Великая Наталия Михайловна

Политолог, заведующая кафедрой политической социологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Председатель Общероссийского общественного движения «Социал-демократический союз женщин России»

 

 

Комментарии эксперта:

Июль 31, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2018)

Весенне-летний сезон для глав исполнительной власти (глав администраций) местного уровня власти традиционно считается более спокойным, чем зимний, когда отопительный сезон и подготовка к нему определяет большинство оперативных совещаний в мэрии. Поэтому лето 2018 года будет жарким только для тех мэров, которым предстоит в том или ином качестве участвовать в предстоящих сентябрьских выборах: либо в качестве члена команды, либо обеспечивая ход выборов и их результаты. В первую очередь это касается Екатеринбурга, где была весьма сложная политическая ситуация после отмены прямых выборов, и Томска, где они ещё сохранены. В Екатеринбурге конкурс на пост главы города состоится 25 июля, и уже сейчас подано 22 заявки от кандидатов. Среди вероятных претендентов – первый замглавы администрации Екатеринбурга Алексей Кожемяко, вице-губернатор Александр Высокинский, депутат ГД РФ Андрей Альшевский. 

В Томске в числе кандидатов действующий мэр Иван Кляйн, представляющий «Единую Россию» и кандидаты от ряда политический партий: депутат гордумы Северска Алексей Выборов (ЛДПР), кандидат от «Справедливой России» и глава фракции в Томской облдуме Галина Немцева, зав. кафедрой Томского государственного архитектурно-строительного университета Андрей Петров (КПРФ) и Сергей Трапезников («Яблоко»).

К действующему мэру у горожан накопилось много претензий — от варварского отношений к архитектурному и культурно-историческому наследию до экологии, от перебоев с горячей водой в летний период до роста личных доходов мэра. Замечу отдельно, что практически повсеместный отказ столиц регионов (и не только столиц) от прямых выборов мэра (в июле, например, переход на модель с сити-менеджером была одобрена в Нижнем Тагиле) вопреки аргументам лоббистов этой реформы не сказался положительно на эффективности муниципального управления. Да и вряд ли лояльность губернатору и партийной верхушке партии большинства может быть здесь существенным фактором повышения качества управления. Напротив, вынужденная зависимость от тех или иных групп интересов, которые обеспечивают в т.ч. назначение мэра, мешает проведению адекватной и самостоятельной политики. Более того, должность мэра (главы администрации, сити-менеджера) все меньше становится политической, превращаясь в административно-управленческую, чисто бюрократическую, со всеми вытекающими последствиями.

В системе сложившейся к настоящему времени вертикали власти, успех городских глав будет зависеть во многом от финансового обеспечения и взаимодействия с главой региона, учитывая особенности нашей бюджетной политики и специфику формирования бюджетов муниципалитетов. Однако кадровая политика здесь часто дает сбои, и количество уголовных дел против мэров – хороший тому пример. Уход политики из городского управления во многом привел к сокращению актуальной федеральной новостной повестки, связанной с работой мэров, а собственно в региональных и городских СМИ она ограничивается посещением строящихся объектов, школьных праздников, балов выпускников, решением транспортных проблем, перебоев с электричеством и задержек с подключением воды после профилактических работ.

Интересна тенденция прихода на должность мэров из депутатского корпуса Государственной Думы. Совсем недолго после избрания в высший законодательный орган страны из него были рекрутированы: нынешние мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов, глава администрации Саратова Михаил Исаев, глава администрации Калининграда Алексей Силанов, что подчеркивает административный и скрытый характер кадровых решений, ничего общего не имеющих с самой идеей местного самоуправления. Редкие исключения в этом случае будут связаны либо с трагическими происшествиями и катастрофами (как это было в Кемерово), либо с поводом посмеяться над косноязычием и безграмотностью градоначальников. Активное благоустройство города не всем удается с одинаковым успехом. В то время как Тюмень (врио Руслан Кухарук), Воронеж (мэр Вадим Кстенин), Казань (мэр Ильсур Метшин), Новосибирск (Анатолий Локоть) остаются зелеными и живыми городами с массой рекреационных зон, то мэров Назрани (Алихан Тумгоев), Саратова (Михаил Исаев), Костромы (Виктор Емец), Чебоксар (Алексей Ладыков) справедливо упрекают в неспособности сформировать адекватную стратегию озеленения территорий. Понятно, что успехи благоустройства Казани, Тюмени, запланированный ремонт набережных в Омске (мэр Оксана Фадина) осуществляется не столько за счет городского бюджета, сколько благодаря привлеченным средствам нефтяных и газовых госкорпораций. И если на реконструирование Иртышской набережной мэрия Омска получит деньги «Газпрома», то содержание и развитие детского дополнительного образования и досуга становится для городского бюджета неподъемной нагрузкой и вызывает необходимость привлечения для решения проблемы социальных предпринимателей. Из других заметных направлений деятельности Оксаны Фадиной, ставшей мэром 7 месяцев назад, – кадровые перестановки в городском хозяйстве и активная работа с бюджетными учреждениями. Отметим также, что в случае с Омском мы видим консолидированную работу губернатора и мэра по решению городских проблем. Другая ситуация в Чебоксарах, где глава администрации Алексей Ладыков и глава Чувашии Михаил Игнатьев не всегда способны договориться по некоторым вопросам. Это сказывается и на федеральных проектах, реализуемых в городе (например, строительство Московского моста, где в мае рабочие вышли на забастовку из-за невыплаты зарплаты). Впрочем, на качество жизни горожан это сказывается не так сильно. Город по-прежнему потихоньку строится, реконструируется, убирается. Именно при Ладыкове город наконец увидел обилие детских площадок, хоккейных коробок, началось строительство парка «Амазония», однако избежать, например, внепланового и аварийного отключения воды не удаётся.

Из запомнившихся отставок назову уход мэра Костромы Виктора Емца, который после 6 лет пребывания в кресле градоначальника, в начале июля написал заявление по собственному желанию. Пример все той же неэффективной кадровой политики, когда чиновник назначается по принципу лояльности и преданности. Как итог, масштабные проекты бывшего мэра реализовывались по схеме «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Ремонт единственного моста через Волгу так и не был завершен, реформа городского транспорта фактически провалилась, город фактически переходит к внешнему управлению. Зато активно осуществлялась точечная застройка в исторической черте города, сократились программы по озеленению города. В целом можно оценить последние месяцы, как относительно спокойные, где городские службы работают в штатном режиме.

Декабрь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2017 года)

За последние 2 года в Саратове сменилось 3 градоначальника. В ноябре 2016 года вместо избранного в Госдуму Олега Грищенко главой Саратова стал Валерий Сараев, бывший на тот момент главой администрации Саратова. Однако на посту мэра он задержался недолго: после сентябрьских региональных выборов (губернатора и областных депутатов) за многочисленные нарушения во время организации голосования и подсчёта голосов он был вынужден уйти отставку в сентябре 2017 года.

Новым главой был утверждён Михаил Исаев, который сложил с себя полномочия федерального депутата. Заметим, что М. Исаев, помимо необходимой для всех назначенцев в Саратовской области поддержки нынешнего спикера Госдумы В. Володина, входит в близкий круг ещё одного бывшего мэра — О. Грищенко, с которым он вместе работал на Саратовском подшипниковом заводе.

К тому моменту, как занять пост мэра, Исаев успел побывать депутатом Облдумы, членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. В. Сараев, будучи плоть от плоти представителем административной системы (работал главой администрации двух районов Саратова, заместителем председателя правительства Саратовской области), хорошо знал правила игры и реальные (пусть и весьма ограниченные в наших условиях) механизмы управления городским хозяйством. И хотя существенных сдвигов в качестве жизни за год его руководства городом не произошло, горожане всё же заметили чуть более активное дорожное строительство, кадровые перестановки и некоторые попытки благоустройства дворов и улиц.

В целом за год, например, количество саратовских дорог, соответствующих стандартам, выросло с 4% до 17%, хотя ремонт дорог и осуществлялся за счёт средств регионального и федерального бюджетов. В остальном управление городским хозяйством осуществлялось по традиционной схеме латания дыр и выбивания денег из вышестоящих бюджетов.

Новый мэр М. Исаев, кроме очередных кадровых перестановок и некоторых изменений структуры городской администрации, пока тоже никаких существенных инновационных решений не предложил, да и предложить вряд ли сможет. Уж больно хозяйство незавидное. В интегральном рейтинге качества жизни среди 250 крупнейших городов России Саратову досталось 233 место. По оценкам жителей, самые проблемные области в Саратове — чистота (244 место), качество ЖКХ (233), безопасность (232), общественный транспорт (215), экология (208).

Помимо обозначенных, назовём ещё проблемы обманутых дольщиков, низкий уровень доходов (средняя зарплата в Саратове — 19 тысяч рублей), значительное количество ветхого и аварийного жилья, нехватка мест в детских садах и отсутствие достаточного количества школ. Попытки многострадальных мэров решить хоть один из этих вопросов в условии остродефицитного бюджета, как правило, проваливались. В. Сараев, например, даже пытался посадить на общественный транспорт некоторых чиновников, но транспортная инфраструктура не улучшилась. Между тем, количество маршрутов общественного транспорта медленно, но верно сокращается. Из-за неплатежей возникают ситуации с отключением электроэнергии трамвайных и троллейбусных сетей, что вызывает настоящий транспортный коллапс в городе. Возможностей дотировать городской транспорт у бюджета не было, и тот же В. Сараев подписал постановление, согласно которому стоимость проезда не подлежит ограничениям на 13 городских маршрутах. А кроме транспорта, в городе немало других застойных проблем. Новый мэр Исаев предложил увеличить дефицит бюджета до 60% от консолидированного, что составляет примерно 2 млрд 765 млн рублей и направить эти средства, в первую очередь, на приобретение жилых помещений для граждан во исполнение решений судов, строительство очистных сооружений, реконструкцию центральных тепловых центров и капитальный ремонт многоквартирных домов. Не так давно, в мае с аналогичным предложением выходил на Гордуму и предыдущий мэр В. Сараев. Однако, предложение не прошло в связи с требованием законодательства о недопустимости превышения городских бюджетов более чем на 10%. Это позволяет предположить, что большинство социальных проблем так и останутся нерешёнными.

Поэтому пока демонстрация работы нового мэра ограничивается структурными перестройками в администрации и проектом создания аналога государственной компании «Госжилстрой». В последний год, тем не менее, Саратов выходит на новые формы организации городского пространства и благоустройства города. С подачи и при прямой поддержке спикера ГД В. Володина город стал одним из пилотных регионов реализации проектов Института «Стрелка». Но заметим, что это контракт федеральный, заключался с «Фондом единого института развития в жилищной сфере» и к деятельности городских властей непосредственного отношения не имеет. Сегодня городская власть скорее становится медиатором в конфликтах между варягами-урбанистами и жителями Саратова, общественными организациями, которые не всегда поддерживают идеи специалистов «Стрелки».

Декабрь 20, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2017 года)

Московская область последние годы традиционно входит в пятёрку лидеров в рейтинге субъектов РФ по социально- экономическому развитию.

Зная потенциал области, с уверенностью можно сказать, что в первую очередь именно он во многом определяет столь высокие показатели по ряду индикаторов.

Когда в 2012 г. Андрей Воробьев вступил в обязанности ВРИО губернатора, некоторые эксперты и представители региональных политических элит, возлагали на нового молодого политика много надежд, несмотря на известную всем принадлежность последнего к устойчивой и влиятельной элитной группе.

В преддверии предстоящих губернаторских выборов неизбежно вспоминаешь, с какими предвыборными обещаниями выходил на выборы в 2013 г. ВРИО губернатора Московской области А. Воробьев. Речь тогда шла о решении транспортной проблемы, об отказе от точечной и многоэтажной застройки, о выходе из кризиса в жилищно-коммунальной сфере и, конечно, о наведении порядка в здравоохранении и системе образования, о новых мерах социальной поддержки населения.

Напомним, что Воробьев активно привлекает в правительство молодых специалистов и профессионалов, однако качественных перемен в содержании управления территорией, как нам кажется, не произошло. Экономический рост в этом году был более чем скромный, на уровне 3%; объемы промышленного производства выросли на 12%, не больше, чем в прошлом году, что подтверждает инерционный характер развития экономики.

И даже существенно выросшая в этом году инвестиционная привлекательность региона определяется не только и не столько специфическим инвестиционными климатом и расширением практик работы с потенциальными инвесторами, сколько спецификой области, имеющей не только удобное во всех отношениях местоположение, но и высокий уровень развития человеческого капитала, развитую инфраструктуру.

Довольно значительные бюджетные средства Мособласть выделяет и на поддержку и развитие сельского хозяйства, что обеспечивало рост производства сельхозпродукции. В 2017 г., в частности, было восстановлено 7 молочных ферм за счёт регионального бюджета. Параллельно проводилась активная работа по возврату земель в сельхозборот, что можно расценивать как значительный сдвиг в области развития и сохранения сельского хозяйства области.

Жителям Подмосковья заметна работа Губернатора в области дорожного строительства: инвестиции в эту сферу в 2017 г. были беспрецедентны, что даёт надежду на расширение возможностей транспортной сети и появление новых эстакад и развязок. В то время, как область , повторимся , занимала лидирующие позиции в многочисленных и разнообразных рейтингах различных агентств и общественных организаций, в публичном пространстве последнего года область, возглавляемая А. Воробьевым, стала известна благодаря мусорным свалкам, проблемам с обманутыми дольщиками и лишением транспортных льгот пенсионеров.

Действительно, после прямой линии с Президентом, где был поставлен вопрос о свалках, правительство области посвятило этой проблеме не одно заседание и не один выезд на место, чтоб дало основание уже в декабре 2017 г. Губернатору отчитаться о закрытии 23 мусорных полигонов и заявить о решении мусорной проблемы в течении ближайших трех лет.

Однако говорить о ликвидации нелегального мусорного бизнеса, о реальной рекультивации мусорных свалок, об использовании действительно в широком масштабе новых технологий утилизации отходов было бы преждевременно, да и проблемы свалок в Балашихе, полигонов Купчино и Лесная и др. ещё дадут о себе знать.

Что касается специфики застройки территории, то строительство в Мособласти ведётся более чем активно и приобретает небывалые масштабы, когда многоэтажные башни возводятся в чистом поле, рядом с теми же свалками или в природоохранных зонах. На этом фоне проблемы обманутых дольщиков жилья кажутся тем более значимыми, что решаются медленно и главным образом, силами самих людей.

Серьезные конфликты давали о себе знать и при попытках изменить систему управления жилищно-коммунальной сферой, так как вылились они, главным образом, в передел рынка и перераспределение доходов. Оптимизация деятельности управляющих кампаний, их ликвидация, создание МосОблЕИРЦ спровоцировало задолженность перед ресурсным компаниями.

Неоднозначно можно оценить и ситуацию в социальной сфере. Конечно, оптимизация системы здравоохранения, инициированная федеральным центром, связанная с закрытием и объединением медицинских учреждений, не могла не вызвать существенного недовольства граждан, особенно на территориях, отдаленных от Москвы. С другой стороны, удалось сохранить качество медицинского обслуживания; и в этом отношении Мособласть опережает подавляющее большинство субъектов РФ.

Несомненным успехом Губернатора, пожалуй, можно назвать политику в области строительства детских дошкольных учреждений и школ. Московская область стала одним из немногих российских регионов, где решена проблема нехватки мест в детских садах и ликвидирована вторая смена в школах. В этом году продолжалась работа и по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК), детских спортивных площадок, что имеет хоть и отложенный, но весьма позитивный эффект.

А вот решение двухгодичной давности лишить пенсионеров бесплатного проезда по Москве заметно ударило по рейтингу популярности Губернатора и даёт о себя знать и сегодня, хотя этих льгот лишились и не все категории пенсионеров.

Из заметных реформ вспомним и проводимую в Московской области политику укрупнения муниципалитетов и создания городских округов, когда оказались заменены практически все главы муниципальной власти. В ходе реформы произошло существенное сокращение административного аппарата, что позволило немного увеличить бюджетные расходы на другие нужды. Уход от двухуровневой системы МСУ отчасти решает и проблему постоянных конфликтов за ресурсы, и проблему несогласованности принимаемых на соседских территориях решений. Однако, если с точки зрения управляемости территорий, а точнее, формирования отношений лояльности со стороны местной власти и обеспечения поддержки решений регионального уровня, упрощения принятия решений такой подход видится целесообразным, то с точки зрения развития системы местного самоуправления, выстраивания паритетных отношений между регионом и муниципалитетами, этот подход видится спорным. Местная власть, лишаясь полномочий, избранных легитимно глав, неизбежно превращается в сателлита власти региональной.


Валерий Радаев на посту губернатора находится уже 6 лет. Был утвержден Саратовской областной Думой по представлению президента в апреле 2012 года, а в 2017-м был избран в ходе выборов на второй срок в соответствии с изменениями в законодательстве. 

Будучи выходцем из административного аппарата,  В.Радаев никогда особо не претендовал на роль политика, потому  и в публичном пространстве  Саратовской области,  и уж тем более федерального уровня ярких заявлений  не делал и не делает.  

Несмотря на настойчивые усилия  создать образ «крепкого хозяйственника»,  по большому счету,  остается классическим чиновником-управленцем, следующим инструкции и в высокой степени зависимого от вышестоящего уровня  власти.  В основе его политического капитала большую роль играет  доверие  спикера Государственной Думы РФ  В.Володина. 

Учитывая, что за время губернаторства В.Радаева, саратовская область ежегодно теряла свои позиции по многим социально-экономическим показателям, выходить на сентябрьские губернаторские выборы с серьезной экономической программой ему было достаточно сложно.  Главная стратегия, которая была так или иначе реализована в ходе избирательной кампании – это оперативность и эффективность ручного управления: на ТВ появилась новая программа «Неделя с губернатором», где губернатор  совершает выезды на места и виртуозно критикует нерадивых чиновников. 

Благодаря достаточно сильным возможностям саратовского лобби, в последний год в регион удалось привлечь дополнительные бюджетные средства, чтобы минимизировать особо вопиющие провалы в управлении регионом.  Как известно, Саратовская область в течение нескольких лет входила в лидеры анти-рейтинга по качеству транспортной системы и дорог.  

Парадоксально, но факт, в 2017 г.  по итогам участия в проекте «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого Саратовской области было выделено 2 млрд. рублей,  В.Радаев  получил благодарность Министра транспорта РФ.  

Государственный долг Саратовской области оценивается сегодня в 50 млрд. рублей,  и единственный плюс прошедшего года состоит в том, что он перестал расти, хотя в целом при Радаеве он вырос на 20 млрд. рублей.  

На фоне того, что Саратовская область вошла в число лидеров регионов по банкротству юридических лиц, рассчитывать на рост поступлений в бюджет от бизнеса не приходится, тем более что правительство области фактически объявило о «фискальной мобилизации», в ходе которой должны быть собраны максимальное количество налогов, задолженностей, недоимок, штрафов и т.д., что на деле обернется ликвидацией значительного количества предприятий малого и среднего бизнеса.  

Очевидно, что проблемы с бюджетом и необходимостью выплачивать госдолг, никуда не исчезнут.  Именно этим можно объяснить предложение губернатора В. Радаева отложить вступление в силу целого пакета нормативных документов, направленных на социальную поддержку населения, часть из которых были приняты ещё при предыдущем губернаторе. Причем действие этих документов в который раз переносится, теперь —  с января 2018 на 1 января 2021 года.  Дополнительной помощи не получат инвалиды и их семьи, беременные, кормящие матери и дети в возрасте до 3 лет, родители, дети и вдовы военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Незначительный прирост по объему производства демонстрирует сельское хозяйство Саратовской области.  2017 год был годом рекордного урожая сельскохозяйственных культур, впервые в области за двадцать лет собрали 6 миллионов тонн зерна.  Более активно, чем в прошлом году, проводилась работа по  реконструкции мелиоративного комплекса и по увеличению площади орошаемых земель за счет средств государственного бюджета.  

Весьма остро в Саратовской области стоит проблема обманутых дольщиков, которая приобрела застойный характер и оставалась без внимания областной власти в течение долгих лет.  В этом году, после очередного приезда в область спикера Государственной думы РФ В.Володина и его личных поручений, следственный комитет активизировал работу  в этой сфере, однако до нормализации ситуации еще далеко. 

В заключении не можем обойти тему выборов, поскольку сентябрьские выборы 2017 г. войдут во многие учебники по избирательному процессу. Проводимые с вопиющими нарушениями, организованные в соответствии с лучшим традициями административного ресурса, они вызвали такую волну критики и сопротивления, что в отставку были отправлены глава облизбиркома П.Точилкин, десять председателей ТИКов, и мэр города Саратова.   В целом  В.Радаеву  удалось сформировать более чем лояльную  областную Думу, которая будет бесперебойно одобрять  все предложения исполнительной власти.