СлатиновСлатинов Владимир Борисович

Доктор политических наук, профессор Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г.Курск)

 

 

Комментарии эксперта:

Февраль 22, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Февраль, 2015)

Николай Овчаров занял пост сити-менеджера Курска в начале 2008 года в рамках переустройства системы управления областным центром региона, который в рамках муниципальной реформы успешно встраивался во властную «вертикаль». Его утверждение в должности главы городской администрации стало очередным в Черноземье (после Тамбова)  проявлением тенденции появления «заместителей губернатора по областному центру» – когда областная исполнительная власть и большинство городского представительного органа договаривались о приходе на областной центр «человека губернатора», причем из заместителей. Позже та же история случится в Белгороде и Воронеже (в последнем случае, правда, через выборы населением).

Приход Н. Овчарова на руководство хозяйством областного центра означал, что последний отныне будет управляться с точки зрения принятии ключевых решений – из губернаторского кабинета, конфликт по линии область – областной центр исключен, а потеря городской автономии будет компенсирована встраиванием города в областные программы и помощью региональных властей в развитии городской инфраструктуры.

Эта модель существует уже восемь лет, не претерпевая серьезных изменений. По типажу Н. Овчаров – классический «крепкий хозяйственник», прошедший советскую школу, партийные органы, а также  госслужбу в девяностных и «нулевых». Имея образование в сфере развития автодорог и соответствующий профессиональный опыт, добился при помощи областных властей впечатляющих успехов в расширении городской дорожной инфраструктуры. К числу других очевидных достижений администрации под его руководством можно отметить расширение социальной инфраструктуры (строительство новых школ и детсадов), обширное жилищное строительство и территориальной расширение города. Согласованная с областью политика поощрения местных крупных ритейлеров привела к превращению Курска в «город торговых центров», что, хоть и раздражает многих курян, поддерживает высокий уровень конкуренции на потребительском рынке.

Гораздо хуже дело обстоит с социально-культурной инфраструктурой – в городе фактически нет приличных парков и скверов, «торговый» прагматизм властей позволяет решать многие проблемы (ритейлеры-инвесторы берут на себя часть забот по созданию инфраструктуры), но вызывает вопросы у значительной части населения. Немалое раздражение вызывает тотальное доминирование бизнес-депутатов в Горсобрании. В период активного освоения средств на капремонты домов возникали подозрения об освоении значительной части средств аффилированными с депутатами городского представительного органа фирмами. Уже в ходе второго срока работы (с 2013 года) Н. Овчарова у оппозиционных партий возникали претензии к непрозрачности ряда решений об отведении земли в городе. Впрочем, эти истории продолжения в виде доведенных до логического конца уголовных дел не имели, и тихо сошли на нет.

Прагматизм и «хозяйственный стиль» курского сити-менеджера в целом находит поддержку у большинства населения – уровень доверия к Н. Овчарову у жителей города довольно высок. Впрочем, модель с назначаемым главой администрации пересмотру не подлежит – попытка вернуть модель выборного мэра в 2012 году вызвала резкое неприятие региональных властей и была пресечена. Управленческий и политический стиль главы курской администрации интегрированы в общую линию руководства регионом, осуществляемую некогда его непосредственным начальником – губернатором А. Михайловым. Областной центр, как и Курская область, претендует на роль «крепкого середняка». И хозяйственнику Н. Овчарову пока вполне удается держать эту марку.