Жуковский Александр Иванович
Политолог, социолог. Генеральный директор НП Ситуационный центр «Новгород-Мудрый»
Комментарии эксперта:
26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)
Великий Новгород продолжают лихорадить темы исполнения\неисполнения национальных проектов. Основные темы текущего периода, вызвавшие противоречивые реакции: реконструкция и замена городского освещения. Появились не отвеченные жалобы со стороны населения на возможное снижение уровня освещенности. Установка ограничивающих барьеров на дорогах вызвала серьёзное общественное противостояние, поддержанное активностью в сетях. Продолжаются споры и поиски решений с благоустройством парковых зон, набережных.
Примечательно, что оценка эффективности проектов происходит прямо по сценарию известной русской сказки «Вершки и корешки». На всё «хорошее» в национальных проектах претендуют и президент, и правительство РФ, и губернатор, а вот за все «неустойки» неблагоприятное общественное мнение сваливается на местное самоуправление, местную оппозицию, блогеров, «иностранных агентов», городских «сумасшедших», мешающих исполнению стратегических задач.
Серьёзные претензии населения и раздражение региональных властей вызывает затянувшийся ремонт моста через р. Волхов, серьёзно нарушающий и без того напряжённую транспортную логистику. Великий Новгород не выпадает из общего неблагоприятного фона статистики по коронавирусу и известных проблем с ним, прежде всего, со здравоохранением.
Многие годы город, так же, как и регион, остаются уверенными должниками. Бюджетная закредитованность – почти 100%. Доходы на одного человека за последние полгода упали с 31 716 рублей до 24 893 рублей при «официальном» росте цен в 3%. В среднем по состоянию на ноябрь 2020 г. один житель Новгородской области должен банкам 223,7 тыс. рублей. Отсюда – неоднозначное восприятие последней попытки мэрии разместить муниципальный заказ на очередной банковский кредит.
В отчётный период зафиксированы прямые попытки управлять решениями мэра командой «внутренней политики» региона, которая сама своим составом и решениями создаёт больше конфликтов, чем их решает. В сетях обсуждаются личностные отношения мэра и губернатора. Последний последовательно высказывает недоверие своему же «выбору» – мэру, которого губернатор сам «назначил» 2 года назад. С. Бусурин уже длительное время числится и. о. секретаря городского отделения «ЕР». Избавиться от статуса «и. о.» не дают в региональном отделении «ЕР», где секретарём является губернатор А. Никитин.
Наблюдатели отметили неожиданную активность мэра С. Бусурина в начале ноября. Долгое время не отвечавший на выпады региональных властей и губернатора, С. Бусурин вдруг выступил с ответами на претензии к городу со стороны губернатора и его команды. Проявившаяся принципиальность мэра и самостоятельный поиск решений замечен внимательными наблюдателями в регионе. Интерес вызвало уверенное заявление мэра о задачах выноса железнодорожного вокзала из центра города.
Дело в том, что транспортная логистика уже давно стала в городе скрытой инфраструктурной проблемой № 1. Фактически прямой услугой вокзала горожанин пользуется несколько раз в год, тогда как десятки тысяч горожан «тренируются» ненавидеть: себя, друг друга и всё вокруг в пробках и перепрыгиваниях через шпалы по нескольку раз в день. К тому же через весь город нелегально пролегает несанкционированная городская «свалка», как и сточные канавы, заболоченности вдоль обочин железной дороги.
27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)
Местное самоуправлении в Великом Новгороде продолжает функционирование на спаде полномочий и ресурсов. Исполняется пессимистический вариант Прогноза развития МСУ до 2024 года, опубликованного в книге исполнительного директора Союза городов Центра и Северо-Запада России Александра Васильева «Мэры городов. Всерьёз и в шутку» (2018 г.).
Объективно снижаются статус должности и статус личности главного должностного лица. Относительным «плюсом» в настоящее время, для мэра и МСУ в целом, является изменение в настроениях граждан. Основное внимание и негативные ощущения стали направляться к федеральному уровню, а отношение к местному уровню и мэру развивается в критической, но не в агрессивной форме. Уже понятно, что серьёзные инфраструктурные «недострои» по национальным проектам – в большей мере косяки федерального центра, чем МСУ.
Исключительным и очень показательным моментом за данный период была предпринятая со стороны областных властей попытка обвинений и прямого вмешательства в дела Великого Новгорода. В СМИ был обнародован документ, «списывающий» на мэрию целый ряд «нарушений», в том числе проявившийся отрицательный рейтинг президента в городской среде, провалы в работе городского отделения «ЕР» в В. Новгороде. Документ предписывает мэру указания и сроки исправления ситуации, очень напоминающие слова из сказки: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».В таком подходе явно выразились неформальные установки внутренней региональной политики. Во-первых, формально официально признающие присутствие больших проблем в регионе, что совсем не вяжется с «победными»: информационной политикой, официальными отчётами департаментов и риторикой губернатора. Во-вторых, поиск виноватого: беззастенчиво свалить общие проблемы на отдельный муниципалитет, на ходу теряющий ресурсы и полномочия.
Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)
Постновогодний период и последующие серьёзные посылы в сторону политических изменений со стороны федерального центра не показали сближения или какой-то консолидации общественных настроений с усилиями региональной внутренней политики. Во внутренней и информационной политике Новгородского региона произошли необъясняемые (субъективные) изменения в названиях отдельных структурных подразделений и в кадрах. На фоне формально и тихо покинувшего регион варяга, «серого кардинала» в статусе 1-го заместителя губернатора (С. Сорокин), управленческие позиции в сфере внутренней политики переместились уже к группе варягов новых. Одновременно из темы были выведены местные кадры, которые долгое время составляли базовую технологическую основу внутренней политики региона, ориентировались в межличностных особенностях коммуникаций.
«Пересменка» прошла в режиме внутреннего локального конфликта, не получившего публичного освещения или экспертного обсуждения. Времени прошло мало, но некоторые тенденции «новой» внутриполитической активности в регионе показывают курс на еще большую замкнутость и оторванность административного ресурса от объекта управления. Продолжается невнятный союз с региональным отделением «ЕР». Партии предписан на выдвижение на довыборы в областную Думу «тяжелый» кандидат, варяг (и. о. ректора университета Ю. Боровиков). Проходят латентные переговоры и договоренности с системными оппозиционными партиями по разрыву единого политического пространства региона на отдельные части. Готовится «служебная» социология для внутреннего пользования (данные противоречат альтернативным данным ФСО и др.), «благоприятные» отчеты, в том числе, по национальным проектам. Последние создали конфликтную ситуацию — не совпали с критическими отчетами, подготовленными специалистами полпредства СЗФО (А. Гуцан).
Интенсивнее в местных подконтрольных СМИ позиционируется персональная роль губернатора. Заметна тенденция поиска и обозначения внутреннего врага (МСУ, местные кадры, конфликт областного города\области), будущего «виноватого», не позволившего безупречной, неподсудной региональной власти, губернатору выполнить что-то суперважное, необходимое, национальное. При этом мелкомасштабные повседневные проблемы основного населения, инфраструктурные проблемы МСУ, регионального управления, рассинхронизация информационной политики (несколько «центриков») остаются вне зоны тщательно скрываемых целей и компетенций внутренней политики региона.
В то же время из региона продолжается утечка оборотных средств и ресурсов, не позволяющая актуализировать местную первичную деловую активность (МСУ, МСБ, кооперацию). Входящие федеральные ресурсы поглощаются невнятными и, главным образом, внешними компаниями. Региональные же акценты делаются на отдельные яркие объекты (НТШ, набережная реки Волхов) и прецеденты (отдельные случаи местной, предпринимательской и другой активности), но не на глубинные негативные процессы, вызывающие общее недовольство и негативные оценки в целом. Ухудшается демография (последние места в РФ), усиливается социальная апатия, не снижается фон недовольства (агрессии) среди населения, мрачно нервничает несистемная оппозиция, в растерянности – системная. Слова и дела в Новгородской области продолжают расходиться.
В рассматриваемый период в Новгородской области торжественно открыли яркий деловой комплекс «Мой бизнес». Центр ориентирован на комплексную поддержку развития бизнеса, удобно расположен, доступен. В нечасто проявляющихся попытках организации открытого диалога власти и населения последним решительно не воспринимаются даже позитивные обращения к нему губернатора. Например, в связи с угрозой коронавируса губернатор вполне дружелюбно и публично пожелал жителям беречься от холода, теплее одеваться. Однако даже такое тёплое послание вызвало негативные реакции.
Наличие информационных барьеров между властью и населением показало и недавнее широко освещенное многообещающее посещение (11 февраля 2020 г.) премьер-министром РФ М. Мишустиным Новгородской области. Новгородцы восприняли визит как возможность прямого позитивного диалога с верхними этажами власти, однако ряд активных местных СМИ и руководителей заинтересованных организаций тупо не допустили к такому диалогу, хотя эта возможность анонсировалась. Местные власти попытались неуклюже переложить вину на некие федеральные «нормы», не позволившие провести мероприятия в более расширенном публичном варианте. Получилось ещё хуже! Низов не хотят слушать не только местные, но и другие обновленные уровни власти. При том, что федеральные СМИ и президент, правительство в постновогоднем периоде, наоборот, в своих обращениях требуют прямого участия граждан в обсуждении актуальных вопросов и проблем.
Подводя итоги, приходится констатировать: заметно, что новая постновогодняя региональная внутренняя политика в своем обновлённом кадровом составе образца 2020 года не слышит и не видит как федеральный центр и президента РФ, так и собственное население. Продолжает руководствоваться какими-то своими корпоративными (частными) интересами, установками, всё больше обособляясь и замыкаясь, тогда как в общественном пространстве региона всё отчетливее звучат мотивы, аргументы, призывы к консолидации, сотрудничеству всех рациональных сил региона.
Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)
Выбранный городской думой «сити-мэр» Сергей Бусурин, хоть и «усилен» определёнными дополнительными полномочиями, но лоббирующие его группы плохо поняли и не предусмотрели, что назначаемые «сити-мэры» выступают не как самостоятельные субъекты, а прежде всего, как формальные исполнители настроений, требований, давления и сверху (федеральных, региональных), и снизу — население, политические партии.
Мэру Великого Новгорода ещё определённым образом везёт: летняя и ушедшая в осень избирательная кампания по-своему заполнила политическую повестку и активность текущими диалогами кандидатов, партий с населением, поэтому к критике мэра организованно не подключались депутаты городской думы — фактические работодатели городского главы.
В повисшую неопределённость ещё не вписались введённые жёсткие индикаторы KPI, «дамокловым мечом» повисшими над головами всех публичных руководителей в регионе.
Позиция современного градоначальника, скорее, напоминает положение «мальчика для битья».
К такой «миссии» действующий мэр не готов, ни морально, ни профессионально, не готова вести борьбу на несколько «фронтов» и его команда. Мэр демонстративно слушается губернатора, сохраняя некий баланс отношений в верхах, но это не снижает нарастающую напряжённость в городской среде. Падающий рейтинг действующего губернатора и «повисающие» на нем проблемы города не создают конструктивности в отношениях. Избирательная кампания в августе-сентябре и прямая поддержка мэром на выборах в ГД, имеющего в городе значительный антирейтинг кандидата (Ю. Бобрышева), также не повысила доверие к исполнительной власти. В городе с трудом реализуются планы по благоустройству, вводу детских садов, а фоном поддавливают волнения в системе здравоохранения и ставшие «традиционными» темы: ЖКХ, цены, доходы…
Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)
2018 год в Новгородской области протекал, главным образом, под давлением федеральных инициатив манипулятивного (социальное манипулирование) характера, приспосабливающих общественные процессы к факторам продолжающейся модернизации в материальных, экономических сферах. На «помощь» федеральным усилиям предыдущих годов в процесс манипулирования включились ресурсы и продукты отдельных федеральных технологических центров из Сколково, АСИ и др. под общим федеральным трендом Национальной Технологической Инициативы (НТИ).
Свои площадки для развертывания ярких технологических инициатив продвижения, внедрения новых технологий, прежде всего цифровых, открыли отдельные российские отрасли. Они с удовольствием включились в процесс манипуляций на своих объектах, демонстрируют активность, готовность к изменениям, оптимизм, привлекают молодежные группы, отдельные предпринимательские инициативы, поддерживаются региональными властями и их информационными ресурсами.
Новгородская область, в этой связи имеет некоторое преимущество перед другими регионами России, так как в силу особых обстоятельств, губернатором региона оказался бывший директор АСИ. Продолжающееся в 2018 г. своеобразное «интеллектуальное шефство» АСИ над Новгородской областью вносит свои особенности в региональные процессы и расклады. Какие? Основные технологические идеи развития продолжают вноситься извне через активность в системе образовании. Определен центр такой интеллектуальный активности — Новгородский Университет, назначен новый административно-управленческий персонал, неоднозначно оцениваемый местными кадрами. Бренд «Город университет» даже заявлен как одна из стратегических целей развития Новгородской области. Либерализованы по сравнению с прошлым режимом социально-политические отношения, расширяется социальная база принимающих решения. Это выразилось в целом комплексе политических компромиссов после прошедших текущих выборов в регионе, как публичного характера (публичных выборов депутатов) так и технологических процедур «выборов» сити-менеджеров.
Перегруппировка вызывает неоднозначные оценки и реакции, но социально-политические отношения упрямо, хоть и достаточно скрытно и не однозначно продолжают реализовываться в 2018 г.
Администрация региона активно поддерживает и продвигает оживления в отдельных отраслях и сегментах деловой и общественной активности, но изменения и в самой системе регионального управления остаются неопределенными и все более скрыто напряженными. Политическая надстройка в лице губернатора имеет признаки позитивных направлений, риторики (программно-целевое), решений, изменений (появление в структуре администрации неких «проектных офисов»), но исполнительно-распорядительная инфраструктура регионального управления продолжает находиться и даже укрепляется в стандартах отраслевых стереотипов 19 века. Именно эти инерции в базисе управления мешают сегодня перейти регионам и стране в целом от технологий социального манипулирования к принципам социального маневрирования — решению реальных объективных проблем, а не ограничиваться «борьбой» с их отражениями в общественном сознании манипулятивными техниками.
Август 29, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин остается в целом «темной лошадкой» для региона. Об этом говорят данные опросов, которые фиксируют отрицательное отношение к главе региона со стороны населения (по соотношению доверяющих и не доверяющих). Никитин много ездит, про это появляются «эскортные» репортажи в СМИ, но практические результаты этих вояжей для большинства жителей региона остаются абстракцией. Новая риторика и термины, пришедшие с губернатором и его командой в регион перестают завораживать жителей, которые озабочены своими накопившимися и текущими проблемами, долгами и как минимум настораживающими федеральными повестками.
Проведённая в начале этого года реформа управления, еще больше закрепившая принципы отраслевого управления, обособила департаменты, сократила горизонтальные связи внутри системы. Позитивные попытки Андрея Никитина поддерживать, развивать, продвигать на этом фоне проектные принципы в управлении остаются скорее демонстрацией о намерениях, некой игрушкой губернатора, чем реальным инструментом влияния и замещения устаревших инерций и принципов в управлении. Попытки обновить кадровый состав в усиленной формальными статусами в названиях должностей (министерства, правительства), но не изменённой инфраструктуре управления, только повысили неопределенность.
Для усиления инфраструктуры регионального управления из центра административно в регион был продвинут на должность заместителя губернатора по внутренней политике Максим Владимиров, оказавшийся вообще не вписанным в общую инфраструктуру и вынужденный работать службой для особых поручений, многочисленных согласований, в том числе и совсем не согласуемых в такой нерационально выстроенной среде.
Регион же по-прежнему зависим от установок центра и ожидает, рассчитывает на его преференции. Вместе с недовольством всем и сразу нарастает и социальная апатия. В регионе прогнозируется низкая явка (ниже, чем в целом по стране) на текущие выборы 9 сентября 2018 г. депутатов в городскую Думу Великого Новгорода. Низкая политическая активность граждан в свою очередь обостряет перспективы управляемости.
На фоне снижения актуальности и доверия органам власти СМИ пытаются весело рассказывать о благих намерениях и усилиях губернатора. Например, в последнее время в СМИ стала выдающейся новостью и широко комментировалась информация о том, как губернатор помог вытащить застрявшую на дороге машину женщине-водителю.
Июль 31, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2018)
Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев выраженный психотип «нарцисс». Он находится в конце своего второго срока на должности мэра с устойчивым отрицательным рейтингом в общественном сознании и виртуозными индивидуальными «маневрами» в отношениях с областными властями, депутатами городской Думы, «Единой Россией», силовиками, средствами массовой информации и населением.
Последний «маневр» текущего времени — это решение мэра в четыре ближайших месяца закончить строительство долгостроя (станции третьего подъёма), начавшегося в 2004 г., к 1 декабря 2018 г., то есть за пределами полномочий его срока пребывания в должности.
По последнему социологическому замеру (июль 2018 г.) положительно оценивают мэра 24,5%, отрицательно 57,5%. Общий минусовой рейтинг — 33%.