gorbachevГорбачев Владимир Григорьевич 

Доцент кафедры философии, истории и политологии Брянского государственного университета, депутат Брянской областной Думы (2004-2009 гг.).

 

 

Комментарии эксперта:

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Когда-то мне довелось говорить о том, что мэр, неизбранный напрямую жителями города, изначально теряет свою подлинную субъектность, что помещает его в «тень», которую формируют некие внешние факторы, включая и фактор губернатора конкретного региона. Судя по всему, вхождение такую тень случилось и с Александром Макаровым. Поговаривают даже, что он будто бы изначально был не избран, а «назначен» некими очень влиятельными «игроками», извне находящимися. Пребывание мэра в этой «тени» изначально не требовало от Макарова ни глубины, ни яркости, ни собственной инициативы. Вот и ответ на вопрос о доверии к мэру со стороны жителей: на мой взгляд, такое доверие возникает лишь в случае подлинного (читай — прямого) избрания мэра жителями города. Тогда возникает и вторая важная сторона отношений – ответственность мэра перед жителями города. Возникает и внимательное отношение к общественному мнению в городе, включая и мнение экспертной среды.

Так что вопрос о прямом избрании руководителя города – назревший вопрос, и речь, разумеется, идет не только лишь о Брянске. Без прямого избрания проблема субъектности мэра не решаема. Без этого не формируется подлинно муниципальная среда как сфера прямых взаимодействий между властью и гражданами

Близится 8 сентября, когда в Брянске будут проходить, в числе прочих, и выборы депутатов Брянского городского совета. Всего их будет 32. Пока не совсем понятно, какие актуальные проблемы окажутся в повестке дня данной избирательной кампании. На наш взгляд, есть необходимость возвратиться к вопросу о формировании института первых лиц в системе муниципальной власти Брянска – главы города и главы городской администрации. Устав города Брянска в связи с этим – не догма, а руководство для практических действий в этом направлении.

 

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

Как и во многих иных регионах страны, в Брянской области на 8-е сентября назначены очередные выборы в органы представительной власти. Это приведет (хочется надеяться) к обновлению правящей элиты, приходу в нее новых лиц. Но избирательная кампания поможет также выявить и подлинное социальное самочувствие региона, актуализирует его наиболее значимые проблемы. 
В начале июня текущего года состоялся Петербургский международный экономический форум. На этот раз в его работе брянский губернатор участия не принимал, но небольшая делегация от региона на нем присутствовала. Комментируя работу Форума, одна известная на Брянщине газета, отличающаяся своей подчеркнутой лояльностью к областной власти, заметила: «Брянская делегация смогла еще раз «сверить часы» — оценить, что развитие региона идет в правильном курсе, что регион успешно развивается». Дескать, путь правильный, а есть лишь «отдельные» недостатки, с которыми мы сообща справимся.

Я тоже уверен: справимся. Жизнь заставит это сделать. Только вот есть некоторые симптомы, которые указывают на то, что этот «правильный курс» явно нуждается в определенных коррективах. Только исправлять придется уже не лишь отдельные недостатки, а нечто и большее. 
В середине июня состоялась областная конференция политической партии «Единая Россия». На ней был согласован и утвержден список кандидатов в депутаты Брянской областной думы на предстоящих выборах. Общественность с немалым изумлением увидела, что этот список возглавил… Да, его возглавил действующий губернатор Брянской области Александр Богомаз. То есть, он решил, судя по всему, сыграть роль «паровоза», локомотива всего «состава». В Сети тут же появилось множество негативных откликов и комментариев в связи с этим. Не будем их цитировать, нас ведь могут обвинить в неуважении к власти.

В самом деле, в связи с этим возникает немало вопросов. Понимает ли сам Александр Васильевич, что данная роль – это ведь всего лишь имитация невысокой пробы, ведь на самом-то деле ни в какую областную думу он и не собирается. Не для того ведь он уже пятый год тянет тяжелую губернаторскую лямку, чтобы разменять ее на менее хлопотный депутатский мандат (с которым он в былые годы уже был знаком). Поэтому местная общественность и вопрошает: «За кого же нас принимают: за граждан или за…?». Но, по-видимому, режиссеры избирательной кампании от «партии власти» никак не намерены признавать в нас граждан, которые хотят от власти прозрачности своих замыслов и честности в действиях. Подчеркну: не денег даже просят.

Кстати говоря, в сентябре 2014 года на аналогичных выборах лидер ЛДПР Владимир Жириновский тоже возглавлял партийный список на выборах в Брянскую областную думу, но полученный мандат он тут же сдал. Судя по всему, такое будет и на этот раз – но с губернатором. Надо ли было ему идти на такое? – Я сомневаюсь. Даже думаю: а нет ли тут опять какой-то имитации? 
Так что лучшее, что может сделать власть (как и ее первое лицо в регионе) в данной ситуации – это не вводить граждан в заблуждение, а говорить с ними прямо и начистоту. Тем более что роль «паровоза» в избирательной кампании – это уже довольно старый политтехнологический прием, с которым проницательные избиратели хорошо знакомы, а ведь воробья на мякине не проведешь, не так ли? Такие вот дела.

Экономика – экономикой, форум – форумом. Но надо бы думать и о выстраивании таких отношений с обществом, когда его граждане не воспринимаются в роли доверчивых «воробьев», которых можно ввести в заблуждение на «мякине».

 

Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)

Известные майские праздники и повышенное внимание к ним несколько «заслонили» жизнь Брянска как муниципального образования. Понятное дело: день Победы, «Бессмертный полк» и иное… Но теперь все это позади, и наступают уже другие реалии – более «прозаические».

Надо признать, что Брянск становится более открытым и известным городом. Так, из его аэропорта самолеты теперь расширяют географию полетов: Симферополь, Анапа… На очереди и другие маршруты. Растет количество городов, ставших для Брянска побратимами. Например, Грозный, Владивосток.

На днях начал свою работу ежегодный театральный фестиваль «Славянские встречи». Круг его участников ежегодно расширяется и разнообразится. В гости к нам приезжают столь же разные и интересные люди. К примеру, совсем недавно был у нас посол Вьетнама.

«Вовлечение в современность» делает наш город другим, вырывает его из объятий прежней «провинциальности», «уездности», в чем его нередко упрекают критики. Еще быстрее меняется сознание его жителей, оно становится более информированным и критичным. Еще бы: Интернет и социальные сети делают свое дело, и в итоге сегодня есть, что и с чем сравнивать. Вот поэтому брянцы (особенно молодые и образованные) воспринимают положение дел в городе уже с позиций не прошлого, а современного, соотнося городские реалии с мерками современности. Причем, воспринимают обостренно, иногда даже и излишне эмоционально. Не запретишь, однако.

В Брянске очень много средств уходит на реконструкцию и ремонт дорожной сети. А вот тротуары вдоль них – увы… Во-первых, их очень мало. Во-вторых, они, как правило, очень узкие, и потому не «разгуляешься». В-третьих, они уложены очень некачественной плиткой, которая повсеместно уже становится негодной. В центре города это особенно бросается в глаза. Что-то надо делать!

Как и в других городах, в нашем городе на первых этажах размещаются магазины и офисы. Удобно? – Пусть будет и так. Но очень часто крыльцо офиса выносится на пространство тротуара, а это уже неудобно для прохожих. Как и очень скользкая плитка, которой покрывают крыльцо и его ступеньки. Опасно ведь? Куда же смотрит городская архитектура?

Ну и, конечно, есть в Брянске и проблема наличия (точнее – их повсеместного отсутствия) тех мест, где люди отправляют свои известные физиологические надобности. (Назовем их, извините, туалетами). Прошедшие майские праздники с присутствием на них многих тысяч людей опять напомнили нам о том, сколь большое значение имеет то, куда мы ходим «по надобности». В нашем городе с этим очень непросто. Конечно, в Брянске все еще выручают зеленые насаждения, коих пока немало. Но хождение туда — это ведь уже архаика, а мы же хотим двигаться в сторону более привлекательной (и строгой) современности (= цивилизованности).

А еще очень жаль, что с вокзалов Брянска уезжает масса людей в Москву. Известное дело, почему: на работу. Значит, там лучше, коль уезжают. Значит, здесь хуже?

Такие вот дела. А в целом Брянск – он наш, и потому – хороший.

 

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

В середине апреля Александр Богомаз получил ведомственную награду – «Почетный работник АПК России». По большому счету, общественное мнение не оспаривает справедливость этой награды: в последние годы в аграрном секторе Брянщины было сделано немало, и роль губернатора в этом очевидна. Но все же остаются вопросы, касающиеся перспектив развития данного сектора экономики, и общественность желает получить ответы на них. Например, будет ли областная власть уделять должное внимание развитию так называемых малых форм хозяйствования (которые воспроизводят традиционный сельский образ жизни) или же по-прежнему она будет благоволить в первую очередь «акулам» аграрного бизнеса в регионе? Благоволить тем структурам, которые действительно способны внедрять самые «прогрессивные» технологии и получать «впечатляющие» урожаи и иные показатели «успеха», но деятельность которых все чаще рождает проблемы социально-экологического характера? Так что награда губернатору – это, если можно так сказать, — «домашнее задание» на завтрашний день. Задание от общественности. 
А вот и второе «задание». В конце марта в правительстве области прошло заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Брянской области. Выступая перед участниками совещания, Александр Богомаз заявил, что «… коррупция стала обыденным явлением и наших усилий явно недостаточно». А далее он сказал, что бороться с коррупцией должны «силовики», а также сама государственная власть, органы местного самоуправления, депутаты, общественные организации, средства массовой информации. Конечно, это верно, хотя и недостаточно: как можно бороться с коррупцией во власти, если эта власть в последние годы стала практически несменяемой? Она стала практически независимой от общества и, соответственно – неподотчетной ему. Именно в этом-то и состоит подлинная «глубина» проблемы. «Зри в корень» — говорил известный литературный персонаж с брянскими корнями – Козьма Прутков. Поэтому и второе «задание» Губернатору от общественности – посмотреть на корни проблемы по имени «коррупция». Тут ведь такая глубина, что одних лишь усилий «силовиков» будет явно мало, не так ли?

И третье «задание». В феврале Александр Богомаз на сессии областной думы предложил сжигать бытовые отходы нашего региона в печах цементного комбината, что в городе Фокино. Уверенности в своей правоте ему придала мысль о том, что «там есть патриоты Брянской области», которые, дескать, сделают все как надо. А вот жители Фокино взяли, да и заявили о своем несогласии с таким «патриотическим» подходом. Стали возмущаться, писать протестные письма в высокие инстанции. 13-го апреля в Фокино прошел митинг против утилизации мусора на местном цементном заводе. Только вот на нем почему-то не было губернатора, который предложил такую «инновацию» — сжигать мусор в городе Фокино, который на протяжении десятков лет страдал (и страдает) от огромных выбросов пыли из печей гигантского цементного комбината, что рядом с городом. Вот жители Фокино и предложили сжигать отходы на малой родине губернатора, что в Стародубском районе Брянской области. А почему бы и нет?… Так сказать, в порядке своеобразной взаимности по обмену «опытом».

Так вот, задание третье: надо считаться с общественным мнением. Даже если оно и не согласуется в чем-то с мнением власти. Ведь мнение – это же голос людей.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

В городе Брянске все идет своим чередом. Вот и весна наступила. Тает снег, с юга возвращаются птицы. Жизнь продолжается…

А даже если и происходит что-то «из ряда вон выходящее» — так это, как говорят социологи, — всего лишь «новая ненормальность», которую вполне можно объяснить. В общем, царит повседневность, поэтому не хочется уделять ей чрезмерного внимания. Поэтому выскажусь вот о чем.

В конце декабря прошлого года был подготовлен проект Стратегии социально-экономического развития Брянска до 2030 года. К нему были высказаны претензии со стороны Счетной палаты Брянска, он обсуждался на сессии городского Совета и все же был утвержден депутатами, хотя и не сразу.

После Послания президента страны В.В.Путина Федеральному Собранию 20 февраля нынешнего года есть необходимость вновь возвратиться к вопросу о Стратегии развития Брянска. В этом очень объемном документе (свыше 200 страниц) его разработчики охватили весь массив жизни города: транспорт, коммунальное хозяйство, образование, культура, финансы и иное. Разумеется, не обошлось и без модной ныне терминологии: «цифровая экономика», «умный город», «человеческий капитал», «миссия города» и т.п. Стратегия – это, в основе своей, необходимо и хорошо: она обозначает пути, цели и средства. Так ведь и должно быть.

Нехорошо, однако, то, что в этом документе не актуализированы проблемы, связанные с формированием, структурой и функционированием муниципальной власти. Об этом сказано как-то уж совсем мало (на стр. 59-61) и общими словами (открытость власти, её профессионализм и т.п.). А между тем об этом в действующем Уставе г. Брянска говорится куда как более обстоятельно и подробно. Может быть, разработчики документа не посчитали нужным говорить на эту тему? Зря, ведь молоко без коровы не бывает. Иначе говоря: город не может должным образом функционировать без власти. Это ведь на самом деле всегда взаимосвязано.

В прошлом году летом и осенью в Брянске было очень много протестных акций по поводу так называемой пенсионной реформы. Было очевидно, что местная власть создавала искусственные препятствия для выражения гражданами своего мнения. Поэтому неудивительно, что на митингах высказывались очень резкие оценки в адрес этой власти, в принимаемые резолюции вносились требования отставки первых лиц города, а в перспективе – избрания их напрямую, путем всеобщих выборов. Современное законодательство о местном самоуправлении такое не запрещает. Прямые выборы главы Брянска – это ведь вполне современно, не так ли?

Так, может быть, в принятой сейчас Стратегии развития Брянска все же следует уделить большее внимание формированию системы власти в городе? В итоге – сделать эту власть более открытой и прозрачной, сменяемой и ответственной. А иначе ведь не будет и «молока», то есть древний Брянск не сможет исполнить свою, как пишут разработчики Стратегии,  «миссию», т.е. стать и быть современным городом, притягательным для его жителей и гостей. Тема формирования муниципальной власти не должна быть закрытой для обсуждения. 

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

По моим наблюдениям, брянскому губернатору свойственна некая смесь деловитости и энергии со склонностью к необоснованной фразе, к «пиар-акциям», даже к хлестаковщине в некотором роде. На поверхности все это выглядит как стиль, но на самом деле это есть нечто большее. Попытаюсь объяснить эти слова. 

Александр Богомаз в прошлом году на встрече с Дмитрием Медведевым поставил вопрос о строительстве в Брянске крупного спортивного сооружения – Дворца единоборств. В этом году вопрос разрешился, и федеральный бюджет выделит на эти цели (на условиях софинансирования) 1, 2 миллиарда рублей. Будет в Брянске Дворец!

Значит, это очень хорошо? Но ответ здесь вовсе неоднозначен. Скептики вопрошают: «А зачем в Брянске такой величественный Дворец, да еще и за такую великую цену?». А ведь у скептиков есть и своя логика вопросительности. Единоборства – это ведь вовсе не массовый вид спорта. Он скорее индивидуален. К тому же, для нашего региона он и не характерен. Не Кавказ ведь мы, и не Япония. Не лучше ли было бы, — говорят скептики, —  эти деньги (огромные для Брянщины!) направить на развитие массовых видов физической культуры (например, детского футбола, хоккея, волейбола), на строительство спортплощадок в зонах массовой застройки и т.п.? Не получится ли из этого грандиозного Дворца опять что-то показушное?  И опять – с флагами «партии власти». 

А вот и еще один пример энергичности действующего губернатора.

О его любви к сельскому хозяйству известно, как говорится, далеко-далеко. Всегда он уделяет особое внимание к «Мираторгу» — к самому крупному в нашем регионе агрохолдингу, который сегодня воспринимается областной властью почти как «наше все» (словно поэт Пушкин в русской литературе). Недавно достигнуты соглашения об инвестициях «Мираторга» на Брянщине в объеме около 10 млрд. рублей. Хорошо это или плохо? «Хорошо», — говорит областная власть. «Большая сумма ведь!». Ну как тут не поверишь…

Но червь сомнения подзуживает из своего «подполья»: «А ведь в это же время на Брянщине не получают должной поддержки малые формы хозяйствования на селе…». Не возникают новые рабочие места, молодые люди вынуждены искать работу в далеком Подмосковье, обезлюживается Брянщина. «Исчезает сельский образ жизни», — говорит «червь сомнения». Вот ведь как. Зато «Мираторг» успешно продолжает свое дело: производит совсем не дешевое мясо и превращает брянские почвы в «химическую пыль», на которой завтра уже вряд ли что-что вырастет. В сетях пишут: «скоро в Брянской области в сельской местности останутся одни агрохолдинги с пустующими селами и деревнями». И роботами вместо тракторов и машин? Что ж, зато мы назовем это «цифровой экономикой» — и будет к экономике хорошее прилагательное!

Вот оно как-то все неоднозначно и получается. Официозные СМИ региона непрерывно говорят о продолжающемся росте Брянщины по всем показателям. А между тем в прошлом году в нашем регионе ушло из жизни около 11 тысяч человек, о чем губернатор публично предпочитает не говорить. Сокращение численности населения — это очень печальный симптом, который всех нас (и власть, и гражданское общество) обязывает оценивать нашу действительность не сквозь картину «неслыханных достижений» и «новых рекордов», а по-иному – реалистичнее и правдивее.

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Год 2018-й показал, что команда Александра Богомаза неизменна в плане стиля своей практической деятельности, и это о многом говорит. Ну, а поскольку стиль в политике – это средство коммуникации (в данном случае – губернатора и его команды), а наши комментарии носят итоговый характер, то выскажусь об этом подробнее.

Мне представляется, что назрели определенные изменения в системе коммуникации между губернатором (и его команды) и региональным сообществом. В настоящее время основные каналы этих коммуникаций оказались непомерно заполненными разного рода «хламом» — ложными образами, картинками, оценками, представлениями и т.п. Изо дня в день официальные учреждения (пресс-службы, средства массовой информации и иное) формируют не столько объективную, сколько желанную картину деятельности первого лица региона и его управленческой команды, результаты этой деятельности. Создается искусственная, во многом не совпадающая с подлинной реальностью информационная картина действительности, КАРТИНА УСПЕХА Брянской области. Эта картина формируется, разумеется, с помощью соответствующей терминологии. Зависимые от областной власти СМИ (в основном – районные газеты, а также некоторые из местных теле и радиоканалов, например – ГТРК «Брянск», «Брянская губерния») буквально перенасыщены терминологией завораживающих изменений в регионе: «беспрецедентный рост», «неслыханные успехи», «новейшие технологии», «невиданные урожаи», «аграрная революция», «впечатляющие цифры», «кардинальные перемены», «передовые позиции», «стабильные показатели», «успешная реализация», «процветание Брянщины» и т.п. Все это на первый взгляд ласкает слух, но в итоге все чаще и чаще вызывает и раздражение, и вопросы. Что это: информационная деятельность или же информационные манипуляции? Но создатели данной картины, похоже, отказывают гражданам в их способности свое мнение иметь и видят в этих гражданах лишь потребителей официальной пропаганды. 

По-видимому, в формировании этой «картины успеха» роль первой скрипки играет Департамент внутренней политики Правительства Брянской области. Именно в данном подразделении областной власти формируется информационная политика этой власти, и эта политика «тиражируется» по различным каналам коммуникации. Особую роль в формировании данной «картины успеха» играет областная газета «Брянский рабочий». В 2017 году ей исполнилось 100 лет, она в прежние годы явилась «родовым гнездом» брянской журналистики. Сегодня же эту газету словно кто-то подменил: от первой полосы в ней и до последней – хвалебные материалы в угоду губернатору, и никаких сомнений, словно таких сомнений нет, и не может быть в природе. Районные газеты в регионе стали все похожими друг на друга, поскольку питаются одинаковыми официальными материалами. Зато находящаяся в опале у областной власти газета «Комсомолец Брянска» вынуждена уже ряд лет (именно так: вынуждена!) печатать свой тираж за пределами Брянска – в далеком Белгороде. А ранее ей приходилось печататься и в Орле, и в Смоленске, и в Подмосковье.  Все потому, что «Комсомолец» позволяет себе вот такое удовольствие – иметь свое мнение, свой взгляд на вещи. По-видимому, сегодня это уже становится и рискованным, и даже (как в случае с этой газетой) – делом затратным. В этой истории можно увидеть даже и некий знак – знак отношения власти к иному мнению. 

«Картина успеха», однако, вовсе не разделяется всеми «благодарными» жителями Брянщины. Многие (и это все чаще) сомневаются и в подлинности «невиданных» урожаев (а нет ли здесь приписок?), и в добротности дорожного строительства, и в качестве брянской медицины, и в величине заработной платы. Если везде такой «невиданный» успех, тогда почему же огромная масса брянцев вынуждена мигрировать в Москву и Подмосковье? Почему население региона продолжает сокращаться? Почему в перинатальном центре Брянска погибло более десятка младенцев, а следствие до сих пор так и не завершено? И т.д. и т.п. Судя по всему, «пространство сомнений» расширяется, общественное мнение становится более рациональным. К тому же, это пространство подпитывается и рядом других негативных процессов: например, очень неоднозначной пенсионной реформой, усилением налогового бремени. Это создает все более заметный диссонанс между «Картиной успеха» и «Картиной подлинной реальности», что в итоге не может не сказываться на восприятии областной власти жителями Брянщины, на авторитете этой власти и доверии к ней.

Так что, проблема стиля – далеко не литературная вовсе.

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Страсть к внешним знакам своей деятельности – родовое качество российской бюрократии. По-видимому, не покидает она и нынешнее брянское чиновничество.

В последние несколько недель Брянск буквально захлестнула лавина официальных церемоний, связанных с открытием тех или иных объектов городской инфраструктуры. Дорожные развязки, скверы, бассейны, придомовые территории и т.п. – везде устраиваются церемонии, происходит разрезание ленточек, звучат аплодисменты и ритуальные речи. Разумеется, введение в строй какого-нибудь объекта совсем неплохо, ведь постепенно обустраивается городская среда и улучшаются условия для жизни брянцев.

Например, на днях была наконец-то выполнена реконструкция Городищенского поворота, который связывает два района Брянска. Завершена реконструкция Набережной в центре Брянска. Нехорошо лишь то, с какой пышной помпезностью проводятся эти торжественные акции и какими надуманными знаками они обставляются. Открыли новый бассейн – обставили территорию флагами «партии власти». Открыли сквер имени известного военного конструктора – этими же флагами украсили и территорию. Открыли детскую площадку – те же флаги тут как тут. Нате вам от нас, хороших! Знайте наших, дорогих! У человека неискушенного может сложиться впечатление, что без этой партии (сегодня она называется «Единой Россией») ровным счетом сегодня ничего не делается, ничего не происходит. Какая забота, однако! Как говорят философы, не возникает новое бытие. Например, новая песочница для детей…

А ведь во всех этих «исторических» событиях вовсе и нет никакого чуда, сотворенного по доброй воле «партии власти». Подобные изменения происходят ведь по «воле» федеральной целевой программы «Формирование комфортной городской среды». А она финансируется, как известно, из различных бюджетных источников (центр, регион, муниципалитет), но никак не из партийной казны, не так ли? Так зачем же вводить общество в заблуждение и плодить иллюзии у граждан?

Насколько я припоминаю, даже в «тоталитарное» советское время не было такого масштаба «показушности».  Ведь и строили, и ремонтировали, и возводили, но в так называемой показухе чиновники все же были явно скромнее. Может они чего-то стеснялись. Значит время сейчас пришло другое?

Показушная сторона в действиях брянской власти явно бросается в глаза. Наблюдатели в сетях восклицают: «А нельзя ли без помпы?». Нельзя ли свою повседневную рабочую деятельность не выдавать за масштабные, едва ли не исторические события? Скромнее, скромнее надо быть, господа градоначальники! Не увлекайтесь своей значимостью. В глазах граждан все это выглядит ведь совсем по-иному. 

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Губернатор Брянской области Александр Богомаз – человек большой энергии, и это неплохо. А еще ему очень нравится всегда быть в зеркале общественного внимания, видеть и слышать всякого рода комплиментарность. Эту индивидуальную особенность хорошо знают по-разному зависимые от областной власти СМИ и действуют соответствующим образом. Конечно, комплиментарность сама по себе – вещь естественная для человеческой природы, но если она проявляется (и принимается) не в меру, то становится источником недоумения и даже большого общественного раздражения.

В середине сентября этого года исполнилось ровно три года официального пребывания Александра Богомаза в своей нынешней должности (он обрел ее на выборах 13 сентября 2015 года, до этого ровно год был «врио»). К этой скромной дате для медиасферы были подготовлены материалы, общим лейтмотивом которых является следующее: Брянщина на «взлете», идет от рекорда к рекорду. Сегодня она – локомотив целого ряда революций: аграрной, дорожной, образовательной и иных. Регион развивается исключительно под знаком достижений! Конечно, читать и слышать такое будет приятно любому губернатору. Александру Богомазу – тоже.

Конечно, писать о достижениях не запрещено, особенно если они есть. Но нехорошо писать полуправду, ибо это дискредитирует правду. «Пропагандисты» команды Богомаза много пишут об успехах в картофелеводстве, например, но молчат о качестве выращиваемого картофеля. Молчат и о разрушении почв, которые тотально пропитываются пестицидами. Они говорят о пристальном внимании к медицине, но молчат о трагедии в Брянском перинатальном центре, где в прошлом году погибло более десяти младенцев, а следствие по этому делу так и не проведено. Эти пропагандисты говорят об успехах в сфере образования, но умалчивают о том, что брянские выпускники-педагоги предпочитают уезжать в Москву за лучшими условиями труда и зарплаты. Как уезжают туда же и многие тысячи других брянцев, не найдя должного применения в своем родном регионе. Население продолжает сокращаться, и это, увы, тоже показательно в определенном смысле. Но об этом «пропагандисты» скромно помалкивают.

Согласитесь, что правда может быть лишь полной, и не иначе.

Сегодня же в регионе медиасфера во многом стала пространством манипуляций массовым сознанием.

На мой взгляд, один из источников этих манипуляций – сама областная власть. Зачастую она выдает желаемое за действительное, с помощью зависимых от себя СМИ рисует приятные для себя «картинки», образы действительности. И живет тем самым в изрядно искаженном информационном пространстве. Живет и плодит образы разного рода «революций», а между тем качество брянских СМИ от такого «творчества» лишь ухудшается. Победные сводки, восторги, аплодисменты и… комплименты! Такие газеты бесплодны и подписку на них приходится проводить не без административного принуждения. Особенно это относится к районным газетам, которые финансируются из областного бюджета: они все одинаковы, словно оловянные солдатики.

Областная власть живет, словно по инерции, привычными категориями: «гектары», «тонны», «удои», «километры», «объекты», «рубли». Она даже находит во всем этом некое упоение. В наше время, однако, этого явно недостаточно. Современный человек хочет жить в здоровой информационной среде, где говорят правду, и где она не подменяется ее извращенными имитациями.

 

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Свои оценки деятельности мэра Брянска в августе-сентябре я буду связывать с политическими событиями в городе в связи с так называемой пенсионной реформой. В них проявилась, с одной стороны, «энергетика» гражданского общества, его принципиальная позиция в жизненно важных и потому актуальных для себя проблемах. С другой — отношение структур местной муниципальной власти (Брянской городской администрации и её руководителя) к названному мною гражданскому обществу.

Суть проблемы проста и ясна: граждане, желающие выразить свой законный протест против пенсионной реформы, хотят сделать это в НОРМАЛЬНЫХ условиях, на улицах и площадях своего города. Таких мест в Брянске сегодня более чем достаточно. Но так получилось, что этим летом протестующие граждане дважды были вынуждены (мэрией и под явно надуманными предлогами) проводить свои митинги (28-го июля, 2-го сентября, 22-го сентября) на территории старого аэропорта. Эта территория сегодня – стеснённая со всех сторон и разбитая строительной техникой площадка, перекопанная ямами и траншеями, полная груд асфальта, щебня и мусора (в таких случаях говорят: гетто). Она находится далеко от центра, подъезды и пешеходные подходы к ней ограничены и затруднительны, особенно для пожилых людей. Предлагать ТАКУЮ площадку для митинга граждан означает демонстрировать к ним полное неуважение. Так нельзя! Но оказывается, в Брянске можно.

В августе протестующая общественность предложила мэру города и главе Брянска организовать совместную встречу, чтобы обсудить практику проведения в Брянске подобного рода публичных акций, разрешить накопившиеся проблемы. Руководители города никак не отреагировали на такое предложение. А проблемы остались.

Складывается впечатление, что во время указанных мною протестных акций, власти Брянска умышленно направляли митингующих на территорию, которая явно не подходит для таких целей. Предположу: это делалось для того, чтобы локализовать протест и вызвать разочарование граждан в митинговой практике как таковой, отвратить от неё. Действительно, а кому приятно митинговать на такой территории? Но на мой взгляд, протестные акции в Брянске все равно будут иметь место (пусть даже и по другим основаниям), и жители города напомнят местной власти о том, как с ней обходились на митингах летом 2018-го года.

Кстати говоря, на протестном митинге 2-го сентября в текст резолюции был включен и пункт о выражении недоверия главе Брянска Александру Хлиманкову и главе Брянской городской администрации Александру Макарову. Так что местной власти приходится «платить» за неуважительное отношение к своим гражданам, и хорошо, если она со временем все же изменит это отношение.

 

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

В июле этого года на формирование положительного образа главы региона влиял ряд событий. Во-первых, проведение «Дня брянского поля» и «Международного дня картофельного поля», на которых демонстрировались достижения Брянской области в аграрном секторе. Брянская область была названа в ряду «картофельных столиц», а глава региона в связи с этим был наречен в средствах массовой информации «фантастическим губернатором». Во-вторых, 20 июля Александру Богомазу была вручена Почетная грамота президента РФ, что можно интерпретировать как знак высокого доверия к руководителю региона со стороны главы государства.

Достижения Брянской области в картофельной отрасли и в самом деле имеют место. Но они вызывают много вопросов со стороны наблюдателей и экспертов. Чаще всего указывают на отрицательное воздействие современных технологий на почву и сам продукт – картофель. Насколько он пригоден для человеческого организма? Что становится с обрабатываемой почвой в результате массированного применения техники и химических средств для её обработки. Нами ранее уже затрагивалась эта тема, и она по-прежнему остаётся проблемной, потому что областная власть предпочитает не говорить об этом публично, явно увлекаясь картиной «фантастических» успехов Брянщины в аграрном деле. В итоге картина успеха явно вытесняет на обочину реальные проблемы, в данном случае – социально-экологического характера. Речь идет не только о качестве почв, но и о здоровье людей. Кстати говоря, в последние несколько лет в регионе наблюдается сокращение популяции пчел, и эту тенденцию наблюдатели связывают с массированным применением в сельском хозяйстве химических средств обработки почвы и стимуляторов роста культурных растений. Этим активно занимаются крупные агрохолдинги, пришедшие на Брянщину в последние несколько лет и тоже создающие «фантастические успехи» региона. Протесты местных пчеловодов уже имели место, но власть старалась не реагировать на них.

Центральной темой июля-августа для Брянщины (как и для всей страны) стала так называемая пенсионная реформа. В Брянске был создан «Комитет протестных действий», куда вошли активисты ряда партий и иных общественных объединений.

Состоялись два митинга, один из которых (28-го июля) был достаточно многочисленным и резонансным. Резонанс этого митинга проявился, в частности, в том, что на нём был высказан призыв выразить недоверие губернатору области Александру Богомазу, что было включено в итоговую резолюцию митинга.

Основание для недоверия простое, но важное: жители не услышали от Богомаза публичной позиции по пенсионной реформе.

Конечно, губернатор вправе сослаться на субординацию в системе вертикали власти, но ведь три года назад, в сентябре 2015 года, Богомаз был избран жителями Брянщины, они отдали ему свои голоса, и поэтому у них есть основание требовать у него публичных оценок по столь важной проблеме. Этой публичности, к сожалению, нет, что отрицательно сказалось на имидже губернатора. Плохо и то, что по пенсионной реформе публично не высказалась Брянская областная Дума, предпочитая негласно одобрить законопроект федерального правительства.

Связанные с пенсионной реформой события показали не только наличие глубоких «разрывов» между правящей элитой и основной частью общества, но и явный дефицит каналов подлинной коммуникации между властью и обществом. Вместо того, чтобы адекватно транслировать социальные интересы в систему власти, эти каналы оказались трансформированы и нередко транслируют ложные смыслы, что подрывает систему государственного управления, дискредитирует власть и ее представителей.

 

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

После выборов 13-го сентября Александр Богомаз избавился от приставки «врио» и стал законно избранным Губернатором Брянской области.  Его победа на этих выборах выглядит вполне убедительно: он набрал почти 80 процентов голосов избирателей в состязании с двумя конкурентами.  Выборы прошли спокойно, без скандалов. Все хорошо?

Нет, кое-что в действиях первого лица власти Брянской области все же настораживает. Целый год (а это ведь больше, чем пресловутые сто дней!) Богомаз активно опирается на имитационные практики, подменяя содержание политики ее формами, реальное дело – всего лишь словом. Не исключаю, что акценты на форме (читай: имитации) способствовали победе Богомаза на выборах, но инерция формализма продолжает действовать. 

Конечно, прошедшие в регионе выборы способствовали обретению Богомазом должной степени легитимности как Губернатора, и это будет придавать ему уверенность в своих действиях. Но следует иметь в виду, что его победа произошла на выборах, которые изначально не несли в себе никакой конкурентности, никакой интриги не создавали, а их результат всем изначально уже был очевиден. По нашим наблюдениям, прошедшие 13 сентября 2015 года выборы руководителя Брянской области были самыми бедными с точки зрения своего содержания как политического процесса.   

Год назад Александр Богомаз получил доверие от  Президента страны, а в сентябре этого года он обрел доверие от избирателей Брянской области. Сейчас в действиях Богомаза необходима своего рода «перезагрузка стиля»: требуется радикальный переход  от формы к содержанию, от слов – к действию, от обещаний к их выполнению. Есть в регионе такие проблемы, которые при новом руководителе еще так и не получили своего решения. Это, к примеру, так называемое «точечное» строительство в Брянске, которое вызывает все более частые протесты общественности. Это и качество самой областной власти, реальное очищение в которой за прошедший год так и не произошло (хотя к этому-то ведь Богомаз и был фактически призван, заменив своего предшественника Николая Денина).

На мой взгляд, сегодня Александр Богомаз имеет формально высокий уровень общественного доверия. Но это доверие может так и остаться формальным без должных изменений качества региональной власти.

Июль 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2015)

Брянщина идет к своему главному политическому событию — выборам Губернатора, которые назначены на 13 сентября. Судя по всему, одной из особенностей этой кампании будет их явно имитационный характер. Сама действующая региональная власть во главе с врио Губернатора Александром Богомазом тоже явно не против того, чтобы активно опираться на технологии соответствующего рода. Они, как известно, создают видимость в условиях дефицита реальности. Сайт областной администрации пестрит казенными заголовками своих сюжетов: «Богомаз дал старт…», «провел совещание», «предложил создать», «потребовал взять под особый контроль», «поручил навести порядок», «принял участие», «прошел крестным ходом», «вручил ключи», «поздравил собравшихся» и т.п. На наш взгляд, основная тенденция нынешней кампании – преобладание формы над содержанием (слова над делом, показного над действительным).

В настоящее время позиции Александра Богомаза как «кандидата №1» (он выдвинут на конференции «Единой России») внешне выглядят как вполне достойные. На его стороне целый ряд благоприятных для него факторов: благоволение Кремля, административно-организационный фактор, патерналистский электорат (бюджетники, чиновники), информационные ресурсы, отсутствие глубоких расколов в правящей элите региона. Особый фактор – это слабость местной оппозиции, которая, судя по всему, оказалась неспособной выдвинуть реальных конкурентов Богомазу. Те же кандидатуры, которые уже заявлены (от «Справедливой России», от «Патриотов России») сыграют, судя по всему, декоративную роль, создавая видимость реальной конкуренции. Возможная интрига, связанная с демонстрацией в апреле-мае оппозиционности со стороны местной организации ЛДПР, закончилась очень просто: руководство региональным отделением было распущено по решению центрального руководства этой партии. Отказались участвовать в выборах местные коммунисты (КПРФ). В итоге – явный дефицит конкуренции, но ее видимость осталась.

По нашим наблюдениям, рейтинговые позиции Александра Богомаза имеют во-многом искусственное происхождение. Они в значительной степени формируются сегодня под влиянием не столько реальных достижений в руководимом им регионе (сие неоднозначно), сколько факторов иного характера (внешняя политическая и административная поддержка, информационное давление на общественное мнение и иное). Назначенный в сентябре прошлого года на свою должность Президентом страны, Александр Богомаз оказался заложником возникшей ситуации: чтобы воспроизвести себя в своей должности в условиях дефицита реальных достижений в регионе, он и его команда вынуждены активно опираться на имитационные практики, которые, увы, подменяют содержание формой. Впрочем, все происходящее – это зримые проявления такой политики, которая, «изгоняя» из себя подлинное содержание, утрачивает в итоге и свою сущность.

 

Апрель 20, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Апрель, 2015)

На наш взгляд, утверждение 17-го декабря прошлого года В.С.Тулупова главой Брянской городской администрации было вполне разумным решением сессии городского Совета народных депутатов (29 набранных голосов из 29). Вячеслав Тулупов оказался наиболее приемлемой кандидатурой на эту должность (вначале – из 4-х претендентов): образование, большой опыт управленческой и общественной деятельности, личные качества. С его назначением общественность связывала надежды на преодоление многолетнего кризиса в управлении областным центром, когда им руководили лица либо временные (А.Н.Кистенев), либо и вовсе с сомнительной репутацией, оставившие после себя длинный шлейф скандалов и крайне низкий авторитет (С.М.Смирнов).

Возможно, Вячеслав Тулупов все же сумеет выразить сложившиеся запросы на авторитетную и уважаемую, стабильную власть в Брянске (чего, на наш взгляд, не было ни в 90-е, ни в «нулевые» годы). По большому счету, глава администрации еще не сделал таких ошибок, которые заметно отразились бы на его репутации. Возможно, поэтому местная общественность пока еще не сделала его объектом своей критики. Более того, некоторые экспертные сети дают ему достаточно высокие оценки среди руководителей областных городов Центрального федерального округа.

Однако, в плане образа в общественном мнении есть, на наш взгляд, проблема, которая непосредственно касается Вячеслава Тулупова и понижает «вес» его образа. Дело в том, что в связи с назначением в сентябре прошлого года Александра Богомаза на должность врио Губернатора Брянской области все внимание общественности переключилось на него, на его образ как политика. Это внимание изначально было подогрето экстремальностью случившейся ситуации: Богомаз пришел на смену Денину, которому президент страны отказал в доверии. Это было «из ряда вон выходящее» событие, которое изначально привлекло внимание к фигуре Богомаза. Все остальное в наше регионе (в том числе и образы иных политиков) стали вытесняться на второй план и даже на периферию. Можно сказать, что фигура первого лица региона (Александр Богомаз) в силу названных нами обстоятельств объективно создала своего рода «тень», в полосе влияния которой оказались другие лица из региональной политической элиты.

В какой-то степени эта ситуация не могла не сказаться и на кадровых изменениях в руководстве областным центром. Так случилось, что опытный и хорошо известный в Брянске и области Тулупов оказался в полосе влияния той «тени», которая возникла в связи с назначением Богомаза. Более того, сильное воздействие этого обстоятельства продолжает иметь место. Во-первых, Богомаз не завершил формирование своей команды, и его кадровые решения привлекают большое внимание общественности, политических кругов; во-вторых, наступила неофициальная фаза предстоящих в сентябре губернаторских выборов (праймериз в «Единой России», иные акции), и это еще больше укрепляет влияние «тени», исходящей от другой, более крупной политической фигуры. 

По большому счету, Вячеслав Тулупов находится, как говорится, на своем месте, он соответствует своей должности, он профессионал. Но что касается воздействия названной «тени», то ему будет очень трудно превзойти ее доминантное влияние. К тому же, Тулупов не склонен к так называемому пиару, к выпячиванию своей персоны, и это хорошо для общего дела. Тем более, что Брянск – это город с большой массой накопившихся проблем, о которых общественность не устает (к сожалению, — нередко безуспешно) говорить многие годы: коррупционные скандалы, отсутствие генерального плана развития, «точечное» строительство, разрушение исторического ландшафта и природоохранных зон в черте города, качество дорог, обилие мусора в жилых массивах и иное.

О перспективах Вячеслава Тулупова как мэра города говорить сегодня можно, хотя это мало что даст. Дело в том, что в регионе разворачивается избирательная кампания, и он, скорее всего, будет еще долго находиться в зоне влияния указанной нами «тени». Многое разрешится после выборов. Перспективы Тулупова как руководителя во-многом будут зависеть от нового главы региона и его команды, от взаимоотношений Брянска и Брянской области (межбюджетные отношения, разграничение полномочий, «симпатии-антипатии», партийный фактор и т.д.). Это – фактор времени.

Ноябрь 05, 2014 | Регионы России: Рейтинг губернаторов (Октябрь, 2014)

Освобождение от своей должности в связи с утратой доверия Губернатора Брянской области Николая Денина – центральное событие 2014 года для региона. На мой взгляд, ушедшему руководителю так и не удалось решить ту задачу, которую он обозначил весной 2005 года в качестве коренной – «улучшение качества» региональной власти. Разумеется, остается открытым вопрос: возможно ли было решение этой задачи в условиях сложившейся в «нулевые» годы политической системы? На мой взгляд, вряд-ли. Основная причина этого – не в Николае Васильевиче, поскольку данная система не «заряжена» на решение такой задачи.

Назначенный исполняющим обязанности Губернатора Брянской области Александр Богомаз в качестве своих приоритетов также обозначил сходную по содержанию задачу — «работать по-новому». Это было сформулировано им 14 сентября в Обращении к жителям региона: во-первых, открытость и доступность; во-вторых, скромность и честность; в-третьих, — профессионализм в своей деятельности. Безусловно, все эти задачи выражают массовые социальные ожидания, в числе общих знаменателей которых (ожиданий – В.Г.) является, конечно же, борьба с коррупцией, очищение власти и повышение ее авторитета. В связи с этим возникает естественный вопрос: насколько последовательным и эффективным в своих действиях окажется новый руководитель региона? Какой сможет быть степень свободы действий Александра Богомаза в реализации обозначенных им приоритетов? На мой взгляд, новый руководитель региона будет (как это ни странно, на первый взгляд) значительно ограничен в своих действиях по улучшению качества региональной власти.

Его действия в данном направлении будут ограничены как «сверху» (интересы и воля т.н. «Кремля», партийная принадлежность Александра Васильевича и иные такого рода факторы), так и «снизу» (интересы региональных элит, связь Александра Богомаза с «родовым» бизнесом в регионе и иное). Отдельный ограничивающий фактор: Александр Васильевич – «доморощенный» политик, уже изначально и давно связанный с регионом и его обстоятельствами (в отличие, например, от Андрея Бочарова или Вадима Потомского в Волгограде и Орле, которые такой «доморощенностью» не связаны). Поэтому, на мой взгляд, интересам Брянщины более бы соответствовало назначение на должность Губернатора человека из другого региона, что лишало бы его необходимости в своих действиях оглядываться на интересы региональных элит и, соответственно, действовать более самостоятельно и радикально.

Кадровая политика Александра Богомаза на первой своей стадии (обновление Правительства области на уровне своих заместителей) производит неоднозначное впечатление. Складывается впечатление, что в своих кадровых решениях Александр Васильевич «озирается» по «сторонам», пытаясь «угодить» различным интересам. Как результат, сегодня формируется неоднородная, немонолитная управленческая команда, не связанная единым, общим стратегическим замыслом. Действия Александра Богомаза в плоскости кадровой политики уже вызывают неоднозначную, а нередко и критическую реакцию общественности, что наиболее заметно по социальным сетям и публикациями в региональной периодической печати.

Кстати говоря, после своего назначения Александр Васильевич еще не инициировал обсуждения важной темы – о Стратегии дальнейшего развития Брянской области. (Равно как вопрос о базовых ресурсах развития нашего региона). На мой взгляд, с этого надо было начинать. Это то, что тоже не смог реализовать его предшественник, хотя попытки и имели место в 2007-2008 гг., но в последующем данная тема как-то «зависла».  Кроме того, на начальном этапе Александру Богомазу необходимо срочно восстановить в своем прежнем статусе Комитет по науке при областном правительстве (сейчас этот статус сведен до роли заурядного отдела в Департаменте по образованию) и в дальнейшей работе опираться на него, как на важный интеллектуальный ресурс.