СлатиновСлатинов Владимир Борисович

Доктор политических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета (г.Курск)

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Для Виктора Карамышева осенние месяцы выдались не самыми простыми. Мэр Курска продолжил формирование новой схемы управления городом – в первой половине ноября была конкретизирована ранее утвержденная Горсобранием структура. Подразделения администрации укрупнены, создан комитет городского хозяйства, комитет информационно-хозяйственного обеспечения и отдел по делам несовершеннолетних и профилактике правонарушений. Строительство, благоустройство областного центра и охрана окружающей среды теперь консолидированы в функционале комитета городского хозяйства – это, по идее, должно улучшить работу по преобразованию городской среды. Серьёзно консолидирован и экономический функционал в рамках укрупненного комитета экономики, труда и занятости.

Удастся ли через управленческую консолидацию добиться повышения качества администрирования – пока неясно.

Остро стоит кадровый вопрос: собственной команды у избранного мэром Виктора Карамышева не было, поэтому в кадровой политике приходится маневрировать между представителями прежней городской администрации, собственными выдвиженцами, которых немного, и «командированными на город» чиновниками областной власти. «Командированных» на управление областным центром региональных чиновников немало. Они, как можно предположить, обеспечивают связку между региональной и городской властью в ситуации, когда позитивное изменение положения дел в областном центре принципиально важно и для недавно избранного губернатором Романа Старовойта.

Стоит отметить, что региональные власти согласились увеличить долю налога на доходы физических лиц, направляемых в бюджет Курска. Это было важным пунктом предвыборной программы Виктора Карамышева, с которой он выступал перед Городским собранием. Рост отчислений позволит в следующем году заметно увеличить собственные доходы областного центра и возможности муниципальной власти по изменению ситуации с благоустройством и в социальной сфере города.

Кроме того, губернатор наращивает усилия по привлечению средств на развитие городской среды. Роман Старовойт на встрече с вице-премьером Виталием Мутко обсудил исполнение Указа Президента РФ о подготовке и проведении празднования 1000-летия основания Курска. В рамках этой работы до 2032 года намечена реновация исторического центра города. В частности, планируется разместить там панораму Курской битвы, краеведческий музей, картинную галерею и детский театральный центр. Виталий Мутко согласился возглавить оргкомитет по подготовке к юбилею Курска и дал поручение сформировать состав комитета.

Ясно, что освоение ресурсов, выделяемых на подготовку к юбилею, потребует активного взаимодействия региональной и городской властей, но заодно и закладывает возможности конфликтов и противоречий между заинтересованными группами. Пока отношения губернатора с мэром выглядят рабочими, а трений и серьёзных противоречий не заметно. Хотя в отдельных историях, в частности, с подготовкой схемы развития транспорта в областном центре, из уст руководства города и области звучат разные трактовки.

Вызовом для Виктора Карамышева стала авария теплосетей в Северо-Западном микрорайоне, оставившая без тепла десятки тысяч курян. Износ инфраструктуры и деятельность компании «Квадра» (с начала отопительного сезона отмечено около двух десятков аварий) превращаются для городских и областных властей в серьезную проблему, крайне чувствительную для граждан и, соответственно, оценок работы чиновников. Руководство устранением последствий аварии в целом было оперативным и эффективным, но вопрос отношений властей с эксплуатирующей теплосети «Квадрой» остаётся острым.

Новой городской команде удалось заметно изменить ситуацию с качеством уличного освещения в городе. Появились первые попытки осуществить новые стилистические решения с благоустройством городского центра, вызвавшие неоднозначные оценки общественности. Правда, визит в Курск известного блогера Ильи Варламова городские власти, скорее, приободрил. Оценки урбаниста оказались в целом благожелательными. Заметно продвинулась вперёд ситуация с инициативным бюджетированием, количество заявок на 2020 год в рамках проекта «Народный бюджет» выросло вчетверо, а планируемые расходы на их реализацию – впятеро по сравнению с нынешним годом.

При этом деятельность мэра находится под пристальным вниманием информресурсов, СМИ и общественников. Статус публичного политика и политического игрока здесь для Виктора Карамышева, скорее, обременение – любая его ошибка или оговорка вызывают бурю комментариев и оценок. У Карамышева-политика немало конкурентов внутри региона, да и областная власть, при внешней конструктивности отношений, как можно предположить, зорко наблюдает за соблюдением мэром-тяжеловесом оговоренных «правил игры».

 

Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)

Главным событием этой осени для Романа Старовойта стало избрание на должность губернатора региона. Победа на выборах была убедительной (более 80%), однако важно помнить, что курские выборы стали классической «референдумной» кампанией – ресурсных конкурентов у Романа Старовойта не было, а попытка главы регионального отделения ЛДПР В. Федорова на последнем этапе предвыборной борьбы жестко критиковать врио губернатора не была оценена избирателями. Кроме того, власти ожидали более высокую явку, но она лишь ненамного превысила ту, что была на губернаторских выборах 2014 года, когда главой региона переизбрали Александра Михайлова.

Последний, кстати, был наделен Романом Старовойтом полномочиями сенатора, представляющего исполнительную власть региона. По нашим данным избранный губернатор сделал это без особого удовольствия, следуя ранее заключенным договоренностям. Бывший глава региона ведет себя системно, однако, после недавней заморозки строительства новых агрокомплексов фирмы «Мираторг» (возведение объектов началось без наличия полного пакета разрешительной документации), публично встал на сторону компании, подчеркивая важность последней как стратегического инвестора в регион.

После выборов Роман Старовойт утвердил новую структуру областной исполнительной власти, которую, впрочем, корректировал постоянно, находясь в статусе врио. Должности заместителей губернатора покинули два крупных игрока прежней команды – Валентина Нордстрем (финансы) и Алексей Золотарев (аграрный комплекс). Оба считались крепкими профессионалами. Должность заместителя губернатора по финансам фактически оказалась упраздненной – ее функционал передан первому вице-губернатору. Упразднена, по сути, и отдельная должность заместителя губернатора по внутренней политике – теперь ее будет курировать заместитель, одновременно отвечающий за госслужбу и кадры, управление делами администрации, службу протокола и взаимодействие со СМИ. С упразднением должности вице-губернатора по внутренней политике администрацию покинула и Екатерина Харченко, назначение которой в свое время вызывало недоумение у общественности, поскольку политическими вопросами она ранее никогда не занималась.

В целом, новая структура областной исполнительной власти воплотила тенденции к концентрации полномочий в руках наиболее влиятельных заместителей губернатора. При этом основной костяк вице-губернаторов (заместитель на блок госслужбы, кадров и внутренней политики еще не назначен, но, скорее всего, им станет глава администрации губернатора Юрий Князев) – это «варяги». Вряд ли новую конструкцию управления регионом можно считать органичной, к тому же в ней отсутствует заявленный как ориентир проектный подход. Роман Старовойт уже анонсировал, что с нового календарного года появится очередная версия структуры, так что нынешняя носит также переходный характер.

Губернатором также заявлена необходимость преобразований в организации местного самоуправления региона – речь идет о преобразовании сельских районов в муниципальные округа, где ликвидирован поселенческий уровень самоуправления. Соответствующий законопроект уже рассматривает областная дума – упрощение территориального управления и консолидация сельских районов в округа, по всей видимости, является общим требованием к деятельности направленных в регионы «молодых технократов». Риски роста недовольства части населения по этому поводу весьма вероятны, особенно на фоне приближающихся в 2021 году выборов в областной и федеральный парламенты, так что преобразования постараются провести быстро и, по возможности, аккуратно. Большое значение здесь будет иметь профессионализм внутриполитического блока исполнительной власти региона.

В числе основных послевыборных достижений губернатора – подписанный 10 октября Указ Президента РФ о праздновании 1000-летия Курска. Фактически создана правовая основа для выделения региону больших ресурсов на преобразование облика областного центра, что позволит Роману Старовойту продемонстрировать хорошие лоббистские возможности и способность существенно обновить инфраструктуру столицы региона.

Внимание к инфраструктурным проблемам остается наиболее сильной стороной в деятельности новой команды, управляющей регионом, объем работ в сфере дорожного строительства и ремонта в нынешнем году вырос наполовину, как и региональный дорожный фонд. К тому же губернатор выполнил обещание о снижении транспортного налога в регионе, являющегося одним из самых высоких в стране – законопроект о корректировке ставок в сторону понижения рассмотрела областная дума.

Существенной проблемой для Романа Старовойта является состояние здравоохранения в регионе, которое он назвал «удручающим». Не меньший вызов – сохранить высокую степень «отзывчивости» региональной власти на проблемные ситуации в области, которую удалось демонстрировать в предвыборный период лично губернатору. Перестроить на «отзывчивый» формат всю региональную управленческую машину в отсутствие предвыборной мобилизации – чрезвычайно сложная задача. Отношения с областным центром, которым управляет политический тяжеловес Виктор Карамышев, также серьезный объект приложения усилий. Пока Роману Старовойту и Виктору Карамышеву удавалось действовать в общей логике и без конфликтов, но каким будет взаимодействие по линии «область — региональная столица» в послевыборный период, и, учитывая возможное выделение для областного центра серьезных ресурсов, пока сложно сказать, нарастание противоречий здесь вполне вероятно. Не слишком понятно – как новая команда собирается осуществлять «курский прорыв» в промышленной политике в ситуации общенациональной экономической стагнации.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Период, прошедший с момента избрания мэром Курска, для Виктора Карамышева можно назвать адаптационным. 20 июня на выборах в горсобрании он получил высокий кредит доверия – за его кандидатуру проголосовали 29 депутатов из 31, включая как представителей Единой России, так и КПРФ. Согласованность прихода на должность мэра «политического тяжеловеса» с врио губернатора также была очевидной. Таким образом, Виктор Карамышев получил карт-бланш на необходимые шаги по изменению положения дел в областном центре.

Однако, за месяц с лишним новый мэр не сделал резких шагов, перемены осуществляются довольно осторожно, кроме того культивируется новая открытая и «отзывчивая» стилистика управления, похожая на ту, что исповедует врио губернатора.

Выступая на представлении своей программы в горсобрании будущий мэр говорил о необходимости серьезных кадровых и структурных перемен в городской власти. Сложившаяся структура управления городом виделась Виктору Карамышеву архаичной и нуждающейся в модернизации. После вступления избранного главы города в должность заявление об уходе написал заместитель главы города, отвечавший за внутриполитический, организационно-правовой и кадровый блоки – Андрей Куцевалов. Еще два заместителя – Галина Солопова (экономика и финансы) и Марина Сойникова (социальная сфера) ушли в отпуск – как говорят надежные источники — с последующим увольнением. На экономический блок в качестве заместителя мэра уже назначен новый куратор – Эдуард Кудрявцев – ранее он возглавлял управление налоговой политики и прогнозирования доходов областного комитета финансов. Усиление администрации региональной столицы «областными» кадрами активно практиковалось и при губернаторе Александре Михайлове, пригодилась эта практика и теперь. Департамент транспорта города возглавил бывший председатель комитета промышленности и транспорта обладминистрации Олег Шестиперов. Политический, организационно-правовой и кадровый блоки возглавила назначенная заместителем главы города Наталья Бастрикова – опытный и квалифицированный юрист, трудившаяся в федеральных и региональных структурах, в том числе в областной думе, которой некоторое время руководил Виктор Карамышев. Назначенный еще до прихода Виктора Карамышева на руководство городом первый заместитель главы Курска Николай Цыбин, считающийся креатурой заместителя врио губернатора Алексея Смирнова, сохранил пост.

Таким образом, Виктор Карамышев не торопится с резкими движениями в части структурных реорганизаций городской исполнительной власти, а его кадровые назначения пока точечны. Складывающаяся новая городская команда, по-видимому, будет представлять собой конгломерат из персон, которых хорошо знает новый глава города, и представителей областной власти, «откомандированных» ему в помощь и заодно  для контроля над процессами, происходящими в городе.

Что до структурных изменений, то они, по всей видимости, готовятся: мэр заявил, что будет активно изучать успешный опыт соседей в части системы управления. Представительная делегация во главе с Виктором Карамышевым недавно посетила Белгород, где ознакомилась с разными аспектами деятельности городской администрации, считающейся в Черноземье весьма успешной.

В стадии подготовки и городской бюджет на 2020 год, в котором новые приоритеты должны быть полноформатно отражены, включая щекотливый вопрос о росте отчислений из регионального бюджета в пользу областного центра. Если в этой части проблема сдвинется с места – это будет свидетельство реальной коалиции Виктора Карамышева и врио губернатора Романа Старовойта. Хотя внешняя демонстрация совместной конструктивной работы наблюдается постоянно – мэр регулярно сопровождает врио губернатора в деловых поездках на городские объекты. Но и сам довольно много ездит по городу, посещая объекты инфраструктуры, социальной сферы и «проблемные» точки. Глава города демонстрирует «отзывчивый» стиль и готовность погружаться в дела региональной столицы с головой.

Из заметных изменений – начало масштабного дорожного строительства и ремонта в Курске. Понятно, что основной импульс и ресурсное обеспечение здесь – результат усилий областных властей, но город активно включился в процесс в рамках своих полномочий. Гораздо «живее» чем прежде идет работа по подготовке проектов благоустройства городских территорий. Довольно успешно прошли слушания по строительству фонтана в центре города на средства одного из крупных банков. В отличие от некоторых соседних областных центров, где решение о возведении фонтана вызвало неприятие общественности, в Курске обсуждение прошло не только без скандалов, но получило одобрительные отзывы от «сердитых» представителей блогосферы и лидеров общественного мнения.

В целом, первый месяц нового мэра прошел под знаком отсутствия радикальных изменений, крайне аккуратной кадровой трансформации, подготовки структурных и бюджетных сдвигов, а также демонстрации новой стилистики погружения в городские проблемы.

 

Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)

Оценивать деятельность Сергея Малахова на должности и.о. мэра Курска сложно – по сути, он рассматривался как временная фигура на период между отставкой Николая Овчарова и выборами нового главы города. Понимание временного характера своего пребывания в должности, настраивало Малахова на стиль, не располагающий ни к особому проявлению инициативы, ни, напротив, к тотальному ничегонеделанию, чреватому гневом областных властей.

Однако, спокойно пересидеть переходный период у и.о. не получилось – раздражение населения и врио губернатора положением дел в городе слишком велико, как велико и желание Романа Старовойта продемонстрировать горожанам хоть какие -то подвижки в областном центре.
Тем не менее, городская бюрократическая машина забуксовала давно, к тому же и с обновленной областной исполнительной властью не все замечательно, поэтому ко второй половине мая в Курске так и не обнаружено следов объявленного врио губернатора «года дорог», как и признаков ускоренного благоустройства и других перемен.

Ропот в соцсетях и в уличных разговорах относительно словоохотливости врио, не имеющей результата, становится все громче – и вот уже на встречах со студентами и в специально записанном видеообращении Роман Старовойт сетует на сложность процедур освоения средств, неповоротливость городских чиновников и обещает скорые позитивные перемены. Гнев врио губернатора обрушивается на и.о. главы города, и Сергей Малахов, не дождавшись выборов, пишет заявление об уходе «по собственному». Исполнять обязанности мэра теперь поручено не так давно назначенному заместителю главы города Николаю Цыбину, являющемуся креатурой заместителя врио губернатора Алексея Смирнова, который когда-то сам возглавлял курское городское коммунальное хозяйство.

Именно Николай Цыбин первоначально рассматривался как кандидат в мэры. Он почти идеально соответствует образу «молодого технократа» и, будучи связанным с командой врио губернатора, был бы проводником ее политики в городе. Однако, по мере приближения даты объявления конкурса претендентов на должность мэра, все активней разговоры, что фаворитом на выборах станет депутат Госдумы Виктор Карамышев. По всей видимости, Роман Старовойт осознал (или ему подсказали на Старой площади), что масштаб городских проблем столь велик, что справиться с ними может только политический тяжеловес. Аффилированному с областной властью «технократу» будет сложно одолеть городскую бюрократию и прилипшие к муниципальному хозяйству и бюджету влиятельные группы интересов.

В принципе, Роман Старовойт может направить «на город» одного из своих заместителей, хорошо знающего его проблемы и имеющего должный политико-административный вес. Таковыми потенциальными «заместителями по областному центру» могут стать упомянутый Алексей Смирнов и не так давно возглавлявший Центральный округ Курска Михаил Горбунов. Но, говорят, достигнута договоренность именно с Виктором Карамышевым, это означает, что врио губернатора делает ставку на кооперацию с влиятельным региональным игроком, по сути, формируя вокруг своего правления коалицию местных элит.

Так ли это, и как пройдут выборы мэра Курска – станет ясно уже в ближайший месяц.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Липецк сегодня находится в режиме ожидания, поскольку Сергей Иванов, проработавший на посту мэра более трех лет, весной фактически ушел со своего поста – сначала в отпуск, но с последующим увольнением. 

Долгое управление регионом Олега Королева сформировало серьезные ожидания перемен у жителей областного центра. Поэтому с отставкой Королева, желание сторонников изменений, а больше всего их в Липецке, как в областном центре, только усилилось. К тому же отставка Иванова, как представителя прежней команды,  мобилизует электоральный ресурс в пользу новой власти, чего и добивается нынешний руководитель региона Игорь Артамонов.

Мэр региональной столицы – фактически заместитель губернатора по областному центру. Таким «замом» Королева и был Иванов, которого даже прочили в преемники прежнего регионального главы. В этом свете понятно, что Игорь Артамонов, естественно, предпочёл бы видеть в качестве «помощника» по столичному городу своего человека.

Такой «своей» персоной может стать руководитель холдинга «Трио» Евгения Уваркина. Она пользуется доверием Артамонова, хотя была в прекрасных отношениях и с Королевым. Возглавляет крупный местный агрохолдинг. Уваркина удобная для губернатора фигура: с одной стороны, она представляет липецкие элиты, она бизнесвумен и близка Артамонову по типу мышления. С другой стороны, она не принадлежит к тем или иным политическим стратам области, а значит,  если предположить, что именно она выиграет конкурсную процедуру, то будет всем обязана только Артамонову. 

Подводя итоги работы Сергея Иванова, можно сказать, что он пытался за городом следить. Поэтому наследство достанется новому градоначальнику во вполне удовлетворительном состоянии. Иванову удалось существенно увеличить бюджет Липецка. Он активно решал проблему городского транспорта, успев обновить половину подвижного состава. Пытался заниматься благоустройством: при нем отремонтирован, хотя и с нарушением сроков,  стадион «Металлург», обновлён Петровский мост.

Сложнее была ситуация со стройкомплексом – есть и обманутые дольщики, и вообще серьезные претензии к качеству работы строительного сектора. Из обоснованных претензий также называют недостаток внимания со стороны Иванова к общественным пространствам и традиционные трудности с вывозом снега зимой. Но, в целом, Иванов был не хуже, чем большинство мэров соседних регионов, и набор претензий к нему вполне стандартен.

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

К концу текущего года Р. Старовойт будет находиться у руля Курской области в статусе врио главы региона чуть более двух с половиной месяцев. Вряд ли можно говорить о влиянии нового правления на социально-экономические итоги года – здесь действует инерция прежнего руководства. Гораздо важнее оценить позиционирование новой власти и ее первые шаги в ключевых сферах жизни территории.

Главное, что можно отметить – большой опыт работы Р. Старовойта на госслужбе во многом определяет его стратегию поведения в качестве врио руководителя Курской области. Он действовал по-чиновному осторожно, отдавая приоритет технико-управленческим подходам, не совершил ни одной серьезной ошибки, не делал скандальных заявлений. Врио демонстрирует современный стиль поведения и коммуникации с разными политико-хозяйственными игроками и населением. В то же время его политическое позиционирование до конца неясно, работа на политическом поле пока недостаточна, а сфере структурных и кадровых решений требуется больше внятности.

«Варяжский» статус на фоне усталости населения от прежнего правления на первых порах играет в плюс Р. Старовойту – он не был ангажирован влиянием основных групп интересов в регионе и мог выстраивать кадровую политику и принятие ключевых решений в относительно автономном режиме.

Довольно приличная статусная позиция, с которой он пришел в регион, позволяет рассматривать его если не как «тяжеловеса», то довольно близкого к этому уровню игрока. В то же время как чиновнику ему было понятно, что в ходе «перезагрузки» нельзя допускать дестабилизации системы управления территорией. Кроме того, не имея собственной политической или управленческой опоры в территории, нельзя отталкивать влиятельных региональных игроков. Хотя демонстрировать обновление населению тоже необходимо. Поэтому, главным девизом в формировании миссии Р. Старовойта стало – «дела в регионе шли неплохо, но накопились проблемы, а сама территория имеет потенциал для более успешного развития». Прежний глава области А. Михайлов получил статус сенатора, делегированного врио, хотя прямого указания на право временно исполняющего обязанности губернатора на такое делегирование в законодательстве не было, но, видимо, в Кремле дали отмашку.

Кадровая политика построена пока на том же принципе – там, где дела идут более-менее успешно, чиновники, как правило, переназначаются (заместители губернатора по финансам и сельскому хозяйству). В чувствительных сферах, где предполагается изменить ситуацию, появляются новые лица – хотя, если говорить о заместителях губернатора по экономике и инфраструктуре и ЖКХ (здесь прошли первые назначения новых лиц) – они либо работали в регионе ранее (А. Смирнов), либо трудились до назначения, но не входили в «ближний круг» прежней власти (М. Бесхмельницын). На дорожное хозяйство и строительную сферу поставлены «варяги».

Наконец, в структуре областной власти создана администрация губернатора, соединившая кадровый, протокольный и правовой блоки, а ее главой в статусе заместителя главы региона назначен легендарный чиновник А. Стрелков, работавший управделами областной администрации еще при А. Руцком и оставшийся востребованным при А. Михайлове.

Нет внятности с социальной сферой (ожидается новый заместитель, но назначение никак не состоится), много говорится о новом заместителе по внутренней политике, но перемен здесь тоже пока нет. Отсутствует ясность и с новой структурой региональной исполнительной власти – существующая конструкция явно не окончательная, выглядит сыровато, ее переструктурирование затянулось.

В отношении ключевых хозяйственных игроков стратегия вполне осторожная – собрав недавно региональный Совет по инвестициям, врио фактически подтвердил обязательства прежней власти по ключевым инвестконтрактам и предложил им вкладывать в регион дальше. В область зовут новых финансовых и промышленных игроков, впрочем, по понятным причинам, быстрых результатов здесь вряд ли можно добиться. Диагноз состояния региональной экономики, опубличенный Р. Старовойтом, в целом, выглядит адекватно. Врио справедливо отмечает слабость промышленной политики и проблемное состояние инфраструктуры областного центра. Новые приоритеты вырабатываются в рамках стратегических сессий – Р. Старовойт – поклонник современных методов управления. Результаты работы над стратегией развития области планируется вынести на широкое общественное обсуждение. Для населения, ожидающего скорых перемен, демонстрируется внимание к чувствительным темам – обещано снизить «мусорные тарифы», под жесткий контроль поставлена компания «Квадра» — к ней скопилось слишком много претензий в части состояния теплосетей и качества отопления. Врио лично объявил о выделении дополнительных средств региону на ремонт дорожной сети – обещано, что изменения здесь куряне увидят уже к лету. Вызывающие острую реакцию намерения компании «Мираторг» построить гигантский свинокомплекс рядом с Алехинским заповедником, по-видимому, будут «заморожены».

Открытость демонстрируется в стиле общения и манерах – врио отказался от машины с «мигалкой», регулярно общается с различными представителями провластного гражданского общества, лично проводит стратегические сессии, совершает спортивные пробежки. Менее интенсивны контакты с районами, хотя территориальные поездки Р. Старовойт осуществляет регулярно. Не столь заметна и работа с политическим полем. Отношения с «Единой Россией» внешне хорошие, врио посетил съезд «партии власти», но видно, что слишком сильно «приближаться» к ней он не испытывает большого желания. О возможности самовыдвижения серьезных сообщений не было, но формат взаимодействия с «Единой Россией» остается «недоотстроенным».

Из парламентских партий у одной – ЛДПР – есть кандидат в сильные конкуренты врио – это депутат Госдумы С. Иванов, когда то возглавлявший курское отделение партии либерал-демократов. У КПРФ, являвшейся лояльной оппозицией А. Михайлову, равновеликой фигуры нет, но не исключено, что может быть выдвинут кто-то из молодой поросли «второго эшелона» руководства местных коммунистов. Понятно, что поведение парламентской оппозиции будет обусловлено тем – сохранит ли Кремль к лету формат жесткого управления региональным избирательными кампаниями и будет ли далее придерживаться модели  выборов «референдумного типа», где у врио нет серьезных ресурсных конкурентов, а есть лишь технические соперники.

Главными проблемами для Р. Старовойта к лету могут стать завышенные ожидания, которые столкнувшись с ухудшением экономической ситуации в стране, фискальным «наступлением» власти на население, запуском пенсионной реформы, могут трансформироваться в раздражение. Пусть за эти обстоятельства курский врио и не несет персональной ответственности – «негативная проекция» неизбежна. Проблемой представляется и положение дел в областном центре – именно здесь требуется продемонстрировать успехи, но что при этом делать с нынешней властью региональной столицы – пока неясно. По-видимому, в Новый год областная исполнительная власть входит «недосформированной» — и в структурном и кадровом отношении, а это способно породить негативные управленческие эффекты. Работа на политическом поле и, собственно, политические позиционирование тоже представляется невнятными – образ «хозяйственника-технократа» неплох, но явно недостаточен в меняющейся ситуации. Со всеми этими проблемами  курскому врио придется, так или иначе, иметь дело в Новом году.

 

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Летнее затишье в целом сказалось и на количестве новостей, приходящих из курской мэрии. Из приятного – в одном из рейтингов благоустройства городов Курск занял 4 место, о чём не замедлила оповестить народ городская администрация. Мэр особо отметил: «в 2017 году в Курске удалось сохранить устойчивость систем жизнеобеспечения. Мы будем строить дороги, сады, школы. Во всех сферах есть стабильность и развитие». Глава администрации также рассказал, что по программе «Городская среда» в Курске будет благоустроено 76 парков, но до 2022 года. Правда грандиозная реконструкция многострадального парка Дзержинского, затянувшаяся на долгие годы, никак не завершится (теперь обещают закончить к дню города 25 сентября). В запущенном состоянии десятки других парков, а количество претензий к мэрии по части состояния общественных пространств нарастает как снежный ком. По всем претензиям администрация стандартно жалуется на неповоротливость конкурсных процедур поиска подрядчиков.
Та же история разворачивается с масштабным ремонтом теплосетей. Обширные работы на центральных улицах города начались ближе к осени, перебои и задержки с подачей горячей и даже холодной воды стали перманентными. Почти как под копирку повторяется история прошлого года, когда мэрия до поздней осени стандартно сетовала на сложность быстрого освоения средств из-за многочисленных законодательных ограничений.

В политическом плане, учитывая общероссийский контекст, в регионе явно усилились «обновленческие» настроения и критика областной власти, однако главным объектом претензий со стороны гражданских и политических активистов является как раз положение дел в областном центре. Губернатору, который до сих пор не раз публично поддерживал городскую власть, все чаще приходится отбиваться от критики в её адрес и демонстрировать явное неудовольствие по этому поводу. Картину довершила недавняя публикация данных о доходах глав административных центров соседних областей, из которых куряне узнали, что их мэр зарабатывает куда больше, чем белгородский или орловский коллеги. Главной проблемой курского мэра становится необходимость демонстрировать состоятельность в инфраструктурном обновлении города при очевидной неповоротливости системы управления и ресурсной недостаточности.

 

Февраль 22, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Февраль, 2015)

Николай Овчаров занял пост сити-менеджера Курска в начале 2008 года в рамках переустройства системы управления областным центром региона, который в рамках муниципальной реформы успешно встраивался во властную «вертикаль». Его утверждение в должности главы городской администрации стало очередным в Черноземье (после Тамбова)  проявлением тенденции появления «заместителей губернатора по областному центру» – когда областная исполнительная власть и большинство городского представительного органа договаривались о приходе на областной центр «человека губернатора», причем из заместителей. Позже та же история случится в Белгороде и Воронеже (в последнем случае, правда, через выборы населением).

Приход Н. Овчарова на руководство хозяйством областного центра означал, что последний отныне будет управляться с точки зрения принятии ключевых решений – из губернаторского кабинета, конфликт по линии область – областной центр исключен, а потеря городской автономии будет компенсирована встраиванием города в областные программы и помощью региональных властей в развитии городской инфраструктуры.

Эта модель существует уже восемь лет, не претерпевая серьезных изменений. По типажу Н. Овчаров – классический «крепкий хозяйственник», прошедший советскую школу, партийные органы, а также  госслужбу в девяностных и «нулевых». Имея образование в сфере развития автодорог и соответствующий профессиональный опыт, добился при помощи областных властей впечатляющих успехов в расширении городской дорожной инфраструктуры. К числу других очевидных достижений администрации под его руководством можно отметить расширение социальной инфраструктуры (строительство новых школ и детсадов), обширное жилищное строительство и территориальной расширение города. Согласованная с областью политика поощрения местных крупных ритейлеров привела к превращению Курска в «город торговых центров», что, хоть и раздражает многих курян, поддерживает высокий уровень конкуренции на потребительском рынке.

Гораздо хуже дело обстоит с социально-культурной инфраструктурой – в городе фактически нет приличных парков и скверов, «торговый» прагматизм властей позволяет решать многие проблемы (ритейлеры-инвесторы берут на себя часть забот по созданию инфраструктуры), но вызывает вопросы у значительной части населения. Немалое раздражение вызывает тотальное доминирование бизнес-депутатов в Горсобрании. В период активного освоения средств на капремонты домов возникали подозрения об освоении значительной части средств аффилированными с депутатами городского представительного органа фирмами. Уже в ходе второго срока работы (с 2013 года) Н. Овчарова у оппозиционных партий возникали претензии к непрозрачности ряда решений об отведении земли в городе. Впрочем, эти истории продолжения в виде доведенных до логического конца уголовных дел не имели, и тихо сошли на нет.

Прагматизм и «хозяйственный стиль» курского сити-менеджера в целом находит поддержку у большинства населения – уровень доверия к Н. Овчарову у жителей города довольно высок. Впрочем, модель с назначаемым главой администрации пересмотру не подлежит – попытка вернуть модель выборного мэра в 2012 году вызвала резкое неприятие региональных властей и была пресечена. Управленческий и политический стиль главы курской администрации интегрированы в общую линию руководства регионом, осуществляемую некогда его непосредственным начальником – губернатором А. Михайловым. Областной центр, как и Курская область, претендует на роль «крепкого середняка». И хозяйственнику Н. Овчарову пока вполне удается держать эту марку.