Коломойцев Роман Валентинович

Политолог. Главный редактор сайта InFocus.press

 

 

 

Комментарии эксперта:

28 апреля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022)

Март-апрель – время адаптации властей регионов к новой социально-экономической ситуации в связи с известными событиями. Однако в Петербурге пока не заметно оперативной реакции на новые вызовы. И хотя у А. Д. Беглова образовался хороший деловой задел – расширение сотрудничества с Белоруссией в сфере высоких технологий, фармацевтики, медицинской промышленности, модернизации общественного транспорта, на его рейтинг  может существенно повлиять то, что статус основного  «окна в Европу», с чем ассоциируется Петербург, обнуляется. Сорваны все планы по проведению крупных международных спортивных мероприятий в городе и т. д., и замены этому нет. 

В очередной раз не прошедшему испытание минувшей зимой «мусором, снегом и транспортными коллапсами» А. Д. Беглову предстоит напрячь весь свой управленческий потенциал, чтобы удержать безработицу на самом низком в стране уровне, чем  заслуженно гордился Петербург. А вот как собираются власти  ликвидировать огромную нагрузку на медработников, изыскать возможности решить острые социальные проблемы, оказать необходимую в новых условиях поддержку малому и среднему бизнесу – такие планы на сегодняшний день не просматриваются, что не укрепляет моего доверия к  работе губернатора, впрочем, как и доверия населения в целом. Основной недостаток Беглова – отсутствие системного подхода к проблемам города.

 

Если говорить об уровне моего личного доверия к работе руководителя Донского края В. Ю. Голубева, оценю его в «+1», хотя в глазах населения, озабоченного не решаемыми годами проблемами (особенно в ЖКХ и переработке мусора), доверие скорее стремится к отрицательным величинам.

Объективные трудности: бюджет Ростовской области сократили на 6 млрд рублей из-за санкций. Из этой суммы 3 млрд рублей власти решили просто перераспределить и направили их в резервный фонд правительства. Теперь общий размер резервного фонда составит 4,5 млрд рублей вместо 1,5 млрд ранее.

Основное сокращение коснулось строительной отрасли. Так, 119,8 млн рублей сняли с разработки новой проектно-сметной документации, почти 2,2 млрд рублей – с нового строительства и 1,3 млрд рублей — с капремонта.

Проблемы: область – лидер по росту цен на жилье; находится в 20-ке регионов с самыми низкими зарплатами; испытывает дефицит кадров в IT-отрасли; не хватает учителей, в частности, в сфере информатики; продолжается разрушение исторических зданий в центре Ростова. Властям не удаётся обуздать всплески криминала. Всё это – застарелые проблемы, и они стали уже родовыми признаками правления Голубева, влияющими на позиции и отношение населения к главе региона.

Внутриэлитная ситуация в области достаточно спокойная. А в Москве с одобрением восприняли оперативную реакцию губернатора на последние события в Донбассе: в международном аэропорту «Платов», закрытом с конца февраля, в грузовом терминале создан специальный центр гуманитарной помощи беженцам, в том числе из ДНР и ЛНР. Помимо работы волонтеров – сотрудников аэропорта на объединённом складе гуманитарной помощи, «Платов» также оказывает помощь в логистике.

 

Владимир Владимирович Владимиров, губернатор Ставропольского края, демонстрирует активность на разных направлениях. Очевидно, что и население позитивно оценивает последние шаги губернатора.

Владимиров ухватил «нерв» момента – стабилизировать текущую ситуацию. И точно оценил новые задачи: ликвидация разрыва логистических цепочек, замена ряда составляющих местной экономики. Выделил сильные стороны Ставрополья: сельскохозяйственное направление, промышленный потенциал и туризм. Наметил окно возможностей с использованием государственных мер поддержки.

Были оперативно созданы списки импортозамещаемой продукции, которую можно производить на этой территории. Инициативы Владимирова нашли отклик у федерального центра, что даёт возможность Ставрополью участвовать во всех государственных программах поддержки экономики.

Результат: краю на 8 миллиардов рублей увеличен объём льготного кредитования. На 300 миллионов рублей докапитализирована инфраструктура поддержки предпринимательства. С учётом задач поддержки экономики здесь планируется увеличить региональный резервный фонд на 2 миллиарда рублей.

Необходимо выделить разработанные и продвигаемые губернатором семь главных решений для стабилизации ставропольской экономики и потребительского рынка.

Увеличиваются субсидии для хлебопеков на «социальный хлеб». Добавим к федеральному финансированию средства из бюджета края, чтобы сохранить цену «кирпичика» для покупателей на прежнем уровне.

Прорабатываются аналогичные субсидии для молочной отрасли. Минсельхоз края совместно с комитетом по торговле и лицензированию и курирующим отрасль сельского хозяйства Владимиром Ситниковым работают над этим вопросом.

Корректируется нормативная база, чтобы выплачивать поддержку сельхозпроизводителям не по факту произведенных работ, а заранее.

Ускоряется процесс выделения аграриям льготных кредитов, субсидируемых из федерального бюджета.

Создали базу товаров, оборудования, комплектующих и расходников для импортозамещения: будут искать поставщиков или производить самостоятельно.

Расширяется нестационарная торговля продовольственными товарами от краевых производителей.

Из недавних решений: дума Ставропольского края на внеочередном заседании рассмотрела законопроект о региональной поддержке военнослужащих, принимающих участие в спецоперации на территории Украины, и членов их семей.

Ещё одна важнейшая социальная инициатива: в Ставропольском крае развивают сеть государственных аптек на базе госпредприятия «Ставропольфармация».

Как написал В. Владимиров в своем ТГ-канале, «аптеки, которые работают в интересах граждан, – это рыночный механизм регулирования цен на лекарства. Создавать здоровую конкуренцию частным аптечным сетям – в интересах людей».

По инициативе губернатора в Ставропольском крае создадут годовой запас лекарств для детей. Как пояснил Владимир Владимиров, речь о препаратах, аналоги которых не производятся в России. Решение принято Владимировым в пакете антикризисных мер. Ранее президент расширил полномочия глав регионов, поручив им оперативно действовать в ситуации антироссийских санкций. Так что, создавая запас импортных лекарств для детей, глава Ставрополья действует на опережение.

Заслуживает также внимания активность губернатора в социальных сетях, что не слишком характерно для российского губернаторского корпуса. В. Владимиров, в частности, резко ответил тем, кто взломал его официальный сайт и разместил фейковое «воззвание» от его имени к руководству страны по поводу специальной военной операции на Украине.

Оказалось, что специальные службы установили, откуда произошёл взлом, а для губернатора его ответ стал возможностью обозначить гражданскую позицию.

«Обращаюсь к людям, которые это делают. Которые с украинского IP-адреса в Ивано-Франковске (наши специалисты установили это) разместили фальшивое сообщение. Вы взламываете сейчас наши аккаунты, публикуете ложь, пытаетесь внести разлад в наши ряды – между людьми, между главами регионов. Не выйдет. Мы, россияне, поддерживаем друг друга, поддерживаем нашу страну и нашего президента. Наша сила – в правде», – написал Владимиров в своем Телеграм-канале.

Всё это не может не влиять на повышение популярности главы Ставрополья.

 

30 марта, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022)

Получив вместе с огромным количеством проблем мнение жителей, ответивших отрицательно на вопрос популярного областного ресурса: довольны ли они качеством управления Ростовом («да» – 4, 03%, «нет» – 95,97%), А. В. Логвиненко в 2021 году вновь занял пост главы администрации города. В его ответном слове после избрания снова проявился знакомый стиль чиновничества, не ориентированного на оценки людей, не стремящегося к инновационным подходам в управлении таким важнейшим центром Юга России, каким является Ростов-на-Дону. Ростовский глава стандартно пообещал продолжить курс на привлечение инвестиций, сосредоточиться на развитии города и создании комфортной среды, сделав заявку на имидж хозяйственника. И вплоть до настоящего времени глава города по инерции выделяет в своих управленческих решениях поддержку застройщиков и стабильность строительного рынка, игнорируя, в частности, негативное отношение ростовчан к многоэтажному строительству, уродующему исторический облик Ростова, создающему проблемы с транспортом, социальной инфраструктурой, парковками и, что немаловажно, ведущему к вырубке сотен деревьев.

Сначала пандемия потребовала внести коррективы в городскую политику, а теперь ситуация с санкциями требует ещё большей мобильности в решении задач, стоящих перед городом. Просчёт, на мой взгляд, в управленческой практике А. В. Логвиненко – в том, что он формально подходит к изменившимся реалиям. Вот властями Ростова принимается пакет антикризисных мер (отсрочка по уплате арендных платежей, льготные микрозаймы для МСП, мораторий на плановые проверки в рамках осуществления муниципального контроля), однако по сути эти меры повторяют аналогичные, введённые во время локдауна в апреле 2020 года.

Понятно, что значимость муниципального уровня в решении задач, стоящих перед Россией, остаётся невысокой. Однако и на этом уровне, тем более в нынешней кризисной ситуации, необходимо идти на разрыв шаблонов, действовать жёстко, решительно, нестандартно. Ведь ещё в конце прошлого года российское правительство в программе «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» предлагало «рассматривать муниципальную экономику как важнейшую часть национальной экономики и возможность увеличить экономический рост за счёт активизации финансово-экономической деятельности».

Между тем, в администрации Ростова приступили к подготовке второго пакета антикризисных мер в условиях санкций. И что? Заявлен знакомый акцент «на поддержку застройщиков». То есть значительный перекос в работе Логвиненко в пользу инфраструктурных мегапроектов продолжается. При этом более насущная, текущая работа мэрии вызывает постоянные нарекания горожан. Здесь и санитарная очистка улично-дорожной сети, и спасение архитектурного облика Ростова (1 500 раритетных зданий могут исчезнуть в городе), и нерешённые проблемы с мусором, и шесть лет не ремонтировавшиеся теплотрассы. Результат – последний случай прорыва трубы с горячей водой на Малиновского : 13 человек с ожогами.

Некоторую надежду на изменение инерции управленческой парадигмы вселяет то, что «совместно с Торгово-промышленной палатой Ростовской области администрация оказывает содействие предприятиям по поиску поставщиков и построению новых логистических цепочек». Обещана поддержка малому и среднему бизнесу, а также крупным системообразующим предприятиям. Власти Ростова объявили о своём желании встретиться с бизнес-сообществом и представителями крупных российских банков. Все собранные предложения, касающиеся региональных или федеральных полномочий, администрация намерена направить в правительство Ростовской области для рассмотрения.

Всё это – пожелания и намерения. Из конкретных шагов назову появление в администрации Ростова нового заместителя главы по экономике. Им стал Сергей Заревский. В 1997 году он окончил Ростовскую государственную экономическую академию, затем – Ростовский государственный экономический университет РИНХ, имеет учёную степень кандидата экономических наук.

Интересный факт: в 2019 году Сергей Заревский стал финалистом конкурса по выбору главы администрации города. Он конкурировал с Алексеем Логвиненко. По итогу второй оказался лучшим при собеседовании.

 

29 сентября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2021)

Сегодня для мэра мало быть хозяйственником или прилежным чиновником, умеющим в выгодном свете представить в докладах тому же губернатору ситуацию в подотчётном ему городе. Кроме необходимых управленческих навыков, знания законов, финансовой и экономической грамотности, мэр своими действиями, программами, проектами должен воплощать лицо своего города, его историю и перспективы развития, обладать умением коммуникации с жителями, пониманием городских проблем и путей их ликвидации и даже быть немного дипломатом. Необходимо коренным образом изживать практику, когда разного рода земельные нарушения, выигрыш тендеров «приближенными особами» и т. д., коррупционные скандалы, как это сейчас, например, происходит в мэрии Саратова, становятся негативным опознавательным знаком деятельности мэра как главы города, представителя власти. Скандальный «мэрский театр» в Саратове должен стать примером недопустимого явления.

После силовой «зачистки» в мэрии Саратова – особенно после ареста двух бывших вице-мэров и экс-начальника земельного управления – мэру Исаеву ничего не остаётся, как заявлять о готовности сотрудничать со следствием. А пока фигурантами уголовных дел о должностных преступлениях стали Андрей Гнусин, Виталий Желанов и Антон Корнеев – бывшие кураторы земельной и градостроительной политики саратовской мэрии. Как стало известно, вопросы им задаются по поводу изменения видов разрешённого использования земельных участков, что долгие годы было единственной возможностью осуществлять в Саратове строительство многоквартирных домов и объектов коммерческого назначения при покровительстве в муниципальных структурах, правоохранительных и надзорных органах. Судя по всему, главу Саратова Михаила Исаева подобная практика устраивала, и, стоит предположить, что без его согласования или санкции решения об изменении видов использования участков не принимались.

 

24 мая, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2021)

Значимый факт: в сентябре 19 года один из популярных областных ресурсов задал вопрос читателям, довольны ли они качеством управления Ростовом? Результаты таковы: Да – 4, 03%,  Нет – 95, 97% .  Когда прозвучали эти результаты, А. В. Логвиненко занимал должность первого заместителя главы Администрации города Ростова-на-Дону ( с 25 марта по 22 октября того же года). И буквально вслед за этим опросом решением Думы по итогом конкурса (к которому было немало претензий) он  стал главой Администрации, ожидаемо получив в наследство огромное количество проблем, часть из которых находится вне его компетенции (например, строительство метро).

Отказ от прямых выборов мэра, который произошел в 2014 году, пришелся на время начала очередного спада в экономике края.  Доходы ростовчан перестали расти, городская среда не улучшалась, и возникли вопросы вроде:  «почему важные городские решения об уничтожении скверов, фонтанов и парков принимаются без учета мнения горожан?», а доходы чиновников неподотчетны гражданскому обществу. Горожане стали объединяться в инициативные группы, срывать общественные слушания, подавать иски в суды, ходить на митинги и требовать ответов. Вместо диалога  — молчание глав муниципалитетов. Цифровые серверы по московскому образцу, типа «Активного ростовчанина»,  бездействовали, и соцсети взяли на себя функцию оценки работы чиновников, как правило,  негативной, а то и оскорбительной.

В топе проблем города, доставшихся новому мэру, на мой взгляд, главные:

Утрата доверия к городским властям. Деградация социальной и коммунальной инфраструктуры, сохранение памятников старины.  Чистота городских улиц и вывоз мусора.  Очевидные всем ошибки в сфере градостроительной политики. Транспортная проблема (пусть и за пределами полномочий главы города, но его влияние на нее нельзя не учитывать). А вот создание комфортной и безопасной среды в компетенции главы городской администрации. И здесь можно согласиться с выводами местных экспертов: «существующий порядок формирования и распределения бюджета в муниципалитете таков, что новые скверы, дороги, дворы, фасады и общественные пространства напрямую зависят от уровня компетенций команды, которая пришла работать в администрацию города. Надо уметь получать и осваивать деньги федеральных программ». А пока в Ростове опыт участия в федеральной программе  «Формирование комфортной городской среды», далек от успеха. Вместо повышения качества жизни горожан — повысился градус социальной напряженности. Бесконтрольная вырубка скверов, некачественный ремонт дворов, сомнительные градостроительные проекты – все это не добавляет авторитета руководству города.

Вместе с тем, А. В. Логвиненко стал решать одну из самых болезненных проблем донской столицы: весной  начались работы по прочистке и ремонту ливневой канализации. Как известно, в городе 173 километра таких сетей. Очищать от мусора собираются как дождеприемные колодцы, таки и трубопровод.

При этом некоторые участки не прочищали десятилетие из-за того, что у них не было собственника.  «Горожане страдали от подтоплений при выпадении обильных осадков. Теперь вода здесь стоять не будет», — обещает Алексей Логвиненко. Дорожные службы меняют так же и решётки с дождеприёмных колодцев,  устанавливают их в местах, где они украдены. В  администрации объявили, что проводят ремонт элементов дождевой канализации как в центре донской столицы, так и на основных улицах.

Но даже на такие положительные действия главы города, граждане продолжают смотреть скептически. Всем памятны события 20-го  года, когда бывший директор МСУП по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений Евгений Пикин был признан Октябрьским судом Ростова виновным в крупной растрате и в том, что злоупотреблял должностными полномочиями. Уже подсчитано, что в период с июня 2015 года по февраль 2016 года Евгений Пикин растратил свыше 8,6 млн бюджетных рублей, которые предназначались как раз на содержание ливневой канализации. А если еще учесть, что в 2020 году в Ростовской области были арестованы порядка десяти чиновников, включая глав администраций отдельных городов, в основном, за превышение должностных полномочий и частично – за взятки, завоевывать авторитет хозяйственника, пекущегося о благополучии населения города, А.В. Логвиненко еще только предстоит. Пока же причины недоверчивого отношения горожан к работе главы городской Администрации – кроются в теме «груз прошлого». Преодолевать подобные настроения можно только делом и открытостью проводимой городской социальной политики. Тем более в области со сложной обстановкой в связи с пандемией, где даже официальные данные о короновирусных смертях расходятся, что является фактом вопиющей некомпетентности и безответственности определенных структур. Заметим попутно, среди множества награжденных врачей, борющихся с инфекцией, пока нет имен врачей из Донского края.

Кроме того, в выступлениях губернатора Ростовской области Василия Голубева, к сожалению,  не просматривается реакция на известные увольнения или  отставки.  Нет прочной коммуникативной связи власти с населением, общество не имеет информации о  профессиональных  характеристиках персон, назначаемых на освободившиеся должности. Областная власть, в целом,  по-прежнему некий «черный ящик» для граждан, которым остается довольствоваться слухами или компроматом из интернета.

Как в такой ситуации позиционировать себя мэру? Если южная житница России, 12-й по уровню ВВП регион страны, в реальности является депрессивной территорией, о чем все чаще и чаще пишут местные и федеральные СМИ, и  чемпионом по миграции населения оттуда?

 Справедливо и мнение, что в возглавляемом А.В. Логвиненко Ростове весьма активны девелоперские компании, хотя движение на рынке недвижимости в условиях, когда в остальных секторах экономики развития нет – азбучный признак наступления социально-экономической деградации.

Вот и еще одна задача для мэра, но пока нет признаков, что она осознается городскими властями: ветхость инфраструктуры ЖКХ не рассчитана на девелоперскую гигантоманию. Микрорайон  должен иметь в шаговой доступности поликлинику, школу, детский сад, библиотеку, магазин и так далее. А как подключать эти бетонные муравейники к коммунальным сетям советского периода, чей «потолок» – малонаселенный квартал из пятиэтажек? Естественно, перегруженные,  морально устаревшие коммуникации ЖКХ в таком случае не выдержат. Хотя, как пишут местные журналисты, «Ростов –на-Дону ещё не дошёл до стадии Таганрога, где недавно мэрия отключила центральное водоснабжение и завозила питьевую воду в цистернах». Однако близок к этому. Ситуацию накаляет то, что находящаяся в частных руках ростовская инфраструктура ЖКХ регулярно попадает в коррупционные скандалы, управляющие в этой сфере компании банкротятся. Норма для Ростова – графики отключения света по районам. Рубильник могут вырубить и не предупреждая» .

Повторю то, на чем уже неоднократно настаивал: из собственных наблюдений и анализа настроений российского общества следует  однозначный вывод о том, что сегодня у людей повсеместно сложился запрос на иное качество и прозрачность  власти.  Необходимы качественные ротации в рядах управленцев и объединение усилий по программному планированию их деятельности, направленной на развитие региона или отдельного города.  Подчеркну, деятельности, а не ситуативной реакции на чрезвычайные обстоятельства, опять же во многом вызванные нерадивостью чиновников. Пока, в большинстве случаев,  происходит псевдоротация: когда увольняют за «утрату доверия» или арестовывают проворовавшихся чиновников, что заметно в той же Ростовской области.  Но кто приходит вместо них? По каким параметрам и критериям обновляется власть? Не такой ли подход должен ложиться в основу кадровой политики, касается  это целого региона или отдельного поселения?   Во всяком случае, гражданам это неизвестно.

27 августа, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)

Ростовская область и сам Ростов-на-Дону  – настолько яркий и своеобразный во многих отношениях регион юга России, со своим уникальным лицом, историческими корнями, традициями, национальным и социальным составом, что представить во главе этой земли наёмного менеджера, как позиционируют сегодня свою деятельность некоторые губернаторы так называемого «технократического призыва», считая себя директорами филиалов большой вертикальной корпорации, для которых жители – подчинённые, зачастую мешающие выполнять кремлевские KPI – ключевые показатели эффективности – по-моему, невозможно. 

В этом смысле губернатор Василий Юрьевич Голубев, возглавляющий Ростовскую область уже десять лет, уроженец здешних мест, знающий местную специфику и имеющий за спиной основательный научный и управленческий опыт, на своем посту – фигура органичная. Что и позволило ему после первой пятилетки правления, когда в 2010 году на губернаторский пост он был выдвинут президентом Дмитрием Медведевым, одержать уверенную победу на выборах 13 сентября 2015 года с результатом в 78,2% голосов избирателей. Полагаю, это произошло, в частности, и потому, что В. Ю. Голубев избегал на первом этапе своей работы испытанной бюрократической тактики уклонения от сложных вопросов и популистских «заигрываний» с населением, хотя наследство ему досталось непростое. 

В октябре 2019 года Василий Голубев вошёл в топ-25 лучших глав регионов России (по версии davydov.in), где управленцы оценивались по ряду показателей, в числе которых –профессиональная репутация, аппаратно-лоббистский потенциал, значимость курируемой сферы, возраст, наличие крупных успехов или неудач. А совсем недавно, согласно рейтингу аналитического центра «Минченко Консалтинг», В. Ю. Голубев входил в ТОП-8 самых сильных губернаторов, руководящих более десяти лет. У Василия Голубева, как и у Ростовской области, действительно неплохие показатели во всевозможных федеральных рейтингах: от индекса власти (в марте он оказался на 26-м месте среди всех глав регионов) до рейтинга эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2018 году —там область на 12-м месте. 

​Перечислю коротко, что из особенно значимого, на мой взгляд, удалось сделать В. Ю. Голубеву за время своего губернаторского десятилетия. Во-первых, он продвинул программу развития сельских территорий Дона, хотя повсеместно проблемы села уходят практически на задний план. С 2014 года по его инициативе введено в эксплуатацию 88 объектов газификации и водоснабжения. До конца 2019 было запланировано введение значительных объёмов водопроводных и распределительных газовых сетей.  В «100 губернаторских проектов» включён и шахтёрский вопрос. Из областного бюджета на возобновление строительства жилья для шахтерских семей было выделено 273 млн рублей.  Ростовская область принимает участие во всех национальных проектах. А в рамках местного проекта «Правовая помощь онлайн» по инициативе губернатора организована цифровая площадка, где ростовчане могут получить консультацию органов власти онлайн, в том числе и прокуратуры Ростовской области. 

​Из положительных моментов работы В. Ю. Голубева следует также выделить назначение именных губернаторских премий  талантливым молодым ученым и инноваторам, создание в  древней столице  донского казачества, станице Старочеркасской, парков «Донской» и «Ефремовский». 

По многим ключевым показателям 2019 год стал самым успешным для экономики Ростовской области: ВРП впервые превысил порог в 1,5 трлн рублей. Было реализовано более 160 проектов стоимостью 30 млрд рублей. Средства привлекались за счёт инвестиций. Некоторые заводы Ростовской области увеличили показатель производительности труда за полгода на 31% — это был лучший показатель в стране.

Новый стадион «Ростов-Арена» попал в первую тройку футбольных площадок России, а южная столица, Ростов-на-Дону, вошла в ТОП-100 самых комфортных российских городов благодаря экологической ситуации. Правда, по уровню безработицы область лишь в середине списка – на 41-м месте. По статистике заболеваемости коронавирусом – на 9-м месте при летальности 1,90 процентов (288 из 15 123 на 17 августа этого года).

Соглашусь с теми экспертами и журналистами, которые ставят в заслугу В. Ю. Голубеву «амортизацию событий 2014-2015 годов, когда в регион хлынул поток беженцев с Украины». В связи с этим чрезвычайным обстоятельством не  возникло никаких социальных кризисов. Область достойно приняла на себя последствия войны на Донбассе. 

Очевидно, что курс губернатора был изначально ориентирован на стабильность в регионе. Однако общая социально-политическая ситуация в стране, особенно после проведения пенсионной реформы, не могла не сказаться на каждой отдельной области. Ростовская не явилась исключением. Снижение социально-политической устойчивости региона началось с 2018 года, на что повлияли такие события, как митинг против застройки Александровской рощи, протест жителей Левенцовского микрорайона против строительства мусороперерабатывающего завода, ситуация вокруг агрохолдинга «Евродон», множество жалоб ростовчан на «транспортную реформу», голодовка дольщиков ЖК «Баррикадный», многочисленные отставки чиновников правительства региона и администрации города.

В этот период специалисты фонда «Петербургская политика» оценили социально-политическую устойчивость Ростовской области как пониженную. На декабрь 2018 года она составила 5,9 балла из 10 возможных.

​Снижению стабильности в области, кроме негибкости местных управленческих структур, неумения власти в лице губернатора оперативно перестроиться и вступить в диалог с гражданскими активистами и оппонентами, есть, как уже говорилось, и объективные причины. Тесно связанный организационно и политически с правящей партией «Единая Россия», В Ю. Голубев вместе с её руководством не уловил изменений в российском социально-политическом климате, которые стали триггером падения авторитета этой партии в глазах россиян и причиной снижения партийного рейтинга. Эти процессы не могли не сказаться на авторитете отдельных членов «ЕР», особенно тех, кто занимается реальной управленческой деятельностью.  

Согласно данным июльского опроса Левада-Центра, количество граждан, которые считают, что дела в стране идут в правильном направлении, составляет только 42%, обратного мнения придерживаются 40%. Еще 18% граждан затрудняются с ответом. 

Относительное равновесие голосов «за» и «против» демонстрирует, что период «крымского консенсуса» власти и общества заканчивается. Власть теряет поддержку общества, а общество утрачивает единство мнений насчет многих решений власти, раскалываясь «на агрессивных лоялистов, не менее агрессивных нонконформистов и на молчаливые, но раздраженные, обладающие двойным мышлением социальные слои», что неизбежно усиливает внутреннюю конфликтность в стране.

​В России конца 10-х годов возникло новое явление – атмосфера социальной рефлексии, к чему, судя по всему, оказалось не готово чиновничество разных уровней, и не только в Ростовской области. Между тем подобная атмосфера порождает интенсивный рост критических настроений по отношению к действиям управленцев, прорывающихся где-то в протестных митингах, а где-то – в эмоциональных комментариях (пока!) в социальных сетях. Подобный информационный вызов мог бы стать элементом  обратной связи власти и общества, своеобразным барометром общественных настроений, фактором в налаживании диалога с активными гражданами, если  бы государственные структуры его адекватно восприняли. Однако в той же Ростовской области общение с населением ограничивается привычным официозом. А следовало бы услышать, что люди в сетях  говорят о неумении губернатора подбирать и расставлять кадры «для качественного решения задач на благо людей, а не кучки коррупционеров». Как их беспокоит, почему в «животноводческой области упало производство мяса, и десятки тысяч семей остаются без работы»… Что закрываются многие проекты, и персонал сокращают, что «с минэконом работать сложно и бесполезно, т. к. инвестпроекты никого не интересуют…». 

Публичной реакции губернатора и его пресс-службы на подобные «крики души», которых сотни в читательских комментариях к публикациям местных медиа, не заметно. Неформальный разговор с обществом не налажен. Хотя обвал коррупционных скандалов в области в последнее время требует объяснений и самокритики в проведении кадровой политики. 

​С февраля 2019 года регион лихорадят отставки и аресты высокопоставленных чиновников. Всё началось с задержаний по «делу архитекторов», когда были арестованы главный архитектор Ростова Роман Илюгин, главный архитектор Ростовской области Алексей Полянский и главный архитектор администрации Мартыновского района Александр Корчига. В отношении них были возбуждены уголовные дела по статьям «Превышение должностных полномочий» и «Мошенничество». По версии следствия, чиновники незаконно выдавали и продлевали разрешения на строительство многоквартирных домов. Арестован экс-глава Первомайского района Артур Григорян за превышение должностных полномочий. След от этого ареста ведёт к бывшему сити-менеджеру Сергею Горбаню, что  бросает тень на репутацию самого губернатора. 

В конце ноября 2019 года задерживают министра — Татьяну Быковскую, а также одного из ее заместителей Станислава Беседовского. Несколькими месяцами позже были выявлены факты кражи денежных средств на объектах ЧМ-2018. В марте в отношении министра строительства, архитектуры и территориального развития Николая Безуглова было возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями. Фигурантами того же дела стали директор ГБУ «Ростовоблстройзаказчик» Сергей Мищенко и заместитель губернатора по вопросам ЖКХ, строительства и архитектуры Сергей Сидаш. В доме последнего прошли обыски, а самого чиновника суд оставил под стражей. По версии следствия, при строительстве «Ростов-Арены» использовался песок более дешёвой фракции, чем был оплачен по документам, в результате чего ущерб бюджету составил более 200 млн рублей.  

К отрицательным «итогам» работы В. Ю. Голубева граждане относят смену собственников и уничтожение сразу нескольких знаковых для региона предприятий, включая крупнейшего в Европе производителя мяса индейки — компанию «ЕвроДон». Банкротством завершилось и дело Ростовского электрометаллургического завода в Шахтах. В конце мая того же года была задержана заместитель начальника донского УФНС Ирина Александрова. Как сообщил источник в правоохранительных органах, «она отменила решение об отказе в возмещении НДС одному обществу с ограниченной ответственностью, речь шла о 21 млн рублей».  Кроме этого, появилась информация о возбуждении уголовного дела в отношении ещё одного бывшего высокопоставленного чиновника, в недавнем прошлом – заместителя губернатора Александра Гребенщикова. По сообщениям региональных СМИ, его подозревают в уклонении от уплаты налогов более чем на 100 млн рублей. Добавим к этому перечню неожиданную отставку ещё одного заместителя главы региона, Юрия Молодченко. 

Аналитики отмечают, что донской регион – на втором месте в стране по количеству раскрытых взяток. Здесь непомерно высока стоимость ЖКУ (особенно электричества, и это – при наличии АЭС). Три областных  города вошли в рейтинг самых грязных в России. Область является лидером в ЮФО по кризисным ситуациям и аутсайдером по обеспеченности медицинскими кадрами. Граждане жалуются, что регион завален мусором, а после одного из визитов генпрокурора страны в Ростов, по сообщениям местной прессы, здесь возбуждено сразу 40 уголовных дел, касающихся нарушений в строительстве, выделении земли и прав дольщиков, не говоря уже о качестве местных дорог.

​На примере Ростовской области наблюдается весьма тревожная тенденция: издержки и ошибки региональной политики становятся источником чрезмерной конфликтности для федеральной власти и способны непосредственно повлиять на её авторитет и устойчивость.

​13 сентября 2020 года в Ростовской области пройдут выборы губернатора. О своём намерении принять участие в них президенту Владимиру Путину уже сообщил действующий губернатор Василий Голубев. 9 июня он отчитался перед главой государства о проделанной работе за прошедший год. В конце отчёта Голубев попросил Владимира Путина поддержать его кандидатуру на сентябрьских выборах. 

​Поддержит ли избиратель? Это – большой вопрос при отсутствии простроенных коммуникаций администрации области с обществом. Но ведь были и есть несомненные достижения у губернатора В. Ю. Голубева, и, несмотря на цейтнот, ещё остается время вступить в диалог с земляками.  

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Мэр Ростова-на-Дону продолжает формировать свою команду, что, надеюсь, станет позитивным фактором, направленным на повышение эффективности управления миллионным городом. Пока Алексей Логвиненко раздаёт обещания гражданам, заявляет о наличии множества идей. Но как они будут реализовываться, зависит ещё и от формирования новой гордумы, и от развития эпидемиологической ситуации. 

Для эффективности местного самоуправления, на чём сегодня делается акцент, считаю особенно важным умение мэра наладить диалог не только с вышестоящими властями, но и с гражданским обществом, с различными его силами, тем самым став ключевым коммуникатором в цепочке взаимодействия населения и власти.

Многие провалы российской власти в широком понимании связаны именно с тем, что власть не умеет говорить с людьми, а предпочитает договариваться с так называемыми элитами. Тем более, муниципалам во главе с мэром, отвечающим за вполне конкретный участок работы, необходим диалог с населением. Нужно создавать условия и площадки для такого диалога, в том числе с различными общественными и политическими силами. Пора понять, что время «формальных собраний с декларативными итогами» прошло. Ведь в связи с последними изменениями в Основном законе увеличивается объём полномочий муниципальных органов, возникает больше финансовой свободы, эти органы приобретают реальный управляющий статус. 

Конечно, если бы в 2014 году не были отменены прямые мэрские выборы, и Алексей Логвиненко пришёл на свой пост в результате прямой поддержки горожан, он мог бы свободнее распоряжаться своими полномочиями и строить политику в городе с учётом тех пожеланий и претензий людей, которые высказывались в ходе предвыборной кампании. А теперь ему и его сторонникам предстоит предпринять немало усилий, чтобы реабилитировать имидж муниципальной  власти в глазах населения Ростова, подорванный предыдущими управленцами. По-прежнему жива в памяти ростовчан история с масштабным пожаром, когда без крыши над головой остались тысячи людей…

Поэтому задачи перед Алексеем Логвиненко стоят непростые, пиаром здесь не обойдёшься.  Чиновник пока по инерции делает упор на выполнении Стратегии развития Ростова до 2035 года и майских указов президента. Однако в городе невпроворот конкретных проблем – надо коренным образом усовершенствовать работу муниципальных служб, навести порядок с парковками в городском центре, благоустроить набережную, принять новый план развития центральной части Ростова, привлечь федеральные деньги на реконструкцию памятников и т. д. Поэтому пока о политическом значении фигуры мэра говорить рано.

Невозможно ныне считать достоинством факт компенсации отсутствия опыта управления принятием статуса некоего чиновника-креатуры, «верного человека» вышестоящего начальника. Так же, как и ставшее уже штампом определение «крепкий хозяйственник» утратило решающее значение и теперь должно восприниматься как норма в профессиональной деятельности любого управленца. На первый план выходят другие качества и умения. Среди них главное – ответственность руководителя и его способность выстроить работу с людьми, слушать и слышать их. Мало того, что Алексей Логвиненко на хорошем счету у областных властей. В конечном итоге оценку его деятельности будут давать ростовчане. Мэры меняются – города остаются. 

Рассматривая текущий период деятельности, в плюс мэру Ростова-на-Дону можно отнести то, что он откликнулся на просьбы людей сохранить парк Осенний, раскритиковал несовершенный проект по реконструкции Театральной площади. Но вот многочисленные требования общественности не разрушать историческое здание «храма знаний» – уважаемый и известный в крае лицей № 20 им. В. П. Поляничко – приняты во внимание не были…

Разумеется, никто не отменяет обязанности градоначальника и его команды оперативно реагировать на проблемы, связанные с коммунальными, экологическими или  инфраструктурными осложнениями. Но предпочтительнее, когда эти осложнения не становятся вызовами, а просчитываются, предвидятся и устраняются до того, когда они превращаются в чрезвычайные обстоятельства.

Чего, кстати, не случилось в Ростове-на-Дону. Трагедия с гибелью девочки в центре Ростова, когда в ночь с 30 июня на 1 июля 2016 года на город обрушился ливень, не стала жёстким уроком для местных чиновников. Судя по всему, с тех пор не поднимались вопросы о весьма своеобразном «благоустройстве» города вкупе с неработающей ливнёвкой, что опять и спровоцировало в середине июля вызванный дождём настоящий потоп в центре донской столицы. К счастью, без жертв.

Бывает, что изнутри бессилие, упадок управленческих потенциалов незаметны, подобное происходит, когда власть теряет обратную связь с теми, кем управляет.