разворотневаРазворотнева Светлана Викторовна

Кандидат политических наук, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, член Центрального Совета «Всероссийского Совета местного самоуправления». Член Общественной палаты РФ (3 и 4 созывы)

 

Комментарии эксперта:

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Рейтинги мэров в глазах граждан в январе-марте 2018-2019 годов во многом определялись состоянием коммунального хозяйства. Вообще отопительный сезон в России ежегодно является серьезным испытанием не только для работников коммунального комплекса, но и для представителей власти всех уровней. Для органов местного самоуправления проблемы ЖКХ вообще являются критичными – ведь, в соответствии с 131 Федеральным законом, именно органы МСУ отвечают за бесперебойное снабжение граждан теплом, водой, газом и электричеством. При этом состояние местных бюджетов не всегда позволяет выполнять эти обязанности в полном объеме. Инвесторы в сферу ЖКХ также не торопятся вкладывать средства.

Результатом является общее старение коммунальной инфраструктуры и участившиеся случаи аварий на сетях. Прошедшая зима на такие аварии выдалась особенно урожайной. 29 ноября 
380 жилых домов, 16 детских садов, семь школ и три больницы остались без отопления в Биробиджане, где накануне произошла очередная авария на теплотрассе. Причем это была уже пятая авария с начала отопительного сезона. В феврале массовые аварии на тепло и водосетях привели к тому, что горячей водой были залиты несколько улиц Томска, целый ряд домов, школа и два садика надолго остались без воды.  

Осень-зима в Самаре ознаменовалась 7 коммунальными авариями, крупные аварии на сетях отмечались также в Сызрани и Тольятти. В феврале почти сутки провел без тепла 142 квартирный дом в Якутске. В Новосибирске 29 ноября остались без тепла жители 54 жилых домов. 11 января в этом же городе жертвами коммунальной аварии стали еще 74 дома. Список можно продолжать. Следует отметить, что мэр только одного города из перечисленного списка ушел в отставку. Речь идет о мэре Биробиджана. Неизвестно, явились ли проблемы в коммунальной сфере главной причиной ухода градоначальника, однако они, несомненно, внесли определенный вклад  в принятие решения об отставке. В остальных случаях чрезвычайные события, по-видимому, были признаны не виной, а бедой местных властей. Так ли это на самом деле и что реально могут сделать местные власти для предотвращения коммунальных аварий? При всей ограниченности местных бюджетов коммунальная инфраструктура столичных городов являются достаточно привлекательной для инвесторов, готовых вложиться в её модернизацию. 

Главное условие успеха — планомерная и последовательная работа, минимизация коррупционной составляющей, при которой концессионные соглашения заключаются на странных условиях с «темными лошадками», которые не торопятся выполнять свои обязательства. Особенно хороший эффект достигается в тех случаях, когда местные власти работают рука об руку с региональными властями. Так, как это происходит в Перми, Екатеринбурге, Тамбове, Волгограде. Зачастую привлечение инвестиций тормозится заниженными тарифами на коммунальные ресурсы. Известно, что инвесторы редко заключают концессионные соглашения в сфере теплоснабжения там, где цена за гигакалорию ниже 2000 рублей. При этом у органов местного самоуправления есть право принять дополнительную надбавку сверх тарифа, установленного в регионы. Однако используют это право немногие, опасаясь политических последствий. Яркий пример – попытка мэра г. Новосибирска  зимой 2017 поднять тариф на тепло (в Новосибирске он существенно ниже, чем в соседних регионах). Однако это решение немедленно привело к уличным протестам.

Вторым трендом зимы 2018-2019 стала борьба с сосульками и сугробами на городских улицах. Особенно ярко она проходила на фоне избирательной кампании мэра г. Санкт-Петербурга. Безусловно, травмы от падающих с крыши льдин – это всегда чрезвычайная ситуация. Однако снежная зима и работа оппозиции превратили проблему из коммунальной в политическую. Ярким PR-ходом стало появление на стенах лозунгов «Беглов – УБИРАЙся». Попытки исполняющего обязанности градоначальника принять экстренные меры и вывести на улицы для уборки снега бюджетников также были многими встречены без понимания. Таким образом, снег загнал будущего кандидата в мэры в неприятную ловушку, хотя, очевидно, что Беглов всего лишь пытался расчистить те проблемы, которые достались ему от предшественников.

Нечищеные тротуары являются проблемой для многих крупных городов. Тем приятнее отметить, что кое-кто уже научился с ними бороться. Так, Москва, испытывавшая в прошлом году серьезные проблемы с уборкой снега, особенно во дворах, в нынешнем сезоне сделала необходимые выводы и не позволила снегопадам парализовать жизнь города. Успех борьбы со снегом заключается не только в величине бюджета, но и в системной работе. Так, например, в городе Перми в штате мэрии работает целая служба так называемых «квартальных», которые проводят непрерывную проверку работы управляющих организаций, ТСЖ и юридических лиц-собственников земельных участков на предмет качественной уборки. Помогают им в этом многочисленные помощники-общественники. Все это приводит к тому, что проблемы с уборкой улиц и крыш в Перми практически отсутствуют.

 

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

В августе-сентябре ситуация в сфере местного самоуправления продолжает оставаться неизменной. Сохраняется тенденция по фактическому сращиванию региональных органов власти и власти в крупных областных центрах. Достаточно часто представители регионального правительства делегируются руководителем субъекта РФ на должность мэра. При этом работа в органах местного самоуправления для таких выдвиженцев является одной из последовательных ступенек карьерной лестницы, продвигаясь по которой они нередко перемещаются на более высокие позиции в региональных органах власти. Выборы, прошедшие в сентябре в ряде регионов (Воронежская область, Самарская область, Магаданская область и другие) наглядно демонстрируют, что сегодня корпус мэров больше чем когда-либо рассматривается руководством страны как кадровый резерв для формирования губернаторского корпуса.

Национальные проекты, формируемые на основании Майского указа, также способствуют выстраиванию единой властно-финансовой вертикали для органов власти всех уровней. Выполнение поставленных задач требует согласованных действий региональных и местных руководителей. Этому в немалой степени способствует централизация финансирования. Один из самых ярких примеров — реализация программы «комфортная городская среда». Благоустройство всегда было одним из ключевых полномочий местных органов власти. Появление централизованного финансирования на данный национальный проект, с одной стороны, увеличило возможности муниципалитетов, с другой – ограничило свободу маневра, поставило в более жесткие рамки требований и отчетности. Такая же тенденция наблюдается и в других сферах, за которые отвечают муниципальные власти.

В федеральные и региональные законы вносится все больше поправок, которые напрямую регулируют решения и действия органов местного самоуправления. Всё это приводит к тому, что они в еще большей степени становятся подразделением органов государственной власти, а не самостоятельной и независимой «самоорганизацией граждан».

Видимо в этой связи все более модной темой обсуждения становится развитие территориального общественного самоуправления. Именно на этом уровне еще может проявляться общественная инициатива и практика самоуправления. Однако без реальных источников финансирования работа ТОС не может быть эффективной. И большинство ТОСов по разным причинам такого финансирования не имеют.

 

Декабрь 01, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Ноябрь, 2015)

Подготовка к зиме в субъектах РФ в нынешнем году проходила в сложных условиях. Во многих регионах отопительный сезон оказался под угрозой срыва. Главной причиной явилась серьезная задолженность теплоснабжающих предприятий, не позволяющая им расплатиться с энергетиками и закупить необходимые запасы топлива. Во многих регионах в запланированный период не успели провести ремонтно-восстановительные работы на теплотрассах, в многоквартирных домах. В городе Санкт-Петербурге причиной срыва отопительного сезона в отдельных домах стали работы по капитальному ремонту, которые не успели закончить в срок.

По оценке НП «ЖКХ Контроль» наиболее сложная ситуация сложилась в Свердловской области, где долги тепловиков перед газовиками достигли астрономический величин. В числе наиболее проблемных стоит отметить город Асбест, Ревду (в которой жители с весны оставались без горячей воды), Первоуральск, Алапаевск, Кушву, Нижний Тагил, Ивдель, Реж, Махневское муниципальное образование. Долгое время оставались без тепла жители Белоярского городского округа. С началом холодов начались массовые аварии на теплосетях. Например, в ноябре в Екатеринбурге из-за коммунальной аварии было нарушено теплоснабжение в 25 больничных корпусах, двух детсадах, четырех поликлиниках, 41 жилом доме и 51 административном здании.

В числе аутсайдеров и Курганская область, в том числе – город Шадринск, Петуховский, Половинский и Юргмышкий районы. В последних образовался целый «букет» проблем — не ликвидированы задолженности перед поставщиками энергоресурсов, не закуплен необходимый запас топлива, не закончены ремонтно-восстановительные работы в котельных и на сетях, при этом тепловики не представили региональному регуляторы необходимые документы для расчета тарифов.

Серьезные проблемы с началом отопительного сезона традиционно возникли в ряде муниципалитетов Московской области. В нынешнем году в списке наиболее проблемных фигурировали Сергиев Посад, где за долги был отключен ряд ведомственных котельных, жители с весны оставались без горячей воды и с ужасом ожидали наступления холодов. Также многочисленные жалобы в НП «ЖКХ контроль» поступали из Воскресенска и Щелково, где смена управляющих компаний привела к срыву подготовки домов к зиме.

Серьезные проблемы с началом отопительного сезона возникли также в Перми и Кирове, Ижевске. Последний из городов в сводках проблемных числится уже несколько лет подряд.

В Ростовской области за срыв отопительного сезона уволен сити-менеджер города Азова. Подобных проблем в этом регионе раньше не возникало.

В качестве региона, улучшившего показатели, назвала бы Красноярский край. В прошлом году начало зимы было ознаменовано серьезной аварией в полярном городе Дудинка. В нынешнем году отопительный сезон начался в крае без серьезных катаклизмов.

 

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

С самого начала своей работы в Москве Сергей Семенович Собянин позиционировал себя как хозяйственник, подчеркнуто дистанцируясь от многочисленных политических и имиджевых проектов, так характерных для его предшественника – Лужкова. В свое время Юрий Михайлович создал и возглавил Международную ассоциацию крупных городов, объединивших в своем составе целый ряд городов России и СНГ, активно участвовал в защите русских интересов в Крыму, регулярно делал политические заявления по общефедеральным и международным вопросам и даже, как мы помним, выставлял свою кандидатуру на пост Президента РФ. Собянин же, по большей части, сосредоточился на решении вопросов городского хозяйства. Одним из главных направлений его работы стало решение транспортных проблем. И здесь, в отличие от Лужкова, Собянин также предпочитает отказаться от грандиозных проектов типа «четвертого транспортного кольца», поставившего мировой рекорд  стоимости квадратного метра дорожного полотна,  и действовать «точечными методами» — хорды, развязки, трассы-дублеры, регулировка светофоров,  и другие сравнительно дешевые меры. А еще — ускоренное строительство метро, постоянное расширение платных парковок, популяризация велосипедного транспорта. Не все встречают эти меры с восторгом. Расширение зоны платных парковок за пределы третьего Садового кольца вызвало массовые протесты, а действия бесчисленных эвакуаторов породили вопросы даже депутатов Государственной Думы. Но при этом абсолютно все согласны с тем, что город наконец-то «поехал». Другое стратегическое направление работы Собянина – расширение публичных пространств. Благоустройство дворов, парков, прекращение точечной застройки, кратное увеличение спортивных сооружений и пешеходных зон.  Все эти меры постепенно превращают Москву в город, приспособленный не только для работы, но и для жизни. Насколько это вообще можно сделать в городе, в котором проживает 1/10 часть страны. При этом Собянин не придерживается четких идеологических установок. Так, например, в сфере жилищной политики он, с одной стороны, поддерживает курс на внедрение государственных компаний в сферу управления МКД, что, отчасти, свидетельствует о патерналистской или даже социалистической позиции руководства города. Кроме того, в Москве до сих пор сохранились субсидии на текущий ремонт и содержание МКД, которые, через управляющие компании получают практически все жители столицы. А доля расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи, после которой москвичи могут претендовать на получение жилищной субсидии, самая низкая в стране – 10 %. Напомним, что в большинстве регионов претендовать на субсидию возможно, только если расходы на ЖКУ превышают 22 %. С другой стороны,  в вопросах определения взносов на капитальный ремонт Москва заняла достаточно либеральную позицию: «размер взносов отражает реальную стоимость ремонта, при этом за счет бюджетных средств осуществляется только поддержка социально необеспеченных». Напомним, что в большинстве регионов стоимость капитального ремонта софинансируется из региональных бюджетов. 

Целый ряд действий и решений московского правительства нельзя оценить однозначно. Например, компания по ликвидации и замене уличных лотков, борьба с рынками, с одной стороны, позволила улучшить облик города и ликвидировать незаконные места торговли, с другой стороны, лишила рабочих мест довольно значительное количество представителей малого бизнеса, инициировало передел рынка в пользу крупных торговых сетей.  Оптимизация школьного образования, которое, впрочем, Москва осуществляет одновременно с другими регионами страны, с одной стороны, повысило эффективность работы образовательных учреждений, с другой, лишило москвичей заметной части бесплатных услуг, увеличило нагрузку на учителей.  Собянину выпало быть градоначальником в непростое время. В стране кризис. Денег в московском бюджете стало значительно меньше, чем в былые, тучные годы. В этих условиях нельзя не признать эффективность работы мэра, его стремления использовать имеющиеся ресурсы на повышение качества жизни в городе. Возможно, Собянина, в отличие от Лужкова, нельзя назвать влиятельным федеральным политиком. Но то, что Москва по-прежнему является лидером, задающим стране стандарты в сфере городского развития и благоустройства, отрицать невозможно.