Бирюков Сергей Владимирович

Доктор политологии, профессор Сибирского института управления (филиал РАНХиГС)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Август 29, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2024)

Деятельность губернатора Омской области Виталия Хоценко в июле-августе 2024 года можно в основном охарактеризовать как проведение текущей работы в рамках намеченных ранее планов.
Администрация области, вся региональная система управления продолжают адаптироваться к существующим социально-экономическим проблемам, искать и апробировать их решения, выстраивать благоприятную среду в отношениях с бизнесом и населением региона.
Параллельно руководством области производится оценка общего состояния экономики, положения и перспектив присутствующих в экономике региона бизнес-акторов – принимая во внимание те трудности, которые объективно связаны с непростой общестрановой экономической конъюнктурой, вызванной экономическими санкциями со стороны стран Запада, снижением экономической активности в зоне ЕАЭС (включая Казахстан, сотрудничество с которым особенно важно для Омской области).
Одновременно с этим власти области пытаются решить проблему наполнения областного бюджета в ситуации, когда возможности трансфертов от федерального центра объективно ограничены, и предполагает решать её в том числе за счёт привлечения внешних инвестиций.
В числе конкретных направлений работы можно назвать выстраивание более доверительных и функциональных отношений с бизнесом, работа с действующими и потенциальными инвесторами в регион. Созданный и работающий под эгидой областной администрации Совет по инвестиционной деятельности и развитию конкуренции также оценил усилия органов власти по формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиций в каждой отрасли экономики. На сегодняшний день в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Омская область среди всех регионов страны занимает 18 позицию. Губернатор Виталий Хоценко, планируя работу в этом направлении, ставит задачу улучшить позиции и войти в топ-10. В частности, на одной из недавних встреч в областной администрации губернатор вручил девяти компаниям специальные дипломы за вклад в развитие экономики региона.

Наряду с этим Минэкономразвития региона провело оценку деятельности омских предприятий и организаций за год по критериям эффективности. В числе критериев данной оценки – объёмы инвестиций, этапы реализации инвестиционных проектов и их значимость для стратегии развития Омской области, налоговые отчисления в консолидированный бюджет, увеличение численности занятых на предприятиях и уровень их заработной платы. Таким образом, система мониторинга эффективности хозяйствующих субъектов позволяет региональным властям точнее оценить
общую ситуацию в экономике региона.
Взаимодействие с инвесторами включает в себя участие последних в реализации социальных и антикризисных проектов. Почётная грамота правительства Омской области за активную благотворительную деятельность и содействие в ликвидации последствий паводка в Усть-Ишимском районе вручена Управляющей компании «РУСКОМ».

 

Май 30, 2024 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2024)

Работа мэра Ставрополя на протяжении нескольких последних месяцев получала достаточно высокую оценку со стороны экспертов. Показательным в этом отношении является исследование, проведённое Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ и посвящённое оценке работы мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации.

Будучи опытным управленцем и публичным политиком, глубоко укоренённым в региональной и местной элите (включая статусные позиции в ВЛКСМ и КПСС), Ульянченко поддерживает свой позитивный имидж, подкрепляя практически любое своё властно-управленческое решение благоприятным информационным освещением.

В этой связи представляется вполне закономерным, что эксперты по итогам проведённого ими анализа высоко оценили ежедневную деятельность главы Ставрополя по управлению городским хозяйством, бюджетной и социальной политикой. В частности, было отмечено личное вовлечение главы города в контроль за важными городскими проектами. На должном уровне находилась и публичная составляющая его деятельности, дополняющая новыми деталями его образ как политика и человека. Подтверждениями этому стали встреча Ивана Ульянченко с вдовами и матерями военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга, в том числе в зоне СВО и в других конфликтных регионах, а также строительство временного мемориала в честь погибших и пострадавших в результате трагического теракта в столичном «Крокус Сити Холле».

 

Впервые избранный на конкурсной основе мэр Новосибирска Максим Кудрявцев официально вступил в должность главы города. Кудрявцев был избран решением городского совета депутатов 16 апреля, набрав 40 голосов депутатов из 45. Его оппонент, депутат Горсовета Игорь Украинцев, набрал 3 голоса. Оба кандидата были отобраны из 17 претендентов по итогам первого этапа конкурса по выбору мэра Новосибирска – это было письменное тестирование на знание законодательства. На втором этапе Кудрявцев и Украинцев представили программу развития города, и победитель оказался более убедительным.

Согласно Уставу города Новосибирска, полномочия мэра начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного градоначальника. Днём вступления в должность считается день принятия присяги. Мэр города Новосибирска на сессии Совета депутатов города Новосибирска, проводимой не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения горсовета об избрании мэра, принимает присягу.

Председатель Совета депутатов города Новосибирска Дмитрий Асанцев вручил Максиму Кудрявцеву удостоверение мэра.

Решение задач, стоящих перед Максимом Кудрявцевым, облегчает поддержка как со стороны городского совета, так и губернатора и областной администрации. Ему нет необходимости тратить много времени на формирование собственной команды – она у него фактически сложилась на прежнем месте работы, и трансфер участников не представляется слишком затруднительным.

Главное в текущей ситуации для Максима Кудрявцева, как представляется – определить стратегические направления деятельности и сформулировать комплексные подходы к решению насущных проблем, выстроить по-новому взаимоотношения с новосибирской общественностью, бизнесом, представителями местных отделений политических партий, а в текущем режиме — правильно ставить задачи для грамотно подобранной команды и контролировать эффективность исполнения своих поручений.

Обобщенно, программа Кудрявцева предполагает решение насущных проблем муниципальной жизни: способствовать тому, чтобы в городе появились новые бульвары, скверы, парки, чистый воздух и хорошие дороги, чтобы укреплялись уникальные городские культура и идентичность, что он и подтвердил в своем выступлении на инаугурационной сессии горсовета.

 

Апрель 25, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2024)

Я полагаю, что губернатор Андрей Травников, как управленец, создавший эффективную систему региональной власти, находится в устойчивом положении. Занявший пост мэра Новосибирска заместитель губернатора Максим Кудрявцев остается членом команды Травникова.

Андрей Александрович успешно справляется с текущей работой, связанной с развитием промышленности, сферы образования, строительством и ремонтом дорог, поддержкой военнослужащих — участников СВО. А также уделяет внимание адаптации экономики области к новым условиям. Новосибирская область — стратегический регион, который определяет социально-экономическую устойчивость Сибири, и в значительной степени занят в реализации государственных задач.

Прогнозы перехода Андрея Травникова на федеральной уровень строить сложно. Он является одним из высокорейтинговых губернаторов в стране. И в настоящее время находится на своем месте. К тому же, ему нужно завершить процессы, за которые он отвечает. Это достраивание внутрирегиональной вертикали власти и создание управленческой команды.

 

Март 28, 2024  | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2024)

Итоги работы муниципальных властей Новосибирска за февраль-март 2024 года требуют комплексной оценки. С одной стороны, удалось сохранить управляемость коммунальным хозяйством, обеспечить (даже с профицитом) наполнение и исполнение муниципального бюджета, не допустить коллапса и резкого снижения показателей городской экономики в условиях санкционного давления и нарушения многих хозяйственных связей. Участие Новосибирска в региональных и федеральных программах также способствовало решению собственно муниципальных задач.

Что же касается решения многолетних проблем главного города области – а это транспорт, теплоснабжение, уборка снега, ветхое жильё, ремонт домов, обустройство среды обитания жителей города, обязательства и полномочия, связанные с СВО, – продвижение по этим направлениям имело место быть, но для системного решения указанных проблем, на мой взгляд, пока ещё не хватает не только привлекаемых ресурсов, но и системного подхода; не всегда присутствует необходимая согласованность в деятельности руководителей, принимающих решения, и конкретных исполнителей.

При этом вышеназванные проблемы могут системно решаться даже в условиях дефицита средств, если удастся преодолеть инерционный подход к управлению городским хозяйством и укрепить обратную связь не только между управленческими подразделениями внутри муниципалитета, но и между городскими властями и жителями Новосибирска. Мегаполис славится своим умением привлекать ресурсы – финансовые, человеческие, материальные, информационные. Необходимо дополнить это ресурсом организационным, что представляется вполне возможным.

 

Работа мэрии и мэра Омска Сергея Шелеста в феврале-марте 2024 года была, как и ранее, направлена на поэтапное решение проблем, требующих приложения долговременных усилий, – это работа транспорта, уборка снега в пределах городской черты, отопление находящихся на балансе муниципалитета учреждений, состояние ЖКХ, укрепление взаимодействия с малым и средним бизнесом, расширение компетенций жителей многоквартирных домов, работа по оптимизации муниципальных бюджетных показателей и, наконец, налаживание более широкого диалога с горожанами (перевод сайта городской администрации на платформу «Госвеб»).

Указанные проблемы муниципальная власть стремится решать системно и поэтапно, реагируя на пожелания жителей Омска и принимая во внимание изменяющуюся социально-экономическую ситуацию в стране и регионе. Принципиально важно, что налажено и расширяется взаимодействие в решении многих из списка перечисленных вопросов с администрацией области – это позволяет устранить нежелательные трения и напряжения, способствует концентрации ресурсов и усилий для достижения реальных и осязаемых результатов. Одновременно создаётся задел для успешного решения возникающих в жизни Омска задач обозримого будущего.

 

Февраль 29, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2024)

В деятельности институтов региональной власти пока преобладает текущая работа. Масштабные изменения могут произойти после президентских выборов. Какие-то сигналы областные власти получат 29 февраля, когда президент обратится к Федеральному Собранию с ежегодным посланием. Когда государственная концепция развития будет обнародована, региональные органы власти сформируют задачи. Новосибирский губернатор Андрей Травников встроен в федеральную вертикаль власти и поддерживает её инициативы и приоритеты. Это – СВО, поддержка семей военнослужащих, организация сбора помощи. При этом решение текущих задач области — развитие промышленности, сферы образования, строительство и ремонт дорог — не выходят из его внимания. Была принята Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, в рамках которой действует команда губернатора, не проявляя пока явных инициатив.

Претензии жителей к губернатору касаются одних и тех же проблем. Вопросы по вхождению в отопительный сезон и модернизации коммунальных сетей по большей части относятся к уровню муниципальной власти. А вот управление общественным транспортом и развитие метро, которое как раз должно улучшить транспортную доступность, — к уровню региональных властей. И эти вопросы стратегически пока не решаются.

 

Виталий Хоценко — заметная фигура среди региональных лидеров, что определяется значимостью возглавляемого им региона, играющего большую роль как в рамках процессов межрегиональной, так и евразийской интеграции. Кроме того, будучи избранным на свой пост в сентябре прошлого года, Виталий Хоценко обладает значительным кредитом доверия как на федеральном уровне, так и от населения и элиты своего региона. Популярности главы Омской области способствует и активный публичный стиль, избранный им для общения с жителями региона и всеми заинтересованными лицами (к примеру, постоянно ведущийся им собственный аккаунт в Telegram). Наконец, популярности губернатора способствует наличие у него ясного и долгосрочного плана действий, чётко выделенные приоритеты – рост реальных доходов населения региона, решение экологических проблем, модернизация сфер здравоохранения, образования, сохранение и развитие промышленности, сельского хозяйства, системная поддержка участников СВО. Помимо них – городское развитие, «расшивка» узких мест в развитии областного центра, одного из крупнейших мегаполисов России; в этой связи заслуживает внимание инициатива губернатора о создании единой платформы управления транспортной системой города.

Особенно перспективными видятся и продвигаемые Виталием Хоценко логистические проекты, использующие географическое положение региона как связующего звена между Уралом, Сибирью и соседним Казахстаном, что особенно важно с учётом возрастающей значимости китайской инициативы «Один пояс – один путь». В течение первых двух месяцев 2024 года, наряду с подведением итогом прошлого года, областными властями продолжали реализоваться заявленные ранее приоритеты. Показательно, что, согласно официальным данным, в январе 2024 года в регионе введено в эксплуатацию 31,32 тысячи кв. м жилья; из них в многоквартирных домах построено 21,32 тысячи кв. м, а в индивидуальных – 10 тысяч кв. м.

Как отмечают эксперты, в наступившем году жителей Омска и области ждёт множество новых законодательных инициатив и изменений, которые будут адаптированы к региональному уровню, для чего у руководства области достаточно ресурсов и возможностей. Системное управление социально-экономическими процессами в регионе с привлечением, в том числе, федеральных ресурсов, как представляется, позволяет области успешно уменьшить влияние тех трудностей, которые присутствуют в жизни всей страны; региональные власти с самого начала этого года постоянно демонстрируют свою готовность действовать активно для решения всех возникающих проблем, что психологически очень важно. Таким образом, можно отметить сохраняющуюся позитивную динамику практической деятельности и публичного образа действующего губернатора Омской области, которые, как представляется, могут быть сохранены и приумножены в течение наступившего года.

 

Декабрь 27, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2023 года)

Политический и властно-управленческий стиль, использовавшийся в 2023 году губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым, может быть обобщенно охарактеризован как «сохранение стратегической стабильности» и «приумножение успехов» – подтверждением этого является выступление губернатора НСО на 42-й конференции регионального отделения партии, которую А. Травников позиционировал как ведущую политическую силу в стране. Глава региона параллельно поблагодарил коллег за успешную кампанию по выборам губернатора Новосибирской области. Он также подчеркнул важность поддержки участников СВО и их семей. Глава региона подтвердил, что Новосибирская область активно участвует в реализации всех национальных и федеральных проектов, а также собственных региональных инициатив. Глава региона подчеркнул необходимость обеспечить качественное экспертное и общественное сопровождение масштабной работы, нацеленной на изменение жизни жителей области.

Подтверждением доверия жителей Новосибирской области к политике действующего губернатора является победа А. Травникова на недавно прошедших выборах губернатора области с результатом 76,23% голосов. На предыдущих выборах 9 сентября 2018 года он победил с результатом 64,59% избирателей, и увеличение его поддержки говорит об устойчивости губернаторского рейтинга.

Как можно предположить, в ближайшее время областная власть будет завершать запущенные ранее масштабные проекты, лоббировать на уровне федерального центра финансирование новых идей — таких, как Южный транзит, расширение метро и строительство развязки на Матвеевке. Нарратив предвыборной кампании Травникова сфокусирован на том, что глобальных изменений в регионе ждать не стоит. Социальные мероприятия зависят от поддержки федерального уровня власти, на собственно же региональном уровне ожидается продолжение курса на развитие инфраструктуры. Создание новых объектов запланировано руководством НСО и в образовании, и в здравоохранении, и в социальной сфере. Перспектива на ближайшее будущее для НСО – дальнейшая стабилизация в социально-экономической сфере после потрясений 2020-2022 годов.

Вместе с тем, можно предположить, что будут более эффективно использоваться логистические преимущества НСО как региона. Как и в 2023 году, продолжится инвестирование в склады, транспортные услуги, торговлю и обслуживающую сферу, где будут создаваться новые рабочие места, продолжится привлечение экономически активного населения из соседних регионов. Подобные тенденции позволяют прогнозировать рост жилищного строительства в области и, прежде всего, дальнейшее расширение Новосибирской агломерации, что простимулирует рост производства потребительских товаров повседневного спроса и одновременно с этим актуализирует издержки жизни в мегаполисе для областного центра.

В 2023 году не состоялись масштабные трансформации в системе управления областью (приоритет был отдан стабильности), которые предполагаются в ближайшие годы. Последние необходимы для более успешной адаптации экономики и системы образования к внешнему и внутреннему контексту, включающему переход к мобилизационной стратегии развития, структурную перестройку экономики и модернизацию образования в регионе – что, в частности, определил в качестве своих целей действующий губернатор Травников. Можно с полным основанием предположить, что решение именно этих задач составит повестку Новосибирской областной администрации на 2024-й и несколько последующих лет.

 

21 декабря, 2023  | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2023 года)

Властно-управленческий стиль действующего мэра Новосибирска в уходящем году не вышел за рамки инерции и общих подходов, которые сформировались у него в предшествующие годы руководства мегаполисом.

Стабильность и успешность развития возглавляемого им муниципалитета в 2023 году А. Локоть связывает с ростом производства в некоторых отраслях экономики, включая и увеличение в Новосибирске в два раза производства вычислительной техники, компьютеров, оптических и электронных изделий, высокие темпы роста в сфере общепита (что закономерно для мегаполиса)

Тот факт, что мэр Новосибирска занял 64-е место в национальном рейтинге градоначальников по итогам октября-ноября 2023 года (по данным Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ), подтверждает наличие позитивной динамики в его работе в последние месяцы уходящего года. По утверждению инициаторов рейтинга, на улучшение рейтинговых позиций А. Локтя повиляла успешная работа муниципалитета по устранению последствий урагана 19 ноября, высокое качество городского портала «Мой Новосибирск» (победитель во всероссийском конкурсе на лучшую муниципальную практику 2023 года Минстроя России).

При этом для Анатолия Локтя, как руководителя, конец осени текущего года выдался проблематичным, в том числе и вследствие повышенного внимания председателя Следственного комитета России и прокуратуры РФ после скандального сноса стелы в честь 45-летия Победы в Великой Отечественной войне, что послужило причиной возбуждения уголовного дела. Традиционная для мегаполиса проблема снегопада привела к неприятно неожиданной ситуации, когда после первого снега прокуроры вышли на улицы Новосибирска и оценили уборку дорог и тротуаров. В ходе проверки было выявлено более 40 нарушений, в отношении директоров ДЭУ прокурорами возбуждено восемь дел об административных правонарушениях. В результате прокурор города объявил мэру Анатолию Локтю предостережение. Выиграв у мэрии судебный иск, городской прокурор добился того, что суд обязал мэрию закупить 670 единиц новой уборочной техники. Резонансное дело муниципального чиновника Александра Мысика (служебные злоупотребления) также нанесло ущерб рейтингу мэра Локтя. При этом он стремился держать информационный удар и пытался укрепить свой имидж, используя тематику специальной военной операции и поддержки мобилизованных, невзирая на объективную ограниченность бюджетных возможностей муниципалитета.

В то же время неблагоприятные резонансные события не затмили в восприятии новосибирцев определённых позитивных сдвигов в жизни муниципалитета и в работе мэрии. Среди положительных моментов в работе мэрии можно отметить развитие системы общественного транспорта, в том числе приобретение новых единиц авто- и электротранспорта, а также рост доходной части городского бюджета и увеличение объёмов привлечённых федеральных средств на развитие городской инфраструктуры.

При этом Анатолий Локоть стремится проводить грань между управленческими и политическими вопросами, включая вопрос о поддержке позиций губернатора Андрея Травникова. Политическим успехом А. Локтя в уходящим году можно считать избежание вотума недоверия со стороны оппозиционно настроенных по отношению к нему депутатов горсовета. В ситуации, связанной с истеканием в 2024 году полномочий Локтя, подобное решение представлялось возможным, но не очевидным. Успехом А. Локтя можно считать, что ему удалось избежать противостояния с «ЕР» и региональными властями. Дипломатичное молчание со стороны мэра по вопросу отмены прямых выборов главы крупнейшего муниципалитета области, так и одобрение отчета большинством горсовета, в глазах некоторых экспертов выглядят как реализация неких условных договоренностей. При этом многолетние проблемы мегаполиса, несмотря на политическое мастерство и положительную оценку депутатами работы главы Новосибирска, не исчезли: плохая уборка снега (что особенно сказывается на состоянии тротуаров в зимнем городе), хроническая запыленность города летом, проблемы общественного транспорта и внутригородских пробок, переукомплектованность школ и Дзержинская ветка метро, строительство которой откладывается, несмотря на имеющиеся планы и декларации. Таким образом, можно констатировать сохранение в существующей ситуации Анатолием Локтем определенного властно-управленческого ресурса, как и ресурса личной популярности – в то же время неясно, как этот ресурс может быть использован далее в связи с изменением порядка наделения главы Новосибирска официальными властными полномочиями.

 

30 ноября, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2023)

Мэр Владивостока Константин Шестаков являет собой яркий пример политика-технократа, который обладает необходимым для этого базовым образованием (юрист и экономист), имеет опыт бизнес-деятельности в сфере туризма и прошёл основные ступени управленческой карьеры. Работал в администрации города Владивостока в управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, что позволило ему в 2010 году перейти в структуры краевой власти. В тоже время имеющийся бизнес-опыт позволил ему в 2014 году возглавить департамент туризма правительства Приморского края, успешная работа в котором позволила в будущем претендовать на более высокие должности в АКО. В итоге в 2019 году он был назначен на должность врио вице-губернатора Приморского края, впоследствии перейдя на работу в краевое правительство (более года занимал должность заместителя председателя правительства края, где курировал вопросы экономического развития, промышленности и торговли). В условиях Приморского края, как стратегически значимого региона, особая роль губернатора не подвергается сомнению, наилучшей моделью ролевого поведения для мэра его главного города Владивостока является технократическое, а не харизматическое, как в 1990-е гг. Этой модели Константин Шестаков практически полностью соответствует.

В течение октября-ноября мэр Владивостока последовательно реализовывал задачи по ключевым направлениям своей деятельности – таким, как бюджет, муниципальная собственность, развитие общественного транспорта, ремонт дорог и др. Осуществляется плановый ремонт тепловых сетей, ведётся строительство дополнительных транспортных развязок, решаются проблемы ЖКХ и общественного благоустройства. Стратегия мэрии предполагает поэтапное и взаимосвязанное решение проблем, существующих в системе муниципального хозяйства, по согласованию и во взаимодействии с администрацией края, которая выступает как ключевой лоббист программ городского развития. Особым вниманием муниципальных властей пользуется социально-культурная сфера, предполагающая бюджетные расходы на содержание школ, детских садов, зарплату и стимулирующие выплаты учителям, бесплатное питание детей, предоставление жилья детям-сиротам и молодым семьям.

В течение октября-ноября текущего года мэрией Владивостока велась реализация социально значимых проектов. В частности, было заявлено о завершении строительства крытого спортивного комплекса на улице Нейбута. Это – второй из спортивных проектов общего назначения для жителей района. Предполагается, что вход будет по карточкам или другим методом, который позволит контролировать посещение и сохранность имущества. Об этом мэр заявил главе Приморья Олегу Кожемяко 28 ноября во время передачи «Прямой разговор».

Особое внимание было уделено поддержке проекта Владивостокской детской морской флотилии «Варяг», которая является единственным в своем роде детским патриотическим клубом, где более 100 ребят обучаются морским наукам и военным навыкам. Несколько лет назад клубу было предоставлено новое помещение на улице Никифорова, 27, в котором в настоящее время ведутся ремонтные работы с поэтапной заменой кровли и установкой новой системы отопления.

Индикатором постепенно расширяющихся возможностей управления Владивостоком является увеличивающийся объём городского бюджета. В 2023 году (на текущий момент) бюджет уже составляет 26,5 млрд руб., и данная сумма не является окончательной, что дополнительно подтверждает успешное взаимодействие краевых властей и мэрии. И тот факт, что бюджет 2023 года имеет шанс быть исполненным на 100%, – ещё одно свидетельство эффективности технократического стиля, избранного администрацией Владивостока.

 

28 сентября, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2023)

В Единый день голосования явка в Новосибирске была не самой высокой. И это – особенность города, связанная с особой политической позицией новосибирцев.

Если говорить о решении хозяйственных вопросов города, то всё идёт более-менее по намеченному плану. В целом подготовка к отопительном сезону прошла без замечаний, вхождение в него проходит плавно, никаких эксцессов не предвидится.

Есть вопросы к городской власти у представителей общественности. В частности, не решены проблемы транспорта, пробок — городские магистрали очень загружены. Есть проблемы экологического характера — в Новосибирске по-прежнему очень пыльно. Всё это требует внимания не только администрации областной столицы, но и региональных властей.

Что касается политических перспектив действующего мэра Анатолия Локтя, то надо учесть его взаимоотношения с губернатором. Андрей Травников не включил действующего мэра в число кандидатов в сенаторы, оказывая покровительство Владимиру Городецкому. Это говорит о том, что взаимодействие с областной властью не выстраивается в полной мере, как бы хотелось мэру. Так как прямые выборы отменены, и новый мэр будет выбираться на конкурсной основе, можно предположить с высокой вероятностью, что Локоть в этой процедуре принимать участия не будет.

Анатолий Локоть в большей степени публичный политик. Его хозяйственная сторона известна меньше, хотя он и проявлял себя как хозяйственник. Возможно, он пойдёт по партийной линии при поддержке областных структур КПРФ. Но так как отделение КПРФ не склонно поддерживать активность Локтя на федеральном уровне, скорее всего, после окончания срока своей работы он уйдёт в бизнес.

Можно предсказать, что следующий мэр будет фигурой технократического типа. От него будут требоваться управленческие качества, решение текущих проблем и согласованная работа с администрацией Андрея Травникова.

 

30 августа, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2023)

В Новосибирской области есть хронические проблемы, решение которых требует времени. Например, нехватка мест в школах областного центра — в Новосибирск переселяются молодые семьи, быстро развиваются окраины. В поставленные сроки построить школы не удалось, и вопрос придётся решать более системно. В сельских поселениях такой проблемы нет.

Также области требуется реформа общественного транспорта. Новосибирск — протяжённый город. Идёт износ парка, маршруты нуждаются в проработке.

Отдельная проблема — практически круглосуточные пробки в Новосибирске. Её нужно решать областным властям вместе с мэрией. Как и вопросы жилфонда, дорог, коммуникаций, строительства новых станций метро, развития периферийных районов. Своими ресурсами Новосибирск с этим не справится, нужна помощь областной администрации. Для реализации крупных проектов понадобится привлекать бизнес и заинтересовывать жителей в развитии территорий.

Отдельное направление работы — адаптация федеральных программ к нашему региону. В случае переизбрания Андрея Травникова, в котором нет сомнений, его ждёт обширный фронт работ, связанный с большими ожиданиями жителей Новосибирска и области.

За годы работы Андрей Травников создал образ разумного, уравновешенного руководителя. Не страдает закрытостью и не занимается популизмом — золотая середина. С Москвой выстроил конструктивные отношения, без публичных конфликтов и недопонимания.

Текущую работу можно оценить между «хорошо» и «отлично». Учитывая ресурсную базу, системность проблем, команда губернатора справляется. А в будущем Андрею Травникову придётся искать новые возможности и ресурсы.

 

29 июня, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2023)

В настоящее время преобладает общегосударственная повестка, и губернатор Новосибирской области Андрей Травников в неё успешно встраивается. В памятные выходные Травников обратился к жителям области, призывая сохранять спокойствие.

Не менее успешно он укоренился в областной элите, став эффективным лоббистом нашего региона на уровне федеральных институтов.

Как технократ с перспективным мышлением, он реализует в области последовательную политику. И одновременно адаптирует текущее управление регионом к новым политическим вызовам.

Ему помогает работоспособная интегрированная команда. Особых разногласий в ней нет. В настоящее время Андрей Травников занимается её постепенной оптимизацией.

Квалифицированная пиар-служба работает, и Травников, похоже, всецело доверяет ей выражать его позицию. Как публичный спикер он выступает редко. Андрею Александровичу хочется пожелать более чётко обозначать свою позицию в публичном пространстве, хотя бы кратко формулировать. Поводов в последнее время много и в общенациональной, и в местной политике.

А в работе он открыт для обращений, и с инициативами можно выходить напрямую. Андрей Александрович легко идёт на контакт и оперативно даёт поручения своим помощникам.

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Ситуацию в Новосибирске в условиях постепенно идущей на спад пандемии коронавируса можно назвать в целом управляемой, и вводимые публичные ограничения вызвали в целом сдержанную (нередко скептическую) реакцию новосибирцев.

Паралича экономической активности в столице Сибири за месяцы карантина не произошло, хотя сфера услуг (от которой во многом зависит ситуация в мегаполисе) понесла ощутимый ущерб.

Коронавирус заставил несколько скорректировать заявленные мэром Новосибирска в январе 2020 года программы социальной помощи, благоустройства города, муниципальные программы «Демография», «Образование» и «Жилище», планы к чемпионату мира по хоккею в Новосибирске в 2023 году, развитие дорожной инфраструктуры города, включая строительство новых трамвайных путей и повышение доступности Академгородка.

Локоть продолжал позиционировать себя как хозяйственника и «мэра всех новосибирцев», избегая чрезмерного втягивания в масштабные политические процессы и кампании – он отказался сформулировать свою позицию по поправкам в Конституцию РФ, не противопоставляя таким образом позицию президента России позиции ЦК КПРФ и Новосибирского обкома КПРФ (отвергших поправки).

 

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Позиции мэра Новосибирска Анатолия Локтя можно оценить как устойчивые и стабильные. Он давно и прочно укоренен в городской и региональной элите, превратившись в эффективного арбитра в отношениях различных местных групп.

При этом, что касается отношений с избранным новым губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым, можно говорить о распределении сфер влияния и определенном балансе без попыток какой-либо фронды. Стиль работы Анатолия Локтя — классический аппаратный с некоторыми элементами популизма, с акцентом не на «прорывы», но на решение текущих проблем в жизни муниципалитета.

К неудачным ходам градоначальника можно отнести идею об изменении порядка выборов мэра. В позитив записать постепенное «расшивание» узких мест в функционировании системы жизнеобеспечения города. Хотя о системном планировании городского развития пока говорить сложно.

 

Июль 31, 2017| Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2017)

Трёхлетнее пребывание в должности мэра Новосибирска видного функционера КПРФ Анатолия Локтя позволяет дать обобщённую характеристику его политическому стилю. На мой взгляд, за годы управления крупнейшим муниципалитетом Сибири Анатолию Локтю удалось в должной степени дистанцироваться от соображений «партийно-идеологической» ангажированности, идеологической риторики, хотя говорить о его сложившемся «технократическом» имидже всё же нельзя. Анатолий Локоть действительно пытается в меру возможностей выступать в качестве «мэра всех новосибирцев», что в зависимости от ситуации может по-разному восприниматься муниципальным сообществом. Ряд важных вопросов муниципальной жизни в период его управления Новосибирском действительно были решены, в то же время масштабных управленческих «прорывов» по многим направлениям за это время действительно не случилось; равно, как не произошло и «обвала» городского хозяйства, предсказывавшегося некоторыми критиками и оппонентами Локтя. Преодоление фактора инерции в системе городского управления также остаётся на сегодняшний день задачей будущего. Серьёзной проблемой является позиционирование мэрии в публичном пространстве, а также проявляющиеся напряжения в отношениях с различными сегментами гражданского общества (запрет «монстрации», но прежде всего – противостояние из-за тарифов на услуги ЖКХ, когда позиция мэрии очевидно не выглядела «выигрышной»). Вместе с тем, говорить о широкомасштабном противостоянии мэрии и общественности Новосибирска нельзя – как и невозможно говорить об эффектах «блокированного общества». В то же время, очевидно, что постепенно политизирующееся городское сообщество будет требовать более открытого публичного стиля от муниципальной администрации, а также, более профессионального и «технократического» подхода к решению муниципальных проблем.