evstefЕвстифеев Роман Владимирович

Доктор политических наук, профессор Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Председатель Регионального отделения Российской ассоциации политической науки

 

 

Комментарии эксперта:

Октябрь 20, 2015| Регионы России: Рейтинг мэров

В 2011 году модель управления в городе Владимира была изменена: были упразднены прямые выборы главы города, в городе вводились две должности – главы города, который одновременно являлся председателем городского Совета депутатов, и наемного сити-менеджера, главы администрации города, назначаемого Советов депутатов после решения специальной комиссии.

С апреля 2011 года должность сити-менеджера занимает Андрей Станиславович Шохин. Главой города в 2011 по сентябрь 2015 года был Сергей Владимирович Сахаров. Весь этот период динамика взаимодействия и конкуренции двух высших должностных лиц города развивалась от согласованных действий до негласного политического противостояния. В итоге, эту конкуренцию выиграл Андрей Шохин, который в сентябре 2015 года вновь был назначен главой администрации города Владимира. Сергей Сахаров в выборах депутатов городского Совета в сентябре 2015 года вообще не участвовал. Новым главой города на заседании Совета была избрана Ольга Александровна Деева, бывший функционер партии «Единая Россия», мало известная широким слоям горожан. Причем исполнять обязанности главы города она будет без отрыва от основной работы в качестве руководителя городского Фонда социальной поддержки населения. Таким образом, статус и влияние главы города и Совета в целом существенно снизился.

Такой итог первого четырехлетия существования «двухглавой» модели управления городом вполне закономерен. Факторами, обусловившими его стали и изменения в законодательстве о местном самоуправлении, и курс партии «Единая Россия» на снижение участия избранных депутатов и глав в местной политике, и особые требования к областной «столице» нового для Владимирской области губернатора Светланы Орловой, избранной на эту должность в сентябре 2013 года. Тут же надо отметить успешную тактику и стратегию Андрея Шохина в аппаратно-конкурентном противостоянии с Сергеем Сахаровым.

Деятельность Андрея Шохина на посту сити-менеджера можно оценивать по разным основаниям. Самое главное – город, безусловно, управляем. Андрей Шохин сосредоточил в своих руках рычаги власти и влияния и умеет ими пользоваться. Город управляется: исходя из сложившихся требований к этой системе; исходя из требований, постоянно поступающих с позиции губернатора; исходя из требований, предъявляемых конкретными представителями крупного и среднего бизнеса.

В гораздо меньшей степени Шохину удалось организовать взаимодействие с населением и учет интересов граждан. Правда, это пока не несет особых рисков для сити-менеджера и для города в целом.

Можно отметить, что Андрей Шохин в целом не закрыт, готов к диалогу, откликается на запросы общества и отдельных его представителей. Правда, принятие конкретных решений при этом происходит с учетом, прежде всего, мнений областного руководства и интересов бизнеса.

Андрею Шохину пока удается успешно лавировать между всеми этими интересами, удовлетворяя и областные власти, и бизнес, и политические партии, и большинство населения, включая даже сложные категории интеллигенции, в том числе оппозиционно настроенные.

Так, при поддержке администрации города и лично А.Шохина в городе создан и развивается Международный дискуссионный клуб «Спасскiй Холмъ», на заседания которого приезжают ведущие российские и зарубежные историки, политологи, социологи, философы, ведутся дискуссии о современной российской политике и государственности. В результате, город Владимир позиционируется не только как культурный и индустриальный центр, но и как центр изучения российской государственности, так как именно во Владимире стараниями князя Андрея Боголюбского во многом и были заложены ее основы.

Для бизнеса, при поддержке областной администрации город Владимир ежегодно организует специальную площадку на областном социально-экономическом форуме. На этой площадке представители бизнеса, науки и гражданского общества обсуждают будущее города и направления его развития.

Силы и влияния главы администрации города распределены довольно рационально, главные акценты делаются на те направления, на которые обращает внимание губернатор и на те, за которые в первую очередь отвечает исполнительная власть в городе.

Это позволяет Андрею Шохину оставаться в лидирующей группе среди глав администраций городов области.

Новый срок полномочий, наступивший для Андрея Шохина в сентябре 2015 года, пока не предполагает для него каких-то сложностей и трансформаций. Состав депутатского корпуса вполне для него комфортный, отношения с губернатором – благоприятные. Риски и угрозы – неочевидны.

Однако, динамика социально-экономического развития региона и города, а также политические изменения в стране, вполне могут эти риски и угрозы обозначить.

 

Май 12, 2014| Регионы России: Рейтинг Мэров

Город Владимир перешел на модель с сити-мэнеджером не так давно, это было в 2011 году. До этого, с 1991 года город управлялся мэрами, которые были одновременно главами администрации. Сложилась устойчивая привычка рассматривать город в концепции единоначалия. Когда функции разделились между наемным сити-мэнэджером и главой Совета народных депутатов, горожанам стало совершенно непонятно, кто есть кто, кто «самый главный». Отсюда и достаточно скромный результат главы столицы Владимирской области в «Народном рейтинге». Дополнительным фактором тут является то, что и глава Владимира —  Сергей Сахаров и глава администрации Андрей Шохин, достаточно хорошо узнаваемы и это только усиливает путаницу в умах.

Кроме того, налицо некоторая административная неразбериха: хотя глава города и глава администрации пытаются как-то поделить сферы обязанностей и ответственность, но, тем не менее, постоянно возникают накладки и пересечения. 

Если говорить о потенциале города Владимир с точки зрения общего уровня управления, квалификации и участию в городской жизни первых лиц, он находится, пожалуй, где-то на уровне первой тридцатки рейтинга. Нас серьезно отбросил назад политически мотивированный отказ от модели управления единоначалия. Года два-три потребовалось только на то, чтобы кой-как наладить координацию управления и понимание наверху, как следует действовать в сложившихся обстоятельствах. Конечно, в разных столичных субъектах существуют разные нюансы, но, полагаю, не только во Владимире столкнулись с подобными проблемами.