Мартынов Алексей Анатольевич

Политолог, директор Института новейших государств. Председатель Совета региональной общественной организации «За демократию и права народов». В 2006-2008 гг. Исполнительный секретарь-руководитель аппарата Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества «За демократию и права народов»

 

Комментарии эксперта:

30 июня, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2021)

Началась выборная кампания – у губернаторов добавляется головной боли до середины сентября. Кто-то из врио губернаторов, которые избираются осенью, начинает свою собственную кампанию, кто-то занят организацией выборов, как правило, в интересах той политической партии, к которой относится губернатор. Ведь все парламентские партии представлены в губернаторском корпусе примерно в тех же пропорциях, в которых они присутствуют и в Госдуме. Основная масса губернаторов аффилирована с партией власти – либо обладают ее членским билетом, либо – сторонники. Но есть губернаторы и от ЛДПР, как губернатор Смоленской области, и он неплохо справляется, и коммунисты в губернаторах, как орловский губернатор Клычков, и эсеры, как Бурков из Омской области.

Все готовятся к выборам, решают множество задач, не только по организации процедуры, но и по продвижению своей политической силы в регион. Это нормально и обычно, с одной стороны, с другой стороны – нужно соблюсти паритет и равное взвешенное отношение ко всем остальным сторонам.

Ещё одна головная боль на предстоящее лето — пандемия, которая никуда не уходит. В начале лета, к сожалению, опять тревожная статистика, увеличивается количество выявленных случаев. Требуется дополнительное внимание региональных властей. Решения по принятию мер как раз возложены на каждого из губернаторов в своем регионе.

Главные критерии работы губернаторов этим летом: показатели по противодействию коронавирусной инфекции и степень подготовки к сентябрьским выборам, думским и региональным. Фактически придётся пройти между Сциллой и Харибдой: провести должным образом избирательную кампанию, а с другой стороны, не ухудшить эпидемиологическую ситуацию.

В этой связи хочется заметить, что личным посещением гремевшего недавно ПМЭФ в Санкт-Петербурге губернаторы подали не совсем правильный пример. Да и сам форум можно было ограничить одним пленарным днём, который прошёл с участием президента –  он был мощный, важный, результативный, было подписано огромное количество контрактов, соглашений. Но устраивать многодневный «съезд» людей со всей страны, пусть даже с тремя ПЦР, было явной безответственностью.

 

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников вошёл в число авторитетных губернаторов довольно быстро. Принят в субъекте, несмотря на огромное количество скептических мнений по поводу того, что ему будет тяжело войти в понимание с региональной элитой, традиционно довольно фрондирующей. Тем не менее, ему удалось довольно быстро достичь понимания с региональной элитой, влиться, войти в неё и вдохновить на подвиги.

Логично, что Травников возглавил территориальный список Единой России на выборы в Госдуму не только по Новосибирской, но и по Омской области. Это говорит о его высоком рейтинге и авторитете, выходящем за пределы региона, который он возглавляет.

Но главное, как мы знаем, всегда в мелочах. В середине июня на АЗС в Новосибирске при взрыве пострадали 33 человека, семеро попали в реанимацию. Сюжет формально абсолютно городской, но мэра в медийном пространстве не очень-то слышно, а Травников откликнулся, поручил мэрии Новосибирска разобраться с обоснованностью размещения АЗС внутри жилых кварталов. Это и смелость, и показатель человеческих качеств, что в наше время тоже немаловажно.

29 апреля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2021)

С предыдущего послания президента прошёл непростой пандемический год, и в регионах разные губернаторы справились с ним по-разному. Хотя в среднем по стране коронавирус удалось если не победить, то системно подчинить своей воле. Мы не мечемся в бесконечных локдаунах, как крупнейшие европейские страны, и система работает.

В этот год один из критериев оценки работы губернаторов – как регион справился с соответствующими мерами. И не только с формальной или статистической точки зрения, но и с точки зрения морального здоровья граждан, населяющих эти регионы. Кроме снижения заболеваемости, для глав регионов было важно ещё пройти между Сциллой и Харибдой. Как мы это видели в Москве, например, меры настолько достаточные, чтобы не перейти черту, за которой – резкое недовольство и неприятие. Кстати, мы это видим и в ведущих европейских странах – посмотрите на Германию.

В целом губернаторский корпус с задачей справился, ведь именно на глав регионов была возложена координация событий, им были даны расширенные полномочия для принятия оперативных решений. Президент в послании тоже говорил о том, что ситуация с коронавирусом – важный оценочный критерий.

Второй региональный аспект в послании был очень ярко выражен. О чём бы ни говорил президент, он всегда говорил, что очень важно в равной степени распространять все практики на все регионы. Он произнёс формулу: «Без развития регионов нет развития страны». Это напрямую касается губернаторов. С одной стороны, это значит максимальное содействие федерального центра, реструктуризация кредитных задолженностей региона, которые остаются в наследство, как правило, с прошлого, а то и позапрошлого губернатора. К сожалению, была такая практика кредитования целых регионов, в том числе, в коммерческих банках, что само по себе странновато. А теперь принято решение о реструктуризации этих задолженностей. Дают казначейские кредиты под очень низкий процент на программу развития. И ещё много нюансов, связанных с региональной властью, региональным развитием, тем, что находится в ведении губернаторов.

Я присутствовал на этом послании: все губернаторы, бывшие в зале, громко аплодировали, когда президент обо всем перечисленном вёл речь. Для них это очень важно, это серьёзное подспорье.

Но это, с одной стороны, пряник. А с другой стороны, повышаются меры ответственности. Создавая условия, федеральный центр требует высоких темпов развития регионов. Это касается и инфраструктурного развития, и социального развития, и развития здравоохранения и образования, доступных для каждого вне зависимости от социального статуса. Государство здесь тоже много делает, но многое ложится на плечи руководителей регионов.

 

Кемеровский губернатор Сергей Цивилёв в целом освоился, регион ему достался дисциплинированный, заадминистрированный. С одной стороны, это плюс, а с другой – минус и проблема. Потому что экс-руководитель этого региона Аман Тулеев по старой памяти оказывает влияние на элиты, по крайней мере, пытается это делать. Это не добавляет устойчивости новому губернатору, но он справляется.

Сейчас он в праймериз с Единой Россией в регион подтянет сильных земляков – людей, которые уже состоялись на федеральном уровне. Можно предположить, по его просьбе, многие из них возвращаются в регион и участвуют в предварительном отборе в качестве будущих депутатов, что открывает дополнительные возможности региону.

Например, профессор Финансового университета при правительстве РФ Олег Анатольевич Матвейчев  – известнейший человек, политолог, профессор-философ, который работал на разных уровнях в федеральных структурах, и вице-губернатором был, и в Администрации президента работал: то есть человек состоявшийся.

Сам факт такого участия, с одной стороны, усиливает губернатора, хотя и неизвестно, чем это закончится. Я думаю, что всё будет хорошо, потому что Олег Анатольевич уроженец Кемеровской области – он из города Новокузнецка. Для него это родина, и малой родине надо отдавать долги. Такое приглашение состоявшихся, известных земляков что-то сделать для родного региона очень усиливает главу региона, и, безусловно, повышает симпатии к губернатору местного сообщества, потому что все гордятся известными земляками. С другой стороны, это же укрепляет его в элитах, потому что даёт и для элит дополнительные возможности на федеральном уровне.

 

24 декабря, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2020 года)

Никто не может опровергнуть тезис о том, что уходящий 2020 год прошёл под звездой коронавируса, то есть пандемии COVID-19. Не стала исключением и наша страна. И, конечно, деятельность губернаторского корпуса в первую очередь была сопряжена с организацией в масштабе вверенного каждому из глав региона борьбы с распространением опасного вируса, оперативным реагированием на угрозу эпидемии, наращиванием и поддержанием необходимых медицинских мощностей. И это параллельно с поддержанием систем обеспечения и экономических показателей в пределах качественного уровня, поддержкой экономических агентов и граждан. Всё это, так или иначе, отразилось и на рейтингах губернаторов. Новые вызовы потребовали проявления новых компетенций.

Вторым ярким событием года в нашей стране стали поправки в Конституцию. Несмотря на то, что из-за пандемии общероссийское голосование провели не в апреле, а в июне, подавляющее большинство граждан страны высказались «за».  

Отдельно стоит выделить Москву как столичный субъект Федерации, который принял на себя основной удар пандемии. В целом, несмотря на вынужденные строгие меры весной, столичные власти справились с вызовом, и в Москве удалось взять под административный контроль течение пандемии коронавируса. При том, что экономику 15-миллионного мегаполиса удалось сохранить с минимальными потерями. В основном удар пришёлся по малому и среднему бизнесу, которым оказывается господдержка, в том числе на уровне города. Москва стала первым субъектом, где была развернута массовая вакцинация отечественной вакциной Спутник V.

Во время пандемии мэр Собянин не только руководил оперативными мерами в Москве, но и возглавляет комиссию Госсовета по взаимодействию регионов по борьбе с пандемией. Комиссия Госсовета вместе с госкомиссией во главе с председателем правительства РФ координировали усилия федеральных и региональных властей в непростой эпидемиологической ситуации.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Нынешняя весна для российских губернаторов выдалась периодом серьёзного стресс-теста, я бы даже сказал, экзамена. Впрочем, сами того не ожидая, главы регионов начали подготовку к нему немного раньше, чем коронавирусная пандемия накрыла Россию. Можно сказать, главы территорий ещё с начала года начали вживаться в новую реальность, связанную с усилением роли регионов, которое предполагают поправки к Конституции, пока еще не вступившие в силу. Фактически осталась формальность – провести голосование. Но благодаря поправкам, организационно власти российских субъектов оказались подготовлены к нынешнему непростому формату.

На фоне шествия коронавирусной инфекции главы авансом получили от президента расширенные полномочия, самостоятельность и дополнительную ответственность. В логике самой большой страны мира, огромных расстояний, я считаю, весьма оправданно решение президента передать на региональный уровень организацию мероприятий по предотвращению распространения опасной инфекции.

Конечно, мы наблюдаем разные условия, а потому разную тактику и поведение руководителей. Отчасти те или иные действия обусловлены масштабом заболеваемости: у кого-то эпидемия в разгаре, а каких-то уголков нашей страны она едва коснулась, кто-то перестраховался и поторопился закрыть административные границы (что, конечно невозможно), а где-то система ограничений весьма условная, и это оправданно. 

Именно на региональные власти ложится сейчас огромная нагрузка и ответственность за то, как проходит эпидемия, насколько готово региональное здравоохранение, достаточно ли оборудования, мощностей, специалистов, ответственно ли подходят к своей работе. Каждый губернатор несёт персональную ответственность, халатность недопустима. И отставки марта-апреля прямо или косвенно напоминают об этом.

В регионы из правительства отправлены очень приличные средства для того, чтобы пережить кризисный момент изоляции, продиктованной интересами нераспространения коронавирусной инфекции, и возобновить, с насколько это возможно минимальными потерями, нормальную жизнедеятельность после.

Можно совершенно точно сказать, что в критерии оценки эффективности губернаторов, по крайней мере, этой весной будет добавлен пункт о том, как тот или иной регион справился с пандемией. 

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

Эпидемиологическая угроза со стороны Китая, естественно, всколыхнула общественное пространство этой зимой и поставила перед губернаторами ряд дополнительных неотложных задач, которые, впрочем, укладываются в повседневную рутинную деятельность региональной власти. Подобная эпидемия, конечно, вызов не только для дальневосточных регионов, которые граничат с Китаем, и где постоянно находится довольно много гостей из Поднебесной, но и для крупных туристических «хабов» центральной России – столичных городов.

Впрочем, забота о здоровье населения – это текущая работа для каждого губернатора, одна из составных частей тех обязанностей, выполнение которых априори предполагает должность главы региона. Поэтому контроль над эпидемиологической ситуацией и превентивные меры, которые предпринимаются в этой связи, я бы не назвал чем-то исключительным в жизни губернаторов.

Реорганизация кабинета министров, на мой взгляд, тоже не повлияла в рассматриваемый период на деятельность и самочувствие глав регионов, за исключением тех из них, которые оказались членами правительства (Максим Решетников). Все регламентные взаимодействия региональной власти с правительством остались прежние. При этом конспирологические версии развития событий, которые беспрерывно вбрасываются Телеграм-каналами в связи с новыми властными конфигурациями в Центре, представляют собой не более, чем частные взгляды на куда гораздо более многогранную реальность.

Другое дело, что президентом перед новым правительством поставлены достаточно амбициозные задачи. И в решении этих задач весьма высока роль регионов. Но говорить о каких-то видимых практических изменениях в работе пока рано. Серьёзная комплексная работа ещё только предстоит в среднесрочной перспективе. Сейчас активно дискутируются поправки в Конституцию, которые, я уверен, все будут приняты, и будет организовано всенародное голосование. Тогда-то и возникнут некоторые структурные изменения и изменения функциональные, связанные с усилением роли регионов. Это касается и функций Госсовета, который, как известно, состоит из губернаторов.

К будущим изменениям региональная власть пока готовится морально, возможно, обдумывая уже какие-то технологические решения. А показательные замеры – для понимания, с какой скоростью, и у каких представителей региональной власти изменилось понимание своих собственных функций – на мой взгляд, можно будет делать не раньше конца апреля.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Отставка Дмитрия Овсянникова назревала давно. Он самолично попросил перевести его на другой участок работы. У бывшего губернатора не сложился консенсус с местной элитой, часть которой так или иначе поддерживает фрондирующего Чалого, никак не привыкнувшего к тому, что живет он уже пять лет не на Украине, а в Российской Федерации. Подобные люди как бизнесмены и политики сформировались ещё в той, украинской, действительности и другого опыта, кроме как жить в том «фестивальном» государстве у них нет. Поэтому они по инерции продолжают себя так же ощущать, хотя уже много лет времена другие и государство другое. Отсюда берет свои истоки известный конфликт, который у Чалого был и с предшественником Овсянникова – адмиралом Меняйло. Севастополь достаточно сложное в этом смысле место. С одной стороны, когда Севастополь боролся с украинской властью, они себя чувствовали на волне, а когда, условно говоря, они победили, перестроиться никак не смогли, и продолжают бороться сами с собой.

Я не исключаю, что группировка Чалого уже априори заточена на конфликт и с новым назначенцем – Михаилом Развозжаевым. В любом случае, на сегодняшний день приходится констатировать: Овсянников с ситуацией не справился.

Будем наблюдать, как справится Развозжаев с этими ситуациями и людьми. Но, я полагаю, что он в курсе происходящего и знает, что делать. Надо отметить, что Развозжаев – это такой кадровый резерв президента. В свое время он окончил курсы подготовки управленческих кадров РАНХИГС –  его с полным правом можно назвать топовым антикризисным менеджером. Все помнят, как он проявил себя во время хаоса в Хакассии, когда между двумя выборами разрулил реально опасную ситуацию, связанную с электоральным задором, устроенным зюгановцами. Тогда при неумелых действиях можно было потерять время и, по сути, заморозить регион, сорвать северный завоз и подготовку к зимовке. Выполняя поручение Президента, Развозжаев блестяще справился с задачей. Затем он возглавил Общероссийский народный фронт. Теперь нашлась служба в Севастополе. Подчеркну: непростая. Хотя и на юге у моря, но это не курорт.

Предстоит преодолеть сопротивление части региональной элиты во главе с месье Чалым. Думаю, Развозжаев справится. Я бы даже так сказал: если Чалый не в состоянии понять, что живет в России, а не на Украине, придется ему это объяснить, несмотря на то, что он один из тех, кто присутствовал на торжественном историческом подписании тех самых документов. Он довольно крупный в регионе бизнесмен и продолжает отношения с украинскими партнерами. В отношении его довольно много есть вопросов, а сам он явно рассчитывал на какие-то особые дивиденды, что, видимо, и объясняет его бунтарское поведение.

В любом случае, назначение Развозжаева – не случайное кадровое решение. Человек, зарекомендовавший себя в сложных управленческих ситуациях, хорошо подготовлен, с высокой компетенцией регионального управленца и с федеральным опытом работы в правительстве. Думаю, пока ситуация в Севастополе как в субъекте Российской Федерации не приобретет уверенную устойчивость – Развозжаев точно будет там.

А на повестке дня в Севастополе помимо больного вопроса взаимоотношения элит остается много важных дел, решение которых требует выверенной руки хорошего стратега и управленца, которым является Развозжаев. Это и совместные с Крымом инфраструктурные проекты, и привлечение инвестиций, как государственных, так и негосударственных, и иностранных партнёров. К Крыму и Севастополю активно присматриваются зарубежные инвесторы, несмотря на санкции, несмотря на опасность попасть у себя под какие-то рестрикции, они понимают насколько это место перспективно и до тех пор, когда будут сняты все международные недоразумения, надо успеть занять здесь место.

 

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

Сергей Собянин уверенно сохраняет доминирующие позиции в экспертном и медиаполе столичного региона. И всё это, несмотря на ранний предстарт кампании по выборам городского парламента, и попытки ряда потенциальных участников построить кампанию на острой критике столичного градоначальника.

В городе запущенно несколько знаковых для москвичей инфраструктурных проектов Москвы с РЖД, введено в эксплуатацию несколько новых станций метро. Только этой повестки хватило бы уже для сохранения рейтинговых позиций московского мэра. Но есть много всего другого. Город динамично развивается, и вся популистская критика предвыборного толка тонет в массиве позитивных дел.

————-

«Мусорная» тема становится одним из индикаторов оценки региональных  и местных властей. Вместе с решением проблем мусорного кризиса, свалок, вопросов переработки ТБО, как и прогнозировали эксперты, пришла тема цены «мусорного ведра» для каждого жителя. То есть появился новый индекс цены «мусорного ведра», как бы в дополнение в индексу «продуктовой корзины».

В разных регионах проблему «мусорного ведра» решают по-разному. Конечно,  с особым вниманием региональные власти относятся к таким, на первый взгляд, незначительным, но чувствительным вопросам в регионах, где предстоят выборы в сентябре.

Например, в Вологодской области губернатор Кувшинников выступил с инициативой снизить муниципальные тарифы для граждан на вывоз мусора в дачный период, а для многодетных семей вообще ввести 100% льготу.

Конечно, с увеличением платы за вывоз мусора со стороны муниципальных операторов возрастают и требования граждан к качеству услуг (частота вывоза, чистота мест сбора и т.п.).

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Главным политическим событием 2018 года в Дагестане стали выборы главы республики. В сентябре Владимир Васильев был избран республиканским парламентом, а до того 11 месяцев руководил непростым регионом в качестве ВРИО, назначенным президентом.

За время до выборов, Васильеву удалось завоевать кредит доверия, как местных элит, так и населения в целом. Глава республики сохраняет равноудаленное положение относительно элитных групп, в то же время сохраняя диалог в кризисных ситуациях. Например, при снятии напряженности в противостоянии хозяйствующих субъектов с контрольными органами.

Важным фактором авторитета Васильева в Дагестане стала возможность привлечения в республику для решения социальных задач финансовую помощь в размере 3,2 млрд рублей из Резервного фонда президента России.

Также крайне важным обстоятельством для рейтинга главы республики стало решение Министерства Обороны России о передислокации Каспийской флотилии из Астрахани в Дагестан. Проект по созданию полноразмерной ВМБ в гавани Махачкалы был оценен в 4 млрд. рублей. К декабрю был закончен первый этап работ. Началось перебазирование флотилии и бригады морской пехоты. 

Фактором риска для рейтинга главы республики остается противостояние и разобщённость элитных групп. Что, безусловно, связанно с местными этническими особенностями.

В тоже время, благодаря федеральным связям Васильева, правительству республики удалось получить кооперационные контракты на производство и поставку комплектующих для госкорпораций: АО «РЖД», ПАО «Газпром», «Россети», «РусГидро», «Лукойл», НК «Роснефть». Это создает дополнительные рабочие места и прямо связывается в сознании жителей республики с именем Васильева.

Еще одним фактором риска для главы республики может стать усиление присутствия в Дагестане религиозных групп нетрадиционного Ислама (исламисты, ваххабиты и пр.), что в свою очередь повлияет на социальную температуру дагестанского общества. Попытки манифестаций пока успешно гасятся властями, но риски остаются.

———-

На сегодняшний день видно, что в вологодском регионе происходят значительные события, связанные с переориентированием бюджета в социальную сферу. Вологодской области наконец-то удалось снизить уровень госдолга и направить сэкономленные средства в здравоохранение, образование, ремонт дорог и строительство.

Курс Губернатора Олега Кувшинникова теперь направлен не на затягивание поясов, а на вложения в население и его благополучие. Новым форматом объездов территории Вологодской области стали Градостроительные советы, которые проводит сам глава региона в ходе своего визита. На данном мероприятии принимаются решения о строительстве объектов, ремонтах и реконструкции зданий, дорог. Общая сумма инвестиций в район доводится до населения при помощи интернет-ресурсов, районных газет и местных СМИ.

Согласно федеральной социологии (ФОМ) уровень доверия жителей области к вологодскому губернатору за год вырос на 12%.

Большую роль в рейтинге главы региона играют хорошие взаимоотношения с двумя крупными игроками Вологодской области: металлургической компанией «Северсталь» и химическим холдингом «Фосагро», именно они обеспечивают стабильные пополнения в областной бюджет.

Отсутствие конфликтов с мэрами Вологды и Череповца, говорят о слаженной работе команды на территории. Возможны проблемы с патриархальным Великим Устюгом. Несмотря на то, что именно в этом городе находится самый популярный бренд России — Ставка Деда Мороза, население здесь не любит власть в любом ее проявлении: так сказать — традиция. Этот эффект еще подогревает и слабый глава Великоустюгского района.

В Вологодской области абсолютно нет проблем во взаимоотношениях с силовыми структурами, в отличие от соседней Мурманской области. Здесь нет межэлитных конфликтов, сильных сторонников несистемной оппозиции Навального или ярких оппозиционеров местного разлива.

Большим риском для рейтинга власти можно считать только строительство целлюлозного завода в Череповецком районе. Экологический аспект этого проекта постоянно всплывает в критическом контексте. В оппозицию в этом вопросе встал сам губернатор соседней Ярославской области Дмитрий Миронов, также он подключил к этому вопросу депутата ГД РФ Валентину Терешкову.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Безусловно, Губернатор Алтайского края Александр Карлин играет ключевую роль в управленческой, политической и медийной системе региона. Текущая стадия его деятельности проходит под знаком серьёзного обновления и переформатирования управленческой стратегии. С 1 января 2017 года в крае был осуществлён переход на правительственную модель управления. Перезагрузка системы органов исполнительной власти края способствовала повышению качества управленческой деятельности, принимаемых решений, носящих межотраслевой характер, более четкому и эффективному взаимодействию отраслевых структур. Одновременно произошло и значительное кадровое обновление, укрупнение органов власти, сокращение дублирующих функций и полномочий, что в конечном итоге повысило ответственность управленцев и позволило сэкономить бюджетные средства. Кроме того, новая структура на практике показывает свою адаптивность во взаимодействии с федеральными органами власти, с одной стороны, а также понятность и доступность для муниципалитетов, с другой. Общественные институты позитивно принимают обновлённую управленческую модель, новые лица в команде, новые формы работы. Глава региона при принятии управленческих решений на системной основе советуется с экспертным сообществом. Так, в начале июня указом Александра Карлина был учрежден совет по правотворчеству для привлечения ученых-юристов к экспертизе проектов правовых актов. Развитие муниципальных образований края – лейтмотив в работе губернатора. Глубокое знание социально-экономического состояния муниципалитетов, непосредственный контакт с различными социальными и профессиональными группами, погружённость в бюджетную составляющую составляют сильные позиции руководителя региона в открытом диалоге с муниципальной властью. Губернатор чётко обозначает приоритеты и перспективы совместных действий. Прошедший в мае съезд муниципальных образований края вновь показал консолидацию муниципалитетов на основе предложенной главой края платформы, что приобретает особую значимость в преддверии полномасштабных муниципальных выборов 10 сентября 2017 года. В сложных кризисных условиях продолжает продвигаться инвестпрограмма «80х80», по которой строятся современные школы, театры, учреждения здравоохранения. Активно глава Алтайского края занимается проектами государственно-частного партнёрства и работой на федеральных площадках. Так, федеральные власти поддерживают строительство нового противотуберкулезного диспансера в г. Новоалтайске. С деятельностью Александра Карлина жители края связывают возрождение имиджа Алтая как региона, благоприятного для жизни и работы, рождения детей, отдыха и лечения. В первой половине 2017 года не только не сбавляются, но наращиваются обороты по продвижению инициатив в сфере профессионального образования, здравоохранения, молодёжной политики, туризма. Состоявшийся в начале июня Международный молодежный форум АТР «Алтай. Точки роста» в очередной раз подтвердил высокий уровень федеральной интерактивной, инновационной образовательной площадки.