Кирьянов Артём Юрьевич

Юрист, Член Общественной палаты Российской Федерации. Председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Как участник основных политических процессов, которые происходят в Новгородской области, поскольку являюсь заместителем председателя региональной Общественной палаты, могу констатировать: многие задуманные руководством области проекты успешно реализованы, выстраиваются перспективные планы на будущее. В целом, 2018 год для Андрея Сергеевича Никитина удался.

Подчеркну, что большое внимание в регионе губернатор уделяет вопросам дорожного строительства и ремонта, созданию современной дорожной инфраструктуры, которая позволит развиваться региону и комфортно чувствовать себя жителям Новгородской области. Под контролем при этом находится процесс распределения полномочий и финансирования содержания дорог, что тоже радует. У дорог появляется свой хозяин. Опорная сеть областных дорог, сформированная полтора года назад, действительно будет жить. В нормативное состояние за год приведено более 1000 километров. С учетом развития дорожной сети к 2022 году власти планируют снять проблему дорожной обеспеченности, которая затрагивает социальную сферу. До многих общественно значимых учреждений (школ, больниц), куда обращаются и приходят люди ежедневно,  дороги должны быть проложены и поддерживаться в хорошем состоянии.

Много делается не только в Великом Новгороде – как столице субъекта, но и в районных центрах.

В конце года открылись новые железнодорожные маршруты: проходящий через Великий Новгород «Санкт-Петербург-Калининград» и «В.Новгород — Нижний Новгород». Эти решения позволяют избавиться от транспортной «тупиковости» Новгорода. Теперь в Великий Новгород можно попасть не обязательно через Москву, в том числе продлевают свои маршруты «Ласточки», создавая связь с Псковом и Петрозаводском. Всё это работает на развитие туристической инфраструктуры региона, для того, чтобы люди приезжали в Великий Новгород не только из Северо-Западных субъектов, но и из ЦФО.

Одним из главных политических событий уходящего года стало избрание мэра новгородской столицы – Сергея Бусурина. Выборы проходили по новой схеме – через конкурс, и это было достаточно непростой задачей, поскольку ситуация связана с политическим контекстом: достаточно сложно изыскивать решения, которые одновременно устраивают и население, и ведущие политические партии, и местные элиты. Но такое решение удалось принять. Вопрос сотрудничества субъекта федерации и столичного города решён с точки зрения конструктивного диалога, и можно надеяться на то, что общими усилиями, в том числе и в рамках распределения бюджетных средств, можно многого добиться. Поэтому избрание Сергея Бусурина на пост мэра – достаточно серьезное достижение и субъекта федерации, и лично губернатора.

Важно, что Новгородская область берет в арсенал своего развития самые передовые идеи и практики федерального уровня. И это касается, в том числе, и цифровых технологий, в частности, внедрение онлайн- контроля эффективности теплоснабжения только в госучреждениях области снизило затраты на 15 %, а это экономия порядка 100 млн рублей в год. Оцифровка территории увеличивает налогооблагаемую базу, повышает собираемость налогов. Много проектов связаны с публичными инициативами — внедрением практик совместной работы муниципальной власти и населения.

В частности, в 2019 году будет реализован проект инициативного бюджетирования  «Народный бюджет», в рамках которого жители получат возможность непосредственно участвовать в распределении от 1 до 10 процентов муниципальных бюджетов.

Важным элементом развития Новгородской области представляется привлечение инвестиций, снятие административных барьеров, и в этом плане активность региональной власти заслуживает особого внимания. Многократно снижен барьер признания проекта стратегическим – с полутора миллиардов до 80 миллионов рублей. Проведен анализ инвестпотенциала региона, сформирован набор качественных инвестиционных площадок. В следующем году начнут полноценно работать 17 инвестиционных проектов. Сумма инвестиций почти 12 миллиардов, более 1000 рабочих мест. Продуктивно идет и работа с федеральным центром.

Важное направление – развитие механизмов общественного контроля. Сегодня в Новгородской области активно работают различные Общественные советы, Общественная палата Новгородской области объединяет ресурс субъектов общественного контроля на своей площадке. В рамках федерального контекста – формирования системы общественного наблюдения на выборах — оперативно были внесены законодательные изменения, которые позволили общественным наблюдателям выступать от имени Общественной палаты на выборах на территории Новгородской области. Все это говорит о том, что Новгородская область на сегодняшний день стала в чем-то пилотным регионом, в чем-то полигоном для апробирования лучших практик, а в чём-то и сама является инициатором инновационных решений и подходов.

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

В своё время федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конечно, был многострадальным». Столько поправок, сколько внесли в этот закон, наверное, не вносили ни в один другой закон РФ. Все менялось очень ситуационно, новеллы закона зависели от административной реформы, которую в своё время проводил Дмитрий Козак; от политической ситуации; от того, что в 2004 году губернаторы стали не выборными, а назначаемыми; от создания вертикали власти с использованием механизмов полномочного представителя президента Российской Федерации в федеральных округах. Кстати будет напомнить и о самобытности каждого субъекта РФ.

Дискуссия по поводу мэров — кто они такие, что они должны делать, как они должны избираться — ведётся очень давно. Но по-прежнему очень сложно утверждать, какие из вариантов управления муниципалитетом лучше.

Первый вариант, который мы унаследовали в начале 90-х годов — прямые (голосованием всех избирателей) выборы городских руководителей. Как правило, такие выборы выигрывал крепкий хозяйственник или выходец из городских структур — горисполкомов, облисполкомов, — то есть представитель исполнительной власти, имеющей рычаги влияния.

В какой-то момент эта ситуация перестала удовлетворять, потому что нужны были и политические прорывы. Мало быть крепким хозяйственником, надо все-таки себя интегрировать как мэра любого города (тем более, столичного) в общеполитическую повестку, понимать смыслы регионального развития.

Соответственно были приняты определенные решения, изменяющие систему выбора мэров: прямое голосование было заменено на голосование конкурсной комиссии. 
Сегодня, на мой взгляд, Россия стоит перед системным выбором. Что лучше: согласованный экспертный выбор комиссии с последующим утверждением депутатами городской Думы vs «всенародное голосование».

Каждая из схем имеет плюсы и минусы. Главный минус всенародных выборов: риск избрать популиста, который завалит городское хозяйство. При этом достаточно сложно отрешить от должности такого несведущего чиновника. Плюс же схемы, подражающей прямой демократии, что жители города знают в лицо мэра, потому что они его и избрали. Вторая схема завязана на общеполитический консенсус в регионе. Если ты как кандидат не в состоянии договориться с органами власти субъекта РФ, то что будет, когда ты будешь избран мэром города? В рамках второй схемы, тем не менее, невозможно в полной мере отстаивать интересы конкретного субъекта местного самоуправления.

В определенной степени коллегиальные выборы уменьшают степень демократичности выборов, но при этом прибавляют к продуктивности мэра, его техническим показателям. У такого мэра всегда есть возможность запроса-апелляции к региональной власти: вы меня поддержали — давайте соблюдать договоренности, придерживаться запланированной бюджетной политики. В областной столице это ещё более важно, так как всегда есть некая борьба между всенародно избранным мэром и губернатором. Вторая схема эти противоречия снимает, поскольку формально есть определенное единство интересов, целеполагания, и мэр отстаивает интересы жителей не только города, но и интересы всего субъекта федерации. 
Поэтому, на мой взгляд, в каждом субъекте федерации должны быть соответствующие процедуры и механизмы, отвечающие индивидуальному уровню социально-экономического развития региона, его историческим традициям. 

В качестве примера приведу хорошо знакомую мне Новгородскую область, где 22 ноября состоялось избрание мэра Великого Новгорода Сергея Бусурина, который сменил предыдущего мэра Юрия Бобрышева. Надо понимать, что в Новгороде традиционно мэра избирали всенародно общим голосованием. И это первый раз, когда новгородского мэра избирали через выборную комиссию. На мой взгляд, это позитивный пример изменения системы выборов столичного города региона в связке с ранее произошедшей сменой губернатора. Не секрет, что в Новгородской области всегда был конфликт регионального правительства и столицы региона. Конфликт был базовый и заключался в распределении финансовых потоков. Предыдущее руководство области пыталось спровоцировать отставку бывшего мэра. Достаточно сложно работать в таких условиях, и вся эта работа контрпродуктивна по отношению к населению столичного города и в целом области. С приходом губернатора Андрея Никитина подход к развитию региона избран комплексный, в нём есть место и столичному городу, и другим муниципальным образованиям.

Великий Новгород — показательный пример того, как сегодня меняется подход к выборам мэра. Конечно, мэр города как лицо публичное не должен быть ограничен только разрезанием красных ленточек на мероприятиях. Это не должен быть просто председатель городской Думы-мэр города. Это должен быть человек, несущий ответственность за процессы, происходящие во вверенном ему муниципальном образовании. Но при этом он должен четко коррелировать свою позицию в соответствии с задачами, которые ставит перед властью президент и глава субъекта федерации в рамках его полномочий.

Подход к выборам мэра должен быть взвешенным, но при этом та третья схема, когда мэр города это председатель городской Думы или горсовета и властных полномочий практически никаких не имеет, — это подход, ведущий в прошлое. И регионы будут использовать два основных тренда, которые я упоминал выше: прямые выборы или через конкурсную процедуру — голосование комиссии. Последняя, на мой взгляд, создаёт наиболее благоприятные условия для реализации властных полномочий на всех уровнях региона, а также перспективу улучшения жизни его жителей.

Возвращаясь к посылу о сочетании демократических процедур и исторических традиций субъектов федерации, не могу не упомянуть Дагестан, в котором есть своя специфика и особенности, из которых следует делать выбор в пользу определенной схемы выбора руководителей всех уровней. На сегодняшний день мы видим ситуацию, когда федеральный центр в лице недавно назначенного Владимира Васильева пытается разрушить псевдоструктуру управления, построенную целиком на коррупционной схеме. Это не первый случай, когда мы говорим о Дагестане в части исторически сложившегося наличия коррупционных схем и преобладания теневой экономики и различного рода правонарушений, имеющих совершенно четкий уголовно-правовой характер. Учитывая сложность задачи, которую сегодня решает Владимир Абдуалиевич, необходимо в определенном смысле пренебречь даже демократическими ценностями, поскольку они должны проявляться только на основе общего правосознания населения. А если нет элементарной правовой культуры, преобладают коррупционные схемы, в результате которых остаются недофинансированными нужды людей. Соответственно, в данном случае возможны любые эффективные формы, в том числе с введением прямого управления муниципалитетом со стороны главы республики. Закон это позволяет. 

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Ключевыми проблемами начала осени, приковывающими к себе внимание всех политических акторов страны, стали проблемы с переизбранием четырех кандидатов в губернаторы, относящихся к действующей властной элите.

При очень неплохом общем результате для «Единой России», региональные исполкомы партии власти некоторых регионов, мягко говоря, расслабились и не смогли оказать действенную помощь кандидатам, которые были заявлены и поддержаны президентом РФ.

Однако надо отметить, что этот опыт дня выборов 9 сентября будет учтён на выборах следующего года. Я думаю, что головокружения от успехов партии власти на сегодняшний день нет. Головокружения среди тех врио губернаторов, которые уже представлены в новом политическом цикле, тоже не видим. Впереди очень серьезная взвешенная работа с избирателем. Поскольку именно избиратель сегодня диктует политическую повестку дня в регионе. И это связано не с тем, какие партии участвуют и как происходит межевание по партийной линии.

Многие считают, что к протестному голосованию и провалу действующих высших должностных лиц привела начатая летом пенсионная реформа и страсти, развернувшиеся вокруг этого сюжета.

Я не думаю, что пенсионная реформа сыграла главную роль в результатах единого дня голосования. На мой взгляд, впервые после выборов президента РФ, которые показали четкую легитимность верховной власти, мы видим запрос от избирателя на диалог с региональной властью. Этот диалог начинает выстраиваться по канонам, которые близки людям.

Люди хотят быть услышанными, и чтобы власть выполняла обещания. Хотят не так уж много: достойной жизни, удобных дорог, хороших больниц, бесперебойной работы ЖКХ, капитального ремонта достойного уровня, порядка на улицах, выполнения государственных функций качественно и в срок… Все эти вещи абсолютно достижимы вне зависимости от финансового статуса региона. Экономических предпосылок провалов в четырёх известных регионах, на мой взгляд, не было. А случилась именно демонстрация того, что народ хочет, чтобы его слышали и слушали.

Действительно, в упомянутых регионах власти пытались реализовать серьезные проекты. Губернатор Владимирской области Светлана Орлова многое сделала для того, чтобы субъект, который она возглавляла, был выведен в топ регионов, чтобы там действительно что-то происходило и делалось. За время её руководства были сделаны практически все областные дороги, был приток инвестиций туристического кластера и так далее. Все эти достижения были слабо показаны людям, и внутриэлитный конфликт был успешен для господина Сипягина именно потому, что он представлял собой консолидированный запрос людей на внимательность и прозрачность. Это, конечно, было слабым местом губернатора Орловой.

Теперь у Владимирской области новый руководитель, которому ещё достаточно долгое время придётся учиться руководить очень серьёзным хозяйством, и не факт, что эта учеба будет быстрой и успешной. Хотелось бы отметить также и одно из новых назначений, которое вселяет оптимизм: появление на посту врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Решение о смене главы северной столицы, с одной стороны, было ожидаемо многими политологами, с другой — многие эксперты не верили в такой поворот.

На мой взгляд, это решение принято именно потому, что у петербуржцев есть запрос на некую смену формата власти и на диалог, который губернатор Георгий Полтавченко поддерживал довольно вяло. Александр Беглов — человек очень опытный, он внушает доверие и как компетентный специалист по хозяйственной части, и в части политического лоббирования интересов Санкт-Петербурга. Думаю, что это будет интересный период развития северной столицы.

Второе назначение, которое мне хотелось бы отметить — это приход заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Сергея Морозова на пост врио губернатора Астраханской области. Очень важно, что Сергей Морозов работал в службе в момент её коренного изменения, в момент, когда началась трансформация таможенной службы из достаточно традиционной в цифровую структуру. Реализация нового формата таможенной службы за год показала рост на 70 позиций в рейтинге Doing business Мирового банка и, соответственно, серьёзные результаты по итогам поступлений в бюджет Российской Федерации. Учитывая, что такие прорывные для бюджета страны вещи совершались при участии Морозова, можно надеяться, что Астраханская область получит новые тренды в работе. Конечно, и здесь важным для врио губернатора будет являться диалог с людьми, с элитами, но при этом лейтмотивом деятельности станет цифровой федеральный подход — то, чего Астраханская область давно ждала в качестве импульса для своего развития.

В целом, динамика в ротации губернаторов — нормальная история. Не надо её гиперболизировать, потому что отставки и кадровые перемены в губернаторском корпусе ожидались и ранее. И, в общем-то, нормально, когда идёт ротация, когда новые люди для региона приезжают поделиться как опытом других территорий, так и федеральным опытом.

С моей точки зрения, очень неплохо, когда достигается консенсус с врио губернатора, который приезжает, не имея прочных устоявшихся связей с регионом, но в процессе погружения в дела региона может выстроить диалог, прочные конструктивные связи с региональными элитами, с муниципалитетами, с населением. Эта очень важная история была продемонстрирована ранее в Новгородской области губернатором Андреем Никитиным, который за очень короткий срок сумел добиться результатов, каких Новгородская область не видела десятилетиями. Это касается и вопросов чисто хозяйственных, и позиционирования Великого Новгорода как первой столицы России, о которой как-то незаслуженно позабыли за все предыдущие годы. У Новгородской области большой потенциал в качестве интересного объекта в рамках туристического кластера, по своему положению и потенциалу – это отличная площадка для реализации пилотных проектов. Губернатор, который не является плоть от плоти региона, сумел выстроить отношения со всеми конструктивными силами, сумел завоевать доверие и поддержку жителей. Идет продуктивная работа, и Новгород на сегодняшний день начинает играть серьезную роль в федеральной повестке.

Текущая ротация, назначение новых врио, которые пойдут на выборы в 2019 году, укладываются в эту схему, ожидаю интересных хороших результатов.

Обострение электоральной борьбы — это очень хорошая история для того, чтобы преодолеть нашу избирательную пассивность, когда никто на выборы не ходит, политикой не интересуется, но при этом общим долгом считается упрекать власть практически во всем, вплоть до отклеившихся в квартире обоев. Сегодня становится очевидным необходимость личного участия каждого гражданина в избирательном процессе. Прошедшие выборы — неплохой толчок для институтов гражданского общества, для развития системы общественного контроля, но и вертикаль власти должна от этого выиграть. Ошибочно было бы думать, что произошедшее в сентябре — это некое поражение власти. Нет! Это определённый стресс-тест, который позволяет расставить акценты и выявить слабые места для того, чтобы развивались регионы, развивалась страна.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин, на мой взгляд, одержал несколько важных побед в политическом и информационном плане. Его позиции по итогам решения вопросов, связанных с реновацией, с принятием Федерального закона, регионального закона и разработкой соответствующей программы сильно укрепились, как с точки зрения оценки федеральных органов власти — руководства страны, так и с точки зрения простых москвичей. Все помнят, как тяжело и трудно начиналась в публичном пространстве программа реновации. И тогда действительно чувствовалась большая недоработка со стороны московских органов власти по информированию населения. И, соответственно, то, что происходило в Москве — митинги со значительным количеством граждан — это была недоработка по доведению до столичных жителей всех обстоятельств будущей реформы города. Я называю реновацию реформой, потому что это ключевое событие, с которым москвичам в ближайшие несколько лет надо будет жить. Эта работа действительно окажет влияние на каждого жителя столицы, и на гостей Москвы в ближайшие 3 — 5 лет, так как она связана с изменением облика столичного жилого массива. И в этом плане стресс-тест для мэра был очень серьёзный. Надо отметить, что мэр провёл два месяца активной работы с населением и, конечно же, эта работа велась со стороны федеральной власти, и даже главы государства, который поддержал на прямой линии с гражданами усилия Собянина. Это всё серьёзно укрепило авторитет действующего мэра и, в общем-то, считаю, мандат своих полномочий мэр подтвердил, что называется, без политического голосования. За него проголосовало более 80% москвичей, которые готовы и хотят участвовать в программе реновации. Это очень важно. А текущий ремонт и реконструкция центра Москвы, которые сейчас порой вызывают неоднозначную реакцию в соцсетях, на рейтинг Собянина, думаю, никак не повлияет. Всё то же самое происходило в центре столицы перед выборами в Государственную Думу в 2016 году. Ремонт был закончен в августе затем в сентябре прошли выборы, которые не показали серьёзных отклонений по результату «Единой России» в Москве. Поэтому, можно считать, что все недовольства, которые есть в социальной сети, в публичной плоскости, носят локальный ситуационный характер и не отражают ни электоральных предпочтений москвичей, ни каких-то колебаний политического курса.