Сельцер

Сельцер Дмитрий Григорьевич

Политолог, директор Центра исследования политических трансформаций Тамбовского государственного университета

 

 

Комментарии эксперта:

29 июня, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2022)

Приход Максима Егорова в своё время выглядел – да и выглядит сейчас – эмоционально обнадеживающим. Динамика и, наконец-то, присутствие забытого за период губернаторства Александра Никитина человеческого начала во взаимоотношениях с людьми незамедлительно вызвали одобрение. Этот нарочито иной стиль поведения – раскрепощённый, простой, лишенный византийства и чинопочитания – делал врио тамбовского губернатора и в глазах элит, и среди обычных людей совершенно иным.

Позитивные изменения, следовательно, происходили. Они накладывались на феномен очевидно высокого уровня общественных ожиданий. Первое время Егоров задал сверхтемпы общения с руководителями и населением муниципалитетов. За несколько месяцев он объехал, по ощущениям, каждый из 29 нестоличных городских округов и муниципальных районов; некоторые из них – не один раз. Везде давались быстрые и позитивные для местных обещания. На таком фоне социальных ожиданий в конце 2021 г. рейтинг М. Б. Егорова оказался объективно на пике.

Вместе с тем, чтобы его поддержать, надо было из широкого набора обещаний что-то реализовать, что сделать быстро сложно, если возможно вообще. Замедление темпов политических отношений с людьми – отношений не формальных, а в широком смысле – всегда ведёт к снижению интереса к субъекту этих отношений. Оттого рейтинг Максима Егорова не критично, но несколько опустился. Скорее всего, его технологический штаб сознательно шёл на такой риск.

Что настораживает? 1. Явное отсутствие подвижек в решении региональных проблем-символов – ремонта филармонии, реконструкции аэропорта и развития производства. Начало конкретных действий в этой связи, несомненно, добавит первому лицу популярности. 2. Пробелы в информационном сопровождении его деятельности. Концентрация решенческой функции в этой сфере в руках одного человека, имеющего своё представление о том, как это информационное сопровождение должно выглядеть, являются, на мой взгляд, ошибочными, требуют разнообразия и, соответственно, корректировки. 3. Невнятная кадровая политика. Кадровые назначения последнего времени не вполне понятны элитам. Если эти назначения временны – это одно дело, если нет – совсем другое. 4. Характер межэлитных отношений. Разобщённость элиты – непонимание прежним губернатором задачи превращения элиты в консенсусную – фактически снесла Александра Никитина. Сейчас реализация этой задачи для Максима Егорова не экзистенциальна, но тоже важна.

Учёт в практической политике этих четырёх настораживающих соображений, на мой взгляд, поднимет рейтинг Максима Егорова.

 

28 февраля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2022)

При объяснении рейтинга Максима Егорова надо принимать во внимание следующие обстоятельства.

Во-первых, он недавний глава Тамбовской области. Это значит, что у него нет здесь негативного бэкграунда, а планка социальных ожиданий вкупе со щедро раздаваемыми обещаниями создаёт вокруг его фигуры известную интригу и подогревает интерес к нему. До поры не важно, насколько выполнимы обещания. Люди просто верят в новое.

Во-вторых, он – «варяг». Это означает, что интерес к нему ещё некоторое время – трудно сказать, какое именно – будет определённо высок. Кого и что привезёт с собой Егоров? Какие инвестиции последуют? Тоже интрига, и тоже рост позитивного интереса к его персоне.

В-третьих, он находится в ситуации идущей выборной кампании. Это подразумевает вложение в область вполне понятных финансовых, интеллектуальных, информационных и технологических ресурсов, появление здесь эффективных технологических команд. Задача их и заключается именно в том, чтобы рейтинги росли – прежде всего, повышался электоральный рейтинг. Это прямое требование к их работе.

Всё вместе взятое неминуемо настаивает на проявлении у врио губернатора деятельностной активности и коммуникационной динамики. Егоров динамичен. Думаю, за то довольно короткое время, что он возглавляет область, Егоров проехал больше мест и провёл больше встреч, чем его предшественник за весь срок исполнения полномочий. Появление нового человека на фоне прежней безысходной серости выглядит эффектно и воспринимается, конечно, благодарно. Просто потому, что многообещающе. В таких случаях рейтинги, разумеется, растут.

 

23 декабря, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2021 года)

Максим Юрьевич Косенков – фигура, в силу целого ряда обстоятельств, одновременно и культовая, и символическая. Культовая – потому, что он своим участием в политике сломал все политические планы и по сути «убрал» прежнего губернатора А. В. Никитина. Символическая – поскольку, пробыв год в зените славы и влияния, Косенков опустился в иерархии политических отношений, и процесс его ослабления, возможно, ещё не завершился.

Какова ситуация годичной давности? Возвращение Косенкова в кресло руководителя областного центра с таким непростым бэкграундом было практически невозможно. Ему, казалось, вообще было сложно рассчитывать на новое попадание во власть, тем более – на решенческую позицию. Но он смог этого добиться, что следует признать колоссальной и, думаю, монопольной личной заслугой. Это была своего рода победа над обстоятельствами и, я бы сказал, торжество внутренней рефлексии Косенкова.

После триумфального результата «Родины» на выборах депутатов Тамбовской городской думы 13 сентября 2020 г. он в одночасье оказался фактически лидирующим тамбовским политиком и параллельно – демоном губернатора Никитина и куратора внутренней политики региона О. О. Иванова. Их уход с занимаемых позиций с этого момента был предрешён. Фактически ситуация оказалась такова, что в тот момент Косенков, опираясь на волеизъявление населения и поддержку (вдруг) влиятельных сил в Москве, мог, наверно, развязать открытую войну с ними. Для тогдашнего регионального руководства было бы совсем плохо не искать адекватного способа поправления ситуации. Выбор был даже не столько между конфликтом и консенсусом, сколько между самосохранением и немедленным уходом. Потому, если максимально упростить, Косенков и стал главой города.

Как ситуация развивалась дальше? Косенков принял на себя реальную ответственность за жизнеобеспечение областного центра и контроль над городской думой. Колоссальные обязательства в очень плохой ситуации, поздний и неудачный старт отопительного сезона 2021-2022 гг., многомиллионные долги городского бюджета перед разнообразными поставщиками коммунальных услуг неминуемо и ежедневно лишали его былого ореола лидера. Кроме того, его популярность в Тамбове стала поводом для начала манипулирования уже им самим. Организация избирательной кампании лидера «Родины» А. А. Журавлева в Госдуму в 2021 г. именно в Тамбовской области – из этого разряда. Косенков становился всё менее субъектен и всё более зависим от позиции других акторов, преимущественно не тамбовского происхождения.

Какова ситуация сейчас? Мне представляется, положение Косенкова полно неопределённости. Он, по ощущениям, теряет решенческую функцию, постепенно превращаясь из одного из самых сильных акторов в пока ещё сильного, но все же игрока не первого плана, что особенно видно на фоне динамичного и обладающего всеми возможными активами нынешнего врио губернатора М. Б. Егорова. На фоне инертного и маловлиятельного Никитина Косенков выглядел социальным лидером, а сейчас ситуация совершенно иная: лидером является уже Егоров.

Пример Косенкова демонстрирует уязвимость, малую устойчивость и подвижность позиций акторов регионального политического режима. Меняется их состав, сущность, функционал и вес. Субъектность, а в самое последнее время и легитимность Косенкова уже не столь оптимистичны, как это было прежде, что должны отражать и его текущие рейтинги.

 

28 октября, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2021)

В Тамбовской области произошел транзит губернаторской власти. На смену Александру Никитину, занимавшему позицию руководителя региона с 2015 г., Кремль поставил заместителя министра строительства Максима Егорова. Как я к этому отношусь?

Вначале об уходе Никитина. Для меня такой выход из сложившейся управленческой ситуации давно казался единственно верным. В регионе был явный внутриполитический кризис. Репутация губернатора всё более подрывалась усиливающимся в элитах и населении глубоким разочарованием в нём. Мнение о губернаторе как человеке, не способном реализовать позитивные сценарии развития региона, стало устойчивым. В 2015 г. он приходил как антитеза «коррумпированному региональному режиму» и производил самое лучшее впечатление. К 2017-2018 гг. стало понятно, что ему не суждено задать нужный вектор развития. Его высокие места в каких-то рейтингах вызывали только раздражение и недоумение.

Во внутренней политике доминировали симулякры, конформизм и славословие в угоду его странному тщеславию (если вообще таким качеством может обладать современный управленец), свидетельствующие об отсутствии уровня и перспективы. Вершина всего – инициированные в его адрес поздравления со всеми годовщинами губернаторства. Подобное вообще вообразить трудно. Для чего инициировать такое по принципу «спасибо, что ты у нас есть»? И это – вместо спокойного и делового отчёта о проделанной работе.

Теперь о приходе Егорова. Какие-то оценки сейчас явно преждевременны. Скажу лишь об общих ощущениях. Заметен динамизм. Явно видно, что пришёл живой человек – не лик, не икона, а человек, способный и, самое главное, стремящийся обсуждать и решать проблемы. Надеюсь, он подорвёт конструкцию и саму форму бытования тамбовской региональной власти с византийством и конформизмом в сердцевине всех отношений.

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

2019 год – предпоследний в текущем губернаторском цикле главы Тамбовской области Александра Никитина. Поскольку в такое время всегда возникает ситуация политической неопределённости, по мере приближения 2020 года динамизируются и спрессовываются во времени все процессы. Ключевые политические акторы, на что-то претендующие и к чему-то стремящиеся, демонстрируют активность. С другой стороны, это своего рода, «точка сборки» внимания, оживления и обновления дискурса вокруг фигуры действующего губернатора с осмыслением его места и роли в жизни региона.

Что влияет на рейтинг губернатора? Убирая полутона и не вдаваясь в детали, вижу ситуацию следующим образом.

Вначале – о плюсах: о том, что этот рейтинг, безусловно, повышает. Это, во-первых, беспрецедентное для Тамбовщины дорожное строительство в 2019 году. Наш регион всегда был областью разбитых дорог. Теперь это совершенно не так. На какие деньги это было сделано – вопрос второй. Рейтинг повышается успешным делом (построенными дорогами), а не анализом, на какие средства оно реализовано.

Во-вторых, именно при Никитине был введён перинатальный центр, в 2019 году ставший эффективным и едва ли не образцовым современным медицинским учреждением. Он был долгостроем в своё время, достраивался в ходе выборов 2015 года и был одной из реперных точек кампании Никитина.

В-третьих, следуя федеральным веяниям, тамбовский губернатор одним из столпов своей внутренней политики последних лет сделал опору на молодых. Он, действительно, им доверяет. Конкурс «Лидеры Тамбовщины» обеспечил кандидатов на позиции в элитных иерархиях, прежде недоступных для молодёжи. Связь с ней, опора на молодых повышает активы главы региона.

В-четвёртых, во второй половине своего губернаторства Никитин стал налаживать адекватные коммуникации с обществом, чего не было в начале губернаторского срока. Были созданы общественные префектуры с внятным набором задач и полномочий.

В-пятых, губернатор в 2019 году не допустил массовых протестов дольщиков, демонстрируя намерение решить их проблемы. В ряде случаев это ему удалось, в том числе через договорённости с тамбовскими девелоперами.

Теперь – о минусах, бьющих по рейтингу. Во-первых, отсутствие экономических прорывов, невысокие доходы населения и существенный отход. Каких-то позитивных изменений, если это вообще возможно, здесь не происходит. Понятно, что чудес не бывает: Тамбовщина – безресурсный регион. Её ресурсы – земля, сельское хозяйство. Но эти ресурсы губернатор едва ли контролирует. Здесь ключевое влияние имеет федеральный аграрный бизнес. На фоне высоких ожиданий от его прихода в 2015 году неспособность Никитина переломить негативные тенденции, очевидно, плохо влияет на его рейтинг.

Во-вторых, ровно такое же влияние на рейтинг оказывают раздиравшие область в течение уходящего года конфликты в местном политикуме. Не имея изначальной укоренённости в элитах, губернатор, мне представляется, так и не сумел взять под контроль отношения с ними. Верноподданичество в его адрес, выраженное через Фейсбук, ровным счётом ничего не значит. Характер и эффективность отношений элит и губернатора определяет вовсе не это.

В-третьих, частью предыдущего тренда, ухудшающего губернаторский рейтинг, являются конфликты вокруг «мусорного» бизнеса, достигшие в уходящем году апогея. Не хочу вдаваться в суть конфликта, но эта тема фокусирует сейчас внимание и регионального общества, и федеральной власти. Способность/неспособность руководителей регионов гармонично решать мусорные проблемы являются для федерального центра вполне определённым индикатором их состоятельности. Вяло разрешаемые конфликты опускают рейтинг любого губернатора.

В-четвёртых, коррупционные скандалы. Они формируют негатив вокруг первого лица региона. Отсутствие внятного влияния Никитина на силовиков вылилось в череду действий правоохранительных органов, растворяющих управленческую команду губернатора и, соответственно, дезорганизующих её. В настоящее время происходят плановые замены некоторых руководителей силовых ведомств региона. Сможет ли глава администрации области выстроить с ними иные отношения, покажет время. От этого зависит многое, в том числе и его будущий рейтинг.

 

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Оценивать текущую деятельность главы Тамбова Наталии Макаревич и просто, и сложно одновременно.

Простота в том, что она стала руководителем региональной столицы совсем недавно – 16 сентября, что естественным образом затрудняет дачу каких-то развёрнутых комментариев с моей стороны: уж очень мало времени прошло. Понятно, что сейчас происходит её погружение в проблемы города, осваивание всего комплекса объективных задач, стоящих перед главой, выработка собственной линии управления и взаимоотношений с субъектами власти и хозяйственно-экономической деятельности. Оттого её активность наиболее заметна скорее в публичной сфере. Она демонстрирует существенную динамику: объезжает территории, префектуры, при этом спокойна, внимательна, дотошна, нацелена на решение реальных городских и, самое главное для людей, социальных проблем. Запас времени и прочности позволяют пока выдерживать именно такой стиль политического поведения.

Вместе с тем, есть, конечно, и сложности. Городская инфраструктура изношена, долги бюджета гигантские, кадровая чехарда в кресле, занимаемом ею сейчас, тоже непростой груз: трое её предшественников находились или находятся под судебным преследованием. Иными словами, её даже не деятельность, а жизнь – в фокусе разнообразных интересов: от общественного до разного рода иного. При этом никаких «железобетонных» гарантий с выдачей карт-бланша она получить не может. Вернее, допускаю, что карт-бланш кто-то и даёт, но только нет гарантий. А карт-бланш без, пусть и чётко очерченных, но внятных, гарантий безопасности – это как ничем не обеспеченный вексель. Их – гарантий – в Тамбовской области в текущее политическое время попросту никто дать не может, и Наталия Владимировна, думаю, это прекрасно понимает.

Внешне, мне представляется, её манера поведения формирует в Тамбовской области новый политический стиль – от волевого, холодного и традиционно сумеречного (здесь даже яркие политики спустя недолгое время становятся тусклыми и, что называется, неживыми) к вдумчивому, размышляющему и одновременно яркому. Сколь надолго? Это зависит от очень многих факторов. Пока же Наталия Макаревич со стороны вызывает очевидную симпатию.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

В конце июня 2019 г. Тамбовская городская дума объявила конкурс по отбору кандидатур на пост главы областного центра. Прием заявлений от претендентов пройдет 1 – 30 августа. Конкурсная комиссия проверит документы и резюме кандидатов, проведет их тестирование и собеседование, оценит программы. 11 сентября два победителя конкурсного отбора будут предложены городской думе для принятия решения депутатами.

Каковы в этой связи шансы Дмитрия Самородина, с 18 марта врио главы города после досрочной отставки Сергея Чеботарева?

Во-первых, он воспринимался всеми как человек Чеботарева. Да, собственно, он им и был. Во-вторых, он был назначен техническим мэром без сценариев закрепления на позиции. Так казалось большинству. В-третьих, он не имеет политического и управленческого опыта, был всегда во второй шеренге исполнителей. Наконец, в-четвертых, в его карьере нет практики публичной деятельности, выстраивания общественных коммуникаций, не выражены лидерские качества. Своего рода незаметный технократ. Эти обстоятельства априори не создают ему перспектив сохранения кресла.

Вместе с тем, не все так просто. Аргументов может быть несколько, начиная с постановки вопроса, какой глава нужен городу? Может быть, именно такой – без политических завихрений и готовый много и неброско работать? Самородина сейчас явно поддерживает региональная власть. До каких пор она это будет делать? Каковы планы главы администрации области на этот счёт? Я не знаю. Знаю только, что это будет очень важный для губернатора выбор. Он внешне дистанцирован от проблемы, как бы давая возможность и.о. мэра продемонстрировать потенциал, и Дмитрий Самородин пытается доказать свою состоятельность; причём, очень старается.

Заметно, что у него это часто получается. Как результат – в июне он несколько улучшил позиции в медиарейтинге глав столиц ЦФО компании «Медиалогия», а региональный медиарейтинг «Рейтинг-центр» поднял его и вовсе на третью строчку сразу вслед за губернатором и председателем областной думы. На это можно и не обращать внимания, если бы не, в целом, адекватная политика мэра, отражённая в СМИ: быстрое реагирование на серию ЧП в городском коммунальном хозяйстве, благоустройство города, беспрецедентное дорожное строительство, личный контроль реализации нацпроектов, практика субботних объездов территорий. При этом понятно, что глава находится под прицелом жёсткой критики, и публичные фигуры города, посмеиваясь над ним, настаивают в СМИ на его отставке.

Скорее всего, как это часто бывает, следует ожидать несколько сценариев развития событий. В любом случае, даже если у него и нет шансов сохранить позицию, для Дмитрия Самородина сейчас – время Ч. Он зарабатывает репутацию. Репутация же для политика важнее многих других качеств. В конце концов, зарекомендовавшему себя управленцу всегда найдётся место: не главы города, так какое-то другое. А мэром может оказаться и другой человек – кто-то из собственно губернаторской команды. В последнее время в городских делах оказались на виду несколько молодых депутатов областной и тамбовской городской дум.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

14 марта 2019 г. глава Тамбова Сергей Чеботарёв написал заявление об отставке. Таким образом, продолжилась «кадровая чехарда» на позиции первого лица областного центра. 15 марта на заседании городской Думы он объяснил свою позицию: ушел «из личных соображений».

Как прокомментировать случившееся и оценить ситуацию главы Тамбова? Один из заметных политиков региона в разговоре с автором комментария назвал его уход бегством. Причём, в коннотации, если и не одобряющей, то точно понимающей его поступок. Его уход едва ли был стратегическим планом, но и точно не экспромтом. Думаю, это решение последних нескольких месяцев. На мой взгляд, глава города просто осознал со всей отчётливостью, куда попал.

Во-первых, в ситуацию, когда, как заметил мне один из недавних руководителей города, «всё рухнуло до него». Миллиардные долги бюджета, уведённые куда-то деньги, проблемы городской инфраструктуры и пр.

Во-вторых, в этой связи – самое пристальное внимание к работе администрации Тамбова всей системы правоохраны. Уголовное преследование первого заместителя главы администрации города Дмитрия Алёхина – тому свидетельство. Оттого, видимо, глава города последние месяцы чем-то тяготился, понимал, что уйдёт, терял интерес к администрированию и не единожды просил губернатора об отставке.

В-третьих, он едва ли мог полагаться на защиту последнего. С одной стороны, в нынешней ситуации сомнительна сама возможность защиты. С другой, в какой-то момент, думаю, могло бы и не возникнуть такого желания.

Наконец, в-четвёртых, Сергей Чеботарёв, скорее всего, испытывал дискомфорт и по другой причине: он – из другой команды. Причём, не просто другой: в прежней администрации области он возглавлял внутреннюю политику. Позиция тогдашнего губернатора Олега Бетина по вполне понятным причинам была явно недружественной процессу его замены на Александра Никитина. Оттого перед Чеботарёвым стояла, в том числе, охранительная задача. Она предполагала защиту руководителя. А защита, как известно, без нападения не эффективна. Понятно, что он был функцией, но всё же… Даже назначение С.А. Чеботарёва, многие считают, случилось из-за того, что убрать его было не так просто: с декабря 2014 г. он находится в резерве управленческих кадров президента России и имеет приличные московские связи. Психологический дискомфорт, однако, в таких случаях непременный спутник отношений губернатора и мэра.

Что до горожан, то у Чеботарёва были с ними вполне нормальные отношения, без выраженного негатива. Он был – в его случае разумно – мало публичной фигурой. Редко бывал на общих мероприятиях – только по самым торжественным случаям с участием губернатора. Чаще же всего делегировал эту миссию своим заместителям.

 

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Положение Сергея Чеботарева нельзя назвать простым. Во-первых, будучи долгие годы частью команды предыдущего губернатора, а с какого-то момента – ключевой фигурой этой команды, отвечающей за внутреннюю политику и в высокой степени её отправляющей, он не может чувствовать себя уютно в новом окружении и, почти наверняка, в роли главы администрации Тамбова.

Это не снижает его значения в региональной политике из-за личного опыта, связей и масштаба позиции, им занимаемой, но вынуждает его действовать очень осторожно, снизив – и существенно – планку публичной активности.

Во-вторых, руководители районно-городского звена поставлены сейчас в области в положение очевидной неопределенности. На них если и не объявлена охота, то они уж точно пребывают в состоянии напряжения. Скандальные отставки глав субрегионов – тому свидетельство. Например, сравнительно недавняя громкая отставка главы Мичуринска с возбуждением уголовного преследования. Сергей Чеботарёв не может не учитывать и этого фактора, ставшего трендом.

Наконец, в-третьих, его не может не удручать состояние городского хозяйства, в особенности его финансового блока, что явствует из его выступления на внеочередном заседании городской Думы 27 августа. Долг в бюджете Тамбова достиг 2,5 млрд. руб., и Сергей Чеботарёв назвал эту цифру страшной.

Поэтому он вынужден заниматься кардинальным пересмотром расходов в ситуации, когда городской бюджет до него демонстрировал «удивительные способности» в обеспечении разного рода масштабных проектов и программ. Возможностей его предшественников у него нет. Подобная ситуация, конечно, в целом не способствует укреплению внутренней политики администрации города. Вместе с тем, она совсем не отменяет личностный фактор – особую политическую роль её главы, имеющую объективную подоплёку.

 

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

Полтавченко, несмотря на свой пост, на мой взгляд, не занимает никакого существенного места в российской политике. Объясню: в стране есть человек, который занимает все места в ней. У этого человека есть окружение, «ближний круг», который вроде как тоже что-то решает. А Полтавченко не входит в круг «приближенных» — я думаю, никакого реального влияния на российскую политику он не оказывает. В перспективе его могут «перевести» на какое-нибудь другое место, в правительство или куда-то еще (как у нас принято), но я не думаю, что Полтавченко светит реальный политический «карьерный рост».

За последние два месяца в Санкт-Петербурге ничего нового и интересного, связанного с именем Полтавченко, не произошло. Что касается готовности к зиме: многое, как обычно, будет зависеть от того, сколько будет снега. Администрация утверждает, что город к зиме подготовлен – она всегда так говорит, впрочем, – но что действительно будет зимой, покажет время.

Единственный позитивный момент, который я вижу в работе исполнительной власти: работа блока Игоря Албина и самого Албина. Хорошим кадровым решением Полтавченко было назначение Константина Сухенко главой комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

На мой взгляд, Полтавченко обладает определенным авторитетом у горожан – как мог им обладать любой губернатор, не допускающих серьезных ошибок, потому что не делающий ничего особенного. За что его не любить, если он ничего особенного не делает? Некоторые любят его просто потому, что он – губернатор: всегда и везде есть часть людей, которая просто любит «власть», вне зависимости от фамилии. Я уверен: если бы состоялись выборы, на которые допустили серьезного конкурента (например, Оксану Дмитриеву, которую как раз в прошлом году не допустили  до выборов), у Полтавченко определенно были бы проблемы с избранием.

 

Сентябрь 28, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Сентябрь, 2015)

Глава Администрации Тамбова Александр Бобров, при любом развитии событий для него лично, войдет в историю региона. Он – сильный хозяйственник, умеющий выстраивать отношения с бизнесом. Он прошел большой путь в системе жизнеобеспечения города, застав разные времена: и безденежье 1990-х, и благодатные для решения коммунальных проблем 2000-е годы. Зарекомендовал себя как динамичный, эффективный управленец без политических притязаний. Это классический «второй номер». Всегда работал с кем-то из первых лиц-политиков (В. Ковалем, А. Ильиным, О. Бетиным), и лидеры были, мне представляется, им довольны. Не преувеличив, скажу, что система жизнеобеспечения города поддерживалась на плаву в немалой степени за счет профессионализма Александра Боброва. Тем не менее, отношение к нему разное. Население относится к мэру в целом позитивно, но при этом крайне негативно – к управляющим компаниям и системе ЖКХ. Городские власти небезосновательно подозреваются в сращении с бизнесом от ЖКХ и формировании неких общих интересов власти и бизнеса. Экспертное сообщество понимает роль Александра Боброва в экономике Тамбова и его положение в местных элитах. Оно отдает должное его качествам руководителя-хозяйственника, сторонящегося политики, но одновременно фиксирует и его вполне определенную зависимость от недавнего руководителя региона и его решений. Долгое время Александр Бобров находился в прямой зависимости от Олега Бетина, его интересов. Более того, эти интересы он реализовывал. Но последнего уже нет в управлении регионом и, полагаю, каких-то доверительных или особых отношений с новыми региональными властями у Александра Боброва быть не может, что в недалекой перспективе, скорее всего, лишит его занимаемой ныне административной позиции.

Его несомненное достижение – стабильное выживание коммунальной системы, что уже неплохо, и городское благоустройство, позитивно выделяющее Тамбов среди других региональных столиц. Об ошибках говорить сложно (смотря, что считать ошибками). Полная зависимость от губернатора и крупных тамбовских бизнесменов вели порой к принятию решений расходящихся с интересами города – его историей, традициями, экологией. Как человек команды Александр Бобров работал в рамках общей логики. В регионе весь 2015 г. шла острая политическая борьба между главой администрации Олегом Бетиным и силами, ставящими на председателя областной думы Александра Никитина. На уровне города она воспроизводилась в виде конфликта мэра с главой города Алексеем Кондратьевым. Победа  Александра Никитина с неизбежностью сделала победителем и Алексея Кондратьева. 25 мая Олег Бетин подает в отставку, и позиции мэра в этой связи существенно ухудшаются. Инициатива переходит к А. Никитину и А. Кондратьеву. Выборы только закрепили эту тенденцию. Мэром Тамбова станет кто-то из ближнего круга этих политиков.

Думаю, выборы 13 сентября (главы администрации области и депутатов тамбовской городской думы) вряд ли добавили ему популярности и уж точно не усилили его позиции. Подразумевается, что это была его «дембельская» работа: ты эти выборы проводишь и оставляешь должность. Скорее всего, Александр Бобров вернется на занимаемую им прежде позицию главного управляющего директора ОАО «Тамбовские коммунальные системы».