Маркелов Сергей Николаевич
Политтехнолог, политический советник, директор Коммуникационного агентства «МаркеловГрупп»
Комментарии эксперта:
Июнь 27, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2024)
После назначения президентом врио губернаторов пяти регионов (Кемеровской, Курской, Калининградской, Тульской областей и Хабаровского края) все политологи принялись анализировать механизмы назначений. В результате эта тема очень заиграна разными интерпретациями. При этом аналитики хватаются за самое очевидное. Например, объясняют, что врио губернатора Хабаровского края назначен Дмитрий Демешин, который ранее занимал пост заместителя генерального прокурора РФ, потому, что в крае не стабильно. А назначение Алексея Беспозвоночных врио губернатора Калининградской области связывают с «Ростехом» и Сергеем Чемезовым.
Сегодня очевидно, что в процессе поиска и продвижения кандидатур в губернаторы задействованы федеральный центр и областные власти, а также лоббистские группировки. А вот лифт в губернаторы из мэров уже давно не работает. И это ещё одно доказательство того, что при выборе губернаторов используются не политические, а административные инструменты.
Май 30, 2024 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2024)
По поводу института мэрства я настроен скептически. С одной стороны, вышестоящие власти демонстрируют внимание к вопросам муниципального уровня, но, с точки зрения смысла, вопросов к нему много. И по старой русской традиции мэры крутятся, как могут.
К настоящему времени сложилась своеобразная конструкция: ответственность у мэров есть, а ресурсов для решения проблем – нет. Из всего инструментария – разъяснительная работа. И никакой поддержки, кроме дружеского похлопывания по плечу. Конечно, в областных центрах ситуация немного отличается в силу местного законодательства и другой специфики, но в целом у мэра, кроме политической психотерапии, в арсенале ничего нет.
Он, конечно, может выступать возмутителем спокойствия. Если это будет полезно для внутренней политики, сигнал будет оценён положительно. А если зайдёт за красные линии, то получит по шапке.
В случае с весенними наводнениями, от которых пострадали города, встретились две стихии – природная и властная. Природная стихия, как известно, непредсказуема (бог дал – бог взял). Влиять на наводнения сложно, это форс-мажор в любой стране. Местная власть пытается управлять ситуацией через профилактику, но усилия не всегда эффективны. Чиновники находятся в заведомо проигрышном положении – приходится управлять неуправляемым.
Поэтому основная позиция мэра при катаклизмах – мальчик для битья. Остаётся только управлять информационными потоками. Сигналы вверх – докладывать губернатору и получать копейки, которые выделяются из федерального бюджета. Эти деньги совсем не адекватны социальным потребностям и масштабам бедствия (затопленные дома, дворы, погибший скот). Дополнительно иногда удаётся получать помощь местных предпринимателей – заборы поставить, воду откачать и т. п. А сигналы вниз – это вести разговоры о том, что будем исправлять, искать ресурсы и т. п.
Пострадавшие жители лоб в лоб сталкиваются с системой. Меры, которые сверху принимаются, чтобы помочь в ситуации стихийных бедствий на местах, часто приводят к усилению контроля за действиями мэров. Такое давление на муниципальную власть приводит к тому, что кандидатов на мэрский пост становится всё меньше, а в каких-то городах их уже совсем нет.
Власти пострадавшего от паводка Кургана находятся в сложном положении. Единого решения проблемы нет, оно многоцентричное – это и работа городской администрации, и МЧС, и социальных служб. Но ответственность за аварийно-восстановительные работы, которые продолжаются до сих пор, во многом лежат на главе города и городской администрации.
Прежний врио Анастасия Аргышева возглавила администрацию Кургана не совсем по своей воле. Из-за давления и контроля сверху мэрскую должность не случайно называют «расстрельной». Не удивительно, что достойных кандидатов на пост мэра Кургана искали полгода. Ответственность – огромная, а ресурсов и помощи нет. В апреле Аргышева ушла в отставку, её сменил новый врио – Юлия Гурьянова, которая была замглавы и директором департамента социальной политики. Затем кресло мэра занял Антон Науменко…
Закономерно, что при дырозатыкании, когда реализуется сценарий «выбираем из имеющихся, а не из лучших», ситуация в управлении городом видимым образом не меняется.
Февраль 29, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2024)
Понятно, что президентская кампания — это смотрины губернаторов, и среди них есть внутрицеховая конкуренция.
Всего существуют 4 группы губернаторов. Первая — супер-отличники, в которую входят Татарстан, Чечня и Кузбасс. Вторая – хорошисты: это регионы, которые выполнят кремлевскую норму (80%). Третья — троечники, которые проявляют неадекватное понимание реальности или прокрастинируют. Будут и явные аутсайдеры, которые покажут небольшой прирост явки.
Отдельно конкурируют полпреды. Среди первых — дальневосточный Юрий Трутнев, которому важно представить как можно больше губернаторов – отличников в своём округе. Задача полпредов сейчас — перейти на новый уровень, пользуясь скорыми кадровыми изменениями на уровне министров, заместителей министров и руководителей департаментов. Для многих из них это последний шанс найти своё место под федеральным солнцем.
Специфика текущего момента состоит в том, что результаты выборов в регионах будут оцениваться с точки зрения органики. То есть, если губернатор для обеспечения нормативов задействовал административный ресурс и давил на бюджетников, а агитационную работу свёл к развешиванию баннеров, к нему появятся вопросы.
Радий Хабиров — губернатор-романтик, для которого не очень естественно работать с политическими проблемами и вообще быть политиком, то есть находиться в конфликте. При всем уважении к нему, это — не его природа.
Хабирову удобно, что ему помогают. Он из тех руководителей, которые пользуются внешним контуром, — аппаратом президента, силовиками. Хотя из него и пытались делать героя: он демонстрировал брутальность и вёл трудные переговоры.
Возможно, Хабиров не ухудшил ситуацию в республике. Но он ведёт себя как тихий политик, лучшее поприще для которого — быть звеном большой цепи. А для театра политических действий нынешний глава слабоват.
У его соседа Рустама Минниханова тоже случаются ЧП и глобальные проблемы (аварии, стрелок в школе, экологическая ситуация), но он разруливает их, не допуская паники в республике и политических травм для себя.
И хотя кажется, что Хабиров всё делает правильно и контролирует информационное поле, после каждого решения возникает многоточие. Когда нужно решать проблему кардинально, он оставляет тлеющий уголёк. Но кабинетов на Старой площади много, место найдёт. Когда в информационном поле начинает гулять слух, что нашли следующего руководителя, вопрос замены становится чисто техническим.
Декабрь 27, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2023 года)
Для начала я бы обозначил критерии оценки губернаторов. Ими могут быть, во-первых, встречи с президентом. И во-вторых, участие в скандальных историях, и вообще мелькание в информационном поле.
У мурманского губернатора всё хорошо. В июле, завершая рабочую поездку в Мурманскую область, Владимир Путин провёл встречу с главой региона Андреем Чибисом.
Не предъявляют претензий к главе ЯНАО Дмитрию Артюхову. Молодой губернатор пока управляет ситуацией.
Что-то отчебучил самарский губернатор Дмитрий Азаров, какие-то вопросы были к Олегу Кожемяко, хотя полпред Юрий Трутнев старается беречь дальневосточных губернаторов.
С главой Бурятии Алексеем Цыденовым связаны скандалы и внутренние конфликты. Он – достаточно молодой, быстро реагирует на запросы центра, но оставляет местные проблемы без внимания. Из последнего – умерщвление несчастных безнадзорных собак. Этот скандал и регулярное мелькание в информационном поле формирует его негативный образ. Плюс нищета региона, конечно.
Губернатора Забайкальского края Александра Осипова я бы назвал не очень системным: он то провалится, то вырулит. Москва помогает, но в Забайкалье можно быть либо народным, либо чисто техническим главой.
Управление Тывой практически под внешним патронажем, хотя все дела делаются в самой республике. Но кубышка маленькая, а чиновников много, отсюда – производство скандалов разного уровня.
В Омске произошла замена губернатора. Ушёл «справедливоросс» Александр Бурков. Новый глава Виталий Хоценко, прошедший ДНР, начал с пиара и пытается быть народным, обнимается с бабушками. Глобально в проблемы не вник, в скандалах ещё не замешан. Судить рано, идёт букетно-конфетный период. Куда этот период вырулит, неизвестно. Но миграция населения большая, в том числе в Казахстан.
Александр Моор, губернатор области-донора, плотно встроен в тюменскую матрёшку. Он явно выше среднего уровня. И замы по внутренней политике у него соответствующие – грамотные специалисты.
Евгений Куйвашев остался при своих, двинуться дальше пока не может. Ситуация в Свердловской области напоминает тесто. Отскоков и движений – нет.
Челябинский Алексей Текслер – технократ. Пытается выруливать, но основные проблемы (например, с экологией) прячет.
Глава Красноярского края Михаил Котюков пришёл на место сбитого летчика, который был замешан в скандалах и подал в отставку. Новый губернатор поставил своего мэра, но себя ещё не показал. Будет пользоваться ресурсами федерального центра.
Губернатор Республики Коми Владимир Уйба – не воин, замечен в скандалах. Деньги от него отключены. В администрации постоянная кадровая текучка.
В центральной полосе можно выделить Андрея Воробьева. Он, как и Собянин, был переизбран. Выборы были чисто информационной кампанией. Что ожидаемо: Москву и Подмосковье будоражить нельзя.
Также стоит сказать о губернаторе Белгородской области Вячеславе Гладкове, который работает в условиях приграничной зоны и активно взаимодействует с федеральным центром.
Беглова, губернатора Санкт-Петербурга, спасает прямая дружба с Путиным. Элиты устали с ним бороться. И Александр Дмитриевич это хорошо понимает.
21 декабря, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2023 года)
Сильных мэров и вообще тех, о которых можно разговаривать, осталось немного. К таким можно отнести мэра Тюмени Руслана Кухарука, который однозначно имеет политическую перспективу. Второй год ему предлагают разные должности, в том числе губернаторские. И он, возможно, ждет солидного репутационного предложения. В Тюмени все хорошо: бизнес договорился между собой, выборы в городскую думу прошли успешно, в тени губернаторской кампании. Конечно, не обходится без определенных трений. Точкой напряжения между губернатором и мэром стала реновация, объявленная мэром. У нее есть свое название, но проект задуман по типу московского: переселить людей из домов старой застройки в новое жилье. Народ забастовал и периодически собирает подписи. Но Кухарук удар держит и переживет это, так как, несмотря на определенные вопросы к нему, находится в «тюменской семье», которая поддержит и поможет.
Хорошо развивается Челябинск, где мэр – Наталья Котова – тесно работает с губернатором, который главные проблемы (например, экологию) не очень афиширует. Стоит сказать также, что, как бы он не развивался город, его судьба – находится в тени Екатеринбурга.
И, конечно, мэр Сергей Собянин традиционно на хорошем счету. Будоражить столицу нельзя. Там все спокойно.
В Свердловской области сложилась тюменская команда – губернатор Евгений Куйвашев и мэр Алексей Орлов, оба из Тюменской области. Городское управление обходится не без скандалов, последние были связан с выборами в городскую думу и уралмашевской темой. Председателем Екатеринбургской городской думы стала Анна Гурарий. Она малоизвестна, не очень опытная и достаточно молодая, что наводит на мысль, что ее назначили для того, чтобы старожилы решали вопросы между собой самостоятельно. Остальные события в городе – выставки вооружения, скандалы с Ельцин-центром – уже не играют существенной роли и не привлекают внимания. Устарело. Нет особого движения и прорывов. Тесто.
Калининград управляется фактически губернатором Алихановым, который пытается восстановить логистику и делает какие-то заявления про кольцо врагов. Но особых продвижений нет.
Главу Санкт-Петербурга Александра Беглова выручают хорошие отношения с президентом Владимиром Путиным. Большинство вопросов снимаются. А элиты уже устали с ним бороться, и Беглов это очень хорошо понимает.
30 ноября, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2023)
Зима пришла, как всегда, неожиданно. Но плохая подготовка города к зимнему сезону не связана с тем, что губернаторы обесточивают мэров, как, например, пермский губернатор Дмитрий Махонин. Если говорить о средней температуре по больнице, то, если губернатору хочется манипулировать и обнулить мэра, это сделать несложно. А если нужно тянуть лямку вместе с мэром, они её тянут. Как, например, губернатор Курской области Роман Старовойт и мэр Курска Игорь Куцак, которые дудят в одну дуду.
Есть и особенности отдельных регионов, где губернатор, к примеру, хотел мэра из силовиков, а местный олигархат продавил своего кандидата. Губернатор говорит такому мэру: теперь со своими олигархами и решай, где ты будешь брать технику, лопаты и мётлы для уборки. И если мэр зашивается с отоплением и уборкой снега, а губернатор геройски помогает и выступает в роли местного Шойгу, то это – вопрос к политической совести губернатора.
Централизация власти не касается конкретных сезонных вопросов снегоуборки и отопления. Вместе с ними, через запятую, можно поставить и многие другие вопросы города. Всё зависит от политической коммуникации.
Самару лихорадит. Главная причина турбулентности: губернатор Дмитрий Азаров понадеялся на поддержку Москвы и недооценил риски усиления своей власти. Конечно, отношения с федеральной властью важны, но не менее важно уметь договариваться с местными силовиками. Или не договариваться, но тогда надо быть готовым взять на себя за это ответственность. Это – вопрос сдержек и противовесов.
Так как Азаров разбалансировал систему и сейчас получает от надзорных органов, ситуация в областном центре напряжённая. Особенно напряжены первые пятнадцать чиновников области и областного центра.
Пока есть возмущение, расходятся круги на поверхности, и они могут дойти и до мэра Самары Елены Лапушкиной. Всё может затихнуть, но реакция, тем не менее, будет. Куда всё вывернется, сейчас никто не понимает. Осадочек, как говорится, остался, а осадочки в России не любят и не прощают. И так как губернатор в карьерном и политическом смысле уже не жилец, то и мэр может хлебнуть большой ложкой. Но сейчас его задача — найти свой берег. И пока лодка не утонула, действовать одним способом, а когда утонет – другим. Но заранее, пока с губернатором вопрос решается, резкие движения мэру ни к чему.
31 октября, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2023)
В текущем моменте в KPI губернаторов добавилась новая строчка, связанная с поддержкой участников СВО. Главное системообразующее требование — политическая управляемость региона, отсутствие социальных волнений, как внешних, так и в онлайне. Последнее достигается работой ЦУРов, осуществляющих мониторинг региональных и нерегиональных пабликов. Основной вопрос следующий: всё ли вы, уважаемые губернаторы, делаете в рамках обязательств?
В режиме «всё схвачено» традиционно находятся глава Татарстана Рустам Минниханов, тюменский губернатор Александр Моор, который избрался при высшем пилотаже, глава ЯНАО Дмитрий Артюхов, тульский губернатор Алексей Дюмин, фееричный федеральный избранник, губернатор МО Андрей Воробьев и главы кавказских республик.
Тема президентских выборов пока недостаточно проявлена. Понятно, что все уже напряжены, гуляют какие-то цифры, и в глубинах политического бессознательного что-то вырисовывается. Но 90 процентов губернаторов пока не особо придают этому внимание. Есть ощущение, что всё будет нормально. Оно формируется, исходя из двух предпосылок. Первое — будут федеральные указания. Второе — на региональном уровне прошли тренировки (местные выборы). И если губернаторы чего-то не знают, то им поможет и подскажет Центральная избирательная комиссия. Поэтому вопрос повышенной чувствительности и напряжения пока не вызывает.
Губернаторы понимают, что они уже находятся в группе благонадёжных или нейтральных. У Центра могут быть вопросы и какие-то вибрации. Но никаких супероткрытий не будет.
Сергей Меняйло, глава Республики Северная Осетия-Алания, работает вполне достойно. Его управленческий стиль понятен: он – человек с севастопольским военно-морским опытом, прошедший и Крым, и полпредство. Это, безусловно, откладывает отпечаток на характер принимаемых решений и методы их реализации: чёткость задач с исчерпывающим перечнем инструментов их решения, текущий и итоговый контроль, а если надо – и «оргвыводы».
Территория, занимаемая республикой, небольшая, с выходом в Грузию. Безусловно, грузопоток из-за санкций снизился, но в то же время, например, по сравнению с прошлым годом грузопоток зерна из Северной Осетии увеличился почти в 2,5 раза.
Средств в бюджете немного, но меры в экономике предпринимаются адекватные. В октябре социально-экономическое положение региона губернатор обсудил с президентом Владимиром Путиным. Глава республики доложил, что за семь месяцев текущего года, по отношению к прошлому году, индекс промышленного производства в регионе составил 110 процентов – это пятое место по России. Объём отгруженной промышленной продукции вырос более чем на 40 процентов, объём продукции сельского хозяйства – на 2,5 процента, ввод в эксплуатацию жилья увеличился в полтора раза, а консолидированный бюджет вырос на 12,3 процента. Глава государства коснулся и проблемы оползней, от которых страдает республика.
Несколько портит общий фон также скрытая безработица, хотя де-факто — все заняты.
Хотелось бы подчеркнуть, что Сергей Меняйло достаточно грамотно стоит отношения с республиканскими элитами, в том числе и национальными. Он понимает, что тейповые, родственные конфликты — неотъемлемый атрибут местной жизни, и учёт национально-культурных традиций – управленческая необходимость. Стилем главы региона стала бесконфликтность, что на Кавказе всегда очень ценно.
В последние месяцы Сергей Меняйло стал перезагружать конфигурацию своей команды, но – аккуратно, «без фанатизма». Как следствие – в регион к нему приходят серьёзные, квалифицированные специалисты, яркие, интересные люди.
В целом работа главы Северной Осетии-Алании заслуживает положительной оценки, и, думается, восходящий рейтинговый тренд для него не случаен.
29 июня, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2023)
Регионам, которые находятся на востоке страны в ведении Юрия Трутнева, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, сам бог велел взаимодействовать с восточными соседями. И они этим сейчас активно занимаются – Приморье, Магаданская и Сахалинская области, Якутия.
Более западные области — Новосибирская, Томская — традиционно развивают связи с другими соседями — Узбекистаном, Киргизией, Казахстаном. А самым западным областям ориентироваться на Восток сложно — встаёт вопрос логистики, железнодорожных перевозок. И хотя всем губернаторам рекомендовали ориентироваться на восточных партнёров, не для всех регионов это целесообразно. Владимир Мазур, губернатор Томской области, это прекрасно понимает и сотрудничает с восточными соседями в основном по технологическим направлениям.
Чувствительными к европейским санкциям оказались Калужская область, где экс-губернатор Артамонов создал производственный кластер, а также Ленинградская и Московская области, где пострадало всё — от производства «сникерсов» до сборочных линий.
Как показал Петербургский международный экономический форум, сейчас началась перезагрузка оставленных западными производителями мощностей. В новые сферы входят отечественные инвесторы. Так происходит в Татарстане, Бурятии. На автомобильных предприятиях есть инициатива возродить сборку «Оки», «Москвича» и электрокаров.
Высокочувствительным регионам уделяется особое внимание. И я не вижу, что какая-то область обанкротилась. Михаил Мишустин не зря по стране летает — федеральный центр начинает помогать: перезапускает производства, меняет схемы. Государство держит руку на пульсе.
30 марта, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2023)
Среди мэров традиционно привлекает внимание Сергей Собянин. Но в этом случае сложно сказать: Собянин делает Москву, или Москва — Собянина. Кто бы ни занимал кресло градоначальника столицы, он окажется в мегаидеальном статусе. Подобное можно сказать ещё о двух мэрах — Санкт-Петербурга и Грозного.
Остальные главы городских администраций работают в команде губернаторов и встроены во властную вертикаль. Это, с одной стороны, удобно. Если губернатор поставил своего человека главой областного центра, будут ему финансирование и помощь от области. Но острые проблемы самостоятельно решать не получится.
В некоторых моногородах независимые мэры ещё встречаются. Они ищут финансирование, договариваются с инвесторами, выступают в СМИ.
Цена независимости — мера готовности отвечать за свои решения. Такие мэры несут угрозу действующим губернаторам и непонятны для власти. Система не любит шевеления снизу и испытывает напряжение и тревогу. Тревожность системы снимается запретами.
Сам статус мэра снизился, так как является производной от отношения системы к своему нижнему звену. На каждого снятого с должности губернатора — множество снятых глав областных центров. Институт мэрства стал слабым и незащищенным. Каждому новому мэру приходится начинать с нуля, доказывая, что не зря занял своё место.
Поэтому сильных мэров в России практически не осталось. 99% — мэры созависимые (губернатору хорошо, и мне хорошо) и 1% — мэр Тюмени и ещё пара-тройка таких же. И это ни хорошо, ни плохо. Такова реальность.
28 февраля, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2023)
На федеральном уровне, кроме Сергея Собянина и Рамзана Кадырова, губернаторских фигур практически не заметно. Мелькнул и погас, как метеорит, мурманский губернатор Андрей Чибис, который провёл у себя международный форум «День Арктики». Его pr-служба назвала Чибиса главным по освоению Арктики. Но это, думается, преждевременно.
Подавляющее число губернаторов вынуждены пробиваться, чтобы быть замеченными на федеральном уровне. И только тяжеловесы Собянин и Кадыров сосредоточены на том, чтобы просто присутствовать в информационном поле. Все остальные заняты в эпизодических ролях. Проявляет активность курский губернатор Роман Старовойт. Делает, что должен, регулярно подавая сигналы, что прилетело, что требует восстановления. Губернатор другой приграничной области, Белгородской, Вячеслав Гладков тоже в связи с военными событиями был очень активен, но сейчас резко сбавил обороты.
Так живут и остальные губернаторы. И это объяснимо: в действиях любого главы региона примерно 30% – собственной воли, а 70% — понимания, что всё и без тебя сделают.
Конечно, губернаторы готовы проявлять инициативу, но матрица такова, что выполняют они в основном задачи, согласованные с аппаратом президента. На остальном не сильно настаивают. Вот, например, глава Республики Удмуртия Александр Бречалов заявил об открытии цехов для производства беспилотников. А социум отреагировал на закрытие торгового центра, который приобрели под производство этих самых беспилотников. С предпринимателями были расторгнуты договоры аренды, и многие обратились в суд.
Есть и губернаторы – экспериментаторы, например, хабаровский Михаил Дегтярёв и омский Александр Бурков. И губернатор Хакасии Валентин Коновалов, которому медийные ресурсы много раз «отрывали и пришивали обратно голову».
Парадоксальным губернатором можно назвать Евгения Куйвашева. Для экспертов не вполне очевидно, почему он постоянно идёт на конфликты. Причём, в «уралмашевском» стиле. В качестве примеров можно привести скандальные кейсы с Сахаровским центром, с музеем Ельцина. Или «спарринг» с Евгением Пригожиным. Эта линия поведения главы региона не понятна ни мне, ни моим коллегам в Екатеринбурге.
Челябинский губернатор Алексей Текслер управляет спокойно. Если буря, то только в стакане, на местном уровне. Болевые точки не афишируются. Как говорят в армии: не трогай — не сломается.
В Поволжье уверенно чувствует себя «аксакал» Рустам Минниханов. Ситуация в Республике Татарстан – управляема, глава региона нивелировал все стрессовые ситуации. Медийных волн вокруг него не возникает.
В Саратовской области до сих пор заметна тень Вячеслава Володина. А в Самарском регионе, если и происходит что-то хорошее, то оно сменяется нехорошим, и в результате — ноль.
Новосибирский губернатор Андрей Травников «работает на аутсорсинге» — технично реализует управленческие решения. Там же случилась красивая история с отменой прямых выборов мэра.
В Томске продолжается эволюция скандалов с мэрами. Губернатор Тюменской области Александр Моор занят техническими вопросами. В Ханты-Мансийском АО есть одна проблемная точка в виде главы Натальи Комаровой. А в Республике Коми для Владимира Уйба главное – не сделать хуже. Деньги – «Лукойла», можно договорится. Но менеджмент никуда не годится.
Из пермского губернатора Дмитрия Махонина Д’Артаньяна не получилось — его взяли с рядового федерального поста, с небольшим опытом и — в губернаторы. При этом новости из области — не федерального уровня.
А в Ярославле руководит Михаил Евраев, который будет делать только то, что нужно.
В Центральном федеральном округе все умеют договариваются. Алексей Воробьёв сумел нейтрализовать скандалы, связанные с подмосковными «царьками» с информационного поля, в чём главе региона помогла старая конструкция из Воробьёва-старшего и Сергея Шойгу.
Антон Алиханов — «герой» Калининградской области, в одиночку в эксклаве борющийся со всеми. Он попробовал играть в серьёзное губернаторство, но в итоге понял, что не стоит.
Как можно заметить, новостей федерального значения из регионов почти нет. И конфликты практически исчезли из информационного пространства.
28 октября, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2021)
Как всегда, по итогам мощного политического напряжения системы, больших выборов, губернаторы условно разделилась на три направления (в зависимости от достигнутых ими результатов).
Первое – губернаторы, которые вписались в скорость и задачи кампании, их – большинство. Они поняли федеральные установки, сделали всё, как надо, уловили вертикали напряжения, не поленились и сделали всё, что можно, с использованием своих административных, информационных, финансовых и прочих ресурсов.
Второе направление – губернаторы, которые оказались в двойственной ситуации: у них вроде что-то получилось, но не получился максимум, которого можно было достичь. Они, возможно, понадеялись на свою региональную вертикаль, отдали ей избыточные полномочия или понадеялись на политические элиты территории, а в итоге получили неполный результат.
И третье направление – это губернаторы, которые совсем не справились с ситуацией. Конечно, жизнь у них сейчас тяжёлая, мы это уже видим. Это губернаторы, которые в силу разных обстоятельств оказались «лентяями» в прошедшей кампании. Называю их так условно. Не обязательно ничего не делали, может быть, не знали, что делать, или не могли; может, завязли в региональных конфликтах и не почувствовали спинным мозгом всё напряжение кампании, которое нужно было бы выдать. Поэтому не случились результаты. Мы уже знаем этих губернаторов: например, ярославский Миронов показал один из худших результатов по России. Понятно, что президент не может наказать его, как представителя своей «гвардии». Но замена произошла, хоть всё и было обставлено красиво. В таком же свете представляются истории с губернатором Хакасии, Рязань у нас подвисает, Тамбов.
В эти дни вся система в целом будет пожинать плоды выборных результатов. Они, безусловно, скажутся и на психологической возможности губернаторов лоббировать интересы своего региона в правительстве. Выводы, хоть и косвенные, будут сделаны, а где-то будут сделаны и прямые выводы. Некоторым губернаторам надо бы заново передоговориться с федеральным центром, объясняя логику результатов и осознав, какие дивиденды за хороший результат можно получить.
А в голове главы регионов уже держат следующий сезон. Москва политическая уже приходит в движение по поводу муниципальных выборов депутатов. Но и в регионах, где предстоят различные, в том числе крупные, кампании, электоральные процессы тоже уже начались.
Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)
Есть определенный набор критериев, по которому происходит перезагрузка губернаторского корпуса, так называемый «губернаторопад».
Замены происходят только под актуальную повестку — сейчас это главы регионов, в которых в 2019 году грядут новые выборы губернаторов. Это и астраханская история, и курганская. Администрация президента, я абсолютно уверен, считает, что негативный эффект Приморья, Владимирской области, Хабаровского и Забайкальского краев может сдетонировать и в 2019 году. Поэтому губернатору Белгородской области Савченко пока условно опять «везёт». Ключевое слово тут: «условно».
С одной стороны, я как эксперт понимаю, что по статистике в ряду всегда есть какие-то крайние отклонения. Самый молодой губернатор, самый меняющий регионы губернатор, а есть губернатор Савченко со своими статистическими отклонениями: семь сроков отсидел на посту главы Белгородской области несмотря на то, что в регионе огромное количество проблем.
Другое дело, что Савченко насадил настолько жесткое авторитарное управление территорией, что утечек информации из области о реальном положении дел практически нет. Но как бы там Савченко не держал марку, не стоит забывать Кемерово, где Тулеев тоже очень жестко управлял информационным полем, но чёрный рейтинг «Зимней Вишни» все-таки случился. Мощнейшая катастрофа. Связана ли она с авторитарным режимом — покажет только время. И у Савченко также постоянно возникают проблемы. Это и скандал с первым вице-губернатором, который закончился его отставкой. Несмотря на вакуум информации, через сайт charge.org мы узнаем о серьёзных проблемах белгородских фермеров, которые подписывают петицию с призывом отставки Савченко. На 100 ссылок по тегу «Савченко губернатор Белгородской области» поисковая машина выдаёт 60% -70% негативной информации.
Негатив традиционный — это феномен не Савченко с большой буквы, а феномен стилистики долгого управления территорией. Это уже стиль управления «савченко», «тулеев» (с маленькой буквы) — это всегда одни и те же проблемы.
Это сужение возможности социальных лифтов на территории, потому что все меньше любимчиков и все больше людей, которым не доверяют. Как говориться, должности меняются, фамилии не меняются. Вспомните войну Елены Батуриной — чужие там не пройдут. Инвестиционный климат области от этого, понятно, не выигрывает.
Безусловно, надо отметить искажение информационного поля. То есть СМИ в Белгородской области, так и в Кемеровской, тотально искажают действительность. Идёт такой контроль, что возможность что-то сказать откровенное о делах региона остаётся только в личных блогах.
Весьма сложно подобрать к сложившейся системе какое-то определение в русском языке. Это сложные чиновничьи и финансовые связи, которые уже не назовёшь коррупцией, это более широкое понятие, когда решение неотделимо от денег, и деньги «проговаривать» не надо.
Конечно, есть чиновники в области (я их знаю лично), которые так не думают. А у меня картина складывается за счет внешней оптики.Это нас выводит на следующую большую проблему таких режимов, как у Савченко на территории: отсутствие возможности сравнивать повестку.
И когда с одной стороны, мы видим, Савченко выступает с инициативой на совещании по фермерству и призывает усиливать позиции аграриев (18 октября), а с другой — мы видим ссылки на петиции белгородских фермеров (сентябрьская история) с сотнями тысяч подписей. Есть повод задуматься: «где правда?».
Поэтому состояние власти в Белгородской области я бы назвал состоянием дисбаланса, диспропорции, искаженности, кривости. Рано или поздно там надо будет все исправлять. С точки зрения экономики, кстати, область абсолютно бедственная, потому что там не за что бороться кроме аграрного направления. Конечно, там есть отдельные заводики, но это не условно соседняя Калуга, где один за другим губернатор Артамонов открывает кластеры. Это для меня как для эксперта тоже показатель.
Тем не менее, Савченко удалось «проскочить» прошлый выборный для него год, договориться с Кремлём. Никто особо на область на Белгородчине, видимо, не претендует. Электорального кризиса, как в 4 известных областях, пока не возникло.
А пока… пока «петух не клюнет…».
Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)
Минувшие август – сентябрь мэр Москвы Сергей Собянин и его команда провели в активной избирательной кампании, которую успешно и завершили 9 сентября.
Выборы-2018 по-столичному — это уникальная история, ресурсная, выполненная притом максимально юридически корректно. Этот кейс надо будет изучать и показывать в качестве примера, как можно здорово, современно, несмотря на отсутствие какой-либо интриги, провести феноменальную кампанию: устроить плотный напряжённый график, выдать разным группам избирателей интересные предвыборные видео, подключить сложные электоральные группы (например, молодежь), использовать принципы волонтёрства и общественных штабов и т. д.
На фоне всей России команда Собянина оказалась наиболее творчески подготовленной. Мы стали свидетелями многих удачных экспериментов. Инфраструктурные проекты, ремонт, развитие метро, строительство дорожных развязок, реновация шли своим чередом, но при этом достаточно корректно и ненавязчиво встраивались в предвыборный марафон.
Пока это единственная команда в России, которая умудрилась держать и предвыборное напряжение, и параллельно управлять таким мегаполисом как Москва, корректно соединяя два эти вектора работы.
Это был инновационный сценарий. Собянин ведь мог и устраниться от него – мол, понятно, что и так выберут. Но в реальности московской командой было запущено множество политических проектов, аккуратно встроен в кампанию масштабный праздник — День города, придумано несколько избирательных ноу-хау, таких, как голосование москвичей в других областях, возможность отдать голоса в районе дач и садоводческих участков.
Полученный результат, на мой взгляд, вполне закономерен. Всё сделано предельно корректно, не особо раздражая москвичей (я не беру здесь маргиналов). Мэра хватило на всё, при этом с улыбкой, хотя невооруженным глазом было видно, как он устал. Команда мэра максимально сосредоточилась на диалоге с москвичами, сложной избалованной либеральной публикой, которая не терпит заигрываний с собой. И им удалось её убедить.
Здорово! Молодцы!
Июнь 27, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2018)
Приоритетом в деятельности новгородского губернатора Андрея Никитина являются, и он на этом упорно настаивает, экономические вопросы, как в области, так и взаимодействие по этим вопросам с федеральным центром. И доказательством этому служит знаковое для Никитина событие — он сопровождал на первом визите в Австрию российского президента Владимира Путина. Надо заметить, что в делегации было всего два губернатора — одним из них был Никитин. Был подписан договор с австрийской компанией о запуске большого инвестиционного проекта в Новгородской области.
Условно говоря, Никитин по-прежнему находится в актуальном управленческом тренде — он супер- экономист, который работает на будущее области, который эффективно взаимодействует с помощью своих лоббистов (в данном случае помощника президента Андрея Белоусова), работает на российскую экономику.
По-прежнему все проекты, которые запускаются в области, экономические.
К сожалению, остаётся и второй «тренд», связанный с Андреем Никитиным: он по умолчанию либо совсем не занимается, либо очень мало занимается политическими вопросами управления Новгородской областью. А проблем много. В частности, итоги последних праймериз. В этом году прошло важнейшее политическое событие в области — выборы в городскую Думу Великого Новгорода. Это запланированная перезагрузка Думы, планируется сменить до 60% депутатского корпуса, проводить «аксакалов», убрать ту старую элиту, которая досталась Никитину после губернатора Сергея Митина в наследство. И что же получилось? Яркий показатель в этой истории — итоги праймериз «Единой России». Явка на праймериз 2% от числа избирателей, хотя в среднем по России это 11% и выше. То есть в 5 раз ниже, чем средняя российская праймериз по «Единой России». Это очередная условная, если не чёрная, то серая метка губернатору. Таким итогом крайне недовольны в аппарате «Единой России», значит кандидаты плохо занимались работой в округах, значит политическое управление было опять провалено.
Вследствие провальных праймериз резко оживилась оппозиция области. По инсайдерской информации, основные парламентские партии, представленные в Новгородской области («Справедливая Россия», КПРФ), только посмотрев на итоги праймериз «Единой России», поняли слабость всей этой конструкции и всерьёз занялись поиском финансирования своих кампаний и собираются идти серьёзным фронтом в основную часть избирательной кампании. Поэтому неожиданности на политическом фронте у Новгородской области будут. Губернатор по-прежнему публично демонстрирует неучастие в политическом управлении. Политической ситуацией занимается глава администрации губернатора Владимир Сорокин и вызванный из центрального аппарата ЕР Максим Владимиров, новгородец, назначенный ныне вице-губернатором.
Итак, с одной стороны, Никитин как стратег и экономист все силы вкладывает в экономику области, и он откровенно во всех интервью говорит, что ему этим нравится заниматься. Но при этом он допускает серьезную ошибку, находясь в заблуждении относительно области политического управления ситуацией в регионе, потому что, напомню, никто не отменял правила: «где заканчивается экономика — начинается политика». И наоборот.
Не самым лучшим образом область проголосовала и за президента России (в СЗФО по этому показателю Новгородская область оказалась второй с конца). И в этой связи губернатору также не мешает сделать некие политические выводы. Никитин демонстративно не включал губернаторские ресурсы, даже такие элементарные как возможность открыто общаться с населением: не ездил по территории, не занимался главами районов, не показывал свою позицию. Хотя условно любой губернатор (с точки зрения президентской кампании) должен стать просто агитатором. Дал парочку интервью на заданную тему «Да, я за президента» — и готово.
Впрочем, как представляется, никаких серьезных «санкций» в отношении губернатора за его политические просчёты не последует. Никитин будет и дальше заниматься работой с инвесторами и федеральными структурами, поиском денег, легких вариантов кредитования и так далее. В принципе, это у него получается неплохо, и, думаю, он и дальше сохранит статус любимчика президента Владимира Путина.
***
Бывший депутат Московской городской Думы, а теперь губернатор Орловской области Андрей Клычков де-юре входит в избирательную кампанию за пост главы региона, который он де-факто занимает. Безусловно, федеральный центр несет ответственность за эту кампанию, поэтому кандидатуру Клычкова поддержала партия власти «Единая Россия», несмотря на то, что сам кандидат — представитель КПРФ. Молодой губернатор не слишком умудрён в тонкостях управления. Он и не экономист, и не политик: два года депутатства в гордуме — не ахти какой опыт для нынешнего амплуа Клычкова. Возможно поэтому ярких достижений за ним не значится. Губернатор осторожен и не слишком инициативен: его положение к этому обязывает.
Орловская область под началом Андрея Клычкова находится в инерционных процессах, как политических, так и экономических. Это значит, что губернатор выполняет все ритуальные вещи, которые он призван выполнять. Не более. Всё здесь осталось также, как и было при губернаторе Вадиме Потомском (в том числе и долги области). Ситуация напоминает обычную смену машиниста в поезде под названием Орловщина — машинист Клычков сменил машиниста Потомского.
Тем не менее, предстоящие выборы обещают интригу — орловская оппозиция выдвигает против Клычкова последовательного критика власти, депутата областной Думы Виталия Рыбакова. И ему будет за что зацепиться в диалоге с официальным кандидатом. Инсайдерские опросы местных чиновников показывают их скептическое отношение к компетенции господина Клычкова. Прямым текстом опрошенные подчёркивают, что главная беда Клычкова в том, что «он не знает, чем заняться». Совещания, заседания, попытки переговоров с инвесторами (по сельскому хозяйству и переработке) выглядят блёкло на фоне широко обсуждаемых подробностей поездки Клычкова на Санкт-Петербургский экономический форум: всех интересует на каком самолете летал глава и сколько это стоило?
Информационное обеспечение деятельности врио явно проседает. Судя по ротациям, которые случились в орловской администрации уже при Клычкове, можно сделать вывод, что уходят люди, которые могли бы и должны были заниматься коммуникациями губернатора. Но люди не выдерживают — стало не интересно, тесно, а кому-то и боязно: не свалят ли потом всю ответственность за чужие промахи.
Оппозиция смело «тренирует» врио губернатора. Депутаты Облдумы в лоб задают неудобные вопросы о том, «как же так получилось — обещали прозрачную политику на входе, а наблюдаем включенный административный ресурс». Один из депутатов так и спросил: почему глав районов начинают ориентировать на сбор подписей только в пользу официального кандидата?
Клычков в спор не вступает, возможно, по совету федералов. Потому что из конфликта с местными он вряд ли выйдет победителем. Позиция Клычкова понятна: меня поставили федералы, и пусть они меня и ведут дальше. По сути, это сейчас и происходит.
Никаких революционных прорывов, к которым призывает регионалов президент Владимир Путин, в Орловской области нет и в ближайшее время не ожидается. Работают в своём режиме точечные проекты, которые курирует федеральный центр — оборонные, айтишные.
Маленькая Орловская область, традиционно принадлежащая «красному поясу», не слишком интересна федералам. Ну и Андрей Клычков явно не губернатор прорывов. Коммунисты, которые вполне могут быть разочарованы таким своим протеже, скорее всего, выскажут своё мнение Клычкову в рамках выборной компании. Но, думаю, вряд ли это помешает ему избраться. Поэтому он может сидеть спокойно. Он будет губернатором, будет что- то понемножку делать. Возможно, благодаря вниманию Сергея Собянина, который, по некоторой информации, взял Орловскую область под свой патронаж, здесь могут появиться какие-то весомые инвесторы и масштабные проекты.
Декабрь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2017 года)
На муниципальном уровне в 2017 году появилось сразу несколько интересных – как негативных, так и позитивных трендов.
Сохранялась и где-то даже нарастала конфликтность между вертикалями власти. Самое яркое проявление этого тренда — иркутская ситуация, где произошёл конфликт муниципальных образований, как следствие выборов губернатора в 2015 году. Раскололась местная Ассоциация муниципальных образований (АМО Иркутской области), губернаторская структура создала своё подразделение МО. Другими словами, перезагрузка федералами губернаторского корпуса автоматически порождала нарастающую конфликтность. Поэтому практически все территории, где назначены новые губернаторы, в том числе, которые теперь избрались, это горячие точки конфликтности власти. Не важно, что там нет традиционных выборов мэров, а идёт назначение. Всё равно видоизменённые выборы есть — просто число участников разное. Достаточно вспомнить, что происходило в ходе недавней кампании за кресло градоначальника Омска. 47 участников было заявлено, а сыграла кандидатура только та, которую губернатор назначил. То есть, поле для конфликта осталось велико. Во Владивостоке более 60 человек заявляли претензии на кресло мэра.
На фоне общей федеральной перезагрузки мы имеем повышенную конфликтность на муниципальном уровне власти – этот уровень проходит стресс-тест. То есть, кто-то адаптируется в этом стресс-тесте, кто-то нет. И не важно, что губернатором назначен «свой» мэр – он же не назначил при этом лояльность местных элит. А мэру нужно будет когда-то создавать свою команду…
Второй тренд — на горизонтальные конфликты. Сама муниципальная власть внутри себя тоже находится не в ладах: наблюдаются вспышки между сити-менеджером и назначенным главой администрации или законодательной властью муниципалитета, между руководителем и депутатским корпусом. Депутаты часто не понимают функционала сити-менеджера и главы администрации. Особенно депутаты городских и поселковых дум, которые начинают играть в политические игры, пребывают в возбуждении на уровне серьёзной конфликтности.
Третья история — определенный хаос в содержании деятельности руководителей муниципальных образований. У нас, по-прежнему, не ясна ситуация, чем же должны заниматься руководители муниципалитетов. Зачастую непонятно разделение полномочий и между двумя головами. Вроде бы в каких-то установочных документах сверху всё расписано. Но на деле всё равно получается перетягивание одеяла, да ещё и губернатор подливает масла в огонь, и всё равно уникальная ситуация в каждом муниципалитете: как они разделили эти полномочия. Эта неразбериха, отсутствие ясно прописанных параметров законодательно, даже, несмотря на то, что они прописаны относительно точно – возникает неразбериха в их интерпретации.
Четвёртое. Обострилось напряжение, имеющее экономическую подоплёку, между региональными органами власти и областными центрами этих регионов. Не всех, но подавляющего большинства территорий, где региональная столица является донором для всей области, но денег практически не видит и не может ими распоряжаться. Распределение денег между городом и областью – предмет жесточайших споров в условиях жёсткой экономической ситуации в стране в целом. Повторюсь, я не имею в виду самые «вкусные» регионы.
Пятый тренд: к муниципальной власти в лице мэра и сити-менеджера предъявляется всё больше претензий. В целом за 2017 год доверие к муниципальным руководителям за редким исключением снизилось, а критическая позиция общества возросла.
Шестой тренд. Муниципальные органы власти, хотя и коряво, криво, но пытаются найти новые формы диалога с населением. Получается пока откровенно плохо. Даже если взять московскую систему «Активный гражданин» — и она барахлит. Можно ввести любые передовые технологии, но если исполнителям не интересна их профессия, то бесполезно что-либо делать. Можно создать великолепные программы и сайты, но это всё не решит проблему, потому, что есть недоверие к политикам и власти в целом.
Седьмой тренд: это постоянная кадровая чехарда. Почти все муниципальные команды, хоть и понимают, что надо это сделать, но так и не могут найти инструменты, чтобы отладить, например, систему ЖКХ в городе. Нет спецов. В этом году тренд закрепился. Чиновники стареют, а молодым не интересно, не престижно, зарплата маленькая, да ещё и силовики застращали. То есть идёт некий тренд на дискредитацию самого статуса муниципального чиновника. Конечно, желающих найти сложно, когда бытует мнение, что ничего делать не дадут, заодно обвинят в коррупции.
Есть и положительные тренды. Пока эпизодически, но в чём-то мэры начинают разбираться. Наконец-то стали интересно массово заниматься городской средой. Начали привлекать предпринимательские сообщества к благоустройству: ставить лавочки, вай-фай по городу пускать, остановки, пандусы в общественных местах, занялись парками. Это и Москва, и Иркутск, и Ростов, и Владивосток, и Хабаровск, и Тюмень… Конечно, средства везде вкладывают разные – в Тюмени больше, в Ростове поменьше. Но заметно, что стала интересной культурная жизнь, появляются какие-то небольшие местные творческие коллективы, театры, бизнесы на услугах. Это хорошая тенденция.
Ещё хорошая история: наконец-то стал горизонтально передаваться опыт. Если раньше какой-нибудь мэр на Кавказских минеральных водах и придумывал себе историю – а давайте-ка я буду делать молодёжный форум и этот формат был исключительным чем-то в масштабах всей России. Сейчас такие форумы, как, например, «Территория смыслов», стали проводиться повсеместно. Устраиваются молодежные слёты и на Байкале, и в Приморье, и на Камчатке, и на Кавказе. Руководители и организаторы перенимают опыт и делятся идеями.
И ещё позитивное: муниципальная власть стала замечать активистов. Велосипедисты, моржи –«давайте их поддержим». Можно сказать, что к концу 2017 года муниципальная власть стала приоткрываться к активности людей. Организуют совместные встречи и слушания, парламентские дискуссии, совместные дела, предлагают помощь. Вплоть до мелочей, которые, на самом деле, очень существенны для небольших некоммерческих объединений граждан. Например, в Новгороде починили домик для переодевания и подготовке к заплыву для местных «моржей». Где-то создают велодорожки для любителей активного отдыха на природе. То есть, диалоговые формы взаимоотношений активной части общества и муниципалитетов, хоть и эпизодами, но начались.
Октябрь 31, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2017)
Массовая ротация губернаторов, которую мы наблюдаем на протяжении года — это не что иное, как результат работы различных групп влияния на президента России, начиная от его администрации и заканчивая представителями различных финансово-политических сил. Им удалось донести до Владимира Путина мысль, что обновление губернаторского корпуса сегодня полезно с точки зрения концепта марта 2018 года, если он собирается идти на выборы. Это работа на опережение, на будущее. Так сложилась система управления страной и вертикаль власти, что сегодня совершенно спокойно и безболезненно в 95% регионах России можно менять руководителей. Если раньше центр придерживался курса на преемственность власти, на знание новыми руководителями территорией и ситуации, то сейчас все эти компетенции губернатора, по сути, забраны в Москву, наверх, в правительство, в Кремль. И, с этой точки зрения функционала, губернатор может красиво о себе говорить, но по факту, глава региона почти во всём зависит от центра.
Смена губернаторов, несмотря на видимую «пакетность», была вызвана многими, не всегда одними и теми же факторами: возраст, тлеющий или агрессивный региональный конфликт, упадок в местной экономике, неэффективная работа с бюджетом. То есть, глава государства пришёл к выводу, что в данное время замена конкретного губернатора приведёт к оживлению обстановки, усилению президентских позиций, к более понятному результату на мартовских выборах и прояснению ситуации, связанной с управлением экономикой региона. Архиважный аспект — найти замену. Ведь при достойной альтернативе могли бы и по 5 губернаторов в день менять. Но с кадрами есть трудности. И тогда возникает губернатор-долгожитель, примером которого до некоторых пор, например, был Омский губернатор Виктор Назаров.
Не стоит искать единообразность и закономерность и во вновь назначенных персонах. Это, с одной стороны, и новички, молодежь, так называемые «технократы», которые не были во власти, но некоторым образом олицетворяют будущее. Другой концепт — кандидаты среднего возраста, назначенные распутывать коррупционные схемы – на их продвижение явно сработали силовики. Третий вариант я бы назвал «политическое решение в режиме отчаяния» — например, Александр Усс, свой перепроверенный во власти человек, которому можно доверять. Следующий «призыв» — это смена власти в регионах с воинствующими элитами и проваленной бюджетной политикой, куда назначают совершенно сторонних, но экономически подкованных чиновников. Эти врио делегированы из зоны экономического влияния на президента. Если все эти концепты сравнивать между собой, то голова идёт кругом, потому что порой они сами себя взаимоисключают по критериям. Нет единого концепта: «варяг» или «свой». Собственно, и оценивать эти перемены можно с разных точек зрения. Для Владимира Владимировича Путина массовая смена глав — это очень хорошо: он уже может ездить по регионам и на реальных примерах демонстрировать ответ на запрос о смене местной власти. Таким образом, у президента уже появился диалог с 30% российских территорией. Хорошо и в том случае, если Путин пойдёт по идеологическому сценарию работы с будущим образом России. А вот с точки зрения стресс-теста в системе вертикали, массовая ротация региональных глав не очень хороша. Потому что стресс для управленческой системы не очень полезная вещь. Потому что итак чиновник 80% времени не занимается своими обязанностями, а думает, как выжить, а эффективности в его деятельности только 20%. То есть губернаторы, сохранившие свои должности, теперь, как говорится, ходят и оглядываются. Представляю, как чувствовал себя тот же Назаров, когда вокруг поснимали всех. Но Кремль имеет право рассуждать, что это не плохо, потому что всё-таки большую часть полномочий он взял на себя. Поэтому — для губернаторов стресс-тест, а для Кремля это цель, к которой федеральный центр и идёт.