Миронов Сергей Михайлович

Председатель партии «Справедливая Россия»

 

 

 

Комментарии эксперта:

31 августа, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2021)

Ситуация в субъектах Российской Федерации этим летом сложилась разная. Условно можно выделить три группы регионов.

Первая из них подверглась сегодня тяжелым испытаниям масштабными пожарами, наводнениями, запредельной жарой и др., которых у нас никогда не было. Основные усилия глав этих регионов сосредоточены на борьбе со стихией и её последствиями, на координации усилий с федеральным центром, на решении острейших проблем людей, которые попали в беду и нуждаются в оперативной помощи. Губернаторы, которые справляются с этой задачей, заслуживают самой высокой оценки.

Другие регионы занимались, если можно так сказать, плановой работой. Губернаторы этих территорий решали социально-экономические проблемы, которые во многих случаях появились до них и копились годами. В ряде мест прикладывались максимальные усилия в борьбе с пандемией коронавируса. При этом проблема добровольной вакцинации большинства населения до сих пор не решена, и вирус не отступил. Успешные главы таких регионов отличаются умением сосредоточить все имеющиеся ресурсы на главных направлениях и достичь поставленной цели в рамках действующего законодательства.

Однако есть и третья группа регионов, главы которых занимаются совсем иным. На носу – выборы, и нужно сделать всё, чтобы у правящей партии в регионе не было проблем, а проблем у оппозиции было как можно больше. Причём правила игры с использованием административного ресурса самостийно устанавливаются на местах. Если победят представители правящей партии – значит, всё хорошо, а если – оппозиции, значит, всё плохо. Если такой подход существует, то жители региона никогда не дождутся развития экономики и социальной отрасли.

Отсутствие честной политической конкуренции порождает застой во всех других сферах. Несмотря на сложность и ответственность своей работы, некоторые губернаторы просто не хотят этого признавать. Конечно, представленная схема весьма условна. Указанные выше особенности каждой из групп в той или иной степени есть в каждом из субъектов Российской Федерации. А избирательная кампания и предстоящие выборы наложили свой отпечаток на деятельность всех губернаторов. И здесь, надеюсь, подавляющее большинство из них делает всё возможное, чтобы выборы на их территориях прошли честно и без нарушений.

Вместе с тем, вряд ли можно говорить о том, что корпус губернаторов в целом стал лучше работать на фоне предстоящих выборов. Даже наоборот – те, кто делают ставку на победу любой ценой, скорее снизили эффективность своей деятельности по основному предназначению. Больше внимания стало уделяться показухе и дешёвому популизму и меньше – решению реальных социально-экономических проблем. А их сегодня немало.

В заключение хочу сказать: экспертные рейтинги глав регионов, безусловно, важны, но только результаты прямого волеизъявления граждан при высокой явке и отсутствии подтасовок позволят дать обоснованную оценку деятельности губернаторов. Чтобы выборы прошли именно так, Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ЗА ПРАВДУ подготовила около 120 тысяч наблюдателей по всей стране, которые будут следить за проводимыми выборами и проверять их честность. Уверен, что, несмотря на все усилия партии власти сохранить свою монополию, она должна быть разрушена.

 

24 декабря, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2020 года)

Приходится констатировать, что влияние губернаторов на подведомственных территориях снижается год от года. 2020-й год, ситуация с коронавирусом обнажили ряд острых проблем, с которыми сталкиваются руководители регионов. В первую очередь, это проблема межбюджетных отношений. Продолжающееся тотальное изъятие налогов в федеральный бюджет угрожает развитию территорий и выполнению социальных обязательств.

Обострение положения в регионах не заставило себя долго ждать. По объективным причинам весной и осенью в подавляющем количестве субъектов РФ не оказалось возможности для быстрой организации системы противодействия распространению коронавируса. Как говорится, спасибо реформе и оптимизации здравоохранения, которые подорвали отечественную медицину, но проблему усугубляет отсутствие средств в региональных бюджетах.

Мы видим, в каком отчаянном положении оказалось здравоохранение. Сегодня люди не могут получать нормальную медицинскую помощь, и та информация, которая попадает об этом в СМИ, – только верхушка айсберга. Не спасла ситуацию даже помощь, которую территории получили из федерального бюджета на борьбу с инфекцией. Деньги пришли с запозданием, и организовывать новые больничные койки стало поздно. Из-за этого в ряде регионов в полный рост встал вопрос о введении чрезвычайного положения и привлечении военных для борьбы с коронавирусом.

Очевидно, что для развития территорий губернаторы должны получить больше полномочий, которые обязательно нужно подкрепить реальными финансами. В противном случае руководители регионов будут всё больше напоминать внешних управляющих, выполняющих указания федерального центра.

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Главной тенденцией последних лет остается усиливающаяся конкретизация запросов активной части жителей городов к градоначальникам и в целом муниципальной власти – все более четкие требования по обеспечению прав жителей в части благоустройства, зонирования городских пространств с учетом мнения проживающих в этих зонах горожан.

Это и тематика экологии, транспортной логистики, удобства застройки и так далее. Все, что называется проблемами современной урбанистики. Все это достаточно конфликтные вопросы, учитывая разность интересов субъектов бизнеса, власти и жителей.

В этой связи на первый план выходит способность городских властей и самих мэров не только предупреждать конфликты, но и использовать запросы граждан в оперативной работе и  стратегиях развития своих городов.  То, что задачи развития городских территорий часто вступают в противоречия  с частными интересами и интересами отдельных групп граждан – на сегодня это обычная практика.

Умение слышать граждан, учитывать разные мнения, находить компромиссы между различными интересами  становится одним из главных качеств успешного главы города. А это значит, что городская власть должна быть открытой к диалогу к главному и  наиболее эффективному способу  предотвращения и разрешения конфликтов.

В этой связи на самом деле подлинный рейтинг, подлинную оценку гражданами работы градоначальников показывают только выборы. Но сейчас люди могут выбирать напрямую мэров всего лишь в нескольких городах. Если брать крупные, то это Москва и Санкт-Петербург, а также семь региональных центров.

Принятие конституционных поправок мало что меняет в этом отношении. Потому что проблема эта не конституционно-правовая, а политическая. Действующая Конституция никак не препятствует и не препятствовала выборности мэров. «Невыборность» буквально продавливала в течение нескольких лет партия «Единая Россия», фракции которой инициировали соответствующие изменения в региональных законах и городских уставах

Интерес тут был прозрачный – укрепление политического монополизма, который предполагает, помимо прочего, полный, зачастую мелочный, контроль региональной власти над местной.

В итоге сложилась ненормальная ситуация, когда местная власть в лице ее руководителей совершенно не зависит от граждан. Это оборачивается тем, что местное самоуправление легко может превращаться в самоуправство, а для решения элементарных местных проблем люди вынуждены обращаться к Президенту страны. Вспомните, например, противостояние вокруг сквера в центре Екатеринбурга, когда конфликт приобрёл общефедеральный резонанс.

Если глава города получает полномочия непосредственно от избирателей, это только усиливает его позиции в решение всех местных  проблем, и эти решения идут на благо горожан.

Сегодня законодательство о местном самоуправлении допускает избрание глав муниципалитетов как гражданами на прямых выборах, так и представительными органами местной власти. Считаю, что следует четко установить: главы муниципалитетов должны избираться только на прямых выборах.

Среди сити-менеджеров есть, безусловно, компетентные и ответственные люди. Но они могли бы делать для городов гораздо больше, если б чувствовали за собой поддержку граждан, если бы отвечали за свою работу, прежде всего перед избирателями.

Местное самоуправление в принципе невозможно без участия граждан. Мы всегда боролись и будем бороться против ограничения возможностей граждан влиять на власть. Горожане имеют право выбирать себе ту власть, которую считают нужной.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Губернаторский корпус, как и прежде, разнороден. Это неизбежно – на любых постах и должностях есть крепкие хозяйственники, есть лидеры, а есть «ведомые», которые не способны на самостоятельные действия, а живут от одного указания сверху до другого. Хочется верить, что представителей первой группы станет больше.

Из сентябрьских выборов надо извлечь правильные уроки. В частности, из пресловутого «муниципального фильтра». Многие до сих пор задают себе вопрос: нужен он или нет? Выборы показали, что не нужен. Победившие «не едроссовские» кандидаты ведь прошли через этот барьер, через  муниципальный фильтр? Прошли! А люди проголосовали против партии власти! Поэтому для обеспечения достойных, справедливых губернаторских выборов надо не только отменять муниципальный фильтр, но развивать реальную политическую конкуренцию на всех уровнях. Тогда голосование будет осознанным, а не «за кого угодно, только бы против ЕР». Голосование «за кого угодно, только против» — тенденция такая же опасная, как и продолжение политической монополии, которую мы с вами сегодня  наблюдаем.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Понимание высокой ответственности за экономическое развитие региона, за привлечение инвестиций, за рост благосостояния населения – такие основные тенденции в губернаторском корпусе я бы сегодня выделил. Губернаторы всегда являлись и являются самостоятельными политическими единицами. Они, по-прежнему, определяют основные направления политического диалога в регионе. Те губернаторы, кто действительно стремится к повышению темпов социально-экономического развития, заинтересованы в конкуренции здоровых политических сил в регионе. Они должны быть гарантами здорового политического диалога. Сегодня перед нашей страной много вызовов. Поэтому нам сейчас особенно важно опираться на собственные силы и ресурсы, пристально, критически оценивать свою работу. В этих условиях чистоплотность и ответственность чиновников любого уровня не просто важна, она – непременное условие их повседневной работы.  Это хорошо стали понимать и в центре, и на местах. Поэтому реакция на коррупционные преступления стала более оперативной и жёсткой. 10 сентября 2017 года состоятся выборы глав 17 субъектов Российской Федерации, из них в 16 субъектах – прямые выборы. В этих регионах нас ждёт серьёзная борьба и заинтересованность исполняющих обязанности глав в своей победе. Честность этой борьбы будет видна по прохождению муниципального фильтра основными кандидатами. В общей же части задача глав – обеспечить в избирательный период  реальным политическим партиям равенство возможностей в избирательном процессе с соблюдением всех юридических норм и правил. В целом, главы регионов действуют в рамках правового поля, обеспечивают равный доступ к СМИ, беспрепятственное распространение агитационно-пропагандистских материалов. Большинство глав оперативно и публично реагирует на нашу критику. Мы, со своей стороны, всегда приветствуем открытый диалог с властью.

 

Декабрь 14, 2015| Национальный Рейтинг Депутатов (№2, декабрь 2015)

Я надеюсь на то, что выборы 2016 года будут настоящим обновлением Государственной Думы, работу которой в настоящее время я, к сожалению, не могу оценить положительно. Это касается и диктата «партии власти», которая часто блокирует полезные и социально значимые законодательные инициативы, и качества целого ряда законопроектов, и недостаточной активности депутатского корпуса.

Обновленная Дума должна стать более слаженным и эффективным механизмом. Что для этого нужно?

Отвечу на примере того, что делает в этом направлении наша партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Во-первых, мы – партия конструктивной парламентской оппозиции. Конструктивной – это очень важно. Мы ни разу не критиковали законопроекты других фракций, инициативы правительства, проект бюджета, не предлагая свое видение, свой вариант.

Во-вторых, мы создали Экспертный Совет при фракции, который обсуждает все важнейшие направления нашей законодательной работы, все важные законопроекты, которые мы вносим в Государственную Думу. Это обеспечивает и качество вносимых законопроектов, и широкое участие в их подготовке и обсуждении значительного числа депутатов.

В-третьих, наше незыблемое правило – аргументация нашей позиции по любому вопросу. И в ходе внутрифракционных дискуссий, и споров с другими фракциями мы признаем только одно «оружие» — аргументы и контраргументы.

В-четвертых, мы активно и энергично подключаем к работе молодых депутатов – тех, кто недавно пришел в Думу и не имеет значительного законодательного опыта. Они принимают участие во всех наших мероприятиях, дискуссиях, перенимают опыт опытных коллег. Такое практическое «обучение у станка» очень эффективно.

Главная сила, способная обеспечить успех в повышении эффективности работы Государственной Думы, — это сами депутаты, их нацеленность на работу, желание служить людям, компетентность и профессионализм. Именно эти качества позволят им, да и Думе в целом, работать эффективно, с большой отдачей, и приносить реальную пользу гражданам.

Поэтому хочется пожелать Думе нового созыва успешной, плодотворной работы на благо граждан России, прежде всего, в социальной сфере – самой важной на сегодняшний день.

А депутатам – здоровья, активности и готовности помогать людям. И хорошей памяти: нельзя ни на минуту забывать, что депутат – избранник и слуга народа, и оправдывать доверие людей он должен постоянно!