Кабацков Андрей Николаевич

Кандидат исторических наук, социолог (г.Пермь)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Март 28, 2018| Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2018)

Пермь – это крупный, как раньше бы сказали, промышленный центр на Урале. Глава города не обладает статусом политического лидера, ориентируясь на которого горожане реализуют своё право на политические идентификации. И дело здесь не в личности и политических претензиях конкретного персонажа. Это и требование федерального центра, и результат политического консенсуса достигнутого экономическими игроками, обслуживающими нужды городского хозяйства. Крупные компании, обслуживающие городскую инфраструктуру не заинтересованы в публичных склоках и скандалах, будоражащих публику. Крупные игроки городского рынка договариваются между собой вне публичной политики и в дополнительных посредниках они не заинтересованы.

Дмитрий Иванович Самойлов, с 2014 года руководящий городским хозяйством, хорошо понимает реалии кабинетной политики. Его задача – это расставить кадры на ключевых постах в соответствии с балансом интересов иных властных игроков из края, города или других регионов. В отношениях с краевой властью демонстрировать предельную лояльность. Из собственных публичных презентаций исключить политизированность и конфликтность. По основным своим характеристикам это роль похожа на председателя горисполкома при советской власти. Её ограничения в том, что она регулярно даёт сбои с самостоятельно хозяйствующими субъектами. Компенсацией становится особый стиль руководства – властный и иерархически безапелляционный.

В повседневном управлении Д. Самойлов очень требовательный. Прибывая на работу в 8 часов утра – ждёт такой же самоотверженности от подчиненных. Работников не способных демонстрировать мобилизованность на решение рабочих вопросов без сожаления увольняет. Схожий стиль управления воспроизводится на крупных предприятиях региона.

Роль главы города не предполагает инициации масштабных реформ городской жизни. Тем не менее, в 2016 году в городском укладе были инициированы серьёзные перемены — были введены платные парковки в центре города. Новшество прижилось без особого шума. Администрация Перми грамотно реализовала программу коммерциализации парковок. Умеренная цена, своевременная информация, доступные сервисы по оплате и пауза на расширение зоны коммерческих парковок позволили горожанам приспособиться к новой реальности.

Управленческие решения, которые глава города должен принимать на своем посту, строго дозировано освещаются в местной прессе. Политическая жизнь в городе выглядит спокойной и бесконфликтной. Если бы не политические кампании по выборам губернатора (10 сентября 2017 г.) и президента (18 марта 2018 г.), то могло создаться даже впечатление, что политика в городе умерла. Для горожан такая ситуация выглядит приемлемой. Погруженные в частные заботы, зимой они вспоминают о городских властях лишь после больших снегопадов или из-за чрезвычайных происшествий.

Без сомнения ЧП в пермской школе №127 15 января сильно потрясло горожан. Но в сферу политической ответственности главы города оно не вошло. Местные СМИ быстро квалифицировали событие в качестве «драки на ножах подростков» и тем самым, переложили груз ответственности на институты ответственные за социализацию подрастающего поколения. В этом отличие пермской ситуации от происшествия 21 марта 2018 года в подмосковном Волокаламске. Пермский руководитель оказался освобожден от политической ответственности за события в школе. Тем не менее, данные ЧП показывают область, где политические риски для непубличной стратегии выстраивания политической карьеры Д. Самойлова сохраняют свою актуальность на сегодняшний день.