Москвич

Москвич Юрий Николаевич

Политолог, государственный и общественный деятель. Народный депутат РСФСР, полномочный представитель Президента России в Красноярском крае, Таймырском и Эвенкийском автономных округах (1991—1998 гг.)

 

 

Комментарии эксперта:

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

Александр Усс устроился неплохо: минимальная оппозиция, минимальная политическая реакция различных групп интересов. Фактически безальтернативные (в его пользу) выборы. И за это он должен быть благодарен президенту страны, который выбрал именно его, Усса. Ситуация, сложившаяся в крае, делает провластного кандидата привлекательным для определенной части бизнес-элиты, которая надеется, что на основе таких отношений с федеральным центром край получит дополнительные финансовые ресурсы, например, на проект Енисейская Сибирь, вроде бы согласованный Уссом с Путиным. Группа надеющихся весьма велика.

С другой стороны, есть иная группа интересов, куда входит большое количество бизнесменов, недовольных безальтернативностью выборов. Красноярский край снова впереди планеты всех по антирейтингу – всего три кандидата на выборах губернатора прошли жесткие муниципальные фильтры! Это, конечно, вызывает очень серьезное раздражение.

Увеличивается количество людей, которые не видят своего будущего в экономической деятельности края. Детальный план развития Красноярского края в дополнении к Енисейской Сибири пока не заявлен. А совершенно очевидно, что в Енисейской Сибири люди видят интерес группы компаний и широкого круга крупных бизнес-структур. Малые и средние бизнесмены очень недовольны. Заметен их отток из Красноярского края. И пока не видится, как он будет остановлен.

Есть группа людей, которая полагает, что нужно просто подождать. Но все их яркие позитивные аргументы сводятся к тому, что новая власть края, возглавляемая врио губернатора Уссом, уже сейчас приносит социально-экономические результаты. Но их в общественном сознании пока нет. Есть ожидание будущего, и количество людей, которые ожидают это будущее существует, оно довольно заметно. Пауза затянулась.

Не исключено, что явка на выборы будет не очень высока. Не исключено, что Александр Викторович Усс может стать губернатором Красноярского края с минимальным уровнем легитимности. Напомню, что первый губернатор Валерий Зубов, избранный на выборах в Красноярском крае, получил более 52% голосов избирателей от всех, кто пришел на выборы. Затем этот процент падал. Выборы губернаторов Лебедя, Хлопонина и Толоконского уже «выигрывались» на уровне трети избирателей от общего числа или чуть больше. Не исключено, что в этот раз он опустится еще ниже.

Формально выборы будут очень успешными для команды Усса, но они не будут решать главного вопроса: создание условий для нового общественного договора между населением края и новой краевой властью. И это означает, что любая неточность действий, любой результат, который может не понравится каким-то группам интересов, будет раздуваться и может перерастать в очаги нестабильности.

Первые признаки этого уже появились. Некоторые группы интересов уже обсуждают вероятность того, что после проведения Универсиады вновь избранного губернатора, возможно, заменят. Само появление этих слухов напоминает мне ситуацию с Виктором Толоконским за несколько месяцев до его ухода с губернаторского поста. Стало своеобразной традицией красноярских элитных групп реагировать таким образом, когда их интересы не учитываются в политических процедурах в преддверие выборов.

Одним из центров напряжённости края сегодня является его столица — Красноярск, поскольку идут работы по ремонту улиц, мостовых, тротуаров в центральной части города. И реконструкция, с точки зрения многих наблюдателей, проводится не столь квалифицированно, как хотелось бы, но лучше, чем это было при Толоконском. Ремонты вскоре должны завершиться, и накануне выборов Красноярск станет немного интереснее и красивее, особенно его центр, сняв таким образом данную проблему с губернатора. Но всё равно остаётся мнение, что власти не на должном уровне взаимодействуют с населением.

А люди здесь, как и везде, хотят комфортной жизни, хорошей экологии. Однако на выборы в городской совет (по разным причинам, например, за «неточное заполнение бланков» и т. п.) не прошли активисты экологического движения, которое, например, в Москве, как мне известно, активно сотрудничает с администрацией города, согласовывает планы действий. И поэтому Москва становится лучше, с точки зрения нового общественного договора между разными группами интересов населения и интересов администрации города и предпринимательских структур, которые выполняют те или иные заказы на строительство. Красноярск лишь на начальном уровне такого формата взаимодействия, и успех Москвы здесь очень серьезно обсуждается. Одним из самых, с моей точки зрения, обсуждаемых политических вопросов является: «почему у Москвы это получается, а у нас до сих пор этого нет?». Это усиливает некую политическую невосприимчивость определённых групп людей к лозунгам, которые в той или иной степени заявлены губернатором Уссом на свою избирательную кампанию. Все понимают, что он безальтернативен, выборов никаких нет. Это референдум. Но хотелось бы, чтобы и референдум был таким, каким хотят его видеть многие группы людей.

 

Октябрь 20, 2015| Регионы России: Рейтинг мэров

Действующий глава города Красноярска — в большей степени фигура административная, чем политическая, что привычно как для властей Красноярского края, так и для многих жителей Красноярска. Исторически так сложилось еще с советских времен.  Глава города Красноярска всегда был человеком второго плана рядом, как правило, с сильным первым лицом края, будь он первым секретарем крайкома или избранным губернатором края. По разным причинам руководители Красноярского края всегда были яркими активными лидерами. В советское время – такими, например, были Долгих и Федирко, в постсоветское время —  избранные губернаторы Зубов,  Лебедь, Хлопонин. Их характерная черта — оставить след в истории края, выступить с инициативой, будь это программа культурного обустройства города Красноярска и края «Сибири — высокую культуру», строительство мостов или проведение Универсиады в 2019 году, привлечь в край как можно больше инвестиций и добиться желаемого результата и признания своей деятельности.             

Администрация краевого столичного города и его глава — надежный помощник первому лицу в крае в этих делах. Главное в имидже главы Красноярска «дела», а не «слова». «Слова» — удел людей краевой власти. Главное в деятельности главы Красноярска — конкретные «малые дела» по управлению сложным хозяйством города. И в этом смысле нынешний глава города Эдхам Акбулатов достойный продолжатель краевой политической традиции. Он трудоголик,  аккуратен в отношениях с краевой властью, исполнителен, успешен в кабинетной работе, постоянно демонстрирует  избирателям свои успехи, в том числе и чисто пиаровские — «миллион посаженных деревьев» и т.д. Поэтому как все достоинства, так и многие проблемы нынешнего главы города в большей степени связаны не с типом личности мэра города и его политической позицией, а с неким набором традиционных для Красноярска функциональных обязанностей главы города, всё больше не совпадающих с меняющимися политическими предпочтениями большинства населения Красноярска. Это хорошо видно по падающему от выборов к выборам числу участвующих в выборах главы города избирателей. На последних выборах оно составило всего около 18%.  Но большинство из тех, кто приходит на выборы, по-прежнему, по прежнему отдают предпочтение традиционному образу главы города: избирают человека немногословного, аккуратного, деятельного, не «политика», а управляющего делами города, несмотря на то, что на последних выборах впервые в Красноярске оппозиционными партиями был предложен иной сценарий выборов с сильными кандидатами, заявившими о необходимости смены городской традиции и предложившими разные видения будущего Красноярска и стратегии его достижения. Следующая попытка слома традиции была более успешной. Через год после выборов главы Города Акбулатова на выборах в городской совет Красноярска случилось непредвиденное:  партия власти «Единая Россия» потеряла большинство в совете и впервые вынуждена работать в меньшинстве в условиях многопартийного городского представительного органа. Впервые в истории города в городском совете начат процесс политических дебатов о различных видениях его будущего. Раскол произошел, как ни странно,  по вопросу  сохраняться ли в Красноярске прямые выборы главы города или он будет избираться комиссионно депутатами городского совета и представителями губернатора, как было установлено решением Законодательного Собрания края.

Строго говоря это решение кажется вполне логичным исходя из сложившейся традиции: глава города фактически назначается губернатором края и становится его прямым заместителем по городу Красноярску. Однако подавляющее число красноярцев (более 82%) по опросам резко выступили против этого и большинство городского совета также выступает за сохранение прямых выборов главы города и, следовательно, за приход большой политики в Красноярск. Изменилась не власть Красноярска, качественно изменилось его население, большинство живущих в Красноярске ощущает себя уже полноценным средним классом (не менее 67% по моим опросам) и в большей степени, чем прежде   участвовать в реальных обсуждениях не только края, но и города, в котором они живут. С моей точки зрения Красноярск неизбежно ждет смена  политических традиций. Многие элитные группы Красноярска сегодня  возлагают большие надежды на предстоящие в сентябре следующего года выборы в Законодательное собрание края с надеждой, что обновления  краевого Законодательно Собрания позволит изменить расстановку политических сил, которая позволит провести назревшую политическую реформу власти Красноярска, существенным образом  изменить  облик и содержание деятельности его главы. С их точки зрения именно таким образом Красноярск будет способен быстрее и точнее адаптироваться к новым социальным экономическим условиям. Найти оптимальный вариант баланса интересов и развития Красноярска и Красноярского края – это непростая политическая и управленческая задача. По моим наблюдениям, очень многие в крае уже начинают думать об этом. Многие новые проблемы обостряют потребность в обновлении и повышении качества как краевой, так и городской власти Красноярска. И через год, я думаю, мы уже сможем увидеть неожиданные итоги выборов в краевое Законодательное собрание и первые результаты на этом пути.