Миронов Сергей Михайлович

Председатель партии «Справедливая Россия»

 

 

 

Комментарии эксперта:

24 декабря, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2020 года)

Приходится констатировать, что влияние губернаторов на подведомственных территориях снижается год от года. 2020-й год, ситуация с коронавирусом обнажили ряд острых проблем, с которыми сталкиваются руководители регионов. В первую очередь, это проблема межбюджетных отношений. Продолжающееся тотальное изъятие налогов в федеральный бюджет угрожает развитию территорий и выполнению социальных обязательств.

Обострение положения в регионах не заставило себя долго ждать. По объективным причинам весной и осенью в подавляющем количестве субъектов РФ не оказалось возможности для быстрой организации системы противодействия распространению коронавируса. Как говорится, спасибо реформе и оптимизации здравоохранения, которые подорвали отечественную медицину, но проблему усугубляет отсутствие средств в региональных бюджетах.

Мы видим, в каком отчаянном положении оказалось здравоохранение. Сегодня люди не могут получать нормальную медицинскую помощь, и та информация, которая попадает об этом в СМИ, – только верхушка айсберга. Не спасла ситуацию даже помощь, которую территории получили из федерального бюджета на борьбу с инфекцией. Деньги пришли с запозданием, и организовывать новые больничные койки стало поздно. Из-за этого в ряде регионов в полный рост встал вопрос о введении чрезвычайного положения и привлечении военных для борьбы с коронавирусом.

Очевидно, что для развития территорий губернаторы должны получить больше полномочий, которые обязательно нужно подкрепить реальными финансами. В противном случае руководители регионов будут всё больше напоминать внешних управляющих, выполняющих указания федерального центра.

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Главной тенденцией последних лет остается усиливающаяся конкретизация запросов активной части жителей городов к градоначальникам и в целом муниципальной власти – все более четкие требования по обеспечению прав жителей в части благоустройства, зонирования городских пространств с учетом мнения проживающих в этих зонах горожан.

Это и тематика экологии, транспортной логистики, удобства застройки и так далее. Все, что называется проблемами современной урбанистики. Все это достаточно конфликтные вопросы, учитывая разность интересов субъектов бизнеса, власти и жителей.

В этой связи на первый план выходит способность городских властей и самих мэров не только предупреждать конфликты, но и использовать запросы граждан в оперативной работе и  стратегиях развития своих городов.  То, что задачи развития городских территорий часто вступают в противоречия  с частными интересами и интересами отдельных групп граждан – на сегодня это обычная практика.

Умение слышать граждан, учитывать разные мнения, находить компромиссы между различными интересами  становится одним из главных качеств успешного главы города. А это значит, что городская власть должна быть открытой к диалогу к главному и  наиболее эффективному способу  предотвращения и разрешения конфликтов.

В этой связи на самом деле подлинный рейтинг, подлинную оценку гражданами работы градоначальников показывают только выборы. Но сейчас люди могут выбирать напрямую мэров всего лишь в нескольких городах. Если брать крупные, то это Москва и Санкт-Петербург, а также семь региональных центров.

Принятие конституционных поправок мало что меняет в этом отношении. Потому что проблема эта не конституционно-правовая, а политическая. Действующая Конституция никак не препятствует и не препятствовала выборности мэров. «Невыборность» буквально продавливала в течение нескольких лет партия «Единая Россия», фракции которой инициировали соответствующие изменения в региональных законах и городских уставах

Интерес тут был прозрачный – укрепление политического монополизма, который предполагает, помимо прочего, полный, зачастую мелочный, контроль региональной власти над местной.

В итоге сложилась ненормальная ситуация, когда местная власть в лице ее руководителей совершенно не зависит от граждан. Это оборачивается тем, что местное самоуправление легко может превращаться в самоуправство, а для решения элементарных местных проблем люди вынуждены обращаться к Президенту страны. Вспомните, например, противостояние вокруг сквера в центре Екатеринбурга, когда конфликт приобрёл общефедеральный резонанс.

Если глава города получает полномочия непосредственно от избирателей, это только усиливает его позиции в решение всех местных  проблем, и эти решения идут на благо горожан.

Сегодня законодательство о местном самоуправлении допускает избрание глав муниципалитетов как гражданами на прямых выборах, так и представительными органами местной власти. Считаю, что следует четко установить: главы муниципалитетов должны избираться только на прямых выборах.

Среди сити-менеджеров есть, безусловно, компетентные и ответственные люди. Но они могли бы делать для городов гораздо больше, если б чувствовали за собой поддержку граждан, если бы отвечали за свою работу, прежде всего перед избирателями.

Местное самоуправление в принципе невозможно без участия граждан. Мы всегда боролись и будем бороться против ограничения возможностей граждан влиять на власть. Горожане имеют право выбирать себе ту власть, которую считают нужной.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Губернаторский корпус, как и прежде, разнороден. Это неизбежно – на любых постах и должностях есть крепкие хозяйственники, есть лидеры, а есть «ведомые», которые не способны на самостоятельные действия, а живут от одного указания сверху до другого. Хочется верить, что представителей первой группы станет больше.

Из сентябрьских выборов надо извлечь правильные уроки. В частности, из пресловутого «муниципального фильтра». Многие до сих пор задают себе вопрос: нужен он или нет? Выборы показали, что не нужен. Победившие «не едроссовские» кандидаты ведь прошли через этот барьер, через  муниципальный фильтр? Прошли! А люди проголосовали против партии власти! Поэтому для обеспечения достойных, справедливых губернаторских выборов надо не только отменять муниципальный фильтр, но развивать реальную политическую конкуренцию на всех уровнях. Тогда голосование будет осознанным, а не «за кого угодно, только бы против ЕР». Голосование «за кого угодно, только против» — тенденция такая же опасная, как и продолжение политической монополии, которую мы с вами сегодня  наблюдаем.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Понимание высокой ответственности за экономическое развитие региона, за привлечение инвестиций, за рост благосостояния населения – такие основные тенденции в губернаторском корпусе я бы сегодня выделил. Губернаторы всегда являлись и являются самостоятельными политическими единицами. Они, по-прежнему, определяют основные направления политического диалога в регионе. Те губернаторы, кто действительно стремится к повышению темпов социально-экономического развития, заинтересованы в конкуренции здоровых политических сил в регионе. Они должны быть гарантами здорового политического диалога. Сегодня перед нашей страной много вызовов. Поэтому нам сейчас особенно важно опираться на собственные силы и ресурсы, пристально, критически оценивать свою работу. В этих условиях чистоплотность и ответственность чиновников любого уровня не просто важна, она – непременное условие их повседневной работы.  Это хорошо стали понимать и в центре, и на местах. Поэтому реакция на коррупционные преступления стала более оперативной и жёсткой. 10 сентября 2017 года состоятся выборы глав 17 субъектов Российской Федерации, из них в 16 субъектах – прямые выборы. В этих регионах нас ждёт серьёзная борьба и заинтересованность исполняющих обязанности глав в своей победе. Честность этой борьбы будет видна по прохождению муниципального фильтра основными кандидатами. В общей же части задача глав – обеспечить в избирательный период  реальным политическим партиям равенство возможностей в избирательном процессе с соблюдением всех юридических норм и правил. В целом, главы регионов действуют в рамках правового поля, обеспечивают равный доступ к СМИ, беспрепятственное распространение агитационно-пропагандистских материалов. Большинство глав оперативно и публично реагирует на нашу критику. Мы, со своей стороны, всегда приветствуем открытый диалог с властью.

 

Декабрь 14, 2015| Национальный Рейтинг Депутатов (№2, декабрь 2015)

Я надеюсь на то, что выборы 2016 года будут настоящим обновлением Государственной Думы, работу которой в настоящее время я, к сожалению, не могу оценить положительно. Это касается и диктата «партии власти», которая часто блокирует полезные и социально значимые законодательные инициативы, и качества целого ряда законопроектов, и недостаточной активности депутатского корпуса.

Обновленная Дума должна стать более слаженным и эффективным механизмом. Что для этого нужно?

Отвечу на примере того, что делает в этом направлении наша партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Во-первых, мы – партия конструктивной парламентской оппозиции. Конструктивной – это очень важно. Мы ни разу не критиковали законопроекты других фракций, инициативы правительства, проект бюджета, не предлагая свое видение, свой вариант.

Во-вторых, мы создали Экспертный Совет при фракции, который обсуждает все важнейшие направления нашей законодательной работы, все важные законопроекты, которые мы вносим в Государственную Думу. Это обеспечивает и качество вносимых законопроектов, и широкое участие в их подготовке и обсуждении значительного числа депутатов.

В-третьих, наше незыблемое правило – аргументация нашей позиции по любому вопросу. И в ходе внутрифракционных дискуссий, и споров с другими фракциями мы признаем только одно «оружие» — аргументы и контраргументы.

В-четвертых, мы активно и энергично подключаем к работе молодых депутатов – тех, кто недавно пришел в Думу и не имеет значительного законодательного опыта. Они принимают участие во всех наших мероприятиях, дискуссиях, перенимают опыт опытных коллег. Такое практическое «обучение у станка» очень эффективно.

Главная сила, способная обеспечить успех в повышении эффективности работы Государственной Думы, — это сами депутаты, их нацеленность на работу, желание служить людям, компетентность и профессионализм. Именно эти качества позволят им, да и Думе в целом, работать эффективно, с большой отдачей, и приносить реальную пользу гражданам.

Поэтому хочется пожелать Думе нового созыва успешной, плодотворной работы на благо граждан России, прежде всего, в социальной сфере – самой важной на сегодняшний день.

А депутатам – здоровья, активности и готовности помогать людям. И хорошей памяти: нельзя ни на минуту забывать, что депутат – избранник и слуга народа, и оправдывать доверие людей он должен постоянно!