Кирьянов Артём Юрьевич

Юрист, Член Общественной палаты Российской Федерации. Председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков

 

 

Комментарии эксперта:

30 июня, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2021)

Губернатора Новгородской области Андрея Никитина отличает не только транспортная, но, прежде всего, интеллектуальная мобильность: умение принимать быстрые, но взвешенные решения, направленные на улучшение социальной инфраструктуры региона, доступность отдалённых населённых пунктов, решение базовых социально значимых вопросов. 

Губернатор лично контролирует ход реализации национальных проектов: стройки, ведущиеся в рамках национальных проектов «Демография» и «Жильё и городская среда»; ремонт дорог, ведущихся в соответствии с планами БКД; благоустройство общественных территорий и строительство и капитальный ремонт ФАПов и домов культуры. 

При этом регион постоянно находится в федеральной информационной повестке в связи с разработкой и решением задач по вопросам демографии и трудоустройства граждан в сложный, пандемийный, период; осуществлением крупных реконструкций исторической части самого древнего города Российской Федерации, а также развитием современной образовательной среды.  

Особо хотел бы отметить, что называется, человеческую составляющую деятельности губернатора. 19 мая в деревне Перелучи Боровичского района случился большой пожар. Сорели 20 домов, площадь пожара составила более 3000 квадратных метров. Пожар тушили почти 13 часов. Губернатор мгновенно выехал на место, принял оперативные решения о необходимой помощи и компенсациям.

В целом работа команды Никитина, результаты последних лет в самых различных сферах вызывают позитивный отклик у жителей Новгородчины.

 

29 апреля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2021)

Губернатор Новгородской области недавно встречался с президентом России в рамках своей деятельности в Госсовете, где он возглавляет рабочую группу по социальной политике. Очень важно, что в этом общении были высказаны предложения по национальной социальной инициативе. Это те ситуации, которые возникают в жизни каждого человека и подчас требуют достаточно серьёзных усилий от людей, чтобы получить то, что им причитается от государства, то, что они заслужили. Десять таких жизненных ситуаций были представлены руководителю страны. Это – важное направление, которое будет развиваться и в Новгородской области как в пилотном регионе по национальной социальной инициативе, и уже прошли апробирование некоторые модели. Например, пошагово разбирались с темой ухода за пожилыми на дому. В частности, с тем объёмным сбором документов от пожилого человека, который с трудом выходит из дома или вообще не выходит, в ближайшее время эта практика будет меняться по всей стране.

13 апреля губернатор Новгородской области выступил с отчётом перед областной думой. По формату этот отчёт можно считать региональным аналогом послания президента. Очень важно, что две основные линии губернаторского послания – это достойное здравоохранение и достойная жизнь человека в регионе в экономическом смысле, в части обеспечения источниками дохода, работой. По здравоохранению вопросов быть не может, необходимо с учётом всех приобретённых умений и навыков, с учётом анализа ситуации в рамках пандемии сделать медицину и доступной, и качественной, и обращённой в сторону человека. Что касается достойного уровня жизни новгородцев – здесь необходимы усилия абсолютно всех жителей Новгородской области. Потому что для региона это не только федеральные проекты, не только интеграция в экономику страны, но и трудовые будни каждого трудоспособного налогоплательщика. Нельзя не поддержать курс губернатора на создание наиболее благоприятных условий для инвестирования, создания отдельного туристически ориентированного кластера, на создание системы, при которой Новгородская область действительно использовала бы свой экономико-географический потенциал в полном объёме.

Особое внимание губернатор уделяет вопросам народного бюджетирования, мы видим максимальное вовлечение людей в процесс принятия решений по месту жительства. С каждым годом заметнее рост количества людей, которые хотят принимать решения и готовы погрузиться в достаточно сложный механизм бюджетного процесса, которые готовы что-то делать самостоятельно.

Также значим проект поддержки местных инициатив, с которыми люди обращаются из различных районов и населённых пунктов Новгородской области и получают соответствующее финансирование.

26 апреля в Новгороде стартует голосование по отбору общественных территорий для благоустройства. Новгородское ноу-хау – создание общественных советов при таких общественных территориях, когда люди самостоятельно формулируют свои пожелания, требования и в процессе какой-то деятельности по обустройству общественных территорий напрямую контактируют с местной властью. В итоге получаются очень интересные форматы, в которых людям потом действительно приятно жить. Буквально на днях я был с проверкой целого ряда общественных территорий, и видно, что с момента их обустройства люди постоянно что-то добавляют, дополняют. Речь уже не идёт о безразличии или проявлениях вандализма – всё вокруг уже родное и вошедшее в жизнь каждого человека.

Речь идёт и о возрождении Новгородского бренда в самом широком смысле. Всё-таки первая столица, колыбель российской государственности – это должно звучать ярко, красиво и громко. Форумы, проходящие на территории Новгородской области и посвящённые вопросам местного самоуправления, в том числе, работают на имидж Новгорода как столицы местного самоуправления, столицы российских городов.

По благоустройству городов (в своей категории по численности населения) Новгород занял второе место, это очень неплохо, но место Новгорода должно быть первым, для этого есть все предпосылки. Думаю, что команда губернатора с этим справится.

Речь идёт и о поддержке новгородских брендов в туризме, торговле, производстве. Это очень важное направление, которое даёт и дополнительную аутентичность новгородцам, и гордость за свою родину, и уверенность в будущем, в развитии региона.

 

25 февраля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2021)

4 февраля этого года вышел указ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов. Оценка проводится по перечню из 20 показателей. На сегодняшний день среди этих показателей я бы выделил те, которые особенно ярко демонстрируют ситуацию.

Из 20 критериев, которые охватывают практически все отрасли жизнедеятельности, я выделю, цифровую зрелость органов власти и местного самоуправления. Этот критерий показывает, насколько вся система власти – не только руководитель, но и местное самоуправление – в тех или иных регионах готова активно и адекватно реагировать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь и жители региона. Это интегральный показатель отлаженности системы коммуникаций между человеком и властью, этот же показатель помогает понять губернатору, на какие проблемы в первую очередь стоит обратить внимание.

Следующий блок важных, ключевых на сегодня вопросов – это критерии жилищных условий, объём жилищного строительства, качества городской среды, дорожной сети. Эти вопросы поднимаются в рамках национальных проектов, прежде всего, двух ключевых – «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и проект «Жильё и городская среда». Соответственно, эти критерии оценки показывают, насколько в регионе перспективно жить и работать, насколько улучшаются жилищные условия, условия окружающей действительности, с которыми люди контактируют в ежедневном режиме.

Третий ключевой критерий – всё, что связано с экономикой. Сегодня в целом по стране ситуация достаточно тяжёлая, это напрямую связано с пандемией коронавируса, с ограничениями, с жёстким характером сегодняшней экономики. Тем не менее, показатели по численности занятости в сфере малого и среднего предпринимательства – а сюда включаются и индивидуальное предпринимательство, и самозанятые – свидетельствуют о том, как регион выходит из кризиса. Если есть позитивная динамика – это очень важный показатель. К этому критерию идут и показатель индекса среднемесячной заработной платы, индекса среднедушевого дохода населения, объёма инвестиций.

Вот три группы: вопросы коммуникации власти и человека, вопросы жизни на территории и перспектив жизни на территории. Есть ли стройка, выдержали ли региональные местные застройщики ситуацию с пандемией и переходом на проектное финансирование в строительстве? Здесь же – прочие вопросы, связанные с жильём и городской средой: нацпроекты, федеральные программы, формирование рабочих мест, поддержка малого предпринимательства. Насколько люди адекватно воспринимают ситуацию, могут ли найти себе занятие?

На начало этого года ситуация в целом по стране улучшилась. Ни по одному из регионов нет совсем негативных прогнозов, поскольку и вакцинирование, и все усилия по преодолению пандемии коронавируса дают потихоньку свои результаты, восстанавливается жизнь во всём её многообразии, восстанавливается бизнес. Есть здоровый оптимизм.

 

Я часто бываю в Новгородской области и недавно в очередной раз убедился, что не сбавляет темпа реализация различных программ, нацеленных на создание максимально комфортных условий для жизни людей.

Новгородская область хорошо работает по организации вакцинирования. Осуществляется не только запись в электронном виде, но и организованы выезды с вакциной на предприятия – область поддерживает такой формат. Нет вопросов по организации и прозрачности выплат медперсоналу. Сделаны эти важные вещи и для людей, продолжающих жить и работать, и для медицинских работников.

Дороги: полным ходом идёт подготовка к сезону ремонта 2021 года. Стопроцентная готовность подтверждается заключёнными контрактами полного цикла. Как только будут подходящие климатические условия, продолжится работа по дорожным проектам в полном объёме.

Интересно и выгодно отличает Новгородский регион работа не только в рамках нацпроектов по благоустройству территории. На сегодняшний день реализуется целый ряд проектов по федеральным программам, которые позволят нам скоро увидеть две новые набережные реки Волхов. Сформирована и увеличена пешеходная зона, которая работает для привлечения туристов, позиционирует Новгород как серьёзный субъект внутреннего туризма в России.

Для Новгородской области это хорошее начало года, хороший фон для наблюдения за развитием ситуации, в том числе и по возврату новгородцев к мирной нормальной жизни, зарабатыванию денег, развитию туристических отношений, которым сегодняшняя ситуация способствует. Надеюсь, 2021 год станет прорывным в лучших смыслах для всех жителей Новгородской области.

 

29 октября, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2020)

После сентябрьских результатов выборов в регионах 2020 года можно отметить три направления особенностей губернаторской жизни, которые входят в фокус внимания глав регионов и имеют тенденцию к развитию.

Первое. Губернаторы должны были почувствовать запрос на обновление форм и методов работы. Необходимость вовлеченности в те проблемы, которые есть в регионах, которыми они руководят. И это отчетливо видно по тем запросам и проблемам, которые были поставлены в период избирательной гонки и голосования.

Яркий пример такой открытости и вовлеченности – действия губернатора Камчатского края Владимира Солодова. В ситуации очень сложного экологического процесса, за которым следила вся страна, он проявил себя как ответственный политик, открытый к общению с населением, со СМИ, и действительно его роль надо оценить как очень позитивную. Для недавно избранного губернатора, вступившего в свои полномочия буквально за несколько дней до этого природного катаклизма, Солодов проявил себя очень хорошо. Можно надеяться, что и дальше, уже по другим вопросам, он сохранит открытость и активность в реагировании на проблемы.

Второй аспект, который должен сегодня заботить губернаторов, – ситуация, которую нам продемонстрировал Дальний Восток, в частности, Хабаровск. Мы видим, что присутствуют определённые настроения «на местах», которые можно классифицировать как контрфедеральные. То есть повестка взаимодействия с федеральным центром, «с Москвой», сегодня может строиться по двум сценариям. Первый, понятный и много лет эксплуатируемый, – это активный губернатор, который взаимодействует с федеральным центром, привозит в регион проекты, обеспечивает территорию финансированием, налаживает взаимодействие по целому ряду программ, в том числе и обеспечивает освоение федеральных средств в рамках национальных проектов. Этот сценарий апробирован многими губернаторами, он работает. Один из таких примеров – губернатор Новгородской области Андрей Никитин, который успешно развивает объективно сложный экономический потенциал региона, прилагает усилия по привлечению федерального финансирования для реализации проектов, важных для людей. Целый ряд губернаторов по такому сценарию взаимодействует.

Но есть и другой сценарий, становление которого, по всей видимости, мы будем наблюдать в ближайшие годы. Скорее, это более характерно для Дальнего Востока, Сибири, может быть, для регионов, которые непосредственно не вовлечены в московскую орбиту. Это сценарий не привлечения федеральных проектов и средств в регион, а «сценарий требований» региона к Москве, сценарий нового бюджетного федерализма, требований большего количества средств, независимо от того, насколько эти средства могут быть освоены регионом. Это то, с чем, по-видимому, придётся столкнуться целому ряду губернаторов, то, о чём сегодня могут говорить настроения людей.

Третье – это ближайшие федеральные парламентские выборы, к которым губернаторам предстоит готовиться. Формировать не только команду депутатов-одномандатников и готовить почву для списочников, но и формулировать собственную позицию в рамках этих выборов. Поскольку уже сегодня есть понимание, когда они состоятся в плановом режиме – остаётся меньше года для того, чтобы зафиксировать ту или иную политическую конструкцию, которая, безусловно, будет влиять на региональные и политические расклады, состав и прочность региональных политических и экономических элит.

Это вещи непростые, учитывая, что все мы переживаем последствия пандемии коронавируса, нестабильность внешних рынков. То есть в этом маленьком мире имеет значение, конечно, всё. И то, что будет происходить на федеральных выборах в Государственную Думу, очень важно для губернаторов – для дальнейшего развития их регионов, и очень важна их позиция для того, чтобы победили не просто те или иные представители партии, которые уже хорошо знакомы избирателям. Но чтобы в ситуации «нового выбора» этот новый выбор не привёл к деструктивным изменениям на всей территории страны.

Сегодня площадки для «нового выбора» занимают две партии: «Новые люди» и партия «За правду», которая, правда, выступила хуже первой, но потенциал определённый имеет (как ответ на запрос к обновлению). Будет интересно наблюдать, каким образом политические элиты переварят выборы 2020 года, какие выводы сделают представители парламентских оппозиционных партий, губернаторы, мэры.

 

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

Коронавирусная эпидемия и основная работа по противодействию распространению вируса легла на плечи губернаторов и тех оперативных штабов, которые, как правило, главы регионов и возглавляют. Учреждения здравоохранения – тоже часть истории регионального уровня. И здесь, казалось бы, муниципалитетам делать фактически нечего. Вопрос именно в том – насколько это действительно так?

Конечно, на сегодняшний день муниципалитеты чувствуют на себе очень серьёзную нагрузку.

Например, это та же дезинфекционная обработка домов, подъездов, улиц. То, что должны делать муниципалы – управляющие компании, организации ЖКХ. Это то, на что надо найти дополнительное финансирование. И мы видим, что не по всей стране это проходит гладко. Есть такие муниципалитеты, которые совсем не справляются с такой, казалось бы, понятной и не такой уж сложной задачей.

Вторая история этой весны происходит с людьми на местах, вирус вынуждает менять привычки при обращениях в муниципальные и социальные службы. Тот запрос, который есть к муниципалитетам от федерального и регионального уровней, – максимальное содействие информированию населения. И в этом направлении мы видим большую разницу от региона к региону, от муниципалитета к муниципалитету.

В последнее время мы наблюдали несколько довольно показательных примеров, когда муниципалитеты заявляли о своей самостоятельности. Например, мэр Саянска Иркутской области, напротив, заявил об отказе закрывать организации сферы услуг на период самоизоляции. Это пример того, как недостаточно координируются усилия на уровне субъекта Федерации в целом и главами муниципальных образований. Мэр в ситуации, когда на нём лежит ответственность за жителей города и городскую структуру, начинает принимать решения, которые никак не согласовываются ни с оперативным штабом, ни с Роспотребнадзором – и это факт того, что определённые противоречия между региональной и федеральной властью в период коронавирусной инфекции обострились.

Но есть и пример мэра Липецка, Евгении Уваркиной, которая как раз предприняла усилия по обеспечению масочного режима. Её инициатива обозначила необходимость средств индивидуальной защиты для всех горожан. Однако в рамках своих полномочий она не могла этот масочный режим обеспечить. Но рекомендация прозвучала вовремя и по делу, что доказывает существование в РФ муниципалитетов, где работают ответственные за ситуацию руководители, но при этом они не обладают финансово-хозяйственными рычагами: желания и предложения есть, а механизмов реализации недостаточно.

Один из важных аспектов работы муниципалитетов этого периода: в очень многих городах в рамках льгот для  предпринимателей, определённых на федеральном уровне, были сделаны послабления в части налогов – на минимущество, переформатирование арендных обязательств. На это пошло подавляющее количество муниципалитетов. Вопрос в другом: это не решение в целом вопросов малого бизнеса – не так уж много предпринимателей арендуют муниципальное имущество или городскую землю. С одной стороны, был сделан максимум возможного, но с другой – это не выход для предпринимательского сообщества отдельных территорий.

В целом в части муниципалитетов реализация политики противодействия коронавирусной инфекции показала как раз те моменты, о которых давно говорилось: страдают у нас организационно-техническая координация между субъектом муниципального образования и субъектом Федерации; недостаточно мунобразования проявляют себя в части информационно-разъяснительной работы и в целом общения с гражданами. И третье, немаловажное: межбюджетные перекосы в любой критической ситуации ставят муниципалитет на грань банкротства и не позволяют оперативно принимать меры, которые могли бы решить «здесь и сейчас» какой-то конкретный вопрос.

Но есть надежда, что в плане выравнивания ответственности произойдут изменения в лучшую сторону, благодаря новой редакции Конституции РФ. Тему более чуткого взаимодействия органов государственной власти с местным самоуправлением экспертное сообщество подняло ещё до распространения коронавирусной инфекции, она обязательно получит своё развитие в рамках законодательства. 

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

15 января 2010 года произошло два серьезных события (историческое по своей значимости Послание Президента России Федеральному Собранию и формирование Правительства Российской Федерации), которые в среднесрочной перспективе будут определять основные тренды успешности губернаторов, и эти тренды связаны с тем, насколько они адекватно и эффективно реализуют политику федерального центра во вверенных им субъектах федерации. Каждое из событий в своем развитии дает измерения государственной политики и ее успешности, в том числе в применении к главам субъектов РФ.

Послание Президента. Здесь мы наблюдаем прямое указание Президента России модернизировать ситуацию таким образом, чтобы общение с людьми представителей власти было как можно менее бюрократизировано, как можно более эффективно и представляло собой, как минимум, интерактивный процесс. В этой связи те губернаторы, которые не имеют таких навыков и не желают их приобретать, не имеют хорошего аппарата, не имеют технологий обратной связи с людьми — могут в достаточно в краткосрочный период попасть в зону риска. Конечно, надо понимать, что быстрой пиар-компанией тут не отделаешься, общение и взаимодействие с людьми — это большой труд, усилия не только федеральных, региональных структур, но и органов местного самоуправления. Недавно попалась новость о том, как исполняющий обязанности главы Калужской области призвал своих сотрудников, в том числе глав местного самоуправления, завести странички в социальных сетях и реагировать на глас народа. Такое стремление, на мой взгляд, поспешно, потому что такие тонкие и сложные инструменты, как социальные сети, могут легко привести исполняющего обязанности, да и любого представителя власти, к неким казусам, если их использовать без должных навыков и умений. Губернатор, как лицо, отвечающее за вверенный ему периметр, в случае неудачи, будет крайним: ведь люди, которые заведут соцсети, не имея соответствующей подготовки и практики, невольно могут его подвести. Мастерство в этом направлении придется нарабатывать не за один день, впереди большая работа.

В рамках деятельности сформированного в январе 2020 года Правительства Российской Федерации важным для оценки рейтинга эффективности губернаторов компонентом станет создание Правительством РФ системы мониторинга и реализации национальных проектов. Глава Правительства Михаил Владимирович Мишустин, полагаю, будет рассматривать реализацию нацпроектов, в том числе «работу над ошибками» по прошлому году, как главный двигатель, главный драйвер для губернаторов. Соответственно, внедрение цифровых методов, создание постоянно действующей в режиме онлайн системы мониторинга и исполнения национальных проектов — это те критерии, по которым будут оцениваться губернаторы уже не в публичной плоскости, а с точки зрения эффективности работы их команд, освоения бюджетных средств и достижения конкретных результатов на своих территориях.

И еще одной важной темой ближайшего времени для губернаторов станет организация процесса голосования по поправкам в Конституцию. Главы регионов должны быть готовы продемонстрировать техническую готовность, в части способствования повышению явки, а, значит, провести качественную подготовку по информирования людей. Это важно для того, чтобы каждый человек пришел и осознанно отдал свой голос.

Если будет низкая явка, неготовность материально-технического обеспечения, неготовность общественного наблюдения и слабая информированность граждан, то, очевидно, это будет тревожный звонок – а действительно ли человек занимает то место, которое предполагает не только экономическую, но и политическую, социальную активность.

 

Август 28, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2019)

Астраханская область в этом году выбилась из общего круга регионов, где планируются выборы, здесь успели поменяться два «врио» в период избирательной кампании. И с фигурой сегодняшнего временно исполняющего обязанности губернатора Игоря Юрьевича Бабушкина граждане связывают надежды на новое развитие Астраханской области, на кадровое обновление, на то, что жизнь в этом достаточно важном для страны регионе пойдет по-иному.

Важно отметить, что уже произошла очень серьезная кадровая зачистка – увольнения, возбужденные уголовные дела и меры правоохранительных органов, которые были предприняты, конечно, серьезно встряхнули астраханскую политическую элиту. Надо сказать, что из федерального центра это видится как позитивное движение. Думаю, что и по окончании избирательной кампании кадровая ротация в административном аппарате области будет продолжаться, и не только в части смены акторов на правительственных и иных управленческих должностях, но и в части смены всего общественно-политического горизонта региона.

Что касается направлений развития Астраханского региона – то, с одной стороны, понятно, что идет избирательная кампания и для любого избирающегося губернатора необходимо показать знание проблем территории и продемонстрировать практику «малых дел». В области ждут ассигнования на важные проекты, запуск которых сегодня обсуждается в Астрахани. Только по социальным проектам в регион будут направлены порядка 13 миллиардов рублей; намечается формирование судостроительного кластера на базе Астраханской области – а это обещает новые рабочие места, новые технологии. Получат развитие проекты, связанные с развитием спорта, работой с молодёжью. Эта часть, конечно, понятна, и для любого губернатора является важным публичным моментом, но ведь речь идет и о том, чтобы Астрахань позиционировалась в новом качестве, в том числе ее геополитическое положение очень важно, и здесь стратегически необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Это должен быть новый хаб, новые эффективные «ворота России». Это то направление, которым регион будет заниматься в ближайший губернаторский срок.

Для позиционирования Бабушкина важной является та волна по выравниванию качества управления ресурсами региона, которую ему уже удалось создать. Регион знает и видит своих героев и антигероев. Те люди, которые были Бабушкиным смещены со своих постов, значительной частью политической элиты Астраханской области воспринимались как тормоз развития и неблагоприятное обстоятельство. Мне кажется, что население поддержит Бабушкина в губернаторских амбициях. Астраханской области сегодня нужен руководитель именно с таким профилем как у него – он юрист, управленец, офицер, с достаточно сильными лидерскими качествами.

—————-

Приход в Мурманскую область Андрея Чибиса, бывшего замминистра строительства и ЖКХ, главного жилищного инспектора РФ, был, конечно, достаточно неожиданным. Еще буквально за несколько месяцев до назначения никто не мог предсказать, что Чибис будет заниматься областью. С моей точки зрения, это назначение может дать очень интересные плоды, потому что Мурманская область действительно переживает ряд трудностей и с состоянием домов, и, в целом, с жилищно-коммунальным хозяйством.

К сожалению, Мурманская область не смогла в свое время верно определиться и войти в нужном объеме во все те федеральные программы, которые  могли бы обеспечить расселение аварийного жилья, очень много осталось за бортом жилых зданий, которые необходимо расселить, регион испытывает необходимость в притоке федеральных средств на разрешение этой ситуации. 

Сегодня, благодаря пониманию со стороны Чибиса работы подобных форматов, можно прогнозировать позитивные изменения. Также известно о позитивных договоренностях по нацпроекту «Городская среда». То есть будет дополнительное финансирование в будущем году из федерального центра и, соответственно, благоустройство пойдет ускоренными темпами.

Надо отметить, что регион сложный не только по своим климатическим условиям. Это регион мазутозависимый, регион, которому необходим северный завоз. И те вопросы, которые связаны с этим, должны решаться очень чётко, вовремя, с согласованием на различных уровнях. Поэтому я думаю, что правительственное прошлое Чибиса в этом тоже может помочь. Более того, врио ставит перед собой серьезную задачу – сократить на 60 % объем топочного мазута в течение 5 лет.

Хотелось бы особо приветствовать и отметить курс на открытость, который врио губернатора сразу продемонстрировал. Например, его еженедельные понедельничные планёрки транслируются в Фейсбуке в режиме он-лайн. С одной стороны, это держит в напряжении руководство региона, а с другой — обеспечивает ту интерактивность, которую сегодня требует время, то общение с людьми и прямые ответы на заданные вопросы, которые должны быть даны.

Конечно, открытость губернатора по-разному воспринимается в таком достаточно консервативном регионе, как Мурманская область — люди пока не привыкли к тому, чтобы так подробно и планомерно освещалась работа первого лица. Для Мурманска это, по моим представлениям, всегда была сакральная история: а что же решили в кулуарах, какие состоялись переговоры? Всегда ощущалась некая недосказанность. Андрей Чибис привносит новую ноту в работу региональной власти, и реакция может быть разной, но, что бы ни говорили, все равно это гораздо лучше, чем тотальная закрытость и секретность. И можно ждать понимания от людей такой системы работы.

Чибису удалось договориться с основными предприятиями, которые формируют бюджет региона, и, думаю, в ближайшее время мы будем наблюдать за модернизацией Мурманской области.

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Как участник основных политических процессов, которые происходят в Новгородской области, поскольку являюсь заместителем председателя региональной Общественной палаты, могу констатировать: многие задуманные руководством области проекты успешно реализованы, выстраиваются перспективные планы на будущее. В целом, 2018 год для Андрея Сергеевича Никитина удался.

Подчеркну, что большое внимание в регионе губернатор уделяет вопросам дорожного строительства и ремонта, созданию современной дорожной инфраструктуры, которая позволит развиваться региону и комфортно чувствовать себя жителям Новгородской области. Под контролем при этом находится процесс распределения полномочий и финансирования содержания дорог, что тоже радует. У дорог появляется свой хозяин. Опорная сеть областных дорог, сформированная полтора года назад, действительно будет жить. В нормативное состояние за год приведено более 1000 километров. С учетом развития дорожной сети к 2022 году власти планируют снять проблему дорожной обеспеченности, которая затрагивает социальную сферу. До многих общественно значимых учреждений (школ, больниц), куда обращаются и приходят люди ежедневно,  дороги должны быть проложены и поддерживаться в хорошем состоянии.

Много делается не только в Великом Новгороде – как столице субъекта, но и в районных центрах.

В конце года открылись новые железнодорожные маршруты: проходящий через Великий Новгород «Санкт-Петербург-Калининград» и «В.Новгород — Нижний Новгород». Эти решения позволяют избавиться от транспортной «тупиковости» Новгорода. Теперь в Великий Новгород можно попасть не обязательно через Москву, в том числе продлевают свои маршруты «Ласточки», создавая связь с Псковом и Петрозаводском. Всё это работает на развитие туристической инфраструктуры региона, для того, чтобы люди приезжали в Великий Новгород не только из Северо-Западных субъектов, но и из ЦФО.

Одним из главных политических событий уходящего года стало избрание мэра новгородской столицы – Сергея Бусурина. Выборы проходили по новой схеме – через конкурс, и это было достаточно непростой задачей, поскольку ситуация связана с политическим контекстом: достаточно сложно изыскивать решения, которые одновременно устраивают и население, и ведущие политические партии, и местные элиты. Но такое решение удалось принять. Вопрос сотрудничества субъекта федерации и столичного города решён с точки зрения конструктивного диалога, и можно надеяться на то, что общими усилиями, в том числе и в рамках распределения бюджетных средств, можно многого добиться. Поэтому избрание Сергея Бусурина на пост мэра – достаточно серьезное достижение и субъекта федерации, и лично губернатора.

Важно, что Новгородская область берет в арсенал своего развития самые передовые идеи и практики федерального уровня. И это касается, в том числе, и цифровых технологий, в частности, внедрение онлайн- контроля эффективности теплоснабжения только в госучреждениях области снизило затраты на 15 %, а это экономия порядка 100 млн рублей в год. Оцифровка территории увеличивает налогооблагаемую базу, повышает собираемость налогов. Много проектов связаны с публичными инициативами — внедрением практик совместной работы муниципальной власти и населения.

В частности, в 2019 году будет реализован проект инициативного бюджетирования  «Народный бюджет», в рамках которого жители получат возможность непосредственно участвовать в распределении от 1 до 10 процентов муниципальных бюджетов.

Важным элементом развития Новгородской области представляется привлечение инвестиций, снятие административных барьеров, и в этом плане активность региональной власти заслуживает особого внимания. Многократно снижен барьер признания проекта стратегическим – с полутора миллиардов до 80 миллионов рублей. Проведен анализ инвестпотенциала региона, сформирован набор качественных инвестиционных площадок. В следующем году начнут полноценно работать 17 инвестиционных проектов. Сумма инвестиций почти 12 миллиардов, более 1000 рабочих мест. Продуктивно идет и работа с федеральным центром.

Важное направление – развитие механизмов общественного контроля. Сегодня в Новгородской области активно работают различные Общественные советы, Общественная палата Новгородской области объединяет ресурс субъектов общественного контроля на своей площадке. В рамках федерального контекста – формирования системы общественного наблюдения на выборах — оперативно были внесены законодательные изменения, которые позволили общественным наблюдателям выступать от имени Общественной палаты на выборах на территории Новгородской области. Все это говорит о том, что Новгородская область на сегодняшний день стала в чем-то пилотным регионом, в чем-то полигоном для апробирования лучших практик, а в чём-то и сама является инициатором инновационных решений и подходов.

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

В своё время федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конечно, был многострадальным». Столько поправок, сколько внесли в этот закон, наверное, не вносили ни в один другой закон РФ. Все менялось очень ситуационно, новеллы закона зависели от административной реформы, которую в своё время проводил Дмитрий Козак; от политической ситуации; от того, что в 2004 году губернаторы стали не выборными, а назначаемыми; от создания вертикали власти с использованием механизмов полномочного представителя президента Российской Федерации в федеральных округах. Кстати будет напомнить и о самобытности каждого субъекта РФ.

Дискуссия по поводу мэров — кто они такие, что они должны делать, как они должны избираться — ведётся очень давно. Но по-прежнему очень сложно утверждать, какие из вариантов управления муниципалитетом лучше.

Первый вариант, который мы унаследовали в начале 90-х годов — прямые (голосованием всех избирателей) выборы городских руководителей. Как правило, такие выборы выигрывал крепкий хозяйственник или выходец из городских структур — горисполкомов, облисполкомов, — то есть представитель исполнительной власти, имеющей рычаги влияния.

В какой-то момент эта ситуация перестала удовлетворять, потому что нужны были и политические прорывы. Мало быть крепким хозяйственником, надо все-таки себя интегрировать как мэра любого города (тем более, столичного) в общеполитическую повестку, понимать смыслы регионального развития.

Соответственно были приняты определенные решения, изменяющие систему выбора мэров: прямое голосование было заменено на голосование конкурсной комиссии. 
Сегодня, на мой взгляд, Россия стоит перед системным выбором. Что лучше: согласованный экспертный выбор комиссии с последующим утверждением депутатами городской Думы vs «всенародное голосование».

Каждая из схем имеет плюсы и минусы. Главный минус всенародных выборов: риск избрать популиста, который завалит городское хозяйство. При этом достаточно сложно отрешить от должности такого несведущего чиновника. Плюс же схемы, подражающей прямой демократии, что жители города знают в лицо мэра, потому что они его и избрали. Вторая схема завязана на общеполитический консенсус в регионе. Если ты как кандидат не в состоянии договориться с органами власти субъекта РФ, то что будет, когда ты будешь избран мэром города? В рамках второй схемы, тем не менее, невозможно в полной мере отстаивать интересы конкретного субъекта местного самоуправления.

В определенной степени коллегиальные выборы уменьшают степень демократичности выборов, но при этом прибавляют к продуктивности мэра, его техническим показателям. У такого мэра всегда есть возможность запроса-апелляции к региональной власти: вы меня поддержали — давайте соблюдать договоренности, придерживаться запланированной бюджетной политики. В областной столице это ещё более важно, так как всегда есть некая борьба между всенародно избранным мэром и губернатором. Вторая схема эти противоречия снимает, поскольку формально есть определенное единство интересов, целеполагания, и мэр отстаивает интересы жителей не только города, но и интересы всего субъекта федерации. 
Поэтому, на мой взгляд, в каждом субъекте федерации должны быть соответствующие процедуры и механизмы, отвечающие индивидуальному уровню социально-экономического развития региона, его историческим традициям. 

В качестве примера приведу хорошо знакомую мне Новгородскую область, где 22 ноября состоялось избрание мэра Великого Новгорода Сергея Бусурина, который сменил предыдущего мэра Юрия Бобрышева. Надо понимать, что в Новгороде традиционно мэра избирали всенародно общим голосованием. И это первый раз, когда новгородского мэра избирали через выборную комиссию. На мой взгляд, это позитивный пример изменения системы выборов столичного города региона в связке с ранее произошедшей сменой губернатора. Не секрет, что в Новгородской области всегда был конфликт регионального правительства и столицы региона. Конфликт был базовый и заключался в распределении финансовых потоков. Предыдущее руководство области пыталось спровоцировать отставку бывшего мэра. Достаточно сложно работать в таких условиях, и вся эта работа контрпродуктивна по отношению к населению столичного города и в целом области. С приходом губернатора Андрея Никитина подход к развитию региона избран комплексный, в нём есть место и столичному городу, и другим муниципальным образованиям.

Великий Новгород — показательный пример того, как сегодня меняется подход к выборам мэра. Конечно, мэр города как лицо публичное не должен быть ограничен только разрезанием красных ленточек на мероприятиях. Это не должен быть просто председатель городской Думы-мэр города. Это должен быть человек, несущий ответственность за процессы, происходящие во вверенном ему муниципальном образовании. Но при этом он должен четко коррелировать свою позицию в соответствии с задачами, которые ставит перед властью президент и глава субъекта федерации в рамках его полномочий.

Подход к выборам мэра должен быть взвешенным, но при этом та третья схема, когда мэр города это председатель городской Думы или горсовета и властных полномочий практически никаких не имеет, — это подход, ведущий в прошлое. И регионы будут использовать два основных тренда, которые я упоминал выше: прямые выборы или через конкурсную процедуру — голосование комиссии. Последняя, на мой взгляд, создаёт наиболее благоприятные условия для реализации властных полномочий на всех уровнях региона, а также перспективу улучшения жизни его жителей.

Возвращаясь к посылу о сочетании демократических процедур и исторических традиций субъектов федерации, не могу не упомянуть Дагестан, в котором есть своя специфика и особенности, из которых следует делать выбор в пользу определенной схемы выбора руководителей всех уровней. На сегодняшний день мы видим ситуацию, когда федеральный центр в лице недавно назначенного Владимира Васильева пытается разрушить псевдоструктуру управления, построенную целиком на коррупционной схеме. Это не первый случай, когда мы говорим о Дагестане в части исторически сложившегося наличия коррупционных схем и преобладания теневой экономики и различного рода правонарушений, имеющих совершенно четкий уголовно-правовой характер. Учитывая сложность задачи, которую сегодня решает Владимир Абдуалиевич, необходимо в определенном смысле пренебречь даже демократическими ценностями, поскольку они должны проявляться только на основе общего правосознания населения. А если нет элементарной правовой культуры, преобладают коррупционные схемы, в результате которых остаются недофинансированными нужды людей. Соответственно, в данном случае возможны любые эффективные формы, в том числе с введением прямого управления муниципалитетом со стороны главы республики. Закон это позволяет. 

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Ключевыми проблемами начала осени, приковывающими к себе внимание всех политических акторов страны, стали проблемы с переизбранием четырех кандидатов в губернаторы, относящихся к действующей властной элите.

При очень неплохом общем результате для «Единой России», региональные исполкомы партии власти некоторых регионов, мягко говоря, расслабились и не смогли оказать действенную помощь кандидатам, которые были заявлены и поддержаны президентом РФ.

Однако надо отметить, что этот опыт дня выборов 9 сентября будет учтён на выборах следующего года. Я думаю, что головокружения от успехов партии власти на сегодняшний день нет. Головокружения среди тех врио губернаторов, которые уже представлены в новом политическом цикле, тоже не видим. Впереди очень серьезная взвешенная работа с избирателем. Поскольку именно избиратель сегодня диктует политическую повестку дня в регионе. И это связано не с тем, какие партии участвуют и как происходит межевание по партийной линии.

Многие считают, что к протестному голосованию и провалу действующих высших должностных лиц привела начатая летом пенсионная реформа и страсти, развернувшиеся вокруг этого сюжета.

Я не думаю, что пенсионная реформа сыграла главную роль в результатах единого дня голосования. На мой взгляд, впервые после выборов президента РФ, которые показали четкую легитимность верховной власти, мы видим запрос от избирателя на диалог с региональной властью. Этот диалог начинает выстраиваться по канонам, которые близки людям.

Люди хотят быть услышанными, и чтобы власть выполняла обещания. Хотят не так уж много: достойной жизни, удобных дорог, хороших больниц, бесперебойной работы ЖКХ, капитального ремонта достойного уровня, порядка на улицах, выполнения государственных функций качественно и в срок… Все эти вещи абсолютно достижимы вне зависимости от финансового статуса региона. Экономических предпосылок провалов в четырёх известных регионах, на мой взгляд, не было. А случилась именно демонстрация того, что народ хочет, чтобы его слышали и слушали.

Действительно, в упомянутых регионах власти пытались реализовать серьезные проекты. Губернатор Владимирской области Светлана Орлова многое сделала для того, чтобы субъект, который она возглавляла, был выведен в топ регионов, чтобы там действительно что-то происходило и делалось. За время её руководства были сделаны практически все областные дороги, был приток инвестиций туристического кластера и так далее. Все эти достижения были слабо показаны людям, и внутриэлитный конфликт был успешен для господина Сипягина именно потому, что он представлял собой консолидированный запрос людей на внимательность и прозрачность. Это, конечно, было слабым местом губернатора Орловой.

Теперь у Владимирской области новый руководитель, которому ещё достаточно долгое время придётся учиться руководить очень серьёзным хозяйством, и не факт, что эта учеба будет быстрой и успешной. Хотелось бы отметить также и одно из новых назначений, которое вселяет оптимизм: появление на посту врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Решение о смене главы северной столицы, с одной стороны, было ожидаемо многими политологами, с другой — многие эксперты не верили в такой поворот.

На мой взгляд, это решение принято именно потому, что у петербуржцев есть запрос на некую смену формата власти и на диалог, который губернатор Георгий Полтавченко поддерживал довольно вяло. Александр Беглов — человек очень опытный, он внушает доверие и как компетентный специалист по хозяйственной части, и в части политического лоббирования интересов Санкт-Петербурга. Думаю, что это будет интересный период развития северной столицы.

Второе назначение, которое мне хотелось бы отметить — это приход заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Сергея Морозова на пост врио губернатора Астраханской области. Очень важно, что Сергей Морозов работал в службе в момент её коренного изменения, в момент, когда началась трансформация таможенной службы из достаточно традиционной в цифровую структуру. Реализация нового формата таможенной службы за год показала рост на 70 позиций в рейтинге Doing business Мирового банка и, соответственно, серьёзные результаты по итогам поступлений в бюджет Российской Федерации. Учитывая, что такие прорывные для бюджета страны вещи совершались при участии Морозова, можно надеяться, что Астраханская область получит новые тренды в работе. Конечно, и здесь важным для врио губернатора будет являться диалог с людьми, с элитами, но при этом лейтмотивом деятельности станет цифровой федеральный подход — то, чего Астраханская область давно ждала в качестве импульса для своего развития.

В целом, динамика в ротации губернаторов — нормальная история. Не надо её гиперболизировать, потому что отставки и кадровые перемены в губернаторском корпусе ожидались и ранее. И, в общем-то, нормально, когда идёт ротация, когда новые люди для региона приезжают поделиться как опытом других территорий, так и федеральным опытом.

С моей точки зрения, очень неплохо, когда достигается консенсус с врио губернатора, который приезжает, не имея прочных устоявшихся связей с регионом, но в процессе погружения в дела региона может выстроить диалог, прочные конструктивные связи с региональными элитами, с муниципалитетами, с населением. Эта очень важная история была продемонстрирована ранее в Новгородской области губернатором Андреем Никитиным, который за очень короткий срок сумел добиться результатов, каких Новгородская область не видела десятилетиями. Это касается и вопросов чисто хозяйственных, и позиционирования Великого Новгорода как первой столицы России, о которой как-то незаслуженно позабыли за все предыдущие годы. У Новгородской области большой потенциал в качестве интересного объекта в рамках туристического кластера, по своему положению и потенциалу – это отличная площадка для реализации пилотных проектов. Губернатор, который не является плоть от плоти региона, сумел выстроить отношения со всеми конструктивными силами, сумел завоевать доверие и поддержку жителей. Идет продуктивная работа, и Новгород на сегодняшний день начинает играть серьезную роль в федеральной повестке.

Текущая ротация, назначение новых врио, которые пойдут на выборы в 2019 году, укладываются в эту схему, ожидаю интересных хороших результатов.

Обострение электоральной борьбы — это очень хорошая история для того, чтобы преодолеть нашу избирательную пассивность, когда никто на выборы не ходит, политикой не интересуется, но при этом общим долгом считается упрекать власть практически во всем, вплоть до отклеившихся в квартире обоев. Сегодня становится очевидным необходимость личного участия каждого гражданина в избирательном процессе. Прошедшие выборы — неплохой толчок для институтов гражданского общества, для развития системы общественного контроля, но и вертикаль власти должна от этого выиграть. Ошибочно было бы думать, что произошедшее в сентябре — это некое поражение власти. Нет! Это определённый стресс-тест, который позволяет расставить акценты и выявить слабые места для того, чтобы развивались регионы, развивалась страна.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин, на мой взгляд, одержал несколько важных побед в политическом и информационном плане. Его позиции по итогам решения вопросов, связанных с реновацией, с принятием Федерального закона, регионального закона и разработкой соответствующей программы сильно укрепились, как с точки зрения оценки федеральных органов власти — руководства страны, так и с точки зрения простых москвичей. Все помнят, как тяжело и трудно начиналась в публичном пространстве программа реновации. И тогда действительно чувствовалась большая недоработка со стороны московских органов власти по информированию населения. И, соответственно, то, что происходило в Москве — митинги со значительным количеством граждан — это была недоработка по доведению до столичных жителей всех обстоятельств будущей реформы города. Я называю реновацию реформой, потому что это ключевое событие, с которым москвичам в ближайшие несколько лет надо будет жить. Эта работа действительно окажет влияние на каждого жителя столицы, и на гостей Москвы в ближайшие 3 — 5 лет, так как она связана с изменением облика столичного жилого массива. И в этом плане стресс-тест для мэра был очень серьёзный. Надо отметить, что мэр провёл два месяца активной работы с населением и, конечно же, эта работа велась со стороны федеральной власти, и даже главы государства, который поддержал на прямой линии с гражданами усилия Собянина. Это всё серьёзно укрепило авторитет действующего мэра и, в общем-то, считаю, мандат своих полномочий мэр подтвердил, что называется, без политического голосования. За него проголосовало более 80% москвичей, которые готовы и хотят участвовать в программе реновации. Это очень важно. А текущий ремонт и реконструкция центра Москвы, которые сейчас порой вызывают неоднозначную реакцию в соцсетях, на рейтинг Собянина, думаю, никак не повлияет. Всё то же самое происходило в центре столицы перед выборами в Государственную Думу в 2016 году. Ремонт был закончен в августе затем в сентябре прошли выборы, которые не показали серьёзных отклонений по результату «Единой России» в Москве. Поэтому, можно считать, что все недовольства, которые есть в социальной сети, в публичной плоскости, носят локальный ситуационный характер и не отражают ни электоральных предпочтений москвичей, ни каких-то колебаний политического курса.