Лобойко Дмитрий Александрович
Руководитель центра «Региональные исследования»
Комментарии эксперта:
Октябрь 31, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2024)
Мы становимся свидетелями любопытной институциональной метаморфозы. То, что некогда было политическим институтом с элементами реальной региональной власти, трансформировалось в нечто среднее между территориальным менеджментом и региональными комендатурами.
Особенно примечателен случай с «соплегейтом» губернатора Осипова. В этом, казалось бы, анекдотичном эпизоде, как в капле воды, отражается вся драма современного российского регионального управления. Когда неловкое движение пальцем становится главной федеральной новостью о губернаторе – это диагноз не столько конкретному руководителю, сколько всей системе. Мы наблюдаем удивительную инволюцию медийного образа губернаторства: от «регионального барона» 1990-х через «антикризисного менеджера» нулевых к нынешнему… «серому костюму с KPI».
А в условиях СВО губернаторский корпус оказался в положении, которое я бы назвал «институциональным цугцвангом»: любое самостоятельное движение потенциально ухудшает позицию. При этом система продолжает требовать регулярной ротации кадров – как будто свежая кровь может компенсировать структурные ограничения.
Предстоящие изменения в губернаторском корпусе – от Ростовской области до Коми – выглядят как попытка решить системные проблемы точечными кадровыми решениями.
В этом контексте особенно интересно наблюдать за тем, как региональные руководители пытаются балансировать между требованиями федерального центра, запросами оставшихся местных элит и необходимостью хотя бы создавать видимость самостоятельности. Получается, прямо скажем, не у всех – достаточно посмотреть на кейс Владимира Уйбы в Коми, где мы видим классический пример того, как неспособность выстроить отношения с местными элитами приводит к институциональному тупику.
В сухом остатке мы имеем губернаторский корпус, который парадоксальным образом сочетает в себе предельную зависимость от федерального центра с крайней и постоянно нарастающей уязвимостью перед лицом локальных кризисов.
Случай Вячеслава Федорищева в Самарской области представляет собой классический пример «трансплантации элит» – когда управленец, успешный в одном региональном контексте, перемещается в принципиально иную институциональную среду. И здесь мы наблюдаем интереснейший парадокс: формальные атрибуты власти – от победы на выборах до федеральной поддержки – оказываются недостаточными для эффективного управления.
Фактически пятимесячный период (считая период в должности врио губернатора) руководства региона демонстрирует, что традиционная для России модель «варяга с мандатом центра», кажется, начинает давать системные сбои. Неспособность сформировать кабинет министров – это даже не показатель личной управленческой несостоятельности Федорищева, сколько индикатор исчерпанности самой парадигмы «назначенного варяга».
Особенно примечательно, что даже связка «Дюмин-Ростех» не обеспечивает того уровня административной гравитации, который необходим для консолидации региональных элит. Самарская область с её многослойной системой групп интересов оказалась слишком сложным пазлом для управленческих практик, отточенных в более гомогенной Тульской области.
Показательна и ситуация с некоторыми рынками госторгов региона – мы видим классическую попытку «территориального трансфера» бизнес-интересов, что вполне вписывается в теорию перераспределения региональных ресурсов при смене губернатора. Там, где нет готовых «правильных бизнесов», его команда тяготеет к огосударствлению через избыточную поддержку государственных и муниципальных учреждений.
На данном этапе можно констатировать: Федорищев столкнулся с феноменом, который я бы назвал «институциональной несовместимостью». И пока нет признаков того, что он нашёл способ её преодолеть. Но у него ещё точно есть время. Его предшественник Дмитрий Азаров после своих последних выигранных выборов не мог сформировать кабинет министров десять месяцев. И только потом был отправлен в отставку.
Сентябрь 26, 2024 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2024)
Этот сентябрь стал знаковым для российской региональной политики. Мы наблюдали масштабное обновление органов местного самоуправления: выборы городских парламентов прошли в 21 столице субъектов РФ, а также в муниципальные советы Санкт-Петербурга. И в большинстве этих регионов вслед за выборами депутатов ожидается процедура избрания мэров, но уже не прямым голосованием граждан, а решением новоизбранных депутатов.
Интересно, что прямые выборы мэров всё же состоялись, но лишь в двух небольших городах – Абакане (Республика Хакасия) и Анадыре (Чукотский автономный округ). Федеральный центр по-прежнему допускает вариативность в избирательных моделях, но лишь там, где это не несет никаких политических рисков.
Наблюдаемая тенденция к наращиванию темпов обновления (или срочного продления полномочий) городского руководства по всей стране идет рука об руку с аналогичными процессами на уровне губернаторов. Увеличение числа регионов, в которых в этом году выбирали губернаторов, свидетельствует о стремлении к стабилизации и укреплению вертикали власти. Мы наблюдаем попытку «заморозки» текущего кадрового состава региональных лидеров. Это может быть связано с подготовкой к возможным будущим вызовам или периоду нестабильности. Такой подход дает вертикали власти ощущение большей управляемости и контроля над ситуацией в регионах.
Однако назначенческая модель, особенно крупных городов, имеет свои подводные камни. В условиях профицитного бюджета она может казаться привлекательной, так как изолирует систему от влияния избирателей и политических оппонентов. Но в ситуации нарастающего дефицита ресурсов на местном уровне, эта «полная управляемость» оборачивается «полной ответственностью» за любые проблемы и промахи.
В такой модели становится невозможным «размазать ответственность» тонким слоем по широкому политическому пространству или списать неэффективность на неправильный выбор избирателей. В погоне за управляемостью система на местах становится более жесткой и одновременно… более хрупкой.
Предстоящие годы, вероятно, станут серьезным испытанием для этой модели управления. «Вертикаль власти», спустившаяся уже не просто на местный, но на «местечковый» уровень, будет проверяться на прочность. Сможет ли она адаптироваться к возможным экономическим и социальным вызовам, сохранив при этом эффективность управления – вопрос открытый.
В целом, мы наблюдаем интересный период в развитии российской региональной политики, когда стремление к централизации и контролю сталкивается с необходимостью гибкого реагирования на местные проблемы и запросы населения. Вопрос в том, как такая система будет функционировать в условиях возможных будущих кризисов.
Ротация власти в Анадыре и на Чукотке представляет собой интересный пример кадровых перестановок в стратегически важном, но политически малозначимом регионе России. Чукотка, безусловно, играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности, контроле над арктическими территориями и богата природными ресурсами. Однако, политические процессы здесь напоминают скорее игру в песочнице, чем реальную конкурентную борьбу.
«Выборы» мэра Анадыря и перестановки в окружной думе – это своего рода современный «танец с бубном», ритуал, призванный имитировать демократические процессы в регионе, где реальная власть давно и прочно находится в руках федерального центра. Сергей Спицын, занявший кресло мэра, и Леонид Николаев, ставший спикером окружной думы, – исполнители воли Москвы, а не самостоятельные фигуры.
Многие сейчас старательно обходят острые углы, рассуждая о «преемственности власти» и «едином ритме работы». Однако за этими фразами скрывается простая истина: в регионе с населением меньше, чем в среднем райцентре России, при отсутствии независимого наблюдения и контроля, говорить о реальных выборах просто не приходится.
Назначение на высокие должности в таком отдаленном регионе часто воспринимается не как карьерный взлет, а как своеобразная ссылка для тех, кому не нашлось места на «большой земле». Достаточно взглянуть на биографию нынешнего губернатора Владислава Кузнецова, чтобы понять: Чукотка – это не место для амбициозных политиков, а тихая гавань для верных исполнителей.
Конечно, для Спицына и Николаева эти назначения – несомненный карьерный рост. Но давайте будем честны: кроме их ближайшего окружения, это мало кого волнует. Реальные рычаги влияния на ситуацию в регионе находятся далеко за пределами Анадыря. Главная задача новых руководителей – не допустить скандалов и быть послушными. С этой задачей они, вероятно, справятся на «отлично».
Чукотка остается важным регионом для России. Развитие Северного морского пути, освоение природных ресурсов, укрепление восточных рубежей – все это требует внимания и инвестиций. Поэтому, как бы формальны ни были политические процессы в регионе, за ними стоят реальные экономические и геополитические интересы государства. Но «начальники Чукотки», кем бы они ни были, продолжат свой вечный «танец с бубном», ритмический рисунок которому задают в Москве.
О мэре города Орла Юрии Парахине можно сказать, что он довольно типичный чиновник для провинциальной России сегодняшнего времени: его недостатки и уязвимости делают его чрезвычайно удобным для вышестоящего начальства. При наличии политической воли губернатор Андрей Клычков мог бы снять его в любой момент, а силовики, пожалуй, уже сейчас могли бы «упаковать» его – достаточно было бы довести до логического конца хотя бы часть претензий, которые накопились к нему с 2020 года, когда он только занял кресло мэра. Тем более, даже «Едина Россия» от него отвернулась уже давно. Но окончательное решение по нему не принято.
Это довольно типичная картина для сегодняшней России: кадровые решения принимают внезапно, в момент, когда сам объект меньше всего этого ждет. Есть примеры и среди губернаторов, и среди мэров, и среди руководителей силовых ведомств. С чего бы схеме сломаться на главе администрации Орла?
Подозрения в коррупции и земельных махинациях, критика за неэффективное управление городом, сокращение социальных объектов (в том числе детских садов) и, мягко говоря, «недостаточное внимание» к экологическим проблемам – это лишь часть негативной повестки дня, которая публично обсуждается последние пару месяцев. И всё это не на пустом месте.
Если копнуть глубже, присмотреться к активам семьи и деятельности на предыдущих местах работы, включая областное правительство, то надзорным и следственным органам даже не придется проявлять излишнюю фантазию. И хотя некоторые орловчане считают, что «ангелы хранители» Юрия Парахина СУ СК России по Орловской области, надо вспомнить об особенности текущего момента, характеризующегося внезапностью кадровых решений. В том числе в отношении силовиков, между прочим.
Юрий Парахин – непопулярный мэр и вряд ли стоит ожидать даже одиночного пикета в его защиту. Его отставка могла бы добавить очков и губернатору-коммунисту, и прокуратуре, и следственному комитету… Тут вопрос в том, кому он принесет «плюс в карму». И маловероятно, что он догадается уйти в отставку самостоятельно.
Апрель 25, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2024)
События на территории России, связанные с последствиями СВО на территории Украины, теракт в подмосковном «Крокус Сити Холле» с последовавшей антимигрантской кампанией, паводки, а также выборы с грядущей инаугурацией президента повысили уровень нервозности у региональных элит и сместили начало традиционного весеннего «губернаторопада» на середину-конец мая.
Весна-2024 стала настоящим стресс-тестом для большинства российских губернаторов. И выводы этого «тестирования» пока подводить рано – процесс не закончен, а значит и окончательный список губернаторов под замену не определен окончательно.
Из-за арестов чиновников разного уровня и даже генералов армии, может показаться, что стало больше нетерпимости к коррупции, а значит в основной группе риска те главы регионов, которые ассоциируются со скандалами именно такого рода.
Из-за идущей два с лишним года СВО и участившихся атак на территорию России может создаться впечатление, что главный критерий, на который опираются в Кремле при решении кадровых вопросов в регионах, это участие губернаторов в инициативах, связанных с этой операцией.
Но это в большей степени официальная риторика и «методичка» для лояльных экспертов, приоритеты, а значит и критерии оценки глав региона, у Центра сейчас иные. Среди критериев оценки на первом месте остается доверие к власти, причем вес этого критерия в общей оценке глав субъектов только возрастает. В нестабильных условиях доверие к власти достигается не только качеством управления, но и, в частности, искусственным наращиванием недоверия к другим общественным институтам и горизонтального недоверия. Уровень неопределенности нарастает и для граждан, и для номенклатуры. Но это не сбой системы, а особый способ управлять в «особых» условиях. Неопределенность становится в определенном смысле общественно-политическим институтом. В ближайшее время всем губернаторам придется к нему адаптироваться. Кто окажется неспособен – уйдёт.
29 июня, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2023)
Перед главами региона в последние полтора года встают всё новые и новые задачи, решать которые им довольно сложно. А так называемый «мятеж» Евгения Пригожина и его ЧВК «Вагнер» обостряют ситуацию и усложняют жизнь губернаторам. В первую очередь, тем, которых ждут выборы в сентябре этого года. Особенно ситуация обострилась за последние два-три месяца.
Последние год-полтора СВО заставила глав регионов не только искать возможности для пополнения бюджета в условиях санкций и кризиса, но и становиться громоотводом для недовольства населения своих регионов. Любое недовольство сейчас должно быть канализировано на уровне региона, чтобы не подрывать легитимность федеральных органов власти.
На фоне СВО во всех регионах усилилась и без того не малая роль силовиков. Поиск врагов – террористов, коррупционеров, агентов влияния Украины и т. п. – перешёл с оппозиционных деятелей на местные элиты. Серьёзно увеличилось число уголовных дел и отставок среди региональных министров, судей и прочих властных субъектов. И речь не всегда о «самоочищении» системы. Внутривидовая борьба тоже обострилась – ресурсная база за пределами МКАД постепенно сужается. Из-за этого команды губернаторов находятся под постоянным давлением, независимо от реальной эффективности работы.
«Перформанс» Евгения Пригожина, хотя и со скомканным финалом, во-первых, показал наличие внутриэлитного раскола, во-вторых, продемонстрировал неожиданную легитимность «мятежника» Пригожина. Это – вызов для системы федеральной власти, а потому и угроза для губернаторов. Привыкшим фиксировать делегированную Москвой власть с помощью формального проведения выборов без реальной конкуренции губернаторам придётся перестраиваться. Если задумываются о своём будущем, им предстоит формировать легитимность не за счёт «ярлыка на правление» из Центра, а за счёт подзабытой электоральной легитимности. Это – сложно. Особенно для тех глав регионов, которым предстоит участие в сентябрьских выборах.
Последние пару месяцев Дмитрий Азаров не формирует собственную политическую повестку, а догоняет федеральную. Это – плохой знак для губернатора, который переизбирается на новый срок. Популизм, простительный для новичка, впервые избирающегося на высокую должность, указывает на то, что у губернатора, кажется, нет планов реализовывать обещания. А действия его политического блока говорят о неадекватной самооценке губернатором собственного политического веса.
Главными маркерами являются: заявления Азарова по итогам Петербургского международного экономического форума, объявленные им инвестиционные проекты, послание депутатам регионального Заксобрания, а также появившаяся информация о его конкурентах (а по сути спойлерах) на предстоящих выборах губернатора.
По итогам ПМЭФ Дмитрий Азаров заявил о множестве подписанных соглашений, по которым общий объём инвестиций в экономику Самарской области якобы может составить 35 млрд рублей. Но, как в известном анекдоте, «есть один нюанс»: подавляющая часть этих соглашений не имеют к Дмитрию Азарову никакого отношения и были бы реализованы с ним или без него. Компании давно работают на территории Самарской области. В частности, «Транспорт будущего» (около 20 млрд рублей) и «Тольяттинский комбинат пищевых продуктов» (более 13 млрд). Обе компании без всяких соглашений являются резидентами Особой экономической зоны «Тольятти». Если не учитывать их, то инвестиционный «улов» составляет менее 2 млрд рублей.
Послание депутатам губдумы – и вовсе «бухгалтерский отчёт», а не выступление лидера региона, который к тому же собирается переизбираться.
А что касается подготовки к выборам, то обращают на себя два тревожных момента. Во-первых, по неофициальной информации, предвыборный штаб Азарова сотрудничает с политтехнологом, связанным с группой технологов Евгения Пригожина, который теперь не в фаворе у Кремля. Во-вторых, имея возможность конкурировать и победить таких тяжеловесов, как депутаты Госдумы Михаил Матвеев от КПРФ и Владимир Кошелев от ЛДПР, в качестве противовеса Дмитрию Азарову выдвигаются местные политики в супер-лёгком весе: депутаты губдумы Алексей Лескин от КПРФ, Александр Степанов от ЛДПР и Михаил Маряхин от СРПЗП.
Всё вместе это означает, что Дмитрий Азаров по непонятным причинам фактически отказывается от всякого даже изображения легитимности. Такое поведение характерно для политика, который готов завершить свою карьеру. Впрочем, в этом есть своя кривая логика: ни один из губернаторов Самарской области не покидал свой пост по истечении срока полномочий. Все уходили досрочно…
30 марта, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2023)
Климат в России суров, но справедлив. Вот и мэра Самары Елену Лапушкину в первые месяцы 2023 года природа не пощадила. Оттепель, морозы, гололедица и снег для администрации столицы Самарской области традиционно оказались неожиданностью, а потому нанесли серьёзный имиджевый удар и доставили немало хлопот. Стал очевиден уровень компетентности управленческой команды города.
В Самаре то горели, то сходили с рельсов трамваи. Снег убирался с трудом, а порой и с помощью прокуратуры. Дома горели, а в огне гибли дети. В историческом центре случилось сразу несколько обрушений стен зданий, в том числе пострадали памятники историко-культурного наследия.
Всё это стало иллюстрацией многолетнего некомпетентного подхода городских властей к решению проблем Самары.
Самым вопиющим стало качество уборки снега в Промышленном, Железнодорожном и Кировском районах. Хуже всего – в Кировском, где новый подрядчик – ООО «Конор» – рискует стать столь же скандальным и токсичным, как его предшественник по освоению бюджета по уборке этого района ООО «Кедр-1». То ли место «проклятое», то ли коррупционная составляющая в действиях городских чиновников всё же присутствует и выпирает.
Все эти хозяйственные неурядицы – лишь часть проблем, которые генерируют менеджеры под руководством Лапушкиной. О политических, связанных с грядущими выборами губернатора, можно говорить отдельно и долго. Да, конфликта с губернатором у главы города нет. На текущий момент – это её сильная сторона. Но позиции главы региона не так незыблемы, как раньше. В самом ближайшем будущем это может стать проблемой для ключевых персон самарской мэрии. Вероятно, блок, отвечающий за благоустройство, станет самым уязвимым.
29 сентября, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2022)
Глава Самары Елена Лапушкина сейчас является заложником той политической конъюнктуры, которая складывается в Самарской области. Она близка к главе региона Дмитрию Азарову и членам его «политической семьи». Это её сильная сторона и слабая сторона одновременно.
Азаров сотоварищи находится под давлением региональных бизнес-групп, с которыми он не сумел, да и не захотел выстраивать коммуникацию. С федеральными группами влияния у него также не всё гладко. И если лично на главу региона прямое давление пока не осуществляется, то к его команде претензии появляются и со стороны правоохранительных и надзорных органов, и со стороны депутатов Госдумы Александра Хинштейна и Андрея Лугового.
Под «прицелом» – вице-губернаторы и члены их семей, некоторые региональные министры – строительства, здравоохранения, ЖКХ и другие, а также мэры крупных городов Самаркой области. И если глава Тольятти Николай Ренц – договороспособный и гибкий политик с опытом конъюнктурных игр ещё с 1990-х, то Елена Лапушкина – человек-функция команды Дмитрия Игоревича.
Учитывая наличие сильных потенциальных кандидатов в губернаторы, среди которых – депутаты Госдумы Владимир Кошелев, Андрей Луговой, Михаил Матвеев и Александр Хинштейн, Дмитрию Азарову нужны разменные фигуры.
Болевые точки Елены Лапушкиной находятся в первую очередь в сферах строительства и благоустройства, но не только в них. Внимание прокуратуры, полиции и ФСБ к работе администрации Самары в последние два года постоянно возрастает. Это способно превратить её в слишком токсичного персонажа для губернатора Азарова накануне перевыборов.
30 ноября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2021)
Обсуждать положение мэра Хабаровска Сергея Кравчука в отрыве от положения главы Хабаровского края Михаила Дегтярёва невозможно. Дегтярёв занял кресло практически случайно, и сегодня это отражается на всех внутренних процессах в крае.
Он – «варяг», которого не слишком уважает население. Он – чужак, которого не воспринимает местная бизнес-элита. При этом он – не «единоросс» во главе во всех смыслах слишком крупного для представителя ЛДПР региона. Он должен будет либо вступить в «Единую Россию», либо его будут постепенно «съедать». Первое не исключено, учитывая гибкость Михаила. Второй процесс идёт полным ходом, и Кравчук в этом тоже косвенно участвует. Хотя сейчас это и выглядит как попытка сблизиться с правительством. Именно Кравчук, как член генсовета «Единой России», предложил первому вице-губернатору Хабаровского края Александру Никитину вступить в «ЕР» и даже возглавить реготделение.
Никитин – беспартийный член команды Дегтярёва, работавший с ним ещё в Госдуме. Если он примет предложение, это, с одной стороны, восстановит некий партийный баланс. С другой стороны, сделает его «троянским конём» в правительстве Дегтярёва. Никитин автоматически станет не просто его замом, а будущим кандидатом на кресло краевого главы.
Позиции Сергея Кравчука прочны. Сейчас он делает то, что не очень получается у Дегтярева, – консолидирует хабаровский, если так можно выразиться, «истеблишмент» вокруг себя и своих инициатив. Его электоральные позиции и отношения с местным бизнесом куда лучше, чем у недавно избравшегося Дегтярёва. Поддержка Москвы, как минимум, не хуже, чем у главы края. А протестные настроения населения он концентрирует на себе в меньшей степени, чем Дегтярёв. Кравчук ведёт интересную и неплоскую игру на понижение позиций Михаила Дегтярёва. Это сильный политический соперник, с которым Михаилу, если он будет использовать ту же тактику и те же методы политической работы, что и сейчас, будет очень непросто. Дегтярёв – талантливый интриган, но сейчас он играет на чужом поле. Кравчуку сотоварищи помогают даже стены…
Владимир Волков находится под давлением. Видимой частью этого процесса является информационная кампания, развернувшаяся в региональных и отчасти федеральных СМИ против него. И этот тот нечастый случай, когда PR-компания играет роль не только как элемент оправдания принятых наверху решений. Волков на протяжении всего срока полномочий проявляет высокую медийную активность и занимает второе место по этому показателю в рейтинге федерального округа. Он – назначенный, а не избранный глава города – набирал популярность среди населения, чтобы получить дополнительную легитимность «снизу». Теперь этот козырь у него выбивают.
В губернии сменился губернатор и ему на посту мэра областной столицы потребуется свой, проверенный кадр. Ведь Михаил Евраев, возглавивший регион, не только член «Яблока», чья партийная принадлежность всем бросается в глаза. Ярославская область регион важный для АО «Рособоронэкспорт». Евраев до недавнего времени был заместителем руководителя ФАС и курировал гособоронзаказ.
Его назначение можно сравнить с назначением губернатора Пермского края, где важную роль в региональной политике традиционно играют газовики и энергетики, главы управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Дмитрия Махонина. Мэр Перми Дмитрий Самойлов тогда ушел в отставку спустя два месяца после назначения нового губернатора. Его сменил Алексей Демкин, которого предложил Махонин.
Похожая участь ждёт и Волкова. Даже несмотря на то, что по его заявлениям, он собирается работать в штатном режиме. Его персональная политическая задача сейчас не в том, чтобы удержаться в кресле мэра, а чтобы выторговать у Евраева подходящий вариант перехода.
29 сентября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2021)
Ульяновск сегодня – любопытный для наблюдения объект. Регион, который долгое время возглавлял бессменный Сергей Морозов, отдан под управление губернатора от КПРФ. Это в рамках негласной квоты на регионы для оппозиционных партий. Мешать в работе таким главам Москва не будут, но и внушительной помощи от Центра ждать не приходится. Это, разумеется, отражается и на столице субъекта Федерации.
Новый глава города Дмитрий Вавилин избран депутатами уже с подачи Алексея Русских. То есть, его вполне можно причислить к команде губернатора. Сам Русских это подчеркивает символическими жестами: на восхождение на Эльбрус по случаю победы на губернаторских выборах он берёт «ближний круг», куда относится и Дмитрий Вавилин.
Бывший министр промышленности региона успел пообещать нарастить бюджет, отказаться от маршруток в пользу современного общественного транспорта, нарастить качество городской среды и даже прислушиваться к жителям посредством опросов. Риторика на «отлично», придраться не к чему. Но с осенью пришли дожди, и вновь внезапно выяснилось, что в городе не хватает ливнёвок.
А ещё холодает, начинается отопительный сезон, и выясняется, что более чем 850 домам пока не могут дать отопление. Конечно, оценивать Дмитрия Вавилина пока рано, но, учитывая, что ливнёвки и отопление, – это не единственные провалы мэрии, кто бы её ни возглавлял, то возникает ощущение несоответствия масштабов личности и проблем.
Вавилин будто бы хочет заниматься большими и красивыми проектами, а сталкивается с суровой прозой жизни. Вместо покорения Эльбруса приходится бороться с горами мусора.
Фактор риска: в следующем году в Саратовской области должны состояться выборы губернатора и регионального парламента. Пока нет никаких причин предполагать, что действующий глава региона Валерий Радаев в них принимать участия не будет. Но надо учитывать фактор Вячеслава Володина. Саратов – его родной и, скажем так, базовый регион, на который он опирается в столице. Он был и остаётся федеральным политиком с амбициями.
Это значит, что к следующей госдумской кампании ему нужен хорошо управляемый и электорально предсказуемый регион с сильным и относительно чистым административным ресурсом и уверенным большинством «Единой России» в областном заксобрании.
Эти необходимости ставят вопросы о соответствии названным задачам губернатора Валерия Радаева, а также мэра Саратова Михаила Исаева. А значит, повышенное внимание Центра к Саратову обеспечено. Политическая кампания в Саратове уже началась. Депутаты от КПРФ уже устраивают встречи с избирателями, на которых выдвигаются требования отставки Исаева и Радаева. С одной стороны, дежурные заявления. С другой – Саратов может стать плацдармом противостояния коммунистов и партии власти. Для этого у них есть известный на всю Россию депутат Саратовской областной думы, первый секретарь Фрунзенского райкома КПРФ Николай Бондаренко, которого уже готов поддерживать лично Геннадий Зюганов. И речь не только о публичной, но и об аппаратной поддержке. Для ЦК КПРФ Бондаренко сегодня важнее и нужнее в Саратове, чем, например, первый секретарь обкома и тоже депутат облдумы Ольга Алимова. Для КПРФ получить мандаты в Саратове и организовать там шоу – важная задача. Ведь у них есть шанс спутать карты Вячеславу Володину. А это – отличное пространство для торга.
Именно политическая ситуация, а даже не то, что происходит в хозяйстве Саратова, ставит сейчас под удар Михаила Исаева и Валерия Радаева. Они оба – отличные мишени для атаки и совершенно заслуженно будут на протяжении года находиться на линии огня. Из тактических соображений в ближайшее время Исаева могут куда-либо передвинуть. В конце концов, в отличие от губернатора, мэра Саратова «избирают» депутаты, а не граждане на всеобщем голосовании.
29 октября, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2020)
Глава Ульяновской области Сергей Морозов пытается формировать позитивную повестку и даже надеется, что в следующем году ему дадут возможность пролонгировать свои полномочия главы региона. Он делает потенциально популярные заявления о необходимости поддержки регионов центром, наращивает присутствие в СМИ.
Но страна входит в период политического транзита, осложнённый неблагоприятной экономической ситуацией, ростом социального раздражения из-за антиковидных мер и общим снижением уровня доверия к власти. И Сергей Морозов для центра в этой ситуации – не опора, а обуза.
Во-первых, его личная популярность давно не на высоте, и потенциала для роста нет. Вся надежда – на административный ресурс. Во-вторых, прошедшие выборы показали его принципы и эффективность работы. И то, и другое – не на высоте. Региональная власть, работая с весьма токсичными политтехнологами, не нашла ничего лучше, чем работать на понижение явки. Слоганы в стиле: «Я против», возможно, и решают задачу «здесь и сейчас», но подтачивают и без того крошечные остатки доверия к политическим институтам. В-третьих, в Ульяновской области в последнее время происходит то, что можно было бы назвать «ползучей криминализацией». Красноречиво об этом говорят так называемые «самоубийства». В минувшем июне таким стал уход из жизни ульяновского предпринимателя Сергея Кузнецова, который должен был быть главным обвиняемым по одному из коррупционных дел. Говорят, слишком много знал, и могли помочь… Ранее, в апреле, была история с избиением имамов в рамках кампании по выборам муфтия Ульяновской области, которые должны состояться в обозримом будущем. По сути, речь о криминальной истории, связанной не только с религией, но и с крупными финансовыми потоками.
Реакции областных властей по данным фактам не последовало. Хотя их интересы, так или иначе, присутствуют в обоих случаях. Ситуация в Ульяновской области очевидно требует вмешательства центра, и то, что Сергей Морозов до сих пор находится в кресле губернатора, полагаю, связано с тем, что у Москвы есть более срочные задачи, да и срок его полномочий на исходе.
29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)
На фоне нестабильной ситуации из-за коронавируса и всеобщего экономического спада выборы сегодня – это испытание для многих регионов. Ульяновск как раз вошёл в предвыборный период. От того, как выборы будут проведены, будет зависеть и судьба мэра областной столицы Сергея Панчина, и судьба губернатора Сергея Морозова.
Свои роли играют и региональная и федеральная политические повестки. На федеральном уровне – кризис доверия, и восстанавливается оно традиционно за счёт «ритуальных жертв». Где-то, как в Марий Эл или Чувашии, срабатывает отлично, а где-то, как в Хабаровском крае, приносит неприятные сюрпризы властям. Но ни Морозов, ни Панчин – ни разу не «Фургалы». На всенародную любовь рассчитывать не приходится, а значит, показатель «Единой России» для них критически важен. Это – вопрос политического выживания. Поэтому им придётся использовать административный ресурс по максимуму, как только могут. Только так можно достигнуть результатов в Ульяновске, где протестные настроения довольно сильны.
Но напряжение админресурса может «отпружинить» и вызвать скандалы вплоть до федерального уровня. И тогда нужен будет выпуск пара – потребуется «ритуальная жертва». Ею может стать и губернатор Морозов, и мэр Панчин. Население в большей степени устало от Сергея Морозова. Но в случае необходимости пожертвовать могут и мэром. Вопрос лишь в том, будет ли он уходить тихо, или же напоследок потянет за собой и Сергея Ивановича. В принципе, Сергей Сергеевич вполне способен уйти звонко. Политическая взаимозависимость у двух Сергеев сейчас очень сильная. Так что взаимоотношения области и региональной столицы можно было бы охарактеризовать как «террариум единомышленников».
25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)
Если со времен мундиаля экономика Самарской области где-то «провисла», то война с коронавирусом всё спишет…
В плане борьбы с коронавирусной инфекцией Самарская область, если опираться на официальную статистику распространения заболевания, крепкий середнячок – 30-е место в России по количеству заражений. Даже к таким цифрам есть вопросы – никакого «плато» в Самарской области нет, вместо него – устойчивый рост числа новых случаев. А в соцсетях то и дело появляются истории о «занижении» статистики. Но коронавирус – не проблема для Дмитрия Азарова, так как он чётко следует линии федерального центра: крупные предприятия работают, малый бизнес чахнет, парад Победы будет проведён со зрителями или без, голосование по поправкам к Конституции организуют, несмотря на распространение Covid-19. После все небольшие промахи «обнулят». В целом такая ситуация характерна приблизительно для половины всех глав регионов.
Знаковым событием текущего времени стало обнаружение у дочери самарского губернатора Полины Азаровой в московском элитном ЖК Balchug Residence незадекларированной квартиры стоимостью более 80 млн рублей. Реакции самого Дмитрия Азарова на данную информацию так и не последовало. Не последовало и публичной реакции Кремля. И даже подконтрольные СМИ и блогеры никак не отработали данную тему: альтернативной версии предложено не было.
И даже если никаких последствий для Дмитрия Игоревича сейчас не будет, то ситуация может отразиться на его дальнейшей карьере. Губернатор-технократ вполне мог рассчитывать на знаковые позиции в федеральном правительстве.
Можно сказать, что в необъявленной гонке между назначенцами 2017 года теперь лидирует губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)
Положение главы Калининграда Алексея Силанова, как и любого другого мэра крупного российского города, нельзя рассматривать в отрыве от губернатора Калининградской области Антона Алиханова. У Алиханова позиции вполне прочные. Главным образом, за счёт связей его семьи с рядом влиятельных федеральных фигур, включая Игоря Шувалова, Михаила Бабича и некоторых других. И отношения мэра и губернатора выглядят благополучными.
Но свой пул связей есть и у самого Силанова. И это, как ни странно, делает его не сильнее, а потенциально более уязвимым. Личные авторитет, опыт и связи делают его в определенной ситуации вполне приемлемым кандидатом на пост губернатора. Он – местный, имеет богатый управленческий опыт, работал заместителем председателя правительства региона, был депутатом Государственной Думы и теперь два года, как мэр.
Вполне подходящий глава для региона, в котором пока ни один губернатор не просидел более одного срока. Но проблема в том, что, в отличие от своих предшественников, Антон Алиханов довольно молод, и место для его повышения может быть ещё не готово. Ему бы ещё один срок побыть губернатором… Но критика главы региона нарастает. И с онкологическим центром проблемы. И цифры по коронавирусу, которые дают Росстат и власти, не всегда совпадают. И работницы швейной фабрики протестуют… Много негатива. А у его губернаторства уже «экватор», и пора решать: уходить (куда?) или оставаться. Если оставаться, то пора начинать подготовку к выборам. В том числе, заблаговременно осаживать потенциальных кандидатов. В том числе и Алексея Силанова. Не потому, что тот уже что-то предпринимает, а чтобы даже не думал. Как говорят в узких кругах интеллигенции, «чтобы не рыпался». Так что позиции Алексея Силанова на сегодняшний день выглядят стабильными. Но предпосылок для их укрепления нет. А для ослабления появляется всё больше и больше.
———————-
Евгения Уваркина уже год возглавляет Липецк и начала свою карьеру не триумфально. При голосовании из 45 присутствующих депутатов за неё проголосовали лишь 25. В современных условиях подобное голосование местного парламента выглядит скорее протестным. А взаимное непонимание между мэром и депутатом можно считать фактором негативным.
Однако осенью этого года парламент переизберут. Совершенно очевидно, он будет серьёзно обновлен, и у Уваркиной есть все шансы получить лояльное большинство. В помощь ей – замена смешанной системы выборов на мажоритарную. Одномандатников при наличии административного ресурса провести проще. В минусе оказывается парламентская оппозиция, которая, в отсутствие популярных в городе политиков и серьёзных финансовых ресурсов, рискует уменьшить своё представительство в парламенте. Или вовсе лишиться мандатов. Такая ситуация ранее могла сложиться с КПРФ. Но в последний момент не стали создавать скандал. В сегодняшней ситуации избиркому можно не проявлять творчество на этапе регистрации…
Предстоящие выборы – экзамен и для Евгении Уваркиной, и для губернатора Игоря Артамонова. Недовольство главой региона куда выше, чем мэром областной столицы. Хотя и он относительный «новичок» – чуть более полутора лет в кресле. Если бы в Липецкой области была дееспособная оппозиция, то для того, чтобы спутать карты действующей администрации города и региона им хватило бы провести от 17 до 25 депутатов, получив либо «блокирующий пакет», либо большинство в городском Совете. Учитывая размеры избирательных округов и текущую ситуацию, вся кампания стоила бы в диапазоне от 30 до 50 млн рублей. Небольшие ресурсы для влияния на региональную политику. Но в Липецке нет сил, готовых инвестировать в политические проекты стоимость одной-двух приличных московских квартир. А значит, Уваркиной и Артамонову опасаться, скорее всего, нечего.
———————-
Мэр Ульяновска Сергей Панчин – в интересном положении. Он вроде бы и «стреляный воробей», но уже «хромая утка». Его уход – дело времени. Губернатор Ульяновской области Александр Морозов, хотя и излучает благость, но тоже готов разменять Панчина. Но не сейчас, а когда придёт время. Это будет после выборов Ульяновской городской думы ближайшей осенью. Социально-экономическая ситуация в регионе тяжёлая. Крупных успехов не было давно.
Оппозиция в регионе довольно активна, имеет давние традиции и вполне устойчивые источники финансирования. На всё это накладывается фактор усталости избирателей от несменяемого «политического иконостаса». Так что шансы на провал партия власти имеет очень убедительные. И даже решительные и неоднозначные политтехнологии, которые готов применять пул консультантов Морозова в сложившейся ситуации, может не спасти.
Сергей Панчин уже чуть было не ушёл в отставку весной, но его отговорили. Не время – жертва не должна быть напрасной. В случае провала «Единой России» на ближайших выборах мэр города сможет уйти понурый и с виноватым видом. Продлив тем самым Морозову политическую жизнь ещё на чуть-чуть. В случае приличного результата «партии власти» он сможет уйти с гордо поднятой головой и, вероятно, с неким «золотым парашютом». В любом случае, он тянет Морозова вниз. А это значит, что от него скоро могут избавиться.
Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)
Ближайший год-два Ульяновская область будет находиться в ситуации политической неопределенности. Сергей Морозов на сегодняшний день один из трех губернаторов-долгожителей. В декабре исполнится 15 лет, как он возглавляет регион. Дольше, чем он — работают лишь белгородский губернатор Евгений Савченко и калужский Анатолий Артамонов.
Но если Артамонов – член высшего совета «Единой России», то Морозов имеет более скромное личное влияние в центре. Считается, что Сергей Морозов, якобы, пользуется поддержкой Сергея Кириенко. Однако эта мысль так активно транслируется через региональные телеграм-каналы, что складывается впечатление, что обозначение этой связи используется как некое заклинание, в которое и сам Морозов начинает верить. В последнем рейтинге «Медиалогии» Сергей Иванович поднялся сразу на несколько строчек по упоминаемости в соцмедиа и занял сразу 7 строчку в ТОП-20 самых цитируемых губернаторов-блогеров. Чуть раньше Центр политической конъюнктуры опубликовал доклад «Мнимая популярность. Анализ активности губернаторов в сети Instagram». Согласно этим данным, 23% подписчиков Сергея Морозова – боты. Это показывает, что популярность губернатора Ульяновской области в соцсетях может достигаться с помощью накруток. Равно как и активность слухмейкеров в анонимных телеграм-каналах так же указывает на попытки искусственно приподнять позиции Морозова. Судя по всему, кто-то из его советников или политических консультантов убедил его, что для администрации президента это очень важно. Это, в свою очередь, показывает наличие неуверенности команды губернатора Морозова в устойчивости его позиций. В сочетании с другими историями Морозова – бывшими и текущими – информация о его возможной отставке в 2020 году представляется очень убедительной. Поэтому, главные вопросы в региональной повестке региона таковы: кто станет следующим губернатором, кого президент назначит врио, кто из местной оппозиции примет участие в выборах. Это важно, так как Ульяновская область довольно протестный регион, когда-то входивший в так называемый «красный пояс» и федеральная повестка и общее недовольство властью конкретно в этом регионе может дать оппозиционным кандидатам более-менее реальный шанс на победу. Да и центр, вполне возможно, допустит такой сценарий, чтобы разделить ответственность с оппозицией в одной из проблемных областей.
———————-
Валерий Радаев семь лет у власти в Саратовской области и его второй срок подходит к «экватору». Рейтинг партии власти в родном для Вячеслава Володина регионе скромный. А этот показатель – традиционно в зоне ответственности главы региона. На прошлой неделе партия приняла решение, согласно которому во имя рейтинга партии 13 губернаторов лично возглавят отделения в своих регионах. Губернатора Саратовской области в их числе не было. Нет его и в составе регионального политического совета. И дело, судя по всему, не только в действующем секретаре Саратовского реготделения ЕР Николае Панкове.
Похоже, руководство партии не связывает будущие успехи «Единой России» с именем Валерия Радаева. В последние пару месяцев глава региона несколько увеличил свою информационную активность. Активнее ведет свой блог, делает потенциально резонансные заявления вроде того, которое касается сохранения исторического центра Саратова. Но в совокупности всё это производит впечатление попытки спасти ситуацию, которую спасти очень сложно. По сути, сейчас сложно назвать три весомых аргумента, делающих Валерия Радаева нужным центру на том месте, где он сейчас находится.
Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)
Мэры и городские думы будут терять остатки своей независимости. Это процесс, заданный федеральным центром и нет никаких субъектов, имеющих возможности, желание и смелость (или дерзость) этому противостоять. Органы местного самоуправления, на сегодняшний день, не вписаны в систему органов власти и, формально, независимы. Об этом говорится и в восьмой главе Конституции РФ, и в первой части Европейской Хартии местного самоуправления.
Важно понимать, что смысл этого разделения не только в том, чтобы решение вопросов местного значения осуществлялось максимально близкими к гражданам представителями, но и – что прямо указано в ратифицированном Россией документе – в децентрализации власти.
На практике же местное самоуправление давно стало продолжением так называемой «вертикали власти» и реальной самостоятельностью не обладает. И чем крупнее муниципалитет, тем больше зависимость от региональных администраций. Рациональность и правильность процессов централизации в России обсуждать не принято. А разговоры о «федерализации» Российской Федерации запросто могут быть расценены как призыв к нарушению целостности страны. Даже Татарстан, с которым федеральный центр не продлил договор о разграничении полномочий, по сути, отказался от частичного суверенитета, который ему удавалось сохранять до 2017 года. Централизация – единственный принцип, которому четко следует Москва. В такой ситуации местное самоуправление – атавизм, пережиток и преграда к отправлению всей полноты власти. Для отказа от МСУ требуется, во-первых, изменить Конституцию, во-вторых, отказаться от ратификации Европейской Хартии – то есть, фактически, выйти из состава ЕС. Это пока неприемлемые для нашего руководства шаги.
Возможным «компромиссным» сценарием может стать дальнейшая «усушка» местного самоуправления. МСУ могут оставить лишь на третьем – самом низовом – уровне: села, поселения и, возможно, внутригородские районы. Муниципальная реформа в Московской области с упразднением низового поселенческого уровня муниципалитетов – это, скорее, исключение из общероссийского процесса. Здесь сказывается близость к столице и связанные с этим экономические и политические особенности.
Судя же по процессам, происходящим на уровне регионов и крупных муниципалитетов, в ближайшие годы может быть проведена новая реформа МСУ, в результате которой самоуправление останется лишь в самом низу «вертикали». На этом фоне надеяться на возвращение прямых выборов глав муниципалитетов, о которых всё чаще говорят, не приходится.
Напротив, может начаться процесс, при котором крупные города, с населением свыше 500 тыс. человек, могут и вовсе перейти на региональный уровень, тем самым вписавшись в систему власти. В России, на сегодняшний день, 37 таких городов и в них живет треть всего населения. Глав таких городов вполне могут назначать главы регионов, что, по сути, уже и происходит при реализации процедуры «конкурсов» на замещение должностей сити-менеджеров. Отчасти с этими процессами связано слабеющее влияние большинства глав городов. Подобные сценарии дают центру ощущение контроля и управляемости.
Децентрализованная система, конечно, была бы устойчивее, но она способна работать лишь при полноценном функционировании других политических институтов и открытой системе обновления элит. К этому предпосылок пока нет.
—————-
При большом желании можно усмотреть рост влиятельности главы Самары Елены Лапушкиной на вверенной ей территории и даже на региональном уровне. Но влияние это связано не столько с личностью самой градоначальницы, сколько со стабильным положением тех групп, которым она обязана своим креслом. Например, 27 сентября арбитражный суд Самарской области отклонил иск прокуратуры о признании незаконными контрактов между городской администрацией и ООО «СамараАвтоГаз» на регулярные перевозки по ряду муниципальных маршрутов. Это судебное решение вызревало долго и теперь, фактически, «приватизация» маршрутов общественного транспорта узаконена. Бенефициаром этого решения является не сама г-жа Лапушкина, а одна из местных финансово-промышленных групп.
Можно смотреть на деятельность мэра глазами избирателей, но глава Самары не избирается населением. А можно глазами представителей элитных и номенклатурных групп, которые её поставили. С первой точки зрения, претензий может быть очень много: от работы транспорта, скорости ремонта коммуникаций, качества муниципальных услуг — до отношения к историческому центру Самары. Но, со второй, – никаких серьёзных проблем нет. Это значит, что малопримечательная Елена Лапушкина, как политик, может оказаться весьма перспективной. И по истечении срока своих полномочий даже быть востребованной, как минимум, на региональном уровне.
—————-
Если о возможной скорой отставке губернатора Саратовской области Валерия Радаева в последнее время говорят всё чаще, то позиции мэра Саратова Михаила Исаева, хотя бы формально, довольно крепкие. Как минимум, учитывая его сравнительно недолгое пребывание на этом посту – менее двух лет.
Тем не менее, градоначальник, судя по всему, не планирует долгую политическую карьеру, выходящую далеко за рамки его текущего статуса. В противном случае демонстрировать близость с Радаевым, исполняя совместно с ним и «Хором Турецкого» песни со сцены, как лучшие друзья на семейном застолье, он бы не стал. Неподходящий момент для демонстрации верности. Некоторые жители областной столицы даже считают, что ему не чужд принцип: «Один раз живём!» Учитывая скромный уровень его политического влияния, такая позиция, пожалуй, была бы вполне логичной. Потому и возникают «удивленные» обманутые дольщики, недовольные денежными компенсациями. Потому же, вероятно, возникает пикантная ситуация со структурой мэрии, где последовательность событий наталкивает на вопрос: был ли заинтересован Михаил Исаев в задержании своей подчиненной – главы городского комитета управления имуществом Елены Салеевой, задержанной в феврале этого года? Сначала чиновницу задерживают, затем назначается новый человек и уже под него изменяют структуру мэрии – в ведение КУИ передаются дополнительные полномочия по землепользованию и градостроительству. Удар на себя принимает замглавы администрации Саратова Антон Корнеев, которого депутат Олег Комаров, судя по его выступлению в гордуме, едва ли не прямым текстом обвиняет в коррупционном умысле. Но инициатива эта всё же Исаева…
Иными словами, публичная активность и решения мэра Саратова Михаила Исаева не указывают на его излишние карьерные амбиции. По крайней мере, популярности среди населения он явно не ищет.
Август 28, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2019)
Основные политические процессы, которые, так или иначе, влияют на позиции губернатора Дмитрия Азарова, проходят тихо и незаметно. И это естественно, учитывая, что одной из стратегических задач действующего губернатора Самарской области является поддержание тех связей, которые наработаны им за 13 лет в публичной политике и избегание конфликтов в ближайшие 4 года. Путь Дмитрия Азарова в политике не сопряжен с громкими скандалами, карьера идёт ступенька за ступенькой и, если так и будет продолжаться, у него есть все шансы вырасти до федерального чиновника высокого уровня.
Качество управленческих кадров в федеральном правительстве вызывает вопросы оппозиции и населения, а, значит, запрос на обновление стоит всё острее. В следующем избирательном цикле, который начнётся в 2022-2023 годах, новые лица будут актуальны, как никогда. Такие как Азаров будут востребованы на федеральном уровне. То есть, до этого времени губернатору Самарской области надо не потерять лицо и накопленный политический капитал. Пока с этим Дмитрий Игоревич справляется неплохо.
В Самарской области идут несколько предвыборных кампаний, которые практически незаметны местным жителям. Это, в частности, довыборы в нескольких округах в областное заксобрание, а также выборы в Новокуйбышевскую городскую думу. В выборах региональных депутатов не участвуют представители КПРФ, что исключает даже гипотетический проигрыш кандидатов от власти. В Новокуйбышевске те же коммунисты, ранее обещавшие «дать бой», практически не видны. Такое поведение оппозиции можно объяснить успешной работой политического блока администрации губернатора.
Тем временем, есть предпосылки для формирования серьезной региональной оппозиции, формирующейся на базе ряда коммерческих структур. Сейчас сформирован целый перечень отложенных конфликтов. Есть противоречия в бизнес-структурах, занимающихся мусором. Конфликт заложен ещё при прежнем губернаторе, но его последствия могут привести к проблемам для нынешнего руководства регионом. Нынешние союзники региональных властей в этой сфере совсем не обязательно будут оставаться таковыми впредь. Тем более что «союзник» не один. Строительная отрасль также «дарит» губернатору серьёзную оппозицию. Уже сейчас один из ключевых игроков финансирует информационные вбросы против главы региона. Но этот игрок имеет также и заметный лоббистский ресурс в Москве. Так что не замечать его не получится.
Есть сюжет, связанный с семьей депутата Госдумы Евгения Серпера из Сызрани. Обозначенная другим депутатом Александром Хинштейном «война» с «серпертарием» не сильно повлияла на позиции сызранского бизнесмена в региональном бизнесе. Это значит, что в какой-то момент Дмитрия Азарова могут попытаться поставить перед неудобным выбором между Серпером и Хинштейном. Это также серьёзный отложенный конфликт. Есть ещё несколько конфликтных линий. Пока они не создают серьёзных проблем и позиции Дмитрия Азарова, как губернатора, выглядят сильными. Но должность губернатора, уверен, не предел мечтаний Дмитрия Азарова.
——————
Саратовская область — территория, иллюстрирующая значимость региональных процессов для Центра. Губернию, конечно, принято считать вотчиной Вячеслава Володина и это неизбежно влияет на процессы, но дело не только в этом. Валерий Радаев на посту губернатора с 2012 года, а слухи о его скорой отставке муссируются, как минимум, последние года два — с момента его последних выборов.
Такой информационный фон не усиливает его позиции и, вероятнее всего, на следующих выборах кандидатом от власти будет другой человек. С одной стороны, это уже сейчас делает его «хромой уткой», с другой — у Радаева карт-бланш на любые жесткие, непопулярные и даже, если это потребуется, неграмотные решения. Парадокс, но в таком качестве он может быть полезнее, нужнее и, скажем так, приятнее федеральным властям любого «молодого технократа». Например, не только инфраструктурным можно считать строительство и введение в эксплуатацию в Саратове нового аэропорта и, как следствие, закрытие старого. Можно найти и политическую подоплеку. Прежний аэропорт был базовым для «Саратовских авиалиний». Авиакомпании аннулировали сертификат эксплуатанта авиакомпании в мае прошлого года. Новый аэропорт принял первые рейсы в августе этого. Банальная история, если не учитывать, что «Саратовские авиалинии» — компания гендиректора ЗАО Инвестиционный холдинг «Энергетический Союз» Аркадия Евстафьева, а он в свою очередь далеко не только саратовский бизнесмен и не только имеет некоторые политические амбиции, но и определенные политические и медийные ресурсы. В частности, серьезное влияние на отдельные крупные федеральные СМИ. Так что, можно считать, Валерий Радаев открытием нового аэропорта и закрытием старого затронул интересы Аркадия Евстафьева. Дружбе между бизнесменом и губернатором это, полагаю, не поспособствовало. А есть же ещё сюжеты про отношения губернатора с другими бизнесменами, с партиями и лидерами мнений. Формально это делает губернатора всё менее популярным и слабым. Но в глазах условного Володина он вполне может выглядеть очень нужным и полезным.
Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)
Когда в середине нулевых были отменены выборы глав регионов, произошли «зачистка и выравнивание» губернаторского корпуса, «губернаторы-тяжеловесы» исчезли как явление, а престиж должности пошатнулся. Когда в купированном виде выборы вернули, придумав «муниципальный фильтр», это не прибавило авторитета институту губернаторства, так как самостоятельности у глав регионов не прибавилось, а риски, напротив, возросли.
Последние несколько лет в российский губернаторский корпус приходят так называемые «технократы», которые якобы способны (по крайней мере, это декларируется), принимать «непопулярные, но нужные» решения. И это главная тенденция, которую сейчас можно наблюдать в регионах: замена региональных элит на региональную номенклатуру нового поколения. Своего рода «Номенклатура 2.0». И именно плоды этого процесса будут определять политическую ситуацию в регионах в ближайшие несколько лет.
Характерным отличием представителей номенклатуры от представителей элиты является более простая система зависимости. Прежние губернаторы представляли интересы и одновременно были зависимы от ФПГ, национальных общин, общественных движений, политических сил и т.п. Их главной задачей было отстаивание и балансировка интересов, то есть функции политические. У так называемых «технократов» зависимость преимущественно вертикальная, от вышестоящих начальников внутри административной системы. ФПГ, партии, общественные группы влияния на них почти не имеют. Это делает их в большей степени «номенклатурой», а не «элитой» или «технократами». И функции у них, скорее, административно-хозяйственные, завязанные на тезис «люди — новое золото».
Подтверждение изменения роли губернаторов можно обнаружить, например, в стилистике последней «Прямой линии» Владимира Путина. Президент фактически отказался от традиционной формы проведения мероприятия, когда его рейтинг поднимался за счет критики региональных глав. На этот раз «головы не летели», так как губернаторы больше не воспринимаются ни властью, ни бизнесом, ни населением в качестве самостоятельных фигур. То есть, критика губернаторов стала бы сеансом самобичевания. В монолитности новой номенклатуры, практически независимой ни от крупного бизнеса, ни от электората, с одной стороны — сила, с другой стороны — «ахиллесова пята». Региональным элитам практически бесполезно бороться с неудобными или неэффективными главами. Но, в случае серьезной проблемной ситуации, это ударит по всей системе — гибкости становится всё меньше.