Солонина Галина Валерьевна

Журналист, политический обозреватель портала «Национальный эксперт» (г. Иркутск)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

2018 год – это «экватор» Сергея Левченко – половина срока полномочий пройдена, жители не только успели запомнить его имя, но и привыкнуть к нему самому. Бизнес сформировал свои стратегии в области GR. Соседние регионы оценили потенции. Почерк управления сложился и причин его менять не наблюдается. 

Если кратко описать ситуацию по основным контурам деятельности Левченко, то наблюдается следующая картина. Взаимоотношения с федеральным центром: следование партийным традициям КПРФ – критика пенсионной реформы (Сергей Левченко высказался против нее), фактический отказ от участия в «мусорной» реформе (к решению вопроса формирования системы переработки ТКО в Иркутской области даже не приступили, тарифы до населения и управляющих компаний не доведены). Как известно, на президентских выборах Сергей Левченко поддержал кандидатуру Павла Грудинина. Федеральный центр, со своей стороны, в противовес «строптивому» Сергею Левченко после президентских выборов забросил в иркутскую политику новую-старую фигуру из «высшей лиги» — ставленника «Ростеха» Сергея Сокола, который в 2008-2009 годах, при губернаторе Игоре Есиповском, был первым заместителем и после скоропостижной кончины своего руководителя был назначен врио губернатора Иркутской области. С самого начала правления Левченко, вплоть до возвращения Сокола, в иркутской политике не было второго центра влияния, теперь он сформирован. Сергей Сокол в 2018 году возглавил региональное отделение «Единой России» и стал спикером Заксобрания Иркутской области.  

Стоит отметить практически полный политический аутизм Сергея Левченко на федеральном уровне. Он не использует лоббистские возможности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, крайне редко общается с федеральными министрами, практически никогда – с руководителями силовых ведомств.

Межрегиональные отношения: в рамках Сибирского федерального округа Иркутская область теряет влияние; проект по формированию Байкальского региона, включавшего Иркутскую область, Республику Бурятия и Забайкальский край, рассыпался – Бурятия и Забайкалье перешли из СФО в Дальневосточный федеральный округ, в связи с чем позиции Иркутской области в макрорегионе еще больше ослабли.

Взаимоотношения внутри региона: обострение конфликта между КПРФ и «Единой Россией», между губернатором и региональным парламентом; подчинение муниципалитетов административному влиянию аппарата губернатора и регправительству. Главным политическим событием 2018 года в Иркутской области стали выборы депутатов Законодательного Собрания. Сергей Левченко помог своей партии КПРФ занять первое место на выборах, однако ему не удалось сформировать в Заксобрании устойчивое лояльное большинство. Это связано с рядом обстоятельств, в том числе, с тем, что в качестве консолидатора своих сторонников в региональном парламенте, руководителя фракции КПРФ губернатор предложил собственного сына – Андрея Левченко, молодого коммуниста, который не справился с поставленной задачей. В результате большинство руководящих должностей в Заксобрании получили единороссы во главе с Сергеем Соколом и члены «Справедливой России»: эти кадровые решения поддержали также представители «Гражданской платформы» и ЛДПР.

Определенное раздражение у местных элит вызывает отсутствие стратегии социально-экономического развития Иркутской области. В целом планы Сергея Левченко по развитию экономики постоянно меняются: в 2015 году, после избрания, он обещал в кратчайшие сроки разработать стратегию развития региона, для чего привлек Сергея Глазьева. Тогда речь шла о евразийском пути развития, с опорой на опыт Китая и совместные проекты. Затем, в 2017 году, появилась идея «Государства развития»: Левченко выступил с ее презентацией в Москве. В 2018 году, накануне выборов в Заксобрание, он заявил о создании Госплана Иркутской области, который разработает план пятилетки на 2019-2024 годы. Но ни один из этих проектов не был доработан до состояния закона или хотя бы подзаконного акта.

Между тем на стороне Левченко – позитивные тенденции в экономике Иркутской области. Его предшественники на посту губернатора Дмитрий Мезенцев (2009-2012 гг.) и Сергей Ерощенко (2012-2015 гг.) последовательно проводили работу по привлечению инвестиций в экономику региона, что выражалось в разработке законов о налоговых каникулах и др., в заключении соглашений о социально-экономическом партнерстве с крупными инвесторами, в стимулировании приоритетных отраслей экономики. Эта деятельность имеет отложенный эффект, который проявлялся еще при Ерощенко, но достигнут в полной мере при Левченко, что выражается в постоянном росте бюджетных доходов Иркутской области в связи с завершением модернизации предприятий и их выходом из режима налоговых каникул. В 2018 году бюджет Иркутской области составил 149 млрд рублей – на 13 млрд больше, чем в 2017 году.

Рейтинг Сергея Левченко среди населения устойчивый и довольно высокий. Это связано, в первую очередь, с критикой Левченко пенсионной реформы. Кроме того, он часто вступает с критикой системы распределения налогов в стране, заявляя, что федеральный центр забирает у Иркутской области многократно больше средств, чем затем отдает. Такая риторика пользуется популярностью у населения и позволяет многие проблемы списывать на бюджетную несправедливость в стране. Вместе с тем, это подогревает протестные настроения в Иркутской области, что, впрочем, положительно сказывается на рейтинге КПРФ.