Скиперских Александр Владимирович

Политолог, доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета Высшая школа экономики

 

 

 

Комментарии эксперта:

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

В Липецкой области дан официальный старт избирательной кампании по выборам главы региона. Данное событие выступает реальным контекстом, в котором необходимо рассматривать любую политическую активность в области. Липецкий областной Совет депутатов исключил возможность самовыдвижения, поэтому все кандидаты будут связываться с партийной идентичностью, и при этом им нужно заручиться как минимум 163 подписями депутатов различных уровней (это 6% депутатского корпуса) при соблюдении ряда условий и должном территориальном охвате.

Пока о своих губернаторских амбициях заявили 9 кандидатов, в поддержку которых же состоялись необходимые мероприятия по выдвижению. Среди них действующий врио Главы Липецкой области Игорь Артамонов (Единая Россия), депутат Госдумы Александр Шерин (ЛДПР), депутаты Липецкого Облсовета Сергей Токарев (КПРФ) и Олег Хомутинников (Парнас) и Лариса Ксенофонтова («Справедливая Россия»). Закон избирательного жанра и политтехнологический дискурс требуют выдвижения и регистрации ещё пары «технических» кандидатов для обеспечения эффективных выборов кандидату от ЕР, что будет означать едва ли не автоматическое наделение этих претендентов необходимым пакетом документов, подписями муниципальных депутатов и лояльностью облизбиркома. Для обеспечения этого в муниципальных образованиях уже мобилизованы необходимые ресурсы, профессиональные сопроводители, нотариусы и т. д. Скорее всего, такими спойлерами могут выступить выдвинутый от Казачьей партии РФ Вадим Давыдов и представитель Аграрной партии Евгений Третьяков. Как показывают примеры других субъектов РФ, спойлеры без проблем проходят регистрационные процедуры едва ли не день в день с действующим главой региона. Скорее всего, в ближайшее время может быть выдвинута и какая-то ещё «странная» фигура с потенциалом прохождения муниципального фильтра, что подтверждают проводимые в Липецкой области опросы общественного мнения по поводу узнаваемости тех или иных политиков. Спойлерская миссия В. Давыдова и Е. Третьякова может быть очевидной, учитывая опыт предыдущей избирательной кампании, когда на губернаторские выборы в Липецкой области был неожиданно зарегистрирован представитель той же Казачьей партии РФ Владимир Родионов, игравший роль одного из технических кандидатов (в 2014 г. набрал 1% голосов), и Иван Мягков от (Аграрная партия, 2014 г. – 2 % голосов). Именно эти кандидаты обеспечили техническую составляющую выборов Олега Королёва. Эти примеры подчёркивают специфическую миссию указанных партий в Липецкой области как запасных аэродромов ЕР. Безусловно, всё это подрывает легитимность самих выборов, потому как ограничивает право на участие в кампании тех, кто имеет реальное желание.

163 нотариально заверенные подписи депутатов различных уровней власти для представителей любых партий кроме ЕР — практически нереализуемое мероприятие. Ни у кого, кроме власти, нет финансовых, технических и организационных ресурсов для его обеспечения. Очевидно, что для прохождения муниципального фильтра претендентам необходимо договариваться с администрацией и всячески заверять её в своей лояльности. Мобилизовать большую армию единороссов из липецкой провинции и многочисленных сельских администраций можно только с Соборной площади. Именно этой изначальной обречённостью собственного бессилия и отсутствием личных ресурсов для самостоятельной, независимой и яркой кампании можно объяснить нынешнюю бесстрастность конкурентов И. Артамонова. Любое неосторожное слово, критика И. Артамонова и федеральной власти, сейчас может навредить будущим перспективам регистрации – это прекрасно понимают и А. Шерин и С. Токарев. Поэтому, пока их речь исключительно табуирована и неинтересна для избирателя с точки зрения реальной политической борьбы.

В политике присутствует несколько иная чувствительность, нежели в реальной жизни. В социальных медиа получил распространение файл с приездом А. Шерина в администрацию Липецкой области. Прямо на входе депутат Госдумы был встречен целым заградотрядом из ключевых фигур области вместе с и.о. Главы Липецка Е. Уваркиной. В принципе, мы имеем дело с какой-то сюреалистической ситуацией, когда депутат Госдумы не имеет возможности попасть в здание региональной администрации, куда ежедневно заходят сотни клерков. Скажем, как должен повести себя А. Шерин после этого? Возмущаться, подключать своих партийных боссов, делать федеральный скандал? Но он не идёт по пути хайпа, прекрасно понимая, что это может сработать против него. Цена такого бездействия велика, потому как сказывается на имиджевых потерях. Образ борца за справедливость, офицера и десантника моментально разрушается. Безусловно, А. Шерин оказывается заложником сложных раскладов и взаимодействий, что сковывает его самостоятельнось. Сейчас главная задача – пройти муниципальный фильтр, и сделать это можно лишь в случае, если ты ведёшь себя тише воды – ниже травы. Совершенно нелепая ситуация, не прибавляющая очков ни А. Шерину, ни администрации И. Артамонова, на наш взгляд, является точной метафорой происходящей кампании в Липецкой области. Опыт кампании 2014 года, когда кандидатом от ЛДПР был зарегистрирован депутат Липецкого областного Совета М. Халимончук, дистанцировавшийся от резкой критики О. Королёва, может уже не повториться.

Что-то подобное можно сказать и о С. Токареве, наученном примером прошлой кампании, когда с серьёзными проблемами прохождения муниципального фильтра столкнулся бывший депутат Госдумы ФС РФ Н. Разворотнев. Некоторое время вокруг этого могли кипеть страсти, но потом всё успокоилось. Возможно, что нынешнее молчание С. Токарева и отсутствие агрессивного фона, заводящего его в электоральную кампанию, как раз и связано именно с опасностью повторения опыта кампании 2014 года.

Поводов для критики со стороны КПРФ сегодня предостаточно. Но областные коммунисты пока не проявляют себя как-то заметно, не пытаются обострить ситуацию. Не пытается вмешиваться в кампанию и Г. Зюганов, понёсший имиджевые потери после кампании в Приморском крае. Вообще, у нас есть сомнения, что и А. Шерин и С. Токарев будут зарегистрированы. В противном случае, можно делать вывод о том, что где-то всё-таки имели место договорённости, и выступление того или иного кандидата будет носить изначально показательный и спектакулярный характер.

Самый раскованный из претендентов — О. Хомутинников в случае своей регистрации (в это поверить очень сложно) может стать как раз именно тем кандидатом, который будет наименее стеснён необходимостью осторожного поведения и выбора сантиментов в диалоге с администрацией. Безусловно, власть не допустит подобной опасности. Предоставить свободную трибуну в рамках равных прав каждому зарегистрированному кандидату было бы для неё чревато. Можно представить, сколько неприятной информации для И. Артамонова и действующих глав муниципалитетов Липецкой области стали бы озвучивать подобные кандидатуры. Именно по этой причине на выборах не будет самовыдвиженцев. Липецкие выборы прибавили бы в демократичности и зрелищности, будь среди кандидатов, скажем, Сергей Валетов, Владимир Фомичёв или другие общественные деятели и представители резонансной блогосферы.

Если говорить о текущем политическом моменте, то выборы Главы Липецкой области обещают быть скучными. Тоскливое и безнадёжное настроение липецкого избирателя не может быть хорошим знаком для власти.  

 

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

Складывается ощущение, что в Липецкой области уже вовсю идёт избирательная кампания, участником которой является всего один кандидат – действующий врио Игорь Артамонов. В работу по созданию благоприятного имиджа действующего врио Липецкой области подключены практически все липецкие СМИ и лояльные аккаунты и группы в социальных сетях. Не отстают и муниципальные издания, стремящиеся как можно позитивнее и оптимистичнее представить деятельность потенциального главы Липецкой области. Нет ни дня, чтобы в информационном пространстве не появлялись положительные материалы об Игоре Артамонове, который, действительно, демонстрирует высокую активность в поездках по муниципалитетам и количеству проведённых встреч и совещаний. Игорь Артамонов проводит активные назначения, постепенно меняя старую липецкую бюрократию на новых назначенцев. Кадровая политика И. Артамонова носит точечный характер, не затрагивая сути проблем липецкой бюрократии. Поэтому, как правило, декларации и обещания нового врио пока остаются таковыми и не приводят к реальному облегчению жизни населения. «Медовый» период заигрывания с потенциальным избирателем подходит к концу и И. Артамонову и его технологам становится всё сложнее доказывать населению, что от слов можно моментально переходить к реальным делам.

Глядя на подобную активность и созданные для неё «правила игры», нет сомнений в том, что она осуществляется в рамках неконкурентной политической среды, складывавшейся в Липецкой области в течение долгого времени правления Олега Королёва.

Системные политические партии пока громко не заявляют о своём намерении составить конкуренцию И. Артамонову и «Единой России», что только усиливает наши ощущения в том, что власть максимально заинтересована в референдумном сценарии предстоящих выборов. В сложившейся реальности, кандидатам и от ЛДПР, и КПРФ, и «Справедливой России» для прохождения муниципального фильтра будет необходимо «договариваться» с Кремлём о «правилах игры». Самостоятельно муниципальный фильтр для системных партий не может быть преодолим. Это делает партии заложниками «договорняков» на федеральном уровне, а, значит, сентябрьские губернаторские выборы пройдут не по конкурентному сценарию. Отсутствие понимания у партий формата собственного участия в сентябрьской кампании, вплоть до настоящего времени, вносит неопределённость в партийные предпочтения. Так, вместо депутата Липецкого областного совета от ЛДПР Павла Евграфова, неплохо понимающего электоральное поле, и имеющего едва ли не самый большой опыт участия в избирательных кампаниях различных уровней в Липецкой области на стороне системной оппозиции, в качестве выдвиженца ЛДПР может появиться депутат Госдумы ФС РФ Александр Шерин. От  КПРФ – вместо Сергея Токарева – довольно компромиссной и скромной фигуры коммунистов – в качестве претендента на губернаторское кресло может «зайти» депутат Госдумы ФС РФ от  КПРФ – Валерий Рашкин. В случае подобной диспозиции, мы можем стать свидетелями реальности, где И. Артамонову, имеющему чёткий образ назначенца Кремля и «варяга», не понимающего реальные проблемы и нужды населения Липецкой области, могут быть противопоставлены такие же столичные «варяги» — А. Шерин и В. Рашкин, к тому же, не имеющие времени для раскручивания собственного имиджа и скованные в возможности применять административный ресурс для обеспечения необходимого результата.

Безусловно, сели бы не отсутствие политической воли отменить муниципальный фильтр, либо сделать его максимально демократическим, скажем, снизив порог до 0,5-1%, можно было бы увидеть на липецких выборах достаточно интересных политиков, способных привнести в липецкий политический застой элемент драйва и неожиданности. Такими политиками могли бы стать действующий депутат Липецкого областного совета Олег Хомутинников, бывший липецкий силовик Сергей Валетов, блогер Владимир Фомичёв и др. Конечно, к подобному формату в Липецкой области не готовы, потому как стремления к значительной либерализации избирательного пространства в субъектах РФ нет в самой АП РФ.

А это значит, что на сентябрьских выборах мы можем стать свидетелями театра одного актёра.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Отставка Сергея Иванова с поста главы г. Липецка, наверное, является самым крупным событием в политической жизни Липецкой области с момента назначения врио И. Артамонова.  Следовавшие до этого отставки в областной администрации и появление новых фигур в окружении врио являлись исключительно техническими практиками, направленными на формирование видимости активного рекрутинга, связывающегося с технократическим мифом самого И. Артамонова.

Бюрократия перемещалась по горизонтали. Из областной администрации – в городскую.  Из вице-губернаторов – в советники и т.д. Практически все фигуры, составляющие сегодня окружение 
И. Артамонова, достаточно известны экспертам и политконсультантам, наблюдающим за текущими процессами в липецкой политике. Дефицит лояльной бюрократии, привезённой врио в Липецкую область извне, не вызывает сомнений. То ли по этой причине, то ли из-за легитимационных эффектов новой властью периодически анонсируется рекрутинг в региональную власть. Впрочем, реальные цифры, говорящие о том, какой у данной инициативы есть feedback, не становятся достоянием экспертов и общественности.  

Понятно, что отставка С. Иванова не могла случиться сразу – просто так, моментально, мэров столиц субъектов РФ назначенцы Кремля не могут менять. Пока, на наш взгляд, отставка С. Иванова понимается исключительно на уровне догадок. Отставка липецкого мэра выглядит достаточно сложным событием, воспринимать которое нельзя исключительно в диспозиции И. Артамонов  VS С. Иванов.  В этом перманентном конфликте участвует гораздо больше акторов, чем на самом деле. 

В публичном пространстве активно представляется история о недовольстве И. Артамонова состоянием дел в самом городском хозяйстве, катастрофическом состоянии дел с уборкой города, состоянием дорог и тротуаров областного центра, проблемами ЖКХ.  Безусловно, технократический язык преимущественно виртуальной политики нового врио постепенно начинал вступать в очевидное противоречие с реальной ситуацией. Безусловно, имеет смысл увидеть причины недовольства С. Ивановым со стороны врио, наверняка, считающего, что реформы должны проводиться гораздо быстрее, и быть гораздо чётче визуализированы для обычных липчан. Есть ощущение, что в логике врио политические процессы в рамках конкретного политического локуса должны иметь такую же моментальную скорость исполнения и результативность, равно, как в банковском офисе или госкорпорации. В липецкой блогосфере появились метафоры утопания врио в «чернозёме», что он ступил в «трудную землю», которая вряд ли потерпит поверхностного и демагогического отношения к себе. Столичный вкус и некая светскость И. Артамонова периодически перепроверяются в региональном политическом дискурсе симпатиями врио к бадминтону и шахматам, что, безусловно, пока находится весьма далеко от понимания общественности.

Отставка С. Иванова назревала некоторое время, хотя, в итоге, она случилось без какого-либо общественного резонанса и сожаления со стороны общественности. С. Иванов не избирался «снизу», поэтому, дефицит его легитимности не вызывает сомнений. Отставка липецкого мэра значительно ослабляет позицию городского Совета депутатов и его спикера – Игоря Тинькова. Вообще, в подобных аппаратных играх позиция липецких депутатов выглядит не слишком стратегической и просчитанной. Так, незадолго до отставки С. Иванова, казалось бы, липецкий горсовет публично противопоставил себя врио, защитив мэра, но в самый критический момент в стенах горсовета у липецкого мэра уже не нашлось поддержки. Противоречивую позицию липецких депутатов разделила всего одна неделя.    

Нет сомнений, что отставка С. Иванова была каким-то образом представлена О. Королёву, иначе у липецкого мэра не мог бы так быстро появиться потенциальный преемник. В качестве преемника называют соучредителя ГК «Трио», депутата Липецкого областного Совета депутатов Евгению Уваркину. В период губернаторства О. Королёва ГК «Трио» пользовалась невероятными преференциями, и, скорее всего, И. Артамонов сегодня понимает, как глубоко данная компания интегрирована в областную экономику. Как-то в дебюте «вхождения» в Липецкую область 
И. Артамонов признавался, отвечая на вопросы отсутствия интереса к области со стороны инвесторов, что в Липецкой области нет свободной земли. Наверное, вовсе неслучайно, что сегодня именно Е. Уваркина проводит экскурсию для И. Артамонова по сахарному заводу в Ельце по всем законам жанра длинной политической игры.

Есть ощущение, что за столь резкой отставкой липецкого мэра может просматриваться и фактор 
А. Костомарова – нового вице-губернатора Липецкой области. В функционале чиновника из Подмосковья – проведение предстоящей губернаторской кампании. Если рассматривать данную отставку в перспективе сентябрьских выборов, то именно сейчас стоит задача создать максимально комфортные условия для победы назначенца из Кремля, что предполагает жёсткую зачистку любых источников неопределённости и сомнения. Популярность И. Артамонова у населения Липецкой области сложно назвать высокой, поэтому, зависеть от политиков, которых сложно определить, как исключительно лояльных, было бы слишком опрометчиво. В этом смысле, именно голосование в Липецке могло бы стать для И. Артамонова самым большим сюрпризом. Что касается сельских районов, то, некоторые главы уже не стесняются свидетельствовать о безоговорочной поддержке врио в предстоящей электоральной кампании.

Наверное, у претендента на позицию Главы Липецка из бизнес-среды будет куда больше искушений точно следовать в фарватере политики И. Артамонова. В этом смысле, фигура Е. Уваркиной как претендента вполне естественно вписывается в данную логику.

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Политика врио губернатора Липецкой области Игоря Артамонова пока не оправдывает общественных ожиданий. От него ждали быстрых изменений на местах, решения долго накапливающихся проблем, улучшений в инфраструктуре, прекращения оттока молодёжи из области, моментальной обратной связи. Были надежды, что ему будет не по пути с представителями липецкой элиты, «забронзовевшей» в течение 20-летнего правления Олега Королёва. Но этого не произошло.

С точки зрения местных СМИ – всё обстоит по-другому. Безусловно, региональные медиа преподносят его деятельность исключительно в позитивных тонах, показывая его инициативным и продвинутым политиком.  Технократический имидж Игоря Артамонова был сконструирован для него изначально. Но есть ощущение, что образ эффективного управленца пока не обеспечивается реальными достижениями, способными улучшить благосостояние липчан. В глазах обывателя – новый врио Липецкой области – «банкир», «менеджер», «человек из Москвы», но только никак не тот, кто искренне переживает за липецкую землю. Определённое раздражение могла вызвать и информация о доходах врио, выглядящая для жителей небогатого субъекта как зазеркальная реальность. Врио Липецкой области очень мало выходит «в народ», сосредотачиваясь на взаимодействии в уже сложившихся сообществах клубного характера и заранее подготовленных площадках, что также вызывает ощущение его оторванности от текущих проблем. 

Сложно сказать, что Игорь Артамонов является самостоятельным политиком, за которым чувствуется свежее дыхание новой команды, полной идей и озадаченной изменением текущей ситуации. Практически все замы бывшего губернатора Олега Королёва сохраняют свои позиции. Чиновники нижних звеньев перемещаются по горизонтали, не облегчая неповоротливую административную машину.

Сильный общественный резонанс вызвало назначение О. Королёва сенатором в Совет Федерации ФС РФ с предоставлением ему «золотого парашюта». По-прежнему нет каких-то принципиальных изменений и в муниципальной бюрократии, где одни и те же чиновники занимают ключевые позиции на протяжении нескольких электоральных циклов и имеют репутацию несменяемых. Чисто техническая смена произошла только в Измалковском районе.

Возможно, что в этом можно увидеть и часть его тактики. Добиться расположения врио со стороны окружения Олега Королёва и глав муниципальных районов Липецкой области в настоящий момент оказывается достаточно сложно, так как это моментально может вызывать обвинения в фаворитизме. В этом, наверное, можно увидеть и определённый плюс.

Игорь Артамонов готовится к сентябрьским выборам в сентябре 2019 г., и, скорее всего, будет дистанцироваться от «Единой России», пытаясь утвердить в сознании избирателей репутацию политика, не слишком озабоченного вопросом собственной партийной идентичности. При этом понятно, что партия власти будет оказывать ему 100% поддержку. Учитывая едва ли не абсолютный контроль над электоральным процессом в Липецкой области со стороны власти, и возможности прямо влиять на итоговые результаты, нет никаких сомнений в том, что при безоговорочной поддержке административного ресурса и других лояльных власти институций у 
И. Артамонова есть все шансы освободиться от приставки врио.  

Заработал персональный сайт И. Артамонова, через который он пытается диагностировать существующие в области проблемы. По его собственному признанию, вопросов и обращений поступает много. При этом, конечно, врио располагает реальными цифрами и может по количеству и географии обращений оценить эффективность власти в муниципальных образованиях Липецкой области. В публичное пространство, безусловно, выносится то, что в настоящий момент выгодно для политической конъюнктуры. Проблемные места пока новый врио склонен не замечать, несмотря на то, что их много, а некоторые, вообще, являются вопиющими. В каждом муниципалитете есть масса проблем и поводов для рассмотрения деятельности власти через коррупционную оптику. Так, довольно резонансным событием стала закупка компьютерного оборудования для школы в Задонском районе по цене, значительно превышающим рыночную. 

Заметной проблемой Игоря Артамонова становится периодическая рассогласованность между принимаемыми решениями и следовавшими до них декларациями. Так, попытка подстегнуть мотивацию студентов на встрече в Ельце уже стала всероссийским мемом. Есть ощущение, что количество подобных конфузов будет только увеличиваться, если пресс-служба и спичрайтеры врио спокойно «пропускают» в информационное пространство подобные тексты. Очевидно, что они не могут позитивно разворачивать образ И. Артамонова, а только усиливают общественные расколы.

Необходимо понимать, что деятельность нового врио находится под пристальным фокусом блогосферы и независимых институций, моментально вскрывающих малейшие просчёты И. Артамонова. 

Ухудшение экономической конъюнктуры, безработица, спад реальных доходов липчан отнюдь не являются для нового врио факторами, способствующими его политической легитимации.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Отставка Олега Королёва вызревала достаточно долго. Кажется, в Кремле долго взвешивали «за» и «против», при этом ощущая скрытую заинтересованность Королёвских симпатизантов в высших эшелонах российской власти. С одной стороны, в регионе было достаточно много проблем, связанных с деятельностью окружения Олега Королёва, достаточно непопулярного и одиозного, находящегося у власти практически столько же, сколько и сам Олег Королёв. С другой стороны, для Кремля Олег Королёв был, в принципе, удобным и вполне вменяемым губернатором. За долгое время присутствия в большой политической игре (можно вспомнить и его опыт в качестве вице-спикера Совета Федерации ФС РФ в середине 1990-х гг.) Олегом Королёвым было сформировано отменное чувство политической конъюнктуры. Он хорошо усвоил язык говорения в федеральной политике, прекрасно понимая, что от него ожидают наверху. Наверняка Кремль получал от самого Королёва удостоверения в полном контроле регионального политического пространства, и это сложно оспорить ввиду того, что реальная конкуренция в регионе была практически вырождена в последние годы его правления. В частности, показательно, как на губернаторских выборах 2014 г. не удалось преодолеть муниципальный фильтр Николаю Разворотневу – на тот момент депутату Госдумы ФС РФ от КПРФ, который мог выступить в качестве критика Королёва. Наконец, Королёву удавалось справляться с информационной повесткой региона исключительно своими силами – в Липецкой области сложно обнаружить какие-то события в период правления Олега Петровича, которые могли бы стать достоянием федеральной повестки и негативно сказаться на позициях региональной элиты.

Безусловно, позиции Королёва ещё продолжают оставаться достаточно сильными. В частности, недавно его сделали почётным гражданином Липецкой области. Наверняка у него может быть будущее и в качестве сенатора от Липецкой области. Нет сомнений, что со временем Игорь Артамонов – новый врио главы администрации Липецкой области -поменяет Ираиду Тихонову, представлявшую Олега Королёва в Совете Федерации ФС РФ. Позиция сенатора сегодня достаточно статусная и открывает моментальный вход во влиятельную политическую тусовку.

Высокий аппаратный вес бывшего Липецкого губернатора сказывается и на новом дизайне региональной администрации, конструируемой Артамоновым. Из ключевых фигур окружения Олега Королёва практически все сохраняют свои места – А. Божко, Н. Тагинцев, Н. Щеглеватых, А. Никонов, А. Таран, Л. Летникова и др. При всём уважении сложно считать близкими доверителями бывшего липецкого губернатора Андрея Козодерова и Александра Наролина, появившихся в администрации Липецкой области сравнительно недавно. Ключевые представители «Королёвской» элиты до сих пор сохраняют власть. А это означает, что остаётся в прежнем состоянии и тяжёлая бюрократическая машина, доставшаяся новому врио от Королёва – многочисленный аппарат замов и советников, комитетов и департаментов. В муниципалитетах такая же ситуация. Состав Липецкого областного совета также выбран в бытность Олега Петровича и практически полностью лоялен ему. Наконец, мэр Липецка Сергей Иванов — креатура Олега Королёва и до сих пор воспринимается как фигура, лояльная бывшему липецкому губернатору.

Есть ощущение, что приход врио встречен обществом с недоверием. Пока Игорь Артамонов представляет собой достаточно закрытую фигуру, сложно преодолевающую высокий дефицит публичности. Дефицит публичной легитимации заставляет его давать многочисленные интервью, заниматься SMM-продвижением, встречаться с липецкими блогерами, правда, не совсем понятно, по какому принципу и кем были отобраны сами блогеры. Безусловно, для общественности и наверняка самой власти немного странно могли выглядеть озвученные Артамоновым реформы, касающиеся внедрения интеллектуальных схем управления в регионе. Сложно это представить с возрастными главами муниципальных образований, где власть не меняется десятилетиями, фактически передаваясь по наследству. До сих пор некоторые муниципальные районы возглавляются родственниками, да и внутри самих муниципальных районов есть случаи, когда родственники возглавляют сельские администрации.

На наш взгляд, реформирование принципов управления в Липецкой области, по-прежнему находящейся в сильной инерции политики Олега Королёва, пока очень сильно затруднено ввиду серьёзного дефицита самих исполнителей. Бюрократическая система не претерпела изменений, поэтому будет сложно рассчитывать, что новые, и, возможно, позитивные идеи Артамонова найдут моментальное понимание. Налицо явная проблема в интеллектуальном потенциале липецкой бюрократии, привыкшей к экономному и бережливому позиционированию и безынициативному выживанию.

 

Март 28, 2018| Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2018)

Деятельность Сергея Иванова сложно оценивать в том смысле, что он находится в постоянной тени Олега Королёва — главы администрации Липецкой области. Секреты политической выживаемости липецкого губернатора (в этом году исполняется 20 лет его пребыванию на должности главы Липецкой области) как раз и связываются с созданием во многом искусственной ситуации его безальтернативности. Отсюда, по определению, рядом с О. Королёвым не может быть рядом сильной и яркой фигуры, способной привлекать внимание не только к себе, но и к проблемам субъекта РФ. В подобной ситуации Олегу Королёву вполне комфортно руководить и у него есть ещё определённый запас прочности и доверия Кремля.

Случай Сергея Иванова — классический случай политической протекции. Он руководил Тербунским районом — родным муниципальным районом липецкого губернатора. Потом был назначен на должность вице-губернатора. Уже после назначен главой Липецка.

После этого в политическом дискурсе стали популярны взгляды на С. Иванова как на потенциального преемника О. Королёва.

Глядя на образ нынешнего главы Липецка, есть ощущение его скованности, чувствуется, что ключевые решения ему даются не просто.

Вдобавок, в настоящий момент у него не такие уж и простые отношения с городским Советом депутатов и со спикером — Игорем Тиньковым. Есть ощущение, что ему было сложно вписаться в политический пасьянс областного центра, в котором одним из ключевых игроков, по-прежнему, выступает ОАО «НЛМК».

С. Иванову удалось несколько перестроить бюрократический аппарат городской администрации, но эффективность подобных реформ не имеет оценки в публичном пространстве. С точки зрения обывателей — ничего не меняется. Много проблем в сфере ЖКХ, общественном транспорте, на глазах ветшают микрорайоны, образованные в советское время вокруг ключевых предприятий города.

Нет ощущения, что С. Иванов заинтересован в контакте с представителями липецких интеллектуалов, которые могли бы начинить его деятельность новыми смыслами.