Гращенков Илья Александрович

Генеральный директор центра развития региональной политики

 

 

 

Комментарии эксперта:

27 августа, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)

Врио губернатора Камчатского края В. Солодов продолжает улучшать показатели региона, сменив на посту экс-губернатора В. Илюхина. В 2020 году Камчатке удалось удержать позиции в ТОП-30 субъектов РФ с наилучшей инвестиционной привлекательностью по рейтингу АСИ, поднявшись в нём с 28-го на 27-е место.

Солодов берёт курс на сохранение наработанного и улучшение достигнутых позиций. Он берёт курс на развитие туризма и расширение сфер для привлечения в регион финансовых средств.

Сейчас на Камчатке запускается целый ряд крупных туристических проектов, завершается строительство трассы до Мильково, строится новый аэропорт. Всё это потянет за собой создание большого количества возможностей для предпринимательства. Туризм – одно из самых перспективных направлений для привлечения инвестиций. Камчатка считается самым экологически чистым регионом ДФО. Местные природные достопримечательности – вулканы, гейзеры, термальные источники – известны во всем мире. Местная Долина гейзеров вошла в список семи чудес России, а в совместном докладе ВЦИОМ и ЦРРП (Центра развития региональной политики), опубликованном в начале года, Камчатка вошла в ТОП-5 регионов, которые бы россияне мечтали посетить.

В плане публичной политики Солодов не испугался конкуренции и проводит выборы максимально открыто для получения вотума доверия от населения. Новый глава региона даёт понять, что Камчатка для него – это надолго, поэтому выстраивает работу для людей, а не пытается добиться лояльности региональных элит.

Врио губернатора разрушил старые коррупционные связи и «обнулил» было статус-кво. В какое-то время ситуация обострилась, тогда конфликты между разными группами влияния вылились в информационное поле, но Солодову удалось купировать эти очаги. Врио губернатора удалось остаться над схваткой регионалов, сохранив роль арбитра. Сейчас у него кредит доверия от президента Путина, полпреда Трутнева, что позволяет ему реагировать на острые моменты, сглаживая их и нейтрализуя.

У обновленного правительства теперь в приоритете, помимо инвестиций, социальная сфера. Прежде всего – здравоохранение. Помимо борьбы с коронавирусом, это решение проблем со строительством краевой больницы, а также в регион завезли 11 автомобилей скорой помощи. После длительного простоя сдвинулись работы по проблемному долгострою — Камчатской краевой больнице (она с 2014 года стоит недостроенной, но теперь станет аналогом медицинского центра ДВФУ во Владивостоке). На фоне строительства социального, оживает и гражданское строительство. Как отметили сотрудники компаний-застройщиков на одной из недавних встреч с врио губернатора, пока действия главы можно расценивать как конструктивные, многие замороженные проекты решено продолжить.

Одна из важных инвестиционных тем – развитие Севморпути. Солодову удалось пролоббировать идею отправлять дальневосточную рыбу на Запад по СМП, поэтому регион ждёт значительное обновление портовой инфраструктуры. Одним из действенных механизмов для привлечения инвестиций в Камчатский край стал режим Свободного порта Владивосток. Благодаря различным преференциям в регион стали охотнее вкладываться крупные компании. Успешным оказалась и ТОР «Камчатка» – эта территория привлекла в несколько раз больше денег, чем планировалось изначально.

Оказана существенная помощь МСБ, пострадавшему от пандемии. В ближайшее время будет дополнительно докапитализирован краевой фонд микрозаймов на сумму около 100 млн рублей, чтобы помочь камчатским предпринимателям в этот непростой период. Также введены отсрочки на оплату ранее взятых кредитов, достаточно серьёзно снижены налоги для субъектов малого и среднего бизнеса, находящихся на упрощённой системе налогообложения. Кроме того, мы договорились, что аренда помещений, принадлежащих государству или муниципалитетам, будет составлять лишь оплату коммунальных услуг и расходов. Налоговая льгота предоставлена и торговым центрам, чтобы они, в свою очередь, снизили арендную плату на этот период вынужденного простоя.

Солодов также обещает камчатским сельчанам решить их проблемы. Программа развития Камчатского края, которую сейчас разрабатывает краевое правительство, будет программой развития всех наших населенных пунктов, в том числе поселков и сёл. Глобальный вопрос – перспектива создания рабочих мест. Солодов намерен проработать вопрос предоставления рабочих мест жителям поселков с предприятиями, которые сейчас наращивают темпы производства. Рабочие места будут создавать в Елизовском районе. В регионе разрабатывают внятную стратегию развития, чтобы были понятны перспективы отрасли. Много внимания инвесторы также уделяют сельскохозяйственным проектам. В крае строят теплицы и фермы, стремясь развить животноводство и растениеводство. Большую часть продуктов на Камчатку всё ещё завозят издалека. Если регион сможет в достаточной мере развить своё производство, цены в регионе существенно снизятся.

Ещё одна важная отрасль камчатской экономики – добыча полезных ископаемых. В регионе сосредоточены месторождения золота, серебра, платины, кобальта и никеля, меди, ртути. Также на Камчатке имеются огромные запасы угля, нефти и природного газа. С разработкой недр связана почти треть всех инвестиционных проектов. Это модернизация горно-обогатительных комбинатов, строительство шахт и многое другое.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин также признал успешной работу врио с начала года, поблагодарив Солодова за активную работу и пообещав всестороннюю поддержку со стороны федерального центра.

Конечно, у Камчатки, помимо преимуществ, есть и недостатки. Прежде всего, это довольно суровый климат и недостаток производственных сил. В регионе проживает чуть больше 300 тысяч человек, из которых экономически активны около 190 тысяч. В итоге для реализации всех планируемых инвестиционных проектов нужно привлекать рабочую силу, а значит – субсидировать их.

 

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Петропавловск-Камчатский – один из самых динамично развивающихся городов ДВФО и причина этому – резко возросший туристический поток в регион. Если еще несколько лет назад город можно было отнести лишь к числу портовых территорий, то сегодня он становится центром притяжения инвестиций.

Заметно увеличившееся число туристов не только из России, но из Китая, Японии, Кореи и даже Евросоюза и США, формируют запрос на новый уровень городской среды. В городе строится первый на северных территориях Дальневосточного региона пятизвездочный отель. В октябре-ноябре этого года его строительство активизировалось, и застройщик планирует завершить его к 2021 году. В планах – строительство еще одного.

Сформирован новый план урбанистического развития города, включающий в себя реновацию части промышленных территорий под парки, наращивание числа пешеходных зон, он представлен мэрией Петропавловск-Камчатского в октябре и принят депутатами гордумы.

В 2019 году в городе открылись новые парки, скверы, последние – в октябре, в это же время отремонтировано и сдано в эксплуатацию дорожное покрытие. Бурно развивается ресторанный бизнес, а с появлением запроса на качественные продукты в зоне городского развития было реализовано сразу несколько крупных сельскохозяйственных проектов – свиноводческая ферма, оранжереи по выращиванию зелени, овощей и клубники (все эти проекты были сданы в октябре этого года). Это одни из немногих проектов в ДВФО, автономно обеспечивающие город продуктами.

Таким образом, администрация города успешно поймала общерегиональный тренд и реализует проекты, направленные на развития территории в целом. Это очень важно, так как обычно северные города плохо встраиваются в концепции реновации, яркий пример – схожий с Петропавловском-Камчатским город Мурманск, где для реализации аналогичных проектов развития возможно лишь строительство нового микрорайона «с чистого листа» (проект Новый Мурманск), так как портовую территорию невозможно вписать в концепцию туристического развития. Здесь городская территория подстраивается под нужды, при этом не ущемляя интересы, местных жителей.

 

Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)

Александр Левинталь, глава Еврейской автономии, с большой долей вероятности, покинет свой пост уже в начале 2020 года, а его место займёт кто-то из ставленников федерального центра. Скорее всего, это будет человек близкий к полпредству ДФО.

ЕАО – очень сложный регион. Из-за своего удаленного нахождения (фактически на задворках Хабаровского края), не имеющий собственного межрегионального авиационного сообщения, выхода к морю и т.д. – не попавший в различные крупные инвестиционные программы ДФО. Относительно небольшая численность населения – 160 тыс. чел., скромный бюджет, отсутствие богатых месторождений. Все это делает губернатора автономии не самой влиятельной фигурой на Дальнем Востоке, вместе с тем, накладывает на него массу забот – выбивание федеральных денег под социальные проекты, ЖКХ и т.д. Вот, например, в этом году автономия провалила подготовку к осенне-зимнему сезону и все из-за нехватки федеральных средств, а отвечать за провал – все же губернатору.

Правда, Александр Левинталь все же смог добиться определенных успехов, в 2016 году ВРП региона рванул вверх, сравнявшись по темпам с Крымом (в который тогда вливались колоссальные суммы). Однако успехи были обусловлены в основном тем, что «рывок» считался от нуля, любое новое предприятие или инвестиции в отрасль давали почти 100% рост по отношению к прошлому году. Хотя определенные сектора экономики ЕАО все же удалось развить. Это научно-технический кластер, добыча графита, сельское хозяйство – соевые культуры. Тут есть определенная заслуга действующего губернатора, который делал что мог для роста экономики. Сегодня регион лидер по китайскому присутствию, что представляет для автономии определённую опасность, так как присутствие еврейского населения – стремительно сокращается. Возникает вопрос в целесообразности сохранения статуса автономии как таковой.

В этой связи рассматриваются различные варианты присоединения ЕАО к соседним – Хабаровскому краю или Амурской области. Конечно, более очевидный вариант – Хабаровск, так как «еврейка» по сути является одним из его районов. Однако пока там у власти находится оппозиционный губернатор Сергей Фургал, объединение под его руководством – невозможно.

В этой связи ЕАО требуется смена главы, для того, чтобы новый руководитель мог провести аудит работы за прошлые годы и помочь выстроить более-менее четкую стратегию на 2020-2030 год, дав главный ответ – целесообразно ли сохранять автономию или нет?

Поэтому на смену Левинталю может прийти кто-то из представителей крупных федеральных ФПГ, заинтересованных в ЕАО, как в мосте между Россией и Китаем, так и в определенном кластере, который в будущем будет включен в программу территориального развития ДФО. На местном уровне Александру Левинталю удалось выстроить достаточно слаженно работающую систему. Однако финансовая недостаточность не позволяет решать проблемы в ЖКХ и развитии территорий. В этой связи рейтинг лично ВДЛ серьезно упал.

Запрос на смену губернатора вырос до 50%, тогда как доверяют ему – менее 20%. При этом рейтинг власти как таковой, достаточно высок, например ЕР – на уровне 30-35%, что неплохо для ДФО. В этой связи Левинталь оказался зажат между условной «стабильностью» и невозможностью сделать качественный рывок, чтобы сохранить свой пост.

 

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Сергей Собянин – это не просто мэр, а политический тяжеловес, карьера которого еще может дать рост, например, при назначении новым председателем Правительства РФ. Поэтому его следует оценивать не просто как мэра-хозяйственника, но как потенциального «второго» человека в государстве. И если в плане городского хозяйства у Сергея Собянина все обстоит неплохо, то политический экзамен он провалил.

Никто не сделал так много для объединения и придания душевных сил оппозиции, как политтехнологи из штаба Собянина на выборах в МГД. Если бы не их решения о недопуске и фильтрации оппозиционных кандидатов, то конец июля в Москве не ассоциировался бы с французским термидором. Т.е. как политик Собянин показал себя крайне негибким, привыкшим решать политические проблемы с помощью силовиков и их дубинок. Такой подход понижает его шансы считаться «рейтинговым» кандидатом в случае возможных президентских выборов.

Хотя, в целом, на мнение москвичей это пока не повлияло, до 50% населения города – не осведомлены о каких-то протестах и причастности к их подавлению мэрии. Они более вовлечены в социальную повестку – льготы, реновация, строительство школ и детских садов. Для них оппозиция – это политически чуждый запрос, а Собянин олицетворяет социально-ориентированное государство.

Элиты также ориентированы на Собянина, их бизнес плотно связан с заказами мэрии, а, значит, мэр продолжает оставаться для них и центром политического влияния.

Муниципальные власти Москвы и вовсе не создают конкурентной повестки – они лишь исполнители микро-поручений, политики «дворовой» единицы. А вот с федеральными властями у Собянина могут возникнуть трения.

Если Кремль и вправду не причастен к решению о жестком подавлении оппозиции и сценарию их недопуска в МГД, мэру придется отвечать за действия своих подчиненных. В этом случае даже отставки и увольнения не позволят полностью компенсировать просчеты, и сам глава региона в конечном итоге потеряет свои политические очки.

Подводя итог: июль стал для Собянина крайне негативным месяцем, он потерял в глазах наиболее активной части горожан статус мэра самого либерального города России.

С другой стороны, есть определенный позитив со стороны аполитичного населения, которое довольно расширением льготных программ и социальной поддержкой (многие пенсионеры, например, поехали отдыхать за счет мэрии в Крым и Краснодарский край), а, значит, в том направлении мэрия продолжает наращивать уровень собственной поддержки.

 

Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)

Выборы глав крупных городов России канули в прошлое. В 2019 году таких выборов немного – всего три кампании. Новосибирск, Улан-Удэ и Анадырь. Поскольку в столице Чукотского АО проживает всего 15 тыс. человек – чуть больше чем в самом маленьком городке Подмосковья, то реальный интерес предоставляют только кампании в Новосибирске и столице Бурятии. Однако в Улан-Удэ с 2012 года мэр – фигура номинальная, вся власть сосредоточена в руках сити-менеджера, наёмного работника утвержденного администрацией губернатора. Последний избранный мэр Геннадий Айдаев оставил о себе не самую лучшую память, поэтому буряты сравнительно легко приняли идею отчуждения мэрских полномочий от избирательного права.

А вот Новосибирск – это последний оплот демократии в России. Более 1,6 млн. человек населения – это самый крупное населённое муниципальное образование в стране. Научный центр и столица СФО и возглавляет его мэр-коммунист Анатолий Локоть. Считаю, что это знаковое событие – мэр-оппозиционер во главе третьего по численности города в Российской Федерации. И при этом у Локтя – действительно высокий рейтинг, население довольно итогами его работы с 2014 года – редкое свойство для градоначальника, отработавшего почти полный срок на посту. Я лично знаком с Анатолием Евгеньевичем, могу сказать, что это человек с выдающейся энергетикой, действительно двигающий город в светлое будущее – от строительства новых веток метро до концепций сохранения уникальных научных школ перенятых из системы образования СССР. На выборах 2019 года у Локтя не будет серьезных соперников – кандидат от партии власти не имеет никаких шансов на победу в Новосибирске, а либеральная оппозиция в целом поддерживает вектор действующего главы-коммуниста. Считаю, что победа – у Локтя в кармане.

Вопрос в другом, требуется ли России возвращение прямых выборов мэров в крупных муниципалитетах? По примеру Новосибирска – скажу да. Если бы мэром Екатеринбурга был избранный горожанами человек, а не нанятый губернатором чиновник — конфликта удалось бы избежать. Яркий пример – мэр Якутска Сардана Авксентьева, которая сумела снизить градус протестных настроений в Якутии, умело сработавшись с новым главой Республики Саха – Айсеном Николаевым. Возможно, если бы ранее существовавшая дихотомия мэр – губернатор сохранилась в регионах и по сей день, части публичных конфликтов удалось бы избежать. Выхолащивание региональной политики на уровне мэров – неудачное решение высшей власти, которое, однако, еще не поздно исправить.

———————

Сегодня в Новосибирске выборы мэра – это референдум о доверии Анатолию Локтю. Если его первый срок — это выбор между политиком и управленцем (тогда Локоть конкурировал со Знатковым – человеком из команды Городецкого), то сегодня Локоть доказал, что он эффективный менеджер системы и политический борец одновременно.

В 2014 году «красному» мэру досталось непростое наследство со своими правилами игры, а он прекрасно выстроил их под себя. Фактически, на сегодняшний день, ни ЕР, ни ЛДПР, ни какая-либо иная партия, например Родина, не может претендовать на тот рейтинг, какой есть у Анатолия Локтя. Электорально он чувствует себя уверенно, однако более насущный вопрос – взаимодействие с новым главой региона Андреем Травниковым. Понятно, что если бы не уступка Локтя на выборах губернатора в 2018 году – Травников мог бы не сидеть в своем кресле. Тогда было достигнуто джентельменское соглашение о разделе области между городом и остальными территориями. Де-юре, Травников фигура федеральная и Локоть как бы подчиняется губернатору, но де-факто, все деньги и влияние – в городе, а за его чертой – деревенские поселения и многочисленные проблемы. Амбициозный Локоть может быть и хотел бы возглавить область, но реально он понимает, что отдать Новосибирск – это неравный обмен. Поэтому сегодня Локоть и Травников – фигуры равного масштаба.

За Травниковым – федеральный центр и связи, за Локтем – высокий электоральный рейтинг и возможность действовать в столице Сибири. Если эти выборы пройдут гладко и двум лидерам удастся договориться, то такой тандем вполне может разрешить накопившиеся проблемы Новосибирска. Очередное «бодание» между мэром и губернатором, увы, ударит только по самому населению.

 

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

Срок полномочий Владимира Илюхина подходит к концу. И здесь можно подвести итоги последних лет его управления Камчаткой. В целом, они положительные, за последний год край стал одним из главных направлений внутреннего туризма на Дальнем Востоке. Этот успех был отмечен во время форума ВЭФ во Владивостоке, и в 2019 году край представит новую, расширенную концепцию по привлечению туристов, строительству отелей, реконструкции аэропортового комплекса.

Камчатке удалось нарастить солидный инвестиционный портфель – свыше 62 млрд. рублей, что в целом один из лучших результатов по стране, поэтому Минфин РФ, Минэкономики РФ и Министерство по развитию Дальнего Востока отметили Камчатку в ТОП-3 субъектов РФ по экономическому развитию, премировав регион 1 миллиардом рублей субсидий на дальнейшее развитие экономики. А вместе с крупными проектами, в частности по СМП (Северный морской путь), инвестиции в Камчатку составят порядка 200 млрд. рублей (проект Новатэк и строительство глубоководного порта). В этой связи развиваются и другие сферы бизнеса, торговля, высокие технологии (на Камчатку наконец-то пришел высокоскоростной интернет), агропромышленные комплексы и строительство. Правда, здесь и ахиллесова пята Камчатки – дорогие цены на строительные материалы, нехватка производительных сил, сложная логистика, сложные природные условия. Все это делает вложения в Камчатку дорогостоящими, по сравнению с регионами ЦФО, ЮФО и СЗФО, однако риски оправдываются за счет роста инвестиций и соседних стран, КНР, Кореи, Японии и стран АТР. Если проект СМП будет реализован, Камчатка может стать новыми водными воротами в Азию, что, безусловно, играет на руку губернатору Илюхину, который сегодня может вписать этот успешный проект себе в актив. Конечно, это федеральная программа, однако Камчатка сделал все возможное, чтобы быстрее запустить его реализацию, найти наиболее удобную географическую точку. В этой же связи Илюхин прогнозирует снижение газовой нехватки на Камчатке, уже в 2021 году сжиженный газ сможет частично оставаться в газораспределительной сети края.

Удалось улучшить показатели по добыче лосося в 2018-2019 годах, путина позволила снизить цены на красную икру в магазинах страны в три раза. Решаются проблемы ЖКХ в крупных городах региона, прежде всего в Петропавловске-Камчатском. Хотя городская среда – одно из проблемных мест для развития региона, еще недавно это был закрытый военный город, а значит расширить коммуникации, построить инфраструктуру (для Камчатки главные проблемы – это дороги) по-прежнему сложно без визы Министерства обороны. И в решении этих проблем Илюхин также продемонстрировал эффективность, наладил диалог. В целом, регион переходит на новый уровень развития, нужны новые подходы, расширенные коммуникации, связь с федеральным центром и прорывные идеи.

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Айсен Николаев один из немногих новоизбранных губернаторов, кто демонстрирует высокие темпы роста эффективности управления регионом. Во-первых, в отличие от разного рода варягов и младотехнократов, Николаев – не «политический десантник», а популярный местный политик. Он избирался на прямых выборах главой столицы Якутии и получил хороший процент поддержки, именно как политический деятель. Избравшись, он показал себя весьма эффективным хозяйственником, по крайне мере, при нем столица Якутии получила мощный толчок для инвестиционного и инновационного развития, открылись технопарки, пришел бизнес.

Сегодня Айсен Николаев сохраняет политический статус-кво, ведь сменившая его на посту мэра Якутска Сардана Авксентьева, хоть и оппозиционный политик, но крайне зависимый от слаженной работы с республиканским начальством. Николаев вполне мог бы устроить в Якутии подавление политической вольницы, однако он сумел выстроить конструктивные взаимоотношения с оппозицией, что дает возможность и городу, и республике работать и развиваться в тандеме. Конечно, определенная напряженность сохраняется, однако она не парализует работу органов власти, как во многих других субъектах РФ, где избрали не совсем тех глав, на которых рассчитывал федеральный центр.

Айсен Николаев реализует инвестиционные возможности Якутии, например, по развитию логистики (порты в зоне СМП), ТОРы, трубопроводные системы «Сила Сибири». Именно поэтому Якутия, наравне с Камчатским краем, один из лидеров по развитию потенциала региона, что было неоднократно отмечено коллегами из АСИ и правительства РФ.

Конечно, Якутия – это северные территории ДФО, так что проблем еще довольно много, но Николаев знает о них не первый год, поэтому решает их системно и последовательно. В отличие от своего предшественника – более энергично и технологично, опираясь на поддержку федерального центра.

 

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

На сегодняшний день губернаторский корпус – смешанная модель из «технократов», губернаторов старого призыва, «парламентских оппозиционеров» (Орловская, Иркутская, Смоленская и Омская области), «силовиков», корпоративных менеджеров, клановых ставленников и личных назначенцев. В целом система работает стабильно – выборы превратились в референдумы о доверии, муниципальная вертикаль выстроилась по принципу федеральной, власть местных элит день ото дня слабеет, а рейтинг власти (до недавнего времени) держался на стабильно высоких позициях. Однако время идет и ситуация начала меняться. Экономический кризис бьет по неопытным «технократам», те просто не знают, что делать и постоянно живут между Москвой и регионом, эмитируя бурную деятельность. 

Главы старого призыва находятся под постоянным прессом Кремля, силовиков, конкурентов и т.д., заняты больше процессами выживания, чем развитием региона. «Силовики» жестко строят региональные элиты, но при этом выхолащивают местный бизнес, политику, действуя как антибиотик для региона.

Ряд наблюдателей утверждают, что мундиаль повысил акции губернаторов-хозяев матчей чемпионата. На мой взгляд это не совсем так. ЧМ-2018 воспринимался как федеральный проект, и все лавры достались президенту и даже премьеру, но губернаторам в меньшей степени. А кое-где отношение даже ухудшилось, в силу того, что регионы не были в полной мере готовы к встрече иностранцев (отсутствие отелей, кафе и т.д.).

Одним словом, ситуация немного зависла, но в скором времени с региональной политикой что-то произойдет, какой-то стремительный перелом, так как накопленные проблемы могут обостриться в любой момент. Эффективность нынешнего управления продиктована сиюминутной потребностью. Закрыть дыры, решить проблемы перспективы на год-два, отрапортовать в Москву. Стратегическим развитием мало кто занят. Например, Красноярский губернатор Александр Усс реализует инвестиционный проект пространственного развития «Сибирь Енисейская», развивающая территории Тывы и Хакассии; Иркутский губернатор Сергей Левченко реализует «Байкальскую модель», которая может пространственно развиваться в Бурятии, Забайкалье. На Дальнем Востоке Камчатский край реализует проект развития – ворота в АТР, в СКФО Чечня и Дагестан формируют линии развития, в ПФО – Татарстан, ну и Москва формирует отдельное государство – Большую Москву, тяготеющую к развитию всего ЦФО. В остальном губернаторский корпус довольно апатичен.

Поэтому для оценки по критериям и переходу к дифференцированной оценке нужно отслеживать все параметры, начиная от потенциала самого региона, его территории, площади, населения, ресурсности, до коэффициента KPI самого руководства.

Сегодня все избирательные кампании это, повторюсь, референдумы о доверии команде Кремля и договор с местными элитами. Где-то выборы консолидируют силы региональной политики, а где-то наоборот – отодвигают элитный конфликт на стадию после выборов. В целом, конечно, прохождение через эту процедуру носит скорее ритуальный характер. Корпоративная модель управления государством не требует привлечения к управлению харизматиков и инициативных руководителей, скорее исполнительных и лояльных менеджеров. Тем ни менее процент явки по-прежнему считается сакральным показателем «легитимности» губернатора, хотя по большому счету это требование давно не играет особой роли.

Главная задача сегодняшнего губернатора – управлять в кризис. Сокращать расходы, исполнять поручения центра. Но в каких-то регионах задачи разняться, где-то нужная «жесткая рука», где-то более расторопный губернатор, который сам бы что-то придумывал, а не только ждал команды из Москвы. По большому счету это не концепция и не стратегия, а ручное управление – лоскутная модель, сотканная Кремлем.

В свою очередь, отношение населения и местного экспертного сообщества к главам регионов формируется на основе общегородских проблем (ЖКХ, дороги, медицина) и социальных вопросов (от пенсий и зарплат до открытия спортивных объектов). Если глава умеет найти общий язык с элитами, то, как правило, и экспертное сообщество в целом работает в тандеме с властью. Есть ряд регионов, где этот баланс нарушен, в силу грубого управления губернатором, пренебрежения к местным силам, отсутствия политической культуры. Все это формирует негативный фон, в том числе и со стороны экспертов. Увы, с уходом политиков и приходом менеджеров таких конфликтов становится всё больше, а негативный фон всё выше.

 

Ноябрь 28, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2017)

В последние годы пост мэра девальвируется, как и пост губернатора. Институт сити-менеджеров, назначенцев, встроенных в «вертикаль власти», исключает электорат из сферы контроля над деятельностью исполнительной власти. Избиратель у такого главы один – и работает он, прежде всего, на него. Там где прямые выборы мэров ещё остаются, народ часто избирает на эти должности оппозиционных политиков, таких, как Локоть в Новосибирске, Ройзман в Екатеринбурге. И, несмотря на всю критику в адрес таких оппозиционных глав, люди их хотя бы знают и даже если не доверяют лично им, уверены, что мэр – это весомая фигура и с его переизбранием можно что-то поменять в общественной жизни. Сегодня разговор о возвращении прямых выборов мэров поутихли, пожалуй, одним из немногих, кто говорит о возврате этого института, является губернатор Иркутской области Сергей Левченко, избранный от КПРФ. Полагаю, что в будущем мы можем вернуться к полноценным выборам мэров, ровно, как и губернаторов. Так как «технократы» хороши во власти лишь тогда, когда надо распределять ресурсы, а не создавать. Сегодня связка мэр – губернатор настолько тесна, что это не просто одна команда, а фактически один аппарат. В этой логике глава региона берёт на себя всю ответственность за МСУ, но при этом он не может стимулировать их работу, нет поля для инициативы, конкуренции. Если кризисные явления будут нарастать, то такие связки могут начать рушиться, так как МСУ станет слабым местом для губернаторов.