belokonevБелоконев Сергей Юрьевич

Руководитель Департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ. Депутат Государственной Думы V созыва (2007-2011 гг). Глава Федерального агентства по делам молодежи (2012-2014 гг)

 

 

Комментарии эксперта:

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Оценивая ситуацию в столице Курской области, нельзя сбрасывать со счетов положение всего региона, который за без малого 20 лет правления ушедшего недавно в отставку губернатора Михайлова, серьёзно просел на фоне соседей, особенно Белгородской и Воронежской областей, прежде всего, экономическом, событийном и статусном плане.

При этом, очевидно, что Курская область имеет серьезный потенциал. В первую очередь, аграрный и агропромышленный. По сравнению с теми же соседями (Белгородской и Воронежской областью) Курская область держит планку по производству зёрна, но уступает по переработке. Яркое отличие здесь в наличии у соседей значительного количества собственных местных производителей и переработчиков сельхозпродукции (Эфко, Белогорье, Белая птица – на Белгородчине; Молвест и ряд других крупных компаний в Воронежском регионе). На территории Курской области — агрохолдинги и агрокомплексы не местные — а межрегиональные и национальные – тот же Мираторг. Как следствие: доход уходит за пределы Курской области.

Другая ключевая проблема региона — уменьшение населения, хотя столичного Курска она касается в меньшей мере. Но вокруг регионального центра – депрессивное кольцо: стагнирующая промышленность и бюджетный сектор (школы, больницы и другие социальные учреждения находятся в упадке). Такое наследство досталось врио губернатора Роману Старовойту. Печальный уход из области определяющих её жизнь игроков – Курскпромбанк перестал быть локальным оператором финансово-экономической деятельности в регионе, усугубил ситуацию.

Но за прошедшие 9 месяцев, и это несомненный плюс его работы, Старовойт берётся за формирование новой повестки, пытается мобилизовать и сформировать новый кадровый резерв области, организовать элиту на активные действия по развитию региона и реализацию конкретных проектов.

От нового губернатора ожидают внятных инвестиционных решений и конкретных планов развития области и с этим уже возникают проблемы у Р. Старовойта. Но все же ключевой проблемой нового руководителя региона является возможность обновить, омолодить элиту, и при этом повысить качество класса управленцев региона, в том числе среднего звена. А это тяжелейшая задача в связи с вымыванием десятилетиями успешных и активных людей за пределы Курской области.

В этом ключе стоит расценивать и появление в качестве градоначальника Курска – экс-депутата Государственной Думы Виктора Карамышева. Это свой человек для региона, он всё здесь знает, и даже на расстоянии, можно сказать, здесь всегда присутствовал. А вот для старой михайловской элиты он, скорее, чужой, и в этом контексте союз Старовойта и Карамышева усилит Старовойта в усилиях врио губернатора по формированию новой команды, которая бы была способна совершить серьезное движение вперед.

Конечно, Карамышеву по субординации придется, так или иначе, подчиняться областной власти. С другой стороны, Роман Старовойт показал себя человеком довольно смелым. Предыдущий губернатор никогда бы не пошел на то, чтобы мэром областного центра назначить такого независимого, сильного и амбициозного человека, как Карамышев.

Конечно, как политолог, я не могу не отметить тот факт, что переход депутата Госдумы на позицию сити-менеджера областного центра города Курска, в первую очередь, говорит о невысоком статусе депутата Государственной Думы. Если лет 10 назад из нижней палаты парламента уходили федеральными министрами или губернаторами, то сегодня, депутаты довольствуются позициями руководителя областного города. Это говорит о том, что статус Госдумы РФ, как и статус отдельного депутата, снизился в последние 5-10 лет.

 Некоторые эксперты успели расценить такой ход Карамышева как примерку к креслу губернатора Курской области на перспективу. Но, судя по стандартным назначениям последних 5-7 лет, главы муниципалитетов нечасто перемещались на позиции губернаторов. Не думаю, что для Карамышева нынешняя должность — трамплин для захода на область.

Виктор Карамышев мне видится патриотом города и области, человеком неравнодушным и деятельным. В отличие от парламентской работы – руководство крупным городом – это возможность себя проявить, что-то изменить, улучшить, реализовать прогрессивные планы и проекты. В общем – делать дело, реально изменить ситуацию.

В первую очередь, внимание мэра, на мой взгляд, должно быть направлено на улучшение качества жизни людей и качество городской среды. В Курске ситуация средняя по России, но есть к чему стремиться. Например, к опыту городов-лидеров – таких как Казань, Тюмень, Краснодар. Неплохо было бы обратить внимание и на перспективу развития средних и высокотехнологичных предприятий в городе – сегодня их в Курске практически нет. А в связи с отсутствием подобных проектов, наиболее талантливая молодежь из города уезжает.

Надеюсь, что опыт, который Виктор Карамышев получил на федеральном уровне и его взаимодействие с федеральными структурами, понимание того, как должно идти развитие городских агломераций в формате возможностей на федеральном уровне – он учтёт и использует для развития Курска.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

За последние десять лет Смоленск несильно изменился. Это город, который не имеет внятной городской стратегии, городского развития и это очень заметно. Первопричина такого торможения процессов здесь, на мой взгляд, кроется в неверной кадровой стратегии губернатора области  Алексея Островского.

Ситуация, сложившаяся во всей  Смоленской области сегодня такова: регион не смог за эти 20 лет вписаться в новые экономические, промышленные, производственные, технологические и  геоэкономические реалии. Если находящаяся рядом Калужская область сумела мобилизоваться, найти свои преимущества и за счёт активной деятельности губернатора реализовать свой потенциал, вырасти существенно по всем показателям, Смоленск, в силу ряда причин, не продемонстрировал серьёзных шагов.

Общая экономическая ситуация в России после 2014 года, конечно, сильно  изменилась. 
Но и в этой макроэкономической конъюнктуре есть регионы, демонстрирующие развитие (например, Тула при А.Дюмине), определив верную стратегию на корпоративный сектор и ОПК.

При некоторых плюсах и стараниях губернатора Островского  в работе с федеральным бюджетом, с инвесторами Смоленская область не имеет больших достижений. Это связано с тем, что действующий губернатор, прежде чем занять высокий пост, сам не обладал достаточным опытом хозяйственной и экономической деятельности, и в этой части команда, им сформированная, была относительно слабой.

Поэтому и отстранённый ныне мэр столичного города Смоленска Владимир Соваренко был, в первую очередь, не той необходимой городу профессиональной кандидатурой, а просто надёжным и преданным губернатору человеком. Ещё 10 лет назад Соваренко никак не выделялся и не был подающим большие надежды или же эффективным управленцем, не имел должного опыта госуправления.

Выбор его кандидатуры в качестве градоначальника региональной столицы, на мой взгляд, и предопределил судьбу и вектор развития города. Поскольку Соваренко не смог ничего интересного и эффективного предложить и организовать в Смоленске, это стало причиной появившихся противоречий с губернатором и  предопределило увольнение мэра.

Налицо две ошибки главы региона. Первая — поставил не очень подготовленного человека на позицию мэра. Вторая ошибка — в итоге его же сам и сменил, а по сути, расписался в своей некомпетентности, за выбор столь неэффективного мэра. На место Соваренко уже прицелился Сергей Борисов, которого тоже эффективным специалистом в области государственного, прежде всего городского, муниципального управления, не назовешь. Огромный пласт хозяйственных вопросов, насколько я понимаю, далёк от этого чиновника.  Возникает вопрос: а каким образом он сможет реализовать те задачи, которые стоят перед ним, как в перспективе мэром крупного города?

 Я думаю, что в будущем мы опять будет наблюдать ситуацию, схожую с нынешней, и виноват в ней снова будет никто иной, как губернатор, если только у товарища Борисова вдруг не проснутся какие-то недюжинные таланты, как это бывает в русских сказках: «30 лет лежал на печи, а потом вдруг стал великим воином»…

А «поле битвы», и не одно, уже ждут нового градоначальника: необходимо разрулить надвигающийся коммунальный коллапс в Смоленске, не отстать от всей страны во внедрении цифровых технологий в городском хозяйстве и управлении городом, найти варианты стимулирования строительного сектора и новых производств. Иначе отток активного населения в Москву и Петербург из Смоленска продолжится. 

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

2018 год был непростым для российской экономики, а 2019-й не сулит серьезных изменений к лучшему. Основные доходы российской экономики сырьевые, а второе полугодие ознаменовалось для России коррекцией в сторону снижения цены на нефть. Поэтому есть определенные риски сохранения подобной тенденции и в начале 2019 года. Соответственно ресурс на проведение поддерживающих мер социальной политики будет весьма ограничен. Российская экономика весь год «топталась» около нуля, а по некоторым позициям даже ухудшалась.

Сохраняются внешние риски для нашей экономики от международных санкций и в целом от того, что Россия за последние несколько лет постепенно отключалась от мировой внешнеэкономической деятельности. Наш банковский сектор потерял прежние возможности, в том числе и право брать кредиты в мировой банковской системе. Модель экономического развития первого десятилетия века  до 2008 г. и до 2014 г., сегодня не работает.  Новый источник инвестиций не найден, как и не сформирована новая экономическая модель для развития страны. 

Те очень правильные задачи, поставленные несколько лет назад президентом – по деоффшоризации российской экономики, которые могли хоть как-то компенсировать выпадающие ресурсы и вернуть деньги в Россию, — не реализовываются желанными темпами.

Все перечисленные проблемы, помноженные на жесткую политику российских властей, Центробанка РФ, кабинета министров, не сулят улучшений в ближайшее время. Ситуация усугубляется и внешнеполитической обстановкой у границ (Украина).

Вышеперечисленные трудности напрямую сказываются на ситуации в российских регионах, а также вызывают соответствующую рефлексию населения. Люди голосуют ретроспективно, а ретроспективное голосование приводит к оценке правящей партии власти, и оценки эти ставятся не такие комплиментарные, как ранее. Поэтому, в том числе, в некоторых регионах Единая Россия проиграла выборы разных уровней. И это относится не только к четырем провалившимся кандидатам в губернаторы от ЕР, но и к провалу на выборах в региональные парламенты.

В 2018 году произошла беспрецедентно массовая смена руководящего состава регионов. Департамент политологии Финансового университета при Правительстве РФ на своих экспертных сессиях в течение этого года, в общем-то, предсказал большинство из этих смен. Все они имели определенные причины и были очевидны. Как, например уход губернаторов, давно пересидевших в своем кресле. Это отставка губернатора Курской области, отчасти и уход главы Липецкой области (хотя Олег Петрович Королев реализовал много инновационных проектов). Астраханский губернатор Жилкин был довольно интересен и продуктивен на своей позиции, но последние годы не всегда был последователен в подборе команды на региональном уровне, что, видимо, и сыграло определенную роль в его губернаторской карьере…

Главы регионов, оставшиеся у руля и вновь прибывшие, должны понимать, что скоро ситуация в экономике не улучшится. Должны исходить из того, что государство не пойдет по пути смягчения кредитной политики. Поэтому нужно сконцентрировать усилия на поиске внутренних резервов. Стоит обратить внимание на предпринимательство, опираться на потенциал внутри  региона, создавать условия для развития местного бизнеса. Так же стоит обратить внимание на российские корпорации, обеспечив условия для расширения их программ развития. Все это укладывается в рамки поставленной президентом Владимиром Путиным задачи по расширению несырьевого экспорта из России. Те губернаторы, которые могут предложить мировым рынкам высококонкурентную продукцию, должны задаться вопросом – а что может помешать их предприятию, которое находится на их территории, увеличить в разы объем производства? И при выявлении технических или инфраструктурных, кадровых проблем обеспечить их решение.

Губернаторам стоит уделить особое внимание тем сферам, которые будут развиваться вне зависимости от государственных вливаний в экономику: промышленность, образование, здравоохранение и сельское хозяйство. Создать в этих четырех направлениях максимальные условия сильным местным игрокам.

Помимо чисто экономических противоречий заметно обостряется конкуренция  между федеральными элитными группами. Мы наблюдаем трения между бывшим руководителем внутренней политики, ныне спикером ГД Вячеславом Володиным и действующим руководством в Администрации президента, курирующим внутриполитический блок. В то же время усиливаются партии парламентской оппозиции – и КПРФ, и ЛДПР, а в Единой России происходит смена элит. Поэтому в ряде регионов можно прогнозировать улучшение результатов оппозиции на выборах, но общей картины этот тренд, думаю, не изменит. Авторитет власти и президента довольно высок. И это будет залогом сохранения консенсуса и стабильности.

————-

Смена губернатора Санкт-Петербурга, несмотря на постоянное муссирование этой темы в течение нескольких лет, произошла несколько неожиданно. Георгия Сергеевича Полтавченко сменил Александр Дмитриевич Беглов. Обе персоны — уважаемые и выдающиеся политические деятели нашей страны.

Тем не менее, такая смена вызывает некоторые опасения.

Во-первых, Санкт-Петербург – это город с традиционно высокой планкой для любого руководителя. Здесь очень требовательные горожане и довольно политизированная общественность. В северной столице сосредоточена масса разнообразных групп интересов, в том числе, и федерального уровня. Отсюда очень пристальное внимание к любым шагам власти.

В этой связи непросто будет Александру Дмитриевичу избираться в следующем году, если он планирует это делать. А насколько я понимаю, он серьезно взялся за вверенную ему работу. Основная сложность Александра Беглова – практически отсутствие публичной практики. А в Петербурге надо быть очень публичным. При этом совмещать в себе человека, который может организовывать положительные изменения в городе и одновременно публичного политика, умеющего их демонстрировать.

В Питере сегодня много инфраструктурных проблем (например, строительство метро), нерешенных вопросов обманутых дольщиков, застройщиков и так далее.

Александр Дмитриевич долгие годы проработал в Москве и, как мне кажется, загвоздкой может стать формирование эффективной питерской команды, которая сможет сходу воплотить и реализовать необходимую северной столице инновационную политику. А времени не так много и задача ближайших недель, собрать такую команду и в ближайший год показать петербуржцам, в каком направлении Александр Дмитриевич собирается развивать Санкт-Петербург.

Против А. Д. Беглова  играет и такая нервная тема во взаимодействии Петербурга и Москвы, как серьезное отставание первого от второго. Питер не согласен на роль отстающего. Горожане будут требовать именно столичное качество жизни. Поэтому врио губернатора придется конкурировать не столько с другими кандидатами, сколько с Сергеем Семёновичем Собяниным, который задал темп динамичного развития Москвы. 

Май 31, 2016| Национальный Рейтинг Депутатов (№5, май 2016)

Нового в идее праймериз ничего нет. «Единой Россией» эта система отбора применялась еще 6-7 лет назад. В этот раз она впервые реализована в масштабах всей страны в ходе федеральной кампании. Но, поскольку это не голосование, я не уверен, что многие отнеслись к нему серьезно. Да это и не нужно, потому что праймериз имеет смысл для мобилизации ядерного электората партии «Единая Россия». К сожалению праймериз показал, что электорат, мобилизуется прежде всего административным ресурсом, поэтому эффект от него не настолько значимый, сколько мог быть. Об админресурсе и «управляемости» выдвижения кандидатов говорит и то, что даже через несколько дней не объявлены победители во многих регионах. Но, конечно, «Единая Россия» сделала очередной шаг к убедительному выступлению на выборах в нижнюю палату парламента, которые состоятся в сентябре. Во многом этот шаг и эти результаты будут вызваны двумя вещами: и, кстати, отнюдь не праймериз. А, в первую очередь, восстановлением приемлемых цен на нефть в районе 50 долларов, предопределяющими развитие экономики и развитие социального сектора. Деньги есть, что не говори! Во-вторых, конечно, полной неэффективностью оппозиционных партий. По большому счету Кремль сегодня проводит политику централизации политической системы в рамках одной партии. Праймериз ЕР не решал задачи развития многопартийности и борьбу идей и команд за развитие страны. Поэтому пока уверенно говорить о положительном эффекте данного мероприятия для политической системы России в долгосрочной перспективе еще рано. Положительный эффект для «Единой России» очевиден.