ТуровскийТуровский Ростислав Феликсович

Доктор политических наук, вице-президент Центра политических технологий

 

 

 

Комментарии эксперта:

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

Российским губернаторам в последние месяцы все чаще приходится сталкиваться с вызовами, к которым они не вполне подготовлены. Главная проблема в том, что региональные руководители по-прежнему не имеют достаточных навыков для ведения публичной полемики, не умеют (а, возможно, не хотят) разъяснять людям действия и позиции власти – ведь им зачастую приходится защищать решения, которые не ими принимались, но ответственность за которые общество возлагает на них. Всё это требует быстрого, оперативного и гибкого реагирования в информационном поле, к чему региональные власти и их пресс-службы обычно не готовы. Примером неудачной «полемики» уже стало, например, выступление в соцсетях смоленского губернатора А. Островского.

Проблемы в публичной сфере и локальные конфликты постоянно накапливаются, а выборы последних лет уже показали, что те, кто не умеет с ними справляться, рискуют поплатиться поддержкой общества. На повестке дня во многих регионах «мусорная реформа»: губернаторам нужно ее провести, не создав поводов для массовых протестов. События в Архангельской области и Республике Коми показывают, что сделать это очень непросто. В целом, экологическая повестка все больше завоевывает регионы, и губернаторам невозможно от нее дистанцироваться. Получают большой резонанс и социально-политические проблемы – выступления за или против строительства православных храмов (как в Екатеринбурге), акции в защиту журналистов, попавших в проблемные ситуации (как в Москве) и др.

Слабые навыки работы в конфликтном информационном поле могут, таким образом, превратиться в системную проблему, способную повлиять и на ход региональных выборов этого года. На них пока действующих глав и врио спасает скорее слабость и податливость оппозиции – как показывает процесс выдвижения кандидатов, ЛДПР и «Справедливая Россия» совсем не готовы к реальной борьбе, и только КПРФ, да и то местами, демонстрирует свою оппозиционность. Ярких примеров успешной, без проколов работы с общественным мнением немного, а это угрожает если не поражением, то слабым интересом к региональным выборам и низкой явкой.

Примечательно, что некоторых уже, казалось бы, выходящих на финишную предвыборную прямую глав неожиданно стал менять сам Кремль – как это случилось с врио губернатора в Астраханской области.

Судя по опубликованным недавно социологическим замерам повторяется известная с прошлого года проблема усталости от уже давно работающих глав – именно их рейтинги обычно невысоки, а значит, информационная политика годами была неэффективной. Правительство тоже решило «взяться» за регионы, назначив своих кураторов в те из них, которые оно посчитало отстающими. Тем самым федеральный центр демонстрирует обеспокоенность качеством работы губернаторов, хотя понятно, что Кремль и правительство имеют разные требования к этой работе.

Однако ключевым вопросом, решение которого становится все более важным в условиях общественно-политической турбулентности, нам видится продуманное формирование позитивного имиджа российских губернаторов, его соответствие общественным ожиданиям и образу «идеального губернатора», который в каждом регионе к тому же имеет свои особенности. Касается это не только «выборных» регионов, но, по сути, всей страны. Губернаторский корпус должен быть профессионально-технократическим и при этом достаточно популярным, поскольку без хорошего отношения со стороны людей невозможно укрепить популярность российской власти в целом.

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Минувший год оказался для российских губернаторов очень контрастным. С одной стороны, начало года ознаменовалось успешной мобилизацией избирателей в поддержку президента В.Путина. Понятно, что роль губернаторов в кампании имела скорее вспомогательный характер, и главным фактором успеха стала личная популярность главы государства. Но на региональном уровне важно то, что по итогам выборов явных провалов не было нигде. И лишь относительно слабые результаты президента в Якутии и Алтайском крае обернулись отставками глав этих регионов. В целом же откровенно проблемных территорий в стране не оказалось.

С другой стороны, вторая половина года продемонстрировала новый рост протестных настроений, вызванный не только запуском непопулярных решений со стороны федеральной власти, но и претензиями, которое общество стало активнее предъявлять региональной власти в связи с множеством нерешенных проблем. В этом оказался своего рода «обратный эффект» президентской кампании – поддержав В.Путина, общество стало искать «виновников» существующих проблем, а на эту роль всегда напрашивается местное начальство.

Новая ситуация показала, что губернаторам после президентской кампании не только нельзя расслабляться, но и необходимо энергично работать над укреплением своих позиций на местах. Однако для этого многим не хватает опыта, навыков, да и просто понимания общественных настроений. Сентябрьские выборы продемонстрировали снижение поддержки «Единой России», а для губернаторского корпуса имели противоречивые результаты: часть губернаторов прошла через это испытание вполне успешно, но уровень поддержки не был феноменальным, а в ряде регионов главы потерпели поражение. Тем самым уровень политического контроля на территории и качество работы губернаторов и их команд в сфере внутренней политики и информационном поле оказались не такими уж высокими, а в ряде случаев – просто провальными.

При этом примечательно, что новая дестабилизация общественно-политической ситуации произошла, прежде всего, в провинции, где население острее воспринимает и переживает свои социально-экономические проблемы и больше нуждается в поддержке со стороны государства. Напротив, в Москве С. Собянину удалось вполне успешно избраться на пост мэра, несмотря на ту же пенсионную реформу, а также и на начатый в городе процесс реновации, с которым поначалу многие эксперты связывали большие риски.

На этом фоне постепенно вырисовываются перспективы работы губернаторов в будущем и последующих годах. Федеральный центр обновил критерии эффективности губернаторской деятельности и стал активнее включать региональных руководителей в процессы реализации майского указа президента и национальных проектов. Но здесь губернаторам уготована участь исполнителей, тогда как со своей стороны инициативу они проявлять не торопятся, а многие и не хотят этого делать. Вопрос об эффективности работы губернаторов в общественно-политической сфере остается открытым и решать его сложнее, учитывая, что в России нет какого-то общего подхода, нет и формальных критериев, и всегда важно понимать и учитывать региональную специфику. Недавние выборы в Приморском крае показали, что политические тенденции в регионах можно «вернуть» под контроль, а протест не имеет необратимого характера и может быть погашен. Однако это не повод говорить о преодолении «временных трудностей». Внутренняя и информационная политика в регионах остаются проблемными направлениями и нередко вызывают обратный эффект в связи с отсутствием политической гибкости и диалога. И здесь реально действующие механизмы взаимодействия региональной власти и общества придется вырабатывать, в некоторых регионах – практически с нуля.

 

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

Губернаторская повестка на четвертом президентском сроке Владимира Путина только начинает формироваться, и делать выводы ещё рано. По большому счету пока нет и очевидных неформальных критериев оценки эффективности работы губернаторского корпуса, равно как и очевидного идеального образа действующего губернатора. В прошлом году большой резонанс имело продвижение во власть т.н. молодых технократов, но на самом деле губернаторский корпус остается весьма разнообразным по своему происхождению, и принципы кадрового отбора Кремля связаны как с конкретной региональной ситуацией, так и с интересами различных групп федеральной элиты, что делает их достаточно волатильными.

Несомненно лишь то, что в центре главного внимания региональной власти будут находиться вопросы социальной и инфраструктурной политики. Это соответствует установкам майского президентского указа, которые, вероятно, станут главным ориентиром для работы губернаторов, не исчерпывая, конечно, все многообразие решаемых ими задач.

В то же время вектор проводимой губернаторами социальной политики трудно назвать определенным. В условиях запуска пенсионной реформы многие главы регионов предпочли аккуратно «отойти в сторону», не вмешиваясь в бурные дискуссии и не желая брать на себя часть ответственности за непопулярные решения. В любом случае пенсионное обеспечение – это прерогатива федерального центра, и основной груз ответственности тоже ложится на федеральные структуры. Поэтому губернаторы имеют неплохой шанс сделать ставку на менее спорные вопросы социальной политики, если, конечно, в региональных бюджетах будет хватать средств на реализацию задач в сфере здравоохранения, образования, культуры и др.

Тем самым губернатор в ближайшие годы должен будет уделять еще большее внимание социальным вопросам, отчасти демпфируя тот негатив, который, вероятно, будет направлен в адрес федерального правительства в связи с продвигаемыми им решениями. Некоторые губернаторы окажутся тем временем и бенефициарами крупных инфраструктурных проектов, которые будут, конечно, реализовываться центром, но могут добавить популярности и тем счастливчикам, на чьей территории это будет происходить.

Подобная модель уже помогла тем главам регионов, где прошли матчи Чемпионата мира по футболу. Атмосфера футбольного праздника и работа по благоустройству городской среды не могли не оказать позитивного влияния на позиции и рейтинги многих региональных руководителей. Однако в отношении приоритетов работы губернаторского корпуса на данном этапе сохраняется слишком много неопределенностей. И нынешние губернаторские кампании с этой точки зрения не создают нового содержания, опираясь скорее на рапорты о реальных и мнимых успехах тех или иных регионов и не создавая какой-либо образ будущего регионального масштаба.

 

Декабрь 14, 2015| Национальный Рейтинг Депутатов (№2, декабрь 2015)

В кампании 2016 года пока еще много неизвестных. Одна из причин сложившейся ситуации состоит в том, что меняется электоральная формула, а вернувшиеся в Россию выборы в одномандатных округах пока ясного и очевидного сценария не имеют. Основные различия между регионами и в целом особенности будущей кампании проявятся как раз на выборах в одномандатных округах, поскольку партийный формат и голосование по партийным спискам, в общем и целом, легче предсказуемы. Можно говорить о том, что ныне действующие парламентские партии имеют хорошие шансы для того, чтобы вновь пройти в парламент, а вот сценарных различий между одномандатными округами будет гораздо больше. Во-первых, по той причине, что вполне вероятны конкурентные сценарии в отдельных округах. У партий парламентской оппозиции будет очень не много, но все-таки ряд возможностей, для того, чтобы добиться там успеха. И, во-вторых, как на уровне партийных списков, так и на уровне округов, пока нет ясности по поводу персонального формата конкуренции. А от него в очень большой степени и будут зависеть результаты. Поэтому впереди еще и сложный процесс отбора партиями своих кандидатов для выдвижения в округах.

Складывается ощущение, что для «Единой России» этот процесс будет наиболее сложным, учитывая объективную необходимость в существенной ротации думской фракции «Единой России» и предстоящие праймериз, которые во многих случаях могут стать действительно конкурентными. Поэтому по итогам этих выборов, я думаю, что на персональном уровне может существенно обновиться фракция «Единая Россия» и даже в большей степени, чем фракции других партий.

Конкурентные сценарии в одномандатных округах будут складываться на протяжении почти всего следующего года. Они уже начинают возникать, поскольку партии постепенно определяются со своими выдвиженцами, но окончательная ясность по поводу сценариев возникнет, я думаю, только летом 2016 года. Поэтому одномандатная часть остается пока наименее устойчивой и наименее понятной с точки зрения прогнозирования.

Думаю, что сегодня существует реальная потребность и в обновлении, и в оживлении, и в профессионализации депутатского корпуса. Произойдет это или нет — действительно зависит о того, какие стратегии изберут политические партии — будут ли они делать ставку на существующий депутатский корпус, или станут заниматься поиском и рекрутированием новых перспективных кандидатов из регионов. На мой взгляд, например, многие представители действующего депутатского корпуса из региональных законодательных собраний могли бы существенно обновить федеральный депутатский корпус и сделать его более работоспособным. Но, конечно, в каждой партии будет борьба между действующими депутатами и претендентами на их замену. Понятно, что радикального обновления на персональном уровне и резкого повышения уровня профессионализма депутатского корпуса ожидать не приходится — но если в этом направлении хотя бы обозначится движение, это уже станет позитивным процессом для российского парламента.