким образом, свобода маневра у кандидатов-одномандатников будет весьма существенной, но и риски «оступиться» пропорционально возрастают. Новым требованиям не соответствует большая часть нынешнего состава Государственной Думы, так что ротация ее состава как минимум наполовину неизбежна.

 

Сентябрь 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2015)

Поскольку в Омской области 13 сентября состоятся выборы главы региона, понятно, что в первую очередь для оценки позиций губернатора важна динамика его кампании, а также кампаний основных конкурентов. С этой точки зрения как раз на протяжении июля-августа в области наблюдалась серьезная интрига. Принято считать, что конкуренцию Виктору Назарову может составить выдвиженец от КПРФ Олег Денисенко. Некоторые провластные эксперты прогнозируют, что из 21 региона, где состоятся губернаторские выборы, конкурентную кампанию можно будет ожидать только в двух — помимо Иркутской как раз и в Омской. Г-н Назаров, перестраховываясь, организовал снятие г-на Денисенко с дистанции. Кандидат от КПРФ же, проиграв областные инстанции, дошел до Верховного суда и буквально в конце августа добился своего восстановления.  После этого сразу последовали комментарии относительно того, что в области возможен второй тур (в победу г-на Денисенко не верят даже самые отъявленные его симпатизанты в экспертном сообществе). Однако представляется, что это не состоится. Кандидат от КПРФ практически месяц был лишен возможности вести избирательную кампанию (сыграют ли в его пользу информповоды, связанные с разбирательством в судах — большой вопрос). Кроме того, и рейтинги у него по сравнению с губернатором пока не ахти какие. Однако более важными представляются две другие взаимосвязанные причины. Первая — губернатор, который избирается во втором туре, априори считается слабым (победа во втором туре не считалась зазорной во времена Бориса Ельцина, который сам в 1996 году прошел через это, а также в начале «нулевых»), так что врио губернатора Омской области вряд ли допустит такое. Второе — следует помнить, что выборы в Омской области — досрочные. Другими словами, губернатор досрочно подал в отставку, а президент назначил его врио, тем самым негласно поддержав. Допустить для губернатора второй тур (или если кто-то будет упрекать его за победу в первом туре) — значит бросить тень на президента.И вообще, кажется, что вся эта суета со снятием-восстановлением г-на Денисенко специально была организована властью для того, чтобы придать хотя бы какую-нибудь видимость конкурентности и справедливости избирательному циклу-2015 — этой же цели служит история со снятием-восстановлением списка ПАРНАС в Костромской области.

Июль 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2015)

Глава Карелии Александр Худилайнен последние годы (практически с самого момента вступления в должность) традиционно занимает последние места в рейтингах губернаторов. Против него играют различные факторы — как состояние экономики и социальной сферы, так и отсутствие в регионе «вертикали власти» и жесткой политической системы. Значимость последнего фактора в нынешних условиях конфронтации с Западом и опасений по реализации «цветных» сценариев в России заметно возрастает, особенно для приграничных регионов, к которым относится и Карелия. Не зря лидеры силового крыла российской элиты указывали на Карелию как на регион, где западные НКО из северных стран ведут работу, угрожающую территориальной целостности страны. Не в пользу г-на Худилайнена говорит и размер регионального долга, который превысил 20 миллиардов рублей, что уж слишком для республики с населением около 630 тысяч человек.

Это фундаментальные факторы, которые свидетельствуют против карельского губернатора, но есть еще и ситуативные. Один из главных критериев, по которым Кремль оценивает претендентов на должности глав регионов последние два года — способность обеспечить приемлемый результат (как по количественным, так и по качественным — то есть с точки зрения легитимности — показателям) на грядущих парламентских и президентских выборах. С этим у Карелии дела плохи. В прошлом электоральном цикле ЕР и Владимир Путин показали одни из самых худших результатов по стране (около 32 и 55 процентов соответственно), что стоило поста предшественнику г-на Худилайнена, Андрею Нелидову. Нынешний глава Карелии не смог пресечь негативный тренд. В частности, в 2013 году на выборах мэра Петрозаводска представитель «Яблока» Галина Ширшова уверенно обошла кандидата «Единой России» и заняла пост градоначальника. Это стало новостью федерального масштаба наряду с победой Ройзмана в Екатеринбурге.

Все обстоятельства складывались в пользу того, чтобы г-на Худиланена отправили в мае-июне в отставку и назначили нового врио, который победил бы в сентябре и смог повысить результат власти на выборах 2016-18 гг. Подобных слух запустили оппоненты карельского губернатора, но он не оправдался. Причин этому несколько. Во-первых, Карелия является одним из «сложных» с электоральной и политической точек зрения регионов, и трудно найти кандидата на смену действующему. Примерно та же самая ситуация разворачивается вокруг калининградского губернатора г-на Цуканова. Во-вторых, в последний год региональные власти организовали масштабную «зачистку» политического поля от оппонентов, прежде всего, представителей «Яблока». О том, какой масштаб она носила, свидетельствует тот факт, что под нее попали даже председатель петрозаводского горсовета, а также депутат заксобрания от «Единой России», который критиковал губернатора. И хотя это вызвало скандал на всероссийском уровне, федеральный Центр, судя по всему, оценил усилия г-на Худилайнена. Наконец, не следует забывать, что он является протеже влиятельной группы элиты на федеральном уровне, которая в последние 5 лет расставила своих губернаторов в большинстве регионов Северо-Запада России, в частности, в Ленинградской области. И хотя ей не удалось добиться досрочного выдвижения карельского губернатора на новый срок, как это произошло с главой Ленинградской области Александром Дрозденко, но и вариант с отставкой удалось заблокироватьsper.

Таким образом, позиции г-на Худилайнена по сравнению с ситуацией весны 2015 года немного упрочились. Он не был отправлен в отставку в 2015 году, его отставка в 2016-м (как и любого другого губернатора) маловероятна. Таким образом, он отработает полный или почти полный срок, который у него истекает в 2017 году. А вот пролонгация его полномочий будет во многом зависеть от того, какие результаты покажет власть на думских выборах в 2016 году. Если при прочих равных такие же, как в 2011-м, то шансы на выдвижение на новый срок у г-на Худилайнена составят намного менее 50%.

 

Июнь 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (июнь, 2015)

Позиции мэра столицы Северной Осетии Сергея Дзантиева до недавнего времени выглядели весьма прочными. Он входил в команду уже бывшего главы республики Таймураза Мамсурова. В частности, его карьера на госслужбе в постсоветской России началась в 2005 году — с приходом Мамсурова на пост президента республики. Именно тогда г-н Дзантиев занял должность республиканского вице-премьера, с которой и переместился на пост столичного мэра. Менее года назад — в ноябре 2014 года — ему удалось пролонгировать свои полномочия. Более того, Собрание представителей города Владикавказ проголосовало единогласно, что свидетельствует о том, что фигура Сергея Дзантиева является компромиссной для такой непростой с точки зрения внутриэлитных раскладов республики, как Северная Осетия.

Однако имевшиеся плюсы в новой ситуации могут чисто гипотетически могут сыграть против г-на Дзантиева. Назначенного врио главы республики Тамерлана Агузарова принято относить к команде предшественника г-на Мамсурова на посту главы республики — Александра Дзасохова. Можно предположить, что новый глава республики попытается выстроить «вертикаль» власти в республике под себя. Правда, это может произойти уже после федерального электорального цикла. Как уже говорилось, менее года назад г-н Дзантиев пролонгировал свои полномочия, так что снять его в ближайшее время без серьезного внутриэлитного конфликта республиканского масштаба не получится. Через год с небольшим (скорее всего, в сентябре) состоятся парламентские выборы, и все ресурсы власти будут брошены на максимизацию результата ее выдвиженцев, так что будет не до внутриэлитных разборок. Потом последуют президентские выборы, где будет стоять та же задача.

Таким образом, у нового республиканского руководства в ближайшие 2-3 года будут серьезно связаны руки, и вряд ли позициям г-на Дзантиева что-либо серьезно угрожает.

Май 19, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Май, 2015)

С политической точки зрения в Воронежской области существует достаточно прочный тандем «губернатор — мэр областного центра», что типично для многих регионов. Александр Гусев был избран при поддержке губернатора Алексея Гордеева, и продуктивные рабочие отношения сохраняются между ними до сих пор. Периодически возникающие слухи, например, о том, что губернатор намерен «уйти» мэра и поставить на этот пост более доверенную кандидатуру (прошлым летом звучала фамилия Максима Увайдова) можно расценивать как локальную информационную войну против мэра, а не как реальную информацию. В городе существуют типичные проблемы для областных центров — дороги, ЖКХ, экология и т.п., однако ничего критически негативного пока не происходит.

Однако близость к губернатору, служившая надежной опорой г-ну Гусеву, сейчас может сыграть против него. Дело в том, что в последнее время все более четкое оформление получает губернаторская «фронда», недовольная курсом федерального Центра, который все больше социальных обязательств перекладывает на регионы, не выделяя для этого достаточного финансирования. Воронежский губернатор выступает в качестве одного из спикеров такой фронды. Например, в начале апреля на одном из мероприятий он раскритиковал систему госуправления в России (не в первый раз). В частности, он констатировал возвращение командно-административной системы, исключающей реальный федерализм и независимость местного самоуправления. Такой демарш даже вызвал слухи о скорой отставке губернатора, и сам г-н Гордеев был вынужден их опровергать.

Нет сомнений, что подобная позиция вызывает недовольство федерального Центра, а также у силовиков на местах, роль которых в региональной политике в последнее время существенно возросла. Вполне возможно, что воронежский губернатор может получить предупреждение, в частности, через возможные неприятности своего протеже на посту мэра областной столицы. Мы видим, что активность и неформальные полномочия силовиков на местах в отношении региональных и муниципальных чиновников в последнее время существенно расширены.

 

Апрель 20, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Апрель, 2015)

Основания для серьезного колебания рейтинга чебоксарского градоначальника отсутствуют, но, как принято говорить, прогноз негативный. Алексей Ладыков известен как жесткий управленец, который относится к городскому хозяйству скорее как к крупной корпорации, которая должна давать прибыль (или хотя бы минимизировать убытки), в то время как социальные издержки отходят на второй-третий план. В условиях кризиса это чревато ростом протестной активности, на что сейчас особое внимание обращает федеральный Центр. Не так давно городские власти оказались под огнем критики после введения платы за капремонт домов, чем не преминула воспользоваться оппозиция. За истекший месяц наметившиеся тенденции получили развитие. Также сити-менеджер Чебоксар постоянно обвиняется в различного рода издержках коррупционного характера, хотя атаки эти наблюдаются практически с самого его назначения на нынешний пост в 2011 году и пока серьезно не повлияли на устойчивость его позиций.

Как представляется, перед Алексеем Ладыковым сейчас стоят две группы вызовов, взаимосвязанных друг с другом. О первой уже говорилось выше — рост протестной активности населения не без участия оппозиции. Если до кризиса федеральный Центр в первую очередь обращал внимание на финансово-экономические показатели на местах, и жесткая бюджетная политика им в целом приветствовалась, то в последний год на первое место выходит социальная стабильность. Если показатели недовольства граждан постоянно зашкаливают, то может последовать резонансная отставка с целью успокоения общественного мнения. В целом, с учетом непотопляемости чебоксарского сити-менеджера, такой вариант ему пока не грозит.

Однако тут в дело вступает вторая группа вызовов субъективного характера. Дело в том, что Алексей Ладыков считается протеже чувашского губернатора Михаила Игнатьева, у которого в этом году истекает срок полномочий. Нельзя сказать, что у губернатора сверхпрочные позиции в регионе, имеет он влиятельных оппонентов и на федеральном уровне, в частности, в 2012 году он был раскритикован новоназначенным министром сельского хозяйства  и своим предшественником на губернаторском посту Николаем Федоровым. В связи с приближением «часа Х» — обнародованием решения решения федерального Центра о том, на кого он будет делать ставку на выборах — атаки на -г-на Игнатьева будут нарастать. Бить будут по наиболее уязвимым местам в его окружении, к числу которых можно отнести и Алексея Ладыкова. Таким образом, в ближайшее время можно будет наблюдать рост числа информационных атак на чебоксарского сити-менеджера, также возможно форсирование усилий оппонентов нынешней республиканской власти по организации акций протеста.

 

Март 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Март, 2015)

На сегодняшний день наметилась тенденция укрепления позиций мэра Кемерова Валерия Ермакова. В целом это вполне закономерно, так как его политическое будущее и карьерные перспективы достаточно тесно связаны с развитием  событий вокруг Амана Тулеева. В последнее время начали активно циркулировать слухи относительно того, что губернатор Кемеровской области, чьи полномочия истекают в этом году, не будет пролонгировать свои полномочия. По чьей инициативе это якобы должно произойти — самого г-на Тулеева, который перешагнул 70-летний порог, или Кремля — не суть важно. Важно, что согласно этим же слухам, губернатор добился права определить своего преемника.

В связи с этим «акции» Валерия Ермакова существенно выросли в цене, так как он входит в шорт-лист возможных преемников кемеровского губернатора. Во-первых, судя по биографии, он последовательно продвигался Аманом Тулеевым с начала «нулевых». В частности, он с 2009 по 2012 год занимал должность замглавы обладминистрации на одном из самых проблемных направлений — ЖКХ и дорожное хозяйство — и сумел обойтись безе серьезных скандалов. В шорт-лист возможных преемников входят и другие кандидатуры, однако они являются чистой воды чиновниками и почти не имеют опыта электоральных кампаний (хотя, возможно, в таком регионе, как Кемеровская область, при поддержке губернатора он не очень-то необходим). При этом нынешний мэр областной столицы в 2007 году на перевыборах главы города Ленинск-Кузнецкий он набрал 91 процент голосов, такой же результат продемонстрировал и на выборах главы Кемерово в 2013-м.

Повторюсь, что рост политических «акций» Валерия Ермакова был связан со слухами об уходе Амана Тулеева. Однако в последние недели эта версия ушла из федеральной повестки дня, что может говорить о том, что федеральный Центр сделал ставку на пролонгацию полномочий губернатора, который железно «держит» потенциально проблемный регион. В таком случае «акции» мэра Кемерово скоро возвращаются на прежние позиции.

 

Февраль 23, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Февраль, 2015)

Специалисты факультета социологии и политологии, сотрудники  Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Российской Федерации, в качестве экспертов сотрудничали с ЦИК «Рейтинг» с самого начала реализации важных и перспективных проектов, посвященных мониторингу ситуации в регионах и муниципалитетах. Однако теперь сотрудничество двух структур выходит на новый уровень – Центр становится одним из полноправных соавторов этих исследований. 

Символично, что первый совместный проект посвящен мэрам (главам администраций) столиц субъектов нашей страны.

Происходящие в экономике России события, безусловно, в ближайшее время будут оказывать все возрастающее влияние на социальную, а, следовательно, и политическую ситуацию в стране. Поскольку она будет развиваться «от экономики и социалки», а не «от политики», как это было еще несколько лет назад, в политическом процессе заметно повышается роль региональных местных властей. Закономерно, что ответственность за социальную и политическую стабильность, как населением, так и федеральным Центром возлагается, прежде всего, на региональные и муниципальные власти. В текущей ситуации заметно возрастает значимость процессов, происходящих на этих двух уровнях, причем приоритетным кажется даже не столько региональный, сколько муниципальный уровень. Именно население городов, в первую очередь, областных центров, может стать драйвером тех процессов, которые могут внести существенные коррективы в политическое развитие страны. Соответственно, от политического веса мэров городов, от их способности удерживать ситуацию под контролем (как в диалоге с элитами, так и населением) во многом будет зависеть и федеральная повестка дня.

Эксперты Центра будут не только оценивать каждого отдельно взятого кандидата по предложенным параметрам, но и совместно со специалистами ЦИК «Рейтинг» пытаться совершенствовать методологию исследований. Время не стоит на месте, и те методики, которые вполне себя оправдывали в «тучные нулевые», и даже в короткий переходный период 2012-14 годов, нуждаются в совершенствовании. Исследования ЦИК «Рейтинг» с их оригинальными подходами и решениями сегодня занимают достойное место среди наиболее авторитетных работ аналогичной направленности. Авторы рейтинга всегда открыты для сотрудничества с коллегами из экспертного сообщества. Не сомневаюсь, что общими усилиями мы сможем ещё более поднять качество и актуальность этих публикаций.

————————————————————————————————————

Вообще назначение Олега Булекова можно считать новой вехой в организации власти города. Впервые за почти 10 лет это мэр, который идет в одной связке с губернатором и является одним из членов его команды. Предыдущие три мэра (Федор Провоторов, Олег Шишов и Виталий Артемов) были фигурами, которые достаточно свободно себя чувствовали в общении с областной властью, а латентный конфликт по линии «мэр-губернатор» с 2008 года стал перманентным фоном областного политического ландшафта. Именно поэтому, как только в середине ноября была озвучена кандидатура Олега Булекова, занимавшего на тот момент должность замглавы областного правительства, было мало сомнений, что он этот пост займет, несмотря на то, что формально на него претендовали три кандидата.

Помимо чисто хозяйственных задач перед новым мэром будут стоять и чисто политические. В наступившем году состоятся выборы областной думы, которые для власти в новых экономических условиях могут оказаться непростыми. Уже дана команда на максимальную «зачистку» политического поля от игроков, которые могут вести собственную игру. Естественно, львиная доля ответственности лежит на мэре областной столицы, так как в ней сосредоточено чуть менее половины всего электората. К тому же рязанский электорат составляет основной ресурс для власти, поскольку демонстрирует низкую активность (на выборах в гордуму в 2013 году проголосовало чуть более четверти избирателей).

Так что времени для раскачки у нового мэра Рязани не остается, к тому же с учетом того, что против него ведется все более активная информационная война. От того, как он себя проявит в качестве менеджера на самостоятельном участке работы в 2015 году, будут зависеть его дальнейшие перспективы. Его патрон, губернатор Рязанской области Олег Ковалев, рано или поздно покинет свой пост (о чем упорно циркулируют слухи), и г-ну Булекову придется самостоятельно выживать среди областной элиты.

Декабрь 21, 2014 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Декабрь, 2014)

Татарстан вообще и Казань в частности традиционно относятся к образованиям, для которых характерен «жесткий» тип управления, с минимизацией неопределенности при тех или иных политических сценариях. Когда в России в «нулевые» годы делалась ставка на стабильность, приветствовались различного рода эксперименты, в том числе и на муниципальном уровне, например, вовлечение в политический процесс различного рода консолидированных меньшинств (просьба не отождествлять с сексуальными меньшинствами — сейчас слово «меньшинство» как красная тряпка для быка для провластных комментаторов). В любом случае власть не несла никаких рисков — если ситуация выходила из-под контроля, ее можно было изолировать в медиа-поле, — дальше все устаканивалось само собой.

Сейчас, судя по тем вводным, которые давал на недавнем семинаре для заместителей губернаторов по внутренней политике первый замглавы Администрации Президента Вячеслав Володин, на первый план выходит вопрос контроля над ситуацией — социально-политической в широком смысле этого слова. Чем меньше негативных новостей из региона (муниципалитета) — тем выше котировки региональных и муниципальных чиновников в глазах Кремля. С этой точки зрения Татарстан вообще и Казань в частности представляют «точку неопределенности» на карте России. Татарстан, который, в отличие от Северного Кавказа, считался «оплотом стабильности» с точки зрения межконфессиональных отношений и активности радикального ислама, пару лет назад дал причины для беспокойства федерального Центра. Пока рецидивов не наблюдается, мэр Казани может чувствовать себя вполне спокойно — Москва простит ему те прегрешения, которые не простит главе среднестатистического регионального центра Европейской части России.

Ноябрь 05, 2014 | Регионы России: Рейтинг губернаторов (Октябрь, 2014)

Аман Тулеев является практически последним губернатором-долгожителем, дошедшим до нас из кажущейся сейчас уже далекой ельцинской эпохи. Однако такое долгожительство — не результат случайного стечения обстоятельств, а следствие действительно незаменимости губернатора для Москвы. У нас многие представители губернаторского корпуса считали себя незаменимыми — вспомнить того же Юрия Лужкова. Однако поменяли — и ничего из ряда вон выходящего не произошло. Однако Аман Тулеев, в отличие от своих коллег-долгожителей, не «забронзовел», а по-прежнему активен, пытаясь не реагировать на вызовы, а просчитать их и пытаться предупредить. Самый последний пример — его реакция на трагедию в китайском Урумчи, после чего он поднял на уши всех чиновников, мало-мальски имеющих отношение к обеспечению безопасности на шахтах. Любой региональный чиновник, который избавляет Москву от существующей или потенциальной головной боли, очень Москвой ценится. Особенно в таком проблемном регионе, как шахтерское Кемерово — еще свежи в памяти воспоминания, как шахтеры внесли весомый вклад в крушение советского режима. Так что если бы не возраст, Аман Тулеев мог бы рассчитывать на пролонгацию полномочий практически при любой власти.

Октябрь 20, 2014 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Октябрь, 2014)

Вполне понятен некоторый рост позиций Виталия Артемова, — представителя Рязани, в исследовании ЦИК «Рейтинг». Без особого успеха завершилась очередная кампания рязанского губернатора Олега Ковалева по борьбе с коррупцией (правда, на днях губернатор объявил о новом ее витке). Для местных элит не секрет, что одна из целей кампании (которая реально служит предлогом для перераспределения сфер в борьбе за ресурсы) — как раз рязанский мэр. Он контролирует (неофициально) существенные сегменты такой привлекательной отрасли городской экономики, как строительство. С учетом того, что в городе заметную роль играет московский капитал, который как раз инвестирует в строительство (жилых и торговых площадей), это является стратегическим ресурсом. Злые языки поговаривают, что такая непотопляемость мэра во многом обусловлена тем, что он является свояком (женаты на сестрах) полпреда в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. Естественно, что достоверность этой информации остается на совести этих самых «злых языков», но факт остается фактом, — губернатору никак не удаётся «выбить из седла» рязанского мэра.

————————————————————————————————————

Судя по всему, Евгению Ройзману действительно светят серьезные проблемы. С самого начала своей мэрской карьеры (старта избирательной кампании) политик оказался разменной картой в крупной игре представителей правящей питерской группы. Все домыслы либеральной интеллигенции о том, что «в Екатеринбурге победил представитель оппозиции» — полнейшая чушь. Евгений Ройзман играл против губернатора Евгения Куйвашева, который имеет влиятельных покровителей на федеральном уровне, опираясь на оппонента губернатора, полпреда в УрФО Игоря Холманских, который также имеет влиятельных покровителей в Москве. Решающим фактором победы нынешнего мэра Екатеринбурга стала поддержка городских элит, которые имели претензии к губернатору и втихую сыграли на стороне «оппозиционного кандидата». Этого Евгений Куйвашев своему тезке простить не мог и ждал удобного момента. Он недавно представился — «группа поддержки» Игоря Холманских в Москве сейчас испытывает некоторые проблемы, в связи с конфликтом вокруг МВД, и «заинтересованным лицам» представился удобный шанс доставить множество мелких неприятностей его «клиентам» в регионах, в том числе и в Екатеринбурге.

Август 18, 2014| Регионы России: Рейтинг губернаторов (Август 2014)

Думаю, что некоторое «проседание» рязанского губернатора, которое отметили в ЦИК «Рейтинг», связано, в первую очередь, с проектом урезания охранной зоны  Государственного музея-заповедника С.А.Есенина. История эта, безусловно, весьма негативная для имиджа областной власти, тянется ещё с конца прошлого года, но сейчас переживает новый этап раскрутки в СМИ. Другим фактором здесь является продолжающийся рост долга области.

При этом Олег Ковалев достаточно плотно контролирует область — настолько, насколько это возможно для типичного региона Центральной России. Момент истины для него наступил в прошлом году когда, по слухам, он хотел уйти на покой, но его настоятельно попросили остаться — чтобы проконтролировать выборы в Рязанскую городскую Думу, которые в целом прошли благоприятно для власти. Кстати, мне кажется, что многие «рязанские рецепты» в несколько измененном виде будут применяться и на грядущих выборах в Мосгордуму.

У Олега Ковалева был сложный момент в 2012 году, когда он шел на перевыборы. Тогда регион стал полем для пилотного проекта федерального Центра — обкатывали мнимую конкурентность губернаторских выборов. В итоге это вылилось практически  в раскол региональных элит, когда и Олег Ковалев, и его реальный оппонент Олег Морозов пользовались поддержкой разных  «башен» Кремля. Но тогда их покровители в Москве смогли достичь компромисса, и завершилось все полюбовно: Морозов — сенатор, Ковалев — губернатор. После этого местные элиты достаточно осторожно себя ведут — все помнят страхи тех муниципалов, которые рискнули поставить свою подпись за Морозова. Хотя, конечно, это не значит, что в регионе нет оппозиции — она есть, и весьма влиятельная. И сформировалась она задолго до прихода в область «варяга» Олега Ковалева. Просто она ждет своего часа — в силу возраста Олег Иванович вряд ли пойдет на следующий срок.

 

Февраль 26, 2014 | Что думают россияне об Олимпиаде в Сочи?

Опрос, проведенный ЦИК «Рейтинг», репрезентативен и вполне адекватно отражает позитивное отношение россиян к Зимним Олимпийским играм, проводившимся в нашей стране. Здесь свою роль сыграла длительная интенсивная кампания по дискредитации Олимпиады в Сочи. Постоянные заявления о предстоящих по всем направлениях провалах создали фон заниженных ожиданий. Даже ядро пропутинского электората накануне Олимпиады подпало под влияние подобных настроений, находясь в некоторой нерешительности и тревожной «задумчивости». Население ожидало всевозможных напастей, начиная от рухнувших или вообще не построенных спортивных сооружений, заканчивая масштабными терактами. Когда Олимпиада прошла успешно, оказалось, что вся работа, направленная на дискредитацию, сыграла только на пользу её организаторам.