АвгустАвгуст Алёна Борисовна

Политтехнолог, специалист по связям с общественностью

 

 

 

Комментарии эксперта:

31 марта, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021)

Быть мэром в год пандемической реальности и в год больших выборов — не самая завидная доля.  Пандемия влияет не только на физиологическое, но и на психологическое состояние людей. Врачи совершенно четко заявляют, что переболевшие буквально впадают в депрессию, а она, как мы знаем очень коварная штука. По оценкам психологов, полгода депрессии дают о себе знать ещё полтора года. А мировой эпидемиологический кризис длится практически год и, надо понимать, что быстро из него не выйти. 

Поэтому крайне важным становится умение, о котором я всегда говорю — четко подбирать слова, уметь коммуницировать. От этого в ситуации, когда настроение на грани, зависит восприятие обществом происходящих событий.

К сожалению, многие российские мэры, да и другие чиновники, отличаются не особой аккуратностью в словах и выражениях, что нередко приводит к большим проблемам.

А сейчас нужно быть особенно трепетным к подбору слов. Нужно быть особенно тщательным в подборе инструментов коммуникации. 

Кроме того, в этот выборный год нужно ждать сюрпризов от всех политических акторов. Потому что все, кому не лень будут костерить власть на все лады. А власть – это, в том числе и  мэр, и ему будет за все «прилетать». Причём, это в большей степени будет сложностью для мэров-новичков.

А мэры-новички далеко не все готовы оправдываться и чувствовать себя виноватыми за то, в чем они не участвовали, отвечать за дела предшественников. Мэры-«старички», в свою очередь, поопытнее, им легче. Но и для них такой год — тоже очень серьёзное испытание, ведь за годы управленческой деятельности они сами накопили много косяков.

Опять же: нужно быть аккуратнее в предпринимаемых шагах и заранее объяснять их людям, правильно подбирая слова. Мы понимаем, что население у нас эмоциональное, а в год выборов все эмоции и чувствительность обостряются. Поэтому коммуникации становятся чуть ли не главным оружием в работе.

Буквально вчера завершились выборы мэра Якутска. Выиграл с достаточно хорошим результатом кандидат от партии власти. Но мы видим, что на втором месте – представитель Справедливой России, журналист, вдруг захотевший стать мэром, без опыта. Это показывает, что выборы политизированные, выигрывать на них было не просто, но Григорьев, представитель Единой России – смог, на большой личной вовлечённости в кампанию, в свое дело. 

Сейчас ещё многим мэрам придётся тянуть на себе и ситуацию, доставшуюся в «наследство», и даже партию. Например,  в Уфе, новый мэр Сергей Греков, достаточно успешный, которому сейчас приходится разгребать дела предшественников, принимать многие непопулярные решения. При этом он очень открытый, даже очень демократичный, поддерживает диалог с людьми. Сейчас возглавил местное отделение Единой России, потому что в Уфе выборы, и, как правило, здесь они всегда сложные. Местные выборы совпали с большими выборами – в Госдуму. И мэру придётся разбираться со всем негативом, который в такой ситуации обязательно «всплывет». 

Мэры-оппозиционеры, которых у нас не так много, тоже сейчас переживут не самый радужный период: ведь именно они будут препятствием для выигрыша оппозиционных сил.  В период нахождения на своём посту они и олицетворяют власть. И если оппозиция у нас всегда выигрывает на постулате о том, что «власть плохая, не сделала то, или это», теперь критики оказываются перед дилеммой — ругать своего или не критиковать эту власть.

Но к власти всегда, традиционно, есть претензии, всегда будут вопросы. 

Моя позиция очень четкая — мэр не должен быть лицом политическим. Мэр — это завхоз. У него все в городе должно работать, трубы не должны течь, дома должны блестеть, все должно работать по закону, и люди должны быть счастливы. Счастливы именно от того, что в том городе, где они живут, им комфортно. Мэр должен на одном языке с жителями разговаривать, правильно, достоверно, своевременно обо всем сообщать, вовлекать население в решение вопроса развития городов – это единственная возможная политика. Тогда всем нам будет счастье. Как только это превращается в политику другую, политическую критику губернатора, президента, партий, сталкивания их лбами – вопрос ремонта труб перестаёт решаться – некогда! Некоторые мэры сами загоняют себя в ловушку политики, изрядно хайпуя на этих вопросах, но не становясь хозяйственниками. Вопросы не решаются, накапливаются, градус недовольства растёт, все это принимает политический окрас, а политика, по мнению многих людей, — дело слишком грязное, чтобы считать кого-то в ней хорошим. 

 

25 февраля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2021)

Первый критерий эффективности губернаторов – доверие людей к власти. Почему он так важен? Потому что, как мы видим, доверие к власти, хоть и является достаточно эмоциональной характеристикой, но влияет на очень многие важные вещи, превращаясь в учётные показатели.

В тех регионах, где доверие к власти есть, люди лучше соблюдают даже антиковидные меры, о которых говорят им губернаторы. В таких регионах спокойнее воспринимают разного рода ограничения, понимая их важность и считая это заботой, а не наказанием.

В тех регионах, где такой характеристики, как доверие, нет, там и с такой категорией, как понимание – плохо. Потому что доверие выходит на первый план, и уже в зависимости от его степени директивы, предложения власти воспринимаются в плюс или в минус.

Хотелось бы обратить внимание на то, что ценность доверия всё больше возрастает, особенно в связи с тем, что 2021-й – год больших выборов. От того, насколько выстроены отношения власти и граждан, будет зависеть, превратятся ли выборы в каких-то регионах в демонстрацию протеста, или же это будет кампания политической конкуренции, а не протестных войн, кампания, которая в результате приведёт к избранию работоспособных депутатов.

Это очень важно, потому что предстоит пора не слишком популярных решений. Никто не отменял кризиса, в котором нам довольно долгое время придётся жить, как и всему миру. Поэтому слаженность действий становится крайне важной характеристикой. Хочется надеяться, что губернаторы, облечённые доверием своих граждан, поймут, что одной из возможных выигрышных стратегий станет стратегия команды.

Мы знаем, что в некоторых регионах довольно долго отмечались разного рода конфликты, недоговорённости, интриги, любое решение принималось очень долго. В результате обычные люди не получали благ и преференций, которые могли бы получить. Там, где работа была командной и шла слаженно, проекты взлетали, федеральные деньги тратились правильно, в результате Федерация была готова давать этим регионам ещё больше.

В этот выборный год напряжение от отсутствия слаженности может вырасти ещё больше. На примере некоторых регионов видно, как в ситуации отсутствия команды бывает сложно принять решение. Каждое заседание региональных парламентов превращается в серию скетчей и клоунад. Хотелось бы, чтобы Госдума была работоспособной. Довольно сложно настроить её работу сразу, ожидается, что придут новые партии и люди, не у всех есть опыт, а мнение о том, что «я стану депутатом и сразу всему научусь» – ошибочно.

Общество желает видеть профессиональных депутатов, людей, которым не надо с нуля читать законы, не надо объяснять, как их писать.

Поэтому губернаторам будет нелегко, год выборов обостряет все возможные противоречия и поднимает весь ил со дна. Сейчас им, конечно, нужно обеспечить прозрачность процедуры выборов, это – самое главное, потому что никому не нужны истории, сравнимые, хоть в какой-то степени, с историями 2011-2012-го года. Волна тех протестов рассосалась, но мы видим, что наши внешние «партнёры» делают всё, чтобы снова эту волну поднять. Подросло новое поколение, для которых то время так же далеко, как наполеоновские войны, и у внешних сил есть надежда на то, что при необходимом напоре напряжения можно сконцентрироваться и устроить не совсем мирные «тусовочки». А на такие мероприятия отвлекаются и средства бюджета, и силы правопорядка, что не совсем правильно.

Губернаторам стоит быть готовыми и к тому, что наверняка не так легко будут отдавать свои привилегии те, кто посчитал свой депутатский статус вечным.

Для некоторых людей статус важнее результата, и далеко не все понимают, что действительно нужно обновлять состав Госдумы. Хотя это желание людей – абсолютно нормальный процесс. Но многие ещё будут портить нервы губернаторам, доказывая, что они нужнее всего, и считая, что губернаторы должны в этот процесс вмешаться. Хотя те отвечают за порядок, баланс и благополучие на территории, а не за чьи-то места в списке. Эта задача довольна сложная, губернаторы оказываются в девятом круге ада, когда их начинают дёргать со всех сторон. В этой ситуации им ещё и нужно сохранять равновесие, спокойствие, работоспособность, продолжать выстраивать отношения с федеральным центром в части реализации национальных проектов, получения дополнительного финансирования.

Да, губернатором быть непросто, но надеюсь, что среди них останутся самые лучшие люди.

Новосибирская область успешно снимает оковы коронакризиса и зарабатывает симпатии населения новыми долгожданными решениями. На фоне постепенного снижения эпидемиологических ограничений губернатор области Андрей Травников смог существенно оживить и приподнять общественные настроения, сделав шаг навстречу давним и вечным желаниям людей — сократив в конце февраля число чиновников.

Позитивно воспринято и распоряжение губернатора по созданию в регионе нового драматического театра, давно ожидаемое областью.

В целом, за исключением ряда традиционных замечаний к губернаторам, новый год Травников начинает на позитивной ноте.

Наблюдатели отмечают его серьезную вовлечённость в проблемы социального обеспечения жителей НСО и качественного оказания медицинских услуг. Травников лично участвует в разрешении проблем с поставками некоторых жизненно важных медикаментов, бесперебойные поставки которых особо необходимы во время пандемии. Во время перебоев с наличием дексаметозона, гормонального средства, губернатор оперативно работал с местным Минпромторгом, чтобы эту проблему решить.

Заметным достижением, которые также обсуждается сегодня в НСО, стало сокращение затрат при строительстве школ на целых 30%. Это очень серьезная выгода, и как обещает губернатор — ухудшение качества зданий от этого не произойдёт.

 

27 августа, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)

Самое главное испытание и самая главная проблема этого лета (и этого года), которую пришлось пережить губернаторам – испытание пандемией. К ней никто не был готов, пришлось работать с колес, не имея четких инструкций. Но и с момента прохождения плато угроза эпидемии не отступила, сейчас муссируется возможность второй волны, прогнозируют рост заболеваемости – так что испытание ни для общества, ни для губернаторов не закончилось.

Другим, определяющим деятельность губернаторов моментом, стало определение KPI по итогам голосования по поправкам в Конституцию. Важно было выполнить и волю федерального центра, и миссию донесения смысла поправок до каждого, организовать референдум максимально эффективно и максимально прозрачно в условиях все той же пандемии. Большинству удалось справиться с этими задачами. Но в ряде регионов главы получили протестное голосование – это повод задуматься — насколько они управляют внутренней политикой. Не с точки зрения навязывания чьего-то мнения, а умения чувствовать информационное поле, настроения людей. Здесь можно было сделать для себя хорошие выводы о том, как более чётко, тонко выстраивать коммуникацию с различными категориями людей. Это очень важное, особенно сейчас, качество для губернатора – понимать, что за словом «население» стоит куда большее количество различных социальных групп, чем количество букв, из которого это слово состоит. Мы говорим, что детям и родителям сложно понять друг друга, но сейчас и взрослым в одной возрастной категории часто это сложно, и молодежи. Губернатору важно понимать — какие настроения зреют в каждой социальной группе, получают ли эти группы информационный сигнал, и на каком языке с ними разговаривать. Коммуникации – сейчас главный тест для каждого руководителя региона: миром правит информация. Может быть построено 500 млн километров дорог — об этом никто не узнает, если вы об этом правильным языком, по правильным каналам не рассказали. Не дойдет до слушателя-читателя информация, постоянно преподносимая формальным, канцелярским языком языком – от такой подачи будет только отторжение.

Для многих губернаторов лето также проходит под знаком выборов – помимо избрания глав субъектов федерации, выбираются новые составы Законодательных собраний, муниципалитетов и городских Дум – и опять же все это на фоне тревожных из-за возможного возвращения пандемии, онлайн-обучения и прочих превратностей «эры ковида» — настроений. И эти слегка панические состояния людей напрямую отражается на их электоральном поведении (и не всегда продуктивно): то ли проголосовать против всего (чтобы хоть какое-то действие произвести), то ли вообще не пойти на выборы. Даже в отсутствии жестких норм по явке избирателей избранным руководителям, безусловно, хотелось бы подтвердить легитимность выборов с помощью как можно большего числа участников волеизъявления. Не менее важно, чтобы и Дума, и Законодательное собрание выбиралось не меньшинством – ведь потом 5 лет работать избранным депутатам. И здесь снова перед губернатором стоит задача – донести до людей сигнал, причем для каждой аудитории по-своему.

В этом году акторами на выборах стали не только давно известные, но и порядком позабытые партии, но также и новые партийные структуры типа партии писателя Захара Прилепина, Партии прямой демократии (т. н. «партии танчиков»), и политического прочтения сетевиков из Faberlik — «Новые люди». Люди обычные от такого разнообразия слегка теряются. А губернаторы на всем этом фоне наделены еще одной важной миссией: большинство из них в этом году смело стали секретарями региональных отделений партии власти – и рискуют принять на себя все стрелы, летящие в сторону Единой России. Даже самые успешные губернаторы, таким образом, находятся под ударом: и ЕР влияет на их личные результаты, и они сами должны влиять на результаты ЕР.

Поэтому ситуация во многих регионах довольно сложная, особенно там, где идут многоуровневые кампании: выборы и губернатора, и гордумы, и заксобрание, и в муниципалитеты – и все это раз в пять лет. И можно себе только представить – как избиратель будет разбираться в этом ворохе бюллетеней! Выбор избыточный. В этом море агитации подчас архисложно разобраться. И губернаторам сейчас сложно – ведь для них важны все результаты выборов, а не только свои.

Если приводить конкретику – среди «жарких» регионов можно отметить Иркутскую область –там неплохо показывают себя оппоненты врио губернатора. Довольно скучненько на Камчатке, где бодро вышедшие вначале кандидаты к финалу кампании куда-то разбежались, а часть кандидатов условно-технические. В Ростовской области, где ожидалась «рубка», политическая «жара» переросла в жару обычную — климатическую. Все смотрят на Коми и Архангельск, но и там не видно ожидаемой драки. В Архангельске улеглись страсти в связи со снятием с актуальной повестки вопроса об объединении с НАО. Коми – выбор без выбора. Пермь: врио губернатора Махонин пытается стать своим и для людей, и для элит, но ни та, ни другая стороны пока не признала его таковым однозначно — «дак это ж Пермь». Однако так как альтернативы Махонину к данному моменту среди кандидатов не осталось – выборы состоятся, и какой-то технически легитимный результат будет. Настоящие трудности будут ожидать Махонина после.

В общем – губернаторство – это не синекура. Хорошо бы, чтобы губернаторы сохраняли боевой настрой, который они выработали, сражаясь с превратностями и решая задачи этого года, потому что дальше – легче не будет. Губернаторам всегда надо быть готовыми к любому повороту событий, и самое важное сейчас – научиться открыто и четко, без манипуляций и фальши коммуницировать с людьми, четко чувствовать поводы для переживания, слышать и давать ответ ровно в той психологической тональности и по тем данным, которые люди хотят слышать. Ответом общества будут адекватные решения, в том числе и электоральные. Искренность сегодня ценится очень высоко.

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Должность мэра традиционно непростая, но в последние месяцы градоначальники и вовсе оказались (как и все мы) в неожиданной для себя эпидемиологической ситуации. И если для кого-то этот период стал просто «вирусным», то для градоначальников  время переживания пандемии – ещё и проверка на управленческую и организационную прочность. Ведь никаких особых алгоритмов взаимодействия и управления городским хозяйством в этой ситуации ни у кого не было. Чиновники, как известно, в большинстве своём привыкли жить по инструкции. Поэтому в экстренной ситуации высветились и пригодность, и их способности.

Вели они себя по-разному. Кто-то спрятался «в домике» и надеялся на других, кто разъяснит, что же на самом деле происходит, и что делать. Между тем, простым людям, жителям в такой ситуации очень важно и необходимо получать со стороны власти правду и чёткие разъяснения – чего бояться, что делать, что не делать, чего ждать дальше, будет работа или не будет, как дальше жить. 

В то время, когда некоторые отмалчивались, немногочисленные представители мэрского корпуса ежедневно выкладывали в социальных сетях оперативную информацию. Это абсолютно правильный сегодня и нормальный способ общения, обратной связи с людьми. Мэры создавали посты, в которых приводили статистику развития заболевания, рассказывали о предпринимаемых мерах, давали советы, что необходимо в этой связи предпринимать горожанам. Чиновникам нельзя забывать, что люди оказались в психологическом состоянии ребёнка – им остро нужен был ответственный человек, который понимает и заботится о них. Именно тогда можно получить от горожан адекватную реакцию и на введение карантина и других ограничений. 

Конечно, в служебных обязанностях мэров этот неформальный подход не прописан, но именно он становится ключом к сердцу горожан. Что значит мэр в представлении российского человека? Это не просто какая-то чиновничья единица, это – человек, который отвечает за город. И тот мэр, который действительно не оставил своих, в общем-то, соседей в информационном вакууме, думаю, в этой ситуации нарастил себе рейтинг доверия, люди сейчас будут верить многим его словам и решениям, даже не относящимся к коронавирусу. Такой мэр вправе рассчитывать на усиление общественной поддержки, управление общественным мнением.

К сожалению, таких мэров оказалось немного. Сразу приходит на ум пример градоначальника небольшого города в Иркутской области – Саянска – Олега Боровского, который разрешил малому бизнесу не прекращать работу во время пандемии. Вроде бы, он выступил против основной линии, но, с другой стороны, действовал по обстоятельствам, учитывал местные показатели,  попытался не допустить кризисной ситуации в экономике. Алгоритмов не было никаких!  Надо было реагировать.

Ну, и дальше расслабляться мэрам не приходится. Принятые поправки в Конституцию закрепили во многом уже сложившееся и изменившееся с 1993 года положение вещей. Признан статус публичности мэров. Замечательно, что, согласно актуализированному Основному закону, чётко обозначается невозможность требования от муниципалитета исполнения каких-то программ,  если они не были профинансированы. То есть, говорить о том что «мэр – плохой», не выделив ему денег на, например, ремонт дороги, не получится

Возможно, система всех финансовых трансфертов будет это учитывать, и в таком случае есть надежда, что соответствующее планирование приведёт к более разумному расходованию средств российского бюджета.

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Одна из тенденций уходящего года – губернаторы всё чаще берут на себя бразды правления местными отделениями «Единой России». И неспроста. Для кого-то это будет серьёзным сигналом задуматься, каков его рейтинг, как его высказывания и действия влияют на личные позиции и позиции власти в целом, а также на рейтинг партии. Кто-то сделает вывод о необходимости быть более внимательным к слову и делу, а кто-то начнёт разработку и реализацию новых программ, которые пойдут на пользу региону.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на реализацию в регионах национальных проектов. Действительно, никого из жителей в любой точке России не особо волнует, как достигаются прорывные результаты. Глядя на новую дорогу перед домом, житель не думает в первую очередь, да и часто вообще не задумывается, какие усилия пришлось приложить для этого организаторам, различным чиновникам, исполнителям для того, чтобы эта дорога появилась. Обывателя волнует только результат, а как нормальный россиянин, он ещё и найдёт, к чему придраться. Да, мы считаем, что все вокруг работают меньше нас.

Также это происходит потому, что власть практически никогда не доносит до людей, из чего строится её работа. А работа любого чиновника достаточно скучна, нервна  и неприятна: потому что ты вынужден бороться с сопротивлением людей, вынужден выбивать деньги, заниматься скучными длинными документами и закорючками – и вот потом есть дорога, но она мало кого радует, потому что многие считают, что она должна была появиться по мановению волшебной палочки.

Поэтому региональной власти стоит задуматься о том, что реализация нацпроектов, в числе прочего, должна сопровождаться хорошей кампанией по их освещению, начиная  с планирования какого-то объекта, освещения работы на всех этапах и результатов проекта. Это даст самое главное – вовлечение людей. Жители региона смогут почувствовать себя соучастниками общего дела. Надо давать гражданам возможность вносить предложения по ходу проектирования и на этапах реализации, возможность контроля реализации проекта. Это всё очень важно с точки зрения отношения к результатам. Потому что иначе получается, что страна вбухивает огромные деньги, ресурсы и усилия в реализацию национальных проектов, о которых мало кто знает. А раз мало кто знает, то и мало кто будет бережно относиться к тому, что построено, сделано, возникло.

Сейчас, в преддверие нового рывка, Нового года, подводя итоги 2019-го, губернаторам стоит задуматься, какие информационные механизмы будут сопровождать реализацию намеченных в ближайшем будущем нацпроектов. Чтобы люди были не только в курсе – что появилось, но и знали бы, как это всё появляется, почему это появляется, благодаря кому – каким конкретным людям и организациям это появляется.

Власти важно понять: открытость работает на результат и на саму власть. Чиновникам необходимо уходить от вредной старой привычки делать всё где-то там за закрытыми дверями. Нет. Чем больше и подробнее, понятнее, простым языком будут они рассказывать о том, что же все-таки такое национальные проекты, и как нацпроект реализуется на конкретной территории – в городе, посёлке, деревне, конкретной улице, площади – тем ценнее будет результат этих проектов для самих людей, а ведь это очень много значит!  

 

Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)

Деятельность  губернатора Новосибирской области Андрея Травникова местные жители, думаю, уже успели оценить по достоинству: в регионе нет серьезных проблем, последовательно решаются вопросы и преодолеваются трудности, выявленные в ходе избирательных кампаний прошлых лет.

Думаю, не случайно, что по итогам Всероссийского конкурса проектов региональных и муниципальных систем организации школьного питания, (проводит Минпросвещения РФ)  среди лучших по России оказались сразу два проекта из Новосибирской области. В рамках нацпроектов после реконструкции, за который ранее голосовали жители Искитима Новосибирской области, на днях открыты сквер «Юбилейный» и участок прилегающего к нему одноименного проспекта, претерпевший серьезный ремонт.

Здесь очень важно заметить, что жителей в большинстве своем не особо волнует, как достигаются результаты, которые они видят, которыми они могут пользоваться, поэтому губернаторам, в том числе и Травникову надо задумываться о методах широкого освещения того, как реализуются на территориях национальные проекты, сколько усилий реальных чиновников совершенно разного уровня прикладывается для того, чтобы жители могли просто комфортно жить.

Сегодня Травников действует в логике актуальных политических трендов. Один из этих трендов – руководство губернаторами областным отделением партии власти.  Губернаторы, среди которых и Андрей Травников, как первые лица региона сейчас берут на себя такую ответственность. И это неспроста: для кого-то это будет серьезным сигналом задуматься – каков его рейтинг, как его действия и высказывания влияют на позиции партии, внимательнее придется относиться к своей деятельности, к разработке и реализации новых программ, которые действительно пойдут на пользу региону.

Ситуация, заслуживающая особого внимания, — это уникальная конфигурация – так называемый «пакт Травникова-Локтя». Эти договоренности между личностями, а не просто договоренности между партийными структурами, по-прежнему соблюдаются. Поэтому не думаю, что решение возглавить местное отделение ЕР как-то повлияет на данную политическую схему: именно наличие воли, порядочности, профессионализма конкретных личностей держит и эти договоренности в определенных рамках.

 

Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)

Мэр – понятие в сегодняшней политической и хозяйственной практике – довольно сложное. Ну как мы можем сопоставлять, например, мэра Москвы, который по сути своего статуса является губернатором огромного богатого и, наверное, самого политически протестного региона, и мэра Набережных Челнов, да простят меня жители этого прекрасного города: это две большие разницы. Как можно сравнивать мэра в большей степени хозяйственника, как в любом из наших городов, и мэра, отличающегося большей политической активностью, как это, например, происходит в Новосибирске, за выборами которого следили все политические эксперты, потому что это были знаковые выборы.

Мэру Москвы не удалось в этом сезоне устраниться от участия в повестке выборов в Мосгордуму – действия политменеджеров по нагреву протеста вынудили его публично оправдываться в ситуации, которую он, по сути, не создавал. Понятно, что любому мэру комфортнее работать с лояльной думой – тогда решения воплощаются в жизнь, с другой стороны, полезна и дискуссия, если она конструктивна. Впрочем, как мы видим, в Москве Дума получилась в большей степени не влияющая на принятие каких-то решений, так как сохранился баланс лояльных мэру депутатов. А та оппозиция, которая на волне «умного голосования» и не совсем умных кампаний провластных кандидатов прорвалась в Мосгордуму, она, скорее всего, больше будет заниматься борьбой друг с другом, чем борьбой за счастье москвичей. Это уже проявляется, причем в стандартных бытовых ситуациях, когда жители, надеясь, что вот «ура-ура, оппозиция победила злых едроссов», обращаются со своими проблемами – элементарными вопросами по капремонту, застройке, с жалобами на «глухоту» чиновников к той самой оппозиции – в ответ зачастую получают не совсем корректные реакции типа: «мы пришли заниматься политикой, а вот этим вот всем безобразием пусть занимаются муниципальные власти».

Понятно, что любому мэру нужно, чтобы в думе были как минимум адекватные депутаты, как максимум, лояльные к его решениям. Потому, что очень часто складывается ситуация в регионах, когда люди выражают претензии к мэру, а он не всегда может действовать и выполнять решения, так как дума просто их блокирует. Польза от депутатов, избирающихся на волнах популизма, весьма сомнительна. Если взять за яркий пример Мосгордуму, то одна из её новых депутатов на первом же заседании предложила думу распустить, другой заявил о необходимости отставки главы Мосгоризбиркома, спокойно приняв из его рук мандат, полученный на «неудавшихся», по его же словам, выборах. Ну, тут впору сказать – «вы или трусы наденьте, или крестик снимите». Понятно, что в последние годы не желающих ничего делать (а именно этим, к сожалению, чаще занимаются популисты от политики) гораздо больше, чем желающих и умеющих работать.

Любая дума – это инструмент сдержек и противовесов между желаниями и возможностями исполнительной и законодательной власти, желаниями и требованиями жителей, и возможностями бюджета. Работа любой думы — на пересечении трех этих важных магистралей.

Что же касается широко распиаренного в эту кампанию якобы противодействия мэров нескольких городов проведению разного рода протестных акций (протесты у нас становятся модой, чаще вместо того, чтобы что-то решить – идут на протест). Всегда заявить, что ты против, гораздо проще, чем сделать. Для того, чтобы заявить протест, часто требуется лишь умение раскрывать рот, а чтобы что-то сделать, необходимо иметь мозги, средства и желание, а еще умение организовать эту работу. Тем не менее, хотелось бы отметить, что протестная повестка не является для мэров триггером для принятия каких-то решений…. Как и не могут требования протестников отменить действия законов – есть более цивилизованный путь изменения законодательства.

Самое важное, что бы хотелось донести до мэров, вне зависимости от того, насколько велик город, которым приходится управлять – это необходимость установления прозрачных и открытых коммуникаций. Это сложно. Люди все разные – иногда соседям сложно договориться на лестничной клетке. Но необходимо искать общий язык, дискутировать о каких-либо решениях до того, как они приняты, и важно, чтобы это взаимодействие было не «картонным», а подготовленным, действительно живым и прямым….

Сейчас ведутся разговоры о том, чтобы ввести прямые выборы мэров. Наверное, это того стоит. Но тогда властям регионов стоит озаботиться тем, чтобы донести до жителей – а что входит в полномочия мэра, что входит в полномочия думы. Потому что, все-таки, пока наши дорогие сограждане до сих пор во многом не разбираются и разбираться не хотят. И вот этот недостаточный уровень политической культуры становится бумерангом, прилетающим самим жителям. Ведь что такое прямые выборы? Прямые выборы — реальная возможность избрания не того, кто лучше сделает, а того, кто лучше говорит. Но затем выясняется, что «хороший парень не профессия», а хорошо говорить – еще не значит уметь делать. Так что прямые выборы хороши тогда, когда есть определенный уровень политической культуры, знаний. Выбирая сердцем, стоит не забывать думать головой – что даст именно тебе избрание именно этого человека? Все ли, что несут с трибун или, напротив, с манифестаций – является истиной? Уверена, если бы люди чуть больше знали о процедуре сбора и проверки подписей на выборах, большая часть вышедших на улицы Москвы этим летом не вышла бы, потому что разочаровалась бы в своих «гуру» как неспособных выполнить простейшие действия и не наврать при этом.

Это не сакральные знания – это необходимый уровень культуры, важно этим заниматься. Как важно заниматься развитием системы открытых коммуникаций. Мы сейчас во многом получаем фитбэк тому, что несколько лет чиновники и политики не считали нужным говорить с народом – той самой «глубинной» Россией, где люди разные, с разными желаниями и пониманием ситуации. От них во многом закрылись, и теперь часть людей в негативе, часть в раздрае, часть в игноре к власти. А надо всего лишь начать говорить – искренне, открыто обсуждать любые вопросы. Для того, что начать понимать друг друга. Сейчас много коммуникационных площадок, власть должна быть там, надо создавать их еще больше – тут понятия «много» не бывает. И учиться понимать друг друга. Это – самое важное.

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Губернаторский корпус в 2018 году не только обновлялся планово, но и, как показали нам сентябрьские выборы, порою довольно неожиданно. И если первое — запланированная ротация в рамках стратегии обновления кадров, то второе — результат многих факторов и, со своей стороны, фактор, который будет влиять на все последующие оценки работы губернаторского корпуса и результаты последующих выборов.

Таким образом, сегодня среди губернаторов представлены как долгожители (прямо скажем, их все меньше), молодые технократы и опытные профессионалы — новоизбранные и недавно назначенные (это и пришедший из бизнеса Сергей Цивилев, и «человек из Росатома» Валерий Лимаренко), а также «нежданчики» Сергей Фургал, Владимир Сипягин и Валентин Коновалов (причем неожиданной их победа была как для федерального центра, так и для них самих, надо признать).

А значит, при всем стремлении сделать губернаторский корпус командой топ-управленцев по примеру корпорации, мы все же имеем команду довольно разношерстную, с разным опытом управленческим и политическим.

Вызовами для губернаторского корпуса стали как вопросы экономического плана — необходимость развития производств, поддержка предпринимательства, так и смешавшие «привычную карту будня» вопросы пенсионной реформы, повышения тарифов, налоговые нововведения и прочее. И как выясняется, наиболее ценным ресурсом для руководителей регионов становится возможность решать вопросы на самом высоком уровне (умение вести переговоры, личные контакты), так и навыки проектного управления, столь востребованного в современном мире. Надо отметить, что и сами губернаторы — продукт поиска в ситуации кадрового голода, и им приходится выживать в ситуации нехватки кадров не только профессиональных, но и мотивированных, готовых к сложной работе в сложных условиях. А посему системные проекты по раскрутке маховика социальных лифтов по типу конкурсов «Лидеры России» и их региональных реплик — казались очень нужной историей. Страна велика, талантов много, только вот найти их всегда было проблемой, которую и решают данные конкурсы.

 

Февраль 29, 2016 | Национальный Рейтинг Депутатов (№4, февраль 2016)

Шансы на выборах в Государственную Думу для многих кандидатов, даже уже имеющих политический вес и известность — весьма туманны. В текущем сезоне выборы характеризуются множеством факторов — развитие экономического кризиса, отставки губернаторов, уголовные дела в отношении организаторов избирательных кампаний в нескольких регионах, искреннее недопонимание возможными кандидатами и их спонсорами целесообразности статуса депутата Госдумы. По оценкам, просто для статуса уже неинтересно и хлопотно, лоббизм вполне вместим в рамки отношений вне Госдумы, а никакой страховки и особенной защиты сам статус не дает никому. В то же время сам сезон отличается рядом новелл. К примеру, массовые праймериз ЕР,  а праймериз открытого типа практически означают собой дополнительную избирательную кампанию, ужесточение избирательного законодательства в отношении финансов кандидатов и их собственности (кому же хочется расставаться с нажитым непосильным трудом ради довольно проблематичного статуса депутата?), порядка назначения и статуса наблюдателей. Характерно для раннего старта кампаний пересечение повесток парламентских партий и их непарламентских (пока?) конкурентов. Все, так или иначе, играют на поле тем жилищно-коммунального хозяйства, налогов, снижения уровня жизни населения. Мы видим большей частью довольно «разобранное» состояние политического поля, впрочем, с прямой ориентацией его игроков на настроения «свыше», а также вполне обоснованным пониманием, что политический хаос несет в себе опасности для страны (соседняя перманентно майданствующая Украина не дает забыть об этом). 
Во всей этой пока еще неразберихе шансы кандидата стать депутатом ГД зависят от разных уровней решений: одобрения «верхов», возможных договоренностей с региональными элитами и политическими силами, а также готовности и решимости стартовать вовремя и грамотно. В нескольких регионах уже явно видны фальстарты, перешедшие в замедление и переопределение векторов, где-то идет планомерная работа, где-то — тревожная тишина.
Что же касается готовности кандидатов, партий или руководства регионов к возможному сотрудничеству с политтехнологами — ситуация так же очень вариативная. Во-первых, не раз прошедшие кампанию в сотрудничестве с политтехнологами местные кадры иногда считают себя способными реализовать все необходимое своими силами. Во-вторых, при множестве отделений партий уже сформирован некий свой «прайд» технологов, причем не всегда это укладывается в рамки профессиональных оценок, в дело включаются еще и отношенческие моменты, не всегда работающие на качество результата, а где-то самого слова «технолог» продолжают бояться. В-третьих, все чаще складываются ситуации, когда от технолога просят «рецептов». Но выборы предпочитают «готовить» по рецептам технологов своими силами — правда, тогда никто не гарантирует своевременной и верной реакции на изменения условий в ходе самой кампании. На самом деле — и правда, варианты сотрудничества могут быть разными, как разными являются все ситуации и сами кандидаты и технологи.
PR-составляющая, несомненно, важная часть избирательной кампании. Другое дело — как это организуется и каким образом доносится непосредственно до избирателя. Случаи организации или покупки «под выборы» кандидатами и группами медиаресурсов (пачками и холдингами) уже никого не удивляют, но и не обеспечивают моментального результата. В любом случае, начать кампанию вовремя — а значит уже начать — очень важно, учитывая все вышесказанное. У тех, кто «опоздал» шанс все же остается: новая тема, освежающая повестку, очернение конкурентов и включение грубого админресурса. Но последнее работает уже далеко не всегда, а чаще админресурс сложнее выключить, чем включить: он становится хаотичным и саморегулируемым, а значит – малоуправляемым.