2-3-Шешукова-Оренбург-мэры-9Шешукова Галина Викторовна

Доктор политических наук, профессор Оренбургского института (филиала) «Московский государственный юридический университет им О.Е.Кутафина», Руководитель социологического центра «Общественное мнение»

 

 

Комментарии эксперта:

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

По ряду показателей Оренбургскую область можно назвать крепким середнячком. В частности, по качеству жизни. А это очень важный показатель – своего рода комплексная оценка здравоохранения, образования, социального обеспечения.  Не надо забывать, что Оренбургская область достаточно богата нефтью, газом и значительная часть нашего бюджета пополняется за счет предприятий этих отраслей, хотя большая часть денег уходит в Москву, возвращаясь уже в виде трансфертов. Специфика событий последних лет связана с влиянием экономического кризиса на всю территорию страны. Социальную ситуацию осложнил запуск пенсионной реформы, подогрев протестные настроения, которые до сих пор сохраняются. И это не наследство Берга, а федеральный посыл, с которым, оставившему свой пост  Юрию Бергу пришлось работать.

Впрочем, Берг образца 2014 года, получивший 80% голосов на выборах, и Берг 2019-го – совершенно разные в политическом смысле персоны. Популярность теперь уже бывший губернатор существенно подрастерял.

Связано это, в том числе, и с негативными событиями в правительстве и в целом, в команде ушедшего губернатора, которые, возможно, и предопределили его отставку. Так, целых пять министров к приходу в качестве врио губернатора Дениса Паслера работали в кабинете со статусом «исполняющих обязанности». В четырех случаях это было связано с коррупцией в руководстве министерств. До сих пор эти кабинеты «обезглавлены». Не менее решающим фактором к освобождению Берга от должности главы региона стал арест в связи с подозрением в коррупции главы областного центра Арапова, который, в свое время был рекомендован на пост фактически губернатором (половина выборщиков представляют исполнительную власть области). Это событие спровоцировало кризис муниципальной власти. Правда, я бы сказала, что Берг справился с этой ситуацией, и к концу 2018 года и у нас появился новый глава областного центра, кстати, выходец из местного правительства, но вне подозрений в коррупции. Но, если в Оренбурге новый мэр пришелся ко двору горожанам, то, например, в Орске, втором по численности населения городе региона,  как и в ряде других районных центров области, сформировался очень высокий антирейтинг муниципальной власти. Эту проблему предстоит уже решать врио губернатора Денису Паслеру, совсем недавно занявшему свой пост.

Фигура Паслера для местной элиты стала неожиданной. Можно сказать, холодным душем, картиной Репина «Не ждали». У меня сложилось ощущение, что и сам Паслер не ожидал такого поворота своей карьеры. Кандидатура обсуждалась в очень закрытом режиме.

Прежде всего, его плюсы в том, что у него есть опыт работы в государственных структурах (отработал четыре года главой правительства Свердловской области) и опыт работы руководителем крупной, очень богатой энергетической компании.  Думаю, что на окончательное решение по выбору врио для Оренбургской области оказал влияние Виктор Вексельберг.

Паслер не имеет нареканий по своей прежней должности. Он отчасти знаком с регионом, так как открывал здесь электростанции. Чего ему не хватает – знакомства с элитами региона. Но, с другой стороны – это плюс, а не минус. Иногда это и не плохо, ведь не «варяги» часто оказываются связаны круговой порукой, а у чужаков никаких обязательств перед местными акторами нет, в этом плане он свободен.

При этом ему уже удалось разыскать средства на ремонт местных дорог – одну из самых тяжелых проблем региона. На руку Паслеру – его молодость и открытость. Он активно общается с людьми, встречается с журналистами.

Реальные минусы в том, что у него всего полгода, у него пока нет здесь своей команды и ему на фоне тяжелой ситуации в регионе – закрываются из-за долгов крупные предприятия сразу в нескольких городах, в том числе в Орске, нужно будет разрешать социальные последствия после массовой потери рабочих мест жителями области. Но найти хозяев этих заводов-банкротов сложно, проще продать их по бросовой цене.

Паслер решил опираться на сложившуюся к его приходу команду. Небольшая замена – назначение на пост вице-губернатора лидера местных единороссов Олега Димова, опытного функционера и в прошлом члена местного Заксобрания, поднаторевшего в избирательных кампаниях, должна пойти на пользу новому врио, по крайней мере, в организации предвыборного штаба. Паслер уже завел страничку в Инстаграмме, хотя его узнаваемость в регионе пока невелика.  Но на руку новому главе региона результаты последних социологических опросов: люди, в прошлые годы, высказывавшиеся за стабильность, сегодня желают перемен. 

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Всем известно, что прежний мэр Оренбурга Евгений Арапов был арестован еще осенью по обвинению в получении взяток. В течение нескольких месяцев он находился под следствием в СИЗО, а сейчас находится под домашним  арестом. После некоторого ожидания было принято решение инициировать процедуру избрания нового легитимного мэра. Реакция на это сообщение экс-мэра, находящегося тогда под арестом,  была адекватной. Он мог бы опротестовать подобную инициативу городского совета , но не стал этого делать, хотя и не признает свою вину.   

Было также принято решение о максимально открытом конкурсе на пост главы Оренбурга . И в ответ, что большая редкость – 34 человека подали документы, изъявив желание поучаствоватьв борьбе за кресло градоначальника. При наличии нескольких весомых соперников победил теперь уже бывший вице-губернатор и глава аппарата правительства Оренбургской области Дмитрий Кулагин.

Впрочем, и  экспертный опрос, который я  в то время проводила, показал, что в случае прямых выборов более 90% экспертов выбрали бы Кулагина.

Новый мэр уже успел пройти испытание снегом. Уборка улиц шла постоянно, в этом году осадков выпало много. Но в целом городская администрация справилась с этим вопросом. И это уже большой плюс Кулагину.

Теперь, ранее остававшийся в тени губернатора Берга,  Кулагин стал самостоятельным политиком, которого в новом качестве глава региона- Ю.Берг  поддерживал. Мэр заново выстроил структуру городской администрации, изменил сферы ответственности заместителей. Остается теперь наблюдать, как обновлённая структура по управлению городом заработает в интересах жителей Оренбурга.

Май 05, 2015 | Регионы России: Рейтинг Губернаторов (Январь-Апрель, 2015)

С моей точки зрения, на позиции губернатора Оренбургской области в Народном рейтинге влияет ряд серьезных факторов. По–прежнему, декларируется результат, с которым Губернатор победил на выборах в сентябре 2014г. –почти 81%

Очевидно, что реальной конкуренции на этих выборах Ю.Бергу не мог составить ни один из его конкурентов.Реальным конкурентом мог бы стать депутат Государственной Думы от ЛДПР. Но он был снят с выборов Жириновским в последний день регистрации кандидатов. С.Катасонова поддержали СР и КПРФ. Впрочем, по данным наших опросов все-таки шансов выйти на второй тур у него не было

Второй фактор,определяющий текущую повестку дня для области- это приближающиеся выборыв муниципалитетах. Законодательное собрание выбрало новую модель формирования органов, по которойпо всей территории области состоятся выборы депутатов городских и районных советов, а главы городов и районов будут избраны по результатам конкурсной комиссией, половину членов которой составят представители губернатора. Таким образом, на первый взгляд, существенно облегчаются для власти условия по формированию корпуса глав городов и районов, снимаются риски, связанные с непредсказуемостьюэлекторальных ориентаций населенияв некоторых районах. И действительно, в 2012г. в Переволоцком районе, а в 2013г. в Абдулинском районе проиграли выборы те кандидаты, которых поддерживал губернатор. Однако новая модельформирования власти в муниципалитетах резко повышает личную ответственность губернатора за ситуацию.Кроме того, в области существует явный дефицит профессиональныхкадров на должности глав муниципалитетов. Поэтому с большим трудом проходит праймериз в «Единой России» по выдвижению кандидатов в депутаты городских и районных советов. Оренбург – единственный город в области, где выборы в городскойсовет пройдут по смешанной системе: половина депутатов будут избраны по партийным спискам. Поэтому в политическом плане для Губернатора очень важно то, каким будет результат выборов по партийным спискам, и кто станет главой областного центра. В этом вопросе политическая интрига сохраняется.

И наконец, третий фактор, который влияет на оценку деятельности Губернатора – это то, что в условиях экономической стагнации резко обостряются социальные проблемы. По-прежнему очень остро стоит проблема цен на услуги ЖКХ. Протесты на востоке области обострились в связи с введением платы за капитальный ремонт.

Еще летом прошлого года, до начала финансового кризиса проблема создания новых рабочих мест волновала по данным опроса СЦОМ(июль 2014г.)– более 40% жителей области.  Причем каждый третий опрошенный обращал внимание властей на условия трудоустройства выпускников высших и средних учебных заведений. В настоящее время ситуация обострилась. Хотя по статистике процент безработных невысокий, нужно учитывать то, что в статистку попадают только зарегистрированные на бирже труда оренбуржцы.

Остро стоит проблема нехватки медицинских кадров. Почти половину жителей волнует проблема доступности и качества медицинских услуг. Последствия «оптимизации» системы здравоохранения весьма болезненно воспринимаются населением, как в городах, так и в селах.

Вместе с темв условиях роста национальной нетерпимости внекоторых регионах России Оренбургская область остается регионом с высоким уровнем толерантности.

Одна из проблем, которую действительно нужно решать губернатору, — это позиционирование региона впространстве России. Для этого есть неплохие ресурсы. Можно продвигать бренд Оренбуржья — как сердца Евразии.Однако популярность Оренбургу принес скандальный танец «Пчелки» одного из детских танцевальных коллективов

Подводя итоги можно сказать, что несмотря на ряд очень острых социальных проблем, обстановка в области достаточно стабильна. Оппозицияне представляет для губернатора серьезной угрозы. Также, как и в прошлом году, ситуация в областиопределяется федеральным трендом: поддержкой В.Путина.

 

Февраль 22, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Февраль, 2015)

В   Оренбурге  началась подготовка  к выборам городского совета, которые  состоятся в сентябре 2015г. Модель, предложенная Законодательным собранием области, предполагает избрание депутатов городского совета по  смешанной избирательной системе. Из 40 депутатов  20 будут избраны по партийным спискам, остальные по мажоритарным округам. По закону принятому Заксобом 6 ноября 2014г.  в Оренбурге сохраняется та модель, которая уже была реализована в  2010г. Из состава депутатов городского Совета избирался  Председатель городского Совета, который  одновременно становился Главой города. Им  в 2010г. был избран Ю. Мищеряков ( 1946г.р) , который перед этим более 14 лет являлся бессменным Главой города Оренбурга . Тогда же в 2010г. был  назначен, с учетом мнения Ю. Мищерякова,  и Глава администрации  Оренбурга  Е.С.Арапов ( 1971г.р.). Как и в большинстве городов противоречия между главой города и главой администрации в связи с распределением сфер влияния имели место на протяжении всех прошедших лет, но они не носили публичного характера. Ю. Мищеряков на протяжении прошедших лет имел устойчивый рейтинг у населения города  выше 50% . За прошедшие годы существенно вырос  и рейтинг Главы администрации Е. Арапова, сосредоточившего в своих руках финансы и всю хозяйственную деятельность.  Е. Арапов  «вырастил» свой рейтинг  у населения  до 50%

На очередное Законодательное собрание области выносятся поправки в Закон Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области». В соответствии с этими поправками должности Главы города и Главы администрации совмещаются. Причем решение о том,  кто будет выдвинут на должность Главы города, будет принимать конкурсная комиссия,  половину участников которой назначает Губернатор. Очевидно, что в  сегодняшних условиях для такого  выдвижения предпочтительные шансы у Е.Арапова. Во-первых потому, что он приобрел неплохой опыт по руководству городом за прошедшее время. Во-вторых потому, что  он молод. В третьих,  у него неплохие связи и в правительстве области, и в региональном  руководстве партии «Единая Россия», и в бизнес элите города. Губернатору области Ю. Бергу легче будет обеспечивать управляемость главы, в случае, если им будет избран (практически назначен) Е.Арапов.

Плюс этой модели формирования городской власти — облегчается управляемость муниципалитетом  со стороны Губернатора и Правительства  ситуацией в городе, когда нужно  будет по возможности  сохранять социальную и политическую стабильность.

Однако при этой модели  реальная  ответственность за ситуацию возлагается на Губернатора. В условиях разворачивающегося кризиса  риски кадровых решений Губернатора  по руководителям муниципалитетов существенно возрастают.

  В ходе реализации этой модели  может пострадать эффективность управления городом. Так как принятие решений зависит не от Главы муниципалитета, а от позиций власти регионального уровня.  Следовательно,  руководитель города ориентируется не на позиции населения, а на позицию Губернатора. И поэтому быстро и эффективно  решать городские вопросы  и иметь при этом поддержку жителей будет сложнее.  Уже сейчас глава администрации города Е.Арапов столкнулся с весьма сложными проблемами, успешное решение которых зависит как от населения , так и от конструктивного взаимодействия с федеральной и региональной властью.

  По данным социологических опросов , проведенных нашим социологическим центром (СЦОМ) в 2014г. 66% жителей  Оренбурга  по-прежнему волнуют цены на ЖКХ , для 57% остается актуальной проблема качества дорожного строительства. Очень острой проблемой для 54% жителей остается качество медицинского обслуживания.

Кроме того снижается уровень жизни населения. В ходе проведенного нашим центром социологического опроса мы перелагали жителям города оценить свое материальное положение: к  бедным можно было  отнести тех жителей Оренбурга, которые едва сводят концы с концами,  и тех,  у  кого  денег  не  хватает на самое необходимое. Это 33% жителей Оренбурга на август 2014г. Любопытно, что по данным этого же опроса 75% жителей Оренбурга осознавали  себя счастливыми людьми. Однако в январе 2015г. ситуация обострилась. И по данным социологического опроса, проведенного Департаментом социологии Финансового университета при Правительстве РФ, малоимущие в Оренбурге  составили 48%  жителей города. Однако при этом  Оренбург оказался седьмым из 35 городов, то есть вошел в первую десятку наиболее благополучных города по уровню бедности.

Можно сделать вывод о том, что в Оренбурге пока сохраняется политическая и социальная стабильность. Однако к лету,  учитывая экономическую ситуацию в России, области  и городе избирательная кампания по выборам в городской Совет может сопровождаться ростом протестных настроений. Впрочем, эти настроения вряд ли будут представлять серьезную опасность для действующей власти.