gorbachevГорбачев Владимир Григорьевич 

Доцент кафедры философии, истории и политологии Брянского государственного университета, депутат Брянской областной Думы (2004-2009 гг.).

 

 

Комментарии эксперта:

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Свои оценки деятельности мэра Брянска в августе-сентябре я буду связывать с политическими событиями в городе в связи с так называемой пенсионной реформой. В них проявилась, с одной стороны, «энергетика» гражданского общества, его принципиальная позиция в жизненно важных и потому актуальных для себя проблемах. С другой — отношение структур местной муниципальной власти (Брянской городской администрации и её руководителя) к названному мною гражданскому обществу.

Суть проблемы проста и ясна: граждане, желающие выразить свой законный протест против пенсионной реформы, хотят сделать это в НОРМАЛЬНЫХ условиях, на улицах и площадях своего города. Таких мест в Брянске сегодня более чем достаточно. Но так получилось, что этим летом протестующие граждане дважды были вынуждены (мэрией и под явно надуманными предлогами) проводить свои митинги (28-го июля, 2-го сентября, 22-го сентября) на территории старого аэропорта. Эта территория сегодня – стеснённая со всех сторон и разбитая строительной техникой площадка, перекопанная ямами и траншеями, полная груд асфальта, щебня и мусора (в таких случаях говорят: гетто). Она находится далеко от центра, подъезды и пешеходные подходы к ней ограничены и затруднительны, особенно для пожилых людей. Предлагать ТАКУЮ площадку для митинга граждан означает демонстрировать к ним полное неуважение. Так нельзя! Но оказывается, в Брянске можно.

В августе протестующая общественность предложила мэру города и главе Брянска организовать совместную встречу, чтобы обсудить практику проведения в Брянске подобного рода публичных акций, разрешить накопившиеся проблемы. Руководители города никак не отреагировали на такое предложение. А проблемы остались.

Складывается впечатление, что во время указанных мною протестных акций, власти Брянска умышленно направляли митингующих на территорию, которая явно не подходит для таких целей. Предположу: это делалось для того, чтобы локализовать протест и вызвать разочарование граждан в митинговой практике как таковой, отвратить от неё. Действительно, а кому приятно митинговать на такой территории? Но на мой взгляд, протестные акции в Брянске все равно будут иметь место (пусть даже и по другим основаниям), и жители города напомнят местной власти о том, как с ней обходились на митингах летом 2018-го года.

Кстати говоря, на протестном митинге 2-го сентября в текст резолюции был включен и пункт о выражении недоверия главе Брянска Александру Хлиманкову и главе Брянской городской администрации Александру Макарову. Так что местной власти приходится «платить» за неуважительное отношение к своим гражданам, и хорошо, если она со временем все же изменит это отношение.

 

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

В июле этого года на формирование положительного образа главы региона влиял ряд событий. Во-первых, проведение «Дня брянского поля» и «Международного дня картофельного поля», на которых демонстрировались достижения Брянской области в аграрном секторе. Брянская область была названа в ряду «картофельных столиц», а глава региона в связи с этим был наречен в средствах массовой информации «фантастическим губернатором». Во-вторых, 20 июля Александру Богомазу была вручена Почетная грамота президента РФ, что можно интерпретировать как знак высокого доверия к руководителю региона со стороны главы государства.

Достижения Брянской области в картофельной отрасли и в самом деле имеют место. Но они вызывают много вопросов со стороны наблюдателей и экспертов. Чаще всего указывают на отрицательное воздействие современных технологий на почву и сам продукт – картофель. Насколько он пригоден для человеческого организма? Что становится с обрабатываемой почвой в результате массированного применения техники и химических средств для её обработки. Нами ранее уже затрагивалась эта тема, и она по-прежнему остаётся проблемной, потому что областная власть предпочитает не говорить об этом публично, явно увлекаясь картиной «фантастических» успехов Брянщины в аграрном деле. В итоге картина успеха явно вытесняет на обочину реальные проблемы, в данном случае – социально-экологического характера. Речь идет не только о качестве почв, но и о здоровье людей. Кстати говоря, в последние несколько лет в регионе наблюдается сокращение популяции пчел, и эту тенденцию наблюдатели связывают с массированным применением в сельском хозяйстве химических средств обработки почвы и стимуляторов роста культурных растений. Этим активно занимаются крупные агрохолдинги, пришедшие на Брянщину в последние несколько лет и тоже создающие «фантастические успехи» региона. Протесты местных пчеловодов уже имели место, но власть старалась не реагировать на них.

Центральной темой июля-августа для Брянщины (как и для всей страны) стала так называемая пенсионная реформа. В Брянске был создан «Комитет протестных действий», куда вошли активисты ряда партий и иных общественных объединений.

Состоялись два митинга, один из которых (28-го июля) был достаточно многочисленным и резонансным. Резонанс этого митинга проявился, в частности, в том, что на нём был высказан призыв выразить недоверие губернатору области Александру Богомазу, что было включено в итоговую резолюцию митинга.

Основание для недоверия простое, но важное: жители не услышали от Богомаза публичной позиции по пенсионной реформе.

Конечно, губернатор вправе сослаться на субординацию в системе вертикали власти, но ведь три года назад, в сентябре 2015 года, Богомаз был избран жителями Брянщины, они отдали ему свои голоса, и поэтому у них есть основание требовать у него публичных оценок по столь важной проблеме. Этой публичности, к сожалению, нет, что отрицательно сказалось на имидже губернатора. Плохо и то, что по пенсионной реформе публично не высказалась Брянская областная Дума, предпочитая негласно одобрить законопроект федерального правительства.

Связанные с пенсионной реформой события показали не только наличие глубоких «разрывов» между правящей элитой и основной частью общества, но и явный дефицит каналов подлинной коммуникации между властью и обществом. Вместо того, чтобы адекватно транслировать социальные интересы в систему власти, эти каналы оказались трансформированы и нередко транслируют ложные смыслы, что подрывает систему государственного управления, дискредитирует власть и ее представителей.

 

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

После выборов 13-го сентября Александр Богомаз избавился от приставки «врио» и стал законно избранным Губернатором Брянской области.  Его победа на этих выборах выглядит вполне убедительно: он набрал почти 80 процентов голосов избирателей в состязании с двумя конкурентами.  Выборы прошли спокойно, без скандалов. Все хорошо?

Нет, кое-что в действиях первого лица власти Брянской области все же настораживает. Целый год (а это ведь больше, чем пресловутые сто дней!) Богомаз активно опирается на имитационные практики, подменяя содержание политики ее формами, реальное дело – всего лишь словом. Не исключаю, что акценты на форме (читай: имитации) способствовали победе Богомаза на выборах, но инерция формализма продолжает действовать. 

Конечно, прошедшие в регионе выборы способствовали обретению Богомазом должной степени легитимности как Губернатора, и это будет придавать ему уверенность в своих действиях. Но следует иметь в виду, что его победа произошла на выборах, которые изначально не несли в себе никакой конкурентности, никакой интриги не создавали, а их результат всем изначально уже был очевиден. По нашим наблюдениям, прошедшие 13 сентября 2015 года выборы руководителя Брянской области были самыми бедными с точки зрения своего содержания как политического процесса.   

Год назад Александр Богомаз получил доверие от  Президента страны, а в сентябре этого года он обрел доверие от избирателей Брянской области. Сейчас в действиях Богомаза необходима своего рода «перезагрузка стиля»: требуется радикальный переход  от формы к содержанию, от слов – к действию, от обещаний к их выполнению. Есть в регионе такие проблемы, которые при новом руководителе еще так и не получили своего решения. Это, к примеру, так называемое «точечное» строительство в Брянске, которое вызывает все более частые протесты общественности. Это и качество самой областной власти, реальное очищение в которой за прошедший год так и не произошло (хотя к этому-то ведь Богомаз и был фактически призван, заменив своего предшественника Николая Денина).

На мой взгляд, сегодня Александр Богомаз имеет формально высокий уровень общественного доверия. Но это доверие может так и остаться формальным без должных изменений качества региональной власти.

Июль 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2015)

Брянщина идет к своему главному политическому событию — выборам Губернатора, которые назначены на 13 сентября. Судя по всему, одной из особенностей этой кампании будет их явно имитационный характер. Сама действующая региональная власть во главе с врио Губернатора Александром Богомазом тоже явно не против того, чтобы активно опираться на технологии соответствующего рода. Они, как известно, создают видимость в условиях дефицита реальности. Сайт областной администрации пестрит казенными заголовками своих сюжетов: «Богомаз дал старт…», «провел совещание», «предложил создать», «потребовал взять под особый контроль», «поручил навести порядок», «принял участие», «прошел крестным ходом», «вручил ключи», «поздравил собравшихся» и т.п. На наш взгляд, основная тенденция нынешней кампании – преобладание формы над содержанием (слова над делом, показного над действительным).

В настоящее время позиции Александра Богомаза как «кандидата №1» (он выдвинут на конференции «Единой России») внешне выглядят как вполне достойные. На его стороне целый ряд благоприятных для него факторов: благоволение Кремля, административно-организационный фактор, патерналистский электорат (бюджетники, чиновники), информационные ресурсы, отсутствие глубоких расколов в правящей элите региона. Особый фактор – это слабость местной оппозиции, которая, судя по всему, оказалась неспособной выдвинуть реальных конкурентов Богомазу. Те же кандидатуры, которые уже заявлены (от «Справедливой России», от «Патриотов России») сыграют, судя по всему, декоративную роль, создавая видимость реальной конкуренции. Возможная интрига, связанная с демонстрацией в апреле-мае оппозиционности со стороны местной организации ЛДПР, закончилась очень просто: руководство региональным отделением было распущено по решению центрального руководства этой партии. Отказались участвовать в выборах местные коммунисты (КПРФ). В итоге – явный дефицит конкуренции, но ее видимость осталась.

По нашим наблюдениям, рейтинговые позиции Александра Богомаза имеют во-многом искусственное происхождение. Они в значительной степени формируются сегодня под влиянием не столько реальных достижений в руководимом им регионе (сие неоднозначно), сколько факторов иного характера (внешняя политическая и административная поддержка, информационное давление на общественное мнение и иное). Назначенный в сентябре прошлого года на свою должность Президентом страны, Александр Богомаз оказался заложником возникшей ситуации: чтобы воспроизвести себя в своей должности в условиях дефицита реальных достижений в регионе, он и его команда вынуждены активно опираться на имитационные практики, которые, увы, подменяют содержание формой. Впрочем, все происходящее – это зримые проявления такой политики, которая, «изгоняя» из себя подлинное содержание, утрачивает в итоге и свою сущность.

 

Апрель 20, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Апрель, 2015)

На наш взгляд, утверждение 17-го декабря прошлого года В.С.Тулупова главой Брянской городской администрации было вполне разумным решением сессии городского Совета народных депутатов (29 набранных голосов из 29). Вячеслав Тулупов оказался наиболее приемлемой кандидатурой на эту должность (вначале – из 4-х претендентов): образование, большой опыт управленческой и общественной деятельности, личные качества. С его назначением общественность связывала надежды на преодоление многолетнего кризиса в управлении областным центром, когда им руководили лица либо временные (А.Н.Кистенев), либо и вовсе с сомнительной репутацией, оставившие после себя длинный шлейф скандалов и крайне низкий авторитет (С.М.Смирнов).

Возможно, Вячеслав Тулупов все же сумеет выразить сложившиеся запросы на авторитетную и уважаемую, стабильную власть в Брянске (чего, на наш взгляд, не было ни в 90-е, ни в «нулевые» годы). По большому счету, глава администрации еще не сделал таких ошибок, которые заметно отразились бы на его репутации. Возможно, поэтому местная общественность пока еще не сделала его объектом своей критики. Более того, некоторые экспертные сети дают ему достаточно высокие оценки среди руководителей областных городов Центрального федерального округа.

Однако, в плане образа в общественном мнении есть, на наш взгляд, проблема, которая непосредственно касается Вячеслава Тулупова и понижает «вес» его образа. Дело в том, что в связи с назначением в сентябре прошлого года Александра Богомаза на должность врио Губернатора Брянской области все внимание общественности переключилось на него, на его образ как политика. Это внимание изначально было подогрето экстремальностью случившейся ситуации: Богомаз пришел на смену Денину, которому президент страны отказал в доверии. Это было «из ряда вон выходящее» событие, которое изначально привлекло внимание к фигуре Богомаза. Все остальное в наше регионе (в том числе и образы иных политиков) стали вытесняться на второй план и даже на периферию. Можно сказать, что фигура первого лица региона (Александр Богомаз) в силу названных нами обстоятельств объективно создала своего рода «тень», в полосе влияния которой оказались другие лица из региональной политической элиты.

В какой-то степени эта ситуация не могла не сказаться и на кадровых изменениях в руководстве областным центром. Так случилось, что опытный и хорошо известный в Брянске и области Тулупов оказался в полосе влияния той «тени», которая возникла в связи с назначением Богомаза. Более того, сильное воздействие этого обстоятельства продолжает иметь место. Во-первых, Богомаз не завершил формирование своей команды, и его кадровые решения привлекают большое внимание общественности, политических кругов; во-вторых, наступила неофициальная фаза предстоящих в сентябре губернаторских выборов (праймериз в «Единой России», иные акции), и это еще больше укрепляет влияние «тени», исходящей от другой, более крупной политической фигуры. 

По большому счету, Вячеслав Тулупов находится, как говорится, на своем месте, он соответствует своей должности, он профессионал. Но что касается воздействия названной «тени», то ему будет очень трудно превзойти ее доминантное влияние. К тому же, Тулупов не склонен к так называемому пиару, к выпячиванию своей персоны, и это хорошо для общего дела. Тем более, что Брянск – это город с большой массой накопившихся проблем, о которых общественность не устает (к сожалению, — нередко безуспешно) говорить многие годы: коррупционные скандалы, отсутствие генерального плана развития, «точечное» строительство, разрушение исторического ландшафта и природоохранных зон в черте города, качество дорог, обилие мусора в жилых массивах и иное.

О перспективах Вячеслава Тулупова как мэра города говорить сегодня можно, хотя это мало что даст. Дело в том, что в регионе разворачивается избирательная кампания, и он, скорее всего, будет еще долго находиться в зоне влияния указанной нами «тени». Многое разрешится после выборов. Перспективы Тулупова как руководителя во-многом будут зависеть от нового главы региона и его команды, от взаимоотношений Брянска и Брянской области (межбюджетные отношения, разграничение полномочий, «симпатии-антипатии», партийный фактор и т.д.). Это – фактор времени.

Ноябрь 05, 2014 | Регионы России: Рейтинг губернаторов (Октябрь, 2014)

Освобождение от своей должности в связи с утратой доверия Губернатора Брянской области Николая Денина – центральное событие 2014 года для региона. На мой взгляд, ушедшему руководителю так и не удалось решить ту задачу, которую он обозначил весной 2005 года в качестве коренной – «улучшение качества» региональной власти. Разумеется, остается открытым вопрос: возможно ли было решение этой задачи в условиях сложившейся в «нулевые» годы политической системы? На мой взгляд, вряд-ли. Основная причина этого – не в Николае Васильевиче, поскольку данная система не «заряжена» на решение такой задачи.

Назначенный исполняющим обязанности Губернатора Брянской области Александр Богомаз в качестве своих приоритетов также обозначил сходную по содержанию задачу — «работать по-новому». Это было сформулировано им 14 сентября в Обращении к жителям региона: во-первых, открытость и доступность; во-вторых, скромность и честность; в-третьих, — профессионализм в своей деятельности. Безусловно, все эти задачи выражают массовые социальные ожидания, в числе общих знаменателей которых (ожиданий – В.Г.) является, конечно же, борьба с коррупцией, очищение власти и повышение ее авторитета. В связи с этим возникает естественный вопрос: насколько последовательным и эффективным в своих действиях окажется новый руководитель региона? Какой сможет быть степень свободы действий Александра Богомаза в реализации обозначенных им приоритетов? На мой взгляд, новый руководитель региона будет (как это ни странно, на первый взгляд) значительно ограничен в своих действиях по улучшению качества региональной власти.

Его действия в данном направлении будут ограничены как «сверху» (интересы и воля т.н. «Кремля», партийная принадлежность Александра Васильевича и иные такого рода факторы), так и «снизу» (интересы региональных элит, связь Александра Богомаза с «родовым» бизнесом в регионе и иное). Отдельный ограничивающий фактор: Александр Васильевич – «доморощенный» политик, уже изначально и давно связанный с регионом и его обстоятельствами (в отличие, например, от Андрея Бочарова или Вадима Потомского в Волгограде и Орле, которые такой «доморощенностью» не связаны). Поэтому, на мой взгляд, интересам Брянщины более бы соответствовало назначение на должность Губернатора человека из другого региона, что лишало бы его необходимости в своих действиях оглядываться на интересы региональных элит и, соответственно, действовать более самостоятельно и радикально.

Кадровая политика Александра Богомаза на первой своей стадии (обновление Правительства области на уровне своих заместителей) производит неоднозначное впечатление. Складывается впечатление, что в своих кадровых решениях Александр Васильевич «озирается» по «сторонам», пытаясь «угодить» различным интересам. Как результат, сегодня формируется неоднородная, немонолитная управленческая команда, не связанная единым, общим стратегическим замыслом. Действия Александра Богомаза в плоскости кадровой политики уже вызывают неоднозначную, а нередко и критическую реакцию общественности, что наиболее заметно по социальным сетям и публикациями в региональной периодической печати.

Кстати говоря, после своего назначения Александр Васильевич еще не инициировал обсуждения важной темы – о Стратегии дальнейшего развития Брянской области. (Равно как вопрос о базовых ресурсах развития нашего региона). На мой взгляд, с этого надо было начинать. Это то, что тоже не смог реализовать его предшественник, хотя попытки и имели место в 2007-2008 гг., но в последующем данная тема как-то «зависла».  Кроме того, на начальном этапе Александру Богомазу необходимо срочно восстановить в своем прежнем статусе Комитет по науке при областном правительстве (сейчас этот статус сведен до роли заурядного отдела в Департаменте по образованию) и в дальнейшей работе опираться на него, как на важный интеллектуальный ресурс.