Михайличенко Дмитрий Георгиевич
Политолог, руководитель Института региональной экспертизы (г. Уфа)
Комментарии эксперта:
28 декабря, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2021 года)
Уходящий год знаменовался средним уровнем ротации, однако сам осенний «губернаторопад» остался незавершённым на фоне QR-волны и, безусловно, продолжится весной следующего года. Среди ключевых трендов губернаторского управления остановлюсь на нескольких.
Перед губернаторами стоит не только технологическая дилемма относительно того, как общаться с населением: в соцсетях или ездить по районам и городам областей, краёв и республик. Общий уровень социального недовольства не позволяет большинству губернаторов пиариться эффективно и повышать свой рейтинг. Типологическая картина: губернатор публикует на своей страничке в соцсетях какой-то позитив, а в ответ ему прилетает масса комментариев про социально-экономические проблемы, бедность, ковид, а теперь и QR-коды. Как следствие, пиарщики вычищают негативные комментарии. Это уже целая профессия такая: пиарщик-дворник.
«Прямые линии» показали стремление многих губернаторов формально их проводить и обходить острые углы. Губернаторы слишком дорожат своим и без того упавшим рейтингом. Центр хочет, чтобы губернаторы публично брали ответственность на себя за социально-экономическую ситуацию в регионах, а губернаторы не хотят быть губками для впитывания негатива. Конечно, в условиях жёсткой вертикали и сверхцентрализации руководителям регионов приходится это делать, но энтузиазма по этому поводу у губернаторов нет: деградация рейтингов ведёт к потере управляемости.
Поправки Клишаса и Крашенинникова открывает перед губернаторами широкое поле возможностей регулировать отношения внутри региона. Идеальным для Системы вариантом является тот, когда губернатор принимает все проблемы на себя и не даёт им конституционироваться на федеральном уровне. Изначально эта модель – про эффективность регионального госуправления, но на деле она чаще всего будет выражаться в «автократической болезни» по принципу В. Уйбы, который объявил местным жителям, что он для них – «Путин», и в Москву обращаться/жаловаться не нужно. Мультипликацию этой модели мы увидим в последующие годы.
Для губернаторов активное гражданское общество и местное самоуправление – это источник постоянных проблем. Ситуация имеет прямые исторические аналогии: в пореформенный период (1860-1870-е гг.) возникло Земство, которое показало свою эффективность в социальной политике. Земство было делом энтузиастов и сформировало патриотичную интеллигенцию. А вот губернаторами земские учреждения рассматривалось как нежелательный источник «вольнодумства» и предвестник революционной смуты. Что-то подобное, вплоть до неформальных списков региональных «иноагентов» и нежелательных организаций, мы будем видеть в последующие годы.
Завершение муниципальной вольницы. В современной России период муниципальной вольницы де-факто закончен: наиболее характерными в этом плане были «реформы муниципального управления», которые несколько лет назад подорвали возможности местных элит влиять на ситуацию в Ярославской и Московской областях. Мэры уже почти де-юре превращаются в министров и замминистров регионального правительства, следствием чего будет выстраивание региональных субвертикалей, однако муниципальная фронда всё равно останется. Мурманск, Коми и Карелия – тому примеры.
Увеличение числа варягов. Сейчас примерно половина губернаторов – местные, а половина – варяги. В ближайшие годы количество варягов будет возрастать, причём не только среди губернаторов, но и высокопоставленных чиновников региональных правительств. В условиях высокой централизации это неминуемый процесс.
У губернаторов нет оперативных механизмов решения локальных проблем с опорой на гражданское мнение (махинации с тарифами ЖКХ, раздельный сбор мусора, наименование улиц, проблема бродячих животных и т. д.). Видимо, все эти и другие вопросы Система собирается решать самостоятельно, без диалога с обществом. Это значит, что будет больше коррупции, волюнтаризма, непопулярных решений и социального напряжения. Бюджетные деньги жёстко контролирует правительство и вице-премьеры. В этом плане антикоррупционные тренд на уровне регионов Система может проводить достаточно спокойно и удовлетворять запрос общества на борьбу с коррупцией.
Сейчас у глубинного народа по сути остаётся один механизм достучаться до вершин вертикали: жалобы/обращения/челобитные. Система вооружает региональных чиновников дополнительным инструментарием, и они обязательно, без всяких сомнений, будут закупоривать и этот инструмент обратной связи.
31 марта, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021)
В уфимской мэрии с приходом С. Грекова – масштабные кадровые перестановки. Новый «министр» Уфы (так в республике принято говорить, намекая на прямое подчинение мэрии башкирскому белому дому) формирует свою команду с опорой на приоритетные группы влияния в республике. В частности, в мэрию приходят люди, хорошо зарекомендовавшие себя работой в республиканском правительстве.
В целом Уфа нейтрально восприняла появление нового градоначальника. Негативного бекграунда у С. Грекова практически нет, ожидания от него у уфимцев касаются активизации хозяйственной активности. Сам Греков пользуется безусловной поддержкой главы Башкирии Р. Хабирова, и никаких внутриэлитных конфликтов не ожидается. В то же время ряд скептиков отмечают, что работа для нового градоначальника окажется сложной, и он через какое-то время сам захочет покинуть свой пост. Тем не менее, ставки на него сделаны Р. Хабировым достаточно серьёзные. Также можно отметить, что по хозяйственной деятельности С. Греков намерен активно и конструктивно работать с главой республиканского правительства А. Назаровым.
26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)
Мэрская повестка в отчетный период была ограничена болезнью У. Мустафина и его смертью от последствий ковид-19. Поэтому в этой ситуации целесообразно говорить о действиях республиканской власти в целом и возможных назначениях другого главы администрации Уфы.
Сейчас инсайдеры в Башкирии считают, что на пост мэра Уфы претендует два человека – Р. Баширов (первый зам администрации главы республики) и предприниматель С. Греков, который хорошо знаком главе Башкирии. Предпочтения отдается скорее второму кандидату, однако окончательного решения пока нет.
В Уфе пока работает и.о. главы администрации, однако это, очевидно, временная фигура. Координация работы идет через башкирский Белый дом. Ситуация привычная и вписывается в республиканскую вертикаль власти. Тем не менее, смерть мэра Уфы и близкого соратника Р. Хабирова У. Мустафина больно ударила по главе Башкирии. Основная повестка республиканского управления – антиковидная. Нужно отметить, что в целом республиканские власти показывают неплохое качество антиковидной политики: строится второй ковидный госпиталь, а Башкирия и Уфа не фигурирует в отчетах Минздрава и Роспотребназдора, которые указывают на недоработки регионалов.
В целом управляемость городом высокая. Этой осенью власти проводили масштабные работы по ремонту и строительству дорог в Уфе.
Другим значимым элементом управления в Башкирии является ситуация с «Башкирской содовой компанией». Р. Хабиров обьявил, что Башкирия не будет подавать самостоятельный иск о возврате акций компании. Это означает, что позиция республики солидаризирована с федеральной властью, которая решит вопрос о будущих владельцах предприятия. Впрочем, думается, доля республики в этом предприятии окажется неизменной.
27 августа, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)
Качественная инвестиционная политика, действия по ликвидации обманутых дольщиков и, безусловно, рост социального напряжения вокруг «Башкирской содовой компании» («БСК») определили повестку главы Башкирии Р. Хабирова.
Экономическая политика республиканских властей сейчас гораздо более активная и направленная на оживление экономики в период пандемии. Следствием этого стала позитивная динамика по инвестициям и улучшение позиций Башкирии в рейтинге Агентства стратегических инициатив по итогам 2019 г., что было отмечено президентом страны В. Путиным. Помимо Р. Хабирова, эту работу курирует первый вице-премьер А. Назаров.
Несмотря на общественную критику, работа по ликвидации задолженностей перед обманутыми дольщиками ведётся. Тем не менее, ресурсы власти ограничены, и, судя по последним заявлениям, проблема должны быть решена в течении 2,5 года.
Однако нерв управленческого, политического и общественного напряжения вызывает ситуация с горой-шиханом Куштау. Недооценка рисков эскалации конфликта, а также антиэффективная информационная политика привели к острой фазе конфликта в борьбе за гору Куштау в середине августа 2020 г. Личное вмешательство Р. Хабирова привело к деэскалации конфликта, а выполнение обещания о придании горе Куштау охранного статуса прекратило акции протеста.
Тем не менее, принятое Р. Хабировым по согласованию с центром решение вызывает неудовольствие «Башкирской содовой компании» и грозит перерасти во внутриэлитное противостояние. Полагаю, логика Р. Хабирова – в русле государственного мышления: политические риски от непопулярного решения превосходят возможные прибыли. Республиканское руководство сейчас ищет компромиссный вариант, позволяющий найти альтернативные источники сырья. Этот компромисс, безусловно, потребует снижение норм сверхприбылей и акционеров «БСК», и руководства республики (владеет 38,28% акций). Р. Хабиров обозначал, что готов на это, теперь слово за «БСК», которая уже подтвердила свою подотчётность федеральным властям и готовность действовать в соответствии с полученными установками.
Проблема уходит на внутриэлитный уровень: у каждой стороны есть свои аргументы, но более правильной представляется компромиссный вариант, который требует дополнительных трат, но позволяет сохранить рабочие места на предприятии, а также повысить уровень лояльности властям со стороны населения.
Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)
Тональность для оценки своей работы в исследуемый период мэр Уфы У. Мустафин задал лично своим годовым отчётом перед депутатами уфимского Горсовета. Отчёт был построен на подчеркивании своих достижений и принижении заслуг предыдущего руководства. Были использованы такие обороты, как «на момент моего прихода накопилось много проблем», «городу не хватало социальных объектов», «пришлось заново выстраивать работу по многим направлениям». В ходе выступления создавалось такое ощущение, что сити-менеджер Уфы смог решить все эти проблемы (на деле же ситуация вряд ли улучшилась).
Вообще стремление создать информационный фон по принципу «прошлое руководство городом и республики было плохое, а мы делаем всё правильно» свойственно не только У. Мустафину, но и всей команде главы Башкирии Р. Хабирова. В самой республики это воспринимается как фигура речи, смысловое значение которой нивелировано.
Полагаю, реальные достижения новой муниципальной власти Уфы невелики. В том же отчёте Мустафина называются объекты, начало строительства которых осуществлялось ещё при предыдущем руководстве. Мустафин говорит о транспортной реформе в Уфе, которая фактически неудачна и далека от завершения. Неудивительно, что даже главе Башкирии Р. Хабирову, присутствовавшему на отчетном мероприятии, пришлось поправлять и сглаживать резкие и фактологически плохо подкреплённые высказывания У. Мустафина.
Несмотря на не слишком снежную зиму, в Уфе были очевидные проблемы с банальной уборкой территорий. Многочисленные жалобы уфимцев в соцсетях свидетельствуют о том, что по сути У. Мустафину не удалось наладить эффективную работу различных служб по уборке территорий. И это, повторюсь, несмотря на невысокие показатели осадков минувшей зимой, а также закупку новой техники. Если для предыдущего градоначальника И. Ялалова, как патриота Уфы и опытного управленца, вопрос уборки снега был вопросом чести, то У. Мустафин чувствует к себе лояльное отношение главы республики, что, на мой взгляд, негативно сказывается на качестве его работы. Недавняя пиар-инициатива У. Мустафина, когда глава администрации города-миллионника вышел самолично на уборку снега с лопатой, лишь повторяет петербургский кейс «лопата Беглова» со всем ироничным отношением жителей. Нужно ли объяснять, что руководитель такого уровня должен беспокоится не о пиар-картинке, а о реальных управленческих процессах и организации нормальной жизнедеятельности мегаполиса.
Наиболее уязвимые, на мой взгляд, места Мустафина как градоначальника очевидны: он не урбанист, он не может предложить и задать векторы стратегического развития города. Предыдущий сити-менеджер обсуждал стратегические планы развития Уфы, сформировал концепцию полицентричного развития города (южной и северной частей), а также прекрасно знал городское хозяйство на всех уровнях. На его фоне У. Мустафин воспринимается как временная фигура, руководящая городским хозяйством Уфы недостаточно эффективно.
Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)
В первые месяцы нового года Радий Хабиров по-прежнему активен, чувствуется, что он получает удовольствие от нахождения в должности. Другое дело, как его работа сказывается на качестве жизни жителей республики. Заявленные амбициозные планы (на уровне риторики) плохо подкреплены реальными действиями и цифрами. В республике всё больше и больше приходит осознание того, что эти амбициозные планы были политическим ходом, который призван подчеркнуть отличие действующей власти от предыдущего главы республики Р. Хамитова.
При этом действующая власть также ставит в заслугу те же показатели, что и предыдущая республиканская власть (индекс промышленного производства, создание новых рабочих мест, инвестиции и т. д.). На уровне цифр видно, что качественного роста не происходит, Башкирия удерживает (плюс-минус) те же позиции. Пока нельзя сказать, что пиарщикам удалось добавить к сформированному образу Р. Хабирова черты лоббиста интересов республики. А запрос на это в многонациональной и большой республике высок.
Нерв общественно-политической жизни республики определяют шиханы и ситуация вокруг «Башкорт». Принятое Р. Хабировым крайне непопулярное решение о передачи уникальной горы Куштау под нужды содового производства продолжает мультиплицировать социальное недовольство и протест.
Недавно по просьбе знаменитого музыканта, выходца из Уфы Юрия Шевчука (группа «ДДТ») Р. Хабиров встретился с учёными, выступающими за сохранение уникального природного объекта. Формально стороны остались на прежних позициях, однако, полагаю, после этой встречи Р. Хабиров уже не станет называть всех сторонников сохранения шиханов «нанятными» и транслировать другие неприятные высказывания.
По моей информации, башкирский Белый дом очень обеспокоен ситуацией вокруг шиханов. Это и неудивительно, количество настроенных категорически против разработки растёт. Власть боится ситуации, аналогичной Шиесу. В самом Башкортостане говорят о том, что опасаться надо не столько даже Шиеса, сколько повторения Благовещенска (в республике также есть небольшой город с таким названием). В 2004 году в этом городе произошло массовое избиение и задержание людей (по некоторым оценкам Википедии, пострадало около 2,5% населения города). Тогда многие связывали это событие с действующей республиканской властью, которая, якобы, мстила жителям за выборы 2003 года (которые были очень конкурентными и поставили под сомнение перспективы М. Рахимова в республике). В то время нынешний глава республики занимал пост руководителя администрации президента Башкортостана.
Полагаю, даже несмотря на жёсткие публичные высказывания Р. Хабирова в адрес защитников шиханов, он не станет педалировать тему силового давления на жителей, его земляков, искренне желающих сохранения своего природного богатства. Думаю, об искренности защитников шиханов главе Башкирии прекрасно известно: он родился и вырос в непосредственной близости от шихан.
Полагаю, Р. Хабиров – патриот своего края и старается принести ему благо.
Ситуация с национальной организацией «Башкорт» – это ещё одна головная боль республиканских властей. Организация очень популярна среди башкирской молодежи, стоит, как правило, на критических позициях, но не призывает к экстремизму и мирно отстаивает гражданские права коренного населения. Убежден, что сделанные башкирскими властями попытки стигматизировать «Башкорт» неудачны, так как бьют по ядерному электорату самого Р. Хабирова.
Более того, актуализация националистического дискурса в проблемной плоскости многонациональной республики крайне нежелательна: она актуализирует аналогичные настроения со стороны русских и татар, прежде всего. Тут нужна не стигматизация, а качественная и конструктивная политика по сохранению и развитию культурной идентичности. Но её в республике, на мой взгляд, к сожалению, нет. На щиты баннеров выносятся звонкие тюркизмы (типа «Айда», «Алга»), но системной политики нет.
На этом фоне нужно отметить, что администрации Р. Хабирова удалось несколько успокоить сторонников А. Навального в республике. Ряд экспертов в кулуарных разговорах намекают мне на скрытые договоренности. Я же могу констатировать, что активность сторонников А. Навального в республике эти два месяца была невысокой.
Еще одна важная проблема – это выполнение поставленных президентом задач. Если до послания В. Путина (15 января 2020 года) Р. Хабиров говорил о том, что проблему демографии деньгами не решишь, то сразу после анонсированных президентом предложений несколько поменял риторику.
Высокая активность Р. Хабирова в этот период сопровождалась рядом информационных просчётов. Например, во время визита в один из спальных районов Уфы глава Башкирии так и не дождался на остановке автобуса по расписанию (чиновники отчитались об установке электронных табло). Блогосфера активно (в том числе и иронично) обсуждала высказывание Радия Хабирова о лошадях: «Мы, башкиры, такие же выносливые, как и наши башкирские лошадки. Жалко, еду из-под снега добывать не умеем». Однако думаю, это лишь попытка главы республики пошутить (насколько удачная – ценить не мне).
Тем не менее, за всеми этими событиями мне становится очевидным, что республиканские власти всё активнее заботятся об информационном пиаре главы. В то же время запрос на конкретные результаты со стороны общества и федерального центра растёт.
Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)
Первые два месяца нового года стали настоящим испытанием для врио главы республики Радия Хабирова. С ноября прошлого года 60 тысячный Сибай живет в условиях, близких к экологическому бедствию. Город затянуло ядовитым смогом, а власти и руководство Учалинского горно-обогатительного комбината (входит в Уральскую горно-металлургическую кампанию) не могут оперативно и безболезненно для населения нормализовать ситуацию.
Сибайское ЧП – это конец «медового месяца» для Р. Хабирова. Здесь проявились и коммуникационные ошибки подчиненных, и некачественная информационная политика. Ставка была сделана на маргинализацию протестующих, чья деятельность, по моей информации, действительно подкреплена политтехнологическим вмешательством оппозиционных к Р. Хабирову акторов.
Однако, важнее другое. Реально ситуация в Сибае остается напряженной и прямо затрагивает вопросы безопасности жизнедеятельности. Естественно, она очень сильно беспокоит жителей. В этом контексте информационные посылы властей по принципу «не нужно раскачивать лодку», «не поддавайтесь на провокации» явно ошибочны. Вообще выдвижение в качестве проводников идей Р. Хабирова представителей блогерского сообщества явно неуместно: их аффилированность выявилась очень быстро и подорвала доверие к ним со стороны общественности внутри самой республики.
Безусловно, для Р. Хабирова крайне важно не допустить высокий уровень протестности в республике. Полагаю, ему нужно доказать администрации президента России, свою эффективность как управленца. Как это сделать? При предыдущем руководителе Башкирия стала нестабильной из-за спора с «БСК» вокруг шиханов, выросло число протестов, а также наблюдались внутриэлитные трения. С последним из проблемных факторов Р. Хабиров справился кардинальной заменой почти всех элит (руководитель администрации главы, почти все вице-премьеры, мэр Уфы и т.д.). А вот с другими все гораздо сложнее. Приняв на себя крайне непопулярное, и даже несправедливое решение о разработке шихана Куштау Р. Хабиров отнюдь не повысил себе рейтинг. Хуже того, это решение не устраивает влиятельный «БСК», который требует другой, более «аппетитный» шихан. Поэтому образовалась сложная апория, которая пока не выходит на медийный уровень, но, полагаю, еще проявит себя.
Р. Хабирову пока не удалось нейтрализовать протестные настроения в республике. В январском рейтинге протестной активности «Института региональной экспертизы» Башкирия находится на 29-ом месте. Это достаточно средний показатель, который не свидетельствует о том, что республика выработала иммунитет к протестной активности.
Важнейшим сегментом управления для Р. Хабирова остается экономика. На сочинском форуме Башкирия подписала соглашений на сумму свыше 40 млрд. руб. (по итогам 2018 г. аналогичный показатель составил более 70 млрд. руб.). Однако эти соглашения еще нужно реализовать, а в республике ряд журналистов уже провели расследование и утверждают, что нынешние соглашения – это лишь «обновленные» варианты договоренностей предыдущего руководства. Тем не менее, я далек от мысли критично оценивать экономическую политику Р. Хабирова. Потенциал, несомненно, имеется и ближайшее окружение врио ориентировано на системную работу, а о ее результатах говорить пока рано.
Еще одной проблемной зоной является управление городским хозяйством Уфы. На фоне амбициозного и внимательного к своей репутации И. Ялалова, для которого вопросы качественной уборки снега в Уфе стали фактически вопросом чести и компетентности как управленца, нынешний сити-менеджер У. Мустафин проявляет себя весьма пассивно и даже индифферентно в этом вопросе. Качество уборки снега в Уфе скорее ухудшилось, что создает уфимцам дополнительные трудности.
В отчетный период вмещаются и другие интересные события. Р. Хабиров предложил перейти на пятидневное обучение в школе. Предложенная по лекалам Московской области инициатива ориентирована скорее на электоральный эффект.
Выдвижение Р. Хабирова от «Единой России» эксперты оценивают неоднозначно. Кто-то говорит о высокой уверенности в себе врио главы республики и желании, таким образом, повысить уровень доверия властей. Кто-то говорит о желании «застолбить» за собой эту позицию и прекратить разговоры о выдвижении альтернативного кандидата от власти. Третьи говорят об угрозе тотальных фальсификаций. Полагаю, сильным ходом руководства республики была бы установка КОИБов (часть которых, учитывая хорошие отношения с руководством Московской области, можно было бы арендовать у них или у соседних регионов) на 95 % участков.
Подводя итоги, можно сказать, что ахиллесовой пятой Р. Хабирова остается неадекватная информационная политика. Думаю, качественная работа по устранению последствий сибайской ЧП, предполагающая договоренность с крупными промышленниками и эффективная работа по выстраиванию системы управления в республике, несомненно, сыграют в плюс Р. Хабирову.
Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)
Отставка Р. Хамитова, прежде всего, есть следствие мощного лоббистского потенциала «БСК», требовавшей принятия непопулярного и, на мой взгляд, несправедливого решения о промышленной разработке горы-шихана Торатау (остаток кораллового рифа, имеющий историю свыше двух миллионов лет, объект имеет охранный статус). По имеющейся у меня информации, Р. Хабиров – это давний оппонент Р. Хамитова. История их взаимоотношений характеризуется скрытым противостоянием и масштабной, многоуровневой борьбой. В итоге можно сказать, что Р. Хабиров вышел из этой борьбы победителем.
Придя (а я бы сказал, вернувшись из десятилетнего «остракизма») в республику Р. Хабиров, безусловно, имел четкий план о том, что он будет делать в первую очередь. Знаковой с точки зрения идеологии новой конфигурации власти в Башкортостане является официальный прием первого президента республики М. Рахимова. Линия позиционирования выбрана следующая: «при Рахимове было все хорошо, а у Хамитова просчетов больше, чем заслуг». Это позиционирование прямо коррелирует с масштабной заменой административных элит в республике, которую мы наблюдали в октябре и ноябре. За первые месяцы практически все вице-премьеры и премьер правительства республики ушли в отставку. Поменялся мэр Уфы, руководитель администрации главы республики и активно обсуждаются разговоры о ротации глав районов. Думаю, эти разговоры в республике подогреваются искусственно со стороны провластных политологов и блогеров, и выполняют роль своеобразного сигнала. Полагаю, тем самым, дается понять, что ресурсным людям, способным к управлению, доступ к должностям открыт.
Сам Р. Хабиров позиционируется как харизматичный и авторитетный политик, который пришел в регион надолго. Действительно, уровень управленческих компетенций
Р. Хабирова не вызывает сомнений. Опыт работы и на муниципальном, и на региональном, и на федеральном уровнях, а также имеющийся академический базис, несомненно, усиливают Р. Хабирова. Он позиционирует себя как прямой проводник идей президента. Однако будет ли он линейно выполнять установки администрации президента Российской Федерации? Например, в вопросе о взаимоотношениях с башкирскими национальными активистами, скорее всего, им получена установка подавить их активность. Однако, если обратиться к опыту решения этого вопроса в эпоху М. Рахимова (то есть в тот период, когда Р. Хабиров, собственно, сформировался, как политик), то ответ на этот вопрос не будет таким однозначным.Масштабная (почти тотальная) замена административных элит в первые месяцы руководства нового врио свидетельствует о том, что Хабиров не доверяет ключевым элементам системы управления эпохи Хамитова. Посмотрим, окажутся ли эффективнее с точки зрения интересов простых граждан новые административные элиты. Этот же вопрос будет ключевым и с точки зрения эффективности самого Р. Хабирова как руководителя сложного многонационального региона Российской Федерации. Пока же очевидно, что
Р. Хабиров знает, что делать, имеет собственный план действий и логику развития республики. Однако, некоторое беспокойство вызывает трения в команде самого
Р. Хабирова и излишне ретивое желание расставить «своих» со стороны некоторых приближенных к нему управленцев.Плюс очень сложным остается вопрос с «Башкирской содовой компанией», которой не нравится предложенный вариант с разработкой Куштау (а не Торатау). Также замечу, что социологические опросы (в том числе и фокус-группы) проводимые мной на территории республики свидетельствуют: население категорически против промышленной разработки любого из трех сохранившихся шиханов. При этом решение о разработке Куштау Р. Хабиров уже озвучил и, замечу, решение было озвучено без учета мнения общественности и консультаций с лидерами общественного мнения в республике.
Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)
Предстоящий на днях уход Ирека Ялалова – большая потеря для Уфы. Одним из его достижений было конструктивное взаимодействие с главой Башкирии Рустэмом Хамитовым. Информация о якобы существующем между ними конфликте сильно преувеличена. Я бы сделал акцент на личной заинтересованности в распространении упомянутой версии политиков, ориентированных на разрушение региональной вертикали власти (как правило, это люди бывшие частью этой вертикали власти, но отвергнутые ею). При этом у Ирека Ялалова действительно имелись определенные трения с членами регионального правительства, что было вызвано, прежде всего, стремлением мэра (достаточно естественным, впрочем) увеличить финансирование Уфы.
Как важное достижение мэра следует отметить значительно увеличившийся объем федерального финансирования дорожных работ, проводимых в Уфе. Так, благодаря проекту «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году объём ямочного ремонта снизился в 4 раза. Всего же в этом году в рамках проекта ремонтом было охвачено 55 участков городской улично-дорожной сети.
Неплохие результаты заметны и в сфере жилищного строительства. За 2017 год в Уфе было введено в эксплуатацию 675 тыс. кв.м. жилья, в том числе 333 тыс. кв.м. многоэтажных жилых домов, 342 тыс. кв.м. индивидуальных жилых домов. В рамках исполнения Республиканской программы капитального ремонта общего имущества ведётся ремонт многоквартирных домов почти в половине городских районов Уфы.
Высказанные в прошлом году обещания мэра Уфы о поэтапном выравнивании экономической ситуации в северной части города с другими районами муниципалитета, нашли свое отражение в улучшении целевых показателей социально-экономического развития Орджоникидзевского района. Так, за прошедший период 2018 года объём отгруженной продукции собственного производства крупных и средних предприятий, расположенных в городском районе, превысил 279 миллиардов рублей. Это составляет более 30% объема промышленного производства республики и 51,4 % объема города Уфы.
Город по-прежнему сохраняет за собой высокий событийный потенциал. Четвертый Уфимский международный марафон, привлек более 3,6 тысячи спортсменов из 16 стран. Другими мероприятиями федерального значения стали Международный форум МАГ «Безопасность города. Комплексный подход» и XXVI сессия Международной Ассамблеи столиц крупных городов с участием руководителей крупных агломераций страны.
С целью улучшения коммуникации с горожанами Ирек Ялалов ввел должность советника по работе с сообществами (на общественных началах). Эта работа направлена на выявление активных горожан и работу по благоустройству в городе, что, например, для сообщества велосипедистов достаточно актуально. Этот современный подход позволил интенсифицировать взаимодействие общества и муниципальной власти в рамках мегаполиса.
С другой стороны, во время участия мэра в региональных выборах и ухода в запланированный отпуск фиксировалось резкое снижения его медиаактивности. После успеха ЕР он постарался наверстать упущенное. Хотя одна из новых идей сити-менеджера об отмене использования шипованной резины привела к словесной перепалке с главой ГИБДД и неоднозначной реакции среди горожан. Разумеется, за годы, когда Уфой руководил Ирек Ялалов, случались разные ситуации, в том числе и не самые приятные. Но его работу за весь период нахождения в кресле мэра я бы оценил на «отлично».
Не сомневаюсь, что и в новом качестве, какой бы пост он не занял, Ирек Ялалов будет помнить об Уфе и делать для города всё, что в его силах.
Август 29, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)
История с повторной приватизацией «Башнефти» (вошла в структуры «Роснефти») показывает, что руководитель республики умеет находит общий язык с крупном бизнесом и может быть услышан руководством страны. Однако в случае с Торатау этот компромисс, несмотря на все попытки, пока достичь не удалось. Эта ситуация оказывает определяющее влияние на республиканскую политику и конфигурацию власти в регионе.
Помимо этого необходимо отметить, что Рустэм Хамитов в очередной раз (если быть точным — в четвертый) возглавил список «Единой России» на выборах (2011 и 2016 гг. выборы в Госдуму; 2013 и 2018 гг. в Госсобрание). Интересно отметить, что в первую тройку списка вошел и уфимский сити-менеджер Ирек Ялалов, о конфликте с которым так много говорили в ряде СМИ. Однако как показали дальнейшие события, глава республики и уфимский сити-менеджер скорее в одной команде, нежели противники. Само же выдвижение Хамитова свидетельствует о том, что рейтинг доверия главе Башкирии в регионе достаточно высок, и он настроен продолжать работу в Башкирии.
Также необходимо отметить достаточно масштабную подготовку к празднованию столетия Башкирии в 2019 году, которая ведется в соответствии с указом президента страны. Дивиденды от «Башнефти» и сохранение на протяжении нескольких лет профицитного бюджета региона позволяют Рустэму Хамитову развернуть широкое строительство объектов социальной инфраструктуры.
Вместе с тем негативным фактором остаётся отрицательное миграционное сальдо, а иначе говоря «утечка мозгов» из республики в ряд других регионов страны. К слову, сегодня каждый десятый житель региона готов уехать из Башкирии. На эту проблему еще в 2016 году обратили внимание республиканские власти, но пока она остается нерешенной.
Июль 20, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Июль, 2015)
Подготовку к прошедшим в июле 2015 г. в Уфе саммитам ШОС и БРИКС, несомненно, можно считать одной из самых важных задач городской администрации и лично сити-менеджера Уфы, которые им предстояло решить за последние полтора года. В целом можно сказать, что городские чиновники справились с поставленной задачей и под руководством главы Башкирии Рустэма Хамитова достойно подготовились и провели саммиты. Тот негативный фон, которые транслировали по поводу саммитов некоторые популярные в рунете блоггеры, чаще всего не соответствует действительности. Понятно, что в урбанистическом ландшафте Уфы остается не только множество складок и шероховатостей, но и системных недоработок. Тем не менее, это не принижает заслуг принимающей стороны, в том числе и многочисленных волонтеров.
За эту работу уфимский глава Ялалов получил благодарности президента России и главы Башкирии. Однако важнее не это, а то, что приобрела и еще приобретет от саммитов Уфа. Прежде всего, стоит отметить, что в мегаполисе появилась сеть первоклассных гостиниц мировых брендов, были отремонтированы дороги, проведена точечная реновация многих зданий в центре. В целом облик города несколько преобразился.
Помимо этого, Уфа получила мировую медийную известность. О Башкирии, и ее столице в дни саммитов говорили во всем мире. Этот символический капитал, если им грамотно распорядится, может сыграть на благо Уфе, и поспособствует формированию ее полноценного бренда.
На этом благоприятном фоне можно говорить о том, что авторитет и влиятельность Ялалова увеличиваются. В то же время жизнь городской администрации не ограничивалась только саммитам. И здесь, к сожалению, не обошлось без некоторых казусов. Многие федеральные СМИ писали о том, как в Уфе во время празднования 12 июня (одновременно День России и День города) российский триколор на заднике двух сцен на которых проходили праздничные мероприятия был оформлен с нарушением последовательности цветовой гаммы. В администрации объявили виновной фирму, выполняющую подряд, однако мне трудно представить себе ситуацию, когда предприниматели не согласовывали бы макет с заказчиком, то есть администрацией.
Совсем недавно в городской администрации представили программу развития северной части города, которая нуждается в модернизации. Это, несомненно, актуальный проект, свидетельствующий о правильности заданных сити-менеджером векторов в городском хозяйстве. Сейчас после того как Уфа успешно приняла политические форумы мирового значение самое время заняться этой повседневной хозяйственной работой.
Май 05, 2015 | Регионы России: Рейтинг Губернаторов (Январь-Апрель, 2015)
Рустэм Хамитов за время руководства Башкирией смог сформулировать как свою политическую идентичность, так и стилистику общественно-политического позиционирования всей исполнительной власти в республике. Сделав в 2010 году ставку на социальную справедливость (лозунг «Работать для людей») и улучшение инвестиционного климата, Хамитов довольно успешно и быстро смог завоевать симпатии большинства населения региона.
Сейчас республиканская власть позиционирует себя как субъект, имеющий мощный экономический и культурный потенциал, который интересен многим, в том числе странам-участникам евразийской интеграции. В Уфе в этом году пройдут саммиты БРИКС и ШОС, а также российско-казахстанский форум пограничного сотрудничества. Такая событийная канва создает благоприятный фон для формата R2R («регион с регионом»), который Рустэм Хамитов предложил в качестве модели для развития горизонтальных связей в Евразии на душанбинском саммите ШОС. В условиях становления реальных структур евразийской интеграции (будь то Евразийский экономический союз или Шанхайская организация сотрудничества) бизнесу очень важна административная поддержка, выступающая своеобразной страховкой от рисков. Интенсивные контакты Башкирии с Киргизией, Узбекистаном, Казахстаном, а также китайскими провинциями свидетельствуют о том, что республика как российский регион эффективно выполняет принцип субсидиарности во внешнеэкономической стратегии Москвы.
Лоббистские возможности Рустэма Хамитова также находят свое адекватное выражение в существующей вертикали власти в стране и позволяют Башкирии получать определенные преференции (в качестве примера можно отметить недавнее решение центра реструктурировать более 1 млрд. республиканских долгов).
В региональной политики представлены различные акторы, но многие из них имеют маргинальный характер. Политические партии в регионе живут своей жизнью, а немногочисленные гражданские активисты, транслирующие протестную активность, — своей. Акции протеста в Башкирии периодически случаются, но носят немногочисленный, разрозненный, аморфный, а зачастую политтехнологический характер и не делают погоды в регионе. В целом можно солидаризироваться с мнением фонда «Петербургская политика», эксперты которого регулярно относят регион к группе с высокой устойчивостью.
Социально-экономическое положение Башкирии также стабильно. Республика по уровню долга в федеральный государственный бюджет среди всех субъектов находится на 13-ом месте, что можно признать неплохим показателем, если учесть, что около 75% нагрузки за социальные обязательства центра приходится на плечи регионов. Порой региональные элиты просто не знают, как извернуться и найти средства для выполнения обещаний руководства страны.
Впрочем, после резонансного дела о национализации «Башнефти» республиканский бюджет может рассчитывать на дополнительные поступления (в скором времени около 25 % акций ОАО «Башнефть» перейдут в собственность республики). Напомню, что после того как подконтрольные сыну экс-президента Башкирии М. Рахимова структуры продали АФК «Система» весь топливно-энергетический комплекс, республика несколько лет не получала никаких налогов от функционирования нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего кластера, оказывающего серьезную нагрузку на экологическую ситуацию в регионе.
Кстати, оставив свой пост в июле 2010 г., Муртаза Рахимов вступил в жесткую оппозицию с Рустэмом Хамитовым. Сейчас, спустя почти пять лет, можно констатировать, что «тяжеловес» эпохи «парада суверенитетов» Рахимов вчистую проиграл политику новой формации Хамитову. В итоге Муртаза Рахимов в своей республике для многих превратился в personanongrata, а его сын Урал объявлен в международный розыск (здесь уместна аналогия с сыном экс-президента Киргизии Максимом, который сконцентрировал в своих руках огромные средства и убежал после апрельской революции 2010 года в Великобританию).
Последний значительный ресурс, который был в руках Рахимова – финансирование профессионального хоккея в Башкирии (самый популярный вид спорта в республике), позволявший Муртазе Рахимову получать регулярные порции пиара и почестей. Однако после исков АФК «Система» к «Урал-инвест», в котором и были сконцентрированы около 70 миллиардов рублей, вырученных от продажи башкирской нефтянки, Муртаза Рахимов отказался от финансирования хоккейных команд, несмотря на то, что средства для завершения сезона у него оставались. Однако Хамитов моментально отреагировал на прогнозируемые действия Рахимова и очень оперативно нашел новых спонсоров для хоккеистов, которые обязались оставить финансирование профессионального хоккея в республике на прежнем уровне (около 2,5 млрд. рублей в год).
В целом же, Хамитову удалось преодолеть инерцию раскола элит, о которой действительно можно было говорить три-четыре года назад. Сейчас управленческая команда Хамитова сформирована и характеризуется стабильностью, а ее главной задачей является преодоление кризисных явлений в экономике региона, выполнение социальных функций региональной власти и привлечение новых инвестиций.
Апрель 20, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Апрель, 2015)
В условиях продолжающегося экономического кризиса для уфимского градоначальника Ирека Ялалова на первом плане стоит вопрос о сокращении бюджетных расходов. По итогам 2014 года дефицит уфимского бюджета составил более 3 млрд рублей (12,03 % от общего числа расходов). И хотя такая ситуация не является экстраординарной для российских мегаполисов в нынешних условиях, мэрия прилагает значительные усилия для сокращения текущего бюджетного дефицита. Кстати, в самой городской администрации заявляют о том, что к концу 2015 года дефицит бюджета будет сокращен до 800 млн рублей.
Пока же, ситуация с финансированием ряда важных проектов, в том числе и экологических (в северной части Уфы располагается значительная часть топливно-энергетического комплекса Башкирии) остается открытой.
В конце зимы – первой половины весны 2014 г. Ирек Ялалов концентрировался на уборке снега и починки дорог. Если с первой задачей муниципальные служащие справились, то вторая вызвала массу нареканий со стороны жителей. Дошло до того, что Глава Башкирии Рустэм Хамитов сравнил уфимские дороги с лунной поверхностью, имея ввиду, многочисленные впадины, ямы и прочие неровности.
Еще одним проблемным пунктом деятельности уфимского главы являются постоянно циркулирующая информация о несправедливом порядке расселения аварийного и ветхого жилья. Уфимские власти активно этим правом пользуются и сносят жилье в центре города, освобождая площади под элитную застройку. Формально они обладают таким правом, но здесь есть важные нюансы. Площадь Уфы составляет 754,7 км², что на порядок больше сопоставимых с ней по населению мегаполисов (Для сравнения: площадь Казани – 515,8 км², Самары – 466 км²). Иными словами, люди выезжая из старых домов в центре города, вынуждены переселяться далеко от привычных мест своей локализации, что формирует недовольство и скрытый социальный протест.
Февраль 22, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Февраль, 2015)
Уфимский глава Ирек Ялалов позиционирует себя как сильный и жесткий сити-менеджер. Это классический для большинства региональных российских мегаполисов вариант хозяйственника, а не политика. Большая часть профессиональной деятельности Ялалова связывается с уфимской мэрией. После недолгой и относительно успешной работы на должности министра ЖКХ республики, в конце 2011 г. Ялалов вернулся в мэрию в качестве градоначальника. Ялалов быстро выстроил под себя муниципальную вертикаль и смог в относительно короткий срок повысить управляемость городского хозяйства. Однако все это время он подчеркнуто дипломатично воздерживается от участия в политических вопросах.
Усилению имиджа Ялалова как уважаемого градоначальника поспособствовала и классная работа пиарщиков. Однако после того как креативный и опытный Аскар Фазлыев перестал быть главным пиарщиком городской администрации, Ялалов столкнулся с очевидными трудностями в медиаполе. Новому руководителю информационно-аналитического управления сразу же пришлось нелегко. Прошлой осенью политтехнологически сконструированные действия одного профсоюза, заставили администрацию города признать свое поражение и повысить зарплату сотрудникам «Скорой помощи» (хотя ни финансовых, ни правовых механизмов для такого рода действий у городского совета и администрации не было). Этот случай получил широкую огласку в СМИ, в том числе и федеральных.
При этом у городской администрации, благодаря, прежде всего, активной позиции республиканских властей, очень много позитивных информационных поводов, которые могут легко перебить имеющийся негатив. В Уфе в 2015 году пройдут не только саммиты ШОС и БРИКС, но и 12-ый форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Уфа регулярно принимает важные спортивные форумы (Молодежный чемпионат мира по хоккею, Международные детские игры и т.д.).
В вопросах культурной жизни Ялалову можно поставить в заслугу завершение работ по реконструкции полюбившейся горожанам Софьюшкиной аллеи (около дома-музея известного русского писателя Сергея Аксакова). На домах в центре города были установлены таблички не только с современными, но и старыми названиями улиц, что демонстрирует желание городских властей сохранить культурное наследие города. В то же время, в Уфе на сегодняшний день остается не названными около 200 названий улиц и совершенно непонятно почему, например, градоначальник выступает в подчеркнуто критичном ключе по поводу названия одной из них именем получившего мировую известность писателя Сергея Довлатова (который родился в 1941 году именно в Уфе).
В администрации города сейчас наблюдается явный дефицит бюджета, и профессиональные компетенции Ялалова могут очень пригодиться Уфе. Умение эффективно решать хозяйственные вопросы в условиях очевидной нехватки ресурсов – это одна из точек роста для уфимского городского хозяйства. Другая заключается в острой потребности полнее и оперативнее удовлетворять запрос горожан на гражданское участие и социальную справедливость. Пока, к сожалению, проекты по более активному вовлечению граждан в вопросы самоуправления (выбор названий улиц, в том числе и посредством интернет-площадок, голосование за проекты, претендующие на бюджетное финансирование и софинансирование) не получили соответствующей запросам общества реакции со стороны муниципальных чиновников.