Мартынов Алексей Анатольевич

Политолог, директор Института новейших государств. Председатель Совета региональной общественной организации «За демократию и права народов». В 2006-2008 гг. Исполнительный секретарь-руководитель аппарата Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества «За демократию и права народов»

 

Комментарии эксперта:

31 октября, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2022)

Так или иначе, повестка продолжает концентрироваться вокруг событий в рамках специальной военной операции, частичной мобилизации, вокруг санкционного давления и возникающих в этой связи трудностей.

Но хочу отметить, что, независимо от этой экстренной повестки, связанной с противостоянием на внешнем контуре, текущих дел для губернаторов никто не отменял.

Это, к примеру, обеспечение подготовки к зимнему сезону. Практически каждый регион страны – с разными климатическими условиями, и везде по-разному идёт подготовка к зиме, а ряду территорий необходим так называемый «северный завоз». В общем – серьёзная подготовка, в которой нельзя сбавлять темпов, несмотря на другие трудности. Жизнь «на земле» продолжается.

Конечно, объективно все понимают, что на губернаторов сегодня возложена двойная нагрузка.

Важно помнить: никуда не делись текущие вопросы из разряда «вечных» – такие, как социальное обеспечение жителей, повышение интеллектуального потенциала и вопросы устойчивого развития, которыми нужно заниматься всегда.

Даже недавно вновь расширенные указом президента России полномочия глав регионов – это не новое. Весь этот механизм отработан во время пандемии, когда от регионов ждали большей инициативы с целью принятия оперативных решений.

 

Инвестиционный и промышленный бум, связанный с внешним давлением и необходимостью обеспечить технологическую независимость, заслонил многие важные аспекты жизнедеятельности, которые необходимо постоянно и не в меньшей степени решать, думая о будущем общества.

На этом фоне губернатор Республики Алтай Олег Хорохордин – безусловный хедлайнер экологической повестки. Недавно в Горно-Алтайске прошёл международный экологический форум «Нить природы». И казалось бы: когда вокруг все говорят чуть ли не про ядерную войну, здесь поступательно продолжают заботиться о будущем планеты в глобальных масштабах, буквально закладывая фундамент жизни на много поколений вперед.

В частности, Олег Хорохордин поставил задачу урегулировать все проблемы с вывозом мусора – буквально «научиться» мусор собирать и утилизировать.

Надо сказать, работу в сфере экологии Хорохордин ведёт много лет подряд: к примеру, это целенаправленное сохранение Телецкого озера. В рамках национального проекта «Экология» инфраструктурное строительство в прибрежных населённых пунктах поможет снизить негативное воздействие на уникальный водоем.

В центре внимания также – реализация федерального проекта «Чистая вода» нацпроекта «Экология»: реконструкция системы водоснабжения села Майма – подключение к Катунскому водозабору, строительство сети хозяйственно-питьевого водопровода, совмещённого с пожарным водопроводом, общей протяженностью 5,45 км для обеспечения жителей региона качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Можно назвать и строительство сетей водоснабжения от Катунского водозабора для водоснабжения Горно-Алтайска.

Республика Алтай объявлена территорией «эколят» – молодых защитников природы. В детских садах республики создаются группы, а в школах – классы эколят, ребята делают всё возможное для сохранения уникальной природы Республики Алтай. Проект «Эколята», который презентовали на форуме, поддержан правительством Республики Алтай и организациями –кураторами.

Республика Алтай привлекает множество туристов, и экология – этот тот конёк, который, с одной стороны, позволяет развивать это направление, а с другой – бороться с антропогенной нагрузкой на природу.

Защита окружающей среды, как и специальная военная операция, – один из определяющих вопросов будущей нормальной жизни общества. Но если СВО обязательно пройдёт, то экологией необходимо заниматься постоянно, невзирая на временные нагрузки и трудности, что и демонстрирует губернатор Хорохордин.

 

31 августа, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2022)

Сейчас вся политическая и общественная жизнь в стране, в том числе и избирательные кампании в регионах, и предстоящие выборы проходят так или иначе на фоне СВО по спасению Донбасских республик, по денацификации, демилитаризации соседнего агрессивного режима, помощи Донбасским республикам, беженцам и так далее. Потому и выборные кампании ряда губернаторов, которые сейчас подходят к своему финалу, тоже не исключение в этом смысле, и не столько вся история сейчас про выборы, сколько про важную задачу СВО, которую нам всем нужно решить.

А выборы идут своим чередом, и я думаю, что вряд ли нас ожидают какие-то сюрпризы типа вторых туров или неожиданно выскочивших оппозиционных кандидатов.

Конечно, СВО отразилась на самих губернаторах. С одной стороны это – сверхзадача, которую сейчас решает вся страна с консолидацией общества вокруг флага, президента, но понятно, что на местах – губернаторы, которые на прямой связи с центром. Соответственно, здесь двух мнений и нет по поводу того «как, куда и что». Это именно мобилизационное время, но мобилизации не военной, а общественной.

И это – прямое поручение президента, обусловленное, в том числе, прямым назначением глав регионов.

Уборка урожая, подготовка к отопительному сезону и какие-то федерально-региональные структурные проекты тоже остаются у губернаторов. У кого-то отдельные сложности на внешнем контуре, как в Калининграде, хотя в этом году там губернаторских выборов и нет. Но важно, что жизнь идёт своим чередом, и обеспечение этого рутинного, обычного, штатного течения дел – тоже значительная часть функций власти.

Конечно, на фоне СВО это – двойная-тройная нагрузка на губернаторский корпус, все традиционные заботы никто не отменял, «зима близко», как известно. И все справляются по-разному, но, в общем и целом, на мой взгляд, справляются все.

 

29 июня, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2022)

Главная для всей страны, для регионов повестка сегодня связана с Украиной, Донбассом, специальной военной операцией. Это и помощь беженцам, которые прибывают в российские регионы, активная помощь донбасским республикам – сейчас уже начался процесс их восстановления, восстановления народного хозяйства, разрушенного украинскими интервентами.

И, конечно, наиболее активно вовлечены в эту ситуацию приграничные с Донбассом регионы, которые находятся непосредственно в эпицентре событий, принимают основной поток беженцев и раненных военных. Эти прифронтовые территории имеют большую нагрузку, чем остальные.

И Московская область принимает беженцев очень активно, помогает Москва, особенно в восстановлении освобождённых территорий, Мариуполя, например. Помогает в Донецке и рядом с ним, несмотря на то, что это достаточно опасно. Вообще много специалистов из разных регионов России восстанавливают инфраструктуру Донбасса, там много наших врачей.

Действительно, помощь Донбассу – общее дело для субъектов. Даже удалённость дальневосточных регионов не мешает им активно помогать донбасским республикам. Так, ряд проектов взял на себя глава Приморского края Олег Кожемяко.

Конечно, эта общая забота не отменяет текущей повестки – как социальной, так и политической или событийной, как, например, горящие летом лесные массивы в некоторых регионах.

Ряд субъектов уже готовятся ко дню голосования, буквально через месяц-полтора стартует избирательная кампания, в том числе и губернаторская, а в ряде регионов выберут новые составы заксобраний. Несмотря на различные кривотолки по этому поводу в «диванных войсках», предстоящие выборы не отменяются, голосование состоится в назначенное время в сентябре. Соответственно, регионы активно готовятся к выборам, и нет сомнений, что избирательная кампания пройдёт под знаком специальной военной операции и помощи донбасским республикам, думаю, эта тема пройдет красной линией во всех предстоящих кампаниях.

Особенность нынешнего момента заключается в том, что сегодня общество максимально консолидировано вокруг Российского флага, Центра, это – знаковый момент для нации, для страны, и я не ожидаю никаких сюрпризов в ходе региональных выборов. Не потому, что всё предопределено, а потому, что сейчас – исторический момент, когда вся страна сплотилась вокруг президента и желает успешного и скорейшего завершения специальной военной операции, достижения тех целей, которые поставлены верховным главнокомандующим перед российскими военными.

Конечно, сплочённость общества отражается и на статусе губернаторов. Конечно, среди глав мы можем выделить более активных, у кого больше возможностей для помощи и участия, но это не значит, что другие не участвуют или не помогают. Сегодня очевидно, что прежние попытки расколоть политические, финансовые, культурные элиты России потерпели провал. Те люди, которые провоцировали эту историю на протяжении восьми лет, добились обратного результата. Мы можем по-разному относиться к самому процессу, но точно в подавляющем большинстве люди сплочены и работают на победу, на скорейшее решение этого украинского вопроса, завершение специальной военной операции. Причём завершение – через достижение поставленных целей, и не важно, каким путём – военным или переговорами. Наши условия – наши цели, наше дело правое, победа будет за нами. Приблизительно такие слова повторяют сегодня, в том числе, и в губернаторском корпусе и, как мне показалось, вполне искренне так думают.

 

28 апреля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022)

После 24 февраля, с момента начала СВО на Украине, сформировалась новая федеральная политическая и экономическая повестка, в которой региональные власти получают как больше свободы для маневров и решений на местах, так и ответственности в условиях сплочения общества перед внешней угрозой. Эксперты обсуждают вопрос о выборах губернаторов в сентябре этого года. На мой взгляд, наиболее вероятна комбинированная кампания, когда в отдельных субъектах, где власти смогут сформировать удачную предвыборную повестку, могут быть проведены прямые выборы, а в проблемных их могут заменить голосованием за кандидатов в региональных парламентах, которое проходит в ряде регионов традиционно. Закон позволяет расширить эту практику.

С учётом этого мы ожидаем дальнейших существенных изменений позиций губернаторов в «Национальном рейтинге», особенно в регионах, в которых должны пройти выборы губернатора в этом году. В качестве яркого примера можно привести Рязанскую область, где в этом году должны состояться выборы главы региона.

Регион возглавляет классический «губернатор-технократ» Николай Любимов. Один из соавторов (вместе с Артамоновым и Акимовым) «калужского промышленного чуда», экс-глава Калуги, затем – депутат Госдумы, Любимов был назначен В. Путиным в 2017 году рязанским губернатором и первые годы практически не появлялся в федеральном информационном поле. Это привело к тому, что в инфополе нередко попадали негативные новости, а все достижения новой команды оказались в тени. В итоге в течение первого губернаторского срока сформировались закономерно низкие позиции Любимова в федеральных экспертных рейтингах, а работу внутриполитического блока оценивали как слабую. После обновления части губернаторской команды (со скандалом был уволен вице-губернатор Игорь Греков, затянувший на себя блок внутренней политики) Любимов значительно увеличил политическую и медийную активность.

После начала СВО губернатор-технократ, продвигавший в регионе развитие индустриальных парков с прицелом на иностранных инвесторов по калужскому образцу, преобразился в кризисного менеджера, активно лоббирующего интересы Рязани в области импортозамещения с опорой на логистические преимущества региона (благо, что местоположение Рязани как «межрегионального хаба» действительно выгодное).

В актив Любимова сейчас можно записать быстрое разворачивание кризисного штаба поддержки бизнеса, часть из антикризисных предложений от рязанского бизнеса даже принята на федеральном уровне в качестве общероссийских мер поддержки с соответствующим информационным освещением. Затем в Москве Любимов презентовал создание Межрегиональной ассоциации центров импортозамещения и кооперации субъектов Центральной России для выстраивании новых логистических цепочек между промышленными предприятиями регионов Центрального и Приволжского федеральных округов. С этим рязанский губернатор засветился в ряде публикаций федеральной прессы («Известий», «Российской газеты», «Коммерсанта»), участвовал в новостных сюжетах «Россия-24» в прайм-тайм, что показывает существенную переоценку ситуации в регионе и ставку на новую экономическую повестку (мобилизационная экономика, импортозамещение и др.).

На контрасте с практически полным отсутствием губернатора в федеральных СМИ на протяжении многих месяцев такая активность вкупе с антикризисными инициативами позволили Николаю Любимову совершить рывок в Национальном рейтинге из группы губернаторов — информационных аутсайдеров в «крепкие середняки».

 

30 марта, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022)

Несмотря на всю сегодняшнюю повестку, тревожную и связанную с соседним государством, сошедшим с ума, и действиями России, которые носят вынужденный, безусловно, крайний характер, несмотря на военную операцию, жизнь продолжается.

Поэтому продолжается реализация ранее намеченных планов, идёт муниципальная реформа, это касается жизни всей страны. Это такое логическое продолжение реализации тех конституционных поправок, которые были приняты в прошлом году на всенародном референдуме. Закон о публичной власти – трансляция скорректированных конституционных принципов во все системы управления, в том числе и муниципальный уровень. Крайне важно для всех регионов страны: эта система управления использует лучший международный опыт и национальные традиции местного самоуправления.

Как раз идёт второе-третье чтения в парламенте, в этом году реформа будет реализована и окажет влияние на жизнь практически всех регионов страны.

Что будет: с одной стороны, реальное вовлечение людей в систему местного самоуправления. В организацию жизни. А во-вторых, распределение, в том числе и распределение ответственности с точной формулировкой этих зон ответственности.

Перекошенная система 90-х годов не позволяла часто многие вопросы решать быстро, «здесь и сейчас», хотя ничего сложного в них не было. Потому что не были определены границы ответственности. Эта создавало определённые коррупционные поля.

Нынешняя муниципальная реформа принципиально масштабная. Сейчас заканчивается парламентская часть этого процесса, и мне кажется, несмотря на загруженность повестки мероприятиями в соседнем государстве, имеет смысл думать о будущем, смотреть шире и не сбавлять  темпов начатого.

 

Сочи – практически город федерального значения. Его всегда выделяют из общей статистики Краснодарского края. Большое значение для всей страны имеют и федеральные проекты, которые реализуются сегодня на территории Сочи: это и «Сириус» — образовательный центр поддержки одарённых детей России, и Олимпийские объекты. И, думается, можно даже не добавлять, что здесь находится южная резиденция президента, в которой он проводит достаточно много времени.

Эти факторы так или иначе влияют на жизнь города и горожан, ставя перед его мэром качественно иные задачи, отличные от тех, с которыми сталкивается подавляющее большинство его коллег в других городах. Есть масса трудностей, порой звучит и критика, особенно ретроспективная, касающаяся проблем, связанных с пандемийным периодом. С другой стороны, не ругают лишь того, кто ничего не делает. И когда мы смотрим на баланс критики и похвалы в адрес муниципалитета со стороны населения и особенно специалистов, то видим, что критики гораздо меньше, и в сухом остатке – плюс.

В начале года стали очевидными успехи руководства Сочи в деле организации зимнего туристического сезона. Внушает оптимизм недавно принятый план комплексного социально-экономического развития города на период до 2030 года. Впечатляют проекты строительства школьных и других социально значимых объектов. Хотя, разумеется, проблем в городе достаточно много — это место концентрации людских потоков, в частности, миграционных: население Сочи за последние несколько лет выросло почти в два раза. Градостроительство повышенной интенсивности, в том числе жилищное, также порой имеет не только положительный, но и тот или иной негативный контекст. Можно отметить и другие серьёзные проблемы, доставшиеся Алексею Копайгородскому в наследство и копившиеся в Сочи годами, если не десятилетиями. Но повторюсь: в сухом остатке позитива в работе команды мэра оказывается гораздо больше.

 

28 декабря, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2021 года)

2021 год для губернаторов выдался непростым, учитывая, что ковидная зараза не ушла, хотя мы и привыкли с ней жить. Нагрузки на региональные экономики не стали сильно ниже в связи с продолжением пандемии. Возникали новые волны, и смертность остаётся довольно высокой. Поэтому главным фактором для региональной политики остаётся противодействие пандемии.

Чуткость к запросам общества – это хорошо, она должна быть. Но эпидемия часто не оставляла выбора лидерам регионов. От их решений зависят здоровье и жизнь людей. В ряде регионов принимались решения о возвращении жёстких мер, где-то удалось без этого обойтись.

Второй знаковый фактор уходящего года – избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы. Большую нагрузку по организации выборов, как всегда, несёт Центральная избирательная комиссия, но в регионах эта нагрузка ложится не только на региональные комиссии, но и на глав субъектов. Особенно в связи с тем, что большинство глав субъектов возглавляют региональные отделения партии власти. Соответственно, руководители регионов участвовали в организации выборов ещё и в очень непростых пандемических условиях. Выборы легли, с одной стороны, на пандемию, с другой – на определённый скепсис в экспертном сообществе, послевкусие пенсионной реформы, а также на строгие антипандемические меры – партия власти разделяет ответственность и негативные эмоции по поводу всех этих мероприятий. Но в целом с этой задачей региональным лидерам удалось справиться.

Считаю, что в этом году губернаторский корпус в целом прекрасно себя проявил. Есть более выдающиеся губернаторы, есть менее выдающиеся, есть рейтинги, отражающие их показатели в различных номинациях. Но в целом в этом году губернаторский корпус выглядел гораздо ярче и эффективнее, чем в два предыдущих года. Может быть, это связано с тем, что сейчас имеют место беспрецедентные вызовы, усиленная ответственность глав субъектов, связанная с расширением их полномочий по принятию решений о мерах противодействия пандемии. Но работа глав субъектов сегодня действительно выглядит более ярко как раз в связи с большей персонализацией ответственности: так люди себя проявляют гораздо лучше.

 

30 июня, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2021)

Началась выборная кампания – у губернаторов добавляется головной боли до середины сентября. Кто-то из врио губернаторов, которые избираются осенью, начинает свою собственную кампанию, кто-то занят организацией выборов, как правило, в интересах той политической партии, к которой относится губернатор. Ведь все парламентские партии представлены в губернаторском корпусе примерно в тех же пропорциях, в которых они присутствуют и в Госдуме. Основная масса губернаторов аффилирована с партией власти – либо обладают ее членским билетом, либо – сторонники. Но есть губернаторы и от ЛДПР, как губернатор Смоленской области, и он неплохо справляется, и коммунисты в губернаторах, как орловский губернатор Клычков, и эсеры, как Бурков из Омской области.

Все готовятся к выборам, решают множество задач, не только по организации процедуры, но и по продвижению своей политической силы в регион. Это нормально и обычно, с одной стороны, с другой стороны – нужно соблюсти паритет и равное взвешенное отношение ко всем остальным сторонам.

Ещё одна головная боль на предстоящее лето — пандемия, которая никуда не уходит. В начале лета, к сожалению, опять тревожная статистика, увеличивается количество выявленных случаев. Требуется дополнительное внимание региональных властей. Решения по принятию мер как раз возложены на каждого из губернаторов в своем регионе.

Главные критерии работы губернаторов этим летом: показатели по противодействию коронавирусной инфекции и степень подготовки к сентябрьским выборам, думским и региональным. Фактически придётся пройти между Сциллой и Харибдой: провести должным образом избирательную кампанию, а с другой стороны, не ухудшить эпидемиологическую ситуацию.

В этой связи хочется заметить, что личным посещением гремевшего недавно ПМЭФ в Санкт-Петербурге губернаторы подали не совсем правильный пример. Да и сам форум можно было ограничить одним пленарным днём, который прошёл с участием президента –  он был мощный, важный, результативный, было подписано огромное количество контрактов, соглашений. Но устраивать многодневный «съезд» людей со всей страны, пусть даже с тремя ПЦР, было явной безответственностью.

 

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников вошёл в число авторитетных губернаторов довольно быстро. Принят в субъекте, несмотря на огромное количество скептических мнений по поводу того, что ему будет тяжело войти в понимание с региональной элитой, традиционно довольно фрондирующей. Тем не менее, ему удалось довольно быстро достичь понимания с региональной элитой, влиться, войти в неё и вдохновить на подвиги.

Логично, что Травников возглавил территориальный список Единой России на выборы в Госдуму не только по Новосибирской, но и по Омской области. Это говорит о его высоком рейтинге и авторитете, выходящем за пределы региона, который он возглавляет.

Но главное, как мы знаем, всегда в мелочах. В середине июня на АЗС в Новосибирске при взрыве пострадали 33 человека, семеро попали в реанимацию. Сюжет формально абсолютно городской, но мэра в медийном пространстве не очень-то слышно, а Травников откликнулся, поручил мэрии Новосибирска разобраться с обоснованностью размещения АЗС внутри жилых кварталов. Это и смелость, и показатель человеческих качеств, что в наше время тоже немаловажно.

29 апреля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2021)

С предыдущего послания президента прошёл непростой пандемический год, и в регионах разные губернаторы справились с ним по-разному. Хотя в среднем по стране коронавирус удалось если не победить, то системно подчинить своей воле. Мы не мечемся в бесконечных локдаунах, как крупнейшие европейские страны, и система работает.

В этот год один из критериев оценки работы губернаторов – как регион справился с соответствующими мерами. И не только с формальной или статистической точки зрения, но и с точки зрения морального здоровья граждан, населяющих эти регионы. Кроме снижения заболеваемости, для глав регионов было важно ещё пройти между Сциллой и Харибдой. Как мы это видели в Москве, например, меры настолько достаточные, чтобы не перейти черту, за которой – резкое недовольство и неприятие. Кстати, мы это видим и в ведущих европейских странах – посмотрите на Германию.

В целом губернаторский корпус с задачей справился, ведь именно на глав регионов была возложена координация событий, им были даны расширенные полномочия для принятия оперативных решений. Президент в послании тоже говорил о том, что ситуация с коронавирусом – важный оценочный критерий.

Второй региональный аспект в послании был очень ярко выражен. О чём бы ни говорил президент, он всегда говорил, что очень важно в равной степени распространять все практики на все регионы. Он произнёс формулу: «Без развития регионов нет развития страны». Это напрямую касается губернаторов. С одной стороны, это значит максимальное содействие федерального центра, реструктуризация кредитных задолженностей региона, которые остаются в наследство, как правило, с прошлого, а то и позапрошлого губернатора. К сожалению, была такая практика кредитования целых регионов, в том числе, в коммерческих банках, что само по себе странновато. А теперь принято решение о реструктуризации этих задолженностей. Дают казначейские кредиты под очень низкий процент на программу развития. И ещё много нюансов, связанных с региональной властью, региональным развитием, тем, что находится в ведении губернаторов.

Я присутствовал на этом послании: все губернаторы, бывшие в зале, громко аплодировали, когда президент обо всем перечисленном вёл речь. Для них это очень важно, это серьёзное подспорье.

Но это, с одной стороны, пряник. А с другой стороны, повышаются меры ответственности. Создавая условия, федеральный центр требует высоких темпов развития регионов. Это касается и инфраструктурного развития, и социального развития, и развития здравоохранения и образования, доступных для каждого вне зависимости от социального статуса. Государство здесь тоже много делает, но многое ложится на плечи руководителей регионов.

 

Кемеровский губернатор Сергей Цивилёв в целом освоился, регион ему достался дисциплинированный, заадминистрированный. С одной стороны, это плюс, а с другой – минус и проблема. Потому что экс-руководитель этого региона Аман Тулеев по старой памяти оказывает влияние на элиты, по крайней мере, пытается это делать. Это не добавляет устойчивости новому губернатору, но он справляется.

Сейчас он в праймериз с Единой Россией в регион подтянет сильных земляков – людей, которые уже состоялись на федеральном уровне. Можно предположить, по его просьбе, многие из них возвращаются в регион и участвуют в предварительном отборе в качестве будущих депутатов, что открывает дополнительные возможности региону.

Например, профессор Финансового университета при правительстве РФ Олег Анатольевич Матвейчев  – известнейший человек, политолог, профессор-философ, который работал на разных уровнях в федеральных структурах, и вице-губернатором был, и в Администрации президента работал: то есть человек состоявшийся.

Сам факт такого участия, с одной стороны, усиливает губернатора, хотя и неизвестно, чем это закончится. Я думаю, что всё будет хорошо, потому что Олег Анатольевич уроженец Кемеровской области – он из города Новокузнецка. Для него это родина, и малой родине надо отдавать долги. Такое приглашение состоявшихся, известных земляков что-то сделать для родного региона очень усиливает главу региона, и, безусловно, повышает симпатии к губернатору местного сообщества, потому что все гордятся известными земляками. С другой стороны, это же укрепляет его в элитах, потому что даёт и для элит дополнительные возможности на федеральном уровне.

 

24 декабря, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2020 года)

Никто не может опровергнуть тезис о том, что уходящий 2020 год прошёл под звездой коронавируса, то есть пандемии COVID-19. Не стала исключением и наша страна. И, конечно, деятельность губернаторского корпуса в первую очередь была сопряжена с организацией в масштабе вверенного каждому из глав региона борьбы с распространением опасного вируса, оперативным реагированием на угрозу эпидемии, наращиванием и поддержанием необходимых медицинских мощностей. И это параллельно с поддержанием систем обеспечения и экономических показателей в пределах качественного уровня, поддержкой экономических агентов и граждан. Всё это, так или иначе, отразилось и на рейтингах губернаторов. Новые вызовы потребовали проявления новых компетенций.

Вторым ярким событием года в нашей стране стали поправки в Конституцию. Несмотря на то, что из-за пандемии общероссийское голосование провели не в апреле, а в июне, подавляющее большинство граждан страны высказались «за».  

Отдельно стоит выделить Москву как столичный субъект Федерации, который принял на себя основной удар пандемии. В целом, несмотря на вынужденные строгие меры весной, столичные власти справились с вызовом, и в Москве удалось взять под административный контроль течение пандемии коронавируса. При том, что экономику 15-миллионного мегаполиса удалось сохранить с минимальными потерями. В основном удар пришёлся по малому и среднему бизнесу, которым оказывается господдержка, в том числе на уровне города. Москва стала первым субъектом, где была развернута массовая вакцинация отечественной вакциной Спутник V.

Во время пандемии мэр Собянин не только руководил оперативными мерами в Москве, но и возглавляет комиссию Госсовета по взаимодействию регионов по борьбе с пандемией. Комиссия Госсовета вместе с госкомиссией во главе с председателем правительства РФ координировали усилия федеральных и региональных властей в непростой эпидемиологической ситуации.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Нынешняя весна для российских губернаторов выдалась периодом серьёзного стресс-теста, я бы даже сказал, экзамена. Впрочем, сами того не ожидая, главы регионов начали подготовку к нему немного раньше, чем коронавирусная пандемия накрыла Россию. Можно сказать, главы территорий ещё с начала года начали вживаться в новую реальность, связанную с усилением роли регионов, которое предполагают поправки к Конституции, пока еще не вступившие в силу. Фактически осталась формальность – провести голосование. Но благодаря поправкам, организационно власти российских субъектов оказались подготовлены к нынешнему непростому формату.

На фоне шествия коронавирусной инфекции главы авансом получили от президента расширенные полномочия, самостоятельность и дополнительную ответственность. В логике самой большой страны мира, огромных расстояний, я считаю, весьма оправданно решение президента передать на региональный уровень организацию мероприятий по предотвращению распространения опасной инфекции.

Конечно, мы наблюдаем разные условия, а потому разную тактику и поведение руководителей. Отчасти те или иные действия обусловлены масштабом заболеваемости: у кого-то эпидемия в разгаре, а каких-то уголков нашей страны она едва коснулась, кто-то перестраховался и поторопился закрыть административные границы (что, конечно невозможно), а где-то система ограничений весьма условная, и это оправданно. 

Именно на региональные власти ложится сейчас огромная нагрузка и ответственность за то, как проходит эпидемия, насколько готово региональное здравоохранение, достаточно ли оборудования, мощностей, специалистов, ответственно ли подходят к своей работе. Каждый губернатор несёт персональную ответственность, халатность недопустима. И отставки марта-апреля прямо или косвенно напоминают об этом.

В регионы из правительства отправлены очень приличные средства для того, чтобы пережить кризисный момент изоляции, продиктованной интересами нераспространения коронавирусной инфекции, и возобновить, с насколько это возможно минимальными потерями, нормальную жизнедеятельность после.

Можно совершенно точно сказать, что в критерии оценки эффективности губернаторов, по крайней мере, этой весной будет добавлен пункт о том, как тот или иной регион справился с пандемией. 

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

Эпидемиологическая угроза со стороны Китая, естественно, всколыхнула общественное пространство этой зимой и поставила перед губернаторами ряд дополнительных неотложных задач, которые, впрочем, укладываются в повседневную рутинную деятельность региональной власти. Подобная эпидемия, конечно, вызов не только для дальневосточных регионов, которые граничат с Китаем, и где постоянно находится довольно много гостей из Поднебесной, но и для крупных туристических «хабов» центральной России – столичных городов.

Впрочем, забота о здоровье населения – это текущая работа для каждого губернатора, одна из составных частей тех обязанностей, выполнение которых априори предполагает должность главы региона. Поэтому контроль над эпидемиологической ситуацией и превентивные меры, которые предпринимаются в этой связи, я бы не назвал чем-то исключительным в жизни губернаторов.

Реорганизация кабинета министров, на мой взгляд, тоже не повлияла в рассматриваемый период на деятельность и самочувствие глав регионов, за исключением тех из них, которые оказались членами правительства (Максим Решетников). Все регламентные взаимодействия региональной власти с правительством остались прежние. При этом конспирологические версии развития событий, которые беспрерывно вбрасываются Телеграм-каналами в связи с новыми властными конфигурациями в Центре, представляют собой не более, чем частные взгляды на куда гораздо более многогранную реальность.

Другое дело, что президентом перед новым правительством поставлены достаточно амбициозные задачи. И в решении этих задач весьма высока роль регионов. Но говорить о каких-то видимых практических изменениях в работе пока рано. Серьёзная комплексная работа ещё только предстоит в среднесрочной перспективе. Сейчас активно дискутируются поправки в Конституцию, которые, я уверен, все будут приняты, и будет организовано всенародное голосование. Тогда-то и возникнут некоторые структурные изменения и изменения функциональные, связанные с усилением роли регионов. Это касается и функций Госсовета, который, как известно, состоит из губернаторов.

К будущим изменениям региональная власть пока готовится морально, возможно, обдумывая уже какие-то технологические решения. А показательные замеры – для понимания, с какой скоростью, и у каких представителей региональной власти изменилось понимание своих собственных функций – на мой взгляд, можно будет делать не раньше конца апреля.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Отставка Дмитрия Овсянникова назревала давно. Он самолично попросил перевести его на другой участок работы. У бывшего губернатора не сложился консенсус с местной элитой, часть которой так или иначе поддерживает фрондирующего Чалого, никак не привыкнувшего к тому, что живет он уже пять лет не на Украине, а в Российской Федерации. Подобные люди как бизнесмены и политики сформировались ещё в той, украинской, действительности и другого опыта, кроме как жить в том «фестивальном» государстве у них нет. Поэтому они по инерции продолжают себя так же ощущать, хотя уже много лет времена другие и государство другое. Отсюда берет свои истоки известный конфликт, который у Чалого был и с предшественником Овсянникова – адмиралом Меняйло. Севастополь достаточно сложное в этом смысле место. С одной стороны, когда Севастополь боролся с украинской властью, они себя чувствовали на волне, а когда, условно говоря, они победили, перестроиться никак не смогли, и продолжают бороться сами с собой.

Я не исключаю, что группировка Чалого уже априори заточена на конфликт и с новым назначенцем – Михаилом Развозжаевым. В любом случае, на сегодняшний день приходится констатировать: Овсянников с ситуацией не справился.

Будем наблюдать, как справится Развозжаев с этими ситуациями и людьми. Но, я полагаю, что он в курсе происходящего и знает, что делать. Надо отметить, что Развозжаев – это такой кадровый резерв президента. В свое время он окончил курсы подготовки управленческих кадров РАНХИГС –  его с полным правом можно назвать топовым антикризисным менеджером. Все помнят, как он проявил себя во время хаоса в Хакассии, когда между двумя выборами разрулил реально опасную ситуацию, связанную с электоральным задором, устроенным зюгановцами. Тогда при неумелых действиях можно было потерять время и, по сути, заморозить регион, сорвать северный завоз и подготовку к зимовке. Выполняя поручение Президента, Развозжаев блестяще справился с задачей. Затем он возглавил Общероссийский народный фронт. Теперь нашлась служба в Севастополе. Подчеркну: непростая. Хотя и на юге у моря, но это не курорт.

Предстоит преодолеть сопротивление части региональной элиты во главе с месье Чалым. Думаю, Развозжаев справится. Я бы даже так сказал: если Чалый не в состоянии понять, что живет в России, а не на Украине, придется ему это объяснить, несмотря на то, что он один из тех, кто присутствовал на торжественном историческом подписании тех самых документов. Он довольно крупный в регионе бизнесмен и продолжает отношения с украинскими партнерами. В отношении его довольно много есть вопросов, а сам он явно рассчитывал на какие-то особые дивиденды, что, видимо, и объясняет его бунтарское поведение.

В любом случае, назначение Развозжаева – не случайное кадровое решение. Человек, зарекомендовавший себя в сложных управленческих ситуациях, хорошо подготовлен, с высокой компетенцией регионального управленца и с федеральным опытом работы в правительстве. Думаю, пока ситуация в Севастополе как в субъекте Российской Федерации не приобретет уверенную устойчивость – Развозжаев точно будет там.

А на повестке дня в Севастополе помимо больного вопроса взаимоотношения элит остается много важных дел, решение которых требует выверенной руки хорошего стратега и управленца, которым является Развозжаев. Это и совместные с Крымом инфраструктурные проекты, и привлечение инвестиций, как государственных, так и негосударственных, и иностранных партнёров. К Крыму и Севастополю активно присматриваются зарубежные инвесторы, несмотря на санкции, несмотря на опасность попасть у себя под какие-то рестрикции, они понимают насколько это место перспективно и до тех пор, когда будут сняты все международные недоразумения, надо успеть занять здесь место.

 

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

Сергей Собянин уверенно сохраняет доминирующие позиции в экспертном и медиаполе столичного региона. И всё это, несмотря на ранний предстарт кампании по выборам городского парламента, и попытки ряда потенциальных участников построить кампанию на острой критике столичного градоначальника.

В городе запущенно несколько знаковых для москвичей инфраструктурных проектов Москвы с РЖД, введено в эксплуатацию несколько новых станций метро. Только этой повестки хватило бы уже для сохранения рейтинговых позиций московского мэра. Но есть много всего другого. Город динамично развивается, и вся популистская критика предвыборного толка тонет в массиве позитивных дел.

————-

«Мусорная» тема становится одним из индикаторов оценки региональных  и местных властей. Вместе с решением проблем мусорного кризиса, свалок, вопросов переработки ТБО, как и прогнозировали эксперты, пришла тема цены «мусорного ведра» для каждого жителя. То есть появился новый индекс цены «мусорного ведра», как бы в дополнение в индексу «продуктовой корзины».

В разных регионах проблему «мусорного ведра» решают по-разному. Конечно,  с особым вниманием региональные власти относятся к таким, на первый взгляд, незначительным, но чувствительным вопросам в регионах, где предстоят выборы в сентябре.

Например, в Вологодской области губернатор Кувшинников выступил с инициативой снизить муниципальные тарифы для граждан на вывоз мусора в дачный период, а для многодетных семей вообще ввести 100% льготу.

Конечно, с увеличением платы за вывоз мусора со стороны муниципальных операторов возрастают и требования граждан к качеству услуг (частота вывоза, чистота мест сбора и т.п.).

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Главным политическим событием 2018 года в Дагестане стали выборы главы республики. В сентябре Владимир Васильев был избран республиканским парламентом, а до того 11 месяцев руководил непростым регионом в качестве ВРИО, назначенным президентом.

За время до выборов, Васильеву удалось завоевать кредит доверия, как местных элит, так и населения в целом. Глава республики сохраняет равноудаленное положение относительно элитных групп, в то же время сохраняя диалог в кризисных ситуациях. Например, при снятии напряженности в противостоянии хозяйствующих субъектов с контрольными органами.

Важным фактором авторитета Васильева в Дагестане стала возможность привлечения в республику для решения социальных задач финансовую помощь в размере 3,2 млрд рублей из Резервного фонда президента России.

Также крайне важным обстоятельством для рейтинга главы республики стало решение Министерства Обороны России о передислокации Каспийской флотилии из Астрахани в Дагестан. Проект по созданию полноразмерной ВМБ в гавани Махачкалы был оценен в 4 млрд. рублей. К декабрю был закончен первый этап работ. Началось перебазирование флотилии и бригады морской пехоты. 

Фактором риска для рейтинга главы республики остается противостояние и разобщённость элитных групп. Что, безусловно, связанно с местными этническими особенностями.

В тоже время, благодаря федеральным связям Васильева, правительству республики удалось получить кооперационные контракты на производство и поставку комплектующих для госкорпораций: АО «РЖД», ПАО «Газпром», «Россети», «РусГидро», «Лукойл», НК «Роснефть». Это создает дополнительные рабочие места и прямо связывается в сознании жителей республики с именем Васильева.

Еще одним фактором риска для главы республики может стать усиление присутствия в Дагестане религиозных групп нетрадиционного Ислама (исламисты, ваххабиты и пр.), что в свою очередь повлияет на социальную температуру дагестанского общества. Попытки манифестаций пока успешно гасятся властями, но риски остаются.

———-

На сегодняшний день видно, что в вологодском регионе происходят значительные события, связанные с переориентированием бюджета в социальную сферу. Вологодской области наконец-то удалось снизить уровень госдолга и направить сэкономленные средства в здравоохранение, образование, ремонт дорог и строительство.

Курс Губернатора Олега Кувшинникова теперь направлен не на затягивание поясов, а на вложения в население и его благополучие. Новым форматом объездов территории Вологодской области стали Градостроительные советы, которые проводит сам глава региона в ходе своего визита. На данном мероприятии принимаются решения о строительстве объектов, ремонтах и реконструкции зданий, дорог. Общая сумма инвестиций в район доводится до населения при помощи интернет-ресурсов, районных газет и местных СМИ.

Согласно федеральной социологии (ФОМ) уровень доверия жителей области к вологодскому губернатору за год вырос на 12%.

Большую роль в рейтинге главы региона играют хорошие взаимоотношения с двумя крупными игроками Вологодской области: металлургической компанией «Северсталь» и химическим холдингом «Фосагро», именно они обеспечивают стабильные пополнения в областной бюджет.

Отсутствие конфликтов с мэрами Вологды и Череповца, говорят о слаженной работе команды на территории. Возможны проблемы с патриархальным Великим Устюгом. Несмотря на то, что именно в этом городе находится самый популярный бренд России — Ставка Деда Мороза, население здесь не любит власть в любом ее проявлении: так сказать — традиция. Этот эффект еще подогревает и слабый глава Великоустюгского района.

В Вологодской области абсолютно нет проблем во взаимоотношениях с силовыми структурами, в отличие от соседней Мурманской области. Здесь нет межэлитных конфликтов, сильных сторонников несистемной оппозиции Навального или ярких оппозиционеров местного разлива.

Большим риском для рейтинга власти можно считать только строительство целлюлозного завода в Череповецком районе. Экологический аспект этого проекта постоянно всплывает в критическом контексте. В оппозицию в этом вопросе встал сам губернатор соседней Ярославской области Дмитрий Миронов, также он подключил к этому вопросу депутата ГД РФ Валентину Терешкову.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Безусловно, Губернатор Алтайского края Александр Карлин играет ключевую роль в управленческой, политической и медийной системе региона. Текущая стадия его деятельности проходит под знаком серьёзного обновления и переформатирования управленческой стратегии. С 1 января 2017 года в крае был осуществлён переход на правительственную модель управления. Перезагрузка системы органов исполнительной власти края способствовала повышению качества управленческой деятельности, принимаемых решений, носящих межотраслевой характер, более четкому и эффективному взаимодействию отраслевых структур. Одновременно произошло и значительное кадровое обновление, укрупнение органов власти, сокращение дублирующих функций и полномочий, что в конечном итоге повысило ответственность управленцев и позволило сэкономить бюджетные средства. Кроме того, новая структура на практике показывает свою адаптивность во взаимодействии с федеральными органами власти, с одной стороны, а также понятность и доступность для муниципалитетов, с другой. Общественные институты позитивно принимают обновлённую управленческую модель, новые лица в команде, новые формы работы. Глава региона при принятии управленческих решений на системной основе советуется с экспертным сообществом. Так, в начале июня указом Александра Карлина был учрежден совет по правотворчеству для привлечения ученых-юристов к экспертизе проектов правовых актов. Развитие муниципальных образований края – лейтмотив в работе губернатора. Глубокое знание социально-экономического состояния муниципалитетов, непосредственный контакт с различными социальными и профессиональными группами, погружённость в бюджетную составляющую составляют сильные позиции руководителя региона в открытом диалоге с муниципальной властью. Губернатор чётко обозначает приоритеты и перспективы совместных действий. Прошедший в мае съезд муниципальных образований края вновь показал консолидацию муниципалитетов на основе предложенной главой края платформы, что приобретает особую значимость в преддверии полномасштабных муниципальных выборов 10 сентября 2017 года. В сложных кризисных условиях продолжает продвигаться инвестпрограмма «80х80», по которой строятся современные школы, театры, учреждения здравоохранения. Активно глава Алтайского края занимается проектами государственно-частного партнёрства и работой на федеральных площадках. Так, федеральные власти поддерживают строительство нового противотуберкулезного диспансера в г. Новоалтайске. С деятельностью Александра Карлина жители края связывают возрождение имиджа Алтая как региона, благоприятного для жизни и работы, рождения детей, отдыха и лечения. В первой половине 2017 года не только не сбавляются, но наращиваются обороты по продвижению инициатив в сфере профессионального образования, здравоохранения, молодёжной политики, туризма. Состоявшийся в начале июня Международный молодежный форум АТР «Алтай. Точки роста» в очередной раз подтвердил высокий уровень федеральной интерактивной, инновационной образовательной площадки.