Слабунова Эмилия Эдгардовна

Политик, общественный деятель. Председатель партии «ЯБЛОКО»

  

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Уходящий год не принес каких-либо изменений в состоянии института глав регионов в нашей стране.

На протяжении этого года явно видно, как продолжается размывание политического содержания губернаторства. Приложенные ранее усилия к убеждению общественности, что губернатор должен быть хозяйственником, не конвертировались в изменение ситуации в регионах.  При подборе лояльных кандидатов и отсутствии реальной политической конкуренции другого ожидать и не следует.

Анализ положения в регионах, где главы были избраны осенью 2017 года, в том числе так называемые молодые технократы, не позволяет найти каких-либо прорывов. Не появилось существенных изменений в этих регионах по уровню зарплат, снижению бедности.  Рязанская и Калининградская области, Удмуртия существенно просели в инвестиционной привлекательности.

Серьезные аварии  в последние два месяца на теплотрассах в Барнауле, Кирове, Саратове и Балаково, Перми, оставившие без тепла в морозы десятки тысяч человек, замерзающие без топлива районы Карелии, не способствуют закреплению образа губернатора-хозяйственника.  Если при возникновении такой ситуации глава региона предпочитает остаться на съезде «Единой России», как это сделал алтайский губернатор В. Томенко, то репутация конъюнктурщика останется с ним надолго. Коммунальные сети, изношенные и отэксплуатированные владельцами и арендаторами без модернизации до предела, рвущиеся ежечасно по всей стране, а также неудовлетворительное состояние дорог регионального и муниципального значения, вкупе со срывом сроков расселения аварийного  жилья и проблемой переработки мусора, в ближайшее время окончательно продемонстрируют несостоятельность навязываемого образа губернаторов-хозяйственников и технократов.

2018 год надолго запомнится губернаторскому корпусу тремя малоприятными неожиданностями. Указом президента от 7 мая 2018 г.  утверждены 12 национальных проектов, ответственность за реализацию которых ляжет именно на плечи региональных руководителей. В условиях высокой долговой нагрузки регионов (2,14 трлн, руб. на 1 октября 2018 г. по данным Минфина РФ), собственных заявленных целей и задач в региональных стратегиях, справиться еще и с реализацией неожиданно свалившихся и разрабатываемых «с колес» множества федеральных проектов мало кому удастся вообще, а эффективно тем более. Одним из подтверждений этому является недавняя резкая критика секретаря Совбеза Н. Патрушева в адрес карельских властей за фактический срыв реализации ФЦП по развитию республики до 2020 г.

Вторым сюрпризом стало то, что президентское назначение врио губернаторов и демонстративная публичная их поддержка перед выборами и во время избирательной кампании не всегда срабатывают и не гарантируют результат выборов. Как обеспечить победу в условиях роста протестных настроений избирателей – это задача посложнее любого нацпроекта.

Ну и предновогодним подарком явились утвержденные президентом критерии оценки деятельности губернаторов, первым из которых стал новый показатель — доверие граждан к президенту и главам регионов. Доверие к политикам определяется тем, что их слова подтверждаются делами, поступки последовательны и ответственны, в основе их моральные ценности и цели достижения общественного блага. Со всеми слагаемыми доверия российская политика переживает сложности.

2019 год покажет, будут ли президент в связке с губернаторами искать дно или совершат прорыв.

С наступающим Новым годом! Мира и благополучия!

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

В рамках общего институционального кризиса набирает обороты и кризис института губернаторов. Он проявляется в неудовлетворительном состоянии региональных экономик и бюджетов, убивающей будущее бесконечной оптимизации в социальной сфере, уровне бедности населения, инфраструктурных проблемах, отсутствии авторитета у региональных управленцев среди населения, межэлитных внутрирегиональных конфликтах, масштабах коррупции, что является результатом низкого качества управления и отсутствия воли и мотивации к достижению реальных результатов.

Отсутствие реальной свободной конкуренции, отфильтровывание кандидатов при выдвижении до стерильно лояльных и управляемых, фактическое назначение президентом кандидата от партии власти, подбор кандидатов для такого назначения на основе личной преданности, манипулятивные выборы с массовыми нарушениями ведут к деградации губернаторского корпуса, демонстрирующего в итоге полное отсутствие самостоятельности. Трудно даже представить, чтобы кто-либо из современных российских губернаторов критиковал федеральную власть, выступил против каких-то ее инициатив, не согласился с тем или иным решением, и уж тем более выдвинулся бы на президентские выборы.

Инициируемые президентом отставки губернаторов, избранных гражданами на выборах, какими бы они ни были, губернаторская чехарда, с помощью которой создается видимость перемен, приезжающие в регионы со своими командами «варяги», игнорирующие местные элиты и закрытые от местного сообщества, окончательно дискредитируют данный институт в глазах избирателей.

Навязываемая общественному сознанию модель губернатора-технократа не соответствует требованиям времени. Технократов нужно было 30 лет назад приводить на смену партийным номенклатурщикам, а ныне требуются лидеры и стратеги, способные мотивировать и повести региональное сообщество к развитию на основе достигаемого общественного согласия, способные осуществлять капитализацию региона на основе имеющихся потенциалов. Для этого, правда, нужно менять не только кадровую политику, но и реформировать политическую систему страны.

Выборы осени 2018 года особенно ярко демонстрируют, что кадровая политика Кремля терпит фиаско. И это не случайно: воспроизводство в рамках замкнутой системы всегда ведет к вырождению.

 

Апрель 26, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2017)

15 февраля бывший директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков назначен временно исполняющим обязанности главы Республики Карелия. Прошло два месяца и можно делать первые выводы. Ряд достаточно правильных шагов позволил появиться в карельском обществе надеждам на то, что выходец из республики, обладающий опытом работы на федеральном уровне и соответствующими связями, сможет начать вывод республики из стагнации. Среди этих шагов следует отметить достаточно быстрое увольнение ряда одиозных республиканских чиновников, деятельность которых постоянно подвергалась критике или подозрениям в аффилированности; резко-критичные оценки деятельности предыдущей команды по ряду направлений; провозглашённый принцип открытости в деятельности врио и приём обращений граждан в социальных сетях; жёсткий контроль провального вопроса с расселением аварийного жилья; активизация вопроса по строительству кадетского училища; обещанные бизнесу встречи «без галстука». Ряд конфликтных ситуаций был погашен: конфликт вокруг Сунского бора разрешён в пользу местного населения, предприятие «Карбон-Шунгит» исключён из региональной программы приватизации, заявлено о планах по «жёсткому изъятию» находящегося в кризисном состоянии Медвежьегорского молокозавода под юрисдикцию республики, от приватизации холдинга «Кареллеспром» решено отказаться.

Сомнения и разочарования приходят с кадровыми назначениями Артура Парфенчикова. На должность премьер-министра назначен бывший заместитель председателя правительства Бурятии Александр Чепик, отметившийся сомнительными проектами по созданию игорной зоны на Байкале, уходу которого порадовались в данной республике. Назначение на ряд должностей в правительстве бывших силовиков вызвало резкие критические оценки, так как Карелия имеет печальный опыт вмешательства правоохранителей в политические процессы и связанное с этим протестное движение. Появление нового назначенца на посту вице-премьера по социальным вопросам Ларисы Подсадник вызвало негативные реакции в профессиональной среде и опасения, что это поставит крест на надеждах на перемены к лучшему в социальной сфере. Передача одним росчерком своего пера в собственность РПЦ никогда ей не принадлежавшего архитектурного памятника в квартале исторической застройки Петрозаводска, конфликт с журналистом оппозиционного СМИ в социальных сетях в первые же дни провозглашенной открытости, вызывают подозрения, что силовой и единоличный способ решения вопросов просто пока скрывается. «Лакмусовой бумажкой», позволяющей жителям республики оценить соответствие слова и дела врио губернатора, безусловно станет ситуация с исполнением решения суда по сносу «Невского пассажа» — незаконной пристройки к жилому дому в центре столицы. Это станет настоящим испытанием бывшего руководителя ФССП. Риском для Артура Парфенчикова, что можно ожидать в ближайшее время, является возможный конфликт с администрацией Петрозаводска, в которую начинают трудоустраиваться (явно не без участия Петросовета) уволенные чиновники правительства. Председатель городского совета, скорее всего, будет заинтересован именно в таком развитии событий.