Курбангалеева Екатерина Шамильевна

Политолог, политконсультант. Член Общественной палаты РФ. Директор Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр «Особое мнение»

 

 

Комментарии эксперта:

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Еще двух недель не прошло, как новым врио главы Республики Башкортостан стал Радий Хабиров. Уже сейчас вырисовывается весьма яркий и самобытный стиль управления.
Первое. Решительность в кадровых вопросах. И хотя в самом начале Радий Хабиров неоднократно говорил о готовности работать с любыми кадрами, которые готовы доказать свою профессиональность, уже 22 октября республиканское правительство подало в отставку в полном составе. Отставка восьми вице-премьеров была принята, трое остались работать в качестве врио. Любопытно при этом, что премьер-министр Рустэм Марданов продолжил свою работу. Правда, это странное исключение некоторыми воспринимается как «ситуация заложника», поскольку над его некогда правой рукой Евгением Гурьевым, экс-вице-премьером, которому приписывают инициирование искусственных банкротств на госпредприятиях, сгущаются мрачные тучи.

Новый руководитель республики Хабиров выгодно отличается от большинства назначенцев последних двух губернаторских призывов тем, что располагает своей слаженной командой. Как минимум трех вице-премьеров он тут же заменил своими проверенными кадрами, работавшими с ним в том числе в Красногорске. А на позиции руководителя администрации пригласил депутата Госдумы Александра Сидякина.

Второе. Значительный политический опыт и, вероятно, восточное происхождение Радия Хабирова помогают ему аккуратно плести тонкую ткань политического символизма. Первые встречи, которые он провел, приехав в республику в новом качестве, демонстрируют это: визиты к митрополиту Никону и Верховному муфтию ЦДУ мусульман России Талгату Таджуддину, прошедшие, — что важно! — в один день. А через некоторое время — визит в еврейский национально-культурный центр в Уфе, встреча с бывшим главой республики и своим руководителем Муртазой Рахимовым, награждение сразу после представления в качестве врио своего предшественника Рустэма Хамитова, встреча с также возможным претендентом на первый пост в республике Тимербулатом Каримовым в контексте предстоящего празднования 100-летия известного башкирского поэта Мустая Карима, деда Каримова.

Третье. Наконец, Радий Хабиров всячески демонстрирует открытость процесса принятия политических решений: в режиме онлайн транслируются заседания правительства, врио ведет персональные аккаунты в социальных сетях. Он также не чужд образности в выражениях, например: «Госсовет как Голгофа для нерадивых руководителей», яркий отрицательный образ чиновника «с рыбьими глазами, потными ручками и прижатыми ушами».
Знает новый башкирский руководитель толк и в популизме, подаваемом в уместном контексте, например, перевод правительства на шестидневный и ненормированный рабочий график.

Но несмотря на столь большой политический и управленческий опыт и формирующийся яркий запоминающийся образ, очевидно, что предстоящие выборы для Радия Хабирова не станут легкой прогулкой. Как иллюстрация — первая попытка транспортного коллапса в Уфе 23 октября, спровоцированного компаниями, занимающимися нелегальными пассажирскими перевозками. Надо отметить, что власти отреагировали быстро: было выведено на маршруты 180 единиц дополнительных автобусов, прошли рейды ГИБДД по задержанию «нелегалов», в транспортных компаниях начаты проверки.

Основные риски будущей губернаторской кампании, лежат, прежде всего, в плоскости предстоящей борьбы с республиканскими элитами и связанными с некоторыми из них криминальными группами, отягощенной национально-семейными особенностями построения бизнеса в республике.

———

За период после выборов, на которых Станислав Воскресенский одержал убедительную победу, набрав больше 65% голосов, а «Единая Россия» хоть и потеряла по сравнению с прошлым созывом в количестве мандатов, но все-таки получила простое большинство в областной Думе, были сформированы и представлены две основных части новой команды губернатора Ивановской области: управленческая (правительство области) и политическая (региональный парламент и новое руководство «Единой России»).

С одной стороны, в областной Думе никто из заметных политических фигур не был обижен, все получили посты и должности, с другой — конфигурация почти полностью изменилась, став при этом более устойчивой и подконтрольной губернатору. Для местного политбомонда весьма неожиданной оказалась кандидатура Марины Дмитриевой, бывшей до этого председателем Общественной палаты Ивановской области, на пост председателя областной Думы. Особым цимесом был тот факт, что ее фактически как своего преемника предложил на партконференции «уходящий» спикер и на тот момент секретарь политсовета «Единой России» Виктор Смирнов. 
Представители КПРФ и ЛДПР получили посты замов председателя Думы. Сам Виктор Смирнов стал сенатором от законодательного органа власти. Сенатором от губернатора остался по-прежнему Валерий Васильев. Политико-партийный потенциал был равномерно распределен: посты секретаря партии, спикера и руководителя фракции «Единой России» разнесены по трем разным людям. Также ликвидирована позиция первого зама председателя областной Думы.

Новый состав правительства области был объявлен в день инаугурации Станислава Воскресенского 10 октября. Распределение функционала и количество замов по существу остались прежними. Две замены замов председателя правительства были ожидаемы, новостью, пожалуй, стало только появление в качестве «зама по стройке» бывшего владимирского чиновника Сергея Коробкина. Единственным отличием, с точки зрения функционала, было выделение отдельного блока — имущественного и закупочного, под который создана позиция нового зама. Также были произведены две точечных замены руководителей наиболее «критичных», с точки зрения социальных рисков, департаментов: дорожного хозяйства и здравоохранения.

Новые назначенцы были позаимствованы из Московской и Ярославской областей. 
Но губернатор в указанный период занимался не только формированием команды. Из значимого: Станиславу Воскресенскому удалось договориться с предпринимателем Вадимом Дымовым об увеличении инвестиций и удвоении проектов в животноводческий комплекс области, а также продолжить работу над преображением городских пространств. В Кинешме начато обещанное Воскресенским общественное обсуждение желаемого облика города, к созданию которого подключены специалисты КБ «Стрелка». И, наконец, сдан долгострой в Савино, который не позволял закончить федеральную программу переселения из аварийного жилья.

————

Похоже, что для местной владимирской элиты стресс и его последствия благополучно завершились. Электоральный ураган прошел, сломав и унеся прочь верхушки деревьев, но не сильно затронув обитателей леса. Бывший секретарь областного политсовета «Единой России» Ольга Хохлова хоть и лишилась партийного руководства, зато получила «путевку» в Совет Федерации РФ. Спикер регионального парламента Владимир Киселев не только остался «при своих», но ещё и вернул себе жезл партийной власти, опять став первым единороссом в регионе. Партия, получив большинство в ЗС, провела и подписала рукой уходящего губернатора Светланы Орловой закон о необходимости согласования губернатором кандидатур на позиции своих заместителей. Глава административной столицы Андрей Шохин инициировал законопроект о возврате во Владимир градостроительных полномочий. Правда, пока принятие законопроекта было приостановлено. На областной комитет внутренней политики вернулся его бывший руководитель Олег Леухин, уволенный в июне сего года. Два владимирских местных зама — Алексей Конышев и Вячеслав Кузин, — пересидевшие уже двух губернаторов, похоже, останутся работать и с третьим.

А вот Владимир Сипягин недолго пребывал в шоковой эйфории от свалившейся на него победы. Ему катастрофически не хватает кадров, чтобы заполнить все освобождающееся вакансии замов и руководителей департаментов, управленческого опыта, чтобы понять, за что хвататься и как выстроить систему приоритетов, а также политического веса и опыта, чтобы понемногу дистанцироваться от ЛДПР. По слухам, многие встречи в Москве он проводит не у себя в представительстве, а в кабинете Владимира Жириновского.

Первые назначения пока выглядят и воспринимаются как попытка «затыкания кадровых дыр». В то же время новый губернатор демонстрирует, что может обходить красные флажки, выставленные ему областными законодателями. Так, двух замов — Рената Чагаева и Елену Мазанько, — доставшихся ему в наследство от Светланы Орловой, он вполне ловко «разгрузил» от подведомственных им департаментов и функционала, оставив за ними управление собственными секретариатами. В целом отчасти благодаря отсутствию команды у губернатора Сипягина битва с региональным парламентом по поводу будущих замов отложена, но не за горами. 
В самом законодательном собрании все очень живо. Как ни странно, Максим Шевченко не столь активен и ярок, как ожидалось, а вот Сергей Казаков фонтанирует инициативами и, похоже, наслаждается собой и возможностью наконец-то высказывать свое мнение не только на страницах газеты.

Во Владимирской области риски управления ожидаемо растут, но серьезных вызовов в отношении власти пока еще не последовало.

 

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

О губернаторском корпусе как о чем-то цельном говорить было бы неверно. Он сейчас пока весьма разношёрстен. Вместе с тем почти завершился процесс исхода «аксакалов» ельцинского призыва. Свои посты пока сохранили: Евгений Савченко (Белгородская область, безусловный рекордсмен губернаторского долгожительства), Олег Королев (Липецкая область), с определенными оговорками Анатолий Артамонов (Калужская область); завершает свою карьеру Аман Тулеев.

2012-2014 гг. были, на мой взгляд, периодом «случайных» и/или сиюминутных назначений (яркие примеры тому — Владимир Миклушевский, Андрей Бочаров и пр.). С 2016, даже с 2017 года, начал вырисовываться более системный подход. На территории, за редким исключением, отправляют молодых перспективных амбициозных управленцев, которые в большинстве своём воспринимают такое назначение не как «посажение на кормление», а как ответственную командировку, в ходе которой надо набраться новых компетенций, в первую очередь, политических, доказать свою профпригодность, улучшив социально-экономические показатели вверенного региона. Привязка к региону будущего губернатора стала необязательным требованием, следовательно, и термин «варяг» устарел (за скобками ситуация в Красноярском крае и, конечно, в Республике Дагестан).

Но эта миссия не выглядит лёгкой. Новый губернаторский корпус сталкивается с общей проблемой: жесткий каркас межбюджетных отношений по линии «федеральный центр-регионы» при резком спаде экономики. Обязательств передано на регион много, а доходные статьи резко сократились, при этом почти нет пространства для маневра. Остается только встраиваться в государственные программы и просить денег у федерального центра. Если добавить одну центровую функцию — планирование, мы вернемся к системе Госплана. В этом контексте основное преимущество губернатора — его лоббистские возможности.

При этом в регионах растет социальная напряженность — рвётся там, где тонко: здравоохранение и лекарственное обеспечение (Владимирская область), экологическая ситуация, прежде всего, ситуация с мусором (Подмосковье и регионы вокруг Москвы). Кроме этого, на глазах разваливается как федеральная, так и региональная система контроля и надзора, которую разъедает коррупционная ржа (Кемеровская область).


Благодаря усилиям врио губернатора Станислава Воскресенского Ивановская область вышла на федеральный уровень. Населением положительно оценены усилия лидера региона по организации прямого высокоскоростного сообщения с Москвой (запуск «Ласточки» в марте) и возобновлению речного сообщения по Волге (остановки туристических судов в Кинешме), инвесторы начинают активно интересоваться возможностями территории.

Удаленные офисы в области открыли «Согаз», «Интер РАО». Это более тысячи рабочих мест.

Пока не до конца решена проблема формирования работоспособной и эффективной команды врио губернатора. Приближающиеся выборы губернатора и областной Думы, с одной стороны, дополнительно актуализируют эту проблему, с другой — позволят в определенной части решить.


Основная проблема Владимирской области — непрекращающиеся и даже нарастающие конфликты сразу по нескольким направлениям. Внутриэлитные, между группами влияния в самой областной администрации, между властью и СМИ, и, конечно, между властью и обществом по проблемам организации медицинской помощи в первичном звене, создания мусорных полигонов (Киржачский и Камешковский районы), отдельных инвестиционных проектов (крупного свинокомплекса в Суздальском районе).

К сожалению, областная власть, в первую очередь внутриполитический блок, не может наладить диалог между всеми этими резонерствующими и конфликтующими группами. Прогноз: нарастание напряженности, триггером послужат приближающиеся выборы губернатора Владимирской области и депутатов ЗС.