HAMХамидуллин Марат Хамитович

Политтехнолог, исполнительный директор Центра коммуникативных технологий «Черное и Белое» (г.Ижевск)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

В первую очередь, нужно отметить, что исполняющий обязанности главы города Ижевска Сергей Задорожный последние дни пребывания на своем посту находился в отпуске. Собственно это и говорит об его отношении к городу и своим обязанностям. Ответственный человек, тем более понимающий, что от его работы зависит жизнь нескольких сотен тысяч горожан, будет работать до последнего часа, даже понимая, что в скором времени уйдет со своего поста.

Более того Сергей Задорожный после своего увольнения через суд потребовал у города компенсации в размере порядка 200 тыс. рублей и восстановления в должности. Свои требования бывший врио обосновывает незаконным увольнением. В любом случае каждый человек имеет возможность отстаивать свои законные права.

Что касается перспектив, то за время своего исполнения обязанностей руководителя города Сергей Задорожный себя особо ничем и не проявил. В принципе все участники политических процессов в городе понимали, что Задорожный фигура временная. Он чиновник старой формации, не способный и не показавший, что готов менять и подстраиваться под новые реалии.

А столице Удмуртии в ее бедственном положении нужен человек развития и инициатив. Даже многие ижевчане отмечали, что не заметили изменений после увольнения бывшего мэра Ижевска Юрия Тюрина. Поэтому особого спроса и не было.

Понимая  это, республиканские власти взяли ситуацию в городе под контроль и даже проводились еженедельные совещания с участием городских чиновников и республиканского правительства. Однако все же некоторые процессы в городе затормозились и связано это, в первую очередь, с кадровой чехардой в администрации города. Проще говоря, чиновники расслабились, а некоторые процессы, начатые ранее, просто стопорились. Например, такая ситуация вышла с рабочей группой по застройке частного сектора в так называемом микрорайоне «Татар-Базар» и с использованием асфальтовой крошки, часть которой должна была пойти на ремонт тротуаров, которых так не хватает в городе.

Подводя итог, могу сказать следующее: шансов и перспектив в исполнительной власти у Сергея Задорожного не было и вряд ли будут. Особыми достижениями он не запомнился, хотя, наверное, и понимал, что с приходом нового главы города место в каком-либо кабинете ему вряд ли найдется. Хотя за то, что во время исполнения им обязанностей главы Ижевска не произошло никаких ЧП, я думаю, можно сказать ему спасибо. Но это спасибо никак не стоит тех 200 тысяч рублей, которые Задорожный пытается получить через суд из городского бюджета. К слову сказать, переживающего не лучшие времена.

 

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

С самого начала руководства Удмуртской Республикой Александр Бречалов задекларировал жесткий стиль управления. Жесткость эта, к которой были не готовы чиновники старой формации, проявилась в высоком темпе деятельности правительства и органов исполнительной власти на местах.

Учитывая кадровый голод, который существует в республике уже несколько лет, и старые методы работы чиновников, данный подход несет в себе определенные риски. Главам городов и районов четко дали понять, что как раньше уже не будет — либо ты работаешь по-новому, в частности становишься более открытым и сам работаешь над привлечением инвестиции, либо с тобой просто расстаются.

Закручивание гаек в рядах местного самоуправления встретило некое сопротивление со стороны тех, кто считает себя местными элитами. В частности были сорваны выборы мэра Ижевска. Шесть депутатов просто испортили бюллетени. По сути, совершив такой поступок, депутаты сами на себя возложили ответственность за проходящие в Ижевске процессы и будущее города.

Острый дефицит бюджета и кадровый голод – это те проблемы, которые приходится решать республиканскому руководству. Дошло до того, что республиканское правительство проводит практически каждую неделю совместные совещания с городской администрацией. А ремонт дорог в городе контролирует лично председатель правительства Ярослав Семенов.

В такой ситуации вместо того чтобы выбрать мэра, без которого Ижевск живёт уже несколько месяцев, депутаты срывают выборы столичного градоначальника, будто реализуя личные обиды, от которых будет хуже только жителям Ижевска.

Стоит сказать, что в Удмуртии с начала 2005 года не выбирали градоначальника. Последним избранным мэром в 2001 году был Виктор Балакин. По сути, мэром города становились всегда люди губернатора и никаких согласовательных процедур, в том числе и с депутатским корпусом, не было. Так было и при Александре Волкове, и при Александре Соловьеве. Решив провести конкурсную процедуру, участниками которой стало 13 человек, Бречалов дал волю «демократии», по которой так соскучились «удмуртские элиты». Возможно, если бы был более жесткий подход и здесь, то такой ситуации можно было бы избежать. Тем не менее, конкурсная процедура по выборам столичного градоначальника получилась яркой и интересной и оправдала себя с точки зрения появления новых и ярких личностей в местной политике.

Также идет работа над сокращением аппарата чиновников в регионе. В частности, постепенно сокращаются должности заместителей министров. У некоторых их сейчас по пять человек. Хотя в схожих регионах у таких же министров их максимум два. Учитывая, что при прошлых губернаторах штатная численность чиновников увеличивалась благодаря трудоустройству «своих» людей (например, под бывшего мэра Ижевска было создано целое министерство).

Такой подход также вызывает раздражение среди региональных элит. Пока раздражение это скрытое и не выливается в открытые конфликты, если не считать ситуации с выборами мэра Ижевска.

Четкую позицию Бречалов обозначил и в развитии молочной отрасли. Была представлена концепция развития, где представителям отрасли дали четко понять, что господдержку будут получать сильнейше. Молочная отрасль – это такой же рынок, где есть конкуренция и чтобы не стоять на месте нужно развиваться, а не ждать когда республиканская власть принесет все на блюдечке.

Активно в республике ведется ремонт дорог. По инициативе руководства республики была введена пятиступенчатая система контроля, когда к проверке качества ремонта дорог привлекается общественность и сторонние организации. Такой подход доказал свою эффективность.

Чтобы победить кадровый голод в республике проходит конкурс «Команда Удмуртии», который по замыслу Бречалова должен освежить кадровый резерв и выявить новые сильные личности, способные перезагрузить деятельность некоторых направлений республиканского правительства. Однако дать оценку тому, насколько эффективен конкурс, мы сможем только через определенное время.

 

Февраль 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2017)

Позициям Рустама Минниханова в регионе могут позавидовать многие губернаторы. Консолидация элит и экономический рост региона, конечно, достались Минниханову  по наследству от Минтимера Шаймиева, который в 90-х года смог совершить «революцию» победив федеральный центр, что позволило ему заложить очень сильный фундамент для процветания республики Татарстан на долгие годы вперед. Минниханов сумел не только удержать тот курс, но и активно продолжил его. В результате чего Татарстан сегодня считается одним из самых процветающих и передовых регионов страны. Есть в регионе и те, кто не доволен Рустамом Миннихановым, но это в основном мелкие группы с националистическими настроениями. И руководству региона удаётся их держать под жёстким контролем. А системная оппозиция лишь отрабатывает свою повестку.

Однако все не так гладко. Конец 2016 года и начало 2017 года ознаменовались громкими заявлениями президента Татарстана по поводу бюджетной политики федерального центра. Интересно, что Минниханов открыто начал критиковать Москву сначала на Государственном совете Республики Татарстан в присутствии всех региональных элит, а затем на Гайдаровском форуме. Нужно отметить, что такие попытки давления на Федеральный центр обычно жёстко пресекаются и в данном случае Медведев четко сказал, что никаких послаблений, касающихся перераспределению налогов, не будет. Президент Татарстана прекрасно понимал, что его заявления не останутся без внимания, но, тем не менее, сделал их, а значит, он готов и дальше бороться за то, чтобы в регионе оставалось больше денег. 

Продолжением борьбы за бюджетные деньги можно назвать и вопрос о статусе «Президента» республики. По этому вопросу даже высказывался Владимир Путин на одной из пресс-конференций, сказав, что как должен называться руководитель региона, в первую очередь, решать жителям Татарстана. Однако глава государства напомнил, что, например, в Чечне, где народ очень остро реагирует на свои национальные чувства, приняли решение называть руководителя региона — главой, а президент в России должен быть один. Учитывая, что договор между Москвой и Казанью о разграничении полномочий, подписанный в 2007 году, истекает в этом году, вопрос о сохранении статуса президента республики может быть определенной разведкой на способность Москвы идти на уступки. Кстати, некоторые СМИ утверждали, что данный вопрос будет обсуждаться Владимиром Путиным и Минтимером Шаймиевым на встрече по случаю юбилея последнего. Однако обсуждался этот вопрос или нет до сих пор не известно. Что касается договора о разграничении полномочий, то, скорее всего федеральный центр устраивает текущее положение дел, и я даже допускаю, что Москва пойдет на уступки и оставит за Рустамом Миннихановым статус Президента республики. Однако будет ли достаточно этого Минниханову, учитывая последние заявления, точно не известно. Более того можно предположить, что со стороны руководства Татарстана и дальше будут создаваться спорные ситуации и применяться определённые приёмы давления.

Можно сказать, что активная борьба президента Татарстана за право оставлять в регионе больше денег значительно усилила и без того сильное влияние Минниханова в республике. Однако, что касается федерального центра, то тут есть определённые риски. Сейчас все-таки не девяностые годы и знаменитая фраза Ельцина «Забирайте суверенитета, сколько можете унести» уже давно не актуальна. К тому же не надо забывать, что Татарстан не только отдаёт деньги, но и получает значительное финансирование в виде различных госпрограмм, субсидий и федеральных проектов и, поругавшись с Москвой регион, рискует получить недофинансирование или вовсе быть исключённым из некоторых программ. Кроме того, воспользоваться конфликтом между президентом Татарстана и Москвой могут и третьи лица, создав некоего оппонента Минниханову, который может сильно ударить по его рейтингу в регионе. Хочется верить, что точка в споре будет поставлена к моменту подписания договора о разграничении полномочий между Москвой и Татарстаном. А условия договора устроят обе стороны и не заденут другие регионы страны.