Шоладеми Самсон Бартоломиувич

Генеральный директор рекламного агентства «Сеть Морфеус», ведущий специалист по управлению репутацией в Интернете (г. Москва)

 

 

Комментарии эксперта:

Август 29, 2018| Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

Из позитивных моментов в деятельности Сергея Собянина, при всем к нему моем скептическом отношении, я бы отметил, как хорошо Москва подготовилась к проведению Чемпионата мира по футболу, когда город на месяц стал спортивной столицей мира. Собственно этот праздник жизни, который мы увидели вместе с сотнями тысяч туристов, был бы в рамках последующей затем избирательной кампании самой лучшей и позитивной агиткой за Собянина, за те изменения в городе, которыми он хочет перед своими избирателями похвастаться.

Поэтому я не понимаю, почему Собянин испугался сделать столичные выборы более конкурентными. Объективно говоря, в Москве позиции Собянина сильны. В первую очередь, в силу отсутствия серьезного конкурента. В прошлом году был один такой кандидат, депутат Мосгордумы Андрей Клычков, который мог стать центром притяжения всех столичных оппозиционных сил в противостоянии с московской мэрии. Но он технично был сплавлен на должность губернатора Орловской области. Собственно после этого вопрос о том будут ли у Собянина какие-то проблемы с повторным избранием мэром Москвы у меня отпал.

Все остальные кандидаты-конкуренты, которые сейчас допущены до выборов: Вадим Кумин от КПРФ, Илья Свиридов от «Справедливой России», Михаил Дегтярев от ЛДПР, «мутный» Михаил Балакин от разорившегося СУ-155 — технические, не способные аккумулировать протестный электорат. Если бы прошел муниципальный фильтр Дмитрий Гудков, какая-то интрига сохранялась бы.

На мой взгляд главная ошибка Собянина, что он боится напрямую общаться с народом и выслушивать критику в свой адрес. Если вы посмотрите как сейчас проходит его агитационная кампания, то все встречи с москвичами — это встречи со строго отобранными людьми, как правило, представленными районными активистами ЕР, советниками управ, членами районных молодежных парламентов. Встречи, о времени и месте проведения которых никогда нигде не анонсируется. Но зато очень много пишется по их итогам. Это нафталиновая страусовая тактика. Как и отказ от дебатов в СМИ с другими кандидатами — спарринг-партнерами. Тут-то чего бояться в отсутствии реальной избирательной кампании со стороны его как бы конкурентов?

Главный месседж избирательной кампании, о котором Сергей Собянин заявил на её старте еще в мае, — «Я иду, чтобы доделать то, что начал», выбран, на мой взгляд, правильно. Культивирование образа крепкого мэра-хозяйственника, мэра-строителя, мэра-созидателя. Гротескный старт с использованием шутов типа Джигурды и Паука передал всем остальным его конкурентам, допущенным до выборов, вирус несерьезности.

Отношение к мэру Москвы и его деятельности со стороны жителей города в рамках одобрительно-нейтрально-негативно-по фигу оценил бы в пропорции 10/30/10/50. Экспертное сообщество настроено более критически и фрондерски, бизнес-элиты — крайне комплиментарно, за исключением представителей малого бизнеса.

Всерьез обсуждать, как складываются отношения между Сергей Собяниным и муниципальными субъектами органов власти, находящимися по отношению к мэрии Москвы в коленно-локтевой позиции, было бы нелепо.

Гораздо интереснее другое: как в условиях съеживающегося как шагреневая кожа финансового пирога Собянин будет защищать от фискальных аппетитов федерального центра огромный московский бюджет, на который позарился Кудрин и другие из правительства.  Вангую, что это будет красной чертой в будущем противостоянии Собянина с федеральным центром, первые раскаты которого мы услышали в полемике на урбанистическом форуме: развитие Москвы и дальнейший рост ее агломерации — это угроза регионам или локомотив развития всей страны?

А главный враг на этих выборах для Собянина это не кто-то из его конкурентов, а прогнозируемая очень маленькая явка. Потому что грядущие выборы мэра с заранее известным результатом вызывают апатию у электората. Нет интриги — нет шоу.