Чумаков Иван Романович
Политик, эксперт по экономической политике и инвестициям (г. Краснодар)
Комментарии эксперта:
Октябрь 31, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2024)
Первостепенное событие последнего времени в Краснодарском крае — поимка беглого преступника, который при задержании напал на сотрудников отряда ППС и скрылся с табельным оружием. Все понимали, что надо успокоить общество, но реакция администрации края на событие отсутствовала. Несмотря на то, что во время оперативно-розыскных работ огромная агломерация Краснодар стояла в пробках. И пока полиция выполняла свою работу — досматривала машины, — вполне можно было бы организовать перехватывающие парковки, доставку питьевой воды и биотуалетов к пробкам. Но ничего из этого сделано не было, и люди проводили по 5-8 часов в машинах. Это стало примером некомпетентного и непрофессионального подхода властей к экстренной ситуации, который наводит на мысль, что точно так же губернатор и краевая администрация проспят любую ЧС. А вот полиции, которая, в числе прочего, прочесала огромный частный сектор и поймала преступника, можно выразить благодарность.
Проблема края — земельный вопрос, который у нас, к сожалению, не уходит из повестки. На Кубани земля очень дорогая, и поэтому велик соблазн перевести сельхозземли в ИЖС и ЛПХ. Что регулярно и происходит. Сейчас, например, разгорелся скандал из-за земли в станице Старокорсунская, где частное лицо когда-то получило сельхозземли, а теперь на этой земле построены жилые дома, у которых не по одному разу уже сменились собственники. Теперь прокуратура требует вернуть земли в сельхозоборот и передать в госсобственность. В результате могут пострадать сотни семей, часть из которых для покупки жилья брали ипотеку.
Все мы знаем, что земельные сделки невозможны без участия администрации. Поэтому, когда слышу, что губернатор Вениамин Кондратьев призывает закончить «распил земли», испытываю скепсис. Учитывая её стоимость (1-1,5 млн руб. за сотку), пилили и будут пилить. Хотя, конечно, на землях сельхозназначения должны выращивать зерно, подсолнечник, овощи. Сельхозпроизводство важно для местных жителей, особенно для социально незащищенных слоёв, так как даёт рабочие места и снижает цены на продукты питания.
Ещё один негативный тренд региона: Кубань стала лидером по смертности среди бездомных. И этому есть причины – сюда всегда приезжали люди без определённого места жительства, так как в наших тёплых краях можно легко перезимовать. И здесь кроется проблема: на потоке бездомных выросла целая индустрия — всевозможные «дома помощи», где люди содержатся практически в рабских условиях. И если бездомных используют для работы в полях, где летом температура на солнце достигает 70°С, то трагические случаи, в том числе со смертельным исходом, обеспечены. Комментарии краевой администрации о том, что существуют программы для таких людей, не соответствуют действительности. Как социальные службы не работали, так и не работают.
И ещё есть ощущение, что стали сильно экономить на здравоохранении. Появилось, например, такое нововведение: после записи и получения результатов анализов попасть снова к врачу можно только в течение двух недель. Таким образом получение врачебной помощи может занять месяцы. И всё потому, что в поликлиники спустили такую рекомендацию. Получается, что вместо решения вопроса с медицинскими кадрами начинают придумывать «схематозы», которые негативно отражаются на здоровье и жизни людей.
Сентябрь 26, 2024 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2024)
В команде губернатора Вениамина Кондратьева назначение своего человека — устоявшаяся традиция. Однако судить о новом мэре Сочи Андрее Прошунине рано, он еще не ознакомился со всей проблематикой города.
Прежний мэр оставил город чистым и безопасным. И хотя курорт потерял советский шарм, условия для отдыха там созданы, это стоит признать.
Сочи — город небольшой, но имеет федеральное значение. Еще с советских времен здесь отдыхала элита. Местное руководство до сих пор имеет возможность напрямую обращаться к федеральному центру.
Здесь есть большие ресурсы для реализации масштабных инвестиционных проектов, некоторые из которых превосходят размахом столичные. Богатые люди вкладывают в сочинскую недвижимость. Однако там, где есть возможности, есть и высокие риски. Например, цены на недвижимость могут упасть. И мэр столкнется с этой проблемой.
Для местных жителей риски другие. Сектор реальной экономики здесь небольшой. Работа у многих имеет сезонный характер. Продукты питания дорогие, что связано с доставкой: в город идет одна полноценная дорога. Из Краснодара можно добраться за 4 с половиной часа, если без пробок, а можно — за 15 часов.
А еще Сочи становится слишком дорогим городом, поэтому потоки туристов уменьшаются. Мэру тоже придется заниматься этой проблемой. Цены необходимо снижать, люди не готовы платить за отдых так много денег.
Количество развлекательных заведений превышает необходимое. Рынок развлечений ждет перераспределение — часть предпринимателей уйдут в другие сферы.
Есть и проблема с избытком бетона, которую породили нерадивые застройщики и неправильное зонирование. До массовой застройки к Олимпиаде сильных подтоплений не было. Когда город залили бетоном, не обустраивая ливневки и сливы, проблема усугубилась.
С другой стороны, в городе действует единственный в крае аэропорт. Что дает определенные преференции. Также в плюс работают бюджетные потоки, которые центр стремиться направить в Сочи и город может их аккумулировать для проектов, которые могут преумножить инвестиции. Но есть и риски, связанные, в первую очередь, со строительным рынком, который тянет за собой рынок труда и другие отрасли. И с этим новому мэру надо будет что-то делать.
Лето в Краснодаре заканчивается отголосками протестов. Был т. н. электрический протест, когда люди, которые остались без электричества и воды, перекрывали дороги и добивались от властей внимания к своим базовым потребностям.
Мэр Евгений Наумов у нас — свадебный генерал. Отчасти, это не его вина. Институт мэров остался для поддержания иллюзии существования местного самоуправления. А так как Краснодар – это суперагломерация, управление требует финансирования и компетентности. Сельская местность терпит ошибки, а в мегаполисе плохое и непрофессиональное управление оборачивается трагическими последствиями. Наша мэрия не доросла до уровня агломерации, которой управляет. Вызовы не соответствуют компетенции.
Остро актуальны проблемы строительного сектора. Ставка рефинансирования растет угрожающими для строительства темпами. При нынешних условиях ипотеки покупать квартиру рискованно. А когда строительный сектор, дающий работу и доход сотням тысяч людей (поставки материалов, трудовой потенциал), находится в рецессии, растет безработица.
Инфраструктурные проблемы, которые пытались купировать летом и скрыть за словоблудием (аномальная жара, залповые дожди) возникли, в том числе, и из-за застройщиков, которые не выполнили свои обязательства по созданию новых мощностей. Старые коммунальные мощности не справляются с нагрузкой. Фактически, на старый Краснодар навесили еще один город. Теперь пытаются ремонтировать сети за государственный счет, но не успевают. В такой ситуации надо проводить инфраструктурный и инвестиционный аудит вводимых микрорайонов. Из-за коррумпированности и алчности чиновников не должны страдать налогоплательщики.
К строительной и инфраструктурным проблемам подтягивается и транспортная проблема. В Краснодар из пригородов и городов-спутников, расположенных в радиусе 60 км, приезжают на работу люди. И это не те вызовы, которые мэрия Краснодара может потянуть. Она не готова.
Моя оценка работы мэра Евгения Наумова – троечка. Даже в рамках работы с протестами (приехал, пытался коммуницировать) его действия воспринимаются как попытка распространить ответственность на другие структуры или погоду. Чтобы не отвечать перед федеральным центром. И в этом он не уникален — мэр в точности копирует поведение краевой власти.
Июнь 27, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2024)
Печально, но мои прогнозы относительно бездеятельности губернатора Краснодарского края Кондратьева сбываются.
Уверен, ни у кого не может быть сомнений: Кубань – житница России, которая не только способна, но и должна кормить Отечество. Особенно это важно в условиях, когда санкционное давление увеличивается, а мировые цены на продовольствие растут угрожающими темпами. Неурожаи уже в мировом масштабе – это реальность сегодняшнего дня. А манипуляции поставками продовольственных товаров – это оружие грядущих дней.
Поэтому первостепенной обязанностью губернатора Краснодарского края, региона стратегического значения, является создание условий наибольшего благоприятствования для ведения сельского хозяйства на всех уровнях – от мелких домохозяйств до крупных агропромышленных образований.
Видим ли мы это?
Увы, нет – как не интересовался губернатор Кондратьев сельским хозяйством, так и не интересуется.
Давайте рассмотрим положение дел по двум стратегическим сегментам сельского хозяйства Краснодарского края.
Например, какое положение дел в растениеводстве среднего и крупного масштаба? Скажем, по направлениям выращивания и переработки зерна, семечки, свеклы, из которых производят муку, растительное масло и сахар.
А положение дел настолько «замечательное», и поддержка от региональных властей настолько «высокая», что часть фермеров начали продавать земельные наделы сельскохозяйственного назначения, а другая часть – взяли паузу в производственном процессе на год. Я хочу напомнить губернатору Кубани Кондратьеву, что «нарисовать» цифры по урожаю можно любые, но от этого булки хлеба не начнут расти на полках в супермаркетах.
А как в регионе обстоят дела с производством продукции сельского хозяйства на участках личного подсобного хозяйства? Это – уровень производства, который позволяет обеспечивать потребности собственного домохозяйства, а излишки продавать на местных рынках и ярмарках, извлекая незначительный доход. Этот сегмент мелкотоварного сельскохозяйственного производства является приоритетным для импортозамещения в России.
Здесь дела обстоят еще печальнее, потому как для обычного человека, желающего возделывать землю в Краснодарском крае, попросту невозможно получить землю в аренду от государства.
Задаëтесь вопросом – почему? Ведь правительство России стимулирует выделение такой земли специально для развития сельскохозяйственной отрасли малого и среднего масштаба. Прекрасным примером правительственного стимулирования развития низового сельского хозяйства в регионах является постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629, которое создаёт благоприятные условия для обычного человека, желающего работать на земле.
Местные же администрации Кубани процесс выделения государственной земли уже давно превратили в откровенный «схематоз» для собственного обогащения.
Отличный пример этого: администрация города Краснодара стартовую цену на аренду участка в 10 соток устанавливает в 800 000 рублей в год. Цифры для обычного человека не просто недостижимые, они поистине космического масштаба. Про всевозможные переуступки прав аренды через «нужных» людей и прочую кубанскую коррупцию и говорить не имеет смысла, потому как это стало нормой для всех районов Краснодарского края.
Главное, что необходимо понимать – без земли невозможно заниматься сельским хозяйством, а, следовательно, доступная национальная сельскохозяйственная продукция не появится на полках российских магазинов.
Я искренне не понимаю, почему некомпетентность и бездеятельность губернатора и его окружения заставляют целую страну работать на благо жителей Греции, Турции, Египта, Южной Америки и пр.?
Если говорить, об оценках, то как ещё можно оценивать работу губернатора Краснодарского края, который ставит под удар продовольственную безопасность России? Оценка – «два», и ниже уже некуда!
Февраль 29, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2024)
Сегодня губернатор Краснодарского края Кондратьев, как и прежде, предпочитает решать проблемы населения не проактивно, а когда «клюнет» да «порвётся». На мой взгляд, это неудивительно, ведь губернатор Кондратьев никогда не был харизматичным политиком и лидером, оставаясь во всех ситуациях чиновником-конъюнктурщиком. Который пытается, пусть с сучком и задоринкой, но строго следовать ЦУ из федерального центра. И нужно признать, губернатор Кубани Кондратьев сегодня выполняет чётко ЦУ на отсутствие общественно-политических конфликтов и скандалов в преддверии выборов президента РФ. Не замечая проблем и делая вид, что его «хата с краю».
В таких условиях губернатор Кондратьев — отличная фигура, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет затмить президента Путина в общественно-политической жизни Кубани.
Но на мой взгляд, губернатор Кондратьев, когда решил не выделяться в публичном общественно-политическом пространстве Кубани, забыл о своей первостепенной и безусловной задаче. Это – мобилизация регионального электората Владимира Путина на выборах президента России.
И вот тут я наблюдаю почти полное бездействие всей системы сторонников президента России, находящейся в управлении губернатора Кондратьева. За примером далеко ходить не требуется, ведь в родной для губернатора Кондратьева станице Динской вся мобилизационная активность свелась к рассылке всего одного буклета. И это – за две недели до дня голосования?
Нет сомнений, губернатору Кондратьеву пора бы просыпаться и начинать работать. А если нужен пример проактивного управления, то Москва во главе с мэром Собяниным может дать губернатору Кондратьеву мастер-класс.
Если оценивать работу губернатора Краснодарского края Кондратьева, то он – уверенный троечник.
Декабрь 27, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2023 года)
Общественно-политическая активность в Краснодарском крае к концу 2023 года снижается почти до нуля. Но у региональной власти и туристического сектора остаются надежды на удачный сезон в Сочи и горнолыжном кластере Красная поляна в период новогодних праздников.
Губернатор же Краснодарского края Кондратьев в конце 2023 года решил безучастно наблюдать за происходящим. На мой взгляд, это в корне неверное решение. Ведь Краснодарский край – в первую очередь «житница России». И, как я уже прогнозировал, низкая активность губернатора Кубани в секторах растениеводства и животноводства уже привела к серьёзному росту цен на продукты питания в региональном масштабе.
Если взглянуть на урожайность прошедшего года, то она оставляет желать лучшего как по количественным, так и по качественным показателям. Отсутствие программ массового вовлечения населения в производство продуктов питания в формате личного подсобного хозяйства уже привело к колоссальному росту цен не только на Кубани, но и в межрегиональном масштабе. Хлеб, гречка, картофель, куриные яйца, куриное мясо, свиное мясо, говядина, молочные продукты, плодовые овощные растения: рост цен на эти стратегические для здоровья населения продукты пугает абсолютное большинство граждан.
Отдельно хочется отметить, что в сфере растениеводства, при дальнейшем бездействии губернатора Кондратьева, формируется фундаментальная проблема. Фермеры, которые в силу разных причин в этом году потерпят убытки или получат прибыль, покрывающую только издержки, в дальнейшем, вероятнее всего, откажутся от посевной и будут выжидать более благополучного момента. И заставить их возделывать землю никто не сможет. А это уже чревато возникновением стратегического дефицита по ряду продуктовых направлений уже в масштабах страны. И как бы это банально не звучало, но губернатору Кубани пора бы понять, что «времени на раскачку нет», и бездействие может поставить под удар уже всю страну.
Что касается поддержки участников СВО. В сравнении с рядом других глав субъектов РФ губернатор Кубани недостаточно активен в этой области. Действенных программ поддержки нет. Военнослужащие, которых я знаю лично, о мерах поддержки от губернатора Кондратьева не слышали. Ну, если не считать поддержкой увещевания губернатора о запрете салютов на Новый год. Это – не поддержка, а профанация! Пора бы Кондратьеву понять, что «работать нужно с людьми, работать – ежедневно, нужно выстроить эту работу и сделать её эффективной».
31 октября, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2023)
Несложно спрогнозировать, что Московская область будет находиться под всё большим давлением нарастающей экономической проблематики. Большие бюджеты прошлых лет расслабили и даже развратили управленческий аппарат региона. Именно это будут первостепенным вызовом для губернатора Андрея Воробьева и его команды.
Не секрет, что коммунальная тематика является самой острой. Приход зимы и сокращение бюджетов вместе с экономическим кризисом образуют всё новые точки напряжения — Щёлково, Химки… И этих точек будет всё больше. Основная задача — это жёсткие решения со стороны губернатора. Пора усиливать контроль за коммунальной и инфраструктурной отраслями. И, конечно же, производить чистку коммунального хозяйства не только от коррумпированных менеджеров, но и откровенно криминализированных. Мы понимаем, что коммунальная отрасль привлекала именно этих людей, и они привыкли к коррупционным доходам на инфраструктурных проектах. Коммунальная отрасль приносит огромные деньги, так как она по-прежнему субсидируется государством. Плюс – множественные плательщики (тысячи и тысячи квартир) всегда представляют сложность для контроля.
Стоит учитывать, что Подмосковье — сложнейший регион с множеством могущественных элитных групп, которые имеют колоссальный лоббистский ресурс. Но на сегодняшний день политическая стабильность важнее любых внутриэлитных выгод и прибыли.
Безусловно в ближайшее время мы будем наблюдать эффект высокой базы, т. е ситуацию, когда жители региона воспринимают падение жизни как критическое. Это происходит по причине высокого уровня жизни в прошлые годы. Если, например, возьмём депрессивный регион, то жизнь там стабильна — жили всегда плохо. В данном случае МО выделялась благополучием, как и Москва. И мы понимаем, что падение уровня жизни будет восприниматься субъективно острее.
Очевидно, что губернатору нужно уделять внимание занятости населения в регионе и менять правила игры, которые существуют на рынке. Особенно важно пресекать попытки крупных игроков замещать локальную рабочую силу на мигрантов. Это всегда соблазнительно, даёт преференции и экономию, но создаёт огромное внутриполитическое напряжение. На сегодняшний день стабильность важнее выгоды.
У губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева в последнее время заметно изменилась риторика. Это, очевидно, связано с тем, что KPI его губернаторской работы зависит от уменьшения напряжения в регионе в преддверии президентских выборов.
Одной из точек социального напряжения в крае является свалка в станице Полтавская. В последние годы губернатор проблему не замечал, а сейчас начал заигрывать с жителями, уставшими от соседства со свалкой. Надо отметить, что её экспертиза давно проведена. Но теперь губернатор говорит, что не доверяет результатам, и требует проведения государственной экспертизы. Создаётся впечатление, что он, несмотря на заявления, старается перенести решение свалочного вопроса за пределы президентских выборов.
Другим примером губернаторских проактивных действий стало его постановление о запрете кормления безнадзорных животных. Это вылилось для него в судебный процесс с физическим лицом. В результате Кондратьев капитулировал и технически изменил закон, убрав пару пунктов из шести, что никак не решает проблемы. Губернатор предпринял попытку уйти от позора в суде, избежать негативного пиара перед президентскими выборами и не нарушать заданную установку на тишину. Что же касается зоозащитного движения Кубани, то парадоксальный закон ещё больше укрепил и консолидировал его ряды.
Для пиара Кондратьев использует тему СВО. Он поспешил рассказать, что герои спецоперации в качестве награды получают бесплатно землю. Однако в профильных департаментах никто не знал, как и кому нужно её выделять. Чиновники не получили дорожной карты действий и только в начале октября начали реально помогать. Если оценивать действия губернатора, то они выглядели как попытка адаптироваться под повестку. Если не делать реальное дело и уходить в демагогию, проблемы остаются нерешёнными.
30 августа, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2023)
В связи с санкционным давлением и высокой импортозависимостью страны, в том числе продуктовой, роль Краснодарского края в обеспечении продовольственной безопасности России растёт. Кубань не просто так называется житницей России. Край обеспечивает страну качественным зерном пшеницы, подсолнечником.
Этим летом сельское хозяйство региона страдает от стихийных погодных явлений — наводнений и засухи. Но губернатора не слишком заботят аграрные проблемы. Вениамина Кондратьева только изредка можно увидеть с сельхозпроизводителями. Это – разовые постановочные кадры: в поле или на крупной выставке. Конечно, помимо аграрного сектора, есть ещё и рекреационно-туристический. Но это – вторично, так как продовольственная безопасность — задача федерального уровня. А программ полного цикла по вовлечению населения в сельхозпроизводство как не было, так и нет.
Как известно, когда рынок насыщен, цены снижаются, но – не этим летом. Сезонного спада цен не наблюдается. Сейчас они стабильно высокие. И производители предупредили, что цены вырастут ещё на 20%.
По деловой активности входим в депрессивные значения. Строительный рынок края был сильно перегрет. На сегодняшний день при низком спросе огромное количество жилья не распродано. А ставка кредита выросла. При падающих доходах строительный сектор будет ожидаемо рушиться, а именно он давал галопирующий рост ВВП региона в предыдущие годы.
При губернаторе сформирован Совет по улучшению качества жизни, что, казалось бы, неплохо. Но его наполнили свадебными генералами, которые не задают неудобных вопросов власти. Практическая роль Совета сомнительна.
С точки зрения взаимоотношений с муниципалитетами, проактивного управления не наблюдается. Петух клюнул — работа начинается. Актуальными вопросами свалок, загрязнением реки Кубань, которое влияет на Азово-Черноморский регион, по-прежнему никто не занимается.
Жители миллионного Краснодара из-за пробок практически лишены возможности съездить на море. А своих общественных пляжей в городе нет, хотя о них много раз говорилось. Это показывает уровень отклика на базовую проблему людей.
С другой стороны, движутся крупные проекты — под промышленные предприятия выделяются земли. Но гигантизм в инвестициях не всегда полезен. Очень сложно найти инвестора на многомиллиардное вложение. А малыми и средними предпринимателями, которые в состоянии накормить и обеспечить работой местное население, у нас пренебрегают.
Если оценивать работу губернатора по пятибальной системе, я бы поставил «два». Вместо дел — много «пиара».
27 августа, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)
В Краснодарском крае сегодня особое внимание приковано к выборам губернатора. Обусловлено это тем, что у общественности Кубани появилась редкая возможность публично оценить результаты деятельности губернатора Кондратьева.
Не секрет, что губернатор Кондратьев выглядит обессиленным, налицо – эмоциональное и психологическое выгорание. Психологический откат после длительного стресса «догнал» губернатора Кондратьева. В этом нет ничего удивительного, ведь работа в условиях пандемии и карантина далась ему очень тяжело.
Работу губернатора Кондратьева в период карантина однозначно можно назвать удовлетворительной, но никак не хорошей и уж тем более – безупречной. Откровенно слабая управляемость системы госуправления, частая смена правил выдачи пропусков, задержки при их выдаче, а порой и невозможность их получения – только малая часть претензий, накопившихся к губернатору Краснодарского края за период карантина. Одно только то, что в период посевной кампании в аграрном регионе у сельхозпроизводителей возникали повсеместные проблемы с получением разрешения на перемещение спецтехники, говорит о чрезвычайно слабом понимании специфики региона.
Но градус общественного напряжения серьёзно увеличивается, когда речь заходит о якобы широких мерах поддержки населения и предпринимательства, о которых с гордостью рассказывал губернатор Кондратьев. Недостаточно сказать, что они не эффективны. Они попросту не учитывают интересы большей части населения Краснодарского края, лишившейся порой не только источников дохода, но и всех своих накоплений.
Если говорить о результатах работы губернатора Кондратьева за 5 лет, то, к сожалению, мы не увидим хоть сколько-нибудь значимых прорывов. Инфраструктурные проблемы только усугубились. Износ инфраструктурных фондов достигает 79%. Отключение электричества, потопы в Краснодаре, подтопления в крае, масштабный дефицит питьевой воды и постоянный сброс нечистот в реку Кубань, уничтожающий экосистему целого Азово-Черноморского региона, – только малая часть проблемного спектра.
Очень показательно, что начало губернаторства Кондратьева было ознаменовано масштабными отключениями электроэнергии. И именно этим отчётным летом мы стали свидетелями масштабнейших отключений электроэнергии в Краснодарском крае. Губернатор Кондратьев уверял, что причиной всему – невероятный рост потребления электроэнергии со стороны потребителей. Но если обратиться к статистике, становится очевидным: губернатор Кондратьев лукавит. Потребление электроэнергии в Кубанской энергосистеме (Краснодарский край и Республика Адыгея) сократилось на 4% в I полугодии 2020 года, а производство электроэнергии выросло на 0,5%.
Тут-то мы и сталкиваемся с главной проблемой так называемых «технократов – назначенцев из Кремля». Уже неоднократно в беседах с федеральными чиновниками я слышу мнение, что слабый и не обладающий собственной политической субъектностью губернатор Кондратьев выгоден не только всем «башням Кремля», но и всем элитным группам в регионе. Поэтому мне понятна природа его низкой эффективности на посту губернатора Кубани.
Очевидно, что невозможно добиваться прорывных социально-экономических показателей, угождая всем региональным и федеральным элитным группам. Именно поэтому проблемы с электроэнергией не решены, впрочем, как и все остальные. Ведь энергетическое и все прочие лобби обладают большей властью, чем губернатор Кондратьев. А жители края продолжают «сидеть у разбитого корыта».
Несомненно, руководитель такого богатого ресурсами региона просто обязан постоянно говорить об экономике, инвестициях, рабочих местах и добиваться качественно-количественного экономического роста. Мы же слышим разговоры исключительно о детских площадках, газонах, спорткомплексах и дорогах. Складывается впечатление, что Вениамин Кондратьев не губернатор, а завхоз всей Кубани.
На днях я столкнулся с агитационными материалами на рекламных щитах, которые кондратьевские политтехнологи развесили по всему Краснодарскому краю. Основной лозунг: «Результат важнее слов». А особенность этой рекламы – в том, что в большинстве этих материалов не присутствуют визуальные образы самого губернатора Кондратьева. Это однозначно говорит о том, что фигура Вениамина Кондратьева является раздражающей для значительной части жителей Кубани. В таком случае я могу согласиться с мнением некоторых политтехнологов о том, что реальный рейтинг губернатора Кондратьева варьируется в диапазоне 22-28%.
29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)
В Краснодарском крае наступает время подведения общественно-политических итогов последних пяти лет как на уровне региона, так и для каждого муниципального образования. Последние несколько месяцев мы имели возможность подвести итоги работы мэра города Краснодара Евгения Первышова.
Карантин в городе Краснодаре обнажил проблему не только плохой его организации, как управленческой дисфункции (система пропусков изменялась, а пропуска на автомобиль граждане не могли получить по несколько недель), но и отсутствующей системы коммуникации с гражданским обществом.
Анти-ковидная работа по поддержке населения и малого и среднего бизнеса откровенно слабая. Скудные антикризисные меры вовсе не оказали никакого позитивного влияния на экономику города. Рынок труда стагнирует, несмотря на то, что город Краснодар обладает невероятным экономическим потенциалом.
К сожалению, за почти пять лет работы мэра Евгения Первышова вопросы экономического роста и развития, занятости и инвестиций так и не стали приоритетными для мэрии.
Последние несколько недель показали: важнейшая инфраструктурная городская проблематика, с которой Евгений Первышов заступал на пост мэра, не решена ни на йоту. Жара, совершенно обыденная для летнего Краснодара, привычно оставила без света десятки тысяч жителей. Что лишний раз говорит о неэффективной работе как ресурсоснабжающих организаций региона, так и городских властей. А совершенно неадекватная реакция мэра Первышова, который раскритиковал работу энергетиков не по части отключений, а из-за неэффективной работы служб оповещения населения об отключениях, выглядит, мягко говоря, странно. Летние же дожди, приведшие к уже привычным наводнениям на улицах Краснодара, заставляют задуматься, чем же на самом деле мэр Краснодара Первышов занимался на посту градоначальника.
Стоит отдельно выделить однозначно вопиющую ситуацию с попыткой закрытия МАОУ ВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» в разгар пандемии, которая вызывает не просто множество неудобных вопросов к мэру Первышову, но и наводит на серьёзные подозрения.
Сейчас же можно с уверенностью говорить об одном: в преддверии выборов в регионе и городе мэру Евгению Первышову нечем особенно похвастаться ни перед жителями города Краснодара, ни перед федеральным центром.
Сентябрь 28, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Сентябрь, 2015)
Господин Евланов в очередной раз занял кресло мэра, что было вполне ожидаемо. Во-первых, его кандидатура в условиях передела сфер влияния властных элит временно устраивает как краевую власть, так и Москву. Во-вторых, нынешняя городская Дума, состоящая почти полностью из единороссов, оказывает активную поддержку г-ну Евланову. Владимира Евланова можно назвать своего рода «центром притяжения» краснодарских сил партии «Единая Россия»: он поддерживал на выборах кандидатов-единороссов, и они, пройдя в гордуму, поддерживают его кандидатуру. Вот мы и увидели выборы мэра без участия жителей города в этом важном процессе. С другой стороны, в случае прямых выборов мэра, маловероятно, что господин Евланов остался бы на должности мэра. Я баллотировался в городскую Думу шестого созыва и много контактировал непосредственно с множеством избирателей. В моем округе 9 из 10 жителей, с которыми я общался, не желают видеть господина Евланова мэром города Краснодара. Многим не нужно заблуждаться, что такая форма назначения мэра местными элитами может заменить открытое и честное волеизъявление народа. Это всего лишь очередной механизм закрепощения общества. Что касается вопросов, которые в Краснодаре требуют решения, их по-прежнему много. Я снова могу взять основную проблематику из общения с жителями в процессе избирательной кампании. Прежде всего, это сфера ЖКХ, которая поглощает колоссальные деньги, а при этом по-прежнему работает не эффективно. Необходимо придать прозрачность всей коммунальной системе, чтобы каждый потребитель не только понимал, на что идут его платежи, но и мог призвать нерадивых коммунальщиков к ответу. Большинство жителей города не просто не понимают, куда уходят их деньги, но и оказываются абсолютно бесправными перед коммунальной проблематикой. Могу отметить, что в вопросе ЖКХ господин Евланов «хорошо» показал свою позицию в августе этого года, когда большая часть города страдала от отключений света по несколько суток, теряя реальные деньги, а администрация города не замечала проблемы и бездействовала. Усугубляется коммунальная проблематика появлением платежек на капремонт. Вторая важнейшая проблема – цены, прежде всего на продукты питания. Власти города либо не умеют, либо не желают заниматься их рыночным регулированием. Вся структура сбыта продуктов питания в городе представлена на 90% посредниками, которым выгодно душить и не допускать производителя напрямую к потребителю. Вот тут-то мы и видим сращивание власти и бизнеса, когда не лоббируемому производителю невозможно выйти на рынок сбыта в городе без торговых сетей или рынков. В то же время среднестатистический житель Краснодара тратит уже более половины дохода на продукты питания. И говорить, что администрация города и г-н Евланов не видят проблемы цен просто нелепо. Еще одна проблема касается деловой сферы Краснодара. Основными локомотивами экономического роста в городе являлись сектора: торговля и строительство-недвижимость. Торговля не продовольственными товарами упала до минимальных уровней еще в марте этого года. Потребительская активность сосредоточилась в продуктовом секторе. Сектор строительство-недвижимость находится в очень сложном положении. Город Краснодар последние 5 лет наращивал темпы строительства с рекордной скоростью, что аккумулировало в отрасли строительство-недвижимость колоссальный объем средств и занятых. Сформировался «мыльный пузырь», когда недвижимость всех типов в избытке, а у покупателей просто нет средств на её приобретение (ни своих, ни заемных). В этих условиях в администрации города начали обсуждать идею моратория на получение разрешений на строительство. Но любой образованный человек понимает, что данная инициатива не решает проблемы горожан, а просто отстаивает интересы крупных строительных компаний, что уже срослись с администрацией города Краснодара. Если не решить проблему деловой активности в секторах: торговля непродовольственными товарами, строительство-недвижимость, — то мы столкнемся с проблемами резкого роста безработицы, усугубления экономического спада, увеличения количества обманутых дольщиков, еще большего углубления спада по налоговым сборам.