zhurЖуравлев Дмитрий Анатольевич

Научный руководитель Института региональных проблем

 

 

 

Комментарии эксперта:

21 декабря, 2023  | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2023 года)

Подводя итоги года, можно назвать несколько эффективных мэров. К таким относится Ильсур Метшин, мэр Казани, который содержит город в полном порядке. Наталья Котова, мэр Челябинска, усилиями которой город-миллионник вошел в число динамично развивающихся мегаполисов страны, а экологические проблемы, если не начали решаться, то хотя бы не обострились.

Стоит отметить и Константина Шестакова, мэра Владивостока, хотя сложно сказать, где и чья заслуга – мэра или губернатора. И, конечно, надо сказать о Вадиме Кстенине, мэре Воронежа, который отвечает и за порядок, и за обстановку в городе, подвергающемся прилетам от соседей. Ему тоже помогает губернатор, но именно мэр решает главную задачу – защиту жителей, что подразумевает организацию гражданской обороны и поддержание работоспособности всех структур.

Мэрами-аутсайдерами можно назвать глав городов в республиках Северного Кавказа. Традиционно это дотационный регион. В Махачкале и Дербенте мэры делают много полезного для своих городов, но проблем там хватает по-прежнему.

Северные города, о которых много говорят в связи с развитием Северного морского пути, будут развиваться не так быстро, как хотелось бы. Они могут обслуживать морской транспорт, но для получения эффекта нужны годы работы. Потребуются электростанции. Мощности строящейся плавучей атомной станции не достаточно. И нужно строить железную дорогу. То, что осталось с советских времен, давно заброшено.

 

30 ноября, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2023)

Сезонная проблема — снегопады — всегда являются неожиданностью для муниципальных властей. А вот с отопительным сезоном — другая ситуация. Отопление — это котлы, трубы, оборудование и люди, которые обсуживают это хозяйство. И если трубы протекают, то вопрос, который могут задать жители города, касается технологической и финансовой сфер. Часто этим занимаются ребята, которые делают большие деньги и не работают.

Остальные проблемы городской власти — хронические, связанные с недостатком средств. Все обязательства муниципальных властей должны соотноситься с бюджетными возможностями. Если расходы на школы несут муниципальные власти, а доходы получают региональные, мэр бежит к губернатору и просит деньги. Губернатор выделяет, но не просто так: я тебе помогу, а ты будешь делать то, что скажу.

Нехватка денег на нижнем уровне всегда была проблемой. Если, конечно, не говорить о таких городах, как Тюмень, где налогообложение – иное, и часть денег остаётся на местном уровне. И, конечно, Москва, где существует проблема излишка капитала. Недавно проводил круглый стол, на котором выяснили: то, что является проблемой столицы, — недостижимая мечта для городов в провинции.

Для федеральной власти эта проблема очевидна, а для Минфина всё выглядит вполне симпатично. Хотя сейчас уже и Минфин начал давать слабину, предложив перевести налоговую нагрузку туда, где работают предприятия. Возможно, Минфину надоело заниматься постоянными дотациями. Но инициатива пока не нашла поддержки даже в недрах самого министерства.

 

28 сентября, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2023)

На фоне текущей ситуации пример положительной работы за прошедшие два месяца продемонстрировал мэр Москвы Сергей Собянин. Учитывая реализацию масштабных проектов под его контролем в столице, это совсем не удивительно.

Я бы не выделял откровенно негативные примеры работы среди мэров. Накладывают отпечаток сложности нашего времени. Но есть муниципалитеты и их главы, к которым я, как эксперт, присматриваюсь. Это, во-первых, мэр Самары Елена Лапушкина. Удивляет несоответствие мощности экономики и социальной ситуации в городе. Самара могла бы стать жемчужиной Поволжья. Были времена, когда она ею и являлась, отличаясь высокими социально-экономическими показателями и развитой туристической сферой.

И, во-вторых, мэр Йошкар-Олы Евгений Маслов. Здесь обратная ситуация: город – бедный, и развивать его — трудная задача. Возможно, Евгений Васильевич и его команда делают для жителей города всё возможное, и без их усилий было бы значительно хуже.

 

31 июля, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2023)

Особых провалов в работе мэров нет в крупных региональных столицах, а также, в частности, в Воронеже и городах юго-запада страны, по понятным причинам привлекающих сегодня особое внимание.

Негативные примеры не бросаются в глаза. Хотя они есть, и в этих городах объективно сложная ситуация. Но можно ли обвинить в этом исключительно мэра? Проблемы аварийных домов, строительства жилья и дорог он решить не может. Мэр влияет на распределение муниципального бюджета, определяет приоритетность задач и пытается привлечь деньги. А в сегодняшней ситуации это – непростая задача: деньги бегут из страны. Вот мэр и думает, что делать: починить крышу школы, закупить медицинское оборудование или бежать к губернатору, чтобы с деньгами помог. Если не брать мэров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани, у всех городских глав ситуация схожая: денег мало, а задач – много. И надо решать каждую так, чтобы она облегчала решение следующей задачи.

Пока распределение бюджета по уровням происходит подобным образом, на возможности городского управления я смотрю пессимистично. Это проблема, которую надо решать на федеральном уровне. Но если сейчас её поднимать, будут говорить, что у нас СВО, и пока не до этого. А проблема никуда не уходит и только обостряется.

 

27 апреля, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2023)

Губернаторы оказались в иной ситуации, чем были ещё несколько месяцев назад. Это связано с тем, что количество задач увеличивается, а объём ресурсов почти не растёт или растёт незначительно.

В этой ситуации у губернаторов есть три стратегии. Первую реализуют губернаторы северных и сибирских регионов — Тюменской области, Красноярского края, ХМАО. То есть сырьевики, у которых есть специальный налог на добычу сырья. Они решают свои задачи за счёт привлечения кредитов. Парадоксальность ситуации с кредитами состоит в том, что их дают только регионам, у которых есть деньги. Бедным не дадут. К примеру, Наталья Комарова, глава Югры, за счёт привлечения средств решает различные вопросы региона, в том числе и социально-политические. И у неё получается — регион не только потребляет, но и развивается.

В другою группу выделяются богатые и самодостаточные регионы — Москва, Татарстан, Московская область и Чукотский автономный округ. Главный вопрос в этих областях — эффективность управления. Губернаторы способны выполнять возрастающий объём задач, обходясь имеющимися ресурсами, за счёт повышения качества управления.

К третьей группе я бы отнёс Псковскую, Ленинградскую, Мурманскую и Рязанскую области. Губернаторы этих регионов тоже стараются решать проблемы эффективным управлением. Отчасти они вынуждены это делать, так как на большую поддержку федерального центра рассчитывать не могут. Много им не дадут. А собственных ресурсов мало. И губернаторы показывают высокую производительность в дележе тришкиного кафтана.

Не получается так у Хакасии, где во главе стоит блестящий политик, но, увы, не администратор. Управлять небогатым регионом непросто, хотя, казалось, наличие Саяно-Шушенской ГЭС должно положительно сказываться на экономике республики.

В положительном смысле можно отметить и главу Хабаровского края. Какое-то время ему было не до экономических вопросов — надо было утвердить власть в регионе. Но он – хороший управленец.

И отдельно я бы отметил губернаторов приграничных регионов, в первую очередь, Белгородской области и новых территорий, в частности, Херсонской. Этим регионам в силу сложившейся ситуации федеральный центр обязан помогать.

На днях президент Владимир Путин посетил Херсонскую область и ЛНР. И это не просто внимание. Исторически так сложилось, что это — и возможность что-то попросить, причём официально. Приезд лидера страны — всегда событие. Пока не известно, с чем конкретно приезжал президент. Но уверен, что для новых территорий его приезд станет импульсом в развитии.

 

30 ноября, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2022)

Мне кажется, что сегодня на мэров региональных столиц возложена более трудная задача, чем в предыдущий период. Хотя СВО длится почти год, после частичной мобилизации организаторы текущей жизни вынуждены делать намного больше обычного. Одни мэры показали все свои способности, а другие — недостаточную готовность к экзамену на прочность своих позиций. Могу выделить Воронеж и Орёл, где Парахин работает в тандеме с главой обладминистрации Клычковым, ну, и Москву, хотя, конечно, возможности Собянина несравнимы с тем, чем располагают мэры других городов.

Неуспешными оказались мэры, у которых плохие отношения с главами регионов. Сочи сейчас оказался транспортным хабом и единственным открытым аэропортом на юге России, что, прежде всего, означает дополнительную нагрузку. Чтобы что-то привезти или вывезти, надо сначала приехать именно сюда. В то же время клиенты готовы за это платить. Благодаря этим обстоятельствам, можно развивать инфраструктуру и самого аэропорта, и города в целом. Сейчас у курортной столицы России особо важная роль! А нынешняя администрация явно справляется с задачами лучше, чем можно было ожидать в сложившихся обстоятельствах.

Недостаточно эффективным руководителем такого города, как Санкт-Петербург, как мне кажется, показал себя его глава Беглов.

Говоря о Волгограде, чуть не утонувшем в нечистотах, замечу, что это – проблема не только мэра, но и всей области. Я имею в виду не собственно фекалии — они-то городские: нет средств на ремонт у всего недостаточно социально-экономически развитого региона. Есть проблема элементарной бедности и недостатка ресурсов.

Конечно, очень сложно оценивать сегодня мэров, ведь даже у лучших из них столько проблем, что не знаешь: то ли героя России давать, то ли по шее. Настолько всё переплетено.

 

31 октября, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2022)

Новые территории в составе России – безусловно, позитивное событие. Границы уходят на запад, экономика становится больше.

При этом с точки зрения административной системы для нас, в общем, не так много меняется. Территории вписываются в традиционную российскую административную систему с губернаторами, с главами республик и другими её атрибутами. Также будет организована и налоговая система – по общероссийским принципам.

А в самих присоединённых территориях это многое изменит. В Херсонской области и Запорожье руководителей не избирали, главы назначались из Киева. Теперь избираться будут систематически. А на Донбассе была так называемая эволюционная система власти.

Главное в этом витке – не какие-то конкретные выигрыши, которые получила Россия в результате этого присоединения. Присоединив новые территории, мы защищаем тех, кто там живёт. Часто приходится слышать о политических и экономических преференциях. Это хорошо, и есть хороший доклад Финансового университета при Правительстве РФ на эту ему, где изложена конкретика таких выгод. На мой взгляд, превалирует всё-таки в этой истории миротворчество. Придя в ДНР, ЛНР, Херсон и Запорожье, Россия гарантирует безопасность людей, которые там живут.

 

Деятельность мэра Москвы в исследуемый период достойна самых высоких отметок. Особенно когда появился Координационный совет по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Он показал всё значение московского руководства. Москва работает целенаправленно и чётко, без организационных проблем с мобилизацией. Загвоздка была лишь в том, что в столице много людей с либеральным стилем мышления, и они не хотели мобилизоваться.

Столичный статус, как могут сказать, даёт экономическую свободу. Однако материальными ресурсами ещё надо уметь пользоваться. И надо понимать, когда этим пользоваться.

В Москве команда по сбору экипировки, например, прошла ещё до того, как она была дана на федеральном уровне. Было даже несколько курьёзных историй, когда люди обижались, что им не надо собирать самим эту экипировку: Москва всё дала.

Собянин в очередной раз подтвердил, что он – хороший организатор. Он сумел осознать, какие задачи нужно будет решать в ближайшее время, когда они ещё не были сформулированы на федеральном уровне. И поэтому он оказался в составе Координационного совета – и как представитель, «голос» регионов, и как модельный регион.

 

31 августа, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2022)

Половину лета внимание губернаторов занимали пожары, наводнения и дожди. Кого-то интересовали будущие выборы. У «южных» губернаторов основной вопрос – о курортном сезоне, у «западных» – об обстрелах голова болела. И у всех без исключения сегодня остро стоит тема импортозамещения.

Но были бы существенные успехи – вокруг этого начался бы большой пиар-разговор. Поэтому тема технологической независимости пока не очень ярко звучит в риторике губернаторов, хотя они и работают в этом направлении, потому что производственные прорывы не так просто осуществить.

Как иронично замечено в одном из актуальных анекдотов, «импортозамещение – это значит, перестали покупать американское и стали покупать китайское».

Возвращение собственного производства – процесс очень непростой, но это один из ближайших приоритетов для всех без исключения регионов.

Если говорить о персоналиях, то меня удивил в хорошем смысле временно исполняющий обязанности губернатора Рязанской области, когда в тяжелой ситуации с пожарами область показала себя вполне эффективно. Я понимаю, что это не только его заслуга, но то, что Павел Малков смог в этой ситуации себя проявить хорошо, весьма радует. При том, что по службе он больше чиновник, высокопоставленный, но – чиновник. Сергей Собянин также оставался на высоте, и не только потому, что в Рязань съездил, а потому, что, несмотря на массу трудностей внешних и прочих, столица живёт спокойно и продолжает развиваться. В области жилищного хозяйства, экологии в столице всё очень хорошо. Пошло даже тестовое голосование перед муниципальными выборами, чего я тоже не ожидал, молодцы!

Я понимаю, что в ход идут ресурсы – не только личные заслуги сыграли свою роль; Москвой в каком-то смысле управлять даже легче, чем Пензой.

Вспоминаются «обстрелянные» губернаторы, Воронеж, Курск, потому что они вдруг оказались на войне, причём никто не собирался там оказываться. В этой ситуации сохранить в значительной степени нормальный ритм жизни региона – это немалая задача, но они также справляются.

 

29 июня, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2022)

Ситуацию в регионах сегодня, в том числе, определяют внешние санкции. Для некоторых субъектов – таких, как Брянская, Ростовская, Белгородская, Воронежская области – к этой проблеме добавляется близость специальной военной операции, но именно санкции – своего рода лакмусовая бумажка, проверка «на вшивость», показатель, кто может не просто возглавлять регион, а быть руководителем в чрезвычайных обстоятельствах. Когда промышленность резко не может обеспечить удовлетворение постоянного спроса, когда закрыты экспортные пути: особенно критична такая история для небольших регионов, где немного промышленных предприятий. А социальные обязательства выполнять надо!

И сейчас именно такая ситуация, которая требуют от руководителя региона способности проявить все возможные умения, энергию. Как в известном фильме: «Проверка – она всем проверка». Вот это та самая проверка и есть.

И надо отметить, в целом наши главы справляются, потому что, если бы не справлялись, свет бы выключился в половине страны, промышленность бы встала. Посмотрите на Москву, это же регион импорта, и по идее все должны уже голые ходить, а всё работает. Машины ездят, метро функционирует, предприятия не закрылись, люди ходят на работу. И вряд ли здесь одной инерции хватит. До Москвы эти проблемы импорта докатились в первую очередь и сильнее, чем в провинции, но при этом город живёт штатно. Как и вся Россия.

 

Несмотря на повышенную медийную активность текущих месяцев, статусные позиции Рамзана Кадырова, на мой взгляд, не изменились, он всё-таки очень тесно связан с республикой. Но его активность означает, что он получил больше возможностей, что теперь он может вмешиваться в сферы, в которых раньше его вмешательство не предусматривалось. Теперь он – герой специальной военной операции, его люди находятся в эпицентре событий на Украине, и это определённым образом меняет его политико-психологическую позицию.

Рамзан Кадыров – фигура давно знаковая, он очень активно контролирует свой регион не просто как начальник: это – его регион в полном смысле.

Но теперь Кадыров стал знаковым в вопросах, которые не касаются Кавказа и Чечни, он представляет себе ситуацию, и у него есть чётко выраженное отношение к этой истории.

Таким образом, с точки зрения формально-административной мало что изменилось, а вот с точки зрения восприятия Рамзана Ахматовича изменилось многое. Если раньше он был своеобразным, интересным, важным, серьёзным, кого-то раздражающим, кому-то нравившимся лидером региона, то теперь он стал некой общеполитической фигурой. И теперь его рассуждения на внешнеполитические темы будут воспринимать очень внимательно.

Поэтому политический вес его увеличился, а административный – остался прежним. Он всё равно глава республики, это очень и очень важно.

 

31 мая, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2022)

Достаточно солидные позиции мэра Сочи Алексея Копайгородского, в первую очередь, конечно, обуславливает сама территория, которую он возглавляет – город Сочи. Сам по себе этот мегаполис стал центром притяжения многих бизнес-интересов и просто людей, желающих в нём жить – по данным последней переписи, в Сочи проживают более 720 тысяч человек. Здесь же расположена южная резиденция главы российского государства, построен уникальный образовательный центр «Сириус», и определена федеральная территория «Сириус» – наукоград.

Вместе с тем, каким бы ни был город, он не спасёт того, кто не умеет работать. Такой город акцентирует внимание на мэре, здесь градоначальник всегда на виду. Работа по благоустройству города, работа с населением в Сочи явно идёт, и это – явный плюс мэру.

Конечно, такое внимание не всегда в плюс, потому что работа мэра какого-нибудь средненького города не особо заметна широкой публике, его ошибки не видны никому. А ошибки, впрочем, как и достижения мэра Сочи, видны самому главному человеку в стране.

Мэр, управляющий Сочи, обладает большим ресурсом, скорее всего, очень хорошо им пользуется, иначе он бы уже не был мэром, у него нормальные отношения с местными элитами. Во всех смыслах – в политическом, экономическом, социальном – у Копайгородского всё работает, нет никакой бузы, хотя город – сложный, и его жители, я имею в виду наших элитариев, которые активно скупали там недвижимость в последние годы, очень непростые.

Из последнего и актуального в деятельности мэрии можно отметить, что при всё возрастающем турпотоке и миграции на постоянное место жительства в Сочи город в рамках федеральных программ уже располагает расчётами по загрузке очистных сооружений, и в ближайшее время за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов в 35 млрд руб. будут модернизированы восемь канализационных очистных сооружений города. А это – уже работа на опережение!

 

28 апреля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022)

Понятно, что текущая ситуация увеличивает вызовы, которые стоят перед страной в целом и перед руководителями всех субъектов Федерации в частности.

Понятно, что в регионах для решения новых проблем гораздо меньше возможностей, чем на федеральном уровне. Поэтому резко возрастают требования к квалификации управления. Не конкретно к губернаторам, а ко всей системе – глава региона за каждую лампочку отвечать не в состоянии. Но он подбирает людей, организует работу, и в конечном счёте сейчас происходит проверка качества нашего губернаторского корпуса, потому что кризис – это всегда проверка системы. Пока губернаторы в среднем эту проверку проходят нормально. Хотя не все наблюдатели констатируют высокое качество работы региональных руководителей.

При этом кризис ещё не дошёл до пика: не иссякли запасы товаров, работают старые связи. Что будет дальше – покажет время.

Опасения вызывают снижение уровня жизни, возможная (пока возможная) безработица, давление на региональную экономику. Понятно, что воздействие идёт на экономику страны в целом, в первую очередь, на импортно-экспортные отрасли, и тут важно, что происходит в регионах. И это касается не только приграничных субъектов и территорий, а всех республик, краёв и областей. Выстраивание новых логистических цепочек для экономики, поддержание уровня жизни населения, недопущение роста безработицы – перед губернаторами стоят, в общем-то, те же проблемы, что и ранее, но существующая вероятность ухудшения сценария накладывает на глав субъектов особую ответственность.

 

28 декабря, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2021 года)

Не все, но в большинстве своём губернаторы в 2021 году проявили себя неплохо. Что значит – неплохо? Несмотря на то, что ситуация усложнилась, явных ошибок региональные лидеры не сделали – большинство.

Мне не очень понравились некоторые действия губернатора Хакасии, потому что идея запретить общественный транспорт, а уже потом решать остальные проблемы, – не из самых мудрых. Но это его беда, а не вина. Он – хороший политик, а администрация – это совсем другая профессия.

Можно вспомнить ещё пару-тройку подобных ошибочных решений, в остальном же губернаторы справились со своей задачей. Какого-то жуткого обвала, больших погромов в экономике или резких скачков заболеваемости выше средней не было. Нельзя сказать, что «вот в этом регионе все переболели. Ужасный/несчастный губернатор!» Справились. Но не все, что тоже естественно. Люди – разные, и компетенции у них разные.

Притом, что, бесспорно, губернаторы избираются, и, как показала практика, не всегда избираются те, кого рекомендует Москва – были случаи, и не один, у нас всё-таки губернаторы в большей степени администраторы, чем политики. Если не брать ту же Хакасию, не брать Хабаровский край, где специально пришёл губернатор-политик, потому что надо было решать политические вопросы. А почему здесь могут выдвигаться на выборы губернаторы-администраторы? Потому что используется доверие к федеральной власти.

Пришёл новый человек. Его пока мало кто знает. Может быть, он очень хороший специалист, но, чтобы люди за него проголосовали, они должны сначала про него узнать. И очень часто голосуют авансом, доверяя мнению столицы. Если мнение было ошибочным, что, правда, не часто бывает, общество может и изменить своё отношение к губернатору.

Губернатор, который является администратором и не является политиком: такая ситуация несёт свои риски, но на жизнь рядового человека влияет в меньшей степени, это скорее влияет на самого главу. А вот губернатор, который является политиком, но не является администратором, очень сильно повлияет на жизнь отдельного человека, потому что он не сможет организовать работу. В результате социальное и экономическое положение может сильно ухудшиться.

Сейчас этот корпус не сбалансирован полностью, потому что это очень трудная задача. Найти человека, который мог бы быть одновременно хорошим политиком и хорошим администратором, очень трудно, причём в любой стране мира. И это не наша национальная особенность.

В большинстве случаев либо, как во Франции, префект обладает относительной властью, и не важно, кто он, и что умеет делать, его задача – транслировать приказы, приходящие из Центра. В других случаях экономика и социальные отношения настолько выстроены, что если губернатор – не откровенный идиот, то он сильно навредить не может. Мы же – страна развивающаяся, мы не можем выстроить систему по протоколу: каждому губернатору вручить книжку, где написаны все его действия на все случаи жизни. В Бельгии такое возможно, в России – нет. У нас каждый день что-нибудь новенькое, заранее такую бумажку ты не составишь.

Начинается рассмотрение закона о публичной власти, но, честно говоря, бюджет для губернатора важнее этого закона. Соотношение денег в разных уровнях бюджета во многом определяет публичную власть. Ты можешь быть сколько угодно самостоятельным, но если у тебя денег нет – какой толк?

Из важного и ключевого для ряда регионов можно отметить успехи «Силы Сибири». Возникновение новых экономических отношений с Китаем объективно влияет на жизнь дальневосточных регионов.

Из политических событий, конечно, важны выборы. Потому что даже там, где губернаторы не избирались, всё равно голосование показывает уровень доверия к губернатору, даже если избираются депутаты. По губернаторам видно, что для них это показательный вопрос. Например, в одном регионе на парламентских выборах выиграли в основном коммунисты, а ещё «Справедливая Россия». Для главы региона это очень неприятная вещь, его это беспокоит. Притом, что он уже выстроил с новыми депутатами прекрасные отношения, там нет противостояния «единоросский» губернатор и коммунистический парламентарий», но всё равно он понимает, что это – его рейтинг доверия. Поэтому выборы бесспорно важны во всех аспектах: и там, где избирали губернаторов, и там, где их не избирали. Это событие, которое во многом определило и будет ещё определять жизнь губернаторского корпуса.

Характерны для уходящего года были и социально-экономические проблемы, которые в первую очередь связаны как раз с пандемией, но решать-то их надо губернатору. Поэтому мы и говорим, что он важнее как администратор, чем как политик. Нужно запускать региональную экономику, делать это после пандемии тяжело, потому что для экономики нужно, чтоб у людей деньги были, а денег не много не только в бюджете, но и в кармане у жителей. Не каждый губернатор справится с этой задачей, она – трудная, по сути, чрезвычайная. Но провалов в этом вопросе у наших лидеров не оказалось.

 

31 августа, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2021)

Вызовы по-прежнему проверяют систему на прочность. Будь ли это пожар, как в Якутии, или ковид, или другие внутренние проблемы…

За это лето в России произошло очень много технических катастроф, просто какой-то поток, и всё это – вызовы для региональной власти.

Они показали, что региональная власть со скрипом, проблемно, но способна реагировать на вызовы. Не сказать, что это делается легко, на высочайшем технологическом уровне, но следующий вертолёт над предыдущим не падает. И пожары побеждены везде, кроме Якутии. В Якутии они не побеждены по причинам технологического характера: регион огромный, а людей там мало.

Общий уровень управления регионами всё-таки рассчитан на беспроблемную жизнь: есть лишь текущие дела, и они решаются. А каждая проблема – конец света. Это слабость, но является ли это слабостью губернаторов? Они – не гении, но во многом это вопрос ресурсов. А на региональном уровне у нас ресурсов очень мало.

Как можно поднять уровень компетенции губернаторов? В основном это взрослые люди, которых учить и переучивать уже поздно. Я не имею в виду конкретных людей, одних поменять на других – дело нехитрое.

Уровень наших управленцев средний – не нулевой, не ужасный. Наши чиновники зачастую даже лучше, чем на Западе, с которым нас часто сравнивают. Просто западный чиновник живёт в парадигме, что ничего случиться не может. И когда что-то случается, они находятся в ещё худшем положении, чем наши. Наш всё-таки в глубине души ждёт какого-то «подвоха» и готовится, он так воспитан. Отсутствия катастроф, аварий в Москве доказывает, что при наличии ресурсов компетенция наших чиновников достаточная.

И получается: уровень управленческой культуры – средненький, выше, чем на западе, но ниже, чем нужно в эту эпоху, когда каждый день что-то случается. Мы прошли период исчерпания технологических запасов прочности, старых материальных ценностей, поэтому такие мелочи, как падающие вертолёты, боюсь, будут продолжаться. И здесь от губернаторов потребуется больше, чем просто воспроизводить административную процедуру. Им это тяжело, и они не всегда достигают результата, хотя в этом аспекте они лучше, чем западные чиновники.

Как это изменить – я не знаю. Научить быть эффективным администратором невозможно, тем более, если во главу угла эффективности ставить прибыль. Это самая большая проблема у нас: хороший – тот, кто больше зарабатывает. Отчасти это объективно, потому что у регионов нет денег, а отчасти – приводит к тому, что люди перестают думать о средней перспективе, а думают только о короткой.

 

31 марта, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021)

Пандемийный период только усилил имеющиеся тенденции в работе мэров, как и в любой кризис, более ярко выявились узкие стороны в жизни. Стало ещё более очевидно, что на уровне городов явно не хватает денег. Федеральная власть влила средства. Ситуация показала: если бы они сразу там имелись, было бы намного лучше, например, если бы город располагал достаточным количеством больниц, и они бы функционировали, не надо было бы строить.

Говоря о мэрах, мы всегда понимаем, что есть мэр, возглавляющий городское поселение, муниципалитет – это «несчастный труженик», задач у которого много, а денег априори не хватает.  А есть мэр региональной столицы, или какого-нибудь нефтяного города, или просто крупного города, такого, как, например, Балашиха, с огромным промышленным потенциалом. Это – разные истории.

Но и те, и другие оказывают влияние на политику, особенно в предвыборный год. Люди оценивают работу первого мэра по дорогам, магазинам, школам и больницам. А с другой стороны, такие мэры – как громоотвод, потому что всегда можно сказать: ну вот, смотрите, наш мэр виноват, не федеральная, региональная власть, а мэр.

Все ругают сегодня мэров за оптимизацию здравоохранения, и вроде бы обоснованно, но какой у него выбор? Он может починить одну поликлинику нормально или три – плохо. Он выбирает первый путь, потому что, если он плохо починит все три поликлиники, то через год надо будет чинить опять. Эти мэры – хозяйственники с социальным уклоном, как водопроводчик с грязными руками.

С мэрами региональных столиц ситуация другая. Они в большей степени политики, у них ресурсов больше, они на виду – все же меряют регион по региональной столице, поэтому их и губернатор деньгами поддерживает. С другой стороны, на уровне региональных столиц есть вечное соревнование. Региональная столица – это в среднем пол-экономики региона. В результате всякий мэр региональной столицы видит себя губернатором, а всякий губернатор совершенно не желает его там видеть. Поэтому, даже если мэра выдвинул сам губернатор, если это человек из его команды, всё равно некое соревнование между мэром и губернатором всегда существует.

У мэров-политиков цель – укрепить свой авторитет и тем самым укрепить авторитет власти, даже если они представляют оппозиционные партии. Самый простой способ «непровластным» мэрам испортить президентские выборы – завалить работу в регионе. 

Поэтому, как ни посмотри, мэры – очень значимый ресурс будущих выборов, причём скорее даже не парламентских, а президентских: все выборы, в том числе ближайшие – это авангардные бои будущих президентских выборов.

 

Москва – огромный город, который из-за пандемии стал ещё более стрессоопасен, чем прежде. Но надо сказать, что проблемы стресса решались и решаются в Москве качественно. Ограничения эпидемиологические были, но их никто не заметил – вот самый лучший способ борьбы со стрессом.

В тактике Сергея Собянина, по сути, ничего не изменилось: продолжается процесс довольно эффективного управления огромным хозяйством. Но жизнь меняется, и что-то меняется вместе с ней. Сохранить и развивать экономику в условиях ограничений – задача нетривиальная. Значительная часть экономики Москвы – это услуги, по ним ограничения ударили очень сильно.

Пандемия не отступила с зимой 2021 года. Разворачивание медицинских мощностей, которые после первой волны были свёрнуты, организация работы с больными была выстроена чётко.  Главная хозяйственная проблема в Москве – это транспорт. Здесь идёт упор на общественный транспорт, бурное, явно опережающее развитие метрополитена, новые транспортные линии – это хороший способ разгрузить город.

Москва – финансовый центр и центр услуг, центр управления, заводов здесь почти не осталось. Производственную экономику в Москве сохранить вряд ли удастся при здешней цене земли. Юрий Лужков делал упор на строительство жилья, он считал, что это даст импульс другим экономическим отраслям – так многие страны живут. Сергей Собянин сшивает другое узкое место – транспорт, и продолжает это делать столь же успешно, как до ковида. Транспортная проблема в Москве не исчезла и не исчезнет, но она явно стала намного слабее.

Москва – особый город. Поэтому, говоря о позициях человека, который возглавляет этот мегаполис, и его, условно, не свергли: этот человек уже априори в топе.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, для российских регионов сложилась очень непростая. Период марта-апреля был очень тяжёлым для региональных властей России. Поскольку у большинства территорий особых ресурсов и запасов никогда не было, они всегда работали «с колес», а новая проблема требует усилий и ресурсов. Конечно, центр перечисляет в субъекты финансовую помощь, но деньги не превращаются в предметы по мановению волшебной палочки.

Однако не все главы стремятся помощью воспользоваться. Разочаровал владимирский губернатор. Мне казалось, что в такой близости от Москвы можно было добиться лучших результатов. Возможно, и ситуация виновата, а не он. Но заявлять о нехватке финансирования в то время, когда деньги были уже отправлены Москвой, весьма странно. Всё-таки Владимировская область – не Хабаровск, вряд ли деньги шли к нему письмом.

А вот московская ситуация удивила меня положительным образом. Хотя я никогда не был горячим поклонником Сергея Собянина, всегда относился к нему спокойно, но если сравнить ситуацию в Москве и Нью-Йорке, то мы видим, насколько в Москве лучше. Это сопоставимые столицы, большие центры, в Москве заболевших коронавирусом – больше половины от общего числа по стране. Но данные и по выздоровевшим, и по умершим намного лучше американских. Можно критиковать московское правительство, наверное, есть даже, за что, но оно оказалось лучше руководства города Нью-Йорка. В сложной ситуации выбора между абсолютным открытием и абсолютным закрытием Собяниным выбран разумный баланс.

Расширенные полномочия вынужденно пришли к губернаторам раньше положенного срока – болезнь не в курсе того, что в России готовится процедура голосования за поправки к Конституции. На мой взгляд, в значительной степени не готова оказалась ресурсная база, а в меньшей степени – руководители регионов. Хотя вопросы усложнились, и увеличилась потребность в ручном управлении, а квалификация аппаратов местного самоуправления по сути осталась на прежнем уровне, выражаясь дипломатическим языком. У нас очень долго местное самоуправление было остаточной системой, героя, желающего возглавить посёлок, надо искать днём с огнём. Отсюда – соответствующий уровень компетенций, а решение многих важных вопросов падает именно на местное самоуправление. Количество задач увеличилось, а люди остались те же.

Тем не менее, отвечать призовут губернаторов. Начало распространения эпидемии в России уже ознаменовалось тремя отставками. И если в Архангельской области смена главы региона назревала давно, и коронавирус только ускорил развязку, то ситуация в Коми, где полыхнула вспышка заболевания, на мой взгляд, напрямую иллюстрирует причину и следствие на фоне пандемии. А в чём вина губернатора? В том, что не посадил сразу всех вернувшихся на карантин, хотя не только он один действовал нерешительно. Другим руководителям, возможно, просто повезло, что их заболевшие (как в Горном Алтае, например) не успели посетить больницу или массовое мероприятие. Резкая отрицательная динамика привлекает внимание центра, а это может быть опасно для губернаторов, к которым вроде бы раньше и претензий не было. Чтобы присмотреться внимательнее, нужен повод. И вспышки заболевания его дают. 

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Сегодня в городскую власть приходят люди, которым не нужно быть политиками, не нужно получать голоса. Замена мэров, живущих в логике политического процесса на назначаемых, пусть и законодательным органом, сити-менеджеров, которые управляют городом, началась не вчера. Сегодня можно констатировать: смена профессий, бесспорно, произошла.

Но нельзя сказать, что это привело к существенному улучшению административного навыка градоначальников, как не сказать в общем, что городская власть назначаемая перестала слышать народ. Форма избрания и назначения – важна для вертикали: подчиняется мэр губернатору или нет, контролирует ли губернатор городской бюджет или нет.

Ключевая тенденция института градоначальников остаётся неизменной – это взаимоотношения мэров и глав регионов, выстраивание или невыстраивание вертикали.

Назначение – избрание мэров. Сегодня, это, пожалуй, самый главный вопрос в области регионального управления. Кто же все-таки сегодня мэр: сити-менеджер или политик, которого избирает народ, или что-то среднее между этими двумя полюсами? Ответ на этот вопрос не получен до сих пор. Заметим, что в разных регионах, а иногда и в рамках одного региона механизмы передачи власти новому мэру совершенно разные. Причем это касается не только региональных столиц, но и глав малых городов.

Что касается личностей мэров – ничего нового мы не замечаем, кроме двух-трех случаев, когда главами городов или поселков чаще всего избираются люди совершенно не из формальной элиты. Чисто административная сторона, управленческая сторона существенно не меняется последние годы. Определенный уровень компетенций, бесспорно, можно выделить. Но сказать, что он качественно меняется от политического цикла к политическому циклу – не скажешь.

Вертикаль с назначаемым мэром расширила методы воздействия региональной власти на муниципальную. Очень часто сити-менеджеры прямо рекомендованы региональной властью. Основной предмет борьбы между мэром и губернатором – это финансы, бюджет. На избранного градоначальника  влиять труднее.

Сегодня мэром (по большей части, здесь мы не берем города федерального значения) быть вообще трудно: денег нет. Поэтому, рассуждая о престиже должности мэра, надо сказать, что когда люди понимают, что от власти нет результата – то и престиж падает. Но если с другой стороны взглянуть, в нашей стране не любят власть, но уважают, поэтому, должность, хоть и мэрская, то все-таки это причастность к неким благам — зарплате-машине, иным привилегиям. Это также престижно, к сожалению,  для нечистых на руку людей, которые попали на эту должность.

Впрочем, любой мэр сегодня, как директор завода при Советах, который «всегда под судом». Мэры, даже честные, рискуют. Потому что сегодня учесть все требования всех законов бывает невозможно в принципе. У мэра среднего города так же «директорская» проблема – финансовая. Он должен чинить крыши, поддерживать больницы, школы, платить зарплаты и где-то на все это брать деньги. Поэтому даже если у тебя крылья и ты не воруешь, ты все равно будешь вынужден чего-нибудь химичить. Поэтому часто сложно оценить осужденных мэров – просто ли это воры, или у них не было другого выбора, чтобы просто выполнить свои обязанности. Но, с точки зрения, уголовной статистики – это одно и то же. Правовая незащищенность как следствие незащищенности экономической. И мы сталкиваемся с таким парадоксом, что негодяю на этой должности оказывается гораздо комфортнее: с точки зрения правил эффект тот же, но при этом он еще и карманы себе набьет.

Чиновничьих перспектив должность мэра не имеет. Государственное звание мэр не получает. С точки зрения карьерной ступеньки — никаких гарантированных лифтов нет. Если доходы бюджетов и функции уровней власти будут взаимосвязаны, то очень многих проблем можно будет избежать. Налог, из которого платится зарплата, например, учителям, должен быть в тех руках, кто платит зарплату учителям. На уровне федерации и региона это еще как-то через трансферты обеспечивается (по Конституции гражданин имеет право на все в равных долях – федерация обязана компенсировать региону затраты на медицину, на образование, так чтобы затраты на одного человека во всех регионах были одинаковы). Но про местный район и город – никаких подобных законов нет, никто ничего не обязан из областного бюджета компенсировать в район. Тем временем, больше всего социальных функций внизу… Поэтому сегодня мэр либо энтузиаст, либо вор. Надеюсь, первых больше.

 

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

Деятельность губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова вызывает у меня, в первую очередь, спокойствие за вверенный ему регион. Это север, не нефтеносная, непростая территория. И  то, что Кувшинникову удаётся в этой ситуации сохранить стабильность – уже очень много. Вологда, в отличие от того же Великого Новгорода, точно не прирастёт туристами – здесь нужно развивать сельское хозяйство (что является традиционным для вологодской земли), причём животноводство (а больше на севере ничего не разовьёшь). А крупный рогатый скот начинает приносить прибыль совсем не сразу. Но развиваться, насколько я вижу, удаётся. Но даже, не приводя количественные данные, навскидку можно вспомнить, что показатели в этом направлении растут. 

В промышленности отсутствие великих побед вполне логично: мы понимаем, что промышленность там может быть только металлургическая, а, значит, дорогая, и завтра она не совершит рывок. Как и социальная сфера, поскольку рабочих мест в сельском хозяйстве  всё же меньше, чем желающих их занять.

С политической точки зрения Кувшинникова можно отнести к очень крепким середнякам. Но мы же понимаем, чтобы стать «звездой» на этом уровне, необходимо иметь очень плотные связи в Москве. То, что при отсутствии чрезвычайных связей в центре, Кувшинников остается на хорошем счету у всех, доказывает наличие в Вологодской области внутренней политики, если следовать такому обоснованному мнению целого ряда экспертов, что внутренняя политика – это не управление регионом, а наличие особых принципов и методов этого самого управления. Не имея возможности делать что-то из ничего, Кувшинников что-то делает, и неплохо, доказывает, что он очень неплохой и политик, и администратор.

То, что он идет на выборы от Единой России, многое растерявшей в силу ошибок чисто информационного плана и взявшей на себя значительный негатив (в частности и из-за того, что называет себя «правящей партией», а, значит, отвечающей за все), говорит либо о его лихости, либо уверенности в том, что он победит, даже идя от партии. Это уверенность в поддержке лично себя населением. И я считаю, что шансы на победу у него однозначно есть. 

—————

Новгородская область – регион очень маленький. Из 400 тысяч населения – половина жители региональной столицы. Поэтому главная задача губернатора на данном этапе – просто запустить экономику.

В этом ключе, один из важных шагов, предпринятых Андреем Никитиным – строительство аэропорта, что для маленького региона, куда к тому же неудобно добираться железной дорогой, – невероятное событие. Ставится вопрос о скоростной автодороге. Хотя главная гостиница Великого Новгорода, где останавливаются все официальные большие гости, не изменилась со времен СССР и, конечно, морально устарела. А  область до сих пор не знает – куда «приложить» выпускников вузов. В общем ситуация непростая – но динамика положительная. 

Другая важная сторона деятельности новгородского губернатора – активное взаимодействие с местными общественными организациями и вообще общественностью региона. В апреле я посетил новгородскую столицу и участвовал в круглом столе, организованном АПЭК, в котором принимал участие и губернатор: на мой взгляд, Никитин в течение двух часов прекрасно удерживал беседу с местной профессурой, которая априори настроена к любой власти крайне нервно. Никитин корректно и чётко отвечал на такие больные вопросы. По-моему, ему удалось с ними договориться. 

Отношение к Никитину с тех пор, как он появился на Новгородской земле в качестве руководителя, явно улучшилось, что касается горожан. Как обстоят дела в отдаленных точках региона, трудно сказать. Но статистически (учитывая половину населения области в столице) – можно говорить о позитивной тенденции.

Минус Никитина в одном – то, что он не губернатор условной Тюменской области, а глава одного из непростых для развития регионов. В советское время особого внимания Новгороду не уделялось, как тем городам, например, которые входили в Золотое кольцо. Мы видим попытку Никитина что-то изменить к лучшему. Но для этого нужны деньги, деньги и ещё раз деньги.

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Андрей Александрович Травников к концу 2018 года явно обжился в качестве главы Новосибирской области и наладил эффективную деятельность.

Это можно смело утверждать по отсутствию отрицательных результатов, при том, что изначально попал в непростую ситуацию. Сибирь – макрорегион, в котором очень силён региональный патриотизм. Для «варяга» здесь – не поражение – это уже успех.

Считаю, что настоящий успех у Травникова ещё будет, так как поражение не состоялось.

Работа идёт, Травников нашёл общий язык с местной элитой. Поэтому, я думаю, всё и дальше будет хорошо.

————

С приходом Айсена Николаева в 2018 году на пост руководителя Республики Саха (Якутия), регион вышел на новый виток своего развития.  

В Якутии вновь поднят очень значимый вопрос — о мосте. Потому что очень широкая река Лена разделяет республику пополам. Я был этим летом в Якутии и лично убедился – насколько возможность качественной переправы важна для всех, кто там живет и работает.

Очевидно, будет не только мост. Возможно, планы о нефтеперерабатывающем заводе наконец воплотятся в реальность. Потому что пока бензин возят в республику северным завозом. Но удобнее было бы его производить у себя. И этот вопрос снова обсуждается во властных коридорах.

На новый уровень вышло обустройство республиканской столицы. Здесь явно наводят порядок, и это идет именно от руководства республики. Вечная проблема — наличие денег у муниципалитетов, ведь не понаслышке знакома Айсену Николаеву, как бывшему мэру. Теперь в качестве руководителя республики он может увеличить финансирование тех направлений, на которые ему ранее как градоначальнику не хватало средств.

Дороги в Якутске явно в порядке. Экономика работает – тут я имею в виду южные улусы, живущие сельским хозяйством, а не только алмазы и золото.

Единственный бич для Якутии в силу физиологических причин – алкоголизм. Здесь давно работает специальная программа по искоренению этого пагубного пристрастия. Борьба идёт довольно успешно. Николаев данный фронт не забывает, чувствуется даже активизация на этом направлении, как и в области сохранения национальной культуры, теме, которая несколько ослабла при Борисове, а сейчас вновь зазвучала.

Вообще большая заслуга Николаева, что он, всячески ратуя за сохранение традиций, несет при этом современный стиль жизни. И жители Якутии, коих половина осела в столице республики (Якутске), чувствуют в Николаеве своего лидера и стремятся быть похожими на него. Знает ли искушенный читатель, что именно в Якутии зафиксирован самый большой в России охват населения смартфонами? Это вопрос именно стиля жизни. Николаев этот стиль продуцировал ещё на посту мэра: в своём окружении, среди госаппарата, а, значит, в обществе. Теперь эта позитивная аура распространяется на всю республику.

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Ключевая тенденция, которая не меняется за последние примерно 18 лет – противостояние мэров региональных столиц и губернаторов. И понятно с чем это связано. Зачастую не везде (есть несколько регионов, где этого нет) – большая часть экономики региона находится в региональных столицах. А есть и такие регионы как Якутия, где половина населения региона живёт в столичном городе.

Крупнейшим экономическим субъектом после региона как такового является региональная столица. Естественно ее мэр претендует на некое особое положение в регионе (объективно претендует, в независимости от того, хочет он того или не хочет).

Вторая тенденция, взявшая начало примерно в 2002 году, когда губернаторы стали назначаться, появилось усиление контроля региона над мэриями малых городов. Неоднократно продолжает повторяться разговор о том, что местных мэров и глав районов должен назначать губернатор.

Кроме того, если говорить не о столицах, местные городские районные власти очень зависимы от региона экономически. Поэтому даже если глава города избирается прямым голосованием, то часто назначается сити-менеджер, который уже «завязан» на губернатора. Назначается он не от хорошей жизни, а то того, что у главы города кроме власти ничего нет. А деньги где-то брать надо – на дороги, школы, больницы. Ключевым противоречием современной региональной политики является то, что основные доходы – на федеральном уровне, а все основные социальные обязательства – на местном.

Это общие тенденции, развивающиеся годами.

Помимо изменений в губернаторском корпусе, по мере перехода сначала от выборов к назначению и потом к возвращению выборов, но при существенном, в первую очередь, морально-психологическом давлении со стороны федеральной власти, авторитет федерации столь велик, что, губернатором избирали обычно человека, которого рекомендовала федерация. До недавнего времени. В последнее время, как сказал один крупный политолог, «крымский консенсус благодаря пенсионной реформе прекратил своё существование», этот механизм стал давать сбой. И в этой ситуации губернаторы либо относительно непровластные (сказать, что представитель ЛДПР и КПРФ такие уж большие противники власти – это чересчур сильно), они естественно слабеют, потому что у них сложные отношения с федерацией. Губернаторы провластные слабеют, потому что сейчас идёт волна негатива и критики.

В условиях, когда губернаторский корпус находится в турбулентном состоянии, мэры региональных столиц, поняли, что у них есть возможность усилить своё влияние на жизнь не только самой столицы, но и региона в целом. И такая активность исходит не только от тех, кто назначен с помощью губернатора, но и от тех, о ком известно, что это их (региональных глав) люди. В Хабаровском крае, например, победил на выборах кандидат от оппозиции, который был в прекрасных отношениях с действующим губернатором. И когда он всё-таки победил, действующему губернатору не стало лучше, от того, что новый губернатор к нему, в общем, неплохо относится. Так получилось. Генетика играет большую роль, но не определяющую. И если человек понял, что он может концентрировать ресурсы у себя, он их концентрирует даже, несмотря на хорошие отношения. И он их не собирается портить, хотя они могут испортиться сами по себе, оттого, что кто-то слишком много на себя берет. Эталонная ситуация в Челябинске.

В общем, с одной стороны, губернаторы стараются усилить свое влияние на региональную столицу. А, с другой, региональная столица пытается стать более самостоятельной и более активной. Как глава муниципалитета, где проживает миллион граждан, должен воспринимать муниципалитет, где проживает два миллиона людей.

Но для большинства регионов тенденция усиления городских начальников довольно существенно ощущается. Губернаторы стремятся закрепить вертикаль, мэры крупных городов не хотят её выстраивать.

А что это значит? Значит «пациент» скорее жив. Ведь противопоставление – это нормальная естественная вещь. В советской системе не было противостояния. Какое такое противостояние, раз партия назначила? И чем всё это кончилось – хорошо отредактированной ёлкой…

 

Май 19, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Май, 2015)

Москва крупнейший город и одновременно экономический и политический центр страны. Поэтому мэр Москвы — должность двойственная. С одной стороны он должен быть хозяйственником, отвечающим за эффективное функционирование сложнейшего городского механизма, с другой — должен быть политиком, так как именно на московском уровне начинаются все политические баталии в России, и от того как идет политический процесс в столице зависит как он пойдет в провинции. Сергей Собянин прекрасно справляется с обеими своими ипостасями.

Для людей важны, в первую очередь, хозяйственные и административные таланты мэра,  поэтому мы с них и начнем. Назовем две сферы, где успехи Сергея Собянина наиболее очевидны. Транспортные проблемы столицы очень старые и очень острые. Дело в том, что площадь территории Москвы, которую занимают дороги, всего 8%, на периферии показатели снижаются до 2 — 3% при европейской норме 15 — 20%. При этом ежегодно количество автомобилей в столице увеличивается на 5 — 6%. В таких условиях улучшить ситуацию трудно. (Не дома же ломать, чтобы строить дороги?) Но правительство Москвы нашло решение. Развивается общественный транспорт, в первую очередь, метро, открыто несколько новых станций, планируется строительство второго кольца (к 2020 протяженность пути метрополитена должна удвоится); развивается автобусная сеть. Да и реконструкция (расширение) дорожного полотна тоже идет. Количество пробок в столице, несмотря на увеличение числа автомобилей, снижается.

До Сергея Собянина зеленые насаждения в Москве делились на ещё не вырубленные леса окраин и парки центра. Сегодня в каждом районе города создаются небольшие парки, где под деревьями стоят лавочки, а рядом велодорожки и тренажеры. Подобные объекты решают не только экологическую проблему, но и проблему психологического климата и вообще психологического состояния населения, что для мегаполиса может даже важнее.

Следующая успешная сфера досталась Сергея Собянину по наследству от прежнего мера – это жилищное строительство. И здесь правительство города сумело сохранить прежние темпы и объемы, даже нарастить их, хотя у Сергея Собянина другие приоритетные области.

К направлению, где ещё нужно многого достигнуть, следует межнациональные отношения. С одной стороны, здесь очевидны успехи: масштабных конфликтов на национальной или религиозной почве в городе нет, и это действительно огромное достижение. Особенно если сравнивать с Лондоном, Парижем и Детройтом С другой стороны, почва для национальных эксцессов сохраняется.

К разряду сфер, где требуется решение, можно отнести сферу детских дошкольных учреждений. В Москве 1925 детских садов. Проблема с определением туда детей старше трех лет в целом решена. Но решена она за счет ликвидации ясельных групп. Управление образования обещает восстановить ясельные группы, но пока это не сделано. Есть некоторые сложности, связанные с реформой медицины. Часто забывают, что здесь Сергей Собянин просто проводил линию федерального центра. Но все-таки поликлиники закрывались и это вызвало недовольство части людей. Но, несмотря на эти «узкие места», можно оценить работу мэрии как весьма успешную.