Варламов Сергей Олегович

Председатель Правления Ассоциации руководителей образовательных организаций «Дорожная Этика». Руководитель рабочей группы по безопасности дорожного движения Общественного совета при УМВД России по Астраханской области

 

 

Комментарии эксперта:

30 августа, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2023)

Острым моментом в политической жизни региона в июле-августе, отбрасывающим тень на деятельность губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина, стало решение регионального кабмина об экспериментальном запуске выделенных полос для маршрутных транспортных средств по центральным улицам города Астрахани.

Эксперимент введён в рамках реализуемой в регионе транспортной реформы и показал серьёзные недоработки в организации движения, что вызвало дорожные коллапсы, негатив и критику среди жителей регионального центра.

Положительной историей стало прибытие в середине августа очередной партии новых автобусов средней вместимости, которые должны в ближайшем будущем заменить маршрутки и улучшить показатели по транспортному обеспечению жителей региона.

Также сложными темами в области стали вопрос регулярности вывоза ТБО (отсутствие должного контроля со стороны регионального Минстроя и ЖКХ над качеством работы регионального оператора по работе с ТКО) и рост цен на бензин из-за дефицита топлива на большинстве АЗС. Эти вопросы стали ключевыми в повестке губернатора, требующими личного внимания Игоря Юрьевича и вовлечённости в их решение.

 

29 июня, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2023)

Май-июнь текущего года принёс хорошие политические очки Игорю Бабушкину, губернатору Астраханской области, благодаря важным событиям федерального и международного уровня, таким, как:

– организация мероприятий к столетию со дня рождения азербайджанского лидера Гейдара Алиева с прибытием официальной делегации Азербайджана в Астраханскую область;

– масштабный праздник на территории Астраханской области с участием Рустама Минниханова, президента Татарстана – Всероссийский сельский «Сабантуй», который собрал многотысячную аудиторию из нескольких регионов;

– проведение Международного Каспийского научно-образовательного конгресса, который собрал представителей прикаспийских государств обсудить множество общественных вопросов;

– мотопробег вокруг Каспийского моря через прилегающие страны – как оперативная реакция на заявления Владимира Путина о необходимости укреплять международные связи со странами-союзниками;

– инициатива установки мемориала «Астраханцам – Защитникам Сталинграда» на Мамаевом кургане, который открывали совместно с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым и с привлечением широкого круга общественности.

Огромное внимание Игорь Бабушкин уделяет теме специальной военной операции, лично посещая астраханских бойцов на передовой, доставляя гуманитарную помощь. Знаковым событием стало открытие филиала Госфонда «Защитники Отечества», поддержка которого была организована на самом высоком уровне на средства бюджета области. В первые дни работы филиала Госфонда состоялось вручение государственных наград семьям погибших участников СВО Андреем Турчаком – первым заместителем председателя Совета Федерации ФС РФ. Также по личной инициативе губернатора был создан Астраханский именной реактивный дивизион «Лотос», куда активно идёт набор местных добровольцев. Для стимуляции добровольцев, заключающих контракт с 1 июля, инициировано двойное увеличение региональных выплат – до 150 тыс. руб.

Глава области оперативно организовал командировку профильных министров и специалистов для оказания всесторонней помощи мирным жителям после удара по Кременной – это подопечный город Астраханской области. А во время визита на Петербургский международный экономический форум Игорь Бабушкин посетил раненного астраханца в одном из питерских госпиталей.

По части мер по созданию более комфортных условий жизни населения тоже можно отметить плюсы:

– в областном центре начали глобальную реконструкцию канализационной сети в рамках привлечённого ранее губернатором инфраструктурного кредита;

– своевременно завершилось строительство, а также сдача социального жилья для переселения из аварийного жилья;

– с началом летней жары астраханцы ощутили всю прелесть присутствия систем кондиционирования в автобусах, которые были запущены на замену маршруток в рамках транспортной реформы.

 

28 июля, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2022)

В начале июня 2022 года в муниципальном образовании «Город Астрахань» на конкурсной основе был избран новый глава, который фактически исполнял эти обязанности с мая. Новым главой стал Олег Анатольевич Полумордвинов, который уже был на этой должности в период с 2015-го по 2018 год. Ранее Олег Анатольевич возглавлял региональный Минстрой, что означает наличие огромного руководящего и хозяйственного опыта. ​

После сложения полномочий М. Н. Пермяковой в городе осталось множество нерешённых проблем, которые копились с начала периода руководства Р. Л. Харисова, с 2018 года. Но, несмотря на ещё малый срок работы нового руководителя, городские проблемы стали оперативно решаться.

Общественность оживилась, так как к ней снова стали прислушиваться. На многих улицах начали выполнять ямочный ремонт и производить чистку в рамках текущего содержания улично-дорожной сети, чего не происходило в последнее время вовсе. Время реагирования на аварии коммунальными службами сократилось с нескольких недель до нескольких часов. Возобновились работы на некоторых заброшенных объектах благоустройства. Сам глава более активен в медиа-пространстве, чем предыдущие главы, а горожане часто замечают его на объектах городской инфраструктуры, требующих внимания.

Руководство региона и сами астраханцы возлагают на Полумордвинова большие надежды после длительного застоя в развитии города. Стоит обратить внимание на то, что у Олега Анатольевича имеется положительный опыт предыдущего периода руководства, увеличения городского бюджета за счёт повышения эффективности собираемости доходов. Такой подход позволит вернуть город из стадии угасания в стадию обновления и преображения.

 

28 апреля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022)

Позиции губернатора Астраханской области находятся в стагнации по ряду причин. Одна из них – множество нерешённых проблем в системе ЖКХ областного центра. Связано это с пассивной позицией главы МО «Город Астрахань», которая является креатурой губернатора. Но есть и положительные тенденции – возврат в систему органов власти руководителей из числа местных, знающих тонкости и особенности региона.

Также не прибавляют рейтинга губернатору отказ возглавить региональное отделение правящей партии, на что намекала администрация президента, и не ярко выраженная позиция в поддержку военной спецоперации на Донбассе (лишь короткие выступления на мероприятиях по разнарядке федерального центра).

Стоит отметить, что администрация губернатора смогла подавить оппозиционера Олега Шеина, который долгие годы находился в федеральной повестке и являлся лидером общественного мнения в вопросах ЖКХ, чем изрядно портил имидж власти. Считаю это положительным событием. Кстати, проблема бродячих собак была полностью отождествлена с О. Шеиным.

Пока буксуют в регионе национальные проекты: дорожная деятельность, благоустройство общественных пространств, ЖКХ и другие. Так, строительство водопровода в пригородное село Началово опаздывает на год, а некоторые дорожные объекты в Астрахани не были реализованы вовсе. Имеются случаи отказа подрядчиков исполнять заключённые контракты в рамках нацпроекта «Формирование комфортной городской среды» из-за скачков цен, что может привести к срывам его реализации.

В ноябре прошлого года губернатором была анонсирована большая транспортная реформа, которая воспринималась гражданами на «ура» и, согласно поручениям, должна быть реализована к октябрю 2022 года. Проблема транспорта в регионе и городе Астрахани зрела годами, и альтернатива единственному основному транспорту, «маршрутке», так и не появилась. Транспортная реформа должна решить эту проблему, и решать её привлекли РосДорНИИ, который подготовил подробный документ, включающий в себя даже организацию платного парковочного пространства в историческом центре города Астрахани. Собственно, там же находится и административная его часть. Документ готов, но администрация МО «Город Астрахань» исполнять его не торопится, очевидно, выжидая грядущей муниципальной реформы, при наступлении которой большая часть полномочий перейдёт в регион, в том числе транспортная и дорожная деятельность.

В качестве положительной тенденции можно отметить тот факт, что губернатор умеет привлекать в регион дополнительное финансирование, что не раз демонстрировал. Но, к сожалению, нижестоящие управленцы пока не в состоянии быстро перестраиваться и в реальных условиях их своевременно осваивать.

А пока отток населения из региона продолжается, а оставшиеся люди надеются на перемены к лучшему: снижения уровня безработицы, повышения уровня жизни, улучшения экологии, решения вопроса с городским транспортом и частыми авариями на сетях подачи холодной воды.

 

30 ноября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2021)

Глава города (мэр) Астрахани Мария Николаевна Пермякова была назначена на пост временного руководителя муниципального образования с последующим переизбранием с момента прихода в регион нового губернатора – Игоря Юрьевича Бабушкина.

Городская администрация на фоне социально-экономической депрессии региона саботирует работу не только в вопросах решения внутригородских проблем, но и работу администрации области по освоению программ Национальных проектов. Ситуация обусловлена тем, что глава города не является управленческим авторитетом и не способна оказывать влияния на своих подчинённых и руководителей ключевых управлений и подведомственных учреждений. Скажем так, есть некий серый кардинал, который принимает решения в городской администрации и назначает на ответственные должности людей. Отсюда – неспособность руководителя города административно влиять на сотрудников в случае их бездействия и невыполнения прямых поручений. На закрытых совещаниях это выглядит так: глава города ставит какую-либо задачу тому или иному управлению или заместителю, что в результате превращается в перебрасывание задач по кругу и отказ от выполнения по любым предлогам.

7 городских дорожных объектов в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные дороги» не были закончены в срок, что привело к частичному неосвоению и возврату лимитов в вышестоящий бюджет. К одному из таких объектов подрядчик так и не приступил ввиду того, что замену коммуникаций под ремонтируемой проезжей частью администрация должна была осуществить собственными силами, но не сделала этого и отказалась от финансирования.

Количество коммунальных аварий на сетях холодного водоснабжения растёт ежедневно из-за отсутствия должного бюджетирования данного направления и высокого уровня износа действующих сетей. При этом попытки решения данной проблемы сводятся к предложениям увеличения тарифа на поставку холодной воды гражданам на 40% через отдельные инвестиционные программы, что вызывает жёсткую критику со стороны губернатора, а также к обещаниям получения и реализации инфраструктурного кредита.

Уровень доверия к главе города среди населения находится на критически низком уровне из-за того, что в Астрахани не решаются проблемы практически по всем направлениям. Можно назвать высокий уровень оттока населения из-за отсутствия перспектив трудоустройства; огромное количество бродячих собак и отсутствие необходимых для их содержания питомников, что приводит к частым случаям нападения животных на людей; отсутствие развития общественного транспорта в городе, где единственным средством передвижения пассажиров являются маршрутки с ненадлежащим качеством обслуживания, невозможностью безналичного расчёта за проезд и несоблюдением графика работы на линии.

 

Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)

С приходом на руководство городом Радика Харисова Астрахань стала более закрытым городом. Особенно это остро почувствовали мы – общественники. Если раньше в рамках той же «Дорожной этики» удавалось решать совместно с властями какие-то проблемы, решать в оперативном режиме, то с приходом Харисова это взаимодействие застопорилось.

Комиссия при мэре по обеспечению безопасности дорожного движения, которую необходимо проводить раз в три месяца, прошла только второй раз со времени прихода в город Радика Харисова.

Позитивной динамики я не наблюдаю. У нас есть дорожный фонд, который должен проводить какие-то мероприятия, но при Харисове он бездействует, а власти прикрываются работой национальной программы «Безопасные и качественные дороги». Можно сказать, этим пускают пыль в глаза людям – якобы у нас что-то делают, дороги строятся, разметка наносится. Но! Дороги строятся по национальному проекту.

По факту 85% дорожного полотна около школ Астрахани не соответствуют паспортам безопасности. Дороги строятся, а, например, знаки предупреждающие отсутствуют, или не соответствуют нормативам – обрастают зеленью, за которой их не видно.

Возможно, что внимание мэра отвлекают иные сферы. Харисов – креатура бывшего председателя правительства Астраханской области Расула Султанова, который сейчас находится под следствием. А все приближенные к Султанову, естественно, рискуют и своей репутацией, и должностями. С приходом в регион три месяца назад нового губернатора Игоря Бабушкина у Харисова возникли причины для беспокойства за свое кресло, его контракт заканчивается в следующем году. А тенденция прихода не местных элит в регион – очевидна.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Смена руководства Астраханской области назрела давно и была спровоцирована серией коррупционных скандалов во властных верхах региона, в основном в правительстве. Хотя, если подвести в целом итог работы ушедшего губернатора, надо признать, что за 15 лет его работы, столица Астраханской области явно преобразилась, по региону точечно появились городки, «питающиеся» от солнечных батарей, что позволило обеспечить горячей водой круглогодично несколько районов области. При этом всё сделанное экс-губернатором можно назвать обычной работой, в которой ничего грандиозного не было.

Однако отставка прежнего губернатора Александра Жилкина не принесла вздоха облегчения ни обывателям, ни элитам.

У местных элит нет чёткого понимания того, надолго ли сюда «зашел» врио. Нет даже уверенности в том, что он соберётся на выборы.

Врио губернатора Морозов в регионе человек никому не известный. Он выходец из силовых структур, где информацию о своих не принято широко тиражировать.

Понятно, что Морозов, человек не публичный. Поэтому смена астраханской власти пока происходит за кадром. Врио губернатора не предпринимает никаких кардинальных мер. Однако понятно, что такого кандидата прислали не просто так. Цель, которую преследует центр этим назначением ясна – зачистить распоясавшиеся местные элиты и навести порядок.

Уже наблюдается некое политическое оживление в региональных элитах и попытки перетягивать одеяло на себя.

Особенно это заметно со стороны городских властей. Действующий глава города Астрахани, у которого в марте 2019 года заканчивается срок полномочий на этом посту, претендует на пост главы областного правительства и является одним из основных кандидатов, которых прочат на эту должность. Косвенно уже можно проследить его линию — потихонечку стал двигать своего заместителя Виктора Корженко. Он долго занимается БКД (Безопасные и качественные дороги) и достаточно успешно, хотя именно в этом ведомстве был задержан министр Корнильев. Корженко активно пытается решить вопрос благоустройства дорог и оснащения трасс спецсредствами видеоконтроля, чтобы повысить доходы области за счёт сбора штрафов, и тем самым занять пост министра строительства и ЖКХ региона.

В любом случае, радикальных замен до выборов ожидать не стоит. Морозов приехал в регион один, без команды. Думаю, что первое время он будет присматриваться к тем кадрам, которые есть в наличии. А потом, если решит осесть в регионе, возможно сменит команду на приезжих специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Август 29, 2018| Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

Череда произошедших в последнее время в Астраханской области коррупционных скандалов, связанных с высшим чиновничьим составом, не могла не коснуться губернатора Александра Жилкина как руководителя региона. В частности, арест министра строительства, чуть ранее арест его первого заместителя, а также разгоревшийся скандал вокруг ситуации с Федеральной программой «Безопасные и качественные дороги», подпортили рейтинг Жилкина. Думаю, что он мог знать о происходящих в рядах его подчинённых негативных событиях, так как правительство области практически всё сформировано из команды губернатора. Это его давние знакомые, подчинённые. Ситуация у него, можно сказать, на ладони, и как губернатор Жилкин обязан знать что происходит, как расходуются средства и как получается, что они расхищаются.

Впрочем, думаю, фатальных последствий для Жилкина не последует. Уголовное преследование заместителей и министров региональных правительств в связи с коррупцией ныне стало распространённой практикой, но губернаторов, как правило, не трогают. Вспоминается лишь история Никиты Белых, который, впрочем, ярко выражал оппозиционные взгляды.

У Александра Жилкина большие связи в Кремле, за счет которых, на мой взгляд, он и держится на своём месте. Местные элиты как представители нашего, в общем-то, пассивного региона предпочитают не вступать в конфронтацию с губернатором.

Что касается отношения жителей Астраханской области, то многие считают, что отставка губернатора давно перезрела. И каждые полгода появляется новый слух о скором снятии Жилкина в связи с коррумпированностью местных чиновников (это основная претензия жителей). С социальной точки зрения людей не устраивает ухудшающаяся экология. Во многих сельских районах отсутствует чистая вода. Несмотря на то, что несколько лет назад была создана программа «Чистая вода», ситуацию в реальной жизни программа не изменила. На начальном этапе реализации был осужден ещё прежний министр строительства Яковлев. И всё застопорилось. При этом федеральные деньги были освоены, а воды так и нет. Некоторые областные села недостаточно электрифицированы. В астраханской столице ощущается явный перебой с транспортом. Раньше здесь ходили трамваи, троллейбусы. Сегодня осталось лишь несколько автобусных маршрутов, которые пересчитываются по пальцам одной руки, что совсем не отвечает потребностям полумиллионной Астрахани. А мощностей оставшихся маршруток старинного образца (на 13 мест) явно не хватает. Четкого контроля над транспортом не осуществляется. И этот камень тоже в огород губернатора.