Бурикова Инга Сергеевна

Кандидат психологических наук, генеральный директор Центра социальных проектов «Белый Дом», заведующая лабораторией Института политической психологии и прикладных политических исследований ЛГУ им. А.С. Пушкина

 

 

Комментарии эксперта:

30 августа, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2023)

В целом ситуацию в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать как информационный вакуум, или, если говорить с лёгким негативным оттенком, информационную глушь. С уходом медиахолдинга, активно критиковавшего губернатора, мы видим меньше критических замечаний, высказанных публично.

Положительных действий не прибавилось. Повестка города, федеральная и геополитическая, практически не поднимается, или поднимается минимально. Жители Санкт-Петербурга ориентированы на свою жизнь, рабочие и личные проблемы. В целом это неплохой климат, чтобы поддерживать действующую власть, если бы не одно «но». До этого информационного затишья позиции губернатора Александра Беглова не были самыми лучшими. Поэтому информационным затишьем надо было пользоваться для наращивания позитивной повестки — рассказать, что происходит, что делается, куда город движется и как развивается. Возможно, это и делается, но совсем не чувствуется ни в информационном поле, ни в разговорах жителей.

Можно сказать, что позиции губернатора остались без изменений, либо чуть-чуть подросли из-за отсутствия критики. И подросли с крайне низких значений рейтингов. Этого не достаточно для губернатора такого города, как Санкт-Петербург. Поэтому команде и пресс-службе Александра Дмитриевича можно пожелать как можно больше рассказывать о том, что в городе делается, и что планируется сделать.

Реформы, которые проводились по транспорту и ЖКХ, обсуждались только в период их активной критики. Сейчас, когда, казалось бы, они должны заработать и показать свои плюсы, о них никто не говорит. И для жителей это забытая тема.

Организация международных форумов и других традиционных летних мероприятий, судя по комментариям в Яндекс.Навигаторе и на других интернет-площадках, вызывала недовольство жителей. Они ощутили неудобство, беспокойство, а польза для города оказалась не очевидной.

Летний период подходит к концу. Мы входим в осень. Опять детские сады, школы, ухудшение погодных условий и настроений людей. Через месяц-другой пойдёт волна критики. Хотя, конечно, если жителям есть, что сказать, хорошо бы сообщать о проблемах пораньше.

 

28 февраля, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2023)

Настоящий период нельзя оценивать в отрыве от СВО, и в данном случае всего, что могло бы вызвать острую критику и резонанс, Александру Беглову удалось избежать. А в остальном — идёт работа в штатном режиме.

Жители вспоминают мусорную реформу, которая прошла в прошлом году. Кажется, таким грязным город никогда не был. Но что касается уборки снега, в этом году губернатору повезло. Потому, что снега не было. Была тайная «зачистка»: силовики разъехались по коммунальным предприятиям и пытались найти виноватых в плохой работе, и кого-то до сих пор дергают. Эта работа по устрашению должна была завершиться налаживанием работ по уборке и новыми подрядчиками. Но снега нет, и этой работы мы не видим. 2-3 снежных дня, правда, породили коллапсы и проблемы, но, возможно, снег стал неожиданным испытанием, или серьёзных изменений в работе так и не произошло.

Реформа общественного транспорта была противоречивой, но менее острой, чем мусорная. Тем не менее, многие петербуржцы остались недовольны, и от губернатора требовались пояснения, что, как и в какой последовательности будет происходить. Это помогло бы снять напряжение у людей, которые сейчас не могут удобно добираться до работы и т д. Может, сейчас будет доработка реформы. С безопасностью вроде бы разобрались, и теперь надо вернуть людям удобство пользования общественным транспортом.

Последнее, что хотелось бы отметить, – это традиционные нюансы, связанные с публичной активностью губернатора. Стоит, наверное, порекомендовать пресс-службе и PR-команде губернатора как-то продумывать действия, потому что на ровном месте возникают возможности, поводы и причины для критики Александра Беглова со стороны горожан и экспертного сообщества. А этого нельзя допускать, если мы говорим о таком критически настроенном городе, как Санкт-Петербург. И сюжеты, связанные с «прямой линией» губернатора и демонстрацией им работы динамо-машины президенту в музее обороны и блокады Ленинграда, вызвали всплеск негодования в соцсетях и информационном поле.

Запас прочности у Александра Беглова связан с тем, что в главы Санкт-Петербурга приходят доверенные люди президента, и нашему губернатору есть, на что опереться. Но надо усилить работу с общественным мнением. Думаю, что федеральный центр и так ему доверяет, а вот жители Санкт-Петербурга всё более и более грустно смотрят на то, что происходит в городе.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Оцениваемый период – это начало самого ответственного периода в деятельности губернатора Санкт-Петербурга. В событиях, связанных с пандемией коронавируса, нет возможности опереться на федеральную власть – её просто не хватит на все регионы, нет возможности опереться на бизнес – он вынужден «латать» свои дыры, нет возможности получить поддержку экспертов и общественного мнения. Принципиальное одиночество в решении городских задач. Поэтому всё то, что было наработано губернатором за время его управления городом, сейчас станет очевидно и понятно.

Нельзя сказать, что критическая ситуация уже произошла, и нельзя давать оценку губернатору по текущим событиям. Ситуация находится в самом начале. Пока ещё есть ощущение «общей беды» – горожане следят за новостями в мире, сравнивают свою жизнь с жизнью граждан других городов и стран, испытывают понятные волнения и тревоги, пытаются следовать предписаниям властей, потому что больше следовать нечему. А использующиеся меры против распространения коронавирусной инфекции обсуждать бессмысленно – они уже есть, их ввели, в том числе с помощью информационной поддержки федеральных властей и личного авторитета президента России. Как говорится, обсуждению не подлежит.

В этой связи, казалось бы, у А. Д. Беглова довольно выгодная позиция – следовать указаниям президента и заимствовать те меры, которые стали эффективны, например, в Москве. Но есть сложности, которые нельзя не учитывать.

Санкт-Петербург и Москва отличаются своими финансовыми и организационными возможностями – что возможно в Москве, невозможно в других городах и регионах.

Возникшее тревожное состояние горожан – панические атаки, ощущение своей социально-экономической заброшенности, страх потери рабочих мест и средств к существованию – только начинается и ощущается горожанами «на кончиках пальцев», но в течение месяца-двух может стать довольно заметным и ощутимым реально. И только тогда от городской власти потребуют ответов на вопрос: «Как жить дальше». Готов ли к этому губернатор? Кто ему помогает в решении как психологических, так и экономических, а также социально-политических последствий развития событий вокруг коронавируса?

Экономика Санкт-Петербурга. Известно, что промышленность уже давно перестала быть основным средством заработка городских властей. Город живёт за счет аренды жилых и нежилых площадей, туристических потоков, налогов крупных налогоплательщиков (которые сейчас сами испытывают трудности). Все эти источники доходов являются уязвимыми в текущей ситуации. Что планирует администрация Санкт-Петербурга предпринять? Пока неизвестно, а времени остаётся всё меньше.

Губернатор Санкт-Петербурга выглядит довольно достойно в сдерживании кризисной ситуации. Проявляется периодически чрезмерная искренность, и даже звучат призывы о помощи к федеральным властям, что скорее говорит о понимании Бегловым нарастающих проблем и отсутствии чёткого видения, что делать. Однако в общественном мнении ещё пока есть резерв поддержки. Есть ещё надежда, что всё, что делается, делается правильно. И пока не возник вопрос: «Что дальше». Реальная оценка положения дел в городе и действий городских властей будет возможна в мае-июне, когда горожане станут ощущать результаты мер по снижению распространения эпидемии коронавируса в своих кошельках, в своих семьях, на своих обеденных столах. К этому времени губернатор должен быть готов дать ответ на извечный русский вопрос: «Что делать». И ответы будут требовать не только простые горожане, но и горожане-предприниматели, горожане-бюджетники (которых также начнут сокращать в силу финансовых ограничений), горожане-работники малого и среднего бизнеса, горожане-сотрудники крупных предприятий, экспертное сообщество и бизнес-сообщество. Готов ли город и губернатор к этому вызову – время покажет. «А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо».

 

Октябрь 01, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2019)

Победа Александра Беглова на выборах в Санкт-Петербурге вполне закономерна и не вызывает удивления. Это единственный кандидат, который имел за собой федеральные ресурсы и связи, возможность разговаривать с крупными партнёрами, привлекая инвестиции в город. С первых дней нахождения А.Д. Беглова во главе Санкт-Петербурга, врио губернатора, а ныне избранный губернатор северной столицы демонстрировал свои лоббистские возможности. 8 сентября состоялись выборы губернатора и теперь горожане ожидают реализации обещанного.

В ходе избирательной кампании многие вопросы уже удалось решить. И именно благодаря своей деятельной активности Беглов получил голоса большинства избирателей, отметивших Александра Дмитриевича в своих бюллетенях.

У Беглова есть уникальная способность быть «своим», понятным и политически привлекательным в формате личного общения. И ему довольно трудно распространять эту личную харизму посредством СМИ, Интернет и т. д. Поэтому периодически возникают частные проблемы в позиционировании и восприятии губернатора. Однако чем дальше, тем менее интересно экспертному сообществу придираться к отдельным словам и выражениями, возможным ляпам или казусам, но все чаще видна реальная работа губернатора и чаще именно о ней и говорят эксперты.

Стоит, однако, отметить, что в 2018-2019 году в целом по стране, но в особенности в Москве и в Санкт-Петербурге произошёл рост протестных настроений. Не столько оппозиционных к действующей власти, сколько протест как общая апатия, усталость от ожиданий и невыполненных обещаний, ощущение отрыва от власти (чиновники отдельно – народ отдельно). В силу этого общего настроя, вновь избранному губернатору придётся по факту продолжать работу в режиме избирательной кампании, чтобы сохранить завоёванные позиции. И, как говорится в знаменитой сказке Л. Кэролла, работать ещё больше, чтобы их оптимизировать.

Что касается экспертного сообщества Санкт-Петербурга, то оно очень многогранно и не находится в стенах Смольного или в профсоюзных и т.п. организациях. Люди, с которыми новой власти нужно знакомиться и общаться – находятся в стенах университетов (но не в ректоратах и профсоюзах), на заводах, КБ (но не в кабинетах руководства), они как бы размыты в сообществах городских журналистов, писателей, архитекторов и т. д. и т.п. С каждой из экспертных групп нужно начинать выстраивать диалог, слушая их предложения по оптимизации жизни в городе. В этом залог успеха и популярности новой власти среди экспертов.

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

В Санкт-Петербурге остро назрела потребность в изменениях. «Северная столица» для большинства жителей ощущается как крупный мегаполис, все менее влияющий на жизнь страны. Стагнация в науке и образовании, спад промышленного производства, ушедшее лидерство в вопросах культуры и инноваций. Несмотря на ежегодный Петербургский международный экономический форум, экономика города так же не имеет новых трендов развития: Санкт-Петербург — это по факту дотационный регион с дефицитным бюджетом. Ничего нового не происходит, а все «былое» остается только в воспоминаниях старшего поколения жителей.  Горожане соскучились по временам, когда власть их слышит и напрямую взаимодействует с жителями. Возник запрос на новые лица в городской политике, а также (если не в первую очередь) запрос на развитие города. При этом нельзя сказать, что у петербуржцев есть четкий ответ на вопрос о востребованных направлениях такого развития, но то, что «так дальше невозможно» — с этим соглашается большинство участников фокус-групп. Именно на этом фоне нужно оценивать приход А.Д.Беглова к руководству городом.

Прошло 4 месяца после смены губернатора, однако пока ответ на запрос жителей не дан. С приходом Александра Беглова, с его кропотливой работой над оптимизацией городского бюджета на 2019г., с его федеральными связями и возможностями, с фактором новизны от появления новых лиц в правительстве Санкт-Петербурга связаны большие надежды горожан. В первую очередь – городских элит, которые быстрее, чем рядовые жители могли бы разобраться в происходящих переменах. Но вместо отработки собственной активной позиции, врио губернатора вынужден был уйти в повестку реактивную – пытаясь тушить пожары (в прямом и переносном смысле) в городском хозяйстве. При этом, очевидно, отсутствие вины новой администрации в том, что идет снег, что происходят пожары и обрушаются здания – здесь есть и недоработки предыдущих руководителей, тех, кто до Беглова следил за городским хозяйством, а также нетрадиционно снежная зима да и просто «случай».

Ключевая рекомендация врио губернатора может заключаться в том, что нужно забыть здесь и сейчас все неудачи со снегом, отвлечься от «текучки» и от городского хозяйства – есть службы, которые должны работать, а если они не работают – брать их под контроль, производить ротацию кадров, но не более того. Александр Дмитриевич может сейчас сконцентрироваться на ключевых проблемах городской политики: городским элитам, муниципальным депутатам и районным администрациям нужно дать четкий сигнал о том, как будет развиваться город, в каком направлении и как врио губернатора планирует совместно работать с городскими элитами. Они ждут этого сигнала и до сих пор находятся в неведении, чем они могут быть полезны А.Д.Беглову для развития города. А желание объединиться со Смольным в решении городских проблем у них есть. Такой же сигнал нужно дать горожанам и представителям различных сфер: культуры, науки, образования, здравоохранения, промышленного производства и т.д. С жителями и экспертами нужно срочно выстраивать прямой диалог и разъяснять, а, может быть, вместе обсуждать стратегию развития города. Предстоящая муниципальная кампания может и должна быть использована как ресурс врио губернатора для создания собственной команды единомышленников, вместе способных изменить жизнь горожан к лучшему, создать для них комфортную среду обитания. Традиционный скепсис петербуржцев «посмотрите, как в Финляндии» или «посмотрите, как в Москве» должен замениться на гордость от того как хорошо будет «в Питере жить».

 

Июль 31, 2017| Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2017)

Георгий Сергеевич Полтавченко, безусловно, влиятельная фигура в Санкт-Петербурге. Все дискуссии экспертов и ежегодные попытки найти уязвимые места в деятельности губернатора разбиваются о спокойное поступательное развитие города. Полтавченко чётко выполняет свою работу градоначальника. В городе – порядок, проходят гигантские по своему охвату массовые мероприятия (игры Кубка Конфедераций FIFA, праздник выпускников «Алые паруса», Петербургский Международный Экономический Форум и другие). И всё это происходит на высоком организационном уровне. Есть текущие проблемы, которые в Санкт-Петербурге можно назвать традиционными – «состояние дорог», пробки, проблемы ЖКХ, в особенности в центральной части города, где ещё сохранились старые ветхие коммуникации. Однако данные проблемы не выглядят критическими, видно, что по ним «что-то делается» и нет социальной остроты в решении этих вопросов. Однако есть отдельные темы, которые можно отметить как потенциально опасные для губернатора. Во-первых, это скандал вокруг передачи Исаакиевского собора РПЦ. Во-вторых, это постоянные проблемы, возникающие с «Зенит Ареной». В-третьих, волновые вспышки антимигрантских настроений, которые, то обостряются, то затихают в информационном пространстве. Стоит напомнить о постоянных домыслах про внутриэлитные конфликты в городе «Смольный-ЗакС» и о глобальной теме реконструкции исторического центра Санкт-Петербурга, о которую уже сломлено немало копий. У всех этих тем есть одно общее – горожане толком не понимают, что там происходит на самом деле, обсуждение инициируется в формате «свершилась очередная несправедливость» и администрация города порой выступает в роли отыгрывающего. Губернатора вынуждают работать буквально вторым номером в городской информационной повестке, отчитываясь перед радикально настроенными инициаторами таких дискуссий. Именно поэтому, основным недостатком в работе Г.С. Полтавченко можно отметить его низкую публичность. Он присутствует на многих мероприятиях, даёт оценку знаковым событиям в городе, однако для горожан в целом губернатор остается фигурой уважаемой, но в чём-то непонятной. Ответов на актуальные для горожан вопросы порой приходится от власти, в прямом смысле, добиваться. При этом, современная политика требует от первых лиц уже не столько публичности, сколько доступности для общения в новых коммуникационных форматах, которыми пользуются горожане. ТВ, радио, газеты – уходят в прошлое. Их место занимают более доступные, живые и интересные ресурсы Интернет. Такие форматы как «прямая линия», интерактивный сайт губернатора, присутствие в Инстаграм, «живое» общение в социальных сетях, возможность получить от губернатора пояснение по тому или иному вопросу в видеороликах, узнать о его личной жизни и т.д. сделали бы губернатора Санкт-Петербурга более понятным для горожан. А вопросы городской политики можно было бы жителям Санкт-Петербурга разъяснить, а то и обсудить с ними какие-то отдельные, наиболее важные направления.