Белоконев Сергей Юрьевич
Руководитель Департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ. Депутат Государственной Думы V созыва (2007-2011 гг). Глава Федерального агентства по делам молодежи (2012-2014 гг)
Комментарии эксперта:
31 октября, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2023)
Прошедший в сентябре День единого голосования показал высокий уровень поддержки и серьёзные политические амбиции губернатора Хакасии Валентина Коновалова. Несмотря на то, что он – губернатор от оппозиции, партии власти не удалось его сменить. Заручившись поддержкой жителей региона, Валентин Коновалов сумел сохранить пост, избраться вновь и работать дальше во благо Хакасии. Это положительная оценка его деятельности за последние пять лет. И очевидно, что усилий «Единой России» было недостаточно, и региональное отделение не смогло заручиться поддержкой жителей Хакасии.
Причинами успеха Валентина Коновалова стали экономические изменения в регионе в интересах большинства граждан, справедливая социальная политика, сдержанное участие в политических общероссийских инициативах власти.
Также я бы отметил серьёзную положительную динамику, которой удалось добиться в Омской области врио губернатора Виталию Хоценко. В какой-то степени он смог сформировать настроение надежды на будущее возрождение Омской области. Регион очень непростой, в значительной степени депрессивный, даже по сравнению с соседними областями. Хоценко избрал правильную стратегию, которая заключается в открытости для людей. Если ему удастся сконцентрировать усилия власти на лидерстве в экономике военно-промышленного комплекса, то в современных реалиях это может стать хорошей возможностью для рывка в ближайший год.
Вторым прорывным направлением в области может стать сельское хозяйство и агропереработка. Этот сегмент экономики Хоценко хорошо знаком ещё по его работе в Ставропольском крае. И, таким образом, есть надежда, что динамика в регионе может сложиться лучше, чем в предыдущие десятилетия.
Третий губернатор, которого стоит отметить, — Михаил Дегтярев в Хабаровском крае. На федеральном уровне выборы в самом кризисном и бурном в политическом смысле регионе прошли не очень заметно. Там выбирали мэра областного центра Хабаровска. Выдвижение кандидата-«единоросса» — действующего мэра Сергея Кравчука — на фоне протестов трёхлетней давности стало серьёзным вызовом для власти. Стоит отметить, что победа Кравчука, которого поддержал Дегтярев, показывает большую работу команды губернатора, которая сумела переломить негативные тенденции в политических процессах и ускорить социально-экономическое развитие региона.
В короткий период Михаил Дегтярев сумел успокоить протестный край. Нашёл правильные и эффективные меры экономической мобилизации, привлёк федеральные ресурсы, объединил в регионе бизнес — как местный, так и общероссийский. И это стало основой для позитивных изменений. За это и проголосовали хабаровчане, поддержав мэра Кравчука – ставленника губернатора Дегтярева.
30 августа, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2023)
Хочу отметить врио губернатора Запорожского региона Евгения Балицкого, деятельность которого можно охарактеризовать положительно. За последние пару месяцев, находясь в Бердянске, Мелитополе, он принимал взвешенные и эффективные административные решения, взаимодействовуя с предпринимательскими и профессиональными объединениям. Очевидно, что власть видит существующие проблемы. В первую очередь, в сфере безопасности. Внушительно выглядят усилия по созданию нового информационного пространства в регионе. Постепенно выстраиваются чёткие линии, объединяющие Запорожье с большой страной.
В эпицентре событий регионального и федерального масштаба в последнее время оказывается и приграничная Ростовская область. В ряде резонансных случаев жители не заметили присутствия региональных властей. Это было с мятежом группы «Вагнер», когда Ростов-на-Дону был занят, а позиция губернатора по этому поводу никак не прозвучала. А поддержка, которую оказывает Ростовская область ДНР, могла быть более активной. Всё больше вопросов к региональным властям и по поводу падающих ракет. Думаю, недовольство ещё проявится на сентябрьских выборах в областной парламент.
С большим интересом наблюдаю, как Новгородская область выстраивает свой новый облик, поднявшись с нижних строчек рейтингов по экономическому развитию к регионам-лидерам.
Сейчас Новгородская область задаёт тренды и формирует повестку на местном и российском уровнях. За этим стоит личное участие губернатора Андрея Никитина: его активное позиционирование региона на федеральном уровне, готовность быстро мобилизовать усилия и выстраивать новые логистические цепочки. Используя своё географического положение, область работает с обеими столицами, Московской и Ленинградской областями.
На базе Новгородского государственного университета созданы современная технологическая школа и площадка для разработки техники. Новое содержание новгородского университета привлекает лучшие кадры из сибирских городов. На федеральном уровне сегодня оказывается максимальная поддержка развитию производства БПЛА. Об этом, в частности, во время визита в Новосибирск 6 августа говорил первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов. Активное участие Андрея Никитина в разработке БПЛА может привести к новым технологическим прорывам региона.
Пока многие губернаторы проводят лето в отпусках, Андрей Сергеевич создал серьёзный задел работы на будущее. Остаётся надеяться, что команда Никитина будет успевать за его амбициозными планами.
28 февраля, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2023)
Ушедший 2022 год стал настоящим испытанием для российской экономики, её финансовой структуры, промышленных предприятий и различных сегментов. Денежно-кредитная система выстояла благодаря сохранявшемуся большую часть года положительному платёжному балансу, связанному с высокими ценами на сырьё. При этом банковская сфера продолжила свою стагнацию и не активно участвовала в процессе инвестирования российской экономики – прежде всего, её реального сектора.
Бюджетные расходы на прочие цели даже при росте военных расходов не упали – российская экономика продемонстрировала, что имеет значительные резервы. Именно за счёт резервов удалось сохранить стабильность и профинансировать специальную военную операцию на Украине.
В 2023 году, на фоне высокой неопределённости в СВО на Украине, в российском бюджете ожидается дальнейший рост военных расходов, что неминуемо приведёт к секвестру бюджетных расходов, прежде всего, в регионах страны. Таким образом, социально-экономические процессы, вызванные СВО, продолжат доминировать с первых месяцев наступившего года. Как из-за необходимости выстраивать экономику регионов в новых реалиях, уменьшая федеральную поддержку из Центра, так и из-за необходимости работать с общественным мнением на фоне возможных кризисов и рисков, будь то потери мобилизованных на фронте или новая мобилизация в случае обострения конфликта в конце зимы/ весной.
В этих условиях динамичной макрополитики позиции губернаторов становятся уязвимы независимо от размера экономики или запаса прочности того или иного региона. На передний план выйдут скорее политические навыки глав регионов – такие, как быстрота реакции и прогнозирование развития событий, гибкость и умение выстраивать многоуровневые информационные кампании, работая и с элитами, и с обычной общественностью, сохранять «антихрупкость» своих позиций и создавать устойчивые комбинации.
На основе опыта глав регионов стоит предположить, что наиболее готовы к сложному 2023 году такие руководители, как С. Собянин, Р. Хабиров, С. Аксёнов, Р. Минниханов, А. Травников, М. Дегтярёв, А. Дрозденко, А. Никитин. И, напротив, стоит ожидать сложностей и проблем у А. Беглова, Д. Махонина, В. Голубева, С. Меликова, И. Кобзева, В. Лимаренко, Д. Азарова и других.
Прошедший 2022 год стал для губернаторов периодом перехода к ручному управлению в чрезвычайной ситуации.
Если ранее логика взаимодействия «Центр – регионы» определялась Майскими указами, национальными проектами и качеством жизни, то теперь правила игры изменились и, очевидно, будут уточнены в рамках Послания Президента РФ Федеральному Собранию. К ранее обозначенным задачам развития добавляются формы и объёмы участия регионов в СВО и вклад в повышение обороноспособности страны в целом.
Итак, СВО формирует основную тему политической повестки для регионов на 2023 год. Вопросами для проработки станут:
– поддержка мобилизованных и их семей, возможная более масштабная мобилизация при расширении СВО во втором полугодии;
– формирование общественного мнения в регионах и городах в поддержку «народной войны» с Западом;
– мобилизация отдельных секторов экономики и предприятий на более активное участие в повышении обороноспособности страны;
– работа с отдельными сегментами российского общества – лидерами мнений, интеллектуалами/ интеллигенцией и молодёжью.
Как раз первые в 2023 году топовые новости, разгоняемые в российском Интернете с участием региональных фронтменов (например, обращение из Мексики курского регионального депутата Васильева и интервью актёра Смольянинова), являются примерами информационных кампаний объединения «вокруг флага».
Особое внимание Центра в 2023 году будет приковано к регионам, связанным с СВО. Это – первая группа, где ведутся военные действия (Крым, Херсонская, Запорожская и Белгородская области, ДНР и ЛНР); вторая группа, которая активно участвует в СВО в качестве тыла (Кубань, Ростовская, Воронежская, Курская, Брянская и отчасти Волгоградская области, а также регионы СКФО).
С большой вероятностью стоит ожидать усиления этих территорий в экономическом, кадровом и военно-промышленном планах.
Второй темой политической повестки (также и для российских регионов), безусловно, станут выборы Президента РФ 2024 года, которые очевидно превратятся в перевыборы Владимира Путина по плебисцитной модели. С марта 2023 года кампания начнёт набирать обороты, и для регионов это станет логикой кадровых и информационно-политических решений.
Вопросами для большинства глав российских регионов станут:
- Рейтинг доверия президенту в регионе.
- Рейтинг региональной власти и готовность реализовывать политику Центра (СВО и политические реформы).
- Умение поддерживать социально-экономическую, а главное, общественно-политическую стабильность на территории и готовность противостоять внешним вызовам и шокам.
- В середине года будут оцениваться губернаторы в контексте готовности переизбрать Владимира Путина в регионе с результатом более 65-70 % (особенно непросто это будет в случае продолжения неприятностей для российской армии на фронтах во втором полугодии 2023 года и в первой половине 2024 года).
Учитывая все эти факторы, можно предположить, что для большинства российских регионов 2023 год будет непростым, а возможно, ещё более тяжёлым, чем предыдущий. Тем не менее, можно выделить ряд российских регионов, в которых стоит ожидать наибольших трудностей.
Это, прежде всего, Херсонская и Запорожская области, где военные действия будут сопряжены с трансформацией всех секторов жизнедеятельности, связанной с вхождением в Российскую Федерацию. ДНР, ЛНР и Белгородская область, где активно ведутся военные действия. А также Крым, где сильны риски и тревоги в отношении возможной военной агрессии Украины.
При этом ключевые тыловые регионы – Воронежскую, Ростовскую области, а возможно, Ставрополье и Кубань – с высокой вероятностью ждёт кадровое обновление для задействования их мощнейшего потенциала в поддержку воюющей российской армии.
Во второй половине 2023 года в контексте предстоящих выборов актуальным станет обновление двух типов региональных руководителей: старожилов и недостаточно популярных. С расчётом на эффект «новых надежд» могут быть заменены главы в таких регионах, как Санкт-Петербург, Смоленская, Тверская, Астраханская области, Карелия, Хакасия, Чукотка, а также Удмуртия.
Безусловно, участие регионов в выборах в Единый день голосования-2023 и, прежде всего, в выборах региональных парламентов в 16 субъектах станет также дополнительным фактором оценки и возможной замены ряда местных глав. Таким образом, новый 2023 год будет весьма динамичным и непростым для российских регионов, а главам субъектов предстоит проявить все свои таланты, чтобы сохранить поддержку земляков и удержать свои позиции.
31 октября, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2022)
Ростовская область продолжает жить в «мирном» режиме.
Но отсутствие гражданской и отраслевой мобилизации даже на 9-й месяц СВО повышает риски неготовности жителей к вооруженным атакам врага. Ошибочность «мирной» стратегии приграничных регионов уже показывает социально-экономический кризис Белгородской области последних месяцев.
При этом Ростовская область так и не стала ключевым центром ВПК в поддержку российской армии. А был шанс загрузить и возродить старый советский индустриальный потенциал Донского края, который был сильно утерян в последние 10-15 лет.
Отдельным проблемным местом является город Ростов-на-Дону как крупнейший российский мегаполис на Юге.
На фоне динамично развивающейся Москвы и даже соседних Краснодара и Воронежа столица Донского края не имеет внятной стратегии и видимых изменений за последние 10 лет. Особенно в решении транспортных и коммунальных (особенно это касается водоканала) проблем.
При этом уже более 8 лет становится очевидным стратегическое положение города в контексте украинского кризиса. И усилия по повышению безопасности, строительство метрополитена, например, так и получили развития. Никаких решений по укреплению безопасности и развитию инфраструктуры Ростова за 8 лет угрозы со стороны Украины так и не принято.
Первым результатом этой управленческой безответственности стала минимальная роль Дона в военном и военно-промышленном участии в СВО и скромная помощь Донбассу.
Исторически ДНР-ЛНР – часть территории Войска Донского, и социокультурно Донской край мог бы включиться в конфликт и помочь Донбассу не меньше кубанского «Барса» или питерского ЧВК Вагнера. В этой логике можно заметить, что политический класс и руководство Ростовской области не в состоянии ответить на внешний вызов и быть опорой российского государства на Южных рубежах.
29 сентября, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2022)
Конец сентября российским городам добавил турбулентности и роста политической активности горожан. Частичная мобилизация, объявленная президентом Владимиром Путиным, запустила массовые процессы гражданского взаимодействия, ключевой вопрос в котором в большинстве регионов – мобилизация граждан в соответствии с задачами, поставленными президентом.
В ряде регионов/городов военные комиссариаты оказались слишком агрессивны в наборе резервистов, и возникли нарушения, переросшие в рост недовольства и даже стычки с правоохранительными органами. Протестные процессы возникли в Махачкале, отчасти – Южно-Сахалинске и др. Непростая ситуация сложилась в Курске, Симферополе, Белгороде и других территориях. В этих условиях именно местное самоуправление в лице городских администраций, имея связь с локальными сообществами, может сохранить конструктивную коммуникацию и диалог между обществом и властью. И уже первые дни показали, что в таких городах, как Вологда, Тула, Краснодар, Хабаровск и других власти включились в этот процесс и участвуют в контроле за правомерностью деятельности военных комиссариатов. Ближайшее время покажет, насколько разные уровни российской власти, включая мэров городов, смогут выровнять и укрепить коммуникацию между властью и обществом.
г. Вологда стабильно выдерживает риски и вызовы кризисных последних лет.
Администрация города работает на опережение с общественно-политической повесткой, умело соответствуя запросам и тревогам граждан- и даже в федеральной повестке удаётся формировать информационное поле. Так в условиях повышенного внимания к СВО у Вологды есть городской ТГ-канал освещающий события на Донбассе и новых территориях, а также боевые будни земляков с передовой.
В самом городе при поддержке областной администрации продолжает реализация нацпроектов — строятся и ремонтируются больницы, школы, детские сады.
Эта активность на фоне повышения тревоги граждан к федеральным новостям даёт свои результаты — все больше вологжане ориентируются в своих жизненных стратегиях на реализацию в родном городе, растёт количество малого бизнеса и процент выпускников школ выбирающих жизненный путь на территории региона.
31 августа, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2022)
Российские регионы переживают новые вызовы. Будет ли реальный разворот на Восток?
Новая политическая и социально-экономическая реальность 2022 года пока не стала очевидной и кризисной для российских регионов, и это, безусловно, достижение российского правительства и власти в целом.
Экономические показатели и на макро- и на микроуровне вполне смогли стабилизироваться и выдерживать запланированные на 2022 г. уровни.
С другой стороны, на региональном уровне страна даже после 6 месяцев с начала СВО продолжает подчёркнуто не замечать внешних вызовов и оставаться в мирном режиме. Хотя очевидно, что существуют новые задачи: развитие военных технологий, научных исследований двойных назначений; экстренное расширение производства продуктов питания и товаров первой необходимости; укрепление инфраструктуры в приграничных районах и систем безопасности городов и т. д.
Очевидно, что десятки субъектов РФ, приграничных к территории СВО, могли бы более активно включаться в общественные, политические и экономические процессы регионов Донбасса и Восточной Украины.
При этом в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока может более активно готовиться тыловая инфраструктура, в том числе – развитие крупных городов, укрепление стратегических мостов и транспортных коридоров, подготовка резерва профессионалов для участия в СВО и т. д.
Безусловно, часть ресурсов на развитие Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Красноярска, Хабаровска могли быть привлечены из масштабных и, возможно, чрезмерных программ развития столичной агломерации Москвы.
Конечно, новые вызовы ставят новые задачи экономической и отраслевой переориентации на восточные азиатские рынки: это сельское хозяйство и агропереработка Сибири и Дальнего Востока; транспортно-логистические проекты географического центра и востока страны; авиационные мощности и ускоренный выпуск гражданских самолетов, новых кораблей…
Это и многое другое должно получить новый импульс в работе федеральных структур.
Для Свердловской области 2022 год выдаётся насыщенным. К внешнеполитическим вызовам и экономическим испытаниям добавляется некоторая политическая турбулентность, проистекающая из муниципальных, а главное, губернаторских выборов в ключевом уральском регионе.
И если общая геоэкономическая ситуация, несмотря на внешние вызовы, стабильна, то внутриполитические процессы протекают довольно динамично. Факторами напряжения являются амбиции относительно экономически независимых элит региона, а также раскачиваемый в последние годы протестный потенциал городского прекариата.
В этом контексте интересна миссия губернатора Куйвашева в Свердловске и его позиционирование в рамках избирательной кампании. Евгений Куйвашев как и полпредство УрФО, является скорее частью федеральной команды российской власти и в этой связи формирует и поддерживает повестку единой и сильной России.
На этом фоне довольно смелой кажется идея развернуть дополнительную повестку избирательной кампании – борьбу Куйвашева за Екатеринбург с притеснениями на федеральном уровне (публичная пикировка с В. Соловьевым).
При этом основная миссия губернатора Куйвашева несколько провисает в городе – третьей столице России: инфраструктура, благоустройство, метрополитен, стратегия и динамика развития города скорее провинциальны. Когда в Москве за 10 лет построены более сотни станций метро, в Екатеринбурге с советских времён еле функционирует лишь одна ветка.
И в этой связи Куйвашев серьёзно проигрывает мэру Москвы С. Собянину, сумевшему консолидировать требовательный столичный электорат вокруг масштабных изменений в Москве.
На фоне несколько противоречивой кампании Е. Куйвашева просматриваются ещё два кандидата в губернаторы Свердловской области: ставленник региональных кланов коммунист А. Ивачев и дебютант избирательной гонки председатель комитета Госдумы по предпринимательству А. Демин.
Безусловно, именно коммунистический кандидат Ивачев является наиболее опасным для инкумбента – и потому, что в него могут сыграть протестные региональные элиты, а самое главное, потому, что традиционно коммунистические кандидаты – самые недоговороспособные.
Кандидат от партии «Новые люди» А. Демин сформировал наиболее позитивную и прогрессистскую предвыборную программу и пытается привлечь внимание и доверие творческих, деловых и активных людей Урала, молодёжных сообществ.
Безусловно, от этих выборов не стоит ждать неожиданностей, но становится очевидным, что крупные города России заслуживают большего внимания федерального центра и ускорения динамики развития. Особенно на фоне обострения на западных границах страны.
Ростовская область уверенно проявляет себя как крепкий «середняк» в социально-экономическом и политическом плане. Тем не менее, возможности региона остаются нереализованными, что видно невооружённым глазом и подчеркивается динамикой развития соседей.
К традиционно более динамичному соседнему Краснодарскому краю в последние пять лет добавился экономически активная северный сосед – Воронежская область, которая стремительно развивается на фоне депрессивных северных районов Донского края.
Политические и экономические проблемы Ростовской области особенно заметны на уровне крупных городов региона Таганрога, Шахт, Новочеркасска, где многие годы отсутствует политическая стабильность, эффективная муниципальная власть и стратегии развития этих территорий. Обращает на себя внимание и кадровая чехарда, и отсутствие системной работы. Как результат – низкое качество жизни и отрицательная демографическая динамика этих донских городов. И такие экономически малообоснованные шаги, как концессионный проект «новый трамвай» в Таганроге, ситуацию не меняют.
Город Ростов-на-Дону в силу геополитических обстоятельств становится реальным центром Юга России и русского мира, но инфраструктура, а также стратегия развития мегаполиса отстаёт от вызовов времени. Актуальным становится вопрос безопасности граждан города. Отсутствие крупных федеральных проектов в Ростове не добавляет очков властям Дона.
Безусловно, Ростовская область заслуживает более активной динамики развития: это относится как к городу Ростову-на-Дону и крупным городам области, так и к сельским районам, ожидающим более высокого уровня развития предприятий агропереработки.
Всё это подтверждается демографическими проблемами региона на фоне высокой демографической динамики соседней Кубани.
28 июля, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2022)
Российское местное самоуправление в 2022 г. ощущает новый вызов для городов и территорий, связанный с внешнеполитической напряжённостью и начавшейся трансформацией российской экономики. Централизация последних десятилетий предоставила больше возможностей и открыла доступ городам к новым ресурсам в условиях роста экономики России. При этом централизация и бюрократизация местного самоуправления привела к кризисным явлениям в кадровой политике большинства российских муниципалитетов. Так, в последние 5-7 лет в большинстве регионов России произошли аресты и возбуждение уголовных дел в отношении мэров городов и их команд. Кадровое ослабление на фоне усиления силовых структур в стране создало новый риск – качество государственного муниципального управления в РФ.
На сегодня наметился ключевой вопрос российского МСУ: пойдёт ли государство на увеличение финансирования муниципалитетов. Очевидно, что этот шаг уже назрел давно и сегодня он мог бы стать реальным стимулом для развития российской экономики и расширения внутреннего рынка.
Город Хабаровск в 2022 году остаётся вне основных трендов развития страны и не имеет новых идей в развитии, в отличие от нового драйвера дальневосточного региона – агломерации Владивостока. Провинциальность властей Хабаровска всё больше не стыкуется с новыми идеями и проектами динамичной и креативной команды губернатора края Михаила Дегтярёва. Дегтярёв – успешный политический лидер Дальнего Востока, сумевший за два года вернуть доверие власти и перевернуть политические настроения граждан в пользу федерального центра и общероссийской повестки.
Постоянные замечания губернатора Хабаровского края к работе мэрии и неспособность городских властей соответствовать требованиям граждан ставят под вопрос перспективу современной команды администрации города. Безусловно, это сказывается на осторожном отношении хабаровчан к партии власти. «Единая Россия» уже несколько лет имеет худшие позиции в Хабаровске из всех городов Сибири и Дальнего Востока.
28 апреля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022)
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников уверенно управляет столичным регионом Сибири. Первые крупные федеральные проекты при его участии уже развёрнуты в Новосибирске, а это те шаги, которых давно ожидали сибиряки. Развитие Академгородка, новая спортивная инфраструктура международного уровня, продолжение строительства метро – важные достижения. При этом в ручном режиме в условиях глобального политико-экономического кризиса набирает темп работа оперативного штаба Новосибирской области. Вопросы продовольственной безопасности, транспортной доступности, работы служб являются приоритетными. Активно работает блок промышленности региона, моделируются риски экономического кризиса для крупных предприятий. Тут следует упомянуть недавно принятые стратегически важные инвестиционные проекты, предусматривающие общую сумму инвестиций в размере более 62 млрд рублей.
Особенно отмечу стабильные и конструктивные отношения Андрея Травникова с федеральными структурами, постоянно помогающими Новосибирской области. Среди последних таких примеров – выделение значительных сумм из российского бюджета на строительство Чуйского тракта, проходящего от Новосибирска до границ с Монголией и являющегося частью важной международной транспортной артерии.
Губернатор Травников в это непростое время демонстрирует высокую эффективность. Конечно, следует учесть, что далеко не всё находится в руках главы региона, объективная ситуация сегодня крайне тяжелая, но, по моей оценке, то, что должен и может делать губернатор, Андрей Травников выполняет.
28 февраля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2022)
Назначенный новый губернатор Тамбовской области Максим Егоров в свои первые полгода демонстрирует не только богатый опыт кадровой службы в хозяйственных и экономических блоках различных регионов и на федеральном уровне, но и умение выстроить общественно-политический контур работы в регионе.
Открытость власти и активные коммуникации с элитами и простыми тамбовчанами становятся сильными сторонами новой тамбовской власти. Вместе с тем долгосрочное активное развитие региона связано с динамичным социально-экономическим развитием. И здесь – ключевой вызов, ведь Тамбовская область не имеет большого промышленного потенциала, и обеспечение экономическое рывка региона – задача архисложная. Особенно в контексте большого количества внешних вызовов, турбулентности российской экономики в целом – не случайно важной задачей, уже поставленной Максимом Егоровым, является формирование актуальной долгосрочной стратегии развития Тамбовщины.
Не секрет, что последний осмысленный и научно проработанный план развития Тамбовщины был подготовлен ещё командой губернатора Олега Бетина. Но с того момента все внешние условия и возможности региона серьёзно изменились. Таким образом, в первом полноценном году управления регионом перед Максимом Егоровым стоит важнейшая задача – мобилизация всех элит, общественности и производительных сил региона вокруг единого амбициозного плана социально-экономического развития Тамбовщины.
Очевидно, что для дальнейшего развития Хабаровского края губернатору Михаилу Дегтяреву необходимо не только предложить план мощного экономического развития региона, но и определить и подготовить новый слой общественных сил, готовых реализовать амбициозные задачи.
Можно отметить уверенность политического курса губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева в ушедшем году и как результат этой политики – избрание его губернатором жителями края в сентябре 2021 года. Поскольку выборы проходили параллельно с федеральной кампанией по выборам в российский парламент, и отмечалась высокая явка граждан на выборы, результат Дегтярева в столице российских протестов 2020 года показывает масштаб проделанной работы и потенциал избранного губернатора Хабаровского края как политика федерального уровня.
Одной из причин такой поддержки хабаровчан стала проведённая врио губернатора Дегтяревым перезагрузка взаимодействия Хабаровского края со всеми федеральными ведомствами, госкорпорациями, крупными бизнес-структурами. В том числе и на этой основе возникли надежды и уверенность хабаровчан в завтрашнем дне. Но долгосрочный характер этой поддержки зависит уже от темпов экономического развития региона, который может быть обеспечен через консолидацию элиты и граждан вокруг созидательной, инвестиционной, технологической повестки развития Хабаровского края на ближайшее десятилетие. Именно это может стать основанием для прекращения оттока жителей в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и другие регионы России.
Препятствием для этого являются следующие факторы:
– ориентированность местных экономических элит на участие во внешних проектах вместо созидания внутренних бизнес-инициатив;
– отсутствие солидной федеральной экономической политики в регионах Дальнего Востока: советские методы развития Дальнего Востока не работают, а современные эффективные так и не предложены;
– низкая плотность населения Дальнего Востока и невключённость в перспективные азиатские рынки не позволяют приступить к реализации главного конкурентного преимущества этих территорий – близости к новому мировому экономическому полюсу.
23 декабря, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2021 года)
В уходящем 2021-м году укрепилась тенденция ослабления муниципального уровня власти в России. Десятки уголовных дел, возбуждённых в отношении действующих глав муниципалитетов, переходы мэров городов на более спокойные позиции в ряде регионов говорят о том, что проблемы местного самоуправления усугубляются.
Мы видим, например, в Курске переход мэра В. Карамышева в замы губернатора региона; новый руководитель города Таганрога, так же, как и предшественник, является ростовским «варягом»; очередная замена происходит в должности председателя Хабаровской городской думы и т. д.
Общим в этих карьерных траекториях является отсутствие последовательности, осмысленности и системности кадровой политики страны. Сильные и квалифицированные управленцы избегают любых позиций на уровне МСУ.
Долгие годы говорится о том, что федеральное законодательство (прежде всего, ФЗ 131) не идеально, но также очевидно, что и межбюджетные отношения «Центр-регионы-муниципалитеты» являются препятствием для развития экономики страны.
Последние несколько лет реализуются попытки скорректировать ситуацию за счёт федерального финансирования благоустройства. Конечно, в ситуации неравномерного развития страны в этом есть логика. Но стоит менять подход и рассматривать муниципальную экономику как важнейшую часть национальной экономики и возможность увеличить экономический рост за счёт активизации финансово-экономической деятельности в городах и посёлках России.
Интересным кейсом в этой связи является соседняя Украина, где изменили бюджетно-финансовые условия в пользу муниципалитетов и получили положительный эффект.
31 марта, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021)
Город Вологда на карте местного самоуправления России выделяется своей позицией в региональном контексте. И традиционно непростые отношения города Вологды с Вологодской областной администрацией, с доминирующим череповецким началом, накладывали дополнительную ответственность на мэра столицы Вологодчины.
В этом контексте сегодня мэр Сергей Воропанов демонстрирует не только хозяйственную эффективность, но и политическую зрелость, занимая чёткую позицию по отношению к руководству региона, при этом создавая максимальные возможности для города Вологды в федеральных (национальных) и региональных проектах развития.
Несмотря на существующие сложности в работе глав российских городов, включая силовой прессинг и порой чрезмерность надзорных органов, город Вологда уверенно реализует принятую в прошлом году новую Стратегию городского развития.
Как известно, год назад в Вологде успешно прошли выборы в городскую думу, и сформированный состав думы активно включился в созидательные процессы в городе.
Совместно с депутатами и городскими активистами решены спорные вопросы, связанные с благоустройством набережной, организована работа поддержки горожан в условиях пандемии коронавируса.
Начало года становится для мэрии важным этапом возвращения к мирной жизни и восстановления экономических процессов в городе. Именно от возможности команды Сергея Воропанова вернуть экономический рост в городе и создать условия для восстановления бизнесом и предприятиями своих позиций зависят общественно-политические настроения граждан и их готовность голосовать за власть осенью 2021 г.
Очевидно, это понимают и региональные власти, оказывая содействие мэру Вологды в развитии губернской столицы.
Город Хабаровск в ушедшем 2020 году стал новым центром публичной политики России. Протестная активность хабаровчан стала ответом не только на политику федерального центра в отношении всего Дальнего Востока, но и реакцией горожан на застой в развитии города.
В последние годы во всех городах России происходят инфраструктурные изменения, благоустройство городской среды, развитие транспортных, хозяйственных проектов. Безусловно, локомотивом в этом выступает Москва, обладая беспрецедентными финансовыми возможностями.
На этом фоне ряд городов, и в том числе Хабаровск, замерли в 2000-х годах, не показывая динамику развития.
Безусловно, значительную роль в этом играли политические мотивы хабаровских властей до лета 2020 года – и губернатор С. Фургал, противопоставивший себя Центру и всем здоровым инициативам, и руководство города Хабаровска, занявшее индифферентную политику к изменениям. Причиной отсутствия субъектности городской власти Хабаровска стал и политический фактор: партийная ответственность мэра – «единоросса» была ослаблена деградацией политического статуса «Единой России» в регионе в последние годы.
В итоге в Хабаровске до конца 2020 года не замечались масштабное благоустройство и модернизация городской среды. Мэрия города, имея определенные возможности, не запустила важные для хабаровчан проекты – туристическо-спортивный центр Хехцыр, в городе не произошло реновации крупных парковых зон.
Совершенно без движения стоят целые кварталы полуаварийных деревянных домов-бараков.
Очевидно, что современная власть в городе должным образом не взаимодействует с местным бизнесом и с инвесторами.
Новый губернатор М. Дегтярёв в силу ряда причин пока не выстраивает жёсткой политики в отношении городских властей, но после активного погружения в проблематику районов края заметно формируется мнение о кризисе городского развития.
25 февраля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2021)
В Курской области губернатор Роман Старовойт уверенно управляет политической сферой региона, консенсус элит выстроен, и глава региона доминирует.
Выборы в Курскую областную думу, полагаю, пройдут по сценарию власти, и партийные структуры получат свои результаты в рамках сложившегося курского консенсуса.
Но в то же время этот порядок вряд ли создает условия для высокой динамики социально-экономического развития региона.
Губернатор Р. Старовойт демонстрирует технократический стиль управления. При этом достаточно осторожен и не предлагает каких-то новых решений региону и мобилизационных планов
Р.Старовойт является популярным политиком в Курской области, хотя определенный удар по его популярности был нанесен кризисом здравоохранения в ковидный период. Вместе с тем курский электорат довольно подвижный и расстояние от любви до ненависти может оказаться достаточно небольшим.
В Курской области затянулось ожидание населения на улучшение социально-экономических показателей. Новой модели социально-экономического развития региона новой командой не представлено. Низкие зарплаты, отсутствие достойно оплачиваемой работы приводят к вымыванию квалифицированных специалистов из региона. На фоне бюджетного дефицита в регионе эти вызовы рискуют создать порочный замкнутый круг и стать сложнейшей проблемой для власти.
Жители области заждались новых идей для развития, но пока их нет.
Назначение Михаила Дегтярева главой Хабаровского края изначально было воспринято неоднозначно, но с течением времени становится понятно, что новый губернатор в состоянии выстроить системную и долгосрочную работу власти в кризисном регионе России. Уверенный стиль работы Дегтярева вселяет оптимизм в руководящий состав края и формирует настрой на созидательный труд.
Михаил Дегтярев довольно активно решает накопившиеся в регионе проблемы. В ручном режиме и в контакте с жителями одна за другой корректируются системные противоречия, накопленные в последние годы правления губернатора Вячеслава Шпорта и безвременье Сергея Фургала. Очевидно, что этап антикризисного управления первого полугодия «врио Дегтярева» перешел уже в масштабную избирательную кампанию «кандидата в губернаторы Дегтярева».
Активность и работоспособность губернатора демонстрирует факт: у федерального центра скорее всего не будет другого политика более погруженного в проблемы сложнейшего Хабаровского края.
По отношению к губернатору Хабаровского края жители региона разделились на активных сторонников, осторожных оптимистов, а также значительную часть скептиков и оппозиционеров российской власти. Третья группа традиционно довольно большая и сформирована как ответ на отсутствие последовательной политики Центра в отношении Дальнего Востока в последние 40 лет.
При этом серьезных изменений в социально-экономической ситуации Хабаровского края пока не происходит. Актуальным становится увеличение регионального бюджета и повышение зарплат бюджетников. Федеральные компании управляющие активами в Хабаровском крае должны изменить отношение к расходам в регионе. Экономическая ситуация выглядит стабильно, хотя низкие зарплаты в сельской местности и социальное неравенство в регионе создают основу для политических рисков власти. Пока определяющим является факт отсутствия негативных изменений. В случае если врио губернатора удастся объединить ключевых экономических игроков в регионе, стабильность может стать хорошей основой для экономического роста в 2022-2024 гг.
Кризисная ситуация с нефтепродуктами в Хабаровском крае стала очередным вызовом для Михаила Дегтярева. В ручном режиме неприятности удалось решить, но в очередной раз эта ситуация показала системную проблему в политике Центра в отношении стратегически важной территории – Дальнего Востока.
Рост поддержки населением врио губернатора Дегтярёва было отмечено Президентом России на личной встрече и это стало важным сигналом для элит Дальнего Востока.
Губернатор Орловской области Андрей Клычков выстраивает компромиссную политику на фоне конкуренции ЕР-КРПФ-СР, но федеральная избирательная кампания будет повышать неопределенность выборов в ОблСовет.
Но с некоторой уверенностью можно сказать, что выборы в Орловский областной совет будут более конкурентными, чем у соседей.
Губернатор А.Клычков стремится стать прогрессивным управленцем и задает темп в развитии региона. Системные решения в различных сферах жизни региона формируют контуры нового уровня развития Орловской области.
Но население региона к губернатору относится осторожно и пытается примерить на себя его попытки включиться в конструктивное сотрудничество. При этом некоторые группы элит явно раздражены.
На другой чаше весов – более-менее уверенное преодоление Орловской областью кризиса 2020 года. В 2021-2023 гг. Клычков может использовать этот задел для формирования тренда устойчивого развития и выхода на новый уровень вчера еще одного из депрессивнейших регионов Центральной России.
27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)
Российские областные центры в конце мая, в основном, вышли на «плато» распространения коронавирусной инфекции и в ближайший месяц, как сказал Владимир Путин, им предстоит пройти между молотом падения экономики и наковальней новой вспышки эпидемии – санкциями региональных и федеральных властей.
Очевидно в этих условиях тяжелее мэрам городов с развитым малым и средним бизнесом (МСБ). А также мэрам, плохо освоивших ранее современные средства коммуникации с городом. Заметно, что в условиях эпидемии мэрам таких городов, как Казань, Тюмень, Сочи, Саров, Курск, Вологда и другим, начавшим в 2018-2019 гг. осваивать цифровые технологии в управлении городом, интерактивное взаимодействие власти с горожанами, будет легче справляться с чрезвычайной ситуацией.
Отдельного внимания заслуживают областные центры, в которых пройдут выборы горсоветов в ЕДГ 2020 г. Прежде всего, речь идёт о городах-миллионниках: это Казань, Краснодар, Новосибирск, Нижний Новогород, Ростов, Воронеж. Картина в этих городах, безусловно, разная, поскольку различные политические режимы сформированы в этих регионах, но процессы, проходящие там, традиционно остры, особенно можно выделить Новосибирск, Воронеж и Нижний.
Традиционно городские выборы проходят в серьёзной политической борьбе, что связано, с одной стороны, с бизнес-интересами городских элит, а с другой – с задачей ключевых политических акторов, прежде всего, администрации глав регионов, контролировать внутреннюю политику.
Часто политизация городских выборов зависит от расторопности федеральных парламентских партий, сумевших предоставить свою трибуну для городских элитных групп, стремящихся увеличить влияние в городе. И здесь заметны две тенденции: с одной стороны, у парламентской оппозиции за год до выборов в Госдуму-2021 дополнительная мотивация активизироваться, а с другой – в условиях карантина и внезапной цифровой трансформации и политического пространства заметна их растерянность.
В этой связи появляется шанс у новых и малых партийных проектов («За правду», Партия пенсионеров, «Новые люди» и др.), которым, впрочем, они вряд ли воспользуются.
В целом всем городам с грядущими выборами предстоит пройти через дополнительную турбулентность общественно-политических настроений коронавирусного периода.
Особенно здесь под ударом окажутся мэры, которые позиционируются как хозяйственники, прежде всего, таких городов, как Воронеж, Смоленск, Чебоксары, Иваново и других. И, соответственно, более успешными и подготовленными пройдут этот период мэры с большим политическим опытом: Новосибирска, Владимира, Ижевска, Курска, Вологды и др.
В любом случае даже в условиях пандемии ключевой повесткой взаимоотношений избирателей и власти российских городов является качество жизни граждан. В связи со спецификой информационного поля наши граждане и в бедах, и в победах склонны винить федеральный центр. Но вот по состоянию городского хозяйства и благоустройству улиц, отоплению вопросы задаются чаще на местах, прежде всего, губернатору и городскому начальству. К сожалению, в последние месяцы в ряде регионов наблюдается замешательство в деятельности городских властей. Чему примером служат публичные скандалы в Липецке, Нижнем Новгороде, Орле, Охе и других городах. Прогнозирую увеличение таких информационных всплесков в ближайшие месяцы, особенно в городах, где пройдут выборы в законодательные собрания или городские советы.
Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)
Оценивая ситуацию в столице Курской области, нельзя сбрасывать со счетов положение всего региона, который за без малого 20 лет правления ушедшего недавно в отставку губернатора Михайлова, серьёзно просел на фоне соседей, особенно Белгородской и Воронежской областей, прежде всего, экономическом, событийном и статусном плане.
При этом, очевидно, что Курская область имеет серьезный потенциал. В первую очередь, аграрный и агропромышленный. По сравнению с теми же соседями (Белгородской и Воронежской областью) Курская область держит планку по производству зёрна, но уступает по переработке. Яркое отличие здесь в наличии у соседей значительного количества собственных местных производителей и переработчиков сельхозпродукции (Эфко, Белогорье, Белая птица – на Белгородчине; Молвест и ряд других крупных компаний в Воронежском регионе). На территории Курской области — агрохолдинги и агрокомплексы не местные — а межрегиональные и национальные – тот же Мираторг. Как следствие: доход уходит за пределы Курской области.
Другая ключевая проблема региона — уменьшение населения, хотя столичного Курска она касается в меньшей мере. Но вокруг регионального центра – депрессивное кольцо: стагнирующая промышленность и бюджетный сектор (школы, больницы и другие социальные учреждения находятся в упадке). Такое наследство досталось врио губернатора Роману Старовойту. Печальный уход из области определяющих её жизнь игроков – Курскпромбанк перестал быть локальным оператором финансово-экономической деятельности в регионе, усугубил ситуацию.
Но за прошедшие 9 месяцев, и это несомненный плюс его работы, Старовойт берётся за формирование новой повестки, пытается мобилизовать и сформировать новый кадровый резерв области, организовать элиту на активные действия по развитию региона и реализацию конкретных проектов.
От нового губернатора ожидают внятных инвестиционных решений и конкретных планов развития области и с этим уже возникают проблемы у Р. Старовойта. Но все же ключевой проблемой нового руководителя региона является возможность обновить, омолодить элиту, и при этом повысить качество класса управленцев региона, в том числе среднего звена. А это тяжелейшая задача в связи с вымыванием десятилетиями успешных и активных людей за пределы Курской области.
В этом ключе стоит расценивать и появление в качестве градоначальника Курска – экс-депутата Государственной Думы Виктора Карамышева. Это свой человек для региона, он всё здесь знает, и даже на расстоянии, можно сказать, здесь всегда присутствовал. А вот для старой михайловской элиты он, скорее, чужой, и в этом контексте союз Старовойта и Карамышева усилит Старовойта в усилиях врио губернатора по формированию новой команды, которая бы была способна совершить серьезное движение вперед.
Конечно, Карамышеву по субординации придется, так или иначе, подчиняться областной власти. С другой стороны, Роман Старовойт показал себя человеком довольно смелым. Предыдущий губернатор никогда бы не пошел на то, чтобы мэром областного центра назначить такого независимого, сильного и амбициозного человека, как Карамышев.
Конечно, как политолог, я не могу не отметить тот факт, что переход депутата Госдумы на позицию сити-менеджера областного центра города Курска, в первую очередь, говорит о невысоком статусе депутата Государственной Думы. Если лет 10 назад из нижней палаты парламента уходили федеральными министрами или губернаторами, то сегодня, депутаты довольствуются позициями руководителя областного города. Это говорит о том, что статус Госдумы РФ, как и статус отдельного депутата, снизился в последние 5-10 лет.
Некоторые эксперты успели расценить такой ход Карамышева как примерку к креслу губернатора Курской области на перспективу. Но, судя по стандартным назначениям последних 5-7 лет, главы муниципалитетов нечасто перемещались на позиции губернаторов. Не думаю, что для Карамышева нынешняя должность — трамплин для захода на область.
Виктор Карамышев мне видится патриотом города и области, человеком неравнодушным и деятельным. В отличие от парламентской работы – руководство крупным городом – это возможность себя проявить, что-то изменить, улучшить, реализовать прогрессивные планы и проекты. В общем – делать дело, реально изменить ситуацию.
В первую очередь, внимание мэра, на мой взгляд, должно быть направлено на улучшение качества жизни людей и качество городской среды. В Курске ситуация средняя по России, но есть к чему стремиться. Например, к опыту городов-лидеров – таких как Казань, Тюмень, Краснодар. Неплохо было бы обратить внимание и на перспективу развития средних и высокотехнологичных предприятий в городе – сегодня их в Курске практически нет. А в связи с отсутствием подобных проектов, наиболее талантливая молодежь из города уезжает.
Надеюсь, что опыт, который Виктор Карамышев получил на федеральном уровне и его взаимодействие с федеральными структурами, понимание того, как должно идти развитие городских агломераций в формате возможностей на федеральном уровне – он учтёт и использует для развития Курска.
Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)
За последние десять лет Смоленск несильно изменился. Это город, который не имеет внятной городской стратегии, городского развития и это очень заметно. Первопричина такого торможения процессов здесь, на мой взгляд, кроется в неверной кадровой стратегии губернатора области Алексея Островского.
Ситуация, сложившаяся во всей Смоленской области сегодня такова: регион не смог за эти 20 лет вписаться в новые экономические, промышленные, производственные, технологические и геоэкономические реалии. Если находящаяся рядом Калужская область сумела мобилизоваться, найти свои преимущества и за счёт активной деятельности губернатора реализовать свой потенциал, вырасти существенно по всем показателям, Смоленск, в силу ряда причин, не продемонстрировал серьёзных шагов.
Общая экономическая ситуация в России после 2014 года, конечно, сильно изменилась.
Но и в этой макроэкономической конъюнктуре есть регионы, демонстрирующие развитие (например, Тула при А.Дюмине), определив верную стратегию на корпоративный сектор и ОПК.При некоторых плюсах и стараниях губернатора Островского в работе с федеральным бюджетом, с инвесторами Смоленская область не имеет больших достижений. Это связано с тем, что действующий губернатор, прежде чем занять высокий пост, сам не обладал достаточным опытом хозяйственной и экономической деятельности, и в этой части команда, им сформированная, была относительно слабой.
Поэтому и отстранённый ныне мэр столичного города Смоленска Владимир Соваренко был, в первую очередь, не той необходимой городу профессиональной кандидатурой, а просто надёжным и преданным губернатору человеком. Ещё 10 лет назад Соваренко никак не выделялся и не был подающим большие надежды или же эффективным управленцем, не имел должного опыта госуправления.
Выбор его кандидатуры в качестве градоначальника региональной столицы, на мой взгляд, и предопределил судьбу и вектор развития города. Поскольку Соваренко не смог ничего интересного и эффективного предложить и организовать в Смоленске, это стало причиной появившихся противоречий с губернатором и предопределило увольнение мэра.
Налицо две ошибки главы региона. Первая — поставил не очень подготовленного человека на позицию мэра. Вторая ошибка — в итоге его же сам и сменил, а по сути, расписался в своей некомпетентности, за выбор столь неэффективного мэра. На место Соваренко уже прицелился Сергей Борисов, которого тоже эффективным специалистом в области государственного, прежде всего городского, муниципального управления, не назовешь. Огромный пласт хозяйственных вопросов, насколько я понимаю, далёк от этого чиновника. Возникает вопрос: а каким образом он сможет реализовать те задачи, которые стоят перед ним, как в перспективе мэром крупного города?
Я думаю, что в будущем мы опять будет наблюдать ситуацию, схожую с нынешней, и виноват в ней снова будет никто иной, как губернатор, если только у товарища Борисова вдруг не проснутся какие-то недюжинные таланты, как это бывает в русских сказках: «30 лет лежал на печи, а потом вдруг стал великим воином»…
А «поле битвы», и не одно, уже ждут нового градоначальника: необходимо разрулить надвигающийся коммунальный коллапс в Смоленске, не отстать от всей страны во внедрении цифровых технологий в городском хозяйстве и управлении городом, найти варианты стимулирования строительного сектора и новых производств. Иначе отток активного населения в Москву и Петербург из Смоленска продолжится.
Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)
2018 год был непростым для российской экономики, а 2019-й не сулит серьезных изменений к лучшему. Основные доходы российской экономики сырьевые, а второе полугодие ознаменовалось для России коррекцией в сторону снижения цены на нефть. Поэтому есть определенные риски сохранения подобной тенденции и в начале 2019 года. Соответственно ресурс на проведение поддерживающих мер социальной политики будет весьма ограничен. Российская экономика весь год «топталась» около нуля, а по некоторым позициям даже ухудшалась.
Сохраняются внешние риски для нашей экономики от международных санкций и в целом от того, что Россия за последние несколько лет постепенно отключалась от мировой внешнеэкономической деятельности. Наш банковский сектор потерял прежние возможности, в том числе и право брать кредиты в мировой банковской системе. Модель экономического развития первого десятилетия века до 2008 г. и до 2014 г., сегодня не работает. Новый источник инвестиций не найден, как и не сформирована новая экономическая модель для развития страны.
Те очень правильные задачи, поставленные несколько лет назад президентом – по деоффшоризации российской экономики, которые могли хоть как-то компенсировать выпадающие ресурсы и вернуть деньги в Россию, — не реализовываются желанными темпами.
Все перечисленные проблемы, помноженные на жесткую политику российских властей, Центробанка РФ, кабинета министров, не сулят улучшений в ближайшее время. Ситуация усугубляется и внешнеполитической обстановкой у границ (Украина).
Вышеперечисленные трудности напрямую сказываются на ситуации в российских регионах, а также вызывают соответствующую рефлексию населения. Люди голосуют ретроспективно, а ретроспективное голосование приводит к оценке правящей партии власти, и оценки эти ставятся не такие комплиментарные, как ранее. Поэтому, в том числе, в некоторых регионах Единая Россия проиграла выборы разных уровней. И это относится не только к четырем провалившимся кандидатам в губернаторы от ЕР, но и к провалу на выборах в региональные парламенты.
В 2018 году произошла беспрецедентно массовая смена руководящего состава регионов. Департамент политологии Финансового университета при Правительстве РФ на своих экспертных сессиях в течение этого года, в общем-то, предсказал большинство из этих смен. Все они имели определенные причины и были очевидны. Как, например уход губернаторов, давно пересидевших в своем кресле. Это отставка губернатора Курской области, отчасти и уход главы Липецкой области (хотя Олег Петрович Королев реализовал много инновационных проектов). Астраханский губернатор Жилкин был довольно интересен и продуктивен на своей позиции, но последние годы не всегда был последователен в подборе команды на региональном уровне, что, видимо, и сыграло определенную роль в его губернаторской карьере…
Главы регионов, оставшиеся у руля и вновь прибывшие, должны понимать, что скоро ситуация в экономике не улучшится. Должны исходить из того, что государство не пойдет по пути смягчения кредитной политики. Поэтому нужно сконцентрировать усилия на поиске внутренних резервов. Стоит обратить внимание на предпринимательство, опираться на потенциал внутри региона, создавать условия для развития местного бизнеса. Так же стоит обратить внимание на российские корпорации, обеспечив условия для расширения их программ развития. Все это укладывается в рамки поставленной президентом Владимиром Путиным задачи по расширению несырьевого экспорта из России. Те губернаторы, которые могут предложить мировым рынкам высококонкурентную продукцию, должны задаться вопросом – а что может помешать их предприятию, которое находится на их территории, увеличить в разы объем производства? И при выявлении технических или инфраструктурных, кадровых проблем обеспечить их решение.
Губернаторам стоит уделить особое внимание тем сферам, которые будут развиваться вне зависимости от государственных вливаний в экономику: промышленность, образование, здравоохранение и сельское хозяйство. Создать в этих четырех направлениях максимальные условия сильным местным игрокам.
Помимо чисто экономических противоречий заметно обостряется конкуренция между федеральными элитными группами. Мы наблюдаем трения между бывшим руководителем внутренней политики, ныне спикером ГД Вячеславом Володиным и действующим руководством в Администрации президента, курирующим внутриполитический блок. В то же время усиливаются партии парламентской оппозиции – и КПРФ, и ЛДПР, а в Единой России происходит смена элит. Поэтому в ряде регионов можно прогнозировать улучшение результатов оппозиции на выборах, но общей картины этот тренд, думаю, не изменит. Авторитет власти и президента довольно высок. И это будет залогом сохранения консенсуса и стабильности.
————-
Смена губернатора Санкт-Петербурга, несмотря на постоянное муссирование этой темы в течение нескольких лет, произошла несколько неожиданно. Георгия Сергеевича Полтавченко сменил Александр Дмитриевич Беглов. Обе персоны — уважаемые и выдающиеся политические деятели нашей страны.
Тем не менее, такая смена вызывает некоторые опасения.
Во-первых, Санкт-Петербург – это город с традиционно высокой планкой для любого руководителя. Здесь очень требовательные горожане и довольно политизированная общественность. В северной столице сосредоточена масса разнообразных групп интересов, в том числе, и федерального уровня. Отсюда очень пристальное внимание к любым шагам власти.
В этой связи непросто будет Александру Дмитриевичу избираться в следующем году, если он планирует это делать. А насколько я понимаю, он серьезно взялся за вверенную ему работу. Основная сложность Александра Беглова – практически отсутствие публичной практики. А в Петербурге надо быть очень публичным. При этом совмещать в себе человека, который может организовывать положительные изменения в городе и одновременно публичного политика, умеющего их демонстрировать.
В Питере сегодня много инфраструктурных проблем (например, строительство метро), нерешенных вопросов обманутых дольщиков, застройщиков и так далее.
Александр Дмитриевич долгие годы проработал в Москве и, как мне кажется, загвоздкой может стать формирование эффективной питерской команды, которая сможет сходу воплотить и реализовать необходимую северной столице инновационную политику. А времени не так много и задача ближайших недель, собрать такую команду и в ближайший год показать петербуржцам, в каком направлении Александр Дмитриевич собирается развивать Санкт-Петербург.
Против А. Д. Беглова играет и такая нервная тема во взаимодействии Петербурга и Москвы, как серьезное отставание первого от второго. Питер не согласен на роль отстающего. Горожане будут требовать именно столичное качество жизни. Поэтому врио губернатора придется конкурировать не столько с другими кандидатами, сколько с Сергеем Семёновичем Собяниным, который задал темп динамичного развития Москвы.
Май 31, 2016| Национальный Рейтинг Депутатов (№5, май 2016)
Нового в идее праймериз ничего нет. «Единой Россией» эта система отбора применялась еще 6-7 лет назад. В этот раз она впервые реализована в масштабах всей страны в ходе федеральной кампании. Но, поскольку это не голосование, я не уверен, что многие отнеслись к нему серьезно. Да это и не нужно, потому что праймериз имеет смысл для мобилизации ядерного электората партии «Единая Россия». К сожалению праймериз показал, что электорат, мобилизуется прежде всего административным ресурсом, поэтому эффект от него не настолько значимый, сколько мог быть. Об админресурсе и «управляемости» выдвижения кандидатов говорит и то, что даже через несколько дней не объявлены победители во многих регионах. Но, конечно, «Единая Россия» сделала очередной шаг к убедительному выступлению на выборах в нижнюю палату парламента, которые состоятся в сентябре. Во многом этот шаг и эти результаты будут вызваны двумя вещами: и, кстати, отнюдь не праймериз. А, в первую очередь, восстановлением приемлемых цен на нефть в районе 50 долларов, предопределяющими развитие экономики и развитие социального сектора. Деньги есть, что не говори! Во-вторых, конечно, полной неэффективностью оппозиционных партий. По большому счету Кремль сегодня проводит политику централизации политической системы в рамках одной партии. Праймериз ЕР не решал задачи развития многопартийности и борьбу идей и команд за развитие страны. Поэтому пока уверенно говорить о положительном эффекте данного мероприятия для политической системы России в долгосрочной перспективе еще рано. Положительный эффект для «Единой России» очевиден.