Сельцер

Сельцер Дмитрий Григорьевич

Политолог, директор Центра исследования политических трансформаций Тамбовского государственного университета

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Оценивать текущую деятельность главы Тамбова Наталии Макаревич и просто, и сложно одновременно.

Простота в том, что она стала руководителем региональной столицы совсем недавно – 16 сентября, что естественным образом затрудняет дачу каких-то развёрнутых комментариев с моей стороны: уж очень мало времени прошло. Понятно, что сейчас происходит её погружение в проблемы города, осваивание всего комплекса объективных задач, стоящих перед главой, выработка собственной линии управления и взаимоотношений с субъектами власти и хозяйственно-экономической деятельности. Оттого её активность наиболее заметна скорее в публичной сфере. Она демонстрирует существенную динамику: объезжает территории, префектуры, при этом спокойна, внимательна, дотошна, нацелена на решение реальных городских и, самое главное для людей, социальных проблем. Запас времени и прочности позволяют пока выдерживать именно такой стиль политического поведения.

Вместе с тем, есть, конечно, и сложности. Городская инфраструктура изношена, долги бюджета гигантские, кадровая чехарда в кресле, занимаемом ею сейчас, тоже непростой груз: трое её предшественников находились или находятся под судебным преследованием. Иными словами, её даже не деятельность, а жизнь – в фокусе разнообразных интересов: от общественного до разного рода иного. При этом никаких «железобетонных» гарантий с выдачей карт-бланша она получить не может. Вернее, допускаю, что карт-бланш кто-то и даёт, но только нет гарантий. А карт-бланш без, пусть и чётко очерченных, но внятных, гарантий безопасности – это как ничем не обеспеченный вексель. Их – гарантий – в Тамбовской области в текущее политическое время попросту никто дать не может, и Наталия Владимировна, думаю, это прекрасно понимает.

Внешне, мне представляется, её манера поведения формирует в Тамбовской области новый политический стиль – от волевого, холодного и традиционно сумеречного (здесь даже яркие политики спустя недолгое время становятся тусклыми и, что называется, неживыми) к вдумчивому, размышляющему и одновременно яркому. Сколь надолго? Это зависит от очень многих факторов. Пока же Наталия Макаревич со стороны вызывает очевидную симпатию.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

В конце июня 2019 г. Тамбовская городская дума объявила конкурс по отбору кандидатур на пост главы областного центра. Прием заявлений от претендентов пройдет 1 – 30 августа. Конкурсная комиссия проверит документы и резюме кандидатов, проведет их тестирование и собеседование, оценит программы. 11 сентября два победителя конкурсного отбора будут предложены городской думе для принятия решения депутатами.

Каковы в этой связи шансы Дмитрия Самородина, с 18 марта врио главы города после досрочной отставки Сергея Чеботарева?

Во-первых, он воспринимался всеми как человек Чеботарева. Да, собственно, он им и был. Во-вторых, он был назначен техническим мэром без сценариев закрепления на позиции. Так казалось большинству. В-третьих, он не имеет политического и управленческого опыта, был всегда во второй шеренге исполнителей. Наконец, в-четвертых, в его карьере нет практики публичной деятельности, выстраивания общественных коммуникаций, не выражены лидерские качества. Своего рода незаметный технократ. Эти обстоятельства априори не создают ему перспектив сохранения кресла.

Вместе с тем, не все так просто. Аргументов может быть несколько, начиная с постановки вопроса, какой глава нужен городу? Может быть, именно такой – без политических завихрений и готовый много и неброско работать? Самородина сейчас явно поддерживает региональная власть. До каких пор она это будет делать? Каковы планы главы администрации области на этот счёт? Я не знаю. Знаю только, что это будет очень важный для губернатора выбор. Он внешне дистанцирован от проблемы, как бы давая возможность и.о. мэра продемонстрировать потенциал, и Дмитрий Самородин пытается доказать свою состоятельность; причём, очень старается.

Заметно, что у него это часто получается. Как результат – в июне он несколько улучшил позиции в медиарейтинге глав столиц ЦФО компании «Медиалогия», а региональный медиарейтинг «Рейтинг-центр» поднял его и вовсе на третью строчку сразу вслед за губернатором и председателем областной думы. На это можно и не обращать внимания, если бы не, в целом, адекватная политика мэра, отражённая в СМИ: быстрое реагирование на серию ЧП в городском коммунальном хозяйстве, благоустройство города, беспрецедентное дорожное строительство, личный контроль реализации нацпроектов, практика субботних объездов территорий. При этом понятно, что глава находится под прицелом жёсткой критики, и публичные фигуры города, посмеиваясь над ним, настаивают в СМИ на его отставке.

Скорее всего, как это часто бывает, следует ожидать несколько сценариев развития событий. В любом случае, даже если у него и нет шансов сохранить позицию, для Дмитрия Самородина сейчас – время Ч. Он зарабатывает репутацию. Репутация же для политика важнее многих других качеств. В конце концов, зарекомендовавшему себя управленцу всегда найдётся место: не главы города, так какое-то другое. А мэром может оказаться и другой человек – кто-то из собственно губернаторской команды. В последнее время в городских делах оказались на виду несколько молодых депутатов областной и тамбовской городской дум.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

14 марта 2019 г. глава Тамбова Сергей Чеботарёв написал заявление об отставке. Таким образом, продолжилась «кадровая чехарда» на позиции первого лица областного центра. 15 марта на заседании городской Думы он объяснил свою позицию: ушел «из личных соображений».

Как прокомментировать случившееся и оценить ситуацию главы Тамбова? Один из заметных политиков региона в разговоре с автором комментария назвал его уход бегством. Причём, в коннотации, если и не одобряющей, то точно понимающей его поступок. Его уход едва ли был стратегическим планом, но и точно не экспромтом. Думаю, это решение последних нескольких месяцев. На мой взгляд, глава города просто осознал со всей отчётливостью, куда попал.

Во-первых, в ситуацию, когда, как заметил мне один из недавних руководителей города, «всё рухнуло до него». Миллиардные долги бюджета, уведённые куда-то деньги, проблемы городской инфраструктуры и пр.

Во-вторых, в этой связи – самое пристальное внимание к работе администрации Тамбова всей системы правоохраны. Уголовное преследование первого заместителя главы администрации города Дмитрия Алёхина – тому свидетельство. Оттого, видимо, глава города последние месяцы чем-то тяготился, понимал, что уйдёт, терял интерес к администрированию и не единожды просил губернатора об отставке.

В-третьих, он едва ли мог полагаться на защиту последнего. С одной стороны, в нынешней ситуации сомнительна сама возможность защиты. С другой, в какой-то момент, думаю, могло бы и не возникнуть такого желания.

Наконец, в-четвёртых, Сергей Чеботарёв, скорее всего, испытывал дискомфорт и по другой причине: он – из другой команды. Причём, не просто другой: в прежней администрации области он возглавлял внутреннюю политику. Позиция тогдашнего губернатора Олега Бетина по вполне понятным причинам была явно недружественной процессу его замены на Александра Никитина. Оттого перед Чеботарёвым стояла, в том числе, охранительная задача. Она предполагала защиту руководителя. А защита, как известно, без нападения не эффективна. Понятно, что он был функцией, но всё же… Даже назначение С.А. Чеботарёва, многие считают, случилось из-за того, что убрать его было не так просто: с декабря 2014 г. он находится в резерве управленческих кадров президента России и имеет приличные московские связи. Психологический дискомфорт, однако, в таких случаях непременный спутник отношений губернатора и мэра.

Что до горожан, то у Чеботарёва были с ними вполне нормальные отношения, без выраженного негатива. Он был – в его случае разумно – мало публичной фигурой. Редко бывал на общих мероприятиях – только по самым торжественным случаям с участием губернатора. Чаще же всего делегировал эту миссию своим заместителям.

 

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Положение Сергея Чеботарева нельзя назвать простым. Во-первых, будучи долгие годы частью команды предыдущего губернатора, а с какого-то момента – ключевой фигурой этой команды, отвечающей за внутреннюю политику и в высокой степени её отправляющей, он не может чувствовать себя уютно в новом окружении и, почти наверняка, в роли главы администрации Тамбова.

Это не снижает его значения в региональной политике из-за личного опыта, связей и масштаба позиции, им занимаемой, но вынуждает его действовать очень осторожно, снизив – и существенно – планку публичной активности.

Во-вторых, руководители районно-городского звена поставлены сейчас в области в положение очевидной неопределенности. На них если и не объявлена охота, то они уж точно пребывают в состоянии напряжения. Скандальные отставки глав субрегионов – тому свидетельство. Например, сравнительно недавняя громкая отставка главы Мичуринска с возбуждением уголовного преследования. Сергей Чеботарёв не может не учитывать и этого фактора, ставшего трендом.

Наконец, в-третьих, его не может не удручать состояние городского хозяйства, в особенности его финансового блока, что явствует из его выступления на внеочередном заседании городской Думы 27 августа. Долг в бюджете Тамбова достиг 2,5 млрд. руб., и Сергей Чеботарёв назвал эту цифру страшной.

Поэтому он вынужден заниматься кардинальным пересмотром расходов в ситуации, когда городской бюджет до него демонстрировал «удивительные способности» в обеспечении разного рода масштабных проектов и программ. Возможностей его предшественников у него нет. Подобная ситуация, конечно, в целом не способствует укреплению внутренней политики администрации города. Вместе с тем, она совсем не отменяет личностный фактор – особую политическую роль её главы, имеющую объективную подоплёку.

 

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

Полтавченко, несмотря на свой пост, на мой взгляд, не занимает никакого существенного места в российской политике. Объясню: в стране есть человек, который занимает все места в ней. У этого человека есть окружение, «ближний круг», который вроде как тоже что-то решает. А Полтавченко не входит в круг «приближенных» — я думаю, никакого реального влияния на российскую политику он не оказывает. В перспективе его могут «перевести» на какое-нибудь другое место, в правительство или куда-то еще (как у нас принято), но я не думаю, что Полтавченко светит реальный политический «карьерный рост».

За последние два месяца в Санкт-Петербурге ничего нового и интересного, связанного с именем Полтавченко, не произошло. Что касается готовности к зиме: многое, как обычно, будет зависеть от того, сколько будет снега. Администрация утверждает, что город к зиме подготовлен – она всегда так говорит, впрочем, – но что действительно будет зимой, покажет время.

Единственный позитивный момент, который я вижу в работе исполнительной власти: работа блока Игоря Албина и самого Албина. Хорошим кадровым решением Полтавченко было назначение Константина Сухенко главой комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

На мой взгляд, Полтавченко обладает определенным авторитетом у горожан – как мог им обладать любой губернатор, не допускающих серьезных ошибок, потому что не делающий ничего особенного. За что его не любить, если он ничего особенного не делает? Некоторые любят его просто потому, что он – губернатор: всегда и везде есть часть людей, которая просто любит «власть», вне зависимости от фамилии. Я уверен: если бы состоялись выборы, на которые допустили серьезного конкурента (например, Оксану Дмитриеву, которую как раз в прошлом году не допустили  до выборов), у Полтавченко определенно были бы проблемы с избранием.

Сентябрь 28, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Сентябрь, 2015)

Глава Администрации Тамбова Александр Бобров, при любом развитии событий для него лично, войдет в историю региона. Он – сильный хозяйственник, умеющий выстраивать отношения с бизнесом. Он прошел большой путь в системе жизнеобеспечения города, застав разные времена: и безденежье 1990-х, и благодатные для решения коммунальных проблем 2000-е годы. Зарекомендовал себя как динамичный, эффективный управленец без политических притязаний. Это классический «второй номер». Всегда работал с кем-то из первых лиц-политиков (В. Ковалем, А. Ильиным, О. Бетиным), и лидеры были, мне представляется, им довольны. Не преувеличив, скажу, что система жизнеобеспечения города поддерживалась на плаву в немалой степени за счет профессионализма Александра Боброва. Тем не менее, отношение к нему разное. Население относится к мэру в целом позитивно, но при этом крайне негативно – к управляющим компаниям и системе ЖКХ. Городские власти небезосновательно подозреваются в сращении с бизнесом от ЖКХ и формировании неких общих интересов власти и бизнеса. Экспертное сообщество понимает роль Александра Боброва в экономике Тамбова и его положение в местных элитах. Оно отдает должное его качествам руководителя-хозяйственника, сторонящегося политики, но одновременно фиксирует и его вполне определенную зависимость от недавнего руководителя региона и его решений. Долгое время Александр Бобров находился в прямой зависимости от Олега Бетина, его интересов. Более того, эти интересы он реализовывал. Но последнего уже нет в управлении регионом и, полагаю, каких-то доверительных или особых отношений с новыми региональными властями у Александра Боброва быть не может, что в недалекой перспективе, скорее всего, лишит его занимаемой ныне административной позиции.

Его несомненное достижение – стабильное выживание коммунальной системы, что уже неплохо, и городское благоустройство, позитивно выделяющее Тамбов среди других региональных столиц. Об ошибках говорить сложно (смотря, что считать ошибками). Полная зависимость от губернатора и крупных тамбовских бизнесменов вели порой к принятию решений расходящихся с интересами города – его историей, традициями, экологией. Как человек команды Александр Бобров работал в рамках общей логики. В регионе весь 2015 г. шла острая политическая борьба между главой администрации Олегом Бетиным и силами, ставящими на председателя областной думы Александра Никитина. На уровне города она воспроизводилась в виде конфликта мэра с главой города Алексеем Кондратьевым. Победа  Александра Никитина с неизбежностью сделала победителем и Алексея Кондратьева. 25 мая Олег Бетин подает в отставку, и позиции мэра в этой связи существенно ухудшаются. Инициатива переходит к А. Никитину и А. Кондратьеву. Выборы только закрепили эту тенденцию. Мэром Тамбова станет кто-то из ближнего круга этих политиков.

Думаю, выборы 13 сентября (главы администрации области и депутатов тамбовской городской думы) вряд ли добавили ему популярности и уж точно не усилили его позиции. Подразумевается, что это была его «дембельская» работа: ты эти выборы проводишь и оставляешь должность. Скорее всего, Александр Бобров вернется на занимаемую им прежде позицию главного управляющего директора ОАО «Тамбовские коммунальные системы».