blyaherБляхер Леонид Ефимович

Политолог, профессор Тихоокеанского государственного университета

 

 

 

Комментарии эксперта:

29 июня, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2023)

В последнее время в Хабаровском крае были заметны подвижки в сфере образования — как средне-специального, на уровне колледжей и техникумов, так и высшего. По интегральным показателям Рособрнадзора и Минобрнауки России система образования региона занимает первое место в ДФО и 23-е – в России.

Благоустройство в населённых пунктах — скорее минус, чем плюс края. Но это не забота губернатора, а прерогатива мэрии городов. Но то, что делали прошлые власти, постепенно приходит в упадок. Возможно, такая ситуация связана с банальной нехваткой денег.

Активно идёт застройка — появляются новые микрорайоны, в рамках федеральной программы строится жильё.

Люди занимаются частными инициативами. Осуществляется много культурных проектов — театральных, выставочных, музейных.

Общественное мнение по отношению к губернатору и его команде — ни хорошее, ни плохое. Но это – общий момент сейчас. Люди в принципе к властям стали относиться нейтрально. Их заботят другие вещи — население понемногу переходит в режим выживания.

 

25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)

Говорить всерьёз об итогах коронавирусной инфекции в Хабаровском крае сейчас не приходится. Не берусь судить о статистике, просто потому, что она отражает, в основном, «цены на дрова в Южном полушарии», но субъективно, как житель, ощущаю, что именно в последнее время резко возросло число заболевших.

Если говорить о действиях губернатора, сразу оговорюсь, что, на мой взгляд, действие или бездействие губернаторов с развитием эпидемии соотносится, как фасон юбочки какой-нибудь к Венере Милосской.

В этом плане на фоне «общего маразма» губернатор вёл себя вполне адекватно. Он вводил те меры, которые не мог не ввести, в противном случае он бы лишился должности. При этом какие-то наиболее одиозные формы типа патрулирования территории города, выписки пропусков, им не вводились.

Если говорить о больших делах, то Фургал действительно пытался сохранить рабочие места. Насколько это получилось – сказать сейчас трудно, думаю, через месяца полтора будет видно. Но он пытался, насколько мог.

Он потерял брата в эпидемии. И этот факт, по-моему, может говорить о том, насколько близка губернатору тема и боль пандемии.

Протекание эпидемии – это стихийное бедствие. Единственное, что может сделать власть, если она пользуется авторитетом, – организовать более-менее адекватные действия медицинских служб. В целом они в крае были организованы, исходя из тех возможностей, которыми регион располагает. Конечно, не на уровне Германии, Израиля или Франции, но на максимально возможном в этих условиях уровне.

В ситуации с коронавирусом ушли на задний план любые признаки политической борьбы в крае. Усталость от эпидемии здесь очень высокая. Я не думаю, что это специфика Хабаровска, скорее, общероссийская данность.

Первый вопрос после ковида – это сохранение или восстановление рабочих мест, потому что практически все внебюджетные рабочие места сейчас под вопросом.

Удар был нанесён, на мой взгляд, не только по Фургалу, но и по всем региональным лидерам.  Когда-то много столетий назад государство выжило на том посыле, что после отступления эпидемии чумы первым успело крикнуть: «Это всё я, это я молодец». Сегодня получается так, что оно крикнуло рано, в результате оказалось ответственно за очаговые вспышки и бурное протекание достаточно тяжелой инфекции. В результате практически все власти оказались под ударом, а Фургал среди них – не исключение. Потому что с него начнут требовать рабочие места, зарплаты. Сегодня десятки моих добрых знакомых, которые были, в общем, вполне самостоятельными людьми и трудились во внебюджетном секторе, сегодня начинают думать о том, как им жить дальше. И, естественно, первый, кому они традиционно адресуют свой вопрос –  губернатор: дорогая власть, спасай, я тебе налоги платил.  Со своей стороны, федеральная власть аккуратненько переводит стрелки на глав регионов, независимо от того, насколько они способны решать свалившиеся  на них проблемы. Во всяком случае, стрелки переведены…

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Дать однозначную оценку деятельности губернатора Хабаровского края в 2019 году довольно трудно. Наверное, стоит начать с плюсов. Главный – очевиден: достаточно случайная фигура на губернаторских выборах 2018, пришедшая к победе на волне протестного голосования, в течение года стала реальной властью в крае. Харизматичная легитимность, возникшая в пику его политическому конкуренту В. И. Шпорту, частично сохранилась. И это уже достижение. Как правило, подобная легитимность рушится довольно быстро. Здесь этого не произошло.

На этой волне состоялись беспрецедентные и для края, да и для страны выборы в региональный парламент и в городские думы двух крупнейших городов Хабаровского края. ЛДПР здесь получила подавляющее число мандатов, оказавшись сегодня партией власти на территории Хабаровского края.

Но здесь есть и потенциальная опасность. Ведь традиционной тактикой ЛДПР, к которой принадлежит и сам губернатор, была критика власти. С этим, собственно, связана  популярность этой партии в крае. Критиковать власть, находясь у власти, довольно трудно.  Тем более, что каких-то серьезных достижений пока тоже не видно. Губернатор совершает достаточно умелые популистские жесты (критика недостатков школьного питания, обещание резко сократить число государственных служащих в крае, ввести режим экономии). Но жесты остаются жестами. Явных успехов или хотя бы выхода на возможные аттракторы развития пока нет. Нет и ощутимых успехов в направлении выстраивания отношений с полпредством и федеральным центром. Хотя явных провалов здесь тоже нет.

В принципе, если бы речь шла о стандартном губернаторе в стандартном крае, можно было бы сказать, что всё вполне успешно. Но Фургал – губернатор надежды. Стоит этой надежде рухнуть, как миру окажутся явлены разрушенное хозяйство, нарастающие социальные проблемы, серьёзные противостояния, подходящие к уровню конфликта, в региональных хозяйственных группах. Стоит анестезии харизматической легитимности рухнуть, как вполне может оказаться, что «король-то – голый».

Есть ли выход? Да, конечно.

Просто стоит разделить «отчетные показатели», по которым о губернаторе судят в федеральных министерствах и АСИ (здесь просто: ловкость рук, и никакого мошенства) и реальное хозяйство. Вот хозяйство края с богатыми ресурсами и редким населением гораздо разумнее развивать не через гигантские заводы или ещё какие-то мега-проекты (для этого придётся завозить всё, или почти всё, а продукция окажется запредельно дорогой). А развивать малый и сверхмалый бизнес, ориентированный на местный и приграничный (трансграничный) рынок, на арт-рынок, связанный с уникальной историей и природой Приамурья, наукоёмкую продукцию, логистику и т. д. Максимально эффективно использовать наличную природную ренту. Будет ли это сделано? Поживём – увидим.

 

Август 28, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2019)

Говорить об итогах Сергея Фургала накануне выборов довольно трудно. Тем не менее. Практически, случайно, «от противного» выбранный губернатор усидел в кресле. Не вверг регион в бесконечные дрязги с федералами и внутренние разборки. Сохранил статус «народного губернатора», усиленно работает над его поддержанием. Это безусловные плюсы.

Минусы. Они тоже есть. До сих пор в стадии формирования находится правительство края. И число вакантных мест не уменьшается. Сохраняется, часто на пустом месте, напряжение между губернатором и ЕР, губернатором и аппаратом.

Главное же, не очень понятно, как губернатор предполагает развивать территорию, решать проблемы, которых накопилось за прошлое десятилетие работы «на показатели» великое множество. Допускаю, что такая программа есть. Но тогда было бы неплохо ее озвучить. Начать воплощать. Пока же Фургал работает «вторым номером», только отвечает на вызовы.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Несмотря на перемену лиц, принципиальной смены власти в Хабаровске не было. Сергей Кравчук – выдвиженец команды прошлого мэра, вице-мэр, который поднялся на одну ступеньку. Городская команда, а значит и политика города, существенно не изменилась.

За всю зиму была одна скандальная история, и то, на мой взгляд, по надуманному поводу – перелета Кравчука во время командировки — бизнес-классом. Но мэры вообще очень редко пользуются «экономом».

Зима в этом году выдалась нетипично тёплой и не принесла проблем городским службам. Политически — насколько все бурно на краевом уровне – настолько всё тихо на уровне города.

Поэтому позициям Сергея Кравчука, на мой взгляд, ничего не угрожает. Онтологически столичная управленческая команда сложилась еще с конца прошлого века, выглядит сегодня солидно и устойчиво, в то время как губернаторский этаж Хабаровского края на фоне городских функционеров наблюдатели пока сравнивают с «ребятами в коротких штанишках».  

 

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

Александр Соколов был далеко не худшим мэром Хабаровска, особенно на фоне его предшественников. Он достаточно успешно справлялся с городскими проблемами, которые на Дальнем Востоке традиционно не самые простые. Уход его естественен: Соколов человек в возрасте, да и на своём посту он проработал много лет. Теперь настало время посидеть с удочкой на пляже, а не думать, где взять деньги на очередной отопительный сезон.

Но смены «мэра» в известном смысле не произошло. Соколова сменил человек из его же команды. Поэтому в политике городских властей Хабаровска революции не будет. Отличие будет лишь в том, что Александр Соколов – фигура политическая, с ещё советским бэкграундом — тогда он стал достаточно заметной фигурой на краевом политическом небосклоне.

Его преемник фигура, конечно, более бледная. Но, по отзывам, Сергей Кравчук хороший хозяйственник.

 

Декабрь 01, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Ноябрь, 2015)

Сейчас, мне кажется, все городские администрации занимаются одним и тем же – поиском денег и пополнением городского бюджета. Хабаровская администрация — не исключение, и вряд ли у нас в городе на повестке дня какой-то другой вопрос. Что хорошего можно на эту тему сказать, так это тот факт, что некоторые формы поиска денег явно работают, город в этом плане развивается и сказать, что все совсем плохо, наверное, будет некорректно.

По поводу подготовки города к зиме могу сказать, что у нас этот процесс традиционный. Зима ежегодно приходит неожиданно. Конечно, подготовка ведется, но есть здесь один существенный момент — это проблемы, которые не меняются из года в год. Не сказал бы, что в этом сезоне есть какие-то выдающиеся недостатки, в сравнении с предыдущими годами, но они есть. Износ коммуникаций в городе приближается к 90 процентам, но факт, что это началось уже давно и не при Александре Соколове, очевиден. Ресурсов на зиму в городе достаточно, а менять коммуникации при нынешнем финансовом положении я не представляю как.

По поводу отношений Александра Соколова с региональной властью могу сказать, что особой конфронтации между ними нет, тут есть скорее техническая проблема. Есть мэр, который уже очень давно на этой должности, и есть губернатор, который не так давно им стал. Но пока о конфронтации серьезно говорить нечего, да и к тому же сейчас ситуация такова, когда власти в регионе и делить нечего. Каких-то значимых кадровых перестановок, которые бы обсуждались в медиа-сообществе, в общем-то, не было. Может быть, были какие-то частные, но медиа-фактами они не стали. Сам мэр часто появляется в информационном пространстве. И это добрая традиция, в том плане, что регулярно участвует в объезде территории, налаживает определенные контакты со СМИ и имеет собственное СМИ. В этом плане у мэра проводится качественная политика.

 

Август 26, 2014| Регионы России: Рейтинг Мэров (Август, 2014)

Положение Хабаровска, действительно, стабильное. В городе за последнее время принципиальных изменений к худшему или лучшему не прослеживается. Заканчивается весьма непростая, чреватая конфликтами работа по «подтопленцам». Насколько знаю, сейчас она не выбивается из намеченного графика. Во всяком случае, новые дома, предназначенные для жителей, пострадавших от паводка, власти обещают сдать в ближайшее время.

Никаких проблем не возникает для города, муниципальных властей в ходе избирательных кампаний, которые сейчас идут и в краевую, и в городскую думы. Если говорить о взаимоотношениях Александра Соколова с губернатором, то здесь ситуация складывается весьма оригинальная: мэр столицы субъекта гораздо более значимая фигура, во всяком случае, в городе, чем глава края. Поэтому, кто здесь в чьей команде, — вопрос достаточно дискуссионный. Александр Николаевич в краевой политике фигура очень серьезная, даже во многом определяющая. Если говорить о хозяйственной части, то, говоря строго, при нынешнем состоянии финансирования, почти не в одном городе не может быть резкого улучшения. Повторюсь, — откровенных провалов в городском хозяйстве Хабаровска нет. На сегодняшний день это само по себе немалое достижение.

 

Май 12, 2014| Регионы России: Рейтинг Мэров

Отношение на Дальнем Востоке к главам, которые достаточно долго находятся на различных постах, вполне доброжелательное, как «к своим». Действительно, в семи регионах Федерального округа, выбранных специалистами ЦИК «Рейтинг» для исследования, почти все главы столиц либо местные, либо связали свою судьбу с регионом, по крайней мере, со времени службы в Советской Армии. Некоторое исключение в этой когорте представляет собой глава Якутска Айсен Николаев, который, если мне не изменяет память, и в армии не служил, и родился на другом конце России, однако в данном случае, большее значение имеют его национальные корни. Кроме того, Айсен Сергеевич тоже давно живет и работает в Якутии. Столицы наших субъектов, в основном, небольшие, уровень известности у людей, которые долгое время находились на виду, высокий. Главы столиц регионов — это вполне укорененные персонажи, к которым население относится с разной степенью доброжелательности, но не враждебно.

Если кто-то выбивается из этой общей закономерности, значит, имела место какая-нибудь коллизия, либо связанная с конфликтом губернатора и главы столицы субъекта, либо с какой-нибудь иной неприятностью, например, с ощутимым провалом в городском хозяйстве. При этом сейчас конфликт между губернским (республиканским) и городским уровнями власти объективно теряет свою актуальность. Он был задан институционально ситуацией 90-х годов, когда и губернатор, и мэр управляли, причем на одних и тех же ресурсах должны были решать разные задачи. Сегодня губернатор не управляет, а глава чем-то ещё управляет. Поэтому для конфликта могут быть только некие личные основания, не более того. Институционально заданного конфликта уже нет.

Если говорить об общем настроении для всего Дальнего Востока, его можно охарактеризовать одним словом: «растерянность». Почти пятнадцать лет регион жил сам по себе; потом сюда «вбухали» совершенно чудовищные деньги, и регион отвык жить сам по себе; теперь деньги кончились, и идёт очередная перестройка экономики, очередная перестройка социальных отношений. Хотя ещё чувствуется влияние предыдущего мощного финансирования, придавшего Дальнему Востоку социально-политическую устойчивость. Именно поэтому настроения сейчас, как правильно подмечено в «Народном рейтинге», вполне средненькие: всё пока вполне стабильно, но ожидания тревожные. 

Существенное проседание Южно-Сахалинска совершенно очевидно связано с уходом со своего поста прежнего главы города. Причем уход происходил не без скандала, шумихи в прессе и прочего антуража, отнюдь не способствующего повышению авторитета местной власти. С учётом того, что нынешний глава имеет в должности приставку «и.о.», было бы странно, если бы в Рейтинге он оказался на одном уровне с другими главами нашего Федерального Округа.