СлатиновСлатинов Владимир Борисович

Доктор политических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета (г.Курск)

 

 

Комментарии эксперта:

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

На деятельность властей областного центра в последние месяцы решающее влияние оказывает режим борьбы с эпидемией коронавируса. Конечно, нельзя сказать, что исполнение полномочий как-то «скукожилось», но оно сильно «окрашено» спецификой ситуации, в которой региональные власти, и так доминирующие в местной повестке, задают обязательные к исполнению опции для руководства областного центра. Последнее больше выступает в качестве оператора спущенной сверху программы карантинных мер.

Городские чиновники сориентированы на контроль за выполнением элементов режима самоизоляции, так называемого «масочного» режима, ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов. С данными задачами руководство города в целом справлялось – направленные на улицы областного центра муниципальные контролеры проверяли, закрыты ли предприятия, которым предписали прекратить работу, активно мониторилось соблюдение «масочного» режима в общественном транспорте, социальные службы работали над оказанием методической помощи гражданам, получившим право на дополнительные выплаты. К разъяснительной работе подключились многие городские чиновники, включая мэра.

Воспользовавшись отсутствием на улицах города большей части граждан, власти сделали упор на меры по благоустройству, и эта линия оправдала себя – город в целом выглядит сегодня довольно чистым и ухоженным. Приоритет в благоустройстве отдан местам массового отдыха, их активно готовят к наплыву посетителей, когда уставшее от режима самоизоляции население ринется в парки и на пляжи. Работы в этих местах мэр контролирует лично, посещает с инспекциями и другие точки благоустройства, скажем, построенные недавно новые микрорайоны.

Городские власти ведут диалог с различными бизнес-сообществами, и хотя ресурсные возможности муниципалитета в части помощи малому и среднему бизнесу не слишком высоки, отдельные меры удалось принять. В частности, поддержать рекламный бизнес (отсрочка по договорам на размещение рекламных конструкций, начало диалога о снижении базовой ставки). Однако, способность действовать на опережение в помощи предпринимателям городские власти демонстрируют не всегда удачно.

В последней декаде мая на Центральном рынке города (принадлежит муниципалитету) началась стихийная протестная акция предпринимателей – они требовали отмены арендной платы на период режима повышенной готовности, а также снижения арендных ставок до конца года, указывая, что уровень этих ставок – один из самых высоких в городе, выше, чем в частных торговых центрах. Прибывший на акцию заместитель мэра, курирующий экономику и «делегированный» в команду В. Карамышева из областного комитета финансов, в котором занимался бюджетными доходами, сообщил о «беспрецедентном» решении отменить арендную плату за апрель. Людям, потерявшим возможность зарабатывать и кормить семьи, объяснили про важность пополнять бюджет ради исполнения социальных и прочих обязательств.

Общественный резонанс по поводу акции и странных разъяснений городского чиновника заставил мэрию объявить о переговорах с предпринимателями по поводу возможного продления моратория на платежи и снижения ставок по аренде. Тем более, что параллельно выплыла история о приобретении администрацией Центрального рынка дорогого автомобиля «Тойота», который фактически используется мэрией. На фоне историй со ставками аренды на рынке имиджевые потери городской администрации очевидны.

Тем более, что к ним добавилась новая «автомобильная» история. Газета «Курские известия» опубликовала информацию о запущенной в марте этого года закупке мэрией ещё двух автомобилей «Тойота» стоимостью более 2 млн рублей каждый. Разгоревшийся публичный скандал, получивший широкое освещение в региональных медиа, был остановлен самим мэром, лично сообщившим об отмене одиозного приобретения. 

Замедленная реакция курских городских властей на проблемы, обусловленные «коронакризисом», проявилась и в резонансной истории с установлением тарифа на ремонт и содержание жилья. В феврале тарифы, которые не менялись несколько лет, были повышены для муниципального жилья и многоквартирных домов, в которых собрания жильцов не установили иных параметров. По сложившейся традиции управляющие компании начали «подтягивать» тарифы до уровня, установленного городскими властями, а граждане, находящиеся в режиме самоизоляции и в условиях падения доходов, получили с 1 апреля квитанции с заметно возросшей квартплатой. На возникший резонанс и многочисленные обращения чиновники мэрии и руководители горсобрания отвечали довольно путано, местами едва ли не обвиняя жителей города в нежелании проводить собрания и самостоятельно устанавливать тарифы. В конечном счёте всё же было принято решение о рассмотрении горсобранием вопроса о заморозке новых тарифов до 1 июля под предлогом невозможности проведения собраний в условиях режима самоизоляции. В конце апреля заморозка тарифов была утверждена.

Отношения Виктора Карамышева, считающегося политическим тяжеловесом, с областными властями развиваются относительно ровно, особенно учитывая возросшие в связи с эпидемией полномочия глав регионов. Однако это не отменяет обостренного внимания губернаторской команды к политическим телодвижениям мэра.

В сентябре должны состояться довыборы в Курское горсобрание по одному из округов. О желании выставить свою кандидатуру объявил близкий к Виктору Карамышеву глава региональной «Деловой России» бизнесмен Олег Малахов, заручившийся поддержкой в реготделении «партии власти» и первоначально довольно благосклонно встреченный близкими к областной власти медиаресурсами.

Однако, как в известном анекдоте, концепция внезапно изменилась, и о желании стать депутатом горсобрания объявил ректор Юго-Западного госуниверситета (бывший Курский политехнический институт) Сергей Емельянов. Неожиданное решение ректора вуза принять участие в городских выборах связывают с желанием областного руководства продемонстрировать мэру приоритет своего мнения по указанной проблеме. Олег Малахов объявил об отзыве заявления на выдвижение, а на праймериз «Единой России» против Сергея Емельянова выставлены откровенно слабые противники.

Летом исполнится год, как Виктор Карамышев стал мэром Курска. За время пребывания в должности ему удалось нарастить муниципальный бюджет (договорившись об увеличении доли налоговых отчислений в городскую казну), провести структурные и кадровые изменения в мэрии, заметным образом изменить ситуацию с благоустройством и качеством городской среды. При этом органичной и профессиональной команды в областном центре пока не сложилось, ряду новых персоналий в руководстве муниципалитета явно требуется более широкий набор компетенций в сфере городской экономики и социальной политики. Структура управления остаётся во многом инертной, кадровая ситуация требует перезагрузки, городское руководство должно внимательнее относиться к принципам этики и проблемам публичного позиционирования. Актуальной остаётся и проблема поиска балансов между политико-управленческой автономией и зависимостью от настроений и оценок региональных властей.

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

Новый год Роман Старовойт встретил не только в статусе избранного губернатора, но и по факту – в качестве субъекта, руководящего регионом более года (с октября 2018 года). И если в начале 2019 года наличие огромного кредита доверия сочеталось с «притиркой» тогдашнего врио с областью и её элитами, ускоренным знакомством с территорией и освоением компетенций регионального управления, то сегодня налицо завершение адаптационного периода, равно как и становящееся всё более явным окончание «медового месяца» в отношениях Романа Старовойта с вверенным ему населением региона.

Ничего необычного в этом нет, скорее – наоборот, это – естественный этап политической жизни регионального руководителя, прибывшего со стороны на смену тяжеловесу-долгожителю, от которого во многом устали. Вслед за «медовым месяцем» приходит политическая и управленческая рутина, а в оценках населения исчезает восторженность и утверждается прагматизм.

С точки зрения основных характеристик деятельности регионального руководителя, положение Романа Старовойта в целом вполне устойчиво. Наиболее сильными выглядят два аспекта: инфраструктурный (дорожное строительство, городская среда, отчасти – строительство социальных объектов) и политический – примечательно, что в ходе избирательной кампании Роман Старовойт не раз позиционировал себя «не как политика, а как строителя», но именно на политическом поприще и в сфере взаимодействия с элитами удалось достичь максимальных успехов.

В региональном руководстве «Единой России» сменилось руководство – пришедший на смену политическому «зубру» Владимиру Иванову секретарь реготделения Валерий Мелихов соответствует тренду на обновление и омоложение партии власти, вполне лоялен губернатору и не имеет ресурсной самодостаточности. Стиль отношений губернатора с местной элитой – спокойный, основанный на «мягком доминировании»; резонансных конфликтов не наблюдается. Согласие на избрание мэром областного центра местного «тяжеловеса» Виктора Карамышева принесло возможность договориться об укреплении бюджета Курска (рост доли НДФЛ, перечисляемой в городскую казну), расширении проектов преобразования городской среды (городская повестка остается важной для губернатора) при одновременной передаче ответственности за состояние городских дел в руки политически сильного мэра и сохранении за губернатором арбитражных функций.

Оппозиция (наиболее заметны в регионы КПРФ и ЛДПР) придерживалась стратегии «локальных дел»: критики деятельности губернатора из уст оппозиционеров практически не звучало, акцент делался на событиях, способствующих привлечению общественного внимания (протесты против «грязного производства» фирмы «Экотекс» или строительства свинокомплексов «Мираторга»).
Вполне лояльны губернатору большинство местных СМИ и информационных ресурсов, включая тех, кто был весьма активен в жёсткой критике прежнего правления. Противники региональной власти в информационном пространстве малочисленны, ориентированы на хайп и воспринимаются как одиозные. Иначе говоря, информационная среда для Романа Стровойта весьма благоприятна. Тем более, что губернаторская открытость (включая активное использование социальных сетей), а также стратегия вовлечения населения и экспертов в выработку властных решений («мастерские проектов», заработавший экспертный совет при губернаторе, разнообразные слушания в части развития городской среды) сыграли свою позитивную роль. Значительная часть активной общественности и экспертного сообщества чувствует себя вовлеченной в выработку государственной политики, хотя, возможно, хотела бы большего (например, публичных отчетов по «мастерским проектов», которым скоро исполнится год).

Социально-экономические итоги 2019 года еще до конца не подведены, но ясно, что регион, скорее, остался в колее инерционного развития при наличии локальных успехов в отдельных сферах (прежде всего – инфраструктуре). Это хорошо чувствует население – рейтинг главы региона приличный, при этом качественные социологические исследования четко фиксируют, что люди отмечают успехи в дорожном строительстве, освещении областного центра и региона, позитивно говорят о начало реабилитации рек и гораздо большем внимании властей к экологии, отмечается заметный прогресс в возведении отдельных социальных объектов. Особо подчеркивается высокая «отзывчивость» и мобильность руководителя территории, его лоббистский потенциал. В то же время, оценки работы главы региона стали намного спокойней и сдержанней.

Понимая, что выход за рамки инерционного сценария требует серьёзных изменений в системе управления, Роман Старовойт пытается перезагрузить региональную кадровую политику. В начале года он призвал дать бой кумовству в органах публичной власти, в том числе попросил сообщать о соответствующих фактах ему в социальных сетях. Проблема, однако, в том, что фактов юридического нарушения требований законодательства о близком родстве совсем немного – надзор здесь осуществляется в целом неплохо. Родственные связи и интересы опутывают разные структуры и институты региональной и муниципальной власти, учреждений и хозяйствующих субъектов при внешнем соблюдении формальных требований, и эта проблема куда сложнее.

Не поддавшись уговорам запустить модные кадровые конкурсы в предвыборный период (результат от которых был бы чисто имиджевый), губернатор собрался дать старт широкой кампании по отбору кадров на руководящие должности этой весной – за образец предполагается взять проект «Лидеры России». Его прошлогодняя финалистка от Курской области Ольга Ворошилова назначена ректором региональной академии государственной и муниципальной службы, ей, видимо, будет поручено заниматься кадровой трансформацией. Победитель конкурса прошлого года Вячеслав Берзин приглашен на должность заместителя губернатора Курской области по цифровому развитию и госуслугам. Правда, оба рекрутированных на высокие позиции прошлогодних победителя проекта «Лидеры России» не имеют ни серьёзного опыта работы в органах публичной власти, ни очевидных достижений на этом поприще. Мотивация Романа Старовойта понятна – он лихорадочно ищет инструменты перезагрузки системы управления регионом и кадры для этого, старается брать за основу имеющиеся практики, но оправдаются ли выбранные варианты – покажет время.

Пройдя период «адаптации к почве» и «медовый месяц» с населением, курский губернатор ожидаемо столкнулся с набором вызовов и ограничений, присущих рутинному этапу работы руководителя нестоличного региона со средним уровнем развития. Вот только цели, которые поставил для себя Роман Старовойт, выглядят совсем не рутинно!

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Замена в 2018 году Александра Михайлова на Романа Старовойта полностью вписывалась в новую кремлёвскую кадровую политику в отношении территорий – классический «молодой технократ», к тому же по происхождению местный, должен был ответить на запрос к преодолению застоя и обновлению экономики, инфраструктуры и социальной сферы региона. Главное, что можно констатировать по  итогам 2019 года, – у Романа Старовойта получилось сформировать в Курской области новую позитивную атмосферу. Он это сделал, не входя в конфронтацию с местными элитами, а постепенно встраивая их в новый формат. Поддержка со стороны населения была и пока остается высокой. Из очевидных политических достижений нового губернатора – хороший результат на выборах в сентябре (пусть выборы и были «референдумного типа»), смена власти в городе Курске, превратившегося в наиболее слабое звено предыдущего правления, обновление регионального руководства «Единой России».

Хороший эффект дает «отзывчивый стиль» правления – губернатор быстро лично откликается на возникающие проблемы и запросы граждан, а теперь пытается развернуть на этот формат всю бюрократическую машину региональной власти, что, несомненно, даётся ему тяжело. Более активно работают разные формы обратной связи и общественного участия – от «мастерских проектов» (адаптированный вариант малазийской системы PEMANDU) до регулярных общественных обсуждений благоустройства городской среды, создания экспертного совета при губернаторе и проведения аналога «прямой линии» по итогам года в телеэфире и Сети.  Оппозиция пока не проявляет воли всерьёз бороться и критиковать новые власти, а, скорее, пытается встроиться в «консенсус Старовойта» в качестве штатных и неопасных оппонентов.

Как и ожидалось, максимальные достижения новая команда продемонстрировала на инфраструктурном поприще – масштабы дорожного строительства и ремонта беспрецедентны, обустраивается городская среда, в Курске стало намного светлее в ночное время: областной центр меняется на глазах. Губернатор показывает себя хорошим лоббистом в привлечении федеральных средств на инфраструктурные проекты.

Экономические результаты региона в 2019-м во многом ещё предопределены предыдущим правлением, сюда надо отнести очевидные успехи аграрного производства – область стала крупнейшим производителем зерна и сахарной свеклы в общенациональном масштабе. Новая команда при этом задаёт более жесткие правила игры для агроинвесторов (прежде обладавшая неформальным особым статусом компания «Мираторг» подверглась жёсткому прессингу властей в части соблюдения порядка строительства объектов и экологических норм) и настроена на опережающее развитие переработки. Делаются попытки смены модели промышленной политики на инвестиционно-активную, но здесь пока мы видим больше деклараций и намерений – их реалистичность предстоит оценить в новом году.

В социальной сфере в приоритет выдвинуты планы по модернизации здравоохранения. Образование и культура получили новых руководителей на областном уровне и некоторые инфраструктурные вливания. Масштабные изменения здесь пока больше декларируются.
Система управления регионом постоянно перестраивается, что объяснимо: губернатор, как бывший федеральный чиновник, на ходу осваивает незнакомые ему прежде компетенции по управлению регионом, к тому же идёт постоянная оценка и тестирование местных кадров (уже под занавес года администрацию покинул переназначенный после выборов вице-губернатор). Неясно, насколько удачными окажутся попытки консолидировать управление региональной экономикой и финансами в руках первого вице-губернатора, а также передача другому заместителю огромного блока руководства внутренней политикой, кадрами и государственной службой, а также управления делами. Органичной и цельной команды у Романа Старовойта пока нет, хотя нынешний конгломерат «варягов» и обновленных местных кадров стал работоспособнее, чем в начале этого года. Именно в этом направлении ещё предстоит немало сделать – успех декларируемых планов по модернизации и развитию региона во многом завязан на кадрово-управленческий фактор. Реформу территориальной организации местного самоуправления (преобразование муниципальных районов с поселениями в муниципальные округа) губернатор отложил, резонно взвесив риски на фоне надвигающегося большого избирательного цикла в 2021 году.

Серьёзной проблемой обещает стать переформатирование региональной политической элиты в ситуации подготовки и проведения выборов в областную и Государственную Думы в 2021 году. По сути, новой губернаторской команде придётся провести поколенческую перезагрузку депутатского корпуса, осуществив обновление и «омоложение» так, чтобы соблюсти баланс между ключевыми группами интересов и одновременно сформировать работоспособный региональный парламент, а также эффективное политическое представительство на федеральном уровне.

 

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Для Виктора Карамышева осенние месяцы выдались не самыми простыми. Мэр Курска продолжил формирование новой схемы управления городом – в первой половине ноября была конкретизирована ранее утвержденная Горсобранием структура. Подразделения администрации укрупнены, создан комитет городского хозяйства, комитет информационно-хозяйственного обеспечения и отдел по делам несовершеннолетних и профилактике правонарушений. Строительство, благоустройство областного центра и охрана окружающей среды теперь консолидированы в функционале комитета городского хозяйства – это, по идее, должно улучшить работу по преобразованию городской среды. Серьёзно консолидирован и экономический функционал в рамках укрупненного комитета экономики, труда и занятости.

Удастся ли через управленческую консолидацию добиться повышения качества администрирования – пока неясно.

Остро стоит кадровый вопрос: собственной команды у избранного мэром Виктора Карамышева не было, поэтому в кадровой политике приходится маневрировать между представителями прежней городской администрации, собственными выдвиженцами, которых немного, и «командированными на город» чиновниками областной власти. «Командированных» на управление областным центром региональных чиновников немало. Они, как можно предположить, обеспечивают связку между региональной и городской властью в ситуации, когда позитивное изменение положения дел в областном центре принципиально важно и для недавно избранного губернатором Романа Старовойта.

Стоит отметить, что региональные власти согласились увеличить долю налога на доходы физических лиц, направляемых в бюджет Курска. Это было важным пунктом предвыборной программы Виктора Карамышева, с которой он выступал перед Городским собранием. Рост отчислений позволит в следующем году заметно увеличить собственные доходы областного центра и возможности муниципальной власти по изменению ситуации с благоустройством и в социальной сфере города.

Кроме того, губернатор наращивает усилия по привлечению средств на развитие городской среды. Роман Старовойт на встрече с вице-премьером Виталием Мутко обсудил исполнение Указа Президента РФ о подготовке и проведении празднования 1000-летия основания Курска. В рамках этой работы до 2032 года намечена реновация исторического центра города. В частности, планируется разместить там панораму Курской битвы, краеведческий музей, картинную галерею и детский театральный центр. Виталий Мутко согласился возглавить оргкомитет по подготовке к юбилею Курска и дал поручение сформировать состав комитета.

Ясно, что освоение ресурсов, выделяемых на подготовку к юбилею, потребует активного взаимодействия региональной и городской властей, но заодно и закладывает возможности конфликтов и противоречий между заинтересованными группами. Пока отношения губернатора с мэром выглядят рабочими, а трений и серьёзных противоречий не заметно. Хотя в отдельных историях, в частности, с подготовкой схемы развития транспорта в областном центре, из уст руководства города и области звучат разные трактовки.

Вызовом для Виктора Карамышева стала авария теплосетей в Северо-Западном микрорайоне, оставившая без тепла десятки тысяч курян. Износ инфраструктуры и деятельность компании «Квадра» (с начала отопительного сезона отмечено около двух десятков аварий) превращаются для городских и областных властей в серьезную проблему, крайне чувствительную для граждан и, соответственно, оценок работы чиновников. Руководство устранением последствий аварии в целом было оперативным и эффективным, но вопрос отношений властей с эксплуатирующей теплосети «Квадрой» остаётся острым.

Новой городской команде удалось заметно изменить ситуацию с качеством уличного освещения в городе. Появились первые попытки осуществить новые стилистические решения с благоустройством городского центра, вызвавшие неоднозначные оценки общественности. Правда, визит в Курск известного блогера Ильи Варламова городские власти, скорее, приободрил. Оценки урбаниста оказались в целом благожелательными. Заметно продвинулась вперёд ситуация с инициативным бюджетированием, количество заявок на 2020 год в рамках проекта «Народный бюджет» выросло вчетверо, а планируемые расходы на их реализацию – впятеро по сравнению с нынешним годом.

При этом деятельность мэра находится под пристальным вниманием информресурсов, СМИ и общественников. Статус публичного политика и политического игрока здесь для Виктора Карамышева, скорее, обременение – любая его ошибка или оговорка вызывают бурю комментариев и оценок. У Карамышева-политика немало конкурентов внутри региона, да и областная власть, при внешней конструктивности отношений, как можно предположить, зорко наблюдает за соблюдением мэром-тяжеловесом оговоренных «правил игры».

 

Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)

Главным событием этой осени для Романа Старовойта стало избрание на должность губернатора региона. Победа на выборах была убедительной (более 80%), однако важно помнить, что курские выборы стали классической «референдумной» кампанией – ресурсных конкурентов у Романа Старовойта не было, а попытка главы регионального отделения ЛДПР В. Федорова на последнем этапе предвыборной борьбы жестко критиковать врио губернатора не была оценена избирателями. Кроме того, власти ожидали более высокую явку, но она лишь ненамного превысила ту, что была на губернаторских выборах 2014 года, когда главой региона переизбрали Александра Михайлова.

Последний, кстати, был наделен Романом Старовойтом полномочиями сенатора, представляющего исполнительную власть региона. По нашим данным избранный губернатор сделал это без особого удовольствия, следуя ранее заключенным договоренностям. Бывший глава региона ведет себя системно, однако, после недавней заморозки строительства новых агрокомплексов фирмы «Мираторг» (возведение объектов началось без наличия полного пакета разрешительной документации), публично встал на сторону компании, подчеркивая важность последней как стратегического инвестора в регион.

После выборов Роман Старовойт утвердил новую структуру областной исполнительной власти, которую, впрочем, корректировал постоянно, находясь в статусе врио. Должности заместителей губернатора покинули два крупных игрока прежней команды – Валентина Нордстрем (финансы) и Алексей Золотарев (аграрный комплекс). Оба считались крепкими профессионалами. Должность заместителя губернатора по финансам фактически оказалась упраздненной – ее функционал передан первому вице-губернатору. Упразднена, по сути, и отдельная должность заместителя губернатора по внутренней политике – теперь ее будет курировать заместитель, одновременно отвечающий за госслужбу и кадры, управление делами администрации, службу протокола и взаимодействие со СМИ. С упразднением должности вице-губернатора по внутренней политике администрацию покинула и Екатерина Харченко, назначение которой в свое время вызывало недоумение у общественности, поскольку политическими вопросами она ранее никогда не занималась.

В целом, новая структура областной исполнительной власти воплотила тенденции к концентрации полномочий в руках наиболее влиятельных заместителей губернатора. При этом основной костяк вице-губернаторов (заместитель на блок госслужбы, кадров и внутренней политики еще не назначен, но, скорее всего, им станет глава администрации губернатора Юрий Князев) – это «варяги». Вряд ли новую конструкцию управления регионом можно считать органичной, к тому же в ней отсутствует заявленный как ориентир проектный подход. Роман Старовойт уже анонсировал, что с нового календарного года появится очередная версия структуры, так что нынешняя носит также переходный характер.

Губернатором также заявлена необходимость преобразований в организации местного самоуправления региона – речь идет о преобразовании сельских районов в муниципальные округа, где ликвидирован поселенческий уровень самоуправления. Соответствующий законопроект уже рассматривает областная дума – упрощение территориального управления и консолидация сельских районов в округа, по всей видимости, является общим требованием к деятельности направленных в регионы «молодых технократов». Риски роста недовольства части населения по этому поводу весьма вероятны, особенно на фоне приближающихся в 2021 году выборов в областной и федеральный парламенты, так что преобразования постараются провести быстро и, по возможности, аккуратно. Большое значение здесь будет иметь профессионализм внутриполитического блока исполнительной власти региона.

В числе основных послевыборных достижений губернатора – подписанный 10 октября Указ Президента РФ о праздновании 1000-летия Курска. Фактически создана правовая основа для выделения региону больших ресурсов на преобразование облика областного центра, что позволит Роману Старовойту продемонстрировать хорошие лоббистские возможности и способность существенно обновить инфраструктуру столицы региона.

Внимание к инфраструктурным проблемам остается наиболее сильной стороной в деятельности новой команды, управляющей регионом, объем работ в сфере дорожного строительства и ремонта в нынешнем году вырос наполовину, как и региональный дорожный фонд. К тому же губернатор выполнил обещание о снижении транспортного налога в регионе, являющегося одним из самых высоких в стране – законопроект о корректировке ставок в сторону понижения рассмотрела областная дума.

Существенной проблемой для Романа Старовойта является состояние здравоохранения в регионе, которое он назвал «удручающим». Не меньший вызов – сохранить высокую степень «отзывчивости» региональной власти на проблемные ситуации в области, которую удалось демонстрировать в предвыборный период лично губернатору. Перестроить на «отзывчивый» формат всю региональную управленческую машину в отсутствие предвыборной мобилизации – чрезвычайно сложная задача. Отношения с областным центром, которым управляет политический тяжеловес Виктор Карамышев, также серьезный объект приложения усилий. Пока Роману Старовойту и Виктору Карамышеву удавалось действовать в общей логике и без конфликтов, но каким будет взаимодействие по линии «область — региональная столица» в послевыборный период, и, учитывая возможное выделение для областного центра серьезных ресурсов, пока сложно сказать, нарастание противоречий здесь вполне вероятно. Не слишком понятно – как новая команда собирается осуществлять «курский прорыв» в промышленной политике в ситуации общенациональной экономической стагнации.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Период, прошедший с момента избрания мэром Курска, для Виктора Карамышева можно назвать адаптационным. 20 июня на выборах в горсобрании он получил высокий кредит доверия – за его кандидатуру проголосовали 29 депутатов из 31, включая как представителей Единой России, так и КПРФ. Согласованность прихода на должность мэра «политического тяжеловеса» с врио губернатора также была очевидной. Таким образом, Виктор Карамышев получил карт-бланш на необходимые шаги по изменению положения дел в областном центре.

Однако, за месяц с лишним новый мэр не сделал резких шагов, перемены осуществляются довольно осторожно, кроме того культивируется новая открытая и «отзывчивая» стилистика управления, похожая на ту, что исповедует врио губернатора.

Выступая на представлении своей программы в горсобрании будущий мэр говорил о необходимости серьезных кадровых и структурных перемен в городской власти. Сложившаяся структура управления городом виделась Виктору Карамышеву архаичной и нуждающейся в модернизации. После вступления избранного главы города в должность заявление об уходе написал заместитель главы города, отвечавший за внутриполитический, организационно-правовой и кадровый блоки – Андрей Куцевалов. Еще два заместителя – Галина Солопова (экономика и финансы) и Марина Сойникова (социальная сфера) ушли в отпуск – как говорят надежные источники — с последующим увольнением. На экономический блок в качестве заместителя мэра уже назначен новый куратор – Эдуард Кудрявцев – ранее он возглавлял управление налоговой политики и прогнозирования доходов областного комитета финансов. Усиление администрации региональной столицы «областными» кадрами активно практиковалось и при губернаторе Александре Михайлове, пригодилась эта практика и теперь. Департамент транспорта города возглавил бывший председатель комитета промышленности и транспорта обладминистрации Олег Шестиперов. Политический, организационно-правовой и кадровый блоки возглавила назначенная заместителем главы города Наталья Бастрикова – опытный и квалифицированный юрист, трудившаяся в федеральных и региональных структурах, в том числе в областной думе, которой некоторое время руководил Виктор Карамышев. Назначенный еще до прихода Виктора Карамышева на руководство городом первый заместитель главы Курска Николай Цыбин, считающийся креатурой заместителя врио губернатора Алексея Смирнова, сохранил пост.

Таким образом, Виктор Карамышев не торопится с резкими движениями в части структурных реорганизаций городской исполнительной власти, а его кадровые назначения пока точечны. Складывающаяся новая городская команда, по-видимому, будет представлять собой конгломерат из персон, которых хорошо знает новый глава города, и представителей областной власти, «откомандированных» ему в помощь и заодно  для контроля над процессами, происходящими в городе.

Что до структурных изменений, то они, по всей видимости, готовятся: мэр заявил, что будет активно изучать успешный опыт соседей в части системы управления. Представительная делегация во главе с Виктором Карамышевым недавно посетила Белгород, где ознакомилась с разными аспектами деятельности городской администрации, считающейся в Черноземье весьма успешной.

В стадии подготовки и городской бюджет на 2020 год, в котором новые приоритеты должны быть полноформатно отражены, включая щекотливый вопрос о росте отчислений из регионального бюджета в пользу областного центра. Если в этой части проблема сдвинется с места – это будет свидетельство реальной коалиции Виктора Карамышева и врио губернатора Романа Старовойта. Хотя внешняя демонстрация совместной конструктивной работы наблюдается постоянно – мэр регулярно сопровождает врио губернатора в деловых поездках на городские объекты. Но и сам довольно много ездит по городу, посещая объекты инфраструктуры, социальной сферы и «проблемные» точки. Глава города демонстрирует «отзывчивый» стиль и готовность погружаться в дела региональной столицы с головой.

Из заметных изменений – начало масштабного дорожного строительства и ремонта в Курске. Понятно, что основной импульс и ресурсное обеспечение здесь – результат усилий областных властей, но город активно включился в процесс в рамках своих полномочий. Гораздо «живее» чем прежде идет работа по подготовке проектов благоустройства городских территорий. Довольно успешно прошли слушания по строительству фонтана в центре города на средства одного из крупных банков. В отличие от некоторых соседних областных центров, где решение о возведении фонтана вызвало неприятие общественности, в Курске обсуждение прошло не только без скандалов, но получило одобрительные отзывы от «сердитых» представителей блогосферы и лидеров общественного мнения.

В целом, первый месяц нового мэра прошел под знаком отсутствия радикальных изменений, крайне аккуратной кадровой трансформации, подготовки структурных и бюджетных сдвигов, а также демонстрации новой стилистики погружения в городские проблемы.

 

Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)

Оценивать деятельность Сергея Малахова на должности и.о. мэра Курска сложно – по сути, он рассматривался как временная фигура на период между отставкой Николая Овчарова и выборами нового главы города. Понимание временного характера своего пребывания в должности, настраивало Малахова на стиль, не располагающий ни к особому проявлению инициативы, ни, напротив, к тотальному ничегонеделанию, чреватому гневом областных властей.

Однако, спокойно пересидеть переходный период у и.о. не получилось – раздражение населения и врио губернатора положением дел в городе слишком велико, как велико и желание Романа Старовойта продемонстрировать горожанам хоть какие -то подвижки в областном центре.
Тем не менее, городская бюрократическая машина забуксовала давно, к тому же и с обновленной областной исполнительной властью не все замечательно, поэтому ко второй половине мая в Курске так и не обнаружено следов объявленного врио губернатора «года дорог», как и признаков ускоренного благоустройства и других перемен.

Ропот в соцсетях и в уличных разговорах относительно словоохотливости врио, не имеющей результата, становится все громче – и вот уже на встречах со студентами и в специально записанном видеообращении Роман Старовойт сетует на сложность процедур освоения средств, неповоротливость городских чиновников и обещает скорые позитивные перемены. Гнев врио губернатора обрушивается на и.о. главы города, и Сергей Малахов, не дождавшись выборов, пишет заявление об уходе «по собственному». Исполнять обязанности мэра теперь поручено не так давно назначенному заместителю главы города Николаю Цыбину, являющемуся креатурой заместителя врио губернатора Алексея Смирнова, который когда-то сам возглавлял курское городское коммунальное хозяйство.

Именно Николай Цыбин первоначально рассматривался как кандидат в мэры. Он почти идеально соответствует образу «молодого технократа» и, будучи связанным с командой врио губернатора, был бы проводником ее политики в городе. Однако, по мере приближения даты объявления конкурса претендентов на должность мэра, все активней разговоры, что фаворитом на выборах станет депутат Госдумы Виктор Карамышев. По всей видимости, Роман Старовойт осознал (или ему подсказали на Старой площади), что масштаб городских проблем столь велик, что справиться с ними может только политический тяжеловес. Аффилированному с областной властью «технократу» будет сложно одолеть городскую бюрократию и прилипшие к муниципальному хозяйству и бюджету влиятельные группы интересов.

В принципе, Роман Старовойт может направить «на город» одного из своих заместителей, хорошо знающего его проблемы и имеющего должный политико-административный вес. Таковыми потенциальными «заместителями по областному центру» могут стать упомянутый Алексей Смирнов и не так давно возглавлявший Центральный округ Курска Михаил Горбунов. Но, говорят, достигнута договоренность именно с Виктором Карамышевым, это означает, что врио губернатора делает ставку на кооперацию с влиятельным региональным игроком, по сути, формируя вокруг своего правления коалицию местных элит.

Так ли это, и как пройдут выборы мэра Курска – станет ясно уже в ближайший месяц.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Липецк сегодня находится в режиме ожидания, поскольку Сергей Иванов, проработавший на посту мэра более трех лет, весной фактически ушел со своего поста – сначала в отпуск, но с последующим увольнением. 

Долгое управление регионом Олега Королева сформировало серьезные ожидания перемен у жителей областного центра. Поэтому с отставкой Королева, желание сторонников изменений, а больше всего их в Липецке, как в областном центре, только усилилось. К тому же отставка Иванова, как представителя прежней команды,  мобилизует электоральный ресурс в пользу новой власти, чего и добивается нынешний руководитель региона Игорь Артамонов.

Мэр региональной столицы – фактически заместитель губернатора по областному центру. Таким «замом» Королева и был Иванов, которого даже прочили в преемники прежнего регионального главы. В этом свете понятно, что Игорь Артамонов, естественно, предпочёл бы видеть в качестве «помощника» по столичному городу своего человека.

Такой «своей» персоной может стать руководитель холдинга «Трио» Евгения Уваркина. Она пользуется доверием Артамонова, хотя была в прекрасных отношениях и с Королевым. Возглавляет крупный местный агрохолдинг. Уваркина удобная для губернатора фигура: с одной стороны, она представляет липецкие элиты, она бизнесвумен и близка Артамонову по типу мышления. С другой стороны, она не принадлежит к тем или иным политическим стратам области, а значит,  если предположить, что именно она выиграет конкурсную процедуру, то будет всем обязана только Артамонову. 

Подводя итоги работы Сергея Иванова, можно сказать, что он пытался за городом следить. Поэтому наследство достанется новому градоначальнику во вполне удовлетворительном состоянии. Иванову удалось существенно увеличить бюджет Липецка. Он активно решал проблему городского транспорта, успев обновить половину подвижного состава. Пытался заниматься благоустройством: при нем отремонтирован, хотя и с нарушением сроков,  стадион «Металлург», обновлён Петровский мост.

Сложнее была ситуация со стройкомплексом – есть и обманутые дольщики, и вообще серьезные претензии к качеству работы строительного сектора. Из обоснованных претензий также называют недостаток внимания со стороны Иванова к общественным пространствам и традиционные трудности с вывозом снега зимой. Но, в целом, Иванов был не хуже, чем большинство мэров соседних регионов, и набор претензий к нему вполне стандартен.

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

К концу текущего года Р. Старовойт будет находиться у руля Курской области в статусе врио главы региона чуть более двух с половиной месяцев. Вряд ли можно говорить о влиянии нового правления на социально-экономические итоги года – здесь действует инерция прежнего руководства. Гораздо важнее оценить позиционирование новой власти и ее первые шаги в ключевых сферах жизни территории.

Главное, что можно отметить – большой опыт работы Р. Старовойта на госслужбе во многом определяет его стратегию поведения в качестве врио руководителя Курской области. Он действовал по-чиновному осторожно, отдавая приоритет технико-управленческим подходам, не совершил ни одной серьезной ошибки, не делал скандальных заявлений. Врио демонстрирует современный стиль поведения и коммуникации с разными политико-хозяйственными игроками и населением. В то же время его политическое позиционирование до конца неясно, работа на политическом поле пока недостаточна, а сфере структурных и кадровых решений требуется больше внятности.

«Варяжский» статус на фоне усталости населения от прежнего правления на первых порах играет в плюс Р. Старовойту – он не был ангажирован влиянием основных групп интересов в регионе и мог выстраивать кадровую политику и принятие ключевых решений в относительно автономном режиме.

Довольно приличная статусная позиция, с которой он пришел в регион, позволяет рассматривать его если не как «тяжеловеса», то довольно близкого к этому уровню игрока. В то же время как чиновнику ему было понятно, что в ходе «перезагрузки» нельзя допускать дестабилизации системы управления территорией. Кроме того, не имея собственной политической или управленческой опоры в территории, нельзя отталкивать влиятельных региональных игроков. Хотя демонстрировать обновление населению тоже необходимо. Поэтому, главным девизом в формировании миссии Р. Старовойта стало – «дела в регионе шли неплохо, но накопились проблемы, а сама территория имеет потенциал для более успешного развития». Прежний глава области А. Михайлов получил статус сенатора, делегированного врио, хотя прямого указания на право временно исполняющего обязанности губернатора на такое делегирование в законодательстве не было, но, видимо, в Кремле дали отмашку.

Кадровая политика построена пока на том же принципе – там, где дела идут более-менее успешно, чиновники, как правило, переназначаются (заместители губернатора по финансам и сельскому хозяйству). В чувствительных сферах, где предполагается изменить ситуацию, появляются новые лица – хотя, если говорить о заместителях губернатора по экономике и инфраструктуре и ЖКХ (здесь прошли первые назначения новых лиц) – они либо работали в регионе ранее (А. Смирнов), либо трудились до назначения, но не входили в «ближний круг» прежней власти (М. Бесхмельницын). На дорожное хозяйство и строительную сферу поставлены «варяги».

Наконец, в структуре областной власти создана администрация губернатора, соединившая кадровый, протокольный и правовой блоки, а ее главой в статусе заместителя главы региона назначен легендарный чиновник А. Стрелков, работавший управделами областной администрации еще при А. Руцком и оставшийся востребованным при А. Михайлове.

Нет внятности с социальной сферой (ожидается новый заместитель, но назначение никак не состоится), много говорится о новом заместителе по внутренней политике, но перемен здесь тоже пока нет. Отсутствует ясность и с новой структурой региональной исполнительной власти – существующая конструкция явно не окончательная, выглядит сыровато, ее переструктурирование затянулось.

В отношении ключевых хозяйственных игроков стратегия вполне осторожная – собрав недавно региональный Совет по инвестициям, врио фактически подтвердил обязательства прежней власти по ключевым инвестконтрактам и предложил им вкладывать в регион дальше. В область зовут новых финансовых и промышленных игроков, впрочем, по понятным причинам, быстрых результатов здесь вряд ли можно добиться. Диагноз состояния региональной экономики, опубличенный Р. Старовойтом, в целом, выглядит адекватно. Врио справедливо отмечает слабость промышленной политики и проблемное состояние инфраструктуры областного центра. Новые приоритеты вырабатываются в рамках стратегических сессий – Р. Старовойт – поклонник современных методов управления. Результаты работы над стратегией развития области планируется вынести на широкое общественное обсуждение. Для населения, ожидающего скорых перемен, демонстрируется внимание к чувствительным темам – обещано снизить «мусорные тарифы», под жесткий контроль поставлена компания «Квадра» — к ней скопилось слишком много претензий в части состояния теплосетей и качества отопления. Врио лично объявил о выделении дополнительных средств региону на ремонт дорожной сети – обещано, что изменения здесь куряне увидят уже к лету. Вызывающие острую реакцию намерения компании «Мираторг» построить гигантский свинокомплекс рядом с Алехинским заповедником, по-видимому, будут «заморожены».

Открытость демонстрируется в стиле общения и манерах – врио отказался от машины с «мигалкой», регулярно общается с различными представителями провластного гражданского общества, лично проводит стратегические сессии, совершает спортивные пробежки. Менее интенсивны контакты с районами, хотя территориальные поездки Р. Старовойт осуществляет регулярно. Не столь заметна и работа с политическим полем. Отношения с «Единой Россией» внешне хорошие, врио посетил съезд «партии власти», но видно, что слишком сильно «приближаться» к ней он не испытывает большого желания. О возможности самовыдвижения серьезных сообщений не было, но формат взаимодействия с «Единой Россией» остается «недоотстроенным».

Из парламентских партий у одной – ЛДПР – есть кандидат в сильные конкуренты врио – это депутат Госдумы С. Иванов, когда то возглавлявший курское отделение партии либерал-демократов. У КПРФ, являвшейся лояльной оппозицией А. Михайлову, равновеликой фигуры нет, но не исключено, что может быть выдвинут кто-то из молодой поросли «второго эшелона» руководства местных коммунистов. Понятно, что поведение парламентской оппозиции будет обусловлено тем – сохранит ли Кремль к лету формат жесткого управления региональным избирательными кампаниями и будет ли далее придерживаться модели  выборов «референдумного типа», где у врио нет серьезных ресурсных конкурентов, а есть лишь технические соперники.

Главными проблемами для Р. Старовойта к лету могут стать завышенные ожидания, которые столкнувшись с ухудшением экономической ситуации в стране, фискальным «наступлением» власти на население, запуском пенсионной реформы, могут трансформироваться в раздражение. Пусть за эти обстоятельства курский врио и не несет персональной ответственности – «негативная проекция» неизбежна. Проблемой представляется и положение дел в областном центре – именно здесь требуется продемонстрировать успехи, но что при этом делать с нынешней властью региональной столицы – пока неясно. По-видимому, в Новый год областная исполнительная власть входит «недосформированной» — и в структурном и кадровом отношении, а это способно породить негативные управленческие эффекты. Работа на политическом поле и, собственно, политические позиционирование тоже представляется невнятными – образ «хозяйственника-технократа» неплох, но явно недостаточен в меняющейся ситуации. Со всеми этими проблемами  курскому врио придется, так или иначе, иметь дело в Новом году.

 

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Летнее затишье в целом сказалось и на количестве новостей, приходящих из курской мэрии. Из приятного – в одном из рейтингов благоустройства городов Курск занял 4 место, о чём не замедлила оповестить народ городская администрация. Мэр особо отметил: «в 2017 году в Курске удалось сохранить устойчивость систем жизнеобеспечения. Мы будем строить дороги, сады, школы. Во всех сферах есть стабильность и развитие». Глава администрации также рассказал, что по программе «Городская среда» в Курске будет благоустроено 76 парков, но до 2022 года. Правда грандиозная реконструкция многострадального парка Дзержинского, затянувшаяся на долгие годы, никак не завершится (теперь обещают закончить к дню города 25 сентября). В запущенном состоянии десятки других парков, а количество претензий к мэрии по части состояния общественных пространств нарастает как снежный ком. По всем претензиям администрация стандартно жалуется на неповоротливость конкурсных процедур поиска подрядчиков.
Та же история разворачивается с масштабным ремонтом теплосетей. Обширные работы на центральных улицах города начались ближе к осени, перебои и задержки с подачей горячей и даже холодной воды стали перманентными. Почти как под копирку повторяется история прошлого года, когда мэрия до поздней осени стандартно сетовала на сложность быстрого освоения средств из-за многочисленных законодательных ограничений.

В политическом плане, учитывая общероссийский контекст, в регионе явно усилились «обновленческие» настроения и критика областной власти, однако главным объектом претензий со стороны гражданских и политических активистов является как раз положение дел в областном центре. Губернатору, который до сих пор не раз публично поддерживал городскую власть, все чаще приходится отбиваться от критики в её адрес и демонстрировать явное неудовольствие по этому поводу. Картину довершила недавняя публикация данных о доходах глав административных центров соседних областей, из которых куряне узнали, что их мэр зарабатывает куда больше, чем белгородский или орловский коллеги. Главной проблемой курского мэра становится необходимость демонстрировать состоятельность в инфраструктурном обновлении города при очевидной неповоротливости системы управления и ресурсной недостаточности.

 

Февраль 22, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Февраль, 2015)

Николай Овчаров занял пост сити-менеджера Курска в начале 2008 года в рамках переустройства системы управления областным центром региона, который в рамках муниципальной реформы успешно встраивался во властную «вертикаль». Его утверждение в должности главы городской администрации стало очередным в Черноземье (после Тамбова)  проявлением тенденции появления «заместителей губернатора по областному центру» – когда областная исполнительная власть и большинство городского представительного органа договаривались о приходе на областной центр «человека губернатора», причем из заместителей. Позже та же история случится в Белгороде и Воронеже (в последнем случае, правда, через выборы населением).

Приход Н. Овчарова на руководство хозяйством областного центра означал, что последний отныне будет управляться с точки зрения принятии ключевых решений – из губернаторского кабинета, конфликт по линии область – областной центр исключен, а потеря городской автономии будет компенсирована встраиванием города в областные программы и помощью региональных властей в развитии городской инфраструктуры.

Эта модель существует уже восемь лет, не претерпевая серьезных изменений. По типажу Н. Овчаров – классический «крепкий хозяйственник», прошедший советскую школу, партийные органы, а также  госслужбу в девяностных и «нулевых». Имея образование в сфере развития автодорог и соответствующий профессиональный опыт, добился при помощи областных властей впечатляющих успехов в расширении городской дорожной инфраструктуры. К числу других очевидных достижений администрации под его руководством можно отметить расширение социальной инфраструктуры (строительство новых школ и детсадов), обширное жилищное строительство и территориальной расширение города. Согласованная с областью политика поощрения местных крупных ритейлеров привела к превращению Курска в «город торговых центров», что, хоть и раздражает многих курян, поддерживает высокий уровень конкуренции на потребительском рынке.

Гораздо хуже дело обстоит с социально-культурной инфраструктурой – в городе фактически нет приличных парков и скверов, «торговый» прагматизм властей позволяет решать многие проблемы (ритейлеры-инвесторы берут на себя часть забот по созданию инфраструктуры), но вызывает вопросы у значительной части населения. Немалое раздражение вызывает тотальное доминирование бизнес-депутатов в Горсобрании. В период активного освоения средств на капремонты домов возникали подозрения об освоении значительной части средств аффилированными с депутатами городского представительного органа фирмами. Уже в ходе второго срока работы (с 2013 года) Н. Овчарова у оппозиционных партий возникали претензии к непрозрачности ряда решений об отведении земли в городе. Впрочем, эти истории продолжения в виде доведенных до логического конца уголовных дел не имели, и тихо сошли на нет.

Прагматизм и «хозяйственный стиль» курского сити-менеджера в целом находит поддержку у большинства населения – уровень доверия к Н. Овчарову у жителей города довольно высок. Впрочем, модель с назначаемым главой администрации пересмотру не подлежит – попытка вернуть модель выборного мэра в 2012 году вызвала резкое неприятие региональных властей и была пресечена. Управленческий и политический стиль главы курской администрации интегрированы в общую линию руководства регионом, осуществляемую некогда его непосредственным начальником – губернатором А. Михайловым. Областной центр, как и Курская область, претендует на роль «крепкого середняка». И хозяйственнику Н. Овчарову пока вполне удается держать эту марку.