NEНечаев Дмитрий Николаевич

Доктор политических наук, глава АНО «Институт политического анализа и стратегий», главный редактор газеты «Экономика и жизнь – Черноземье» (г.Воронеж)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

В Смоленске сложилась конфликтная деструкция вокруг выборов мэра. При любом раскладе, надо понимать, что мэр – достаточно зависимая фигура в политическом ландшафте области. И все попытки различных политических сил попробовать себя во внутренней конкуренции, внутреннем конфликте – это всего лишь проба сил. Потому что, по большому счету, мэр мало что решает в этой конфигурации власти, потому что в той или иной степени интегрирован в губернаторскую вертикаль. Он может быть интегрирован в центры влияния, которых в Смоленске несколько.

Сегодня же перспективы Андрея Борисова не назовешь удачными. Потому что, как бы он не старался, уже давно существует некачественное управление во всем регионе и во многих муниципалитетах и областном центре тоже, поэтому вряд ли что-то тоже в этом отношении получится.

Даже если он будет очень стараться – это будет воспроизводство недоразвитости – есть такой в экономической науке термин. Мне думается, что мэр Смоленска движется именно в этом ключе. Для серьезного развития и работы всех институтов в Смоленске нет условий. И самое главное – в Смоленской области нет эффективных кадров, которые могут осуществить какой-либо экономический прорыв.

Основная проблема Смоленска – это неэффективный губернатор области от партии ЛДПР Алексей Островский и его возможная смена.

Ситуация в Смоленске и области тревожная, и не только с точки зрения политических процессов, но и социально-экономического развития в целом. Несмотря на то, что лидер ЛДПР Владимир Жириновский пытается делать Островскому пиар на федеральном уровне, у губернатора не получилось. Мы видим реальную неудачу. Никаких существенных результатов не достигнуто даже с учетом того, что федеральный центр помогает этому региону, плодами поддержки регион не воспользовался. Даже попытка Островского создать что-то типа коалиционного правительства, которое состоит из различных политических партий на региональном уровне, не увенчалась успехом.

Я думаю, что в повестке дня Смоленска, как областной столицы, не только смена городского уровня власти, но и смена руководителя области. Мне думается, что здесь актуально возвращение схемы, когда губернатором является представитель партии власти и подчинённого ему (возможно, даже и партийно) градоначальника областной столицы. Тогда не будет тех шероховатостей во взаимоотношениях муниципалитета в лице мэрии Смоленска и регионального уровня власти.

 

Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)

Липецк переживает сегодня бурные революционные времена. Это связано с кадровыми трансформациями. Представьте себе провинциальный город с полумиллионным населением, где на протяжении почти двадцати лет не происходило никаких изменений, касающихся первых лиц области и города. Бывший губернатор Олег Королев возглавлял эту территорию с 1998 года. Мэры менялись, но не часто – их было немного. К тому же они всегда были представителями своей внутриэлитной группы. И в этом отношении, то, что произошло в 2018 году, когда было принято решение  о смене губернатора Королева и его замену на врио Артамонова – это событие было сопоставимо с февральской революцией 1917 года. А смену мэра, я бы сравнил с октябрьским переворотом, устроенным большевиками. Я не вкладываю в эти образы негативную коннотацию, наоборот, говорю иронично: в регионе произошли две революции – кадровые.

Элите это вынести крайне тяжело. Поэтому там идёт процесс образования новых внутриэлитных группировок, потому что за предыдущие годы регион оказался поделенным на «своих» и «чужих». Но в определенной степени это связано и с населением. Мне представляется, что тренд в Липецкой области как будто специально был выбран определенный.  На систему управления регионом и городом Липецком  были делегированы представители особой эксклюзивной сферы – а именно, представители бизнеса.

Два бизнесмена – что Артамонов, который работал в Сбербанке, что Евгения Уваркина, которая руководила компанией «Трио XXI» — возглавила город. Ведь это не только особый управленческий сегмент. Даже в науке об этом говорится – что госуправление – управление в государстве, а управление в бизнесе – это менеджмент. Мы видим у власти в липецком регионе встали два менеджера из бизнеса – со своей субкультурой, своей корпоративной культурой, своими традициями и управленческими технологиями. 

Перенесение управленческих технологий из сферы бизнеса в сферу государственного и муниципального управления дает эффект. Он особый, как и особые управленческие модели, которыми оперируют менеджеры.

Но при всех опасениях, на мой взгляд, Евгения Уваркина – далеко не плохой выбор для Липецка. Это человек состоявшийся, долго руководивший одним из крупнейших агро-холдингов ЦФО, добилась очень многих результатов.

Второй позитивный момент в том, что у Евгении Уваркиной есть всё. Ей не надо красть из бюджета и выстраивать систему откатов, это очень обеспеченный человек, поэтому коррупции в её действиях не будет.

И третий плюс – она очень амбициозный человек, который достигает поставленных целей. Даже тот факт о составе её семьи – а у нее шестеро детей, говорит, как минимум, о том, что она успела очень много.

В сумме, все эти показатели обещают Липецку успешного и достаточно эффективного мэра: у неё есть огромный потенциал для того, чтобы из менеджера перерасти в эффективного мэра. Можно предположить, что все, что от нее зависит, она постарается реализовать.

Но есть и некоторые «но».  Как человек яркий и необычный Евгения Уваркина не всегда находит понимание среди административного корпуса и города Липецка и региональной элиты в целом, а главное – среди населения. Некоторые её шаги эксперты и чиновники считают чересчур экстравагантными. Тем более что мэр – это не обязательно командир. Возникают конфликтные ситуации, непонимание. А в сочетании с экстравагантным же главой региона – врио губернатора, которого тоже не всегда понимают особенно сельские территории (его управленческие технологии, перенесенные из Сбербанка), это порождает определенное неприятие.

Поэтому мне думается, если Евгения Уваркина сможет избраться через депутатов и адаптироваться к требованиям муниципального управления, сможет не допустить крупных внутриэлитных конфликтов в городе, то, думаю, уже через год, это будет свой мэр с программой действий, нацеленный на результат. Тогда в ЦФО появится один из первых успешных мэров, среди таких же перспективных начинающих градоначальников — Белгорода (Юрия Галдуна) и Калуги (Юрия Разумовского).

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Белгород, как областной центр ЦФО, развивается достаточно динамично. В некоторых вопросах Белгородская область вообще успешнее многих соседей. С точки зрения социального, промышленного  и инновационного развития она существенно опережает другие территории Центрального федерального округа.

Успех этот во многом определяют правильные кадровые решения. Поэтому весной губернатор Евгений Савченко произвел очередную ротацию — в городской власти, исходя из поставленных им более высоких результатов работы региона. Константин Полежаев, проработавший мэром Белгорода один срок, стал заместителем губернатора по ЖКХ, а Юрий Галдун именно с этой должности перемещён на городское хозяйство областного центра.

Думаю, перед ним ставят задачи ещё более ускоренного развития белгородской столицы.

 Вообще, на мой взгляд,  на примере Белгородской области мы наблюдаем самую объективную и оптимальную кадровую политику. Эта подтверждает та же история «племянника Евгения Савченко», которого пророчили в градоначальники, но этого не произошло. Губернатор укрепляет  муниципальную власть сильными кадрами и сегодняшняя замена не только логичная, но и принесет свои позитивные плоды.

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Деятельность Александра Викторовича Гусева в начале года оставила противоречивые впечатления. Если употребить образное сравнение, я как доктор исторических наук, сказал бы, что Александр Гусев работает в парадигме «воронежских страданий». «Воронежские страдания» — это очень известный музыкальный бренд региона, устоявшийся на протяжении нескольких десятилетий и связанный с певицей Марией Мордасовой, почётным гражданином города Воронежа, которая и ввела в культурологический оборот парадигму «воронежских страданий». Суть этой парадигмы как раз и состоит в том, чтобы совершать ошибки, потом их героически преодолевать их, эмоционально рефлексируя при этом.

Допускались ошибки, как командой Александра Гусева, так и теми «друзьями», которые помогали губернатору Гусеву совершать эти ошибки. В то же самое время Александр Гусев эти ошибки героически преодолевал. Так было с резонансным вручением премий статусным ключевым чиновникам облправительства, что вызвало крайне негативную оценку экспертного сообщества. Это же касается решения о возможном демонтаже здания Театра оперы и балета. А ведь для воронежской культуры это культовый инфраструктурный объект. Полагаю, что значительная часть воронежской общественности была возмущена этим планировавшимся шагом. И Гусеву в результате пришлось на инвестиционном форуме в Сочи представить более мягкий вариант планов относительно театра: сохранить старое здание музея театра и построить новое.

Поэтому первые полтора месяца нового года работу Гусева я бы оценил на «троечку». И во многом потому, что он и его команда работали в парадигме «воронежских страданий».  

 

      

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Новый губернатор Воронежской области Алексей Гусев плотно взялся за подготовку экономической базы для рывка региона вперёд. Это создание особой экономической зоны на базе индустриального парка «Масловский» в октябре 2018 года. Решение согласовано на федеральном уровне и в течение ближайших десяти лет должно укрепить экономику региона. Я думаю, что это не просто знаковое событие для Воронежской области, это впечатляющее событие, новый этап развития региона. Поскольку предполагаются налоговые преференции и другие формы поддержки местной экономики, это начинание может стать базой для проведения реиндустриализации области.

Второе направление, которое не упускает губернатор — кадровая политика. Гусев сотрудничает с группой ученых из РАНХиГС. Это означает, что кадровой политике будет придана системность, комплексный характер и научный подход. С одной стороны, для работы на разных государственных должностях будут подбираться подготовленные структурой наиболее оптимальные кандидатуры. С другой — на поток будет поставлена переподготовка и обучение кадров для госслужбы. 

Кадровый вопрос как никогда актуален для новой власти. При большой работоспособности и эффективности прежнего губернатора Гордеева,  большую долю в его команде, за которой мы  наблюдали на протяжении 8 лет, занимали люди, которых на пушечный выстрел нельзя было подпускать к управлению. С моей подачи в отношении этих людей даже прижилось понятие «коекакеры». Оно очень ярко характеризовало многих статусных фигур региона, в числе которых были и некоторые заместители губернатора и руководители департаментов: они не соответствовали критериям эффективности. Поэтому Гусев тщательно производит замены и отбор.

Информационный всплеск вокруг смены формата ПлатоновФест лишь добавил позитивных красок в портрет Гусева. По своим убеждениям он консерватор-традиционалист. Ему близка высокая классическая культура, классическая система ценностей. Ранее Платоновский фестиваль в большей степени содержал в себе элементы современной культуры с её эпатажностью, нетрадиционностью, что вызывало дикое сопротивление не только среди деятелей культуры нашего региона, но и более широкой культурной общественности. Далеко не все в Воронежском регионе воспринимали этот фестиваль как знаковый. При этом на него выделялись значительные средства из бюджета, приглашались меценаты, которые дарили деньги, а главными действующими лицами становились не местные воронежские группы, хранящие самобытную русскую культуру, или их соседи, а авангардистские коллективы из других стран, которые не делали погоды здесь, но лишь вызывали отторжение. Поэтому в содержательном отношении фестиваль решено сделать площадкой для народных и классических коллективов.

Единственное, что омрачает сейчас триумфальное начало пути губернатора — скандал вокруг «24 окладов», так называемых «золотых парашютов» его заместителя. Саму ситуацию я бы не драматизировал, а информационную волну назвал бы неумением губернатора (пока) работать на опережение.

Воронеж — регион, где сильное конкурентное поле, и пока сложно спрогнозировать — будет ли Александр Гусев возглавлять доминирующий центр влияния в регионе. Будут ещё и параллельные влияния или финансово-политические кланы, которые будут организовываться.

Консенсус элит по тому, каков Александр Гусев в качестве губернатора, ещё не сложился. Пока можно говорить о контурах управленческого стиля Гусева. Пока эксперты отмечают, что этот стиль ориентирован на интересы дела, интересы развития региона. С другой стороны, ему свойственна системность в управлении. Он подбирает кадры не по личной преданности, а исходя из интересов развития региона. Ещё одно открытие Александра Гусева. Он оказался интеллектуалом, что весьма приятно, и он так долго это скрывал!

Он обладает ценностями управленца-консерватора. Ключевые проблемы он пропускает через себя, достаточно болезненно ищет ответы на возникшие вопросы, разбирается в ситуации досконально и затем только принимает решение. Принимает неспешно. И я полагаю, что эта система в подходе должна дать результаты.

 

Февраль 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2017)

Алексеем Островским, как наглядным прецедентом представителя партии ЛДПР у руля региональной власти, я вплотную интересуюсь с 2013 года. Мы с коллегами анализируем экономическую статистику, проекты, которые губернатор Смоленской области Островский реализует, отслеживает социальное развитие региона. На протяжении последних полутора лет сложилось ощущение, что область очень сильно сдаёт. Особенно в сравнении с другими областями ЦФО. Если взять, например, её соседку — Белгородскую область, которая является безусловным лидером в округе, то Смоленская где-то на 12-13 лет от неё отстала. Губернатор не смог выстроить эффективную команду, когда все её участники, которые представляют различные политические силы, работают на интересы области. Но самое печальное, что у этих людей нет никакой чётко выработанной стратегии развития региона. А самое парадоксальное состоит в том, что интеллектуальный уровень губернатора как главы региона — оставляет желать лучшего. Оппонентам, упрекающим область в отставании, Островский отвечает: «Ну что вы хотите от Смоленской области, от меня? Посмотрите на Белгородскую, Воронежскую области — там чернозём. Там, возьми, палку, воткни в землю —  и получите урожай».

Стратегии у региона нет. А если губернатор не знает, куда плыть — никакой ветер не будет попутным. Поэтому, на мой взгляд, Островский  является препятствием для развития региона ЦФО. Регион ничему ни у кого не учится. Им не занимаются федеральные структуры, потому что понимают, что регион представляет ЛДПР. А Жириновский — это особая птица. Ему что-то советовать или рекомендовать — это значит, нарваться на скандал. Поэтому, даже имея определённые финансовые ресурсы, Островский не может их эффективно вложить. Они уходят в никуда.

Понятно, что в плане демократического развития и политической конкуренции было бы хорошо, чтобы все партии были как-то интегрированные во власть. Поэтому в порядке эксперимента власть и начала рассаживать представителей других партий на руководство регионами. Попробовал  Ильковсий на Алтае, Потомский в Орловской области — тоже очень проблемный регион. Оказалось, что после губернаторства Козлова в Орловской области может быть еще хуже! И сокол Жириновского – Алексей Островский попробовал… Он, как и другие представители отсталых регионов, не спешит учиться у передовых (в ЦФО это Белгородская, Липецкая), а счастлив от того, что не знает, как может развиваться экономика и социальная сфера региона.

Островский бездеятельный, но за ним стоит Жириновский. Поэтому, чтобы не усложнять ход подготовки к президентским выборам, подготовку празднований 100-летия Октября, пока губернатора Смоленской области из кресла не попросят.