HAMХамидуллин Марат Хамитович

Директор Агентства нестандартных политических и корпоративных ситуаций

 

 

 

Комментарии эксперта:

25 февраля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2021)

Главу Чувашии Олега Николаева сложно выделить среди губернаторов других регионов. Единственное серьёзное отличие – это, наверное, его принадлежность к партии «Справедливая Россия». Однако в своей деятельности он особо это не позиционирует. То есть Николаев больше управленец, технократ, нежели политик и губернатор.

Какие-то особые успехи и достижения навскидку сложно назвать. Возможно, это связано с пандемией – все силы руководства региона брошены на борьбу с ней. Из ключевых событий за последнее время можно выделить послание Николаева Госсовету республики, где он озвучил ключевые направления своей работы. Однако и тут ничего особенного выделить нельзя. Единственным плюсом можно назвать то, что глава Чувашии не стал ссылаться на тяжёлое прошлое наследие, как это любят делать большинство губернаторов-новичков.

Тем не менее, я бы выделил несколько фактов, которые, на мой взгляд, повышают позиции Николаева.

Первое – это заявка Новочебоксарска на создание Особой экономической зоны. Если это случится, в город и регион пойдут миллиардные инвестиции, будут созданы рабочие места, и понятно, что это будет только в плюс бюджет региону.

Недавнее смягчение ковидных ограничений в регионе: люди устали от дискомфорта, и, естественно, решения губернатора добавляют ему очков в рейтинг среди жителей.

Решение о выплате спортсменам и юниорам, которые входят в сборные команды России, ежемесячных стипендий главы республики. Оно, может и не затрагивает большинство жителей Чувашии, но даёт некий стимул к развитию спорта в республике.

Главная оценка для Николаева ещё впереди. Республике нужно будет справляться с последствиями пандемии и ограничениями, которые наступили ещё не в полной мере.

 

27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)

Апрель и май для столицы республики, как, впрочем, и для всей России, проходит под знаком борьбы со страшной пандемией новой коронавирусной инфекции. Поэтому все политические и управленческие процессы отошли на задний план. Режим самоизоляции, маски, количество заражённых, борьба врачей за жизни людей – всё это на первом плане. Давать оценку главе Ижевска Олегу Бекмеметьеву за этот период достаточно сложно. Учитывая, что и ситуация в городе с вирусом, в первую очередь, находится под контролем оперативного штаба и республиканских властей. Наверное, можно похвалить главу города за грамотно выстроенный процесс информирования населения о ситуации с коронавирусной инфекцией в своих социальных сетях, что, кстати, отметили и федеральные эксперты.

Тем не менее, в городе проходят определенные процессы, связанные с его жизнедеятельностью. Началась подготовка к отопительному сезону, дан старт реализации национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Жильё и городская среда», продолжается благоустройство центральной площади, происходит много других процессов, на которые раньше жители охотно обращали внимание. Также есть и проблемы, которые могли бы звучать значительно громче в обычное время. Например, ситуация с городским общественным транспортом. Муниципальное предприятие ИжГЭТ и другие транспортные компании терпят убытки, а тарифы на проезд – одни из самых низких в ПФО. И тут действительно сложный выбор. С одной стороны, нужно поддержать перевозчиков, с другой – сделать это можно только за счёт повышения тарифа либо выделения каких-то субсидий из бюджета города, но бюджет из-за кризиса и так недополучает порядка 182 миллионов рублей и недополучит ещё. Поэтому остается только повышение, но и здесь это будет достаточно болезненным решением для жителей города, которые и так испытывают финансовые трудности, и это только начало. А с 1 июля в городе ожидается 30-процентный рост тарифа на холодное водоснабжение.

Ну и не надо забывать, что в этом году в столице региона пройдут выборы в городскую думу, и подобные решения, безусловно, понизят рейтинг партии власти, который и так оставляет желать лучшего. Поэтому, если говорить про апрель-май месяцы для главы Ижевска Олега Бекмеметьева, то, наверное, нужно подумать о предстоящих вызовах и последствиях коронавирусной инфекции. Чем-то особым Бекмеметьев не выделился за этот период, то есть в принципе осуществлял хозяйственные функции, как это и должен делать любой градоначальник. И говоря о предстоящих выборах в городскую думу, стоит отметить, что срок действия главы города равен сроку полномочий действующего созыва городской думы. То есть полномочия Олега Бекмеметьева заканчиваются в сентябре этого года. И тогда мы узнаем, будет ли в Ижевске новый мэр. Можно, наверное, добавить, что, по крайней мере, с действующим депутатским составом у нынешнего градоначальника достаточно хорошие и бесконфликтные отношения. В принципе, и со стороны главы республики Александра Бречалова в адрес Олега Бекмеметьева не звучало особых претензий. Однако стоит напомнить, что Бекмеметьев был экстренной заменой несостоявшемуся мэру Константину Сунцову, которого не поддержал депутатский корпус, и который считался протеже Бречалова. Поэтому не исключаю, что республиканская власть в кресле главы Ижевска видит человека максимально лояльного и приближенного к главе республики.

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

Начало нового года я бы не назвал каким-то особенным и выдающимся в политической жизни Удмуртской республики. Это, скорее, затишье перед бурей – предстоящими выборами в городские думы крупных городов и столицы Удмуртии. В январе глава республики Александр Бречалов провёл ряд важных встреч с федеральными министрами, однако их результаты оценить достаточно сложно, так как правительство в конце месяца подало в отставку, и непонятно, останутся ли в силе ли те договоренности, которых удалось достичь ранее.

Надо сказать, что Александр Бречалов уделяет огромное количество времени общению с федеральным центром, такого не было ни при Александре Соловьеве, ни при Александре Волкове. Иной вопрос, что сегодня достаточно сложно конкурировать с другими регионами – сильными лоббистами: в частности, если взять ПФО, то это Нижегородская область и Республика Татарстан, у которых, к примеру, достаточно сильное депутатское лобби. Депутаты Госдумы от Удмуртии такой активности не проявляют, а если бы проявляли, то я уверен, что результаты были гораздо лучше. Практически никак не повлияла на общественно-политическую жизнь республики и эпидемия коронавируса, о которой сейчас много говорят. Несмотря на то, что Удмуртия активно продвигает интересы местных производителей на китайский рынок. В частности, китайцы активно закупают удмуртское мороженое и многие другие товары. Хотя, наверное, нужно отметить, что в связи с эпидемией в самом Китае затормозились некоторые процессы сотрудничества с другими странами.

Из позитивного в деятельности главы Удмуртии я бы назвал продолжение курса на активную поддержку предпринимательства в республике. Например, в январе было подписано соглашение о предоставлении первого беспроцентного займа Фондом развития моногородов на расширение производства Глазовской мебельной фабрики, одного из крупнейших предприятий республики. Также в столице был открыт Дом предпринимателя – это центр, где размещены все институты поддержки бизнеса. Продолжается активная работа по привлечению инвестиций в регион со стороны крупных федеральных компаний – «Росатома», РЖД, ПАО «МРСК» и др. Также в республике продолжится программа, которую называют «Большой ремонт». В рамках этой программы будут отремонтированы детские сады, школы, дома культуры и другие соцучреждения, которые требуют внимания.

В республике остаются нерешёнными и достаточно многие проблемы. Самая главная, на мой взгляд, – в здравоохранении. Оптимизация в этой сфере проходит болезненно. Есть проблемы с кадрами, уровнем заработной платы и доступностью медпомощи. Ряд мероприятий, которые проводит руководство республики, позволяет с этими проблемами справиться, но лишь частично. Например, активно действуют передвижные пункты медицинской помощи, впервые введена санавиация. На серьёзные проблемы с медицинскими кадрами наглядно указывает и тот факт, что в Удмуртии уже полгода нет министра здравоохранения.

 

Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)

Для главы города Ижевска Олега Бекмеметьева два минувших месяца — вторые серьезные испытания после зимы. Зимой, к сожалению, новоиспечённый градоначальник не справился с уборкой и вывозом снега в городе. Однако уже сейчас видно, что он осознал ошибки и сделал определенные выводы. Подготовка к зимнему периоду для главы города началась уже сейчас.

Август и сентябрь, наверное, для любого мэра являются самыми тяжелыми. Во-первых, полным ходом идет подготовка к отопительному периоду. Во-вторых, заканчиваются сроки ремонтных работ. И вот тут есть определенные сложности. Если с ремонтом дорог, несмотря на погоду и дожди в городе успешно справились, то ремонт ряда школ и детских садов вовремя закончить не удалось. Некоторые дети не смогли пойти в свои школы из-за срыва сроков их ремонта. Им пришлось заниматься в других образовательных учреждениях. Кроме того есть определенные проблемы и в детских садах, поэтому родителям приходится испытывать определенные трудности, за что в прямом эфире на одной из радиостанций пришлось извиняться лично главе Удмуртии.

С другой стороны, успешно завершились работы по федеральному проекту «Безопасная и качественная городская среда». Здесь нареканий к городскому градоначальнику нет, а реконструкция центральной площади, которой до того не занимались много лет, стала настоящей изюминкой города. Однако этот актив все-таки больше нужно записать в копилку региональных властей.

Если говорить про отношение ижевчан к главе города, то здесь показателен опрос, который провел федеральный блогер Илья Варламов, посетивший недавно Ижевск. Он спросил у горожан, знают ли они кто у них мэр, и лишь двое ответили, что это Олег Бекмеметьев. Но и говорить про негатив, который был при предыдущих главах столицы Удмуртии тоже не приходится. Как в таких случаях говорится – крепкий хозяйственник.

Столице Ижевска не хватает движения вперед, развития. О нем много говорится, но никто его не видит. С другой стороны Олег Бекмеметьев испытывает серьезное давление со стороны республиканских властей. Последние, к слову сказать, все меньше доверяют главе Ижевска. Об этом говорит попытка назначения заместителем главы города Ижевск 31-летней Динары Альпашаевой, которая была руководителем секретариата первого вице-премьера правительства Александра Свинина.

На фоне планируемых приватизаций и концессии некоторых столичных муниципальных предприятий республиканским властям просто необходим свой человек в администрации города. И видимо, Бекмеметьев таковым не является. Да и кадровая скамейка у главы города достаточно скудная, не на кого опереться из местных, а люди, с которыми он работал ранее, не выросли до уровня столицы региона.

Вообще создается ощущение, что Бекмеметьев уже сам не рад своему назначению. Все-таки управлять стотысячным Глазовом или 600-тысячным Ижевском, когда, по сути, тебе дается всего 2 года – разные вещи. Кроме того в городе масса проблем, которые не решали предыдущие власти, управляя по принципу — «после нас хоть потоп».

Напомню, Олег Бекмеметьев стал главой города в прошлом году после отставки Юрия Тюрина и неудачной попытки республиканских властей продвинуть на эту должность другого, своего, человека.

Недавняя сессия депутатов городской думы закончилась решением о повышении тарифов на воду. В отличие от других коммунальных услуг тариф повышается сразу на 30%. Естественно, такое повышение болезненно для ижевчан, но инфраструктура города пребывает действительно в удручающем состоянии. Теперь решение этого вопроса досталось Бекмеметьеву. Вероятно и весь негатив от реализации принятых решений будет направлен в адрес мэра.

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Татарстан на фоне других регионов России значительно выделяется. Конечно, пока республику сложно поставить на один уровень с Москвой и Санкт-Петербургом, но, тем не менее, сегодня это один из самых успешных и передовых субъектов страны практически по всем направлениям. Такого положения республика добивалась десятилетиями и, в первую очередь, это конечно заслуга предыдущего ее главы Минтимера Шаймиева и нынешнего — Рустама Минниханова, который успешно сохранил и развил потенциал и успехи республики.

Собственно это подтверждает и то, что Татарстан постоянно занимает высокие строчки в различных рейтингах. К примеру, по итогам 2018 года республика заняла второе место в рейтинге инновационных регионов, составленным Ассоциацией инновационных регионов России и пятое место в рейтинге регионов с максимальным производственным потенциалом, подготовленным РАЭКС-Аналитика.

В январе Татарстан включили в число пилотных регионов по внедрению Регионального экспортного стандарта 2.0. Также в регионе продолжается антикоррупционная зачистка, которая положительно воспринимается населением. Но все же главным событием для республики и Рустама Минниханова стало проведение заседания президиума Государственного совета с участием Владимира Путина. Сам факт проведения такого важного мероприятия в Татарстане говорит о признании федеральным центром заслуг республики, в том числе и в сфере ЖКХ и строительства. А это напомню, было основной темой прошедшего заседания.

Кроме того, в Татарстане Владимир Путин продемонстрировал новый формат проведения заседаний президиума Госсовета. Перед заседанием президент провел встречу с общественниками и экспертным сообществом, чтобы получить от них обратную связь и предложения по улучшению мероприятий в рамках реализации национальных проектов. На встрече также присутствовал и Рустам Минниханов.

Однако само заседание и эта встреча запомнится, прежде всего, замечаниями президента России в адрес главы Татарстана. Это стало причиной для разных трактовок и инсинуаций. Недоброжелатели назвали это «черной меткой» Рустаму Минниханову, местные националисты наоборот трактовали, что глава региона не считается с президентом России. Но, на мой взгляд, это все же демонстрация теплых и дружеских отношений между Владимиром Путиным и Рустамом Миннихановым. Президент России прекрасно понимает, что регион в числе лидеров по качеству жизни населения благодаря активной деятельности и усиленной работы Минниханова и его команды. Поэтому говорить о плохих отношениях или какой-то там грядущей отставке я бы не стал. Даже несмотря на некоторую напряженность между республикой и федеральным центром в межбюджетных отношениях.

Еще один важный момент – Татарстан очень активен на мировой арене. Здесь уже проводилось ряд мероприятия мирового масштаба. Правительство Татарстана активно выходит на мировые рынки. Выстроены взаимоотношения с ОАЭ, Турцией и другими значимыми странами. А внешняя политика очень важна для президента страны, и поэтому такая активность Рустама Минниханова несомненно его устраивает. И говорить о какой-то смене власти в республике не стоит.

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

В первую очередь, нужно отметить, что исполняющий обязанности главы города Ижевска Сергей Задорожный последние дни пребывания на своем посту находился в отпуске. Собственно это и говорит об его отношении к городу и своим обязанностям. Ответственный человек, тем более понимающий, что от его работы зависит жизнь нескольких сотен тысяч горожан, будет работать до последнего часа, даже понимая, что в скором времени уйдет со своего поста.

Более того Сергей Задорожный после своего увольнения через суд потребовал у города компенсации в размере порядка 200 тыс. рублей и восстановления в должности. Свои требования бывший врио обосновывает незаконным увольнением. В любом случае каждый человек имеет возможность отстаивать свои законные права.

Что касается перспектив, то за время своего исполнения обязанностей руководителя города Сергей Задорожный себя особо ничем и не проявил. В принципе все участники политических процессов в городе понимали, что Задорожный фигура временная. Он чиновник старой формации, не способный и не показавший, что готов менять и подстраиваться под новые реалии.

А столице Удмуртии в ее бедственном положении нужен человек развития и инициатив. Даже многие ижевчане отмечали, что не заметили изменений после увольнения бывшего мэра Ижевска Юрия Тюрина. Поэтому особого спроса и не было.

Понимая  это, республиканские власти взяли ситуацию в городе под контроль и даже проводились еженедельные совещания с участием городских чиновников и республиканского правительства. Однако все же некоторые процессы в городе затормозились и связано это, в первую очередь, с кадровой чехардой в администрации города. Проще говоря, чиновники расслабились, а некоторые процессы, начатые ранее, просто стопорились. Например, такая ситуация вышла с рабочей группой по застройке частного сектора в так называемом микрорайоне «Татар-Базар» и с использованием асфальтовой крошки, часть которой должна была пойти на ремонт тротуаров, которых так не хватает в городе.

Подводя итог, могу сказать следующее: шансов и перспектив в исполнительной власти у Сергея Задорожного не было и вряд ли будут. Особыми достижениями он не запомнился, хотя, наверное, и понимал, что с приходом нового главы города место в каком-либо кабинете ему вряд ли найдется. Хотя за то, что во время исполнения им обязанностей главы Ижевска не произошло никаких ЧП, я думаю, можно сказать ему спасибо. Но это спасибо никак не стоит тех 200 тысяч рублей, которые Задорожный пытается получить через суд из городского бюджета. К слову сказать, переживающего не лучшие времена.

 

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

С самого начала руководства Удмуртской Республикой Александр Бречалов задекларировал жесткий стиль управления. Жесткость эта, к которой были не готовы чиновники старой формации, проявилась в высоком темпе деятельности правительства и органов исполнительной власти на местах.

Учитывая кадровый голод, который существует в республике уже несколько лет, и старые методы работы чиновников, данный подход несет в себе определенные риски. Главам городов и районов четко дали понять, что как раньше уже не будет — либо ты работаешь по-новому, в частности становишься более открытым и сам работаешь над привлечением инвестиции, либо с тобой просто расстаются.

Закручивание гаек в рядах местного самоуправления встретило некое сопротивление со стороны тех, кто считает себя местными элитами. В частности были сорваны выборы мэра Ижевска. Шесть депутатов просто испортили бюллетени. По сути, совершив такой поступок, депутаты сами на себя возложили ответственность за проходящие в Ижевске процессы и будущее города.

Острый дефицит бюджета и кадровый голод – это те проблемы, которые приходится решать республиканскому руководству. Дошло до того, что республиканское правительство проводит практически каждую неделю совместные совещания с городской администрацией. А ремонт дорог в городе контролирует лично председатель правительства Ярослав Семенов.

В такой ситуации вместо того чтобы выбрать мэра, без которого Ижевск живёт уже несколько месяцев, депутаты срывают выборы столичного градоначальника, будто реализуя личные обиды, от которых будет хуже только жителям Ижевска.

Стоит сказать, что в Удмуртии с начала 2005 года не выбирали градоначальника. Последним избранным мэром в 2001 году был Виктор Балакин. По сути, мэром города становились всегда люди губернатора и никаких согласовательных процедур, в том числе и с депутатским корпусом, не было. Так было и при Александре Волкове, и при Александре Соловьеве. Решив провести конкурсную процедуру, участниками которой стало 13 человек, Бречалов дал волю «демократии», по которой так соскучились «удмуртские элиты». Возможно, если бы был более жесткий подход и здесь, то такой ситуации можно было бы избежать. Тем не менее, конкурсная процедура по выборам столичного градоначальника получилась яркой и интересной и оправдала себя с точки зрения появления новых и ярких личностей в местной политике.

Также идет работа над сокращением аппарата чиновников в регионе. В частности, постепенно сокращаются должности заместителей министров. У некоторых их сейчас по пять человек. Хотя в схожих регионах у таких же министров их максимум два. Учитывая, что при прошлых губернаторах штатная численность чиновников увеличивалась благодаря трудоустройству «своих» людей (например, под бывшего мэра Ижевска было создано целое министерство).

Такой подход также вызывает раздражение среди региональных элит. Пока раздражение это скрытое и не выливается в открытые конфликты, если не считать ситуации с выборами мэра Ижевска.

Четкую позицию Бречалов обозначил и в развитии молочной отрасли. Была представлена концепция развития, где представителям отрасли дали четко понять, что господдержку будут получать сильнейше. Молочная отрасль – это такой же рынок, где есть конкуренция и чтобы не стоять на месте нужно развиваться, а не ждать когда республиканская власть принесет все на блюдечке.

Активно в республике ведется ремонт дорог. По инициативе руководства республики была введена пятиступенчатая система контроля, когда к проверке качества ремонта дорог привлекается общественность и сторонние организации. Такой подход доказал свою эффективность.

Чтобы победить кадровый голод в республике проходит конкурс «Команда Удмуртии», который по замыслу Бречалова должен освежить кадровый резерв и выявить новые сильные личности, способные перезагрузить деятельность некоторых направлений республиканского правительства. Однако дать оценку тому, насколько эффективен конкурс, мы сможем только через определенное время.

 

Февраль 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2017)

Позициям Рустама Минниханова в регионе могут позавидовать многие губернаторы. Консолидация элит и экономический рост региона, конечно, достались Минниханову  по наследству от Минтимера Шаймиева, который в 90-х года смог совершить «революцию» победив федеральный центр, что позволило ему заложить очень сильный фундамент для процветания республики Татарстан на долгие годы вперед. Минниханов сумел не только удержать тот курс, но и активно продолжил его. В результате чего Татарстан сегодня считается одним из самых процветающих и передовых регионов страны. Есть в регионе и те, кто не доволен Рустамом Миннихановым, но это в основном мелкие группы с националистическими настроениями. И руководству региона удаётся их держать под жёстким контролем. А системная оппозиция лишь отрабатывает свою повестку.

Однако все не так гладко. Конец 2016 года и начало 2017 года ознаменовались громкими заявлениями президента Татарстана по поводу бюджетной политики федерального центра. Интересно, что Минниханов открыто начал критиковать Москву сначала на Государственном совете Республики Татарстан в присутствии всех региональных элит, а затем на Гайдаровском форуме. Нужно отметить, что такие попытки давления на Федеральный центр обычно жёстко пресекаются и в данном случае Медведев четко сказал, что никаких послаблений, касающихся перераспределению налогов, не будет. Президент Татарстана прекрасно понимал, что его заявления не останутся без внимания, но, тем не менее, сделал их, а значит, он готов и дальше бороться за то, чтобы в регионе оставалось больше денег. 

Продолжением борьбы за бюджетные деньги можно назвать и вопрос о статусе «Президента» республики. По этому вопросу даже высказывался Владимир Путин на одной из пресс-конференций, сказав, что как должен называться руководитель региона, в первую очередь, решать жителям Татарстана. Однако глава государства напомнил, что, например, в Чечне, где народ очень остро реагирует на свои национальные чувства, приняли решение называть руководителя региона — главой, а президент в России должен быть один. Учитывая, что договор между Москвой и Казанью о разграничении полномочий, подписанный в 2007 году, истекает в этом году, вопрос о сохранении статуса президента республики может быть определенной разведкой на способность Москвы идти на уступки. Кстати, некоторые СМИ утверждали, что данный вопрос будет обсуждаться Владимиром Путиным и Минтимером Шаймиевым на встрече по случаю юбилея последнего. Однако обсуждался этот вопрос или нет до сих пор не известно. Что касается договора о разграничении полномочий, то, скорее всего федеральный центр устраивает текущее положение дел, и я даже допускаю, что Москва пойдет на уступки и оставит за Рустамом Миннихановым статус Президента республики. Однако будет ли достаточно этого Минниханову, учитывая последние заявления, точно не известно. Более того можно предположить, что со стороны руководства Татарстана и дальше будут создаваться спорные ситуации и применяться определённые приёмы давления.

Можно сказать, что активная борьба президента Татарстана за право оставлять в регионе больше денег значительно усилила и без того сильное влияние Минниханова в республике. Однако, что касается федерального центра, то тут есть определённые риски. Сейчас все-таки не девяностые годы и знаменитая фраза Ельцина «Забирайте суверенитета, сколько можете унести» уже давно не актуальна. К тому же не надо забывать, что Татарстан не только отдаёт деньги, но и получает значительное финансирование в виде различных госпрограмм, субсидий и федеральных проектов и, поругавшись с Москвой регион, рискует получить недофинансирование или вовсе быть исключённым из некоторых программ. Кроме того, воспользоваться конфликтом между президентом Татарстана и Москвой могут и третьи лица, создав некоего оппонента Минниханову, который может сильно ударить по его рейтингу в регионе. Хочется верить, что точка в споре будет поставлена к моменту подписания договора о разграничении полномочий между Москвой и Татарстаном. А условия договора устроят обе стороны и не заденут другие регионы страны.