Титов Игорь Борисович

Политолог, член Совета директоров, исполнительный директор Консалтинговой группы «РосПолитКонсалт»

  

 

Комментарии эксперта:

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Смоленский губернатор Алексей Островский – человек творческий, депутат, его можно назвать чистым гуманитарием, исходя из образования, которое он получил. И, с одной стороны, это всё могло бы быть минусом, но, с другой стороны, у Островского уже есть внушительный опыт управления регионом. Он достаточно успешно переизбрался на свой пост и не первый год является высшим должностным лицом в субъекте Федерации.

Глядя на Смоленскую область через призму коронавирусной инфекции, можно констатировать, что по распространению вируса регион не в чемпионах, хотя и находится в группе «твердых середнячков». Это связано с двумя причинами. Первая – объективная, так как Смоленск – это не транспортный хаб и не центр трудовой миграции. Но не надо забывать, что это регион, через который проходит одна из важнейших магистралей России, а может быть, и Европы. А вдобавок это и приграничный регион.

За годы своей работы Островский успел наладить весьма эффективные механизмы управления и функционирования системы. А коронавирусный кризис грянул неожиданно для всех. Поэтому по совокупности причин Островский, что называется, выруливает.

Я пристально мониторю смоленские СМИ и могу сказать, что ситуация в Смоленской области достаточно стабильная, истерик не наблюдается.

Однако общероссийской нестабильной ситуацией решили воспользоваться оппоненты губернатора. Так, появилось заявление в прокуратуру на бывшего шефа уволенной в начале марта экс-вице-губернаторши Оксаны Лободы. Этой девушкой, несомненно, затаившей обиду на Островского, на мой взгляд, воспользовались третьи лица, решившие свести с ним свои политические счеты.

В сентябре 2020 года должны пройти выборы губернатора Смоленской области. Сам действующий глава региона пока не заявил официально о своем намерении вновь занять этот пост. И пока не ясно, пройдёт ли сама кампания в сентябре. Тем не менее, любая предвыборная страда активизирует политические страты, а коронавирусный кризис – в общем-то, неплохой фон для предвыборных баталий: только ленивый не воспользуется в своей программе темой борьбы с эпидемией. Только одни будут пользоваться со знаком «плюс» – как хорошо, что мы всё победили, а другие будут в своих интересах выискивать минусы. Вот так и девушка Лобода со своим заявлением оказалась в чьем-то «наполовину пустом стакане», где будет булькать в пику Островскому.

И ту активность, которую сейчас развернул в регионе фонд Сергея Неверова, я оцениваю неоднозначно: у любой медали есть две стороны. Неверов присутствует в Смоленском регионе порядка десяти лет, возможно, подготавливая плацдарм для «Единой России», поэтому здесь возможны всякие «вертикальные» (от администрации президента) или межпартийные (а Островский все-таки ассоциируется с ЛДПР) противоречия.

Между тем, именно в Смоленской области правительство размещает антикоронавирусный госпиталь и планирует сделать такой не один. Это говорит о том, что регион готов, а кроме того, это и новые рабочие места, это и новые отчисления в бюджет области, это и пиар. Всё это показатель того, что Смоленский регион – стабильный и более-менее спокойный, без маргинального буйного элемента. Всё это дополнительные плюсы в копилку Александра Островского как руководителя.

Что касается выборов губернатора, убежден, что нельзя их совмещать с голосованием за поправки в Конституцию, которое, скорее всего, состоится осенью. А мы вернёмся к тому, за что я давно сетую: надо сделать два единых дня голосования в году: весной и осенью. И если в сентябре мы проголосуем за Конституцию, то главу региона, а также федеральный парламент выберем весной будущего года.

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Если говорить о работе губернатора Смоленской области Алексея Островского, то на память невольно приходит старый советский анекдот о том, как трудно плыть первые 15 метров в бассейне с серной кислотой…

Ну, посудите сами. Федеральные власти, видимо, решили провести эксперимент, и чистого политика, опытного и весьма эффективного депутата ГД, не имевшего практического опыта руководства территориями и структурами управления, что называется, «бросили» на руководство весьма непростой дотационной, периферийной тогда области, в качестве губернатора. И это притом, что назначенец не принадлежал к правящей партии, был одним из руководителей оппозиционной парламентской фракции, не имел ни родственного, ни служебного, ни коррупционного отношения к правящим на то время федеральным элитам.

И что в итоге? А то, что, на удивление многих экспертов, а думаю, и федеральных чиновников, Алесей Островский не только поплыл дальше, но и стал показывать результаты. И как умелый и современный руководитель, и как вдумчивый и весьма опытный политик. Конечно, он не лазил по деревьям и не прыгал в омут, как плеяда т. н. «новых управленцев» из т. н. «кадрового резерва». И полагаю, что правильно делал, здоровье дороже.

А вот устойчивый рост региона по многим экономическим и социальным показателям даёт понять, что «мастерство пилота» растёт, и регион плавно и без ощутимых последствий выходит из пике.

Что в уходящем, 2019 году? Первое. Область и её губернатор занимают устойчивое место в середине практически всех всевозможных рейтингов и экспертных оценок. Ни о какой «зоне риска» или «кандидатах на отставку» и речи уже давно не идёт. Второе. Алексей Островский очень, на мой взгляд, правильно и точно заявил о своём позиционировании. Он – человек команды президента. Ни один нормальный федеральный чиновник никогда публично не сможет отказать или вставлять палки в колёса губернатору субъекта с таким позиционированием. Естественно, при качественной и профессиональной подготовке вопросов. А что это так, видно из объема привлеченных инвестиций за год и реализуемых государственных программ и национальных проектов на территории Смоленщины. Заняв надпартийный статус, он смог реализовать ещё один, весьма редкий пока для современной России, проект. Третье. Вдумчивая и плановая кадровая политика. Сочетание политики и профессионализма. Создав коалиционное правительство области, он «примирил» практически всех представителей т. н. оппозиции. И парламентской, и не очень. Естественно, делая реверансы и отдавая приоритеты «Единой России», в руководство региона вошли знаковые представители и других партий. В кои-то веки в этом году при голосовании за бюджет области коммунисты не выступили «против», а скромно воздержались. Уверен, что руководители многих регионов просто завидуют, как всё получилось в ВДЛ региона.

Островский, чуть ли не первый в стране, перешёл от системы годичной отчетности чиновников и оценки их работы к полугодичной. И итогом этого уже стало, если я не ошибаюсь, увольнение двух вице-губернаторов и пяти начальников отделов и департаментов администрации. О чём это говорит? О том, что идет плановый и вдумчивый процесс формирования команды губернатора, исходя из сегодняшних и завтрашних задач и запросов. Следующее. То, что Смоленская область достаточно редко появляется на лентах новостей ведущих СМИ, – хороший знак. Зная о существующей привычке наших журналистов писать, в основном, о плохом, данный факт говорит, что о плохом в Смоленской области писать нечего. Ну, разве это не достижение?

Алексей Островский не допустил развития в регионе нескольких межэлитных конфликтов, возникновения очагов острой социальной напряженности, наличия и активности острооппозиционных структур и СМИ. Нельзя забывать и о том, что только в 2019 году, при поддержке влиятельных федеральных чиновников самого высокого уровня, запущены несколько крупных инвестиционных проектов. А это и рабочие места (занятость, доходы, уровень жизни, демография), и налоговые отчисления в региональную казну, и инвестиционная привлекательность внутри страны и за её пределами (гарантии эффективности вложений, безопасность бизнеса, гарантии региональных властей, защита оп пресловутого произвола чиновников).

В 2020 году должны состояться выборы губернатора Смоленской области. Алексей Островский пока не дал однозначного ответа на вопрос о своём участии в этом мероприятии, сославшись (что естественно и правильно) на решение федерального центра. Прошлые выборы показали, что у него достаточно устойчивая электоральная база, уже имеющий опыт проведения избирательных кампаний предвыборный штаб, лояльная и профессиональная команда исполнителей, устойчивые и конструктивные взаимоотношения с медийным сообществом региона, поддержка большинства элит. В общем, шансы для очередного избрания весьма неплохи. Но я уже не первый раз упоминаю федеральный центр, то есть Москву, Кремль, Старую площадь, Белый дом, Государственную Думу и т. д.  Так у нас сложилось в современной политической России, что без учёта мнения и рекомендаций «старших товарищей» принимать окончательные решения по поводу своего политического будущего – это авантюрно, нелепо и во многом бессмысленно. Так вот, я искренне уверен, что Алексей Островский ну точно не принадлежит к числу таких деятелей.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

У Сергея Собянина есть несколько весьма интересных особенностей. Все его достоинства мгновенно превращаются в недостатки и наоборот. Он много строит — говорят, что много воруют. Он заботится о пешеходах — говорят, что гнобит автомобилистов. И это действительно так, если посмотреть на безумную ширину тротуаров в ущерб количеству полос для автомобилей. Он заставил центр велосипедами, но увеличились проблемы с наземным общественным транспортом. Я уже не говорю про чуть ли не ежегодное перекладывание тротуарной плитки или закупку 900(!) км. нового мраморного бордюра. Конечно, это не может не вызывать вопросы у москвичей. И такая громкая еще недавно программа «Реновация». Куда она делась с экранов ТВ и страниц газет? О ней просто не говорят или она оказалась неудачным проектом? А мы и не знаем.

Но самая, как мне кажется большая проблема Собянина в том, что, несмотря на уже солидный срок пребывания у власти в столице, он так и не стал «своим» в Москве. Многие москвичи до сих пор воспринимают его, как фигуру временную, использующую город, как очередной карьерный трамплин для прыжка еще выше. И все хорошие и полезные дела, которые действительно реализуют московские власти, рассматриваются под «призмой» недоверия и скепсиса. «Ну, еще бы! Иметь такие деньжищи и вообще ничего не сделать?». Отсюда, и существенное негативное репутационное изменение Москвы в глазах остальной России и даже Питера. Все же всё видят.

Но главный прокол, случившийся за последние месяцы, это уже ставшие пресловутыми выборы в МГД. Что произошло? Не знаю почему, но за последний год в команде Собянина полностью сменились люди, занимающиеся внутренней политикой и выборами, в частности. Профессионалов ушли. Пришли чистые коммерсанты. Ну, точно, не профессионалы в политике. А федеральная власть так привыкла, что собянинские всегда действовали автономно и эффективно, что, видимо, не проконтролировала текущую ситуацию. Вот и получилось: примитивно подставились при регистрации оппозиционных кандидатов (и по сбору подписей, и по проверке их подлинности), не просчитали опыт и степень готовности оппозиции к провокациям, не скоординировали действия силовиков, не смогли наладить правильный контакт со СМИ и блогер-сообществом. В общем, наделали кучу самых примитивных ошибок, которых от московских властей никто и не ждал.

Не надо забывать и про начавшуюся уже давно т.н. «Операцию преемник». Понятно, что Сергей Собянин, как глава самого большого, богатого и успешного города в стране, не может не рассматриваться в качестве претендента на самые высокие посты в государстве. И тоже понятно, что есть целая куча влиятельных персон, у которых есть своё мнение по этому поводу и они, конечно, не сидят «сложа руки». Пошла уже большая «битва бульдогов под ковром», о которой мы знаем лишь частично, фрагментарно, не имея полного представления о всей картине «боя». Что касается отношения непосредственно Собянина непосредственно с московскими элитами, то, на мой взгляд, эти отношения носят исключительно вертикальный характер, поскольку все существующие в Москве элиты четко построены под Главу города и его команду, а иные, если и были, то давно «зачищены» или находятся в жестком «подполье».

 

Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)

Давайте начнём с того, что изначально, системно, был заложен конфликт между главой субъекта федерации и руководителем административного центра этого субъекта. И мы все прекрасно помним эти войны, начиная с середины 90-х годов, когда молодой мэр в итоге смещал старого (ещё советского) губернатора и садился на его место. Я сам участвовал в этих историях не раз и видел изнутри всю так называемую «организационную патологию» такой системы.

Потом выборы отменили. Вообще и всех. И пошла мода назначать на руководство административным центром т.н. «сити-менеджеров». Только надо понять, что они должны подчиняться не жителям города, которым как бы руководят, а тем чиновникам или депутатам, которые их назначили. Толку от этого нововведения мало кто получил, и это понятно. Потом, в некоторых регионах попробовали прямые выборы мэров. Да, побеждали популисты. Но деньги то все где? В бюджете региона. И этот популист с протянутой рукой идёт к губернатору. А тот ему: хочу — дам, а хочу — сам понимаешь.

Дальше пошла новая «мода». Этих мэров сажать. Понятно, что мало нормальных людей согласится взять на себя ответственность за целый региональный центр, не обладая определенной поддержкой. Федеральной, региональной, криминальной и ещё какой другой. А, главное, не имея собственного бюджета. Некоторые реально шли «на кормление» и «откаты». И попадали «под раздачу». Типа «ну не повезло». Обратите внимание. Быть мэром теперь «не круто». Они крайние и их всё время сажают. Их, как института, пока не коснулась та самая программа карьерного роста. Их средний возраст теперь выше, чем у губернаторов. Разве это не странно? К чему это ведёт? Есть два варианта развития событий. Первый: институт мэров отпадает вообще, как таковой, и появляется просто «сити-менеджер», назначаемый (ну или голосуемый) региональной властью. Тогда, всю ответственность за жизнь и проблемы регионального центра берут на себя губернатор и депутаты. Второй: мэр города избирается прямым голосованием жителей города. Тогда мы получаем с одной стороны, народного избранника, которого выбрали сами горожане, с его программой, командой, идеологий и т.д. и т. п. А с другой стороны, необходимостью выстраивать отношения (а в том числе и бюджетные) с региональной властью. Мне кажется, что т.н. «федеральный центр» так до сих пор и не определился, по какой модели ему конструировать систему власти в регионах. И это не есть хорошо. Впереди уже выборы, и не одни.

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

Тверская область, как была местом «ссылки» для чиновников, так пока и остается. И все старания Потанина по налаживанию туристического кластера международного уровня остаются благими намерениями, несмотря на вложенные туда тонны денег. Проблема в кадрах и в духе самих жителей. Ну а ряд совершенно непонятных телодвижений власти, таких, как электрички с чиновниками «помолиться в Москву», ни авторитета, ни привлекательности региону не добавляют.

Но! Прежде всего, надо учитывать специфику региона. Тверская область, она даже не Владимирская. Она еще ближе. Я даже говорю не по километражу, а ситуационно. Имейте в виду трассу Москва-Питер. И автомобильные, и железнодорожную. В этой связи, от Твери давно никто уже не ждёт каких либо самостоятельных решений, подходов или новаций. А чего ждут? А ждут лояльности, эффективности, как «подносчика снарядов» и управляемого политического и социального существования. Грубо говоря, «ну хоть от вас то, что бы не было проблем».

В этой парадигме, на мой взгляд, и строится отношение Москвы к формированию элит в Тверской области. И выбор нынешнего губернатора тому яркий пример. К нему есть одно требование: если он приятно удивит Кремль (экономическим ростом региона, новыми подходами, кадровым ресурсом, социальными инициативами), то честь ему и хвала. Главное, что бы область не причиняла «головную боль». И с этим, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации справляется весьма успешно.

Надо сказать, что за неполных три года у власти Игорь Руденя смог установить т.н. рабочий контакт с представителями местных элит и наладить весьма конструктивный диалог. Хотя, надо понимать специфику «пристоличного» региона. Все элиты живут в Москве и вопросы с ними решаются там же.

Тем не менее, область не входит в число совсем «провальных», губернатор — не «двоечник», социальных взрывов не замечено. Конечно, была и пока есть т.н. «проблема областного центра». Тверь, достаточно часто была, не как остальная область. И по итогам всевозможных выборов, и по настроениям избирателей, и по взаимоотношениям городских властей с областными. Но это системная история, присущая не одной Тверской области, ставшая весьма привычной.

Думаю, что у региона сейчас есть несколько ресурсов, которые он просто обязан максимально использовать. Экономически, социально, репутационно. Это новые бизнесы в Твери и нескольких райцентрах с привлечением существенных иностранных инвестиций. Это всё, что связано со строительством новых коммуникаций Москва — Питер. Это агропромышленный комплекс, учитывая логистическую близость к мегаполису. Это новый туристический кластер на Волге. Это ежегодный фестиваль «Нашествие». Если эти темы и направления будут максимально реализованы Игорем Руденей и его командой, то можно ждать существенного прорыва вверх по лестнице к Олимпу успешных и самодостаточных субъектов России.

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Тульская область, в силу особого отношения Москвы к действующему губернатору, становится не только своего рода некой «ВДНХ» но и «кузницей кадров».

Если говорить о Туле, как о неком аналоге выставки достижений, то, конечно, уместнее сказать о достижениях и промышленного, и кадрового хозяйства. Мы все помним, что еще относительно недавно, лидерами и центрами развития регионов ЦФО были Белгородская (потому, что там много лет эффективно управлял Евгений Савченко, как всем казалось – «непотопляемый»), опять же по аналогичным причинам — Калужская область (с Анатолием Артамоновым). Все остальные, как говорится, «и близко не лежали». Так же «близко не лежала» и Тульская область. Ни с Василием Стародубцевым, ни с печально «прославившимся» Вячеславом Дудкой, ни с миллионером Владимиром Груздевым.

И вдруг: очередной эксперимент Владимира Путина, человек из «системы» — Алексей Дюмин. И область пошла. Причем, какими-то ударными темпами. В чем причина? Думаю, что в Путине. Слишком уж много его ставленников, из числа бывших силовиков, оказывались, мягко говоря, слабыми управленцами. И Дюмин — это кадровый реванш Путина. Ну и конечно, сам Алексей Дюмин оказался толковым руководителем. Да и конечно, нельзя не упомянуть грамотно организованный PR. И Дюмина, и всей области. Это заслуга приближенной к Кремлю, Москве, Политбюро компании ИМА. Они и помогали варягу Дюмину «зайти» на регион. Их девушка сидит там вице-губернатором, а другая их же протеже, выстроив работу в Туле, теперь делегирована в Москву, рулить предстоящей здесь избирательной кампанией.

Ну и надо понимать, любой нормальный инвестор, выбирая регион для размещения производства и вложения капиталов, конечно, учитывает отношение федеральных властей к местному начальству. В случае с Тулой и Дюминым, вариант беспроигрышный. Вот вам и экономический рост.

Не удивительно, что губернатор Алексей Дюмин, видимо, по-прежнему очень близок к так пока никому и не известному «списку приемников».

————

Выступив в начале года с очередной пламенной и помпезной отчетной речью в Красногорске, губернатор Московской области Андрей Воробьев показал опять несоответствие оценок работы администрации МО, подконтрольных муниципалитетов реальному положению дел в области.

Думаю, что еще больше усилилось убеждение жителей региона в том, что он, мягко скажем, не совсем самостоятельная фигура.

Это подтвердили и репрессии в отношении неугодных местных чиновников, с помощью федеральных силовиков, и неоднозначные кадровые решения, и просто закрытые глаза в отношении действий лояльных властей районов и муниципалитетов.

А то, что на собрание в Красногорск было приглашено практически всё прокремлёвское журналистское, политологическое и социологическое сообщество говорит о том, что внутренние силы действующего главы на исходе, и без поддержки федерального центра ему будет плохо.

————

Смоленский губернатор Алексей Островский проявляет «чудеса эквилибристики», оставаясь так долго на своём посту, без знаковых успехов (да и откуда их взять на Смоленщине), но и без знаковых скандалов и потрясений. Да, и не будем забывать, что он совсем не из «Единой России», не из «кадрового резерва» С учётом этого, Алексея Островского вообще следует признать долгожителем на губернаторском посту. Тем не менее, ему удается удерживать область в зоне «сейсмоустойчивости», чего, скорее всего, от него и ждут федеральные власти, а он достаточно уверенно эти ожидания оправдывает.

Конечно, трудно сравнивать условия, в которых работает Островский с теми, в которых существуют т.н. «любимчики» (Тула, Белгород, Подмосковье) и даже Тверь (но у тверского губернатора, к сожалению, не много, что получается). Я имею в виду некие преференции в «административном внимании», распределении инвестиционных потоков, приоритете бюджетных отношений. Но и в этих условиях, губернатор Смоленской области, на мой взгляд, выжимает достаточно много из логистики «Минского шоссе» и не даёт окончательно «раздербанить» трассу многочисленным «хотельщикам», в том числе, и силовым.

Кроме того, я знаю о неких системных изменениях в развитии территорий области, пусть и без соответствующего (по московским меркам) пиара. Обращает на себя внимание достаточно самостоятельное поведение Алексея Островского в вопросах кадровой политики в регионе. Тут на память приходит и история с уходом вице-губернатора, олигарха Михаила Питкевича; и некогда «всемогущий» Игорь Шитов с его банком «Смоленский».

Кадровые решения в самом городе Смоленске говорят о неком «запасе смелости и уверенности» губернатора в своих решениях. Говорить об «оглядке» на Москву в данном случае странно, поскольку мало кто может внятно сформулировать, что для Алексея Островского есть та самая «Москва». Есть же формальные каналы коммуникаций, как у любого другого руководителя региона, а есть же еще и имя Островского, как федерального политика. И, думаю, еще не известно, что «во-первых», а что «во-вторых».

 

Февраль 27, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2018)

В первые полтора месяца 2018 года особенной судьбоносной активности мэра Москвы Сергея Собянина и его администрации я не отметил. Разве что был подписан очередной договор с Московской областью и выдан в СМИ рапорт о том, что объём инвестиций в Москву за семь лет увеличился в семь раз (на «радость» всей остальной России).

Заметным было заигрывание команды мэра с московскими пенсионерами, что очень просто объяснить. По многим данным, рейтинг поддержки Сергея Собянина среди жителей мегаполиса упал до рекордных 20%, и ему просто необходимо что-то делать, что бы поддержать свою репутацию в глазах федеральных властей.

В Москве сформировалось устойчивое мнение, что нынешняя администрация работает не для москвичей, а против. Взять наиболее одиозные программы из последних: реконструкция центра Москвы, пресловутая реновация, борьба с пробками. Везде «освоены» просто гигантские средства, а эффект, в основном, отрицательный. И в центре теперь не проехать и не припарковаться, и от реновации остается слишком много обиженных и недовольных, и уровень пробок в Москве бьёт рекорды.

Мэр российской столицы так и не стал для москвичей своим, остался фигурой, исключительно политической, поставленной Кремлём без учёта мнения москвичей или того, что от них остаётся (спасибо реновации). Команда Собянина, осваивая невообразимые бюджеты и достаточно непрофессионально этот пиаря в СМИ, настраивает против Москвы, как субъекта, всю остальную Россию. И понятно, что ни к чему хорошему, это не приведёт.

Конечно, запомнились февральские ляпы с ликвидацией последствий снегопада, когда по телевизору говорят одно, а москвичи видят совсем другое. Или недельные поиски источника непонятного газа, оказавшегося практически «под носом» у мэрии.

Хотелось бы отметить специфику подачи информации о деятельности администрации Собянина. Говорится только о километраже построенных дорог, или количестве открытых станций метро, или прелестях пересадок с одного типа метро на другой. Но совсем не сообщается о стоимости произведённых работ, эффективности и целесообразности вложенных средств.

Считаю, что градус недовольства москвичей работой городских органов власти мэру и его соратникам необходимо понижать, и начать зарабатывать авторитет. Иначе, город выйдет из под системного управления, и пока единичный опыт прихода к власти в муниципалитетах не системной и совсем недееспособной оппозиции может на следующих выборах принять массовый характер. А тогда Москву ждёт управленческий хаос и организационный коллапс. И в этом основная вина уж точно будет лежать на команде Сергея Собянина и на нём самом лично.