reutРеут Олег Чеславович

Политолог, публицист. Член Общественного совета при Центральной избирательной комиссии Республики Карелия (г. Петрозаводск)

 

 

Комментарии эксперта:

Август 28, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2019)

Казалось бы, начавшаяся в стране мусорная реформа представляет собой неплохой шанс региональному руководителю проявить свои лучшие качества. Особенно в приграничной Карелии, которая в течение последних 20-25 лет принимала участие в десятках международных и трансграничных проектов природоохранной направленности. Для многих жителей республики соседние скандинавские страны и Финляндия выступают очевидным примером не только бережного отношения к природе, но и эффективного обращения с отходами. Практики раздельного сбора мусора, дозиметрического контроля, общественного обсуждения при установлении санитарно-защитных зон и вообще планов, затрагивающих рынок отходов, являются востребованными и близкими для жителей Карелии, которые не понаслышке знают, как обстоят дела в этой сфере в североевропейских государствах.

На этом фоне совершенно неожиданными стали заявления главы региона Артура Парфенчикова о том, что проекты по раздельному сбору мусора в республике являются нерентабельными. Это обосновывалось низкой плотностью населения, неразвитостью логистических возможностей и незаинтересованностью регионального оператора.

При этом очевидно, что в реальности присутствуют и другие причины, обременяющие реализацию всего комплекса мероприятий мусорной реформы. Контейнерные площадки по всей республике находятся в ужасающем состоянии. Довольно часто не определено, кто должен следить за их состоянием. Это полномочия, которые «болтаются» между муниципальными властями и региональным оператором. Не меньшую проблему представляют нормативы и размеры платежей за услуги, которые большинством населения воспринимаются как необоснованные.

Можно было бы заключить, что Карелия оказалась просто не готова к входу в реформу, до последнего надеясь, что её вновь отложат. Региональный оператор тоже оказался не в состоянии работать в новых условиях, в первую очередь, с точки зрения материально-технического обеспечения. На это в довольно жёсткой форме указал спецпредставитель российского президента по вопросам экологии Сергей Иванов, который обвинил власти республики в предоставлении преференций (и фактически в коррупционном сговоре) при определении регионального оператора по обращению с отходами. Определив ситуацию как «вопиющий случай», Иванов констатировал, что на торгах «выиграла компания, состоящая из одного человека; имущество у них – стол и табуретка, а выиграли они конкурс на 29 миллиардов рублей по вывозу всего мусора».

Важно отметить, что жителей республики тема сбора отходов и их складирования, переработки или сжигания стала намного больше волновать именно в последнее время. Только за последний год, по оценкам региональных экспертов, количество жалоб, касающихся мусора, возросло в 2,5 раза. Граждане – особенно за пределами столичного Петрозаводска – вполне обоснованно полагают, что оплата вывоза отходов должна производиться исходя из фактического количества образованного мусора, в том числе за счёт современных контейнерных площадок, которые позволят оценивать объём и вес образуемых отходов. Кроме того, жители обоснованно считают, что им нужно возвращать средства за раздельно собранный мусор, потому что это не отходы, а сырьё, на котором региональный оператор должен зарабатывать сам.

В настоящее время наиболее «слабым звеном» мусорной реформы в Карелии становится не разработка планов и программ тех или иных преобразований, а воплощение их в жизнь силами узкого круга губернаторских назначенцев, которые лишь в малой мере подконтрольны ориентированным на эффективность правительственным технократам, но чаще всего просто не заинтересованы в действительной реформе регионального управления, независимо от её содержания.

Там, где качество управления низкое, шансы сторонников реформы, даже при наличии «свободы рук» для её проведения, на адекватную реализацию своих планов оказываются невелики. Поэтому им приходится поневоле ограничиваться частичными решениями, сужая масштаб и зоны преобразований до отдельных, практически точечных подпроектов, в пределах которых губернаторская администрация способна создать специальные условия для более или менее успешной реализации планов – так называемые «карманы эффективности», находящиеся под прямым патронажем главы республики. Хотя риски нелояльности со стороны технократов при таком подходе снижаются, но и эффективность реализуемого курса может оказаться как минимум неочевидной. А что уж там говорить об обстоятельствах, когда на региональном политическом поле присутствуют влиятельные акторы, готовые в своих интересах открыто оппонировать и низкому качеству управления, и стремлению части представителей губернаторской команды к извлечению ренты.

 

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

Два года назад коммуникативный стиль, предложенный тогдашним врио главы региона Артуром Парфенчиковым, вызывал профессиональный интерес пары десятков карельских журналистов. Уже тогда они обратили внимание на существенную разницу в позиционировании в социальных сетях во время «дневных» и «ночных» сессий. В рабочее время подавляющее большинство постов, появляющихся на страницах Парфенчикова в социальных сетях, характеризовались как сугубо официальные, визуальный ряд практически полностью повторял сообщения пресс-службы губернаторской администрации. В вечернее и ночное время происходила заметная подмена коммуникационного регистра – в сообщениях укоренились прямые выпады в адрес френдов и читателей, а также излишне свободные выражения, всё чаще выходящие за пределы профессиональной этики.

Отличительное свойство коммуникативного стиля Парфенчикова – несвобода от приобретённого за годы руководства Федеральной службой судебных приставов опыта управленческой риторики и от давления высокой должности. Он вынужден постоянно прибегать к клише официально-делового стиля и безличным оборотам. Его письменная речь насыщена безапелляционными суждениями, открыто выраженными позитивными оценками и ожиданиями в отношении собственной деятельности.

После избрания Парфенчиков не смог укрепить репутацию открытого к общению губернатора, прежде всего – благодаря довольно противоречивой активности в «В Контакте». Попытку выстроить приём обращений и жалоб, наладить систему ответов на вопросы жителей республики можно признать успешной лишь отчасти. Очевидно, что огромное количество инфраструктурных проблем, бед нереформируемого жилищно-коммунального хозяйства, низкую исполнительскую дисциплину (особенно при освоении средств в рамках участия республики в национальных проектах и в федеральных целевых программах) нельзя преодолеть в течение короткого периода. Однако в стремлении продемонстрировать эффективность региональной управленческой команды всё чаще проявляется стремление быстро и «на позитиве» выдать безапелляционные решения.

При этом речевой стиль генерал-губернатора (Парфенчикову явно нравится подобное к нему обращение) характеризует его ярче, чем что-либо другое. Анализ формы, в которую облечено любое, пусть и самое ничтожное, содержание, даёт представление о подлинных намерениях пишущего и говорящего. Очевидно, что официально-деловой стиль нужен для точной и однозначно интерпретируемой передачи информации. Но при обращении к широкой аудитории социальных сетей он неприемлем, поскольку увеличивает дистанцию между политиком и читающими/слушающими, затрудняя восприятие и скрывая индивидуальность. Обилие тяжеловесных конструкций, отсутствие динамики и эмоций в письменной речи косвенно свидетельствуют о беспомощности автора. Речевая часть имиджа губернатора должна быть концептуально единой: трудно представить себе интеллектуала с интонациями отставного военного.

Активность Парфенчикова в соцсетях на ниве «малых дел» порождает закономерные вопросы о том, как он сочетает решение точечных, почти бытовых проблем со стратегическим планированием и другими более масштабными вопросами. Сам глава региона подчеркивает, что «одно без другого невозможно» и нет смысла, например, строить новую школу, если люди не могут туда попасть из-за дорог, не приведённых в нормативное состояние.

В мае-июне Парфенчиков продолжил попытки систематизировать коммуникации с населением. Но современные цифровые инструменты по-прежнему не применяются для контроля и стандартизации процессов в других управленческих сферах. Отсутствует республиканская информсистема в сфере закупок. Нет даже попыток создать единую аналитическую систему управления дорогами и транспортом. Публичный мониторинг контроля за сдачей ключевых строительных объектов не обсуждается, хотя в ряде регионов он уже полностью – с публикацией в сети утвержденных графиков работ – внедрён.

Следует обратить внимание и на следующее: выступая в публичном поле, Парфенчиков демонстративно никогда не становится на сторону жителей в их споре с чиновниками, к которым в свою очередь относится подчёркнуто патерналистски и нетребовательно. Это проявляется в отсутствии готовности отвечать на пожелания граждан относительно наказания нерадивых госслужащих. Единственным объектом его критики выступают «отстающие» главы муниципальных образований, которые и так почти автоматически, без давления республиканских властей попадают в кандидаты на увольнение.

Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)

Успешным для главы Петрозаводского городского округа Ирины Мирошник стоит признать этап прохождения публичных слушаний по вопросу установки стелы «Город воинской славы». Это почётное звание было присвоено Петрозаводску 6 апреля 2015 года в соответствии с Указом президента Российской Федерации. Практически сразу представители городской интеллигенции приступили к обсуждению вопросов выполнения требований Федерального закона РФ от 9 мая 2006 г. № 68-ФЗ «О почётном звании Российской Федерации «Город воинской славы», поскольку он обязывает «установить стелу с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания».

Несмотря на определённую заданность властно-управленческих усилий по установке памятной стелы, реализация проекта столкнулась со значительным количеством препятствий, в которых нашла отражение неоднозначность актуальной политики памяти. Возникла целая последовательность вопросов о том, что должен закрепить проект мемориальной пропаганды, какие исторические точки и архетипы должны быть актуализированы, какие символы и практики коммеморации должны быть сконструированы, как вписать официально назначенный памятник в публичное пространство?

Ещё в июне 2015 года администрация Петрозаводска провела общегородской опрос «Куда, по Вашему мнению, нужно установить стелу «Город воинской славы»?». На заседании общественного градостроительного совета его результаты были приняты к сведению. Однако, спустя некоторое время, обсуждение проекта установки стелы практически остановилось.

Прошло уже более четырёх лет, а стела «Город воинской славы» так и не была возведена. Серьёзным фактором, оказывающим влияние на данный процесс, стоит считать характер политического противостояния между городской и губернаторской администрациями. Это касается как использования потенциала общественных (прежде всего, ветеранских) организаций в артикуляции выгодных властям позиций, так и «игры», сопровождающей предложения администрации Петрозаводска в адрес республиканского правительства по совместному финансированию мероприятий, связанных с присвоением столице республики почётного звания.

В обстоятельствах ограниченных ресурсов и усиливающегося политико-медийного давления, связанного с неисполнением городскими властями требований федерального закона, Ирина Мирошник смогла проявить последовательность в диалоге с разными профессиональными сообществами и представителями общественных организаций. В апреле 2019 года на сайте мэрии был проведён повторный онлайн-опрос, а затем состоялись и публичные слушания, которые поддержали вариант установки стелы, ранее предварительно определённый городскими властями. Даже используя слабо конкретизированный набор политически «пригодных» символов, связанных с городской историей, мэрии удалось снизить градус конфликтности и продемонстрировать готовность слушать и критически воспринимать мнения горожан. Стела «Город воинской славы» претендует занять достойное место в крайне небольшом списке «визиточных» проектов, реализация которых должна быть завершена в Петрозаводске в следующем году – к 100-летнему юбилею Республики Карелия.

 

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

По восходящей происходит усиление конфликта между республиканским уровнем управления и федеральным центром. В первую очередь это связано с нарастающим отставанием по срокам выполнения мероприятий Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». В следующем году Карелия отметит 100-летний юбилей своей «государственности». Основные праздничные мероприятия запланированы на май-июнь. К этому времени планировалось завершить исполнение ФЦП. Однако даже по «визиточным» проектам 2019-2020 гг. отставание не только по стадии строительства (или реконструкции), но и по этапу подготовки проектно-сметной документации превысило критический уровень.

Показательным можно считать срыв начала строительства нового аэровокзального комплекса в аэропорту «Петрозаводск». Заказчиком – управлением капитального строительства республиканского минстроя – были неверно установлены критерии оценки заявок. Антимонопольная служба Карелии аннулировала итоги аукциона по строительству данного объекта, поскольку торги прошли с нарушением закона. С учётом объёмов запланированных работ, их завершение в течение ближайших 12 месяцев не представляется обоснованным.

Ещё одним социально значимым объектом, в отношении которого произошёл серьёзный срыв графика строительства, является спортивно-концертный комплекс «Карелия Арена». Он должен был быть сдан в эксплуатацию к концу прошлого года, однако, до настоящего времени его строительство не началось.

Вопросы исполнительской дисциплины неоднократно поднимались в рамках работы Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия республики, возглавляемой секретарём Совета безопасности России Николаем Патрушевым. Тем не менее, его обращения и поручения систематически игнорируются. Это необходимо объяснить качественным составом региональной управленческой команды. Ключевая проблема заключается в том, что практически полностью она укомплектована из «варягов», присягнувших на лояльность лично главе региона Артуру Парфенчикову. В отношении них действует режим «заставить «карелов» работать как надо». Ближайшее окружение губернатора открыто противопоставило себя региональным элитам, отказав им даже в праве на субъектность.

При отсутствии же своих назначенцев в других сферах – в реальном секторе экономики, силовых структурах, медиа-бизнесе – у управленческой команды не обнаруживаются механизмы разрешения конфликтов, а это самым серьёзным образом ограничивает её влияние на текущие общественно-политические процессы. Каждый следующий шаг региональной управленческой команды ставит перед Парфенчиковым новые вызовы, на которые у него всё меньше заготовленных (выработанных во время руководства Федеральной службой судебных приставов) ответов. Это делает всю конструкцию повседневного управления правительством хрупкой и неустойчивой.

Побочным продуктом сложившегося положения вещей стало перемещение коррупционных практик на средний и нижний уровни управления. В то время, когда министры «работают в одной команде», обособленной от протекающих в региональной экономике процессов, нижестоящие чиновники «решают» вопросы, подготавливают проекты «нужных» нормативно-правовых актов, договариваются о победителях конкурсов и отменяют госконтракты.

Эта деятельность с высокой вероятностью могла оказаться в центре политико-медийного внимания, если бы пространство публичной политики было достаточно широким для того, чтобы охватить значительный спектр властно-общественных отношений. Однако на практике публичная сфера предельно сжата, внутрикомандные противоречия попадают в актуальную медиа-повестку только в описанных выше обстоятельствах, т.е. когда возникает необходимость информировать публику, например, о причинах очередного срыва сроков выполнения мероприятий ФЦП или об отношении к сложившейся ситуации федерального центра.

При этом глава республики предпочитает не замечать сложность и многослойность действующих межэлитных коалиций, которые в свою очередь достаточно тонко чувствуют пределы управляемости региональной экономической системы. Всё чаще на роль своих оппонентов Парфенчиков назначает неправительственные средства массовой информации, не отдавая в полной мере отчёта ни о действительном положении дел в социально-экономической сфере, ни о состоянии внутриполитического расклада, ни о нарастании противостояния в региональном политикуме.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Имя Главы Петрозаводска Ирины Мирошник стало всё чаще фигурировать среди потенциальных сменщиков Артура Парфенчикова на посту карельского губернатора. Это связано с совокупностью факторов, основные из которых – непрекращающееся в медийном пространстве суждения о желании главы региона вернуться в Москву для продолжения федеральной карьеры; удачное для городских властей разрешение ряда конфликтных (по отношению к губернаторской команде) ситуаций; заметное приобретение политического веса, отчасти поддерживаемое благосклонным отношением со стороны руководства президентской администрации.

Последнее представляется особенно важным с учётом особой, всё чаще называемой «гибридной», политической легитимностью глав территорий. С одной стороны, это выборы, в т.ч. предполагающие сбор подписей для преодоления муниципального фильтра. С другой стороны, губернаторы – часть федеральной президентской кадровой политики. Подобная гибридность создаёт определённую гибкость для федерального центра, но одновременно детерминирует политическую повадку губернаторов и их потенциальных сменщиков.

Мирошник уже вполне зарекомендовала себя в роли своеобразного «министра по делам реализации политики федерального центра» в Республике Карелия. Даже в обстоятельствах, когда приоритеты у центра меняются (и иногда в хаотическом порядке), она смогла продемонстрировать, что способна адекватным образом соотносить практики городского управления с осуществляемой финансовой помощью регионам и муниципалитетам.

В указанном смысле петрозаводская градоначальница последовательно дистанцируется от артикуляции формулы «я – не политик, а крепкий хозяйственник». В её понимании всё больше утверждается тезис, в соответствии с которым распределение ресурсов это и есть политика, последовательность политических решений.

При этом Мирошник демонстрирует свои компетенции и в сфере менеджмента конфликтов между разными группами влияния. Примером последнего стало «заведение» Андрея Рогалевича, депутата Законодательного собрания Карелии, на должность директора Муниципального казённого учреждения Петрозаводского городского округа «Служба заказчика». Этому назначению всесторонне препятствовали и губернаторская администрация, и некоторые бизнес-игроки. Однако Мирошник смогла разрешить конфликт и эффективно кооптировать экс-яблочника в свою управленческую команду, что не менее важно и в плане полного ослабления позиций сторонников экс-мэра Галины Ширшиной, которая теперь больше не рассматривается ни как кандидат в губернаторы, ни как серьёзный петрозаводский политик.

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Эффект новых позитивных ожиданий от произошедшей два года назад смены власти в Карелии сошёл на нет. Строя свою стартовую кампанию на теме обновления и перемен, назначенный врио главы региона Артур Парфенчиков, казалось бы, обоснованно сделал ставку на технократическом характере принимаемых им решений. В центр внимания была поставлена эффективность управленческих решений, достижимость понятных всем жителям республики социально-экономических улучшений.

У этого подхода есть очевидный изъян, и связан он с игнорированием интересов региональных и местных элит. Не будучи кооптированными во властные машины, а именно так и произошло, поскольку в сформированное правительство на ключевые должности были приглашены «варяги», региональные элитные группы довольно быстро стали чувствовать, что претензии с их стороны не снимаются, а накапливаются. Представители новой власти последовательно выстраивают свою систему неформальных связей и взаимных обязательств. Однако помимо временной радости части антиэлитарно настроенного сегмента, управленцам приходится сталкиваться с кристаллизацией альтернативных центров влияния в региональной политике.

Всё было бы совсем не так, если бы заявленные показатели эффективности управленческих решений достигались, а улучшение социально-экономического положения жителей Карелии стало бы несомненным приоритетом в деятельности республиканского правительства. Однако это не произошло.

С каждым месяцем работы региональной управленческой команды становится понятно, что компетенции и министров, и их подчинённых всё чаще рассинхронизируются с компетенциями в негосударственном сегменте экономики, который эти люди призваны регулировать, контролировать и развивать. Чтобы работать качественно, республиканскому правительству нужно постоянно привлекать внешнюю экспертизу, а она воспринимаются как исключительно частичная и лоббистская. Взаимодействовать с действительно независимыми экспертами губернатор не умеет, полагая, что они будут добавлять в систему управления критическую информацию, но одновременно создавать искажения в её интерпретации.

Казалось бы, регламенты, организующие коммуникации в правительстве и в губернаторской администрации, должны обеспечивать рост степени агрегации информации при повышении управленческого уровня. Но на деле всё сводится к попыткам объять необъятное, что в свою очередь ведёт к утолщению папок с бесконечными (но уже точно невыполнимыми) планами и «дорожными картами», от которых отпочковываются всё более упитанные и многочисленные сопроводительные нормативные, разъясняющие и организующие надзор документы. В таких обстоятельствах эффективность управленческих решений стремительно падает.

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Назначение руководителя Федеральной службы судебных приставов России Артура Парфенчикова врио Главы Карелии в феврале и его последующее избрание на должность в сентябре 2017 года не укладывается в тренд «захода» варягов-технократов на губернаторские позиции. Парфенчиков соединил в себе характеристики «возвращенца» и политика, ориентированное на скорое продолжение если не федеральной, то, по крайней мере, столичной карьеры.

2018 год превратил его в слабого и непопулярного губернатора. Это не результат случайного сбоя или проявления системных вызовов для младотехнократов, нацеленных на обновление региональных элит сверху и ещё более жёсткий контроль над территорией.

В основе ослабления губернаторской позиции находится игнорирование сильной региональной политической идентичности, последовательное стремление воспринимать республику как рядовую область, в руководстве которой «хозяйственник важнее политика».

Попытка направить в Карелию питерцев Андрея Нелидова (2010) и Александра Худилайнена (2012) закончились войнами с региональными элитами, удалением с должности петрозаводского мэра Галины Ширшиной, чередой уголовных преследований (самым ярким из которых стало дело в отношении экс-сенатора Девлетхана Алиханова, в декабре полностью оправданного Президиумом Верховного суда Российской Федерации). Кремль решил, что «федеральный силовик» Парфенчиков сможет удачно «зайти» в регион и обеспечить его «удержание» с переходом в режим развития.

Парфенчиков сделал ставку на назначение на ключевые правительственные посты лояльных ему «варягов», большинство из которых ранее занимали должности руководителей территориальных управлений ФССП. Единственный инструмент, который им при этом был предоставлен – карт-бланш для улучшений условия для бизнеса. Но отсутствие ориентации на системную работу с инвесторами, как и запредельно слабые лоббистские возможности на уровне федерального центра не дали быстрого и ощутимого результата. Предлагаемые льготы не компенсировали высокие издержки плохой инфраструктуры, повышенной стоимости и структурного дефицита рабочей силы.

Стоит отменить и клиническое недоверие губернаторской администрации к представителям местных бизнес и общественно-политических кругов, более тесно связанным со своим регионом и имеющим больше обязательств перед населением.

Мотивация временщиков и профнепригодность значительной части постоянно обновляющейся губернаторской команды усилили риски ошибочных управленческих решений, конфликтов с муниципалами и региональными группами интересов.

Изменить экономическую ситуацию было бы можно при выделении больших бюджетных и квазибюджетных денег (госзаказ) или добровольно-принудительном привлечении инвестиций крупнейших госкомпаний. Но этого точно не получилось.

Раздражения же жителям Карелии добавляет сильнейший диссонанс между реалиями повседневной жизнью и победными реляциями вперемежку с «новостями из будущего», транслируемыми проправительственными медиа и губернаторской пресс-службой.

2018-й – год, когда эффект ожиданий перестал работать, а усталость и разочарование стремительно накапливаются. Доведенная до предела жёсткости вертикальная система управления, в которой глава Карелии воспринимается как наместник и «генерал-губернатор» (именно так позиционирует себя сам Артур Парфенчиков), не способна балансировать интересы разных уровней власти, особенно в условиях сжимающихся ресурсов и снижающегося уровня поддержки.

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Глава Петрозаводска Ирина Мирошник приостановила работу детского сада, открытого после реконструкции накануне мартовских президентских выборов. При реализации данного проекта были выявлены факты неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств. При проведении финансовой проверки установлены обстоятельства, связанные не только с реконструкцией здания для реализации образовательных программ дошкольного образования, но и с покупкой самого здания. Решение о его приобретении было принято руководством карельского министерства образования. Здание находилось в республиканской собственности.

Петрозаводская администрация до последнего отказывалась принимать детский сад в муниципальную собственность, так как нанятый республиканскими властями подрядчик выполнил далеко не все работы. При этом высшие должностные лица в правительстве Артура Парфенчикова требовали от городской администрации скорейшей передачи и открытия дошкольного учреждения.

Практически сразу у городских властей возникли проблемы в связи с тем, что объект не соответствовал нормам пожарной безопасности. К зданию не был обеспечен подъезд пожарных машин, ширина эвакуационных выходов не соответствовала нормам. А позже выяснилось, что подрядчик не выполнил работы, ранее гарантированные правительством.

Конфликт вокруг теперь уже закрытого детского сада приобрел и социальное, и политическое измерение. С целью микширования возможных негативных для себя последствий республиканская власть пошла на обострение конфликта, фактически поставив вопрос о прекращении полномочий главы города. Однако он не получил дальнейшего развития в связи с тем, что при практически любой конфигурации конкурсной комиссии вето-игроком выступят депутаты петрозаводского городского совета, большинство которых контролируются его председателем Геннадием Боднарчуком, на протяжении последних трёх лет последовательно поддерживающим Ирину Мирошник.

В рассматриваемом конфликте на кону также стоят проекты, реализация которых должна быть осуществлена в рамках подготовки к 100-летнему юбилею «карельской государственности» (2020 г.). Именно в столичном Петрозаводске планируется реализация практически всех «визиточных» проектов, таких как реконструкция центральных улиц. В ожидании выделения федеральным центром значительных по объёму бюджетных средств, борьба за их освоение предсказуемо обостряется.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

В середине августа в Кондопоге сгорела Успенская церковь, памятник народного деревянного зодчества XVIII века. Глава Республики Карелия оказывает содействие в проведении благотворительных концертов в поддержку воссоздания Успенской церкви. Мероприятия состоялись во Владивостоке (в ходе проведения Восточного экономического форума), в Москве и Кондопоге. В соответствии с информацией, представленной на официальном сайте Благотворительного фонда «Северный духовный путь», к настоящему времени собрано 4.2 млн. рублей.

В октябре в Москве на заседании секции деревянной архитектуры и музеев деревянного зодчества Научно-методического совета по культурному наследию при Минкульте России состоялось обсуждение перспектив восстановления Успенской церкви. По итогам голосования мнения представителей профессионального сообщества разделились. Несколько членов секции высказались в пользу восстановления Успенской церкви с соблюдением реставрационных требований и аутентичных технологий на основании имеющегося объёма научных сведений. Предварительная стоимость реализации проекта (с учётом проведения проектных работ) оценивается в 0.4 миллиарда рублей. Другие члены секции проголосовали против и предложили рассмотреть альтернативные формы «увековечения» уникального памятника.

За этим, казалось бы, частным сюжетом скрывается выстроенная в течение последнего года диспропорциональная система информационного сопровождения «новостей из региона», которые генерирует губернаторская администрация. К сожалению, лично глава республики уделяет непропорционально много времени благотворительным и прочим медийным мероприятиям в поддержку воссоздания сгоревшей церкви.

В то время как, например, Фонд развития моногородов России, финансировавший строительство первого в республике промышленного парка «Надвоицы», уведомил региональное правительство о расторжении соглашения. Об этом говорится в материалах Счётной палаты РФ, которая установила, что на строительство парка было направлено 0.3 млрд. рублей. Объекты были частично введены в эксплуатацию ещё в декабре 2017 г., однако до сих пор инвесторами не востребованы. Рабочие места не созданы, инвестиции не привлечены. В результате Фонд уведомил о расторжении соглашения и необходимости возврата средств.

Новостная картина дополняется сообщениями о том, что полностью законсервирован Надвоицкий алюминиевый завод, входящий в попавший под режим международных санкций холдинг «Русал».

Не выполнен план мероприятий («Дорожная карта») по подготовке заявки на создание промышленно-производственной особой экономической зоны на территории Вяртсильского городского поселения (Сортавальский муниципальный район). Заявка в Министерство экономического развития России так и не была подана, несмотря на то, что приём обращений по созданию ОЭЗ осуществляется один раз в год – в сентябре.

Не начато финансирование мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» в 2018 году (обещанные федеральным центром 3 млрд. рублей в регион не поступили).

В рассматриваемом контексте поток сообщений о вовлечённости первого лица региона в благотворительную деятельность указывает на диспропорции в восприятии политической ответственности. В обстоятельствах демократического регионального политрежима поведение не в полной мере ответственного субъекта сразу стало бы предметом общественно-политического внимания, указывающего на неизбежность формирования условий, когда облечённое полномочиями лицо обязано отвечать за все неблагоприятные последствия собственных управленческих действий.

Самыми очевидными механизмами, реализующими принцип политической ответственности и одновременно выступающими инструментами контроля, являются свободные выборы и референдумы. Народное волеизъявление констатирует права ли власть, её отдельные представители или их оппоненты. По крайней мере, так должно быть. И рано или поздно в Карелии так будет.

 

Май 19, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Май, 2015)

Петрозаводский городской округ не вписывается в региональную властную вертикаль, построением которой активно занимается администрация Главы Карелии. Очевидно, что федеральный центр оказывается во всё большей мере озабоченным ситуацией в республике. Результаты электоральной кампании-2016, когда одновременно будут выбираться депутаты Государственной думы, Законодательного собрания Республики Карелия (РК) и, вполне вероятно, Петрозаводского городского совета, находятся за пределами даже минимальной предсказуемости, что определяется открытой конфликтной ситуацией между губернаторской командой и соратниками мэра столичного города.

С одной стороны, Глава Петрозаводского городского округа Галина Ширшина продолжает реализовывать линию поведения, направленную на медиатизацию признаваемого всеми политнаблюдателями обострения отношений с губернаторской администрацией. Она открыто заявила о политической подоплёке уголовных дел в отношении своих соратниц – заместителя председателя Законодательного собрания РК А. Кравчук, депутата городского совета О. Залецкой и главы торгового дома «Ленторг» А. Корниловой. Смошенничав, по версии следствия, они нанесли Петрозаводску ущерб на сумму более десяти млн. руб. при продаже здания комбината школьного питания (на некоторое время двое из трёх фигурантов даже были помещены под стражу, сейчас же находятся под домашним арестом, депутат карельского парламента смогла «защититься» трёхмиллионным залогом). Ранее аналогичные заявления петрозаводская градоначальница делала при комментировании рассматриваемого в горсуде уголовного дела в отношении её заместителя Е. Сухоруковой.

Стоит отметить, что в сравнении с первым годом своего руководства позиции Г. Ширшиной в городском парламенте заметно ослабли. Это произошло в связи со сменой председателя Петросовета. Экс-глава О. Фокин, проведя более двух месяцев в сизо, переведён под домашний арест (по версии следствия, руководители частной компании, которой фактически управлял политик, представили в налоговую инспекцию декларацию на возмещение НДС, включив в неё ложные сведения о выполнении работ при строительстве административного здания). За это время он лишился председательского кресла. Новым главой городского парламента был избран Г. Боднарчук, сменился и один из его заместителей, им стал И. Шарапов. Оба депутата полностью следуют в фарватере рекомендаций, подготавливаемых советниками Главы Карелии. И именно они выступают за скорейшее инициирование неудовлетворительной оценки работы петрозаводского мэра.

При этом Г. Ширшина предпочла в одностороннем порядке перенести свой ежегодный отчёт перед депутатским корпусом на лето, рассчитывая в ходе начавшихся встреч с горожанами заручиться, прежде всего, их поддержкой для того, чтобы в дальнейшем обвинить оппозиционно по отношению к ней настроенный Петросовет в предвзятости и неучёте мнения петрозаводчан. Однако выступления перед жителями столицы Карелии с отчётом о проделанной в 2014 году работе проходят в атмосфере предельной агрессии. На них заявляются специально подготовленные провокаторы, которые стараются «забить информационный фон» репликами, вопросами и претензиями о многолетних, не решаемых любой горадминистрацией проблемах, соединяя их с личностно окрашенными выпадами в адрес мэра.

В предсказуемый, казалось бы, спор с депутатским корпусом, когда у Г. Ширшиной будет аргумент в виде «народного доверия», ей необходимо вносить оперативные корректировки. Расчёт на то, что поскольку администрация организует встречи с горожанами, то большая часть аудитории будет гарантированно доброжелательно подобранной, оказался неверным. Предварительный разогрев депутатского корпуса лишь навредит мэру, но и остановить его уже нельзя, так как механизм «общественного контроля» запущен.

9 апреля карельская оппозиция собралась провести митинг за отставку Главы Карелии А. Худилайнена, однако им пытались помешать республиканские власти. Так как отказ в согласовании публичного мероприятия в Петрозаводске не мог быть результативным – митинги санкционирует городская администрация (и здесь со стороны Г. Ширшиной препятствий быть просто не могло), губернаторская команда решила пойти другим путём: устроить свой ура-патриотический сход на том же месте, но на час ранее. Поскольку митинг в поддержку действующего главы региона выглядел бы несуразно, республиканские власти решили отметить в компании «специально приглашённых» бюджетников и чиновничества присвоение Петрозаводску звания Города воинской славы.

При всей сложности ситуации (и наличии слабо прогнозируемых издержек) у петрозаводского мэра открывалось окно возможностей для совершения политического поступка: выбрать один из митингов и обратиться к собравшейся публики, предельно чётко представляя свою позицию. Но, как и в подавляющем большинстве подобных случаев, петрозаводская градоначальница оказалась неспособной проявить политическую волю. Продолжая позиционировать себя как хозяйственника, Г. Ширшина всё более отдаляет от себя перспективу продемонстрировать способность проводить, несмотря на сопротивление, свою волю в политике, а ведь это является единственным критерием реальной политической власти.

 

Май 05, 2015 | Регионы России: Рейтинг Губернаторов (Январь-Апрель, 2015)

В апреле 2015 года в Карелии начались массовые акции протеста с требованием отставки Главы республики А.Худилайнена. Политические лозунги доминируют над социально-экономическими. Создан Общественный комитет за отставку действующего губернатора, поддерживаемый, прежде всего, сетевой активностью. Группа в «ВКонтакте» объединяет уже более тысячи человек. Для региона это практически каждый четырёхсотый избиратель. В столице Карелии и в наиболее социально неблагополучных городах начался сбор подписей под обращением к Президенту Российской Федерации с просьбой освободить действующего главу Карелии от должности и назначить внеочередные выборы. Сложившиеся политики, вошедшие в Общественный комитет – депутаты Законодательного собрания РК, отдают себе отчёт, что собственно уличный протест навряд ли приведёт к быстрой и ожидаемой реакции в Кремле. Однако, с другой стороны, губернаторская команда, пойдя на силовой вариант зачистки политического поля перед выборными кампаниями-2016, нарушила важные принципы внутриэлитного диалога и, похоже, другого способа корректировать ситуацию у той части политического класса, которая сейчас искусственно поставлена в положение оппозиции, просто не существует.

Ситуация усугубляется скачкообразным обострением отношений с главой Петрозаводского городского округа Г.Ширшиной, которая довольно искусно играет именно на электоральной поддержке своего статуса в карельской столице. Кроме безрезультатной и медийно несостоятельной «войны» против петрозаводского мэра, острую негативную реакцию общественности вызвали последние решения губернатора, назначившего на должность своего советника бывшего вице-премьера карельского правительства В.Бойнича, в 2013 году осужденного за нарушения закона при покупке за бюджетный счет дорогостоящего медицинского оборудования. Недовольство вызвало также создание в правительстве новой структуры – Контрольного комитета, руководителем которого назначен муж пресс-секретаря главы региона В. Галкин.

В настоящее время под стражей остаётся депутат Законодательного собрания Республики Карелии, экс-сенатор Д. Алиханов. Заместитель председателя республиканского парламента (и одновременно супруга руководителя регионального отделения партии «Яблоко») А. Кравчук пока смогла «защититься» трёхмиллионным залогом. Кроме этого, антигубернаторские настроения спровоцировал отказ следственных органов в возбуждении уголовных дел по факту нецелевого расходования 65 млн. бюджетных рублей ОАО «Корпорацией развития Республики Карелия» из-за «невозможности найти ответственных за трату лиц». К этому стоит добавить тот факт, что республиканская общественность ожидает судебного разбирательства в отношении бывшего Первого заместителя министра труда и занятости РК Г. Карапетова, который уже завершил ознакомление с уголовным делом по получению крупной взятки.

В последнее время многочисленные претензии также высказываются в адрес правительства А. Худилайнена региональным отделением Общероссийского народного фронта: они касаются госзакупок медицинского оборудования по ценам, значительно превышающим стоимость такой же техники и препаратов в других регионах, и простаивания без дела медоборудования, купленного в учреждения здравоохранения республики за счёт федеральных средств.

Все перечисленные факторы действительно стали «серьёзным моральным импульсом» для активизации карельской оппозиции. И, не идя по пути переоценки «голоса улицы», Кремль, тем не менее, вполне может прийти к мнению, что под своим контролем глава Карелии «республику уже не удерживает». Тем более что обращение о продолжении и последовательной активизации широкой общественной кампании за отставку действующего губернатора поддерживают наиболее медийно активные представители интеллигенции, предприниматели, журналисты и блоггеры.

 

Ноябрь 30, 2014 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Ноябрь, 2014)

Глава Петрозаводского городского округа Галина Ширшина продолжает реализовывать линию поведения, направленную на обострение отношений с губернаторской командой. Она открыто заявила, что уголовное дело в отношении её заместителя Евгении Сухоруковой является «политическим», а его динамика предопределена совокупностью действий Главы Карелии Александра Худилайнена и его ближайшего окружения. Мэр считает, что уголовное дело в отношении Евгении Сухоруковой последовательно движется к своему судебному финалу, поскольку сторона губернатора в своё время выступала категорически против того, чтобы Галина Ширшина назначала на должность своего заместителя по экономическим вопросам именно Евгению Сухорукову. При этом по утверждению мэра, определённый так называемым «правительственным куратором Петрозаводска» Первый заместитель губернатора по экономическим вопросам Олег Громов откровенно мешает работе органов городской власти, и Галина Ширшина не единожды уже просила главу региона о его замене. Однако Александр Худилайнен, не отвергая самой этой просьбы, тем не менее, ничего не предпринял, чтобы снять напряжение между городской властью и стороной правительства.

Важно констатировать, что со стороны федерального центра карельский губернатор подталкивается к ситуации, когда выборы главы региона состоятся досрочно. Политическая траектория Александра Худилайнена поставлена в прямую зависимость от успеха или поражения на «столичном фронте», поскольку без электоральной поддержки в Петрозаводске победить на выборах главы региона не представляется возможным. В настоящее время ни городская администрация, ни Петрозаводский городской совет не могут быть определены как прогубернаторские. При этом, однако, происходящие в городе управленческие кризисы не переходят из количества в угрожающее всей системе республиканской власти качество.

На сентябрьских довыборах в Петрозаводский горсовет администрация губернатора не смогла доказать свою способность достигать конкретных электоральных результатов. При отсутствии даже символической победы над Галиной Ширшиной сделать это будет всё сложнее и сложнее, так как значительная часть политического, интеллектуального, медийного спектра в Петрозаводске демонстрирует способность разговаривать с нынешней республиканской властью на равных.

Петрозаводская градоначальница прекрасно осознаёт, что сам порядок назначения глав региональной исполнительной власти решениями московских чиновников, которые затем штамповались в местных парламентах под угрозой роспуска, создаёт чёткую систему зависимостей и стимулов. Это выражается в растущем числе публичных скандалов между губернатором и группами региональной элиты, да и самим населением, которое начинает выражать недовольство происходящим. Александр Худилайнен как губернатор-назначенец, а тем более «варяг» в Карелии/Петрозаводске не приживается, что проявляется и в неуклюжих публичных действиях, демонстрирующих полное непонимание локальных медийных раскладов, политических и культурных традиций, и в конфликтах с местными элитами, часто вызываемых нашествием друзей и приятелей губернатора, которые воспринимают регион как зону освоения.

Одной из иллюстраций последнего может служить внесение Главой Карелии на рассмотрение Законодательного собрания РК кандидатуры Оксаны Старшовой на пост республиканского уполномоченного по правам ребенка. Очевидно, что это было сделано в пику Галине Ширшиной, которая совсем недавно уволила Оксану Старшову с должности директора городского Дворца творчества детей и юношества.