Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал очередное исследование, объектом которого стали мэры столиц регионов Российской Федерации.
Исследование за октябрь, представленное на суд публики специалистами ЦИК «Рейтинг», — шестое по счёту. Объектом изучения в нём, как и прежде, являются мэры столиц субъектов Российской Федерации. Под «мэрами», как общее правило, понимаются избранные населением главы городов, либо главы городских администраций (сити-менеджеры), в случае отсутствия в том или ином муниципалитете упомянутого всенародно избранного главы. При этом по результатам обсуждений и с учётом анализа откликов признана допустимой выборочная замена в рейтинге некоторых глав администраций и сити-менеджеров. Подобное исключение возможно при единодушном пожелании экспертов. Данное изъятие позволяет с большей полнотой учитывать местную специфику.
При составлении рейтинга мэров столиц регионов исследователи обращались к материалам открытых источников и инсайдерской информации. Но главное внимание специалисты ЦИК «Рейтинг» уделили учёту мнений региональных и федеральных экспертов. Именно этот источник информации определил конечные результаты исследования. Основной массив информации по большинству субъектов России был собран в середине сентября – середине октября 2014 года.
Составление настоящего рейтинга пришлось на время серьезных изменений в целом ряде муниципалитетов. В частности, проведение выборов в местные городские парламенты во многих случаях приводило к автоматическому сложению полномочий местными главами и сити-менеджерами. В некоторых случаях подобное сложение полномочий является простой формальностью и перед переназначением знакомых лиц на прежние должности. Зачастую же в регионах в разном темпе и с разной интенсивностью происходит обновление руководящего состава муниципалитетов. Все подобные пертурбации составители рейтинга по возможности отслеживали.
По изложенным ранее причинам в исследовании будут учитываться показатели мэра старой столицы Ингушетии — города Назрань.
В силу недостатка данных в рейтинг за сентябрь не вошли Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область, вновь присоединенные субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Кроме того, в рейтинге не рассматриваются Московская и Ленинградская области, в силу отсутствия у этих субъектов собственных столиц. В то же время, в исследовании ЦИК «Рейтинг» присутствуют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В данном случае эксперты делают акцент на отношении к их руководителям, как к градоначальникам, а не как к главам субъектов.
В таблицах рейтинга отмечены столицы, в которых в 2014 году произошла смена мэров. Для формата и целей исследования признано лишним выделять более ранние даты вступления в должность или акцентировать внимание на нюансах статуса мэра (и.о., «временно исполняющий»). Так, например, в Ярославле обязанности «временно отстраненного» судом мэра города с лета 2013 года осуществляет «исполняющий полномочия» Александр Нечаев. Однако, составители рейтинга не смогли пройти мимо очень своеобразной ситуации в Туле, где бывший глава городской администрации после сложения своих полномочий продолжил фактически исполнять их в ранге «первого заместителя главы администрации», место которого в данный момент вакантно.
В первую группу рейтинга входят мэры, занявшие места с первого по двадцать пятое включительно.
№ | ф.и.о. мэра | город | субъект РФ | динамика |
1 | ЕВЛАНОВ Владимир Лазаревич | Краснодар | Краснодарский край | 0 |
2 | МЕТШИН Ильсур Раисович | Казань | Республика Татарстан | 0 |
3 | КОНОНЕНКО Иван Леонидович | Салехард | Ямало-Ненецкий автономный округ | +2 |
4 | МООР Александр Викторович | Тюмень | Тюменская область | 0 |
5 | СОБЯНИН Сергей Семёнович | Москва | Город Федерального значения Москва | -2 |
6 | ИВАНОВ Александр Георгиевич | Калуга | Калужская область | 0 |
7 | КАРПУШКИН Александр Викторович и.о., Д.И.Азаров сложил полномочия 09.10.2014 | Самара | Самарская область | 0 |
8 | ВАСИЛЬЕВ Михаил Валентинович и.о., М.А.Чернышев сложил полномочия 07.10.2014 | Ростов-на-Дону | Ростовская область | +2 |
9 | БОЖЕНОВ Сергей Андреевич | Белгород | Белгородская область | -1 |
10 | РЯШИН Максим Павлович | Ханты-Мансийск | Ханты-Мансийский автономный округ | -1 |
11 | ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич | Санкт-Петербург | Город Федерального значения Санкт-Петербург | 0 |
12 | ТУЛТАЕВ Пётр Николаевич | Саранск | Республика Мордовия | 0 |
13 | КАЛАШНИКОВ Игорь Викторович | Псков | Псковская область | 0 |
14 | КАДЫРОВ Ислам Вахаевич | Грозный | Чеченская Республика | 0 |
15 | КЛЯЙН Иван Григорьевич | Томск | Томская область | +1 |
16 | БОБРЫШЕВ Юрий Иванович | Великий Новгород | Новгородская область | -1 |
17 | ЕРМАКОВ Валерий Константинович | Кемерово | Кемеровская область | 0 |
18 | НИКОЛАЕВ Айсен Сергеевич | Якутск | Республика Саха (Якутия) | 0 |
19 | ЛОКОТЬ Анатолий Евгеньевич 06.04.2014 вступил в должность | Новосибирск | Новосибирская область | +2 |
20 | КОНДРАШОВ Виктор Иванович | Иркутск | Иркутская область | +2 |
21 | ЯЛАЛОВ Ирек Ишмухаметович | Уфа | Республика Башкортостан | -2 |
22 | ГУЛЕВСКИЙ Михаил Владимирович | Липецк | Липецкая область | -2 |
23 | СОКОЛОВ Александр Николаевич | Хабаровск | Хабаровский край | +1 |
24 | БУЛАКИН Николай Генрихович | Абакан | Республика Хакасия | -1 |
25 | ВОЙНОВ Олег Павлович и.о. с 04.10.2014 | Йошкар-Ола | Республика Марий Эл | 0 |
Наиболее примечательным в данной группе является наметившийся негативный тренд мэра Москвы Сергея Собянина. Связывают её с крайне негативной реакцией жителей города на систему эвакуации личных транспортных средств, практикующуюся в столице России; тенденцию к расширению зон платного паркования (отнюдь не «точечной» или с «учётом мнений» и т.п.) и твердое желание московской мэрии как можно быстрее приступить к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Практика «репрессивной эвакуации» такова, что даже вполне обеспеченные москвичи, для которых она с финансовой точки зрения не представляет никаких сложностей, после «столкновения с печальной действительностью» оценивают происходящее, как изощренное издевательство. «Кадастровые страсти» самым жестоким образом затронут значительную группу населения, чья собственность почти исключительно заключена в недвижимости. Активность на медиа-поле, проведение весьма впечатляющих массовых развлекательных мероприятий, наведение порядка в рекреационных зонах, планы развития метрополитена – составляют сильную сторону деятельности московского мэра. К сожалению, она не может «уравновесить» возмущение целой армии владельцев автотранспрота или социальный тупик тех, кто копил на загородный дом, построил его, но, увы, не приобрел солидного банковского счёта. В любом случае, становится всё более очевидным, что интересы наполнения городского бюджета для местной власти гораздо важнее роста социальной напряженности и собственного имиджа. Даже с учётом традиционной неорганизованности и инертности россиян, большого количества состоятельных людей, проживающих в Москве, подобная политика не может не вызывать беспокойства у экспертов.
Следует отметить и персональную смену в рядах двух привычных лидеров всех исследований ЦИК «Рейтинг»: перешёл на должность члена Совета Федерации Федерального Собрания от Самарской области Дмитрий Азаров, который занимал кресло мэра столицы региона с 2010 года; заместителем губернатора Ростовской области назначен один из долгожителей среди мэров Михаил Чернышев (г. Ростов-на-Дону). Другим ветераном цеха, покидающим свой пост, стал Олег Войнов (г.Йошкар-Ола). Говоря о последних двух персоналиях, следует отметить, что эксперты позитивно оценили сам факт достаточно спокойного сложения ими полномочий, после столь длительного нахождения на своих постах: Олег Войнов исполнял свои обязанности, без малого, десять лет, а Михаил Чернышев и вовсе впервые возглавил администрацию Ростова-на-Дону ещё в июле 1993.
Анатолий ОМЕЛЬЧУК
Директор ГТРК «Регион-Тюмень»
Тюмень — город спокойный, по-сибирски степенный. У нас всё решается обстоятельно, без суеты и спешки, последовательно и обдуманно. Так формируется мнение о людях, так создаются репутации. Репутация мэра Александра Викторовича Моора устойчивая и положительная. Его роль и авторитет в городе постепенно увеличиваются.
Если говорить о его личных качествах, я могу их оценивать не только, как житель города, но и как человек, который ведёт прямую телевизионную программу с участием мэра. Название этой программы «Откровенно», с моей точки зрения, как нельзя лучше соответствует её содержанию: с самого начала Александр Викторович не избегал никаких, самых острых, проблемных вопросов, на каждый из них отвечал подробно, пытаясь разъяснить ситуацию, чтобы она была понятна каждому, кого интересует жизнь города. Но раньше он несколько замыкался в себе, чувствовалось, что Александр Моор человек не публичный, предпочитающий обходиться без всего этого «пиара». Теперь я вижу, как Александр Викторович постепенно входит во вкус такого откровенного разговора с тюменцами.
Работу мэра я бы оценил высоко, так же, как это сделали специалисты ЦИК «Рейтинг»: Тюмень хорошеет, Александр Моор работает не пафосно, без помпы и лишней шумихи решает вопросы в рабочем порядке. Конечно, проблемы в городском хозяйстве имеются. Одна из них, вполне очевидна, это пресловутые транспортные пробки. Но так же очевидны действия, осуществляющиеся в нашем городе для того, чтобы с этой проблемой бороться: это реализация большой программы строительства авторазвязок, мостов через реку Тура; по примеру Москвы и своего коллеги Сергея Собянина, на магистралях введена полоса для общественного транспорта. Полностью избавиться от пробок в Тюмени, полагаю, в ближайшие годы не удастся, но борьба с ними сейчас ведется системная. Именно последовательность и системность действий отличают работу Александра Моора и во всем остальном: в благоустройстве дворовый территорий, строительстве спортивных площадок, налаживании работы ЖКХ, — все проходит без рывков, с учётом существующих финансовых возможностей, но везде очевиден прогресс, без шараханий, революций.
Политические позиции Александра Викторовича так же вполне устойчивы. Он пришёл на свою должность из команды действующего и вновь избранного губернатора. Всё говорит за то, что тесное сотрудничество муниципальных властей и властей более высокого уровня будет продолжено. В связи с тем, что назначенный Президентом России губернатор Тюменской области Владимир Якушев теперь стал всенародно избранным, его авторитет, как и авторитет всей его команды, в которую входит мэр Тюмени, только укрепится.
Могу отметить некую «застенчивость» Александра Моора в «промо» и «пиар» областях, в этом его определённая слабость, как общественной фигуры. При этом, у него несомненно имеется харизматичность, которая прорывается во время телевизионных эфиров. Узнаваемость в городе у него очень неплохая, образ вполне положительный, цельный и привлекательный. Всё это в сочетании с хорошим исполнением своих обязанностей позволяет оценивать мэра Тюмени, как очень перспективного политика.
Наталья АВДОШИНА
Социолог, доцент кафедры социологии и политологии Самарского государственного университета
Самара преображается, и очень заметно. Об этом говорит большинство жителей города. Я, как социолог, регистрирую это и в рамках наших опросов, и работая со студентами, и говоря с преподавателями о том, что в городе происходит.
Достижение номер один, конечно, — чистота. Чище стало и в смысле ликвидации несанкционированной торговли: убрали ларьки, которые прямо скажем, город не украшали. Меньше стало рекламы.
Конечно, отремонтированная набережная Волги – визитная карточка города. Она нуждалась в ремонте и его получила. Появились интересные скульптурные композиции, которые тоже давно в Самаре никто не устанавливал. Отлично работает общественный транспорт. Начат ремонт дрог и тротуаров, которые не ремонтировались десятками лет.
Я бы сказала, что это только начало преобразований Самары. Четыре года, которые город возглавлял Дмитрий Игоревич Азаров, — для почти полуторамиллионого центра, — не такой большой срок. Невозможно было успеть все, что запланировано. До этого слишком долго в город не вкладывали, не уделяли внимание, практически ничего позитивного не происходило.
Конечно, если было бы больше времени, думаю, изменений в лучшую сторону было бы еще больше. На мой взгляд, пробуксовывала работа районных администраций. Мэр был на виду. Мы знали, что он работает, встречается с жителями и нередко, мне кажется, он выполнял работу районных администраций. Главы районов не то, что прятались за его спину, но я была на многих его отчетных встречах с жителями города и могу сказать, что 70% вопросов и проблем, с которыми жители к нему обращались, были в компетенции районных властей.
Я бы хотела отметить стабильно высокий уровень поддержки, доверия и одобрения деятельности Д.И. Азарова. В зависимости от разных наших замеров показатель колебался от 51% до 57%. Это очень высокий процент в условиях все же больших проблем, в которых живет любой крупный город. Это обоснованный и заслуженный уровень одобрения и хороший резерв на будущее. Если так случится, что Азаров вернется к нам в каком-либо руководящем качестве, это будет серьезной основой для дальнейшего роста поддержки со стороны жителей региона.
Вторую группу рейтинга составили мэры, занявшие места с 26 по 53.
№ | ф.и.о. мэра | город | субъект РФ | динамика |
26 | АБРАМОВ Сергей Васильевич | Магадан | Магаданская область | 0 |
27 | ПУШКАРЕВ Игорь Сергеевич | Владивосток | Приморский край | 0 |
28 | КОНДРАШОВ Олег Александрович | Нижний Новгород | Нижегородская область | 0 |
29 | БОБРОВ Александр Филиппович | Тамбов | Тамбовская область | 0 |
30 | ПОЗДЕЕВ Иван Александрович | Сыктывкар | Республика Коми | 0 |
31 | КОЗЛОВ Александр Александрович избран 14.09.2014, и.о. с 20.02.2014 | Благовещенск | Амурская область | +1 |
32 | ЛАДЫКОВ Алексей Олегович | Чебоксары | Чувашская республика | +1 |
33 | ГУСЕВ Александр Викторович | Воронеж | Воронежская область | -2 |
34 | ДАВЫДОВ Сергей Викторович | Челябинск | Челябинская область | +1 |
35 | САМОЙЛОВ Дмитрий Иванович | Пермь | Пермский край | -1 |
36 | АРАПОВ Евгений Сергеевич | Оренбург | Оренбургская область | 0 |
37 | ЛЫЖЕНКОВ Алексей Германович и.о. А.И.Сысоев сложил полномочия 25.09.2014 | Мурманск | Мурманская область | 0 |
38 | КУЗЬМИЧЁВ Александр Станиславович | Иваново | Ивановская область | +1 |
39 | АВИЛОВ Евгений Васильевич и.о. (первый зам.главы администрации) с 26.09.2014 | Тула | Тульская область | +2 |
40 | ПАНЧИН Сергей Сергеевич | Ульяновск | Ульяновская область | 0 |
41 | ДВОРАКОВСКИЙ Вячеслав Викторович | Омск | Омская область | +1 |
42 | АКБУЛАТОВ Эдхам Шукриевич | Красноярск | Красноярский край | +4 |
43 | БУРЕНИН Александр Григорьевич | Саратов | Саратовская область | -5 |
44 | ТАМБИЕВ Руслан Алиевич | Черкесск | Карачаево-Черкесская Республика | -1 |
45 | ШУЛЕПОВ Евгений Борисович | Вологда | Вологодская область | -1 |
46 | НАДСАДИН Сергей Александрович избран 14.09.2014, и.о. с 01.02.2014 | Южно-Сахалинск | Сахалинская область | -1 |
47 | ЯРОШУК Александр Георгиевич | Калининград | Калининградская область | 0 |
48 | ЕМЕЦ Виктор Валентинович | Кострома | Костромская область | 0 |
49 | ОВЧАРОВ Николай Иванович | Курск | Курская область | 0 |
50 | НЕЧАЕВ Александр Витальевич и.о. | Ярославль | Ярославская область | 0 |
51 | ПАНЧЕНКО Елена Алексеевна и.о. А.В.Алексеев сложил полномочия 18.09.2014 | Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | +1 |
52 | АРТЁМОВ Виталий Евгеньевич | Рязань | Рязанская область | +3 |
53 | ТАМАЕВ Майран Михайлович и.о. С.Ш.Дзантиев сложил полномочия 07.10.2014 | Владикавказ | Республика Северная Осетия-Алания | +1 |
Во второй группе рейтинга обмен состоялся только с нижестоящим кластером: в неё вошли представители Рязани и Владикавказа. Причем в столице Северной Осетии-Алании исследование застало момент, когда Сергей Дзантиев сложил полномочия, и только решался вопрос о том, кто будет возглавлять городскую администрацию Владикавказа. Пока не реализует свои достаточно серьезные потенциальные возможности г.Челябинск. Столица Южного Урала приходит в себя после радикальной муниципальной реформы, в которой она явилась своеобразным первопроходцем. Теперь все заинтересованные стороны ожидают реальных результатов и, в основном, затрудняются давать какие-либо прогнозы по местной ситуации. Ясно, что у челябинцев были большие надежды на новую модель городского управления. Оправдаются эти надежды или нет — говорить пока рано.
Юрий ШАДРИН
Председатель комитета Мурманской областной Думы по вопросам местного самоуправления
По моему мнению, самым объективным и достоверным критерием оценки эффективности деятельности должностного лица в период исполнения обязанностей является уровень доверия населения указанному лицу по завершению полномочий.
Это наиболее наглядный и честный итог проделанной чиновником работы на своем месте.
Применимо к Андрею Ивановичу Сысоеву, таким показателем эффективности его работы на должности главы администрации г.Мурманска стал результат голосования на выборах депутатов Совета депутатов города Мурманска по избирательному участку № 4.
Как Вам известно, из 5984 избирателей, принявших участие в выборах на указанном участке, за Андрея Сысоева проголосовали более половины избирателей (52,90%, 3406 человек).
Вполне логичным итогом такой популярности стало бы повторное выдвижение Андрея Ивановича на должность главы администрации г.Мурманска, но это только мое предположение, и достоверно мне о его намерениях не известно. По своим качествам Андрей Сысоев — крепкий хозяйственник, человек командный, при этом способный брать инициативу на себя, готовый делать выбор и принимать решение. К чему далеко не у всех управленцев, даже весьма квалифицированных, хватает воли. Я, как представитель законодательной власти, всегда выступал за самый широкий диалог с населением по всем насущным вопросам. В принципе, Андрей Иванович встречается с людьми, выступает по телевидению, но, полагаю, здесь не хватает ему несколько большей систематичности.
Говоря об избрании главы администрации Мурманска, следует помнить о том, что назначению на должность предшествует конкурсная процедура, установленная соответствующим положениям, а решение принимает, создаваемая в этих целях, комиссия.
Совет депутатов города Мурманска назначает половину от общего числа членов конкурсной комиссии, а другую половину от общего числа членов конкурсной комиссии назначает Губернатор Мурманской области.
В дальнейшем за предложенную комиссией кандидатуру должен проголосовать большинством голосов от установленной численности депутатов Совет депутатов г.Мурманска.
Соответственно, процесс назначения на должность сити-менеджера — весьма сложен, но при прочих равных условиях и высоком рейтинге доверия населения, как мне думается, Андрей Иванович имел бы некоторое преимущество при вынесении решения по указанному вопросу.
Оценка, которую ставили специалисты ЦИК «Рейтинг», думаю, — нормальная. Я бы её обозначил, как твёрдую четвёрку. Понятно, что участники рейтинга: мэры, главы администраций городов, — люди не случайные, наш регион объективно — не самый богатый, поэтому место, которое занимает среди них, вполне достойное.
Константин СЛЫЩЕНКО
Глава Петропавловск-Камчатского городского округа
Большой резонанс получили события, связанные с судебными разбирательствами в отношении бывшего главы администрации нашего города Алексея Валерьевича Алексеева и его уходом с этого поста именно при таких обстоятельствах. Впереди у него ещё один суд, там ситуация ещё более сложная. Всегда печально, что у нас в России принято, как только человек оставляет свой пост, теряет власть, его начинают поливать грязью. Но не бывает человека целиком плохого или абсолютно положительного. Вешать всех собак на бывшего главу администрации я не буду, хотя бы потому, что Алексей Валерьевич, безусловно, старался свою работу делать хорошо и добросовестно. Другое дело, что есть некоторые направления и полномочия, которые, по моему мнению, как главы города он «подзапустил». В первую очередь это — жилищно-коммунальное хозяйство. В этой сфере у нас все муниципальные предприятия или акционерные общества сейчас находятся в очень тяжелом положении. Были запущены стратегические городские системы. До катастрофы пока дело, конечно, не дошло, но новому главе администрации предстоит здесь очень серьезно работать. Большую тревогу вызывает ситуация с городским пассажирским транспортом. Проблема в том, что сейчас в Петропавловске-Камчатском перевозками пассажиров занимаются и те, кто выиграл конкурс, и так называемые «дикие» перевозчики, не заключившие договоры с городской администрацией. В конце прошлого года было упущено время, чтобы нормализовать эту ситуацию. Завалена работа со средним и малым бизнесом, и поэтому в городе постоянно возникают конфликты на этой почве. Вместо того, чтобы садиться за стол и договариваться, искать компромиссные решения, главой администрации была выбрана стратегически неверная позиция: «как я скажу, так и будет». Но в городе действует местное самоуправление, а не авторитарный режим, и с горожанами необходимо советоваться и учитывать их мнение. Я понимаю при этом, что нельзя идти на поводу у многих представителей среднего и малого бизнеса, которые весьма часто хотят того, что не пойдет на пользу городу. Но при этом, никто не имеет права требовать от предпринимателей действий, ведущих их бизнес к неминуемому банкротству.
Касательно выборов нового главы администрации: здесь всё идёт в соответствии с законом, спокойно и размеренно. Технически данный процесс построен так, чтобы было вынесено максимально взвешенное решение, без возможности манипуляций и навязывания чьего-либо субъективного мнения. Первоначально, в числе соискателей был и бывший глава администрации, но он снял свою кандидатуру. Тем не менее, круг участников конкурса был достаточно широк. Первоначально, на этап конкурса документов было допущено восемь человек. Помимо проверки комплектации и соответствия, представленных ими материалов, силовые структуры дали своё заключение на предмет допуска претендентов к работе с секретной информацией. По результатам этого этапа из числа соискателей выбыло два человека из-за несоответствия управленческого стажа необходимым требованиям. Второй этап конкурсного отбора включал устные ответы конкурсантов. Но и здесь совершенно исключена возможность поставить соискателей в неравные условия: чтобы алгоритм оценки был одинаковым, члены комиссии задавали всем конкурсантам одни и те же вопросы. По итогам этого этапа определились два человека, из которых 22 октября на сессии Городской Думы тайным или открытым голосованием депутаты выберут будущего главу администрации. Я хочу заранее пожелать ему успешной работы на благо всех жителей Петропавловска-Камчатского.
Павел САЛИН
Политолог, Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Вполне понятен некоторый рост позиций Виталия Артемова, — представителя Рязани, в исследовании ЦИК «Рейтинг». Без особого успеха завершилась очередная кампания рязанского губернатора Олега Ковалева по борьбе с коррупцией (правда, на днях губернатор объявил о новом ее витке). Для местных элит не секрет, что одна из целей кампании (которая реально служит предлогом для перераспределения сфер в борьбе за ресурсы) — как раз рязанский мэр. Он контролирует (неофициально) существенные сегменты такой привлекательной отрасли городской экономики, как строительство. С учетом того, что в городе заметную роль играет московский капитал, который как раз инвестирует в строительство (жилых и торговых площадей), это является стратегическим ресурсом. Злые языки поговаривают, что такая непотопляемость мэра во многом обусловлена тем, что он является свояком (женаты на сестрах) полпреда в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. Естественно, что достоверность этой информации остается на совести этих самых «злых языков», но факт остается фактом, — губернатору никак не удаётся «выбить из седла» рязанского мэра.
Третья группа Рейтинга мэров включила тех, кто занял 54-78 места.
№ | ф.и.о. мэра | город | субъект РФ | динамика |
54 | ПАВЛЕНКО Виктор Николаевич | Архангельск | Архангельская область | -1 |
55 | ОБЛОГИН Виктор Александрович | Горно-Алтайск | Республика Алтай | +2 |
56 | ДЖАТДОЕВ Андрей Хасанович | Ставрополь | Ставропольский край | 0 |
57 | ШОХИН Андрей Станиславович | Владимир | Владимирская область | +3 |
58 | КРИВОВ Юрий Иванович Р.Б.Чернов сложил полномочия 18.07.2014 | Пенза | Пензенская область | +1 |
59 | КУЗНЕЦОВ Олег Васильевич и.о. А.Д.Михалев сложил полномочия 19.09.2014 | Чита | Забайкальский край | -1 |
60 | ШИРШИНА Галина Игоревна | Петрозаводск | Республика Карелия | +1 |
61 | НАРОЛИН Александр Владимирович | Майкоп | Республика Адыгея | +1 |
62 | РОЙЗМАН Евгений Вадимович | Екатеринбург | Свердловская область | -11 |
63 | ХОВАЛЫГ Владислав Товарищтайович | Кызыл | Республика Тыва | +1 |
64 | ПРОНЬКИНОВ Евгений Николаевич | Улан-Удэ | Республика Бурятия | +1 |
65 | АЛАШЕЕВ Николай Николаевич | Смоленск | Смоленская область | +1 |
66 | САВИНЦЕВ Игорь Григорьевич | Барнаул | Алтайский край | +1 |
67 | ДРАНЫЙ Дмитрий Николаевич | Киров | Кировская область | +2 |
68 | ЕГОРОВА Ирина Юрьевна и.о. | Астрахань | Астраханская область | +2 |
69 | СУЛЕЙМАНОВ Магомед Валибагандович и.о. с 04.04.2014 | Махачкала | Республика Дагестан | +3 |
70 | ТУМГОЕВ Асланбек Магомедович | Назрань | Республика Ингушетия | +3 |
71 | КОДЗОКОВ Мухамед Мартынович | Нальчик | Кабардино-Балкарская Республика | 0 |
72 | ПОРШАНЬ Александр Васильевич А.Г.Якушев сложил полномочия 01.10.2014 | Курган | Курганская область | -4 |
73 | ЧУНАКОВ Александр Иванович | Волгоград | Волгоградская область | +1 |
74 | ДОРДЖИЕВ Артур Терекович и.о. | Элиста | Республика Калмыкия | +1 |
75 | АГАШИН Денис Владимирович | Ижевск | Удмуртская республика | -12 |
76 | ТУЛУПОВ Вячеслав Сергеевич и.о. А.Н.Кистенёв сложил полномочия 01.10.2014 | Брянск | Брянская область | 0 |
77 | БЕРНИКОВ Михаил Юрьевич | Орёл | Орловская область | 0 |
78 | ТИМОФЕЕВ Юрий Васильевич с 28.05.2014 | Тверь | Тверская область | 0 |
Эту группу пополнил Евгений Ройзман (г.Екатеринбург), традиционно снизивший свои показатели и Виктор Павленко (г.Архангельск), до этого достаточно стабильно набиравший «вес». Внутри группы, при общей стабильности таблицы в целом, резкое падение продемонстрировал Денис Агашин (г.Ижевск). Подобное развитие событий сложно считать неожиданным. Достаточно упомянуть передачу в конце сентября в Арбитражный суд Удмуртии материалов дела для решения вопроса о дисквалификации главы администрации столицы республики. Помимо этого, на город обрушилась целая серия коммунальных аварий, оставившая десятки жилых домов без горячей воды и отопления и приведшая к прочим негативным последствиям.
Григорий ДИТЯТЕВ
Социолог, главный редактор ИА «Трибуна Севера» (г.Архангельск)
В последнее время, несмотря на (к сожалению!) привычные сложности в коммунальной сфере, в Архангельске наблюдались изменения в лучшую сторону. Был завершен ряд нужных городу объектов, в том числе и долгостроев в отдаленных районах города (ФОК в Маймаксе, баня в поселке 2-го лесозавода). Пожалуй, самым главным свершением следует признать введение электронных пластиковых карт-билетов в общественном транспорте, пока что для пожилых людей, а в перспективе для всех льготных категорий. Архангельский городской транспорт – это в основном ПАЗики и ГАЗельки, так что степень удобства, конечно, высокой назвать сложно. Но здесь следует учитывать анархию с пассажироперевозками в областном центре. Еще совсем недавно перевозчики-нелегалы отказывались принимать льготные талоны, выпускаемые мэрией. Сегодня же, судя по всему, проблема каким-то образом решена. Значит, пожилых людей, инвалидов теперь со скандалами уже не ссаживают. Как бы там ни было – это прогресс. И все же Виктор Павленко в сентябре ослабил свои позиции. А в перспективе они могут оказаться окончательно подорванными среди региональной политической элиты. Причина проста – упорное неприятие мэром региональной редакции ФЗ 136 и, в значительной степени по этой причине, обострение политического противостояния с Правительством Архангельской области и депутатами Архангельского областного Собрания. В последнее время конфликт переместился и на некоторых депутатов городской Думы, недавно еще считавшихся его политическими соратниками. Серьезное поражение Виктор Павленко испытал в середине сентября. На сессии областного Собрания депутаты подавляющим большинством голосов – 49 «за» — утвердили в первом чтении региональную редакцию ФЗ 136, согласно которой руководителей местных администраций теперь будут выбирать местные собрания из кандидатур, предлагаемых конкурсной комиссией, в состав которой входят представители губернатора, Общественной палаты и местного собрания. Губернатор Игорь Орлов, воспользовавшись жесткой и негибкой позицией мэра перехватил инициативу и провел встречу с депутатами городской Думы, на которой в обмен на обещание возобновить программу развития областного центра смог добиться, по меньшей мере, нейтральной позиции городского представительного органа. Проблема здесь и в том, что видный единоросс Виктор Павленко, по сути, поддержал оппозицию в лице «Справедливой России» и КПРФ, которые, разделяя установки центральных партийных органов, голосовали против предлагаемых новшеств или же воздержались. Тем самым член Президиума регионального Политсовета «Единой России» Павленко вновь рискует своей политической карьерой. Едва ли забыт его негативный опыт прошлого: в 2007 году Павленко уже исключали из рядов «медведей» и восстановили, причем, по-видимому, с нарушением Устава партии. Понять причину, по которой архангельский градоначальник, открыто заявлявший о своих губернаторских амбициях, противодействует наметившемуся федеральному тренду на усиление «вертикали власти», идет на конфликт не только с губернатором, но и большей частью политической элиты региона, достаточно сложно. Скорее всего, кого-то из близкого окружения архангельского мэра складывающаяся ситуация беспокоит, заставляет нервничать. В самом деле, досрочные губернаторские выборы в Архангельской области могут пройти уже в следующем году, а принятие поправок в устав муниципального образования также требует времени. Если проблема в том, что менее 2 процентов жителей региона доверяют местной власти, как показывают последние социологические исследования, проведенные правительством региона, то едва ли целесообразно в этих условиях доказывать ценность и демократизм процедуры прямых выборов. И потом — редакция закона такова, что не требует незамедлительного отстранения от власти действующих мэров или же перевыборов депутатского корпуса.
Андрей РУСАКОВ
Политолог, Руководитель Центра региональной политики
(г. Екатеринбург), советник ректора Уральского государственного экономического университетаЕвгений Ройзман находится в нелегкой политической ситуации, так как получил несколько мощных «нокаутов», имеющих огромный резонанс и в СМИ, и в городской среде. Первый из них — это уголовное дело его бывшего однопартийца, депутата городской Думы Екатеринбурга, «доброго доктора» Олега Кинева, обвиняемого в организации убийства пожилой женщины. История жестко ударила по имиджу как самого Ройзмана, так и по региональному отделению «Гражданской платформы». Обсуждается версия, что пойти на преступление Олега Кинева заставила плата за мандат депутата (мандат ему передал Евгений Ройзман). Грязные методы новоявленных «честных политиков» пока в судебном порядке не доказаны, но у населения и экспертов создается стойкое впечатление, что новый политический игрок в лице партии «Гражданская платформа» оказался хлеще всех давно действующих («Единая Россия», «Справедливая Россия» и т.д). Другой удар — обвинение одного из близких товарищей нынешнего Екатеринбургского мэра, учредителя фонда «Город без наркотиков» Андрея Кабанова в том, что Евгений Ройзман сознательно сделал из фонда политического игрока. И тем самым подставил всех, кто занимался основной работой — борьбой с наркоторговцами и реабилитацией наркоманов. Андрей Кабанов призвал остальных учредителей ликвидировать фонд, так как он сейчас воспринимается не как общественная организация для помощи людям, а как своеобразная политическая партия. Дополнительно к этому было высказано много личных подробностей об отношениях самого Евгения Вадимовича и его бывших друзей по фонду. Также стали вновь широко обсуждаться детали его личной жизни, не добавляющие положительных моментов в его восприятие. Миф о бескорыстном и честном борце за права горожан начал быстро разрушаться. И самое главное — это практическое отсутствие внятной реакции на все обвинения со стороны Евгения Ройзмана. В нынешнем состоянии его политическая реабилитация требует откровенных и адекватных действий со стороны мэра Екатеринбурга, чего не происходит. Городская дума живет своей собственной жизнью и Евгений Ройзман не воспринимается ни ее лидером, ни, тем более, главой города.
Павел САЛИН
Политолог, Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Судя по всему, Евгению Ройзману действительно светят серьезные проблемы. С самого начала своей мэрской карьеры (старта избирательной кампании) политик оказался разменной картой в крупной игре представителей правящей питерской группы. Все домыслы либеральной интеллигенции о том, что «в Екатеринбурге победил представитель оппозиции» — полнейшая чушь. Евгений Ройзман играл против губернатора Евгения Куйвашева, который имеет влиятельных покровителей на федеральном уровне, опираясь на оппонента губернатора, полпреда в УрФО Игоря Холманских, который также имеет влиятельных покровителей в Москве. Решающим фактором победы нынешнего мэра Екатеринбурга стала поддержка городских элит, которые имели претензии к губернатору и втихую сыграли на стороне «оппозиционного кандидата». Этого Евгений Куйвашев своему тезке простить не мог и ждал удобного момента. Он недавно представился — «группа поддержки» Игоря Холманских в Москве сейчас испытывает некоторые проблемы, в связи с конфликтом вокруг МВД, и «заинтересованным лицам» представился удобный шанс доставить множество мелких неприятностей его «клиентам» в регионах, в том числе и в Екатеринбурге.
Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»
(В конце каждого исследования ЦИК «Рейтинг» предоставляет возможность одному из лидеров прокомментировать результаты опроса, поделиться с читателями и другими участниками рейтинга секретами своих успехов)
Глава Администрации города Ханты-Мансийска
С большим интересом отношусь к проекту «Народный рейтинг», поскольку он основан на использовании таких общественных инструментов, как опрос населения, но при этом отражает экспертную оценку. Хотя конечно, все это достаточно относительно. Зачастую эксперт, основываясь на показателях, статистике, динамике развития высоко оценивает те или иные итоги работы власти, а вот простой человек, который каждый день сталкивается с конкретной проблемой, оценит эту деятельность совсем по-другому.
Для Администрации города Ханты-Мансийска и для меня, как руководителя, безусловно, важно, что наша работа вызывает высокие оценки у экспертного сообщества, которое хорошо знает муниципальную проблематику. Но гораздо важнее – та базовая часть рейтинга, благодаря которой он носит название «народный». Ведь непосредственными «потребителями» результатов работы власти являются жители. И это наш базовый критерий при формировании и текущей работы, и своих приоритетов.
В Ханты-Мансийске последнее социологическое исследование показало, что 73,7% горожан отмечают, что жизнь меняется в лучшую сторону. Вместе с тем ханты-мансийцы отмечают «пятерку» проблем, решения которых должны стать первоочередными, значит, это и есть пять приоритетных направлений деятельности Администрации.
Ханты-Мансийск на протяжении последних лет имеет один из самых высоких, даже по общероссийским меркам, темпов прироста населения за счет высокой рождаемости и активной внутренней миграции. Ежегодно город увеличивается в среднем на 5 тысяч человек. При этом окружной центр занимает лидирующие позиции в Югре по объему жилищного строительства в расчете на одного жителя. Ханты-Мансийск занимает 2 место с показателем 1,21 кв. метр на человека.
Своей первейшей задачей мы видим строительство качественного доступного жилья. Реализовать эту задачу можно только через оптимизацию градостроительной политики и развитие муниципальной экономики. В 2013 году в экономику Ханты-Мансийска было инвестировано 23 млрд. рублей, это в 2 раза больше чем 5 лет назад. Очень важно, что основная часть инвестиций направлена в жилищное строительство. В Ханты-Мансийске за последние три года в среднем вводилось более 100 тысяч квадратных метров жилья в год. Это самый высокий показатель в истории города.
Второй приоритет деятельности Администрации города – это развитие сферы образования. Более 2,5 млрд. рублей, что составляет около 40% городского бюджета, выделено на создание условий эффективной работы городского образования, которое становится более качественным, а звание педагога – более престижным.
Третий приоритет – создание комфортной городской среды. Это, прежде всего, надежное жилищно-коммунальное хозяйство, качественное общественное пространство. Столица Югры стремительно развивается, например, за прошедший год площадь многоквартирных жилых домов увеличилась на 5%. Главным становится не только обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнедеятельности, но и опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Пятое направление – это реализация мер, направленных на повышение открытости органов власти, доступности получения услуг, активное взаимодействие с общественностью, эффективную обратную связь. Ханты-мансийцы, по сути, являются сегодня полноценными партнерами городской власти. Один из инструментов реализации этого принципа – 10 общественных Советов, работающих при Администрации города.
Правительством Югры была дана оценка результатов работы городской власти. По итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в 2013 году Ханты-Мансийск занял 1 место среди городов Югры.