Калачев Константин Эдуардович
Политолог, руководитель «Политической экспертной группы»
Комментарии эксперта:
Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)
Этнические волнения в Якутии, на мой взгляд, лишний раз проявили компетентность и профессионализм главы республики Айсена Николаева. Хотя наличие проблемы в регионе надо признать.
В первую очередь это антимигрантские выступления, связанные с преступлениями, которые совершают в Якутии граждане других государств. Но соблюдение законов и норм поведения трудовыми мигрантами это лишь часть проблемы. Другая её часть – это конкуренция за рабочие места. Еще с 2017 года в республике регулируется количество видов деятельности, к которым разрешено привлекать иностранных рабочих. Перечень ежегодно устанавливается указом главы Якутии. В 2019 году решением А. Николаева ограничения коснулись 33 областей экономики. В их числе строительство, торговля, такси, транспорт, социальные услуги, рыболовство и рыбоводство, сельское, лесное хозяйство и охота. Ограничения касаются иностранных рабочих — представителей стран, не входящих в Евразийский экономический союз. На сегодня участниками ЕАЭС являются Киргизия, Армения, Белоруссия, Казахстан. Так что, рассказы о якобы запрете Николаевым использования труда всех иностранцев, не соответствуют действительности. Российское законодательство соблюдается в республике в полном объеме. Резонансное изнасилование приезжим киргизом местной жительницы вызвало огромный всплеск эмоций. В Республике Саха ярко выражены — этническая солидарность, тесные социальные связи, способность к коллективным действиям. В этой ситуации главе не оставалось ничего другого, как прийти на многотысячный народный сход и дать возможность сбросить пар, чтоб не взорвался весь котел.
Эмоциональное выступление Николаева на якутском языке кто-то поспешил записать ему в минус. Лично я считаю, что Николаев отреагировал на угрожающую межнациональным отношениям ситуацию правильно. Надо быть с людьми на одной волне, выводя при этом настроения на конструктив.
Киргизская диаспора в республике до сих пор обеспокоена антимигрантскими настроениями. Стоит напомнить, что этнический якут Максим Кирович Аммосов не только сыграл решающую роль в образовании Якутской АССР в апреле 1922 года, но и стоял у истоков киргизской государственности. И саха, и киргизы – потомки древних тюркских племен. В отношениях родственных народов случаются проблемы, но именно от лидеров общественного мнения зависит — разгорится ли из искры пламя и будет ли оно своевременно потушено. Есть мнение, что начавшиеся антимигрантские выступления руководству республики надо было жестко «погасить в зародыше», а оно этого не сделало. Я думаю, что жесткость по отношению к протестующим и отказ от диалога с ними лишь подлила бы масла в огонь. В конце концов, ситуацию удалось вырулить. Николаев лучше знает свой народ и сделал этот так, чтобы с одной стороны не растерять авторитет, с другой – ввести ситуацию в правовое русло. Кровопролития не было. И это главное. Сейчас важно работать над повышением социального самочувствия, трудоустройством местного населения. По словам самого Николаева, по итогам 2018 года до 30% молодых людей в возрасте до 30 лет и почти каждый 10-й сельский житель официально являются безработными. Поручение Госкомзанятости выстроить прямое взаимодействие с органами местного самоуправления, со всеми муниципалитетами, взять под крыло системы поддержки занятости каждого не имеющего работы якутянина, приоритет в трудоустройстве во всех сферах экономики для местных, полная трудовая занятость и хорошие зарплаты – вот лучшее, что можно было сделать для межнационального мира и согласия. И это уже сделано.
Другая ключевая проблема республики — мост через реку Лена. Это давняя мечта местных жителей. Нужен он или нет, с экономической точки зрения, вопрос, по-прежнему, спорный. Для якутов он — ключевой проект создания опорной транспортной сети Республики Саха (Якутия) и главный стратегический объект транспортного строительства. Создание железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск с возведением мостового перехода через реку Лену в районе г. Якутска проект давний, но нереализованный. Ибо для правительства РФ не очевидны экономические выгоды. Но экономические расчеты должны принимать во внимание и то, что по показателю «транспортная доступность» Якутск проигрывает другим городам России и Дальнего Востока. Ибо сейчас, когда моста нет, движение через Лену осуществляется паромами (летом) и переправой по льду реки (зимой, обычно с декабря по апрель). А в периоды ледохода и ледостава добраться до Якутска можно только по воздуху. Мостовой переход через реку Лену в любом из вариантов — совмещенном, либо сугубо автомобильном, обеспечит круглогодичную связь столицы республики и ее левобережной территории с сетью железных дорог России, соединит в единую транспортную сеть федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», обеспечит круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем. И, главное, будет наглядным подтверждением внимания федерального центра к самому крупному субъекту РФ. Полагаю, что пока перспективы проекта неоднозначны. Многое зависит от лоббистских возможностей руководства республики. Если говорить о политической целесообразности данного проекта, то я считаю его абсолютно необходимым. Если подойти к проблеме с точки зрения экономики, то не надо рассчитывать на быструю отдачу, но это реальное вложение в будущее и динамично развивающегося региона, и всей страны.
Я достаточно давно не был в Якутии. Но я в курсе нынешних рейтингов Николаева. Ил Дархан человек популярный. Это лучшая интегральная оценка качества работы. Я по-прежнему считаю, что предыдущий глава оставил ему не такое плохое наследство. Егор Борисов был опытным руководителем. Но эффективность и качество госуправления до прихода Николаева вызывали критику. Сейчас критики практически не слышно. И не потому, что кого-то купили или кому-то заткнули рот. Значит, люди видят перемены. Запрос на перемены в Якутии был высок. Николаев пришел как человек, с которым связаны надежды. Теперь настает время результата. Пока как драйвер развития республики, лоббист и защитник её интересов он себя вполне оправдывает. Мудрость проявлена и в выстраивании отношений с избранным народом мэром Якутска.
Декабрь 14, 2015| Национальный Рейтинг Депутатов (№2, декабрь 2015)
Иногда, как показывает практика, правильные политтехнологи могут обеспечить весомый результат, той или иной партии. Простым примером тут служит результат «Справедливой России» на прошлых выборах в Государственную Думу. Именно политтехнологические решения и жесткое контр позиционирование в отношении «партии власти» обеспечили результат.
Я думаю, сейчас многое будет зависеть от того, насколько партии второго эшелона будут готовы прислушаться к советам специалистов, профессионалов по поводу стратегии компании, троек и так далее. Допустим, можно сформировать тройку «Яблоко» так, что партия получит дополнительные бонусы. А можно пойти по обратному пути. Для партии «Родина» тоже есть ряд решений, позволяющих реально надеяться на прохождение 5% барьера.
Поскольку у избирателя сегодня есть запрос на новизну, то как минимум одна из партий второго эшелона имеет шанс на попадание в Госдуму. Но для этого должны сойтись в одном месте люди, идеи, деньги и политическая воля.
А пока можно предположить, что в новую Государственную Думу попадут «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», хотя замечу, что у последней это не предопределено. Уходящий 2015 год для «Справедливой России» был успешным. И теперь многое будет зависеть от предвыборных действий «эсеров» в 2016 году: еще можно успеть все испортить.
А будет ли пятый «игрок», найдется ли кто- то, кто сможет заменить «Справедливую Россию», зависит от самих участников выборов. Дорогу осилит идущий.
Если же говорить о сложившейся ситуации в «уходящей» Думе, мне кажется, с точки зрения реалий нынешних, она вполне эффективна. То есть, в программу власти Госдума вписывается весьма органично. И, если говорить о расширении возможности, самостоятельности, а также повышении авторитета ГД, то мне кажется, что все уже это заложено в нынешней выборной системе: это, в частности выборы депутатов не только по партспискам, но и по одномандатным округам. Присутствие в Государственной Думе одномандатников делает ее ярче.
Сентябрь 28, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Сентябрь, 2015)
Влияние мэров крупных муниципалитетов на результаты прошедших губернаторских выборов, с моей точки зрения, не очень велико. Нельзя сказать, что в каком-то регионе руководство муниципалитета внесло решающий вклад в победу губернатора. В то же время, есть территории, где возникали проблемы, связанные с их неспособностью играть более серьезную роль на выборах. Возьмем, например, компанию в Иркутске. Вклад нового главы города господина Дмитрия Бердникова в результат Сергея Ерощенко мог быть больше, и для этого городская администрация должна была работать лучше, — показать свои преимущества перед предыдущей администрацией господина Виктора Кондрашова. В принципе у сильного губернатора не имеет большого значения, кто находится во главе города. Простой пример, – Камчатка. Вопрос по сити-менеджеру решался в ходе выборов губернатора. И ничего, Петропавловск уверенно проголосовал за Владимира Илюхина. Даже в тех случаях, когда между городской властью и региональной существуют или существовали трения, при выборах губернатора, мэры последним не «ставят палки в колёса». Так, в Архангельской области, господин Павленко, несмотря на непростую историю взаимоотношений с губернатором, никаких проблем ему 13 сентября не доставил. На этом уровне превалируют интересы и решения федерального центра. Куда интереснее выборы городские и региональные. В Нижнем Новгороде противоречия между Валерием Шанцевым и главой города Олегом Сорокиным, конечно же, сказались на результате «Единой России», — он мог быть гораздо лучше. Или возьмем выборы в Новосибирске и городские, и выборы Законодательного собрания. «Фактор Локтя» сыграл не самую положительную роль для «Единой России». Таким образом, роль мэров сказываются почти исключительно на тех выборах, где муниципальная власть, не являющаяся подразделением власти областной, пытается сформировать свою группу поддержки в Заксобрании или получить большинство в городской Думе.