разворотневаРазворотнева Светлана Викторовна

Кандидат политических наук, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, член Центрального Совета «Всероссийского Совета местного самоуправления». Член Общественной палаты РФ (3 и 4 созывы)

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 01, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Ноябрь, 2015)

Подготовка к зиме в субъектах РФ в нынешнем году проходила в сложных условиях. Во многих регионах отопительный сезон оказался под угрозой срыва. Главной причиной явилась серьезная задолженность теплоснабжающих предприятий, не позволяющая им расплатиться с энергетиками и закупить необходимые запасы топлива. Во многих регионах в запланированный период не успели провести ремонтно-восстановительные работы на теплотрассах, в многоквартирных домах. В городе Санкт-Петербурге причиной срыва отопительного сезона в отдельных домах стали работы по капитальному ремонту, которые не успели закончить в срок.

По оценке НП «ЖКХ Контроль» наиболее сложная ситуация сложилась в Свердловской области, где долги тепловиков перед газовиками достигли астрономический величин. В числе наиболее проблемных стоит отметить город Асбест, Ревду (в которой жители с весны оставались без горячей воды), Первоуральск, Алапаевск, Кушву, Нижний Тагил, Ивдель, Реж, Махневское муниципальное образование. Долгое время оставались без тепла жители Белоярского городского округа. С началом холодов начались массовые аварии на теплосетях. Например, в ноябре в Екатеринбурге из-за коммунальной аварии было нарушено теплоснабжение в 25 больничных корпусах, двух детсадах, четырех поликлиниках, 41 жилом доме и 51 административном здании.

В числе аутсайдеров и Курганская область, в том числе – город Шадринск, Петуховский, Половинский и Юргмышкий районы. В последних образовался целый «букет» проблем — не ликвидированы задолженности перед поставщиками энергоресурсов, не закуплен необходимый запас топлива, не закончены ремонтно-восстановительные работы в котельных и на сетях, при этом тепловики не представили региональному регуляторы необходимые документы для расчета тарифов.

Серьезные проблемы с началом отопительного сезона традиционно возникли в ряде муниципалитетов Московской области. В нынешнем году в списке наиболее проблемных фигурировали Сергиев Посад, где за долги был отключен ряд ведомственных котельных, жители с весны оставались без горячей воды и с ужасом ожидали наступления холодов. Также многочисленные жалобы в НП «ЖКХ контроль» поступали из Воскресенска и Щелково, где смена управляющих компаний привела к срыву подготовки домов к зиме.

Серьезные проблемы с началом отопительного сезона возникли также в Перми и Кирове, Ижевске. Последний из городов в сводках проблемных числится уже несколько лет подряд.

В Ростовской области за срыв отопительного сезона уволен сити-менеджер города Азова. Подобных проблем в этом регионе раньше не возникало.

В качестве региона, улучшившего показатели, назвала бы Красноярский край. В прошлом году начало зимы было ознаменовано серьезной аварией в полярном городе Дудинка. В нынешнем году отопительный сезон начался в крае без серьезных катаклизмов.

 

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

С самого начала своей работы в Москве Сергей Семенович Собянин позиционировал себя как хозяйственник, подчеркнуто дистанцируясь от многочисленных политических и имиджевых проектов, так характерных для его предшественника – Лужкова. В свое время Юрий Михайлович создал и возглавил Международную ассоциацию крупных городов, объединивших в своем составе целый ряд городов России и СНГ, активно участвовал в защите русских интересов в Крыму, регулярно делал политические заявления по общефедеральным и международным вопросам и даже, как мы помним, выставлял свою кандидатуру на пост Президента РФ. Собянин же, по большей части, сосредоточился на решении вопросов городского хозяйства. Одним из главных направлений его работы стало решение транспортных проблем. И здесь, в отличие от Лужкова, Собянин также предпочитает отказаться от грандиозных проектов типа «четвертого транспортного кольца», поставившего мировой рекорд  стоимости квадратного метра дорожного полотна,  и действовать «точечными методами» — хорды, развязки, трассы-дублеры, регулировка светофоров,  и другие сравнительно дешевые меры. А еще — ускоренное строительство метро, постоянное расширение платных парковок, популяризация велосипедного транспорта. Не все встречают эти меры с восторгом. Расширение зоны платных парковок за пределы третьего Садового кольца вызвало массовые протесты, а действия бесчисленных эвакуаторов породили вопросы даже депутатов Государственной Думы. Но при этом абсолютно все согласны с тем, что город наконец-то «поехал». Другое стратегическое направление работы Собянина – расширение публичных пространств. Благоустройство дворов, парков, прекращение точечной застройки, кратное увеличение спортивных сооружений и пешеходных зон.  Все эти меры постепенно превращают Москву в город, приспособленный не только для работы, но и для жизни. Насколько это вообще можно сделать в городе, в котором проживает 1/10 часть страны. При этом Собянин не придерживается четких идеологических установок. Так, например, в сфере жилищной политики он, с одной стороны, поддерживает курс на внедрение государственных компаний в сферу управления МКД, что, отчасти, свидетельствует о патерналистской или даже социалистической позиции руководства города. Кроме того, в Москве до сих пор сохранились субсидии на текущий ремонт и содержание МКД, которые, через управляющие компании получают практически все жители столицы. А доля расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи, после которой москвичи могут претендовать на получение жилищной субсидии, самая низкая в стране – 10 %. Напомним, что в большинстве регионов претендовать на субсидию возможно, только если расходы на ЖКУ превышают 22 %. С другой стороны,  в вопросах определения взносов на капитальный ремонт Москва заняла достаточно либеральную позицию: «размер взносов отражает реальную стоимость ремонта, при этом за счет бюджетных средств осуществляется только поддержка социально необеспеченных». Напомним, что в большинстве регионов стоимость капитального ремонта софинансируется из региональных бюджетов. 

Целый ряд действий и решений московского правительства нельзя оценить однозначно. Например, компания по ликвидации и замене уличных лотков, борьба с рынками, с одной стороны, позволила улучшить облик города и ликвидировать незаконные места торговли, с другой стороны, лишила рабочих мест довольно значительное количество представителей малого бизнеса, инициировало передел рынка в пользу крупных торговых сетей.  Оптимизация школьного образования, которое, впрочем, Москва осуществляет одновременно с другими регионами страны, с одной стороны, повысило эффективность работы образовательных учреждений, с другой, лишило москвичей заметной части бесплатных услуг, увеличило нагрузку на учителей.  Собянину выпало быть градоначальником в непростое время. В стране кризис. Денег в московском бюджете стало значительно меньше, чем в былые, тучные годы. В этих условиях нельзя не признать эффективность работы мэра, его стремления использовать имеющиеся ресурсы на повышение качества жизни в городе. Возможно, Собянина, в отличие от Лужкова, нельзя назвать влиятельным федеральным политиком. Но то, что Москва по-прежнему является лидером, задающим стране стандарты в сфере городского развития и благоустройства, отрицать невозможно.