Москвич

Москвич Юрий Николаевич

Политолог, государственный и общественный деятель. Народный депутат РСФСР, полномочный представитель Президента России в Красноярском крае, Таймырском и Эвенкийском автономных округах (1991—1998 гг.)

 

 

Комментарии эксперта:

Октябрь 20, 2015| Регионы России: Рейтинг мэров

Действующий глава города Красноярска — в большей степени фигура административная, чем политическая, что привычно как для властей Красноярского края, так и для многих жителей Красноярска. Исторически так сложилось еще с советских времен.  Глава города Красноярска всегда был человеком второго плана рядом, как правило, с сильным первым лицом края, будь он первым секретарем крайкома или избранным губернатором края. По разным причинам руководители Красноярского края всегда были яркими активными лидерами. В советское время – такими, например, были Долгих и Федирко, в постсоветское время —  избранные губернаторы Зубов,  Лебедь, Хлопонин. Их характерная черта — оставить след в истории края, выступить с инициативой, будь это программа культурного обустройства города Красноярска и края «Сибири — высокую культуру», строительство мостов или проведение Универсиады в 2019 году, привлечь в край как можно больше инвестиций и добиться желаемого результата и признания своей деятельности.             

Администрация краевого столичного города и его глава — надежный помощник первому лицу в крае в этих делах. Главное в имидже главы Красноярска «дела», а не «слова». «Слова» — удел людей краевой власти. Главное в деятельности главы Красноярска — конкретные «малые дела» по управлению сложным хозяйством города. И в этом смысле нынешний глава города Эдхам Акбулатов достойный продолжатель краевой политической традиции. Он трудоголик,  аккуратен в отношениях с краевой властью, исполнителен, успешен в кабинетной работе, постоянно демонстрирует  избирателям свои успехи, в том числе и чисто пиаровские — «миллион посаженных деревьев» и т.д. Поэтому как все достоинства, так и многие проблемы нынешнего главы города в большей степени связаны не с типом личности мэра города и его политической позицией, а с неким набором традиционных для Красноярска функциональных обязанностей главы города, всё больше не совпадающих с меняющимися политическими предпочтениями большинства населения Красноярска. Это хорошо видно по падающему от выборов к выборам числу участвующих в выборах главы города избирателей. На последних выборах оно составило всего около 18%.  Но большинство из тех, кто приходит на выборы, по-прежнему, по прежнему отдают предпочтение традиционному образу главы города: избирают человека немногословного, аккуратного, деятельного, не «политика», а управляющего делами города, несмотря на то, что на последних выборах впервые в Красноярске оппозиционными партиями был предложен иной сценарий выборов с сильными кандидатами, заявившими о необходимости смены городской традиции и предложившими разные видения будущего Красноярска и стратегии его достижения. Следующая попытка слома традиции была более успешной. Через год после выборов главы Города Акбулатова на выборах в городской совет Красноярска случилось непредвиденное:  партия власти «Единая Россия» потеряла большинство в совете и впервые вынуждена работать в меньшинстве в условиях многопартийного городского представительного органа. Впервые в истории города в городском совете начат процесс политических дебатов о различных видениях его будущего. Раскол произошел, как ни странно,  по вопросу  сохраняться ли в Красноярске прямые выборы главы города или он будет избираться комиссионно депутатами городского совета и представителями губернатора, как было установлено решением Законодательного Собрания края.

Строго говоря это решение кажется вполне логичным исходя из сложившейся традиции: глава города фактически назначается губернатором края и становится его прямым заместителем по городу Красноярску. Однако подавляющее число красноярцев (более 82%) по опросам резко выступили против этого и большинство городского совета также выступает за сохранение прямых выборов главы города и, следовательно, за приход большой политики в Красноярск. Изменилась не власть Красноярска, качественно изменилось его население, большинство живущих в Красноярске ощущает себя уже полноценным средним классом (не менее 67% по моим опросам) и в большей степени, чем прежде   участвовать в реальных обсуждениях не только края, но и города, в котором они живут. С моей точки зрения Красноярск неизбежно ждет смена  политических традиций. Многие элитные группы Красноярска сегодня  возлагают большие надежды на предстоящие в сентябре следующего года выборы в Законодательное собрание края с надеждой, что обновления  краевого Законодательно Собрания позволит изменить расстановку политических сил, которая позволит провести назревшую политическую реформу власти Красноярска, существенным образом  изменить  облик и содержание деятельности его главы. С их точки зрения именно таким образом Красноярск будет способен быстрее и точнее адаптироваться к новым социальным экономическим условиям. Найти оптимальный вариант баланса интересов и развития Красноярска и Красноярского края – это непростая политическая и управленческая задача. По моим наблюдениям, очень многие в крае уже начинают думать об этом. Многие новые проблемы обостряют потребность в обновлении и повышении качества как краевой, так и городской власти Красноярска. И через год, я думаю, мы уже сможем увидеть неожиданные итоги выборов в краевое Законодательное собрание и первые результаты на этом пути.