Слабунова Эмилия Эдгардовна

Политик, общественный деятель. Председатель партии «Яблоко» (2015-2019 гг.)

  

 

 

Комментарии эксперта:

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

В условиях разворачивающейся пандемии А. Парфенчикову, как главе приграничного региона, пришлось решать непростую задачу – сдержать распространение коронавируса в ситуации, когда тысячи граждан вернулись из-за границы, а региональная система здравоохранения находится в тяжёлом состоянии в результате бесконечной оптимизации.

Привычки силовика предопределили расстановку приоритетов в сторону принятия жёстких решений запретительного характера.

В числе первых среди глав субъектов А. Парфенчиков остановил общественный транспорт в столице, ввёл ограничение на время продажи алкоголя в магазинах, запрет на появление детей на улицах без масок и без сопровождения взрослых ещё до объявления режима самоизоляции.

Этим действиям, как и ряду других позже, не хватило продуманности и оценки возможных последствий. Как результат, они становились источником публичных конфликтов и социального напряжения.

Прекращение работы транспорта привело к публичным обращениям через социальные сети врачей и медработников к жителям города с просьбой доставить их на работу в больницы и обратно. Ограничение времени продажи алкоголя поставило вопрос об угрозе для безопасности граждан в магазинах в связи с лишними контактами. В ответ на рекомендацию туристическим компаниям отменить краткосрочные туры и принимать туристов на 1 месяц и более с 14-дневной самоизоляцией появилась петиция с десятками тысяч подписей против приезда в республику на карантин жителей Москвы и СПб.

Мобилизационные меры в региональном здравоохранении начались с громкого увольнения несколько врачей, анестезиологов и реаниматологов, из Питкярантской ЦРБ, куда планируется свозить больных из 4 районов Приладожья, в связи с отсутствием средств защиты и аппаратов ИВЛ. Открытие Центра лечения больных с коронавирусом на базе госпиталя ветеранов войн в центре города, в считанных метрах от жилых домов, вопреки требованиям санитарных норм, вызвало протест жителей домов и обернулось признанием надзорного органа об отсутствии разрешительных документов.

При том, что использование личного административного ресурса в столь сложной ситуации зачастую не являлось антикризисным, а провоцировало новые проблемы, А. Парфенчиков поставил вопрос о получении полномочий единолично вводить режим ЧС. Парламент этими полномочиями его наделил, против проголосовали лишь депутаты от «Яблока» и «СР».

А. Парфенчикову не удалось превентивно сработать на снижение напряжения во взаимоотношениях с предпринимательским сообществом республики. Выдача организациям разрешения на работу по персональным заявлениям, а не по видам деятельности согласно ОКВЭД, вызвала обвинения в коррупционности процедуры. Получили его 38% из подавших заявки.  Главе пришлось менять порядок выдачи, возвращаясь к классификатору.

В ответ на обращение почти 500 предпринимателей о мерах поддержки бизнеса Парфенчиков провёл транслируемое через интернет совещание, получив от них критику за то, что их не услышали, и за 4 часа общения чиновников самих с собой. Проведённая после этого главой региона «прямая линия» в социальной сети «Вконтакте» вызвала более массовое новое открытое обращение ультимативного характера с указанием на то, что глава не понимает масштабов катастрофы. Предприниматели начали готовить коллективное обращение в Конституционный суд РК с требованием признать не соответствующим Конституции распоряжение главы о введении режима повышенной готовности и связанных с этим ограничительных мер.

Срочное решение новых задач происходило на фоне скандальных ситуаций в республике, остро воспринимаемых в региональном либо столичном сообществе.

В Петрозаводске разобрано Дерево Дружбы – памятник городам-побратимам, установленный в 1978 году, в связи с решением городских властей на его месте установить стелу воинской славы за 80 млн рублей. Перенос Дерева, согласно опросам в городских СМИ, поддерживают лишь 2% жителей, а сумму затрачиваемых на это средств быстро перевели в возможное приобретение 40 аппаратов ИВЛ.

Более драматично всё это время развивается ситуация с гражданским протестом против строительства детсада на месте вырубленного любимого жителями парка «Каменный бор», где случилось фактически надругательство над памятником 18-летнему ополченцу Яше Степанову, погибшему здесь осенью 1941 года при защите города. Жители готовы своими телами защищать это место, власти всех уровней цинично демонстрируют нежелание их слушать. А. Парфенчиков делает вид, что ничего не видит.

Неготовность системы образования республики, как, впрочем, и всей страны, к работе в дистанционном режиме вызывает дополнительное напряжение среди детей и взрослых. Продовольственные пакеты из пяти картофелин, маргарина и двух сосисок, сформированные в Питкярантском районе республики для детей из малообеспеченных семей, негативной волной прокатились по федеральным СМИ.

Разочарование жителей республики в работе республиканской власти усиливали принятое решение о снижении прожиточного минимума, крупная авария на одном из главных объектов ФЦП к 100-летию республики – строящейся Белопорожской ГЭС и срыв в строительстве ряда объектов этой программы, назначение уже седьмого по счету за два года руководителя Управления капитального строительства РК, 69-е место республики в общероссийском рейтинге по уровню безработицы. С такими результатами и без коронавируса ситуация в республике имела бы уже чрезвычайный характер.

В коммуникации власти с жителями республики за этот период, при видимой достаточности её объёмов и инструментов, следует отметить дефицит содержательности и уверенности в понимании плана действий, а также готовности слышать. 

Именно принятие системных, продуманных с точки зрения возможных последствий, своевременных решений по широкому перечню направлений оказалось непосильной задачей. Без ответов остаются вопросы по мерам социальной поддержки самозанятых и индивидуальных предпринимателей, оставшихся без работы и средств к существованию, реальной помощи пострадавшему малому и среднему бизнесу, по утилизации огромных объёмов использованных средств индивидуальной защиты, дополнительным мерам безопасности в коммунальном хозяйстве и многих других.

До сих пор в республике нет плана действий по предупреждению чрезвычайной ситуации, положенного по федеральному закону в таком случае. Депутатам карельского парламента не удалось его ни услышать, ни увидеть на апрельской сессии, несмотря на заблаговременный запрос.

Всё это неудивительно в условиях существующего в России кризиса политической системы и связанного с этим общего институционального кризиса.

 

Август 28, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2019)

2019 год ознаменовался для глав российских субъектов появлением новых обязательств и жестких рамок.

В феврале Д. Медведев утвердил Стратегию пространственного развития РФ на период до 2025 года, определившую структуру региональных экономик. Причем сделано это было сверху, без должного согласования с самими регионами, без учета их потенциала и требований времени. Притом, что Минфин РФ уже объявил о распределении субсидий регионам в первую очередь под перспективные экономические специализации, заложенные в Стратегии, это может вызвать конфликты и проблемы, которых и не ждали.  

В текущем году от губернаторов ждут первых результатов по национальным проектам. Существенным тормозом в их достижении стали необходимость софинансирования их реализации со стороны регионов в размерах выше ранее утвержденных пределов, срыв госзакупок и заключения госконтрактов, специфические требования в ряде случаев, как например, требование по одному из проектов закупать музыкальные инструменты лишь отечественного производства, несмотря на отсутствие необходимого их количества и претензии музыкантов к их качеству. При всем этом федеральное руководство настойчиво напоминает, что эффективность работы региональных властей будет оцениваться по выполнению целей, которые поставлены в нацпроектах.

Подобным же испытанием года стала для губернаторов и  мусорная реформа. Проблемы по ее реализации усугубляются протестными настроениями и выступлениями граждан, местами переходящими в локальную гражданскую войну, как, например, в Архангельской и Московской областях.

При этом в текущем году не теряют своей остроты и старые беды регионов. Это и растущая бедность, и низкая инвестиционная активность, и масштабная коррупция, и срыв выполнения майских указов по зарплатам бюджетников.  Согласно данным Росстата, по итогам 2018 года только 16 регионов, а на конец первого полугодия 2019-го — всего четыре региона смогли обеспечить оплату труда бюджетников в целевых значениях указов по всем категориям работников. В масштабных пожарах в Сибири, разрушительном наводнении в Иркутской области горит и тонет и без того невысокий авторитет власти, одержимой целью обогащения и удержания своих позиций.

Очевидно, что изменением критериев оценки деятельности губернаторов невозможно решить ни старые, ни новые задачи. Институциональная недееспособность, ручное управление, отсутствие политического и общественного контроля, коррупция, устаревшие управленческие подходы, несовместимые со стратегическим и проектным менеджментом, будут, при отсутствии политических реформ, и дальше тормозить развитие регионов и страны в целом.

Мотивацию и работоспособность глав субъектов можно обеспечить лишь реальной и свободной политической конкуренцией, а не постоянным переписыванием критериев оценки их работы. В то же время, избирательная кампания 2019 года демонстрирует стремление лишь укрепить вертикаль власти. Уже на этапе назначения губернаторских выборов (16 прямых выборов и 3 выборов глав регионов депутатами региональных парламентов) федеральный центр заменил 15 прежних руководителей на новых врио.

Обновление по инициативе федеральной власти, составившее 79%, стало рекордным подобным показателем. В 2018 году назначение ставленников до выборов имело место в  73% регионов, где намечались избирательные кампании (в 2017 – 70%, в 2016 – 55%, в 2015 – 33%, в 2014 – 39%). Продолжается тренд на назначение «варягов» — в 10 из 15 регионов новые врио не имеют к этим территориям никакого отношения. Стремительно падающий рейтинг «Единой России» пришлось срочно маскировать поспешными изменениями законодательства в 7 регионах с целью разрешить самовыдвижение. В 6 субъектах федерации из 7, где это стало возможным, врио глав воспользовались этой возможностью. Надеяться на то, что такая маскировка станет гарантией победы, не приходится. Из числа врио угроза второго тура присутствует для О. Хорохордина в Республике Алтай и В.Лимаренко в Сахалинской области. Шаткое положение А. Беглова, категорически противопоказанного для  Санкт-Петербурга, будут спасать цинично и неприкрыто административным ресурсом, что было продемонстрировано в полной мере на этапе выдвижения кандидатов в губернаторы и кандидатов в муниципальные депутаты.

Основным испытанием грядущего периода для всех глав субъектов станет растущая протестная активность. Ее особенностью будет то, что ее субъектами будут не только политические активисты, но и все большее число рядовых граждан. С ростом гражданской активности придется считаться и старым и новым губернаторам, и федеральной власти. Если они не вспомнят, что единственным источником власти, согласно Конституции РФ, является народ, то ситуация будет принимать все более драматичный характер. От цинизма власти есть только одно лекарство – ее смена.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Срок полномочий главы администрации Тулы подходит к концу. Это заметно по тому, как активно Е.В. Авилов меняет трубы, проверяет газоны, ремонт дорог и скважин, проводит субботники, объезжает велодорожки и зоны летнего отдыха. Чередой идут встречи с жителями во дворах, с активистами районов, блогерами. Такие встречи важны, так как качество управления зависит от качества обратной связи. Главное, чтобы активисты были реальные, а не избранные по спецприглашениям. Так господин Авилов поддерживает желаемую для власти модель мэра — крепкого хозяйственника. Кипит активность, за бюджетный счёт создаётся красивая картинка в подконтрольных СМИ, выбираются подходящие для неё данные рейтингов.

Но Тула за кадрами этих победных рапортов — другая. Реальная Тула имеет очень серьезные экологические проблемы и всего 8 млн. рублей — 0,02% в расходах городского бюджета на охрану окружающей среды. В городе дефицит зелёных насаждений, зато в избытке — 300 грамм загрязняющих веществ — на человека в сутки выбрасывается в атмосферу. Как результат — проблемы со здоровьем жителей города. Тула с областью занимают второе место в России по естественной убыли населения. Врачей не хватает. Растёт число ВИЧ-инфицированных. Зарплаты в бюджетной сфере не соответствуют требованиям президентских указов. Печальное состояние объектов культурного наследия не способствует развитию туристского потенциала города. В расходах городского бюджета на культуру выделяется всего 2,5%. Аварийное жильё расселяется крайне медленно. Гражданам отказывают в проведении митингов и пикетов, либо отправляют для этого на окраину города.

Но этих вопросов глава администрации старательно избегает на проводимых встречах. Мало толку от первого места по объёму инвестиций в расчёте на одного жителя Тулы, о котором с гордостью рассказывает градоначальник, если оно не подкрепляется первым местом в рейтинге инвестиций в человеческий капитал. Для того чтобы произошёл такой поворот в сознании, городом должен управлять не назначенный сити-менеджер, а избранный на свободных конкурентных выборах мэр. Мэр — лидер и стратег, у которого в команде обязательно будут крепкие хозяйственники. Мэр, который будет не красивую картинку для вертикали власти создавать, а отвечать перед своими избирателями за реальные показатели их качества и уровня жизни.

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Уходящий год не принес каких-либо изменений в состоянии института глав регионов в нашей стране.

На протяжении этого года явно видно, как продолжается размывание политического содержания губернаторства. Приложенные ранее усилия к убеждению общественности, что губернатор должен быть хозяйственником, не конвертировались в изменение ситуации в регионах.  При подборе лояльных кандидатов и отсутствии реальной политической конкуренции другого ожидать и не следует.

Анализ положения в регионах, где главы были избраны осенью 2017 года, в том числе так называемые молодые технократы, не позволяет найти каких-либо прорывов. Не появилось существенных изменений в этих регионах по уровню зарплат, снижению бедности.  Рязанская и Калининградская области, Удмуртия существенно просели в инвестиционной привлекательности.

Серьезные аварии  в последние два месяца на теплотрассах в Барнауле, Кирове, Саратове и Балаково, Перми, оставившие без тепла в морозы десятки тысяч человек, замерзающие без топлива районы Карелии, не способствуют закреплению образа губернатора-хозяйственника.  Если при возникновении такой ситуации глава региона предпочитает остаться на съезде «Единой России», как это сделал алтайский губернатор В. Томенко, то репутация конъюнктурщика останется с ним надолго. Коммунальные сети, изношенные и отэксплуатированные владельцами и арендаторами без модернизации до предела, рвущиеся ежечасно по всей стране, а также неудовлетворительное состояние дорог регионального и муниципального значения, вкупе со срывом сроков расселения аварийного  жилья и проблемой переработки мусора, в ближайшее время окончательно продемонстрируют несостоятельность навязываемого образа губернаторов-хозяйственников и технократов.

2018 год надолго запомнится губернаторскому корпусу тремя малоприятными неожиданностями. Указом президента от 7 мая 2018 г.  утверждены 12 национальных проектов, ответственность за реализацию которых ляжет именно на плечи региональных руководителей. В условиях высокой долговой нагрузки регионов (2,14 трлн, руб. на 1 октября 2018 г. по данным Минфина РФ), собственных заявленных целей и задач в региональных стратегиях, справиться еще и с реализацией неожиданно свалившихся и разрабатываемых «с колес» множества федеральных проектов мало кому удастся вообще, а эффективно тем более. Одним из подтверждений этому является недавняя резкая критика секретаря Совбеза Н. Патрушева в адрес карельских властей за фактический срыв реализации ФЦП по развитию республики до 2020 г.

Вторым сюрпризом стало то, что президентское назначение врио губернаторов и демонстративная публичная их поддержка перед выборами и во время избирательной кампании не всегда срабатывают и не гарантируют результат выборов. Как обеспечить победу в условиях роста протестных настроений избирателей – это задача посложнее любого нацпроекта.

Ну и предновогодним подарком явились утвержденные президентом критерии оценки деятельности губернаторов, первым из которых стал новый показатель — доверие граждан к президенту и главам регионов. Доверие к политикам определяется тем, что их слова подтверждаются делами, поступки последовательны и ответственны, в основе их моральные ценности и цели достижения общественного блага. Со всеми слагаемыми доверия российская политика переживает сложности.

2019 год покажет, будут ли президент в связке с губернаторами искать дно или совершат прорыв.

С наступающим Новым годом! Мира и благополучия!

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

В рамках общего институционального кризиса набирает обороты и кризис института губернаторов. Он проявляется в неудовлетворительном состоянии региональных экономик и бюджетов, убивающей будущее бесконечной оптимизации в социальной сфере, уровне бедности населения, инфраструктурных проблемах, отсутствии авторитета у региональных управленцев среди населения, межэлитных внутрирегиональных конфликтах, масштабах коррупции, что является результатом низкого качества управления и отсутствия воли и мотивации к достижению реальных результатов.

Отсутствие реальной свободной конкуренции, отфильтровывание кандидатов при выдвижении до стерильно лояльных и управляемых, фактическое назначение президентом кандидата от партии власти, подбор кандидатов для такого назначения на основе личной преданности, манипулятивные выборы с массовыми нарушениями ведут к деградации губернаторского корпуса, демонстрирующего в итоге полное отсутствие самостоятельности. Трудно даже представить, чтобы кто-либо из современных российских губернаторов критиковал федеральную власть, выступил против каких-то ее инициатив, не согласился с тем или иным решением, и уж тем более выдвинулся бы на президентские выборы.

Инициируемые президентом отставки губернаторов, избранных гражданами на выборах, какими бы они ни были, губернаторская чехарда, с помощью которой создается видимость перемен, приезжающие в регионы со своими командами «варяги», игнорирующие местные элиты и закрытые от местного сообщества, окончательно дискредитируют данный институт в глазах избирателей.

Навязываемая общественному сознанию модель губернатора-технократа не соответствует требованиям времени. Технократов нужно было 30 лет назад приводить на смену партийным номенклатурщикам, а ныне требуются лидеры и стратеги, способные мотивировать и повести региональное сообщество к развитию на основе достигаемого общественного согласия, способные осуществлять капитализацию региона на основе имеющихся потенциалов. Для этого, правда, нужно менять не только кадровую политику, но и реформировать политическую систему страны.

Выборы осени 2018 года особенно ярко демонстрируют, что кадровая политика Кремля терпит фиаско. И это не случайно: воспроизводство в рамках замкнутой системы всегда ведет к вырождению.

 

Апрель 26, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2017)

15 февраля бывший директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков назначен временно исполняющим обязанности главы Республики Карелия. Прошло два месяца и можно делать первые выводы. Ряд достаточно правильных шагов позволил появиться в карельском обществе надеждам на то, что выходец из республики, обладающий опытом работы на федеральном уровне и соответствующими связями, сможет начать вывод республики из стагнации. Среди этих шагов следует отметить достаточно быстрое увольнение ряда одиозных республиканских чиновников, деятельность которых постоянно подвергалась критике или подозрениям в аффилированности; резко-критичные оценки деятельности предыдущей команды по ряду направлений; провозглашённый принцип открытости в деятельности врио и приём обращений граждан в социальных сетях; жёсткий контроль провального вопроса с расселением аварийного жилья; активизация вопроса по строительству кадетского училища; обещанные бизнесу встречи «без галстука». Ряд конфликтных ситуаций был погашен: конфликт вокруг Сунского бора разрешён в пользу местного населения, предприятие «Карбон-Шунгит» исключён из региональной программы приватизации, заявлено о планах по «жёсткому изъятию» находящегося в кризисном состоянии Медвежьегорского молокозавода под юрисдикцию республики, от приватизации холдинга «Кареллеспром» решено отказаться.

Сомнения и разочарования приходят с кадровыми назначениями Артура Парфенчикова. На должность премьер-министра назначен бывший заместитель председателя правительства Бурятии Александр Чепик, отметившийся сомнительными проектами по созданию игорной зоны на Байкале, уходу которого порадовались в данной республике. Назначение на ряд должностей в правительстве бывших силовиков вызвало резкие критические оценки, так как Карелия имеет печальный опыт вмешательства правоохранителей в политические процессы и связанное с этим протестное движение. Появление нового назначенца на посту вице-премьера по социальным вопросам Ларисы Подсадник вызвало негативные реакции в профессиональной среде и опасения, что это поставит крест на надеждах на перемены к лучшему в социальной сфере. Передача одним росчерком своего пера в собственность РПЦ никогда ей не принадлежавшего архитектурного памятника в квартале исторической застройки Петрозаводска, конфликт с журналистом оппозиционного СМИ в социальных сетях в первые же дни провозглашенной открытости, вызывают подозрения, что силовой и единоличный способ решения вопросов просто пока скрывается. «Лакмусовой бумажкой», позволяющей жителям республики оценить соответствие слова и дела врио губернатора, безусловно станет ситуация с исполнением решения суда по сносу «Невского пассажа» — незаконной пристройки к жилому дому в центре столицы. Это станет настоящим испытанием бывшего руководителя ФССП. Риском для Артура Парфенчикова, что можно ожидать в ближайшее время, является возможный конфликт с администрацией Петрозаводска, в которую начинают трудоустраиваться (явно не без участия Петросовета) уволенные чиновники правительства. Председатель городского совета, скорее всего, будет заинтересован именно в таком развитии событий.