Бочаров Михаил Петрович

Доктор социологических наук, публицист. Заместитель генерального директора Института региональных проблем. Профессор кафедры общественных коммуникаций и рекламы Академии труда и социальных отношений

 

 

 

Комментарии эксперта:

Июль 31, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2018)

О мэрах городов у нас вспоминают либо, когда приходит время выборов, либо в связи с конфликтами с действующими губернаторами. В сентябре состоятся выборы ряда мэров крупных городов, соответственно в июне/июле начинается выборная кампания.

Как правило, это наилучший момент поставить вопрос о выборности мэров и назначении сити-менеджеров. Данная выборная кампания идет под влиянием яркого примера мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который, будучи избран прямыми выборами, был лишён всех полномочий с назначением сити-менеджера. И его демарш с досрочной отставкой с поста главы города — это выстраданный протест против сити-менеджерства.

Если взять оставшиеся островки прямых выборов, то у нас сначала выбирают мэра прямым голосованием, а потом депутаты утверждают сити-менеджера, которого, как правило, представляет власть. Практически во всех регионах депутаты — представители партии власти, и сити-менеджер, хочет он того или нет, вынужден соглашаться с теми «уставами», которые приняты на данной территории. Отсюда получаем в регионах двоевластие.

Такая система вредна для решения региональных проблем с точки зрения проявления инициативы. Сити-менеджер, которого назначает власть, считает главным вовремя отчитаться и доложить власти, какой он «хороший человек команды губернатора». А проблемы региона уходят на второй план. Такой начальник всегда беспрекословно будет выполнять распоряжения вышестоящего руководства. Пример — Подмосковье. Андрей Воробьев, придя к власти, преобразовал систему управления регионом в городские округа и поставил там своих людей и сити-менеджеров. В результате у сити-менеджеров были отобраны все финансовые инструменты, и власть городов была полностью лишена возможности действовать. Отсюда все беды, вплоть до подмосковных свалочных полигонов.

Во всех областных центрах, где стоят такие «мэры», ситуация катастрофическая. Волгоград: дороги разбиты, здания обветшалые (несмотря на строительство инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу). Не забудем отметить и коррупционную составляющую, которая, к сожалению, проявилась с началом практики сити-менеджерства. Хотя при появлении этого института его создатели утверждали, что он вводится, чтобы уменьшить коррупцию и отсечь криминал от власти. В итоге с момента появления сити-менеджерства количество возбужденных уголовных дел и случаев заключения под стражу городских чиновников выросло в разы. Это говорит о том, что сити-менеджер подотчетен только вертикали власти, и при хорошем отношении со своим начальником он на своей территории может творить всё, что угодно, не считаясь с местным самоуправлением и самим населением.

После отмены прямых выборов мэра Екатеринбурга в России осталось всего несколько крупных городов, где жители по-прежнему могу выбирать себе градоначальников. Однако и в них выборы редко оказываются конкурентными: в большинстве руководят представители «Единой России», а в некоторых мэры не менялись больше 10 лет.

Массово отказываться от прямых выборов мэра российские регионы стали после реформы местного самоуправления 2014 года. Она позволила регионам самостоятельно определять, каким образом они избирают глав муниципальных образований — напрямую голосованием жителей или голосованием в представительных органах власти.

По итогам этой реформы в России осталось всего несколько административных центров, где выборы мэров сохранились. Однако в последующие годы во многих из них прямое голосование отменили.

Так, в Петрозаводске депутатам удалось преодолеть вето оппозиционного мэра от «Яблока» Галины Ширшиной и отменить выборы главы города в 2015 году. В Воронеже прямые выборы отменили по инициативе местных единороссов в 2016 году. Отменили прямые выборы и в Иркутске — там оспорить это решение безуспешно пыталось региональное отделение КПРФ.

В Москве — городе федерального значения — мэр имеет статус губернатора. После того, как в 2004 году заработал порядок, по которому глав регионов по представлению президента утверждали местные законодательные органы, выборы столичного мэра не проводились вплоть до 2013 года.

На первых за 10 лет прямых выборах в столице главным соперником действующего мэра Сергея Собянина стал оппозиционер Алексей Навальный. Он смог зарегистрироваться кандидатом после того, как с помощью Собянина преодолел «муниципальный фильтр» и заручился необходимой поддержкой московских муниципальных депутатов. Собянин в итоге одержал победу в первом туре при явке 32,03%, получив 51,37%. Навальный набрал 27,24% голосов. Оппозиционер обвинил Собянина в фальсификациях, которые, с его точки зрения, позволили мэру избежать второго тура. Он обжаловал итоги выборов, однако суд не признал их законными.

Ближайшие выборы мэра Москвы пройдут в сентябре 2018 года. Но оппозиция в этот раз на них представлена не будет, так как зачищена «муниципальным фильтром» «Единой России». Муниципальные депутаты в этот раз под страхом исключения из партии свои голоса никому чужому не отдали. Депутаты Мосгордумы приняли внесенный мэром Москвы Сергеем Собяниным законопроект о возможности создания избирательных участков за пределами столицы. Власти Москвы планируют организовать загородные участки на транспортно-пересадочных узлах и в крупных садовых некоммерческих товариществах, поскольку, как пояснил инициативу Собянин, выборы пройдут в дачное время. Участки могут появиться в шести близлежащих к столице регионах: Московской, Калужской, Тверской, Тульской, Владимирской и Ярославской областях. Представители регионов отметили, что готовы помочь Москве с выборами на своей территории. Действующий мэр уже начал свою кампанию на ТВ, радио, в социальных сетях. Он выступает как крепкий хозяйственник, который много делает для города, но с москвичами не советуется.  Портал «Активный гражданин» не обсуждает ключевые для жителей города вопросы.

В Санкт-Петербурге должность главы города занимает губернатор, который избирается сроком на пять лет. Последние выборы состоялись в 2014 году, победу на них одержал врио главы города Георгий Полтавченко при явке в 39,13%. Он набрал 79,3% голосов, второе место с результатом 9,37% заняла представитель КПРФ Ирина Иванова. Оппозиционные кандидаты Оксана Дмитриева («Справедливая Россия») и Анатолий Голов («Яблоко») не смогли пройти муниципальный фильтр. Полтавченко работает как член команды президента. По слухам, он много раз собирался уйти, но остается на своем посту и в июле был тепло принят президентом.

После присоединения Крыма в 2014 году, Сергей Меняйло несколько лет руководил Севастополем. В 2016 году он подал в отставку, и вскоре после этого заксобрание приняло закон о прямых выборах главы города. В Севастополе выдвигаться в губернаторы по закону можно только от политических партий, имеющих право участвовать в выборах. На первых прямых выборах в сентябре 2017 года с результатом 71,05% одержал победу врио губернатора Дмитрий Овсянников («Единая Россия»). Его ближайший преследователь Роман Кияшко из КПРФ набрал 16,42% голосов. Явка избирателей составила 34,2%.

Единоросс Илья Середюк шел на выборы в градоначальники Кемерово, которые состоялись в единый день голосования в сентябрь 2016 года, уже в статусе врио главы города. Досрочные выборы потребовались после того, как предыдущий мэр Валерий Ермаков подал в отставку «в связи с выходом на заслуженный отдых». Кандидатуру Середюка поддержал тогдашний губернатор Аман Тулеев, у которого тот работал заместителем. За Середюка проголосовали 78,8% избирателей при чрезвычайно высокой для выборов на местном уровне явке в 80,9%. В начале апреля Середюка раскритиковал президент, который прибыл в Кемерово после пожара в торговом центре «Зимняя вишня». Путин отчитал мэра за то, что в ТЦ не проводились необходимые проверки. Через несколько дней после визита Путина произошла отставка Тулеева, который руководил регионом 18 лет. Середюк свой пост на данный момент сохраняет.

Николай Булакин («Единая Россия») руководит столицей Хакасии Абаканом больше 20 лет. Первый раз он был избран главой администрации города в 1995 году и затем был переизбран четыре раза — последний раз в 2013 году. На последних выборах он победил с результатом в 81,79% голосов при явке в 33,23%. За время работы на посту главы города Булакин успел стать подследственным уголовного дела о халатности и превышении полномочий. Прокуратура утверждала, что глава Абакана назначил чиновникам мэрии незаконные надбавки, однако Верховный суд никаких нарушений не обнаружил. Дело Булакина дважды закрывали. Сначала это сделало республиканское следствие, однако расследование возобновил федеральный СКР. В 2013 году дело было окончательно закрыто.

Выборы мэра Новосибирска в 2014 году сенсационно выиграл кандидат от КПРФ Анатолий Локоть. Коммунист стал единым кандидатом от оппозиции на выборах. Его поддержали «Народный Альянс» (так на тот момент называлась партия Алексея Навального), «Яблоко», «Гражданская платформа» и другие партии. Кроме того, в пользу Локтя снялись несколько кандидатов — в том числе депутат Госдумы Илья Пономарев. Локоть на досрочных выборах мэра набрал 43,75% голосов. Его ближайший соперник единоросс Владимир Знатков, который шел на выборы в статусе исполняющего обязанности мэра, набрал 39,57 %. Явка на выборах составила 32,59%. За время работы на посту мэра Локоть успел поссориться с оппозиционерами, которые поддержали его на выборах. Например, в 2015 году он заявил, что «Демократическая коалиция», которая планировала участвовать в выборах новосибирского заксобрания, финансируется конгрессом США и планирует устроить «оранжевую революцию». После этого высказывания Навальный и местное отделение партии ПАРНАС подали иск о защите чести и деловой репутации, однако суд его отклонил.