STANСтановой Андрей Валерьевич

Политолог, генеральный директор Центра политического консультирования (г. Ярославль)

 

 

 

Комментарии эксперта:

30 ноября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2021)

Несмотря на смену главы региона, преемственность курса бывшего губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова сохранена. После прихода врио губернатора Михаила Евраева не ушёл в отставку ни один крупный чиновник уровня замгубернатора. Были корректировки в одном департаменте, но они планировались с апреля. В этой связи, надо полагать, и позиции мэра Ярославля остаются стабильными.

Первые заседания представительных органов местного самоуправления, которые состоялись уже при Евраеве, показывают, что финансирование федеральным бюджетом различного рода проектов в Ярославле идёт опережающими темпами, его объёмы гораздо больше, чем у других муниципальных образований. За последний месяц бюджет города вырос на 700 млн, а бюджет Рыбинска, например, сократился на 120 млн.

Сейчас врио губернатора вникает в повестку, предлагает оптимизацию по ряду моментов, например, в транспортной реформе. Судя по протоколу поручений и самих эти заседаний, можно сделать вывод, что идёт конструктивное предложение улучшить ситуацию, разобраться в проблемах, а не раскритиковать кого-то и поменять.

Ярославль и раньше был в центре внимания не только потому, что половина жителей региона живёт здесь, но и потому что мэр города – эффективный технократ.  Достаточно сказать, что при плановом ремонте 2021 года в 25 км дорог по проекту «БКД» благодаря активной лоббистской работе мэра и Губернатора – удалось «выбить» дополнительные средства – в и итоге отремонтировать 32 км. дорог, более чем на 20% больше. И это, не считая отдельной инициативы В.Волкова по проведению 22,2 тыс. кв. м. ямочного ремонта (отремонтировано 31,1 тыс. ям на городских дорогах).

К сожалению, средства массовой информации Ярославля и области не всегда отражают объективную оценку. Некоторые политизированные эксперты любят писать, что в Ярославле у нас был огромный протест на голосовании осенью, и «Единая Россия» провалилась. Это очень принципиальный момент. Мы провели анализ, посмотрели итоги выборов, касающиеся «ЕР»: в Ярославле за «Единую Россию» проголосовал больший процент (+2%), чем в Рыбинске (-5%). Это лучше, чем в Тутаеве, лучше, чем в Ростове, и даже лучше, чем в таких маленьких райцентрах, как Большое Село. Если мы город Ярославль, как городскую административную единицу, сравним не с N-ским районом, где всегда на голосовании более лояльны, а с равнозначными по статусу административными образованиями – городами и райцентрами, то в Ярославле впервые с 2003 года процент партии власти стал выше, чем в райцентрах области.

Были и различные попытки актуализировать перед губернатором некие проблемы строительного комплекса Ярославля. Например, на первом заседании по благоустройству один замгубернатора сказал, что в Ярославле – срыв сроков ремонта детских садов. Губернатор, чтобы лично разобраться (это – огромный плюс), выехал на объект – это два детских сада на улице Дядьковской, выяснил, что никакого отставания по срокам нет, и все вопросы к мэру по этому поводу сняты.

С учётом абсолютной преемственности курса Дмитрия Юрьевича Миронова, что сейчас мы наблюдаем, позиции мэра как были высочайшими, так высочайшими и остаются.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

На мой взгляд, губернаторские позиции Дмитрия Миронова достаточно крепкие. Он быстро, и при этом основательно зашел в регион, задал экономическую и политическую повестку, имеет поддержку федерального центра. Команда Миронова продемонстрировала высокий КПД – 2 года назад бюджет области составлял 53 млрд. рублей. Сегодня он перевалил за 70 млрд. рублей. Это достаточно большой рост, особенно на фоне многих других регионов. 

Региональному правительству удаётся держать ситуацию в экономике региона под контролем. Рост промышленного производства за прошлый год составил 14%. Это огромный показатель – в среднем по стране он около 2%. В регионе идут структурные изменения в экономике региона, идёт централизация системы ЖКХ и прочие позитивные перемены.

Правительство Ярославской области под руководством Дмитрия Степаненко очень активно осуществляет диверсификацию региональной экономики – наш традиционно машиностроительный регион активно развивает сферу АПК. Множество инвестконтрактов заключается с аграрными предприятиями, идёт очень динамичное развитие аграрного сектора, который становится мульти-специализированным: начиная от аграрного кластера и заканчивая посадками картофеля. 

Несмотря на то, что в целом по стране происходят некие негативные перемены в экономике, а как следствие рост оппозиционных настроений, тем не менее, в Ярославской области это заметно не так сильно, как, например, в соседней Владимирской.

Ярославская область, которую всегда называли столицей протеста, на выборах 9 сентября показала лучший результат в Центральном федеральном округе за партию «Единая Россия». Сотрудничество команды Миронова с наиболее эффективными местными политиками  – хороший пример синергетического эффекта в деле обеспечения стабильности региональной политической системы.

В области нет конфликтов между региональной властью и местным самоуправлением, штатно проходят назначения глав администрации городов и районов.

По большому счёту, благодаря профессиональной работе команды Миронова-Степаненко у нас в регионе все достаточно ровно. Хотя, конечно, Ярославль не остался в стороне от протестов, связанных с федеральной пенсионной реформой и связанного с ней федерального негативного политического тренда. 

На пике своего рейтинга Миронов имел уровень доверия среди жителей порядка 70%. Количество не доверявших ему не выходило за рамки двузначных чисел. Сегодня позитивный рейтинг губернатора порядка 50%, а недоверие выражают около 20% респондентов. То есть рейтинг по-прежнему существенно превышает антирейтинг. Рост антирейтинга связан не столько с федеральной повесткой и какими-то событиями внутри области (проблема «московского мусора» и т.п.), а элементарно мы наблюдаем фактор окончания «медового месяца» губернатора: его назначение Путиным в июле 2016-го; новое правительство в сентябре 2016-го; приезд Путина в ноябре 2016-го; приезд Путина 1 сентября 2017-го, тогда же в сентябре выборы с мощной кампанией. Мне кажется, на самом деле это не столько следствие протестной волны, а скорее произошла логичная коррекция рейтинга.

Одно из заметных событий последнего времени – смена мэра Ярославля. На мой взгляд, по одному этому событию нельзя судить об общей картине во всем регионе. Ярославль, конечно, столица, но большая часть ее бюджета (2/3) формируется субсидиями, субвенциями, дотациями регионального бюджета. Замена мэра в этой связи никаких экономических и политических подвижек не привнесёт. Безусловно, фигура Владимира Слепцова обладала некой самостоятельностью в принятии тактических решений на местном уровне. Но не стоит в этой отставке искать какой-то конфликт между ним и Дмитрием Мироновым. Все решения, которые принимало правительство даже по отъему полномочий у города на региональный уровень (передача на уровень региона полномочий по водоснабжению и водоотведению, ситуация с мусорными полигонами и т.п.), Слепцов выполнял беспрекословно. Он был совершенно системен и лоялен.

Смена мэра Ярославля связана только с тем, что губернатор решил назначить более эффективного менеджера – Владимира Волкова, который отлично зарекомендовал себя в третьем по величине городе области – Переславле-Залесском. Его успехи не идут ни в какое сравнение с малоэффективной и весьма спорной деятельностью Владимира Слепцова в Ярославле, в которой было больше эпатажа, нежели реальной работы в интересах горожан. Смену руководства города Ярославля я рассматривал бы в этой связи как естественное и разумное повышение качества муниципального управления в крупнейшем городе области, в чем, естественно, напрямую заинтересовано руководство региона.

 

Февраль 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2017)

В деятельности губернатора Ярославской области Дмитрия Юрьевича Миронова, назначенного в конце июля 2016 года, уже можно подвести некоторые итоги.  Первое и положительное в том, что Миронов сформировал команду, куда вошёл председатель правительства Дмитрий Степаненко, а также новые заместители, реформаторская деятельность которых уже весьма заметна в регионе. Хотелось бы отметить, что на этапе погружения в ситуацию со стороны новых властей не было размытой неясной политики. Уже с конца ноября — начала декабря 2016 года команда губернатора принялась разрабатывать и с разной долей оперативности и эффективности внедрять различные новые практики в жизнь нашего региона. Самая главная для нас – это бюджетная сфера. Впервые с 2008 года был сформирован бездефицитный бюджет. Более 15 млрд. рублей заёмных кредитов под немаленький процент заменены под более удобные кредиты федерального бюджета. Налажена эффективная схема дотирования местных бюджетов. Сохранен, так называемый, «депутатский миллион» — а фактически, полтора – сохранено инициативное бюджетирование по поправкам в региональный бюджет депутатами. То есть, нет покушения на потенциал представительного корпуса региона. И, наконец, планируется расширение адресной инвестиционной программы региона до 1,5 млрд рублей. Медленно, но неумолимо привлекаются федеральные средства – 3,6 млрд. только за первый месяц 2017 года. В сфере ЖКХ наблюдается жёсткая схема централизации процессов. Если раньше каждый муниципалитет из 20 разрабатывал свои правила благоустройства, то сейчас, по предложению Миронова, будет создана упорядоченная система общих принципов благоустройства муниципальных образований. В декабре был принят закон Ярославской области, согласно которому ряд полномочий местного самоуправления, в частности, по водоснабжению и водоотведению, с 1 января 2018 года будет передан на региональный уровень. Проделывается огромная работа по привлечению средств в дорожный фонд, что очень значимо для нашего региона.

В сфере взаимодействия с органами местного самоуправления Миронов демонстрирует индивидуально проработанный подход. Ряд глав фактически отправлен – де-юре ушёл в отставку. С 21 сентября 2016 года в Ярославле появился новый и.о. мэра. Владимир Витальевич Слепцов начал эффективно руководить городом. Это соратник Миронова, совершенно системный человек, член команды губернатора. Сложил свои полномочия глава Тутаевского района. Теперь им руководит знакомый местным жителям Дмитрий Юнусов. Из Подмосковья в Переславль привлечён эффективный менеджер Владимир Волков – так как бывший мэр Кошурников заключён под стражу. Главой Угличского района назначен эффективнейший глава соседнего Мышкинского района Анатолий Курицин. В кадровой политике наблюдается и практика привлечения в регион новых менеджеров, и назначения бывших руководителей, и горизонтальных ротаций, когда глава небольшого восьмитысячного Мышкина, становится главой 40-тысячного Углича. Это здравый эффективный подход. 

Канал двусторонней коммуникации с местными элитами и муниципальными образованиями командой Миронова налажен. Ярославская область ушла из периода, когда губернатор вникал в повестку, и перешла к этапу полноценного развития с новыми практиками новой команды. Профессионалы, которых собрал губернатор, являются носителями новых схем работы с областью. Например, по каждому инвестиционному объекту составляется дорожная карта. Этот в хорошем смысле слова нахрапистый подход приносит региону пользу.

Многие сейчас говорят о формировании контр-элиты на местном уровне. Осмелюсь сказать, что это не совсем так. Она формируется на уровне административного центра — в Ярославле. И больше связана не с фамилией Миронова, а с начинающейся кампанией в местный парламент. Между тем, губернатору удалось найти общий язык с областной Думой, с которой сначала не было взаимопонимания — решён вопрос с водоотведением. Легкого саботажа среди депутатов уже не наблюдается. Рейтинг Дмитрия Юрьевича существенно вырос и по области составляет порядка 55-60 %, в полтора раза превышая рейтинг предшествующего губернатора. Рейтинг российского лидера не обрушился — более 85% — народ не разочарован, что Путин прислал в Ярославскую область Миронова. Конечно, острые моменты, наверняка, еще возникнут, но в основе их будет лежать не региональная, а городская политическая повестка.