Асадчий Александр Петрович

Журналист, блогер, автор и соведущий общественно-политического ютуб-канала «Смоленская прачечная». Директор по развитию RMedia, издатель сетевых изданий www.glavny.tv и www.smolnarod.ru

 

 

 

Комментарии эксперта:

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Смоленск, как и в целом, вся Смоленская область, сегодня находится под большим прессингом. Этот прессинг осуществляет исполнительная власть во главе с либерально-демократическим губернатором Алексеем Островским. К сожалению, тотальный политический контроль региональной исполнительной власти над местным самоуправлением плохо сказывается на состоянии городского хозяйства Смоленска. Таких плохих дорог в областном центре не было последние 15 лет, со времени, когда городом руководил Владислав Халецкий.

Что касается Смоленска – с декабря 2018 года город остается фактически без руководителя, поскольку по инициативе губернатора, поддержанной депутатами горсовета, бывший глава города Владимир Соваренко был удален в отставку. Депутаты пошли на политическую сделку и не отказали губернатору. В суде свои позиции Соваренко не удалось отстоять. Областной суд – суд второй инстанции —  подтвердил законность увольнения Соваренко, не вникая в детали конфликта.

Три месяца Смоленск пребывал в ожидании нового мэра. Лишь 20 марта депутаты избрали нового главу Смоленска, им стал бывший вице-губернатор Смоленской области Андрей Борисов. Это старый друг Алексея Островского. Ранее Борисов был членом ЛДПР. Но сейчас, по информации из обладминистрации, членство в ЛДПР он приостановил. Подытожим, Смоленской областью руководит губернатор, представитель ЛДПР, Смоленском руководит  «приостановленный» либерал-демократ.

Если давать характеристику Борисову как новому  главе города – это, безусловно, управляемый, если говорить не обидно, творческий человек, который, скорее всего, сможет работать «авторучкой губернатора». Именно от этого амплуа ранее отказался Владимир Соваренко, когда вступил в конфликт с Островским, заявив: «Я не хочу работать авторучкой губернатора» и отказался от идеи передачи  муниципальных предприятий в управление частным компаниям.

В должности вице-мэра намечается Александр Бекбулатов, работавший в такой же должности у предшественника Соваренко – Николая Алашеева. Работа тогда строилась по следующей системе: сам мэр никакие сложные решения не принимал и документы не подписывал. В нужный момент он уезжал в отпуск, или находилась другая уважительная причина, по которой он передавал право подписи своим замам. Одним из таких замов был Бекбулатов. Не исключено, похожая схема будет задействована и при мэре Борисове. Возможно, что вместо Бекбулатова роль первого заместителя главы Смоленска доверят другому надежному специалисту.

Что касается задач, которые ставятся перед новой администрацией Смоленска. Есть ряд интересных активов, в том числе муниципальная управляющая компания «Жилищник». Она находится в сложном состоянии, но управляет большей частью жилого фонда областного центра. И есть теплоснабжающая компания «Смоленсктеплосеть», которая по своим параметрам может конкурировать с такой серьезной российской компанией, как ПАО «Квадра» в борьбе за статус единой теплоснабжающей организации Смоленска. На текущий момент это единственный конкурент «Квадры» в этом вопросе. Если «Квадра» получит МУП «Смоленсктеплосеть», то устранит конкурента и сможет безболезненно оставаться единственной теплоснабжающей организацией Смоленска. Такое решение, естественно, должен подписать либо глава администрации города Смоленска, либо его зам, которому делегируют эти полномочия.

Что касается итогов работы Соваренко — стать эффективным мэром за два года он не успел. Но все познается в сравнении: он был, безусловно, лучше, чем предшествующий ему мэр — Николай Алашеев. Соваренко проработал два года из пяти, которые  полагались по контракту, и если бы Соваренко не вступил в конфликт с губернатором Островским в борьбе за муниципальное имущество, то мог бы состояться как эффективный глава Смоленска. Но при этом Соваренко пришлось бы взять за себя ответственность за договора по активам МУП «Жилищник», АО «Смоленсктеплосеть» и других городских предприятий, собственником которых остается администрация Смоленска.

Хотя то наследство, которое он получил, не давало ему серьезных возможностей. Тысячи судебных решений, на исполнение которых просто не хватало финансов администрации Смоленска, парализовали деятельность администрации Соваренко. Но в политике залатывания дыр, я считаю, он выступал достаточно грамотно, и эти два года отработал достаточно неплохо.

Самое смешное, что проблема неисполнения судебных решений тяжелым грузом ляжет и на нового главу Смоленска Андрея Борисова, у которого также пока нет возможностей в краткосрочной перспективе решить этот вопрос. В перспективе нового главу Смоленска Борисова можно уволить по основаниям, на которых в декабре 2018 года уволили Соваренко.

Главная проблема состоит в том, что за время трехмесячного отсутствия руководства в Смоленске сложилась катастрофическая ситуация с городским хозяйством. Это уже не тихий, а громкий ужас. Практически нет ни одной неповреждённой и неразбитой дороги в областном центре. Не ведётся даже ямочный ремонт. Даже центральные улицы не освещаются в темное время суток. Нареканий в адрес городской администрации, как и по жилищно-коммунальным вопросам, так и по другим проблемам — очень много. А это значит, что количество судебных решений по неудовлетворительной работе администрации Смоленска будет все больше.