КомарицынКомарицын Сергей Гурьевич

Кандидат исторических наук, директор Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» (г.Красноярск)

 

 

 

Комментарии эксперта:

28 июля, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2022)

Ситуация вокруг красноярского градоначальника Сергея Ерёмина с апреля по сути стала главным вопросом краевой политической повестки. В начале октября заканчивается срок его полномочий, и Сергей Васильевич, безусловно, рассчитывал и в какой-то мере надеется до сих пор на второй срок. Но прямых выборов в городе Красноярске нет, у будущего нового (или старого) мэра один избиратель – губернатор края. Пять лет назад он это хорошо продемонстрировал: только получив статус врио губернатора, он в течение нескольких дней сломал всю предыдущую конструкцию. Несмотря на согласования в администрации президента, единодушное решение «Единой России» и прочие процедурно-политические вещи, Александр Усс избавился от предыдущего главы города и через конкурсную комиссию, а потом и голосование в горсовете, назначил Сергея Ерёмина, который до последнего времени и считался креатурой губернатора. Но весной что-то пошло не так.

Сам Ерёмин – большой любитель соцсетей – в каждом посте в своем Телеграм-канале присягал на верность, используя забавные словосочетания: «Как ставит нам задачу губернатор», «Как учит Александр Викторович» и т. п. Но с 26 мая всякие публичные упоминания губернатора прекратились. В этот день на сессии Законодательного Собрания края была создана довольно представительная рабочая комиссия по расследованию градостроительной деятельности красноярской мэрии. В адрес чиновников городской администрации (а реально, конечно, против Ерёмина) посыпались обвинения в произволе, манипуляциях с земельными участками и всякого рода других злоупотреблениях. Рабочая группа по сути представляет собой анти-ерёминскую коалицию, в неё вошли представители всех депутатских фракций и всех олигархических групп (ЗС края формируется по квотному принципу, там представлены все работающие крупные корпорации – «Норникель», «Русал», СГК, РЖД, Росатом и пр.). Конфликт между краевой и городской властями (а в реальности, конечно, персональный) перешёл в публичную плоскость. С этого момента стало понятно, что перспектива второго срока для Ерёмина стремительно приближается к нулю.

Однако таких городов, как Красноярск, всего 13 в России, это – гигантский мегаполис с мощными ресурсами и большими возможностями городской власти. Поэтому судьба главы города решается не только в крае. Опять же Ерёмин всегда считался человеком Усса, и надо найти какой-то взаимоприемлемый вариант выхода из тупиковой ситуации.

Например, переход Ерёмина на какую-то другую работу, может быть даже на федеральный уровень; но, похоже, контакт полностью утрачен. На прошлой неделе был запущен слух, что с этого понедельника, 25 июля, Ерёмин написал заявление об отставке. В любом случае с очень большой долей вероятности можно говорить о том, что работать на посту мэра ему осталось не больше трёх месяцев.

*PS. Данный комментарий был представлен для публикации в «Национальном рейтинге» до того, как стало известно о переходе Сергея Ерёмина на другую работу.

 

28 апреля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022)

2022 год для красноярского губернатора складывается вполне благополучно. Практически прекратились информационные атаки с дежурным набором надуманных тематик (о чьём-то недовольстве, мифических рейтингах, планах смещения и т. п.). Как в традиционных, так и в социальных медиа – за исключением маргинальных каналов – нет никакой критики. Дела в крае идут в основном нормально, довольно успешно пережили ковид, каких-то социальных потрясений не наблюдалось.

Ещё в феврале Александр Усс программной статьёй в «Российской газете» сделал явную заявку на особую роль в федеральной повестке. Речь идёт о разрабатываемой новой стратегии развития Сибири. Предварительный план по четырём основным кластерам подготовлен, комиссия вице-премьера Виктории Абрамченко должна была представить его вышестоящим инстанциям. В том числе там важный для А. Усса сюжет о создании так называемой Ангаро-Енисейской Сибири – нового макроэкономического региона. И Усс тут выступает ключевой фигурой, поскольку трёхлетний опыт КИПа (комплексного инновационного проекта) «Енисейская Сибирь» в целом оказался успешным – речь уже идёт о привлечении около трёх триллионов рублей инвестиций на три субъекта Федерации (Тува, Хакасия и львиная доля – в Красноярский край). Теперь этот опыт планируется распространить на соседние регионы. Ангаро-Енисейская Сибирь – это Енисейская Сибирь плюс Иркутская область и Якутия.

В связи с известными внешними обстоятельствами, новая стратегия развития Сибири, похоже, уходит на второй план, но не снята с повестки. В частности, на прошлой неделе А. Усс на совещании по Арктике докладывал президенту РФ о программе по арктическим зонам. Это очень амбициозные планы на большую перспективу.

В финансовом отношении предыдущий 2021 год сложился для края весьма удачно. Налоговые поступления в бюджет увеличились на 41%, или на 113,9 млрд рублей. Усс выступил, как сейчас оказалось, с очень дальновидной идеей создания «подушки безопасности». Ныне это позволяет корректировать бюджет в сторону принятия важных антикризисных мер. Усс подписал указ о первоочередных мерах по обеспечению устойчивости экономики (налоговая, административная, организационная поддержка бизнеса – особенно малого и среднего, создание фонда развития промышленности и т. п.).

Поскольку, как справедливо говорил Л. И. Брежнев, «экономика для нас — главная политика», стабильная и относительно благополучная по сравнению с другими регионами экономическая ситуация, безусловно, сказывается на позициях красноярского губернатора. Есть вопросы к политическому блоку администрации губернатора – там явные недоработки по кадровому состоянию на отдельных территориях края. Но в целом в 2022 году, и особенно в марте-апреле, позиции красноярского губернатора заметно укрепились.

 

25 февраля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2021)

В начале года принято подводить итоги года предыдущего. В 2020 г. губернатор Красноярского края Александр Ус оказался в довольно трудном положении, связанным, как с имеющимся негативным инфраструктурным, климатическим наследием, так и с изменением в худшую сторону социально-экономической обстановки в стране, усугубленной коронавирусом.

До пандемии можно было наблюдать улучшения в области бюджетного строительства, впервые был преодолен дефицит бюджета, закрыта большая часть долга. Но непредвиденные расходы на борьбу с covid-19, сокращение доходов, потому что ситуация резко сказалась на всех основных налогоплательщиках, безусловно, ухудшили положение. Край опять попал в ситуацию долгов, и дефицитности бюджета.

К чести администрации края, работа по предотвращению распространения эпидемии велась организовано, если сравнивать с показателями в среднем по стране. В том числе были приняты меры денежной компенсации медперсоналу, были построены госпитали.
Политическая атмосфера, несмотря на масштабные муниципальные выборы разного уровня, была спокойной. Особой борьбы мы не наблюдали. Показатели партии власти оказались даже выше, чем прогнозировались самой властью, ЕР удалось получить более 74% мандатов. Внимание было приковано и к новой партии Анатолия Петровича Быкова,  только вышедшего на свободу после ареста (ещё одно событие), но «Патриоты России» показали самые плохие за всю историю участия в выборах результаты, нисколько не поколебав политическую обстановку.

Сегодня уже улеглись страсти после истории с аварией на предприятии Норникеля  и ликвидации её последствий. В Москве подписано соглашение о социально-экономическом развитии Норильска. Правительство страны, власти Красноярского края, администрация Норильска и компания «Норникель» договорились о сотрудничестве и взаимодействии при модернизации города: будет  обновлён жилой фонд, инженерная инфраструктура, появятся новые  социальные объекты. Смысл соглашения – в стратегическом развитии Норильска, понимании того, что будет дальше с городом, самым населенным северным мегаполисом, его надо сохранять и развивать. Это соглашение – один из способов решения противоречий, которые есть в регионе. Работать придется вместе, а значит, придется договариваться. Это конструктивный шаг, как со стороны губернатора Александра Усса, так и со стороны бизнеса. Дальше – рутинная работа, от выполнения которой зависит будущего всего Таймыра.

 

Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)

Красноярск – один из крупнейших городов России. На рубеже ХХ-ХХI веков политический ресурс всенародно избранного главы города был вполне сопоставим с ресурсом губернатора края. Городская власть была самостоятельным субъектом политической жизни и важным центром принятия решений.

На своей последней, предсмертной пресс-конференции генерал Лебедь с печалью говорил: «Город-герой Красноярск так и не сдался…». Красноярск не смогли взять под контроль и последующие губернаторы (и стоявшие за ними олигархи), несмотря на отчаянные попытки.

С уходом в конце 2011 года Петра Пимашкова эта эпоха закончилась. При Эдхаме Акбулатове самостоятельность города была потеряна, а с отменой прямых выборов главы никому и в голову не приходит рассматривать городскую власть как какую-то автономную политическую и даже управленческую единицу.

Даже маргинальная оппозиция, экологические и прочие активисты, собирая в последние месяцы свои митинги, по большому счёту ничего нынешнему мэру Сергею Ерёмину не предъявляют. С их точки зрения за всё отвечает губернатор Александр Усс – за «чёрное небо», хотя режим неблагоприятных метеоусловий вводился именно в Красноярске, а не в крае в целом, за отсутствие объектов социальной инфраструктуры в некоторых микрорайонах города и т. д. Да и в СМИ и в соцсетях примерно такая же позиция.

В определённом смысле здесь есть логика – Сергей Ерёмин справедливо считается ставленником губернатора; но в то же время как самостоятельную фигуру его никто не рассматривает. Собственно, он себя так и ведёт.

Городская администрация работает исключительно в режиме функционирования. Ерёмин занимается в основном и только городским хозяйством. Хотя, казалось бы – принимаются какие-то документы долгосрочного планирования на 30 лет вперед, но стратегического подхода у городской власти нет. Это, в частности, проявилось в подготовке предложений в правительство РФ после подписания В. В. Путиным указа о праздновании 400-летия Красноярска. Мэрия предлагала что-то построить, что-то подремонтировать, что-то обновить, залатать какие-то дыры за счет федерального бюджета – то есть то, чем она должна заниматься в текущем режиме вне зависимости от юбилея. За это мэрия была подвергнута негласной критике со стороны губернатора.

Вообще губернатор замкнул на себя многие чисто городские вопросы – по архитектурным планам, сохранению историко-культурного наследия и т. д. Но Ерёмин чувствует себя в этой ситуации комфортно. По предшествующей биографии он – хозяйственник-исполнитель. На днях он отчитывался в городском Совете за предыдущий год. Несколько часов после доклада депутаты (и не только городские – фракцию ЛДПР пришли поддержать старшие товарищи из Заксобрания края) задавали ему вопросы. Но, по сути, всё обсуждение свелось к четырём проблемам: эффективности использования «бионорда» (многие критикуют мэрию, считают, что этот противогололёдный реагент вреден, разъедает обувь, разрушает автомобили, асфальт и даже уничтожает флору и фауну); о рекультивации мусорного полигона, о транспортной развязке в одном из микрорайонов, где сейчас запрещён левый поворот, и это создаёт большие неудобства; а также о бродячих собаках, которые загрызли несколько человек до смерти. В текущем плане это действительно важные и обсуждаемые проблемы, но, конечно, у города есть куда более серьёзные, стратегические вопросы.

В целом у населения, да и у вышестоящих инстанций больших претензий к Сергею Ерёмину нет. С хозяйственными задачами он справляется более-менее удовлетворительно. Но впереди его ждут большие испытания. По прогнозам самой власти, ближайшие три-четыре недели должны стать решающими в ситуации с коронавирусом. Уже сейчас были, например, предложения закрыть торговые центры и т. п. Однако в сфере этих услуг (фитнес-центры, торговля непродовольственными товарами и пр.) занято больше 100 тысяч человек, многие из них устроены на работу не совсем законным образом, и живут эти люди от зарплаты до зарплаты. Если ситуация станет радикально критической, то мэрии придётся решать многие вопросы, которые пока ещё берет на себя краевая власть. И как с этим будет справляться городская администрация – пока неизвестно…

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Уже год Александр Усс возглавляет Красноярский край, но ему вовсе не надо было изучать ситуацию, входить в курс дела, завоевывать доверие, симпатии жителей и тем более повышать свою узнаваемость накануне выборов. На момент назначения врио он был самым известным, самым «тяжеловесным» политиком в крае.

Однако он пришел после 20-летнего правления «варягов», людей, которые и не скрывали, что никак не связывали свои личные перспективы с судьбой края. Это были разные губернаторы: Лебедь вел себя, как слон в посудной лавке и оставил после четырех лет скандалов разруху; Хлопонин, во всяком случае в начальный период, был вполне дееспособным руководителем; бесцельно прожитые годы при Кузнецове и Толоконском вообще посеяли разочарование во власти. Но всех этих начальников-временщиков объединял «транзитный» статус.

Усс же больше двадцати лет позиционировал себя как патриотическую альтернативу этим персонажам. Многие были уверены и уверены еще сейчас, что в силу своего происхождения (он из очень известной и уважаемой семьи) и собственной биографии Усс просто обречен на то, чтобы добиваться реальных позитивных результатов. От самого «почвенного» политика ожидали поэтому быстрых и радикальных перемен, в том числе кадровых. Тем более, что начал он свою деятельность с решительного смещения непопулярного градоначальника Красноярска.

Однако этого не произошло. Усс выбрал другую тактику. Частично это объясняется ожиданием выборов, аппаратными договоренностями и тем, что некоторые персонажи сильно задействованы в подготовке Универсиады-19 («коней не меняют на переправе»), да и по большому счету отсутствием команды. Это, однако, породило некоторое разочарование. На сентябрьских выборах протест оказался куда выше прогнозируемого. Помогла в этом, конечно, федеральная повестка, но все-таки два никому не известных технических кандидата, которые и кампанию не вели, набрали в совокупности под 40 % голосов.

После инаугурации Усс в середине октября представил новое правительство. Там произошли определенные перемены и замены, но остались некоторые общественные аллергены – чиновники, которых профессиональная среда не воспринимает. Это свидетельствует как минимум о двух вещах: о кадровом кризисе (что собственно характерно не только для Красноярского края) и о не очень большом для Усса поле для маневра.

И тем не менее прошедший год в целом можно оценить весьма позитивно. Александр Викторович заложил основу будущего вполне возможного исторического рывка в развитии края, сопоставимого по масштабу со знаменитой «красноярской десятилеткой» 70-х годов. Он добился одобрения и утверждения крупнейшего в России инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Речь идет о 1,3 трлн рублей внешних инвестиций (в три субъекта Федерации: Туву, Хакасию, но львиная доля – в край). Весь год Усс в основном этим и занимался. Остались какие-то последние детали до начала реализации проекта. В ноябре правительство должно утвердить исполнительный орган – дирекцию «Енисейской Сибири». Как заработает этот механизм пока неизвестно, но он открывает очень серьезные перспективы развития.

 

Август 24, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Август, 2015)

Эдхам Акбулатов, безусловно, человек квалифицированный, грамотный, к тому же интеллигентный – что редкость в нынешней власти – но как мэр он не состоялся. Уже достаточно много времени прошло, чтобы делать выводы – в декабре будет четыре года, как он возглавляет муниципалитет. Многие связывали с ним определенные надежды – за почти 400 лет истории Красноярска он первый градоначальник, здесь родившийся и выросший. Однако при нем никаких позитивных изменений не произошло. Его предшественник Петр Пимашков за первые два-три года изменил город до неузнаваемости – благоустройство, брусчатка, дома с подсветкой, фонтаны на каждой улице, набережная Качи. И все это делалось в неблагоприятных условиях конфликта с губернатором Лебедем, а затем в сложных отношениях с окружением Хлопонина. При Эдхаме Акбулатове город постепенно приходит в запустение.

При Пимашкове город был самостоятельной политической единицей, одним из центров принятия политических решений. И олигархи, и краевая «приезжая» власть, несмотря на все попытки, не смогли взять под контроль Красноярск. Хлопонин неоднократно пытался изменить конфигурацию власти в городе, но безуспешно. При Эдхаме Акбулатове город потерял свою политическую самостоятельность.

Эдхам Шукриевич был хорошим исполнителем, но оказался плохим администратором. Основная претензия к нему со стороны городского сообщества – не решается ни один вопрос, все тонет в бесконечных бессмысленных совещаниях. Мэр работает по 15 часов в сутки, а результатов не видно. Он человек несамостоятельный, очень зависимый от «вышестоящих инстанций», он ориентируется не на интересы жителей города, а на мнение начальства, далеко не всегда компетентное.

Несмотря на чрезмерную лояльность, Эдхам Акбулатов по большому счету не пользуется и поддержкой краевых властей. Вероятно, какое-то значение имеет и субъективный фактор – похоже, он по какой-то причине лично не нравится губернатору Толоконскому.

Несостоятельность Эдхама Акбулатова проявилась во время недавнего конфликта в горсовете. Фракция «Единой России», за которой стояло и межпартийное строительное лобби, поставила вопрос об отставке спикера – члена «ЕР». Мнение Эдхама Акбулатова – одного из руководителей партии (они шли на выборы под лозунгом «Верю Акбулатову») депутатами было проигнорировано, а краевая власть сделала вид, что ее это не касается. В этом конфликте больше всех проиграл мэр.

Слухи об отставке Эдхама Акбулатова ходят с приходом губернатора Толоконского. Назывались и уже ликвидированное министерство по делам Крыма, и агентство по  национальным отношениям, и должность заместителя бывшего губернатора Кузнецова в министерстве по Северному Кавказу. Но судьба руководителя одного из крупнейших городов России решается в Кремле, а не в Красноярске. С другой стороны – до конца его полномочий осталось не так много времени. При любом варианте – вернутся ли всенародные выборы главы города или его будут «избирать» через конкурсную комиссию – у Эдхама Шукриевича очень мало шансов претендовать на второй срок.