СлатиновСлатинов Владимир Борисович

Доктор политических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета (г.Курск)

 

 

Комментарии эксперта:

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Летнее затишье в целом сказалось и на количестве новостей, приходящих из курской мэрии. Из приятного – в одном из рейтингов благоустройства городов Курск занял 4 место, о чём не замедлила оповестить народ городская администрация. Мэр особо отметил: «в 2017 году в Курске удалось сохранить устойчивость систем жизнеобеспечения. Мы будем строить дороги, сады, школы. Во всех сферах есть стабильность и развитие». Глава администрации также рассказал, что по программе «Городская среда» в Курске будет благоустроено 76 парков, но до 2022 года. Правда грандиозная реконструкция многострадального парка Дзержинского, затянувшаяся на долгие годы, никак не завершится (теперь обещают закончить к дню города 25 сентября). В запущенном состоянии десятки других парков, а количество претензий к мэрии по части состояния общественных пространств нарастает как снежный ком. По всем претензиям администрация стандартно жалуется на неповоротливость конкурсных процедур поиска подрядчиков.
Та же история разворачивается с масштабным ремонтом теплосетей. Обширные работы на центральных улицах города начались ближе к осени, перебои и задержки с подачей горячей и даже холодной воды стали перманентными. Почти как под копирку повторяется история прошлого года, когда мэрия до поздней осени стандартно сетовала на сложность быстрого освоения средств из-за многочисленных законодательных ограничений.

В политическом плане, учитывая общероссийский контекст, в регионе явно усилились «обновленческие» настроения и критика областной власти, однако главным объектом претензий со стороны гражданских и политических активистов является как раз положение дел в областном центре. Губернатору, который до сих пор не раз публично поддерживал городскую власть, все чаще приходится отбиваться от критики в её адрес и демонстрировать явное неудовольствие по этому поводу. Картину довершила недавняя публикация данных о доходах глав административных центров соседних областей, из которых куряне узнали, что их мэр зарабатывает куда больше, чем белгородский или орловский коллеги. Главной проблемой курского мэра становится необходимость демонстрировать состоятельность в инфраструктурном обновлении города при очевидной неповоротливости системы управления и ресурсной недостаточности.

 

Февраль 22, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Февраль, 2015)

Николай Овчаров занял пост сити-менеджера Курска в начале 2008 года в рамках переустройства системы управления областным центром региона, который в рамках муниципальной реформы успешно встраивался во властную «вертикаль». Его утверждение в должности главы городской администрации стало очередным в Черноземье (после Тамбова)  проявлением тенденции появления «заместителей губернатора по областному центру» – когда областная исполнительная власть и большинство городского представительного органа договаривались о приходе на областной центр «человека губернатора», причем из заместителей. Позже та же история случится в Белгороде и Воронеже (в последнем случае, правда, через выборы населением).

Приход Н. Овчарова на руководство хозяйством областного центра означал, что последний отныне будет управляться с точки зрения принятии ключевых решений – из губернаторского кабинета, конфликт по линии область – областной центр исключен, а потеря городской автономии будет компенсирована встраиванием города в областные программы и помощью региональных властей в развитии городской инфраструктуры.

Эта модель существует уже восемь лет, не претерпевая серьезных изменений. По типажу Н. Овчаров – классический «крепкий хозяйственник», прошедший советскую школу, партийные органы, а также  госслужбу в девяностных и «нулевых». Имея образование в сфере развития автодорог и соответствующий профессиональный опыт, добился при помощи областных властей впечатляющих успехов в расширении городской дорожной инфраструктуры. К числу других очевидных достижений администрации под его руководством можно отметить расширение социальной инфраструктуры (строительство новых школ и детсадов), обширное жилищное строительство и территориальной расширение города. Согласованная с областью политика поощрения местных крупных ритейлеров привела к превращению Курска в «город торговых центров», что, хоть и раздражает многих курян, поддерживает высокий уровень конкуренции на потребительском рынке.

Гораздо хуже дело обстоит с социально-культурной инфраструктурой – в городе фактически нет приличных парков и скверов, «торговый» прагматизм властей позволяет решать многие проблемы (ритейлеры-инвесторы берут на себя часть забот по созданию инфраструктуры), но вызывает вопросы у значительной части населения. Немалое раздражение вызывает тотальное доминирование бизнес-депутатов в Горсобрании. В период активного освоения средств на капремонты домов возникали подозрения об освоении значительной части средств аффилированными с депутатами городского представительного органа фирмами. Уже в ходе второго срока работы (с 2013 года) Н. Овчарова у оппозиционных партий возникали претензии к непрозрачности ряда решений об отведении земли в городе. Впрочем, эти истории продолжения в виде доведенных до логического конца уголовных дел не имели, и тихо сошли на нет.

Прагматизм и «хозяйственный стиль» курского сити-менеджера в целом находит поддержку у большинства населения – уровень доверия к Н. Овчарову у жителей города довольно высок. Впрочем, модель с назначаемым главой администрации пересмотру не подлежит – попытка вернуть модель выборного мэра в 2012 году вызвала резкое неприятие региональных властей и была пресечена. Управленческий и политический стиль главы курской администрации интегрированы в общую линию руководства регионом, осуществляемую некогда его непосредственным начальником – губернатором А. Михайловым. Областной центр, как и Курская область, претендует на роль «крепкого середняка». И хозяйственнику Н. Овчарову пока вполне удается держать эту марку.