Скурлатов Игорь Валерьевич

Доктор политических наук, профессор кафедры геополитики Московского института национальных и региональных отношений

 

 

Комментарии эксперта:

28 апреля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022)

Калининград. В кольце врагов… В последнее время мы сильно увлеклись денацификацией на Украине и совсем забыли о стратегически важной точке на геополитической доске Европы – Калининградской области, окружённой с двух сторон враждебно настроенными государствами.

Первое. Правительство губернатора-технократа Антона Алиханова зарекомендовало себя, пожалуй, как самое некомпетентное за всю историю этого российского анклава (точнее, полуэксклава).

В недавнем послании Алиханова нет ни единой цифры, ни одного факта, не приведено ни одного решения, способствующего стабилизации экономики, за исключением дополнительных выплат пенсионерам по 2 тыс. рублей, начиная с апреля.

Второе. Основные налоги, которые поступают в казну региона, идут от несколько крупных предприятий, ориентированных на импорт-экспорт («Автотор», «Мираторг», «Союз Соя»), и у всех у них сейчас серьёзные проблемы. Говоря о том, что «Автотору» хватит работы на 3 месяца, Алиханов неуверенно сообщает о том, что тот будет работать дальше. Но как? С какими комплектующими? Ответа нет.

Калининградский порт опустел уже сейчас. Увеличение безработицы при сокращении мест в ритейле и производстве будет вполне ожидаемо. Как к этому готовятся власти, пока никто не знает. 700 рабочих мест в Черняховске через год — это капля в море.

Третье. Строительная отрасль в регионе, сильно зависимая от привозного цемента, спроса на квадратный метр недвижимости, стоимости материалов и рабочей силы, практически встала.

Четвертое. Алиханов говорит о каком-то оперативном штабе по борьбе с последствиями санкций в регионе. Тогда для чего власти делают вид, что ничего экстраординарного не происходит? Кто входит в этот штаб, какие у него функции и полномочия, что уже решено, и какие задачи впереди – тоже ответа нет.

Пятое. Доставка грузов и людей из региона на Большую землю и обратно постоянно усложняется и удлиняется, что чем-то напоминает окружённый фашистами Ленинград.

Шестое. Фактически Калининградская область является одним из немногих регионов России, который живёт в основном за счёт привозных продуктов, которых сегодня не хватает, а источников пополнения их Алиханов не называет.

Седьмое. Польские власти сообщают о том, что из Украины в страну въехали почти миллион человек, а граница с Калининградской областью, хоть и под контролем, но… надо всегда думать о худшем варианте развития событий.

Среди бизнесменов и людей, близких к политике, растёт устойчивое мнение о том, что управление регионом требует решительных мер вплоть до передачи управления регионом специальному уполномоченному президента наподобие генерал-губернатора или полномочному представителю президента по образцу полпредов, отвечающих за федеральные округа.

 

30 марта, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022)

Под шумок военной операции на Украине и невиданный рост цен мэр российской столицы решил также не отставать, выставив недоумевающим москвичам счета за коммуналку, в несколько раз превышающие обычные, аргументируя свои финансовые требования «холодной зимой». Жители районов столицы написали сотни тысяч жалоб, прокуратура была вынуждена начать расследование. Но мэрия не сдавалась и только через несколько недель (!) произвела перерасчёт квитанций за ЖКХ. Вопрос к «легендарному» ДИТ Москвы, который ежегодно проедает десятки миллиардов рублей, но так и не наладил информационное сопровождение деятельности мэрии: за что получаете зарплату из городского бюджета?

Москва имеет бюджет почти в 3 триллиона рублей. Сегодня столичным жителям несладко. Цены на продовольствие и промтовары резко скакнули вверх. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на совещании у президента Путина предложил ввести НЭП – раскрепостить низовое предпринимательство, прежде всего уличную торговлю, оживить сферу услуг. Стандартный набор средств для спасения народа от голода и инфляции. А что же Собянин? А ничего. Собрал воротил московского бизнеса и объявил, что уменьшит им арендные ставки, упростит – опять же им – получение кредитов и т. д. Также мэр заявил, что хочет «отжать» бизнес у Макдональдс, и выделил для этого полмиллиарда рублей. Вместо западной сети Собянин решил открыть новый «бизнес при мэрии», расставив без конкурса своих администраторов на новые кафе быстрого питания. Естественно, что «Теремок», «Крошка-картошка» и прочие независимые сети не входят в число получателей грантов, несмотря на их желание занять освободившуюся рыночную нишу. Федералы хотя бы отменили НДФЛ с вкладов, анонсировали выплаты семьям с детьми… А Собянин увеличивает денежные средства, направляемые на перекладку плитки, строительство каких-то объектов по завышенным в 10 раз ценам, поднимает тарифы на коммуналку (!) и тому подобное.

Мэр Москвы игнорирует обращения общественных организаций об увеличении городской надбавки к пенсии с целью увеличить её размер на 50% в связи с санкциями международного сообщества против России. Финансовые возможности в городском бюджете имеются, но политической воли на подобное решение у мэра нет, что, на мой взгляд, дополнительно снижает его реальный рейтинг у горожан. Непоправимый рейтинговый ущерб нанесло Собянину его «фронтменство» в борьбе с ковидом, бесславно закончившееся поражением от ОРВИ – ни одна из принятых мэром чудовищных ограничительных санкций не сработала, коллективный иммунитет не появился, а болезнь отступила сама собой, как банальное сезонное явление. А запрет ДРБ мэрии на проведение массовых мероприятий в столице под предлогом борьбы с ОРВИ, в то время как акции «Единой России» и даже КПРФ стабильно разрешались, вызвал дополнительное неприятие гражданского общества столицы. Опросы москвичей независимыми социологическими службами в середине марта показали 25% одобрения деятельности мэра на своём посту, а в федеральном списке рассматриваемый чиновник не «зашёл» даже в десятку лучших. Это – провальный результат, учитывая колоссальные финансовые, организационные и медийные возможности столичного градоначальника.

 

30 июня, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2021)

Ключевым элементом реформы системы управления госвласти в России стал переход от модели «избираемого губернатора-мэра» к модели «сити-менеджера» и «назначаемого главы субъекта Федерации». По замыслу авторов реформы, такой переход должен был встроить местную власть в «вертикаль»  и привести к более эффективному управлению. Однако этого не произошло — губернаторы лишились автономии (за исключением разве что Кадырова и Шаймиева), стали вместе с подчиненными мэрами больше экономить на образовании, здравоохранении и ЖКХ, а эффективнее так и не стали.

В предвыборный год  «назначенцам» была поставлена задача эффективного сопровождения кандидатов в новый парламент. Второй задачей являлось нивелирование экономических и социально-психологических последствий пандемии с выполнением бюджетов, предусматривающих социальные выплаты особо нуждающимся категориям граждан, которые были определены в Заявлениях Президента в прошлом и текущем году. Остальные задачи распределены по приоритетности в зависимости от региона (до 30 параметров, разработанных в УВП АП). 

Система KPI  в этой связи является универсальным инструментом рейтингования мэров, наряду с другими чиновниками.

Однако в российском контексте все осложняется тем, что местное самоуправление не является в полной степени независимым, а все его реформы, начиная с 2003 года, были направлены на встраивание местной  власти в единую вертикаль.  Эффективность губернаторов регулируется в «ручном» режиме. Для ЕС основными критериями эффективности руководителей регионов являются экология и решение всех вопросов через призму чистоты воздуха, а именно продвижение электромобилей, утилизация отходов, циркулярная экономика, климатическая нейтральность, исключение любого вреда лесам и водным пространствам.

Вторые KPI по значимости – это высокое качество жизни и удовлетворенность жителей, достигаемые за счет цифровизации, качественных государственных услуг жителям и бизнесу, создания новых бизнес-возможностей без вреда для экологии, так как экономической рост, осуществляющийся с существенным вредом для окружающий среды, в конечном итоге снижает продолжительность жизни, девальвируя не только эффективность работы чиновников и экономические показатели, но и саму ценность жизни с учетом пандемии. Поэтому российские KPI требуют переформатирования в соответствии с мировыми тенденциями, чем и занимаются тематические группы разработчиков. Наиболее продвинутые разработки коэффициентов применяются в Москве, Казани. При этом главным параметром KPI остается формирование и поддержание высокого уровня доверия власти в целом.   

 

KPI не могут быть исчерпывающим показателем успешности того или иного управленца. Часто работа исключительно на KPI приводит к тому, что чиновники бьются за параметры, не получая результат. Так, мэр Москвы Сергей Собянин выполняет практически все KPI, однако жители столицы продолжают жаловаться на городскую власть. Почему? Потому что властям и мэру Собянину следует научиться у политтехнологов умению «вести себя с народом», стать «своим». Как-то успешно делал бывший мэр Лужков. И рамках этого «нового поведения» не чураться постоянно рекламировать и выделять средства малоимущим, а также усилить обратную связь с населением через НКО  и напрямую через СМИ и личные встречи с электоратом, чего  у мэра столицы попросту нет.

В Москве тем не менее уровень цифровизации и доступности услуг для населения достиг значительного прогресс, опередив по указанным параметрам такие агломерации как Шанхай и Лондон. А если усилить кадровый состав ДИТ и навести порядок с целевым расходованием средств в департаментах мэрии, то «картинка» станет еще более привлекательнее. Кадры – залог эффективности любой структуры. И мэру следует обратить на это особое внимание.

 

24 мая, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2021)

Ключевым элементом реформы системы управления муниципалитетами в России стал переход от модели «избираемого мэра» к модели «сити-менеджера» и «назначаемого мэра». По замыслу авторов реформы, такой переход должен был встроить муниципалитеты в вертикаль власти и привести к более эффективному управлению ими. Однако этого не произошло — муниципалитеты лишились автономии, стали больше экономить на образовании, здравоохранении и ЖКХ, а эффективнее так и не стали.

Итогом реформы системы управления муниципалитетами в России стало то, что к 2018 году модель «избираемого мэра» была фактически вытеснена из городских округов и городских округов с внутригородским делением, а в муниципальных районах доля данной модели не превышала 20% от общего количества муниципальных образований. При этом наибольшее распространение получила модель «назначаемого мэра», которая постепенно заменяла и модель «избираемого мэра», и модель «сити-менеджера».

В предвыборный год «назначаемым» мэрам была поставлена задача эффективного сопровождения кандидатов в новый парламент. Второй задачей являлось нивелирование экономических и социально-психологических последствий пандемии с выполнением бюджетов, предусматривающих социальные выплаты особо нуждающимся категориям граждан, которые были определены в Заявлениях Президента в прошлом и текущем году. Остальные задачи распределены по приоритетности в зависимости от региона (до 30 параметров, разработанных в УВП АП).

Система KPI в этой связи является универсальным инструментом рейтингования мэров, наряду с другими чиновниками.

Однако в российском контексте все осложняется тем, что местное самоуправление не является в полной степени независимым, а все его реформы начиная с 2003 года были направлены на встраивание муниципальной власти в единую вертикаль. Эффективность мэров регулируется в «ручном» режиме. И увольнение владивостокского мэра Гуменюка по требованию местного постпреда президента Трутнева – яркий тому пример. Для ЕС основными критериями эффективности руководителей регионов являются экология и решение всех вопросов через призму чистоты воздуха, а именно продвижение электромобилей, утилизация отходов, циркулярная экономика, климатическая нейтральность, исключение любого вреда лесам и водным пространствам.

Вторые KPI по значимости – это высокое качество жизни и удовлетворенность жителей, достигаемые за счет цифровизации, качественных государственных услуг жителям и бизнесу, создания новых бизнес-возможностей без вреда для экологии, так как экономической рост, осуществляющийся с существенным вредом для окружающий среды, в конечном итоге снижает продолжительность жизни, девальвируя не только эффективность работы чиновников и экономические показатели, но и саму ценность жизни с учетом пандемии. Поэтому российские KPI требуют переформатирования в соответствии с мировыми тенденциями, чем и занимаются тематические группы разработчиков. Наиболее продвинутые разработки коэффициентов применяются в Москве, Казани. Очень перспективна «Тульская инициатива» Груздева, которая помимо анализа лучших градостроительных практик мира, предлагает ввести в масштабах страны систему индикативных показателей муниципального управления — некий аналог известной в бизнесе системы ключевых показателей эффективности (KPI). Предлагается устроить некое заочное соревнование разных городов. Результаты такого рейтинга должны становиться основанием для финансирования из федерального бюджета, и, конечно же, инвестиционным магнитом. При этом главным параметром KPI остается формирование и поддержание высокого уровня доверия власти в целом. KPI не могут быть исчерпывающим показателем успешности того или иного управленца. Часто работа исключительно на KPI приводит к тому, что чиновники бьются за параметры, не получая результат. Так, мэр Москвы Сергей Собянин выполняет практически все KPI, однако жители столицы продолжают жаловаться на городскую власть. Почему? Потому что властям и мэру Собянину следует научиться у политтехнологов умению «вести себя с народом», стать «своим». Как успешно делал бывший мэр Лужков. И рамках этого «нового поведения» не чураться постоянно рекламировать и выделять средства малоимущим, а также усилить обратную связь с населением через НКО и напрямую через СМИ и личные встречи с электоратом, чего у мэра столицы попросту нет.

В Москве тем не менее уровень цифровизации и доступности услуг для населения достиг значительного прогресса, опередив по указанным параметрам такие города как Шанхай и Лондон. А если усилить кадровый состав ДИТ и навести порядок с целевым расходованием средств в департаментах мэрии, то «картинка» станет еще более привлекательнее. Кадры – залог эффективности любой структуры. И мэру следует обратить на это особое внимание.