Курбангалеева Екатерина Шамильевна

Политолог, политконсультант. Член Общественной палаты РФ. Директор Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр «Особое мнение»

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Томская область по-прежнему входит в число субъектов РФ с высокой устойчивостью региона и позиций губернатора. Стабильной, прежде всего, остается политическая конструкция области. За последнее время никаких серьезных кадровых политических изменений не произошло. На этом фоне заметным является даже проходящее событие: исключение из партии «Единая Россия» незадачливого кандидата в мэры, участвовавшего в выборах в качестве самовыдвиженца и набравшего 6% голосов, Евгения Макаренко: «за потерю связи с партией».

С определенной периодичностью штаб Алексея Навального «выбрасывает» какие-либо расследования о деятельности областной администрации, из последнего – «траты на пиар». Но все это не сильно отражается на позициях областной администрации и губернатора. Кстати, сам факт того, что такой штаб существует и относительно спокойно и регулярно функционирует, тоже определенный показатель существующей политической атмосферы и уверенности власти.

Область продолжает уверенно себя позиционировать как инновационная территория, регион с большим потенциалом развития IT- производств, «умных» технологий, цифровой медицины. Так, совсем недавно в рамках пресс-конференции в «ТАСС» в Москве губернатор Сергей Жвачкин анонсировал создание на базе клиник СибГМУ «цифрового госпиталя, где все данные о пациентах будут систематизированы, и для каждого пациента будет создан «цифровой аватар». Заместитель губернатора по селу Андрей Кнорр проанонсировал готовность региона начать развивать «умное сельское хозяйство»: органическое земледелие и выращивание культур с заданными свойствами.

Необходимо в скобках заметить, что Томская область вышла на первое место в СФО по молоку и по урожайности зерновых на гектар. Более того, «инновационному», «цифровому» позиционированию способствуют и все более укрепляющие позиции ведущих томских вузов в самых престижных международных рейтингах.

Часть застарелых проблем области удается понемногу решать: это качество автодорог, качество питьевой воды (введены в эксплуатацию 70 электронных колодцев), улучшение транспортной инфраструктуры (запущены рейсы «Победы», выделены 3 млрд. федеральных средств на реконструкцию со следующего года аэропортового комплекса и пр.). Необходимо отметить, что губернатор Жвачкин часто соотносится с собственной предвыборной программой, которую большинство экспертов называли одной из самых проработанных в электоральном сезоне-2017. Качество управления регионом весьма достойное. Во всяком случае, регион постоянно входит в число пилотных — в рамках реализации различных проектов: так, Томская область стала одним из шести регионов, где будет запущен пилот по борьбе с бедностью в рамках майского суперуказа Президента РФ. Регион будет включен в число семи проектов, где будет реализован лидерский проект АСИ по модернизации системы защиты детей. Наконец, у областной власти дошли руки и до лесного хозяйства. Губернатора давно критиковали за незаконные массовые вырубки леса. Регион расторгает контракт с китайской компаний, занимающейся вырубкой леса и начинает с 2019 года масштабный проект по сохранению лесов.

———

В середине ноября с назначением заместителя председателя областной Думы Владимира Гришина новым лидером ивановских единороссов завершился этап становления новой внутриполитической архитектуры региона, автором которой выступил избранный губернатор Станислав Воскресенский. Сия конструкция пока выглядит вполне сбалансированной, основательной и прочной, во всяком случае, она выдержала первый небольшой краш-тест: смена одного из последних долгожителей — муниципалов, сколь одиозного, столь же и харизматичного главы Пучежского района, не согласованного губернатором кандидата, прошла в сроки и единогласно. Притом, что у двух предшественников Воскресенского убрать указанного районного начальника в свое время так и не получилось.

Губернатор продолжает демонстрировать открытость: реагирует на обращения и предложения в своих аккаунтах и соцсетях, за две недели до Нового года провел большую встречу с активистами и представителями общественных организаций из всех районов области. Идет плановая штатная работа над улучшением экономики региона. В установленные сроки был принят областной бюджет, который даже по оценкам депутатов от оппозиционных партий, был качественно проработан и финансово усилен. Важный момент: впервые бюджет Ивановской области превысил 40 млрд рублей. Воскресенский продемонстрировал свои недюжинные лоббистские возможности: области дополнительно выделены средства из федерального бюджета. 700 млн поступит в сферу здравоохранения, свыше полумиллиарда — в образование, на 1.2 млрд возрастет финансовое обеспечение дорожной деятельности, 645 млн дополнительно придет в область по программе защиты от загрязнения реки Волги и пр.

Губернатору удалось для региона практически за год пробить в Правительстве РФ создание второго ТОРа (территории опережающего развития) — в Южском районе. Запустился анонсированный ранее пошив одежды под брендом «Красная машина». Глава региона представил новую систему поддержки малого и среднего бизнеса «Мой бизнес», которая объединила все существующие в области институты и программы помощи. Область включена в число шести регионов, где в 2019 году стартует пилотный проект по борьбе с бедностью в рамках майского суперуказа Президента РФ. Продолжается работа над улучшением освещения Иванова, в ближайший месяц будет закончен монтаж всех светильников города, сэкономленные деньги будут пущены на продолжение освещения дворов и темных небольших улиц.

Самые, пожалуй, любопытные процессы за последние два месяца произошли в сфере ЖКХ и коммуналки. Со скандалом был уволен руководитель Фонда капремонта области, область забрала полномочия по водоснабжению и приняла решение создать единого регионального оператора на базе некогда городского, а с 1 января 2019 года областного «Водоканала». Фактически можно говорить о начавшемся переделе сфер влияния по линии «область — административная столица». Для Иванова, который передал также на уровень области еще два гостиничных объекта и спортивный дворец-недострой, — это стало своеобразным «потрясением сфер». Ряд экспертов это оценивает как определенный запрос со стороны области на необходимость повышения городскими властями эффективности своей работы.

——————-

Во Владимирской области в отношениях «область – муниципалитеты» происходят процессы, обратные процессам происходящим, например, в Ивановской области. За последние месяцы в регионе можно наблюдать формирование фронды Белому дому со стороны глав муниципальных образований. Первым в атаку пошел сити-менеджер Владимира Андрей Шохин. Ему довольно быстро, почти кавалерийским наскоком, удалось вернуть обратно некогда изъятые областью градостроительные полномочия. Интересно, что губернатор Сипягин предпринял весьма слабую попытку удержать статус-кво в этом вопросе.

Второй шаг — это заявление об изъянах сложившихся межбюджетных отношений, в частности о несправедливости подхода к перераспределению НДС между двумя уровнями власти. Бюджет региона, в том числе, за счет этого растет как на дрожжах, а на городской уровень еще и «сбрасываются» с областного уровня несвойственные муниципалитетам расходные обязательства. В качестве примера приводится зарплата персонала в детских садах. Позицию Шохина активно поддержал мэр Мурома Евгений Рычков, на днях возглавивший Совет муниципальных образований. Градоначальник Мурома фактически выступил идеологом пересмотра межбюджетных отношений, приведших к обнищанию муниципальных кошельков, заявив, что «не местное самоуправление должно обслуживать государственную власть, а наоборот».

В то же время в отсутствии стратегии и ответственного за внутреннюю политику в лице соответствующего зама, региональный парламент с подачи ковровского директората готовится отменить прямые выборы в городе оружейников (срок полномочий ковровского мэра истекает в следующем году), опасаясь, что к власти могут прийти оппозиционные кандидаты: депутат ЗС 
от КПРФ Максим Шевченко или нынче свободный от должностей экс-сенатор Антон Беляков. Между тем, избранный губернатор Владимир Сипягин, наконец, собрал по принципу «с бору по сосенке» команду заместителей в количестве 8 человек и представил ее «urbi et orbi». Ему также удалось, во многом благодаря первому заму, бессменному финансисту региона Вячеславу Кузину, провести через ЗС бюджет, хотя этому и сопутствовали жаркие споры. (Размер бюджета 61,7 млрд. руб., что составило почти 108% к бюджету 2018 года). Успехом Сипягина, одним из первых, можно назвать подписание с «МРСК Центр» соглашение об инвестировании в электросети региона 5 млрд. руб. Но губернатора продолжают догонять, уже накрывая с головой, застарелые проблемы региона: растущие неплатежи за потребление газа, подвисающий капремонт нашумевшей больницы в Струнино, нерешенные вопросы с мусорным полигоном в Киржаче, возможное незавершенное строительство школы в Кольчугино.

Продолжается серия негативных сюжетов о ситуации во Владимирской области на федеральных каналах. В какой-то момент некоторые эксперты и местные представители элиты начали все громче говорить, что новому главе региона недолго осталось: вот, даже Президент «с такими» не встречается, видимо, не считает нужным. Но тут на пресс-конференции 20 декабря Владимир Путин пообещал встретиться со всеми, без исключения, избранными губернаторами и помогать им, вне зависимости от партбилета.

Ну и вишенкой на торте — в продолжение моего предыдущего прогноза, что «электоральный ураган прошел, поломав верхушки деревьев и не затронув обитателей леса», и что все понемногу возвращаются к своим делам, можно считать назначение на Владимиро-Суздальский музей-заповедник нового-старого директора Светланы Мельниковой, покинувшей этот пост два года назад.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Еще двух недель не прошло, как новым врио главы Республики Башкортостан стал Радий Хабиров. Уже сейчас вырисовывается весьма яркий и самобытный стиль управления.
Первое. Решительность в кадровых вопросах. И хотя в самом начале Радий Хабиров неоднократно говорил о готовности работать с любыми кадрами, которые готовы доказать свою профессиональность, уже 22 октября республиканское правительство подало в отставку в полном составе. Отставка восьми вице-премьеров была принята, трое остались работать в качестве врио. Любопытно при этом, что премьер-министр Рустэм Марданов продолжил свою работу. Правда, это странное исключение некоторыми воспринимается как «ситуация заложника», поскольку над его некогда правой рукой Евгением Гурьевым, экс-вице-премьером, которому приписывают инициирование искусственных банкротств на госпредприятиях, сгущаются мрачные тучи.

Новый руководитель республики Хабиров выгодно отличается от большинства назначенцев последних двух губернаторских призывов тем, что располагает своей слаженной командой. Как минимум трех вице-премьеров он тут же заменил своими проверенными кадрами, работавшими с ним в том числе в Красногорске. А на позиции руководителя администрации пригласил депутата Госдумы Александра Сидякина.

Второе. Значительный политический опыт и, вероятно, восточное происхождение Радия Хабирова помогают ему аккуратно плести тонкую ткань политического символизма. Первые встречи, которые он провел, приехав в республику в новом качестве, демонстрируют это: визиты к митрополиту Никону и Верховному муфтию ЦДУ мусульман России Талгату Таджуддину, прошедшие, — что важно! — в один день. А через некоторое время — визит в еврейский национально-культурный центр в Уфе, встреча с бывшим главой республики и своим руководителем Муртазой Рахимовым, награждение сразу после представления в качестве врио своего предшественника Рустэма Хамитова, встреча с также возможным претендентом на первый пост в республике Тимербулатом Каримовым в контексте предстоящего празднования 100-летия известного башкирского поэта Мустая Карима, деда Каримова.

Третье. Наконец, Радий Хабиров всячески демонстрирует открытость процесса принятия политических решений: в режиме онлайн транслируются заседания правительства, врио ведет персональные аккаунты в социальных сетях. Он также не чужд образности в выражениях, например: «Госсовет как Голгофа для нерадивых руководителей», яркий отрицательный образ чиновника «с рыбьими глазами, потными ручками и прижатыми ушами».
Знает новый башкирский руководитель толк и в популизме, подаваемом в уместном контексте, например, перевод правительства на шестидневный и ненормированный рабочий график.

Но несмотря на столь большой политический и управленческий опыт и формирующийся яркий запоминающийся образ, очевидно, что предстоящие выборы для Радия Хабирова не станут легкой прогулкой. Как иллюстрация — первая попытка транспортного коллапса в Уфе 23 октября, спровоцированного компаниями, занимающимися нелегальными пассажирскими перевозками. Надо отметить, что власти отреагировали быстро: было выведено на маршруты 180 единиц дополнительных автобусов, прошли рейды ГИБДД по задержанию «нелегалов», в транспортных компаниях начаты проверки.

Основные риски будущей губернаторской кампании, лежат, прежде всего, в плоскости предстоящей борьбы с республиканскими элитами и связанными с некоторыми из них криминальными группами, отягощенной национально-семейными особенностями построения бизнеса в республике.

———

За период после выборов, на которых Станислав Воскресенский одержал убедительную победу, набрав больше 65% голосов, а «Единая Россия» хоть и потеряла по сравнению с прошлым созывом в количестве мандатов, но все-таки получила простое большинство в областной Думе, были сформированы и представлены две основных части новой команды губернатора Ивановской области: управленческая (правительство области) и политическая (региональный парламент и новое руководство «Единой России»).

С одной стороны, в областной Думе никто из заметных политических фигур не был обижен, все получили посты и должности, с другой — конфигурация почти полностью изменилась, став при этом более устойчивой и подконтрольной губернатору. Для местного политбомонда весьма неожиданной оказалась кандидатура Марины Дмитриевой, бывшей до этого председателем Общественной палаты Ивановской области, на пост председателя областной Думы. Особым цимесом был тот факт, что ее фактически как своего преемника предложил на партконференции «уходящий» спикер и на тот момент секретарь политсовета «Единой России» Виктор Смирнов. 
Представители КПРФ и ЛДПР получили посты замов председателя Думы. Сам Виктор Смирнов стал сенатором от законодательного органа власти. Сенатором от губернатора остался по-прежнему Валерий Васильев. Политико-партийный потенциал был равномерно распределен: посты секретаря партии, спикера и руководителя фракции «Единой России» разнесены по трем разным людям. Также ликвидирована позиция первого зама председателя областной Думы.

Новый состав правительства области был объявлен в день инаугурации Станислава Воскресенского 10 октября. Распределение функционала и количество замов по существу остались прежними. Две замены замов председателя правительства были ожидаемы, новостью, пожалуй, стало только появление в качестве «зама по стройке» бывшего владимирского чиновника Сергея Коробкина. Единственным отличием, с точки зрения функционала, было выделение отдельного блока — имущественного и закупочного, под который создана позиция нового зама. Также были произведены две точечных замены руководителей наиболее «критичных», с точки зрения социальных рисков, департаментов: дорожного хозяйства и здравоохранения.

Новые назначенцы были позаимствованы из Московской и Ярославской областей. 
Но губернатор в указанный период занимался не только формированием команды. Из значимого: Станиславу Воскресенскому удалось договориться с предпринимателем Вадимом Дымовым об увеличении инвестиций и удвоении проектов в животноводческий комплекс области, а также продолжить работу над преображением городских пространств. В Кинешме начато обещанное Воскресенским общественное обсуждение желаемого облика города, к созданию которого подключены специалисты КБ «Стрелка». И, наконец, сдан долгострой в Савино, который не позволял закончить федеральную программу переселения из аварийного жилья.

————

Похоже, что для местной владимирской элиты стресс и его последствия благополучно завершились. Электоральный ураган прошел, сломав и унеся прочь верхушки деревьев, но не сильно затронув обитателей леса. Бывший секретарь областного политсовета «Единой России» Ольга Хохлова хоть и лишилась партийного руководства, зато получила «путевку» в Совет Федерации РФ. Спикер регионального парламента Владимир Киселев не только остался «при своих», но ещё и вернул себе жезл партийной власти, опять став первым единороссом в регионе. Партия, получив большинство в ЗС, провела и подписала рукой уходящего губернатора Светланы Орловой закон о необходимости согласования губернатором кандидатур на позиции своих заместителей. Глава административной столицы Андрей Шохин инициировал законопроект о возврате во Владимир градостроительных полномочий. Правда, пока принятие законопроекта было приостановлено. На областной комитет внутренней политики вернулся его бывший руководитель Олег Леухин, уволенный в июне сего года. Два владимирских местных зама — Алексей Конышев и Вячеслав Кузин, — пересидевшие уже двух губернаторов, похоже, останутся работать и с третьим.

А вот Владимир Сипягин недолго пребывал в шоковой эйфории от свалившейся на него победы. Ему катастрофически не хватает кадров, чтобы заполнить все освобождающееся вакансии замов и руководителей департаментов, управленческого опыта, чтобы понять, за что хвататься и как выстроить систему приоритетов, а также политического веса и опыта, чтобы понемногу дистанцироваться от ЛДПР. По слухам, многие встречи в Москве он проводит не у себя в представительстве, а в кабинете Владимира Жириновского.

Первые назначения пока выглядят и воспринимаются как попытка «затыкания кадровых дыр». В то же время новый губернатор демонстрирует, что может обходить красные флажки, выставленные ему областными законодателями. Так, двух замов — Рената Чагаева и Елену Мазанько, — доставшихся ему в наследство от Светланы Орловой, он вполне ловко «разгрузил» от подведомственных им департаментов и функционала, оставив за ними управление собственными секретариатами. В целом отчасти благодаря отсутствию команды у губернатора Сипягина битва с региональным парламентом по поводу будущих замов отложена, но не за горами. 
В самом законодательном собрании все очень живо. Как ни странно, Максим Шевченко не столь активен и ярок, как ожидалось, а вот Сергей Казаков фонтанирует инициативами и, похоже, наслаждается собой и возможностью наконец-то высказывать свое мнение не только на страницах газеты.

Во Владимирской области риски управления ожидаемо растут, но серьезных вызовов в отношении власти пока еще не последовало.

 

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

О губернаторском корпусе как о чем-то цельном говорить было бы неверно. Он сейчас пока весьма разношёрстен. Вместе с тем почти завершился процесс исхода «аксакалов» ельцинского призыва. Свои посты пока сохранили: Евгений Савченко (Белгородская область, безусловный рекордсмен губернаторского долгожительства), Олег Королев (Липецкая область), с определенными оговорками Анатолий Артамонов (Калужская область); завершает свою карьеру Аман Тулеев.

2012-2014 гг. были, на мой взгляд, периодом «случайных» и/или сиюминутных назначений (яркие примеры тому — Владимир Миклушевский, Андрей Бочаров и пр.). С 2016, даже с 2017 года, начал вырисовываться более системный подход. На территории, за редким исключением, отправляют молодых перспективных амбициозных управленцев, которые в большинстве своём воспринимают такое назначение не как «посажение на кормление», а как ответственную командировку, в ходе которой надо набраться новых компетенций, в первую очередь, политических, доказать свою профпригодность, улучшив социально-экономические показатели вверенного региона. Привязка к региону будущего губернатора стала необязательным требованием, следовательно, и термин «варяг» устарел (за скобками ситуация в Красноярском крае и, конечно, в Республике Дагестан).

Но эта миссия не выглядит лёгкой. Новый губернаторский корпус сталкивается с общей проблемой: жесткий каркас межбюджетных отношений по линии «федеральный центр-регионы» при резком спаде экономики. Обязательств передано на регион много, а доходные статьи резко сократились, при этом почти нет пространства для маневра. Остается только встраиваться в государственные программы и просить денег у федерального центра. Если добавить одну центровую функцию — планирование, мы вернемся к системе Госплана. В этом контексте основное преимущество губернатора — его лоббистские возможности.

При этом в регионах растет социальная напряженность — рвётся там, где тонко: здравоохранение и лекарственное обеспечение (Владимирская область), экологическая ситуация, прежде всего, ситуация с мусором (Подмосковье и регионы вокруг Москвы). Кроме этого, на глазах разваливается как федеральная, так и региональная система контроля и надзора, которую разъедает коррупционная ржа (Кемеровская область).


Благодаря усилиям врио губернатора Станислава Воскресенского Ивановская область вышла на федеральный уровень. Населением положительно оценены усилия лидера региона по организации прямого высокоскоростного сообщения с Москвой (запуск «Ласточки» в марте) и возобновлению речного сообщения по Волге (остановки туристических судов в Кинешме), инвесторы начинают активно интересоваться возможностями территории.

Удаленные офисы в области открыли «Согаз», «Интер РАО». Это более тысячи рабочих мест.

Пока не до конца решена проблема формирования работоспособной и эффективной команды врио губернатора. Приближающиеся выборы губернатора и областной Думы, с одной стороны, дополнительно актуализируют эту проблему, с другой — позволят в определенной части решить.


Основная проблема Владимирской области — непрекращающиеся и даже нарастающие конфликты сразу по нескольким направлениям. Внутриэлитные, между группами влияния в самой областной администрации, между властью и СМИ, и, конечно, между властью и обществом по проблемам организации медицинской помощи в первичном звене, создания мусорных полигонов (Киржачский и Камешковский районы), отдельных инвестиционных проектов (крупного свинокомплекса в Суздальском районе).

К сожалению, областная власть, в первую очередь внутриполитический блок, не может наладить диалог между всеми этими резонерствующими и конфликтующими группами. Прогноз: нарастание напряженности, триггером послужат приближающиеся выборы губернатора Владимирской области и депутатов ЗС.