Румянцева Елена Евгеньевна

Доктор экономических наук, руководитель Центра экономической политики и бизнеса. Проректор Государственной академии строительства и ЖКК России (2002-2004 гг.) Автор учебников и монографий по противодействию коррупции

 

 

Комментарии эксперта:

Май 29, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2017)

Утверждение правительством Москвы правил землепользования и застройки (ПЗЗ) можно комментировать в разных аспектах – архитектурной концепции, перспектив развития экономики на основе грамотных градостроительных решений, в т.ч. туризма, но и проблемы коррупции, а также комфортности проживания людей. Понятно, что возможности уже сформированной по застройке Москвы ограничены, а желания коммерсантов противопоставить свои «очень значимые» интересы от точечной застройки «мало значимым» интересам жителей кварталов точечного строительства безграничны. До принятия ПЗЗ действия таких активных, а, может, и привилегированных застройщиков, постоянно инициирующих всё новые и новые, значимые только для них, строительные проекты мало что на практике связывало, хотя действовали многие документы в защиту прав жителей. Но эти документы, вероятно, не имели ценности, скрупулезно не исполнялись на практике, видимо, по причине своей разобщённости, но и формирования негласных условий работы в связи с коррупцией в системах управления. Проектировщики, возводя, например, свои многоэтажные жилые здания, добивались получения сверхприбыли из-за несоблюдения ими нормативов обеспечения уплотняемых новыми жителями кварталов местами в детских садах (их дефицит был преодолен в среднем по Москве к 2015 г., судя по отчётным данным), в школах, поликлиниках, и что важно – машиноместами. По нормативам, принятым до ПЗЗ, на 1 новую квартиру должно было бы приходиться при любом новом строительстве жилых комплексов 1,5-2 машиноместа. А реально их проектировалось в несколько раз меньше. Отсюда – многочисленные проблемы с местами в гаражах-стоянках для машин в городе и местами паркования автомобилей в общественных территориях. При этом до сих пор отсутствуют, к сожалению, точные данные (в их реальной, ничем не искаженной динамике) об обеспеченности жителей каждого из 125-ти районов и 21-го поселения объектами инфраструктуры (по каждому значимому объекту). Ни жители города, ни аналитики не имеют пока доступа к этим данным, чтобы проверить и проанализировать цифры по комфортности проживания в том или ином районе, поселении города и их изменениям, и при необходимости – воспрепятствовать всеми легитимными способами их ухудшению. Недостаток объектов инфраструктуры, как известно, не только ухудшает уровень жизни в конкретном районе (а районы Москвы развиты, к сожалению, очень неравномерно), но и снижает безопасность пребывания в нём. Например, московский район Гольяново в 2014 г. занял третье место в рейтинге самых опасных мест планеты по версии американского издания The Huffington Post. По сводкам ГУВД Москвы, этот район лидирует по уровню преступности в городе. По мнению большинства экспертов, чем больше плотность заселения района с недостатками обеспечения объектами инфраструктуры (хотя нормативы действовали и до ПЗЗ, но, по факту, скрупулезно не соблюдались), тем больше там криминала. Прозрачность и чёткость регламентации – это, наверно, главные на сегодня отправные точки противодействия коррупции, которая, как правило, педалирует на неведении, по сути, бесправных своих жертв. Коррупция в российском строительстве не виртуальна, а визуальна и очевидна, поскольку объекты неправомерного строительства остаются на многие годы, а какие-то важные строительные проекты даже не проектируются. Как официально представляется на сайте мэра Москвы, 83% площади Москвы в старых границах города принятые ПЗЗ относят к сохраняемым территориям, главным подходом которых закладывается сохранение параметров существующей жилой застройки, природных территорий. Поэтому принятие данного документа – важный этап выстраивания отношений участников градостроительной деятельности, куда относятся и все жители Москвы, на более комфортном для всех сторон – прозрачном и чётком — уровне. И было бы ценно для интересов проживания в городе, чтобы важные статистические данные, сопровождающие строительную деятельность по новым Правилам, были бы открыто представлены и менялись бы в соответствии с проведенными изменениями, были бы максимально точными, способствовали бы неукоснительному соблюдению нормативов градостроительного проектирования, а также стандартизации условий проживания в одном городе.