Румянцева Елена Евгеньевна

Доктор экономических наук, профессор, эксперт НИУ «Высшая школа экономики», проректор Государственной академии строительства (2002-2004 гг.), автор «Новой экономической энциклопедии» и учебника для ВУЗов «Противодействие коррупции»

 

 

Комментарии эксперта:

Июнь 27, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2024)

Губернатор Ярославской области Михаил Евраев, от которого во многом зависит выбор направлений стратегического развития региона, как обычный блогер ведёт страницу в ВКонтакте, направленную на создание позитивного облика региона, освещая даже изменение погоды и жизнь животных в ярославском зоопарке (хотя через страницу можно направить обращение губернатору о волнующих проблемах). Подписано на страницу порядка 75 тысяч человек (из более чем миллионного населения региона). Из неё можно также узнать о работе группы губернаторского контроля на некоторых единичных объектах, потенциал проверки которых должен измеряться тысячами визитов, а не единичными выездами за 2 месяца (при этом на официальной странице этой группы никаких сведений о её деятельности нет). 11 мая 2024 эта группа «Губернаторского контроля» выехала по жалобе жительницы Бурмакина на наклон пола в доме, 18 мая – была проведена проверка ремонта в Мышкинской детской библиотеке, 1 июня «Губернаторский контроль» проверил объекты благоустройства в Рыбинске, 8 июня эта группа выявила, что детский городок на набережной реки Сить в Брейтове был разрисован из баллончика, а 11 июня осмотрела ход строительства многоквартирного дома в Гаврилов-Яме.

По информации со страницы губернатора ВКонтакте можно сделать некоторые выводы и об иных приоритетах, фактически реализуемых под его руководством в мае-июне 2024 года. Это – как и во многих российских регионах, ежегодный ремонт дорог, который, наряду с урегулированием проблем отопления осенью, по-прежнему подаётся как достижение, так как может быть низкокачественным и несвоевременным (что, на мой взгляд, является индикатором того, что система управления ремонтом дорог в России, и не только в Ярославской области, всё ещё недостаточно эффективна, не работает без участия СМИ сама по себе качественно, продолжая выдавать за достижения ремонт отдельных, но не всех дорог). Сюда же относятся различные массовые мероприятия общероссийского и регионального уровня (14 мая – фестиваль «Будущее театральной России», 17 мая – всероссийский медиафорум «ЛайкМедиа и 20 мая – фестиваль науки в Ярославле, 5 июня – фестиваль электронной музыки в Ростове, в июне в нескольких городах – 10-й сезон «Бегом по Золотому кольцу» и др.), в основном обеспечивающие потоки туристов (порядка 3 миллионов человек, ежегодно останавливающихся, главным образом, в летние месяцы с ночёвкой в регионе). Губернатор в интервью школьникам 29 мая 2024 г. сам обозначил эту проблему, но что для её решения надо делать, не указал.

Школьники при этом спросили губернатора, когда начнут восстанавливаться разрушенные объекты культурного наследия в центре города Ярославля, называемого М. Евраевым столицей «Золотого кольца России». Губернатор полагает, что ответственность за восстановление исторических объектов несут их собственники. Но, судя по состоянию этих многочисленных объектов, работа с собственниками пока в полной мере не развернута. Обращают на себя также внимание предупреждения властей региона о запретах на посещение лесов в Ярославской области, установленные сначала с 28 апреля 2024 г., а затем с 28 мая 2024 г., сроком на 3 недели. Насколько эта мера законна, эффективна, и не противоречит ли она целям развития туризма, не указывается (как известно, самый лучший отдых – в лесу, а на май как раз приходятся длинные выходные; круглогодичных закрытых и открытых водных оздоровительных и лечебных объектов международного уровня качества типа обустроенных тёплых термальных источников в Ярославской области, как известно, нет, и их создание даже не обсуждается).

Где вообще можно отдыхать жителям региона и туристам, потратившим своё очень ценимое время на приезд в Ярославскую область (при том, что цены в регионе и качество многих туристических услуг в целом достаточно привлекательные)? Из данной страницы ВКонтакте трудно извлечь полезную для привлечения в регион миллионов российских и зарубежных туристов информацию, хотя гостиничный фонд, санаторно-курортное лечение и общепит, в том числе самобытный, вполне можно отнести сегодня к достижениям Ярославской области. В связи с чем можно было бы порекомендовать малозначимые новости о погоде и жизни животных в ярославском зоопарке заменить на информацию со ссылками на сайты и цены уникальных туристических объектов Ярославской области (преимущественно персональных достижениях отдельных предпринимателей региона) с собственными пивоварнями и сыроварнями, авторской кухней, древними российскими рецептами – Ярославль же в первую очередь привлекает туристов именно своей историей, как древний город); о привлекательных по ценам и интерьеру средствах размещения (какие в Ярославской области имеются), а также дать ссылки на созданную в Ярославле для туристов интерактивную медвежью тропу и на запущенные с 1 июня 2024 г. вертолетные экскурсии, также с указанием цен и акций на них.

Самоанализа реализации главных стратегических направлений социально-экономического развития как условия создания системы эффективного управления областью (в отличие от неэффективного) – необходимому дополнению к освещению фрагментарных единичных достижений и саморекламы – нигде нет. Много внимания на странице губернатора ВКонтакте в мае-июне 2024 г. уделено трудовым и спортивным подвигам отдельных жителей области, а также небольшой выборочной финансовой поддержке достижений отдельных категорий граждан. Так, в июне 2024 г. 22 сотрудникам из 53-х региональных учреждений здравоохранения были даны сертификаты на губернаторские премии, размер премии при этом не конкретизировался, в июне 2024 г. губернатор также пообещал выдать по 100 тысяч рублей выпускникам, получившим медали «За особые успехи в учении», поступившим при этом в вузы своего родного региона.

Информация на странице ВКонтакте представлена разнозначимая, в основном, неполная, она не может заменять конкретные оперативные отчёты о текущей работе органов власти региона с цифрами о плане-факте, объёмах и источниках финансирования, сроках сдачи в эксплуатацию, надёжности и безопасности многих тысяч объектов. Что на сегодняшний день, к сожалению, мало в каких российских регионах, включая и Ярославскую область, публикуется, этот существенный механизм противодействия развитию региональной коррупции не используется.

Актуальные, на мой взгляд, вопросы о привлечении в Ярославль москвичей с помощью запуска электричек из Москвы (1 марта 2024 г. Владимир Путин анонсировал запуск электричек по скоростным маршрутам из Москвы в Ярославль по нацпроекту «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей»), а также о выравнивании уровня жизни на территории области, доступности для жителей региона санаторно-курортного лечения, в том числе амбулаторного – бесплатного и/или по доступным ценам (региональной финансовой поддержке коренных жителей региона с помощью специальных цен для них), о местах комфортного водного оздоровительного отдыха международного уровня качества (тёплых бассейнах с лечебной водой, строительство которых существенно дешевле, чем аэропорта, который в Ярославской области уже есть, а туристов при этом приезжает в несколько раз меньше туристского потенциала области), без чего данный регион, думается, не решит проблемы существенного увеличения количества туристов и соответственно обеспечения рывка своего экономического развития, не обсуждались.

 

Май 30, 2024 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2024)

Как полагают китайские исследователи (Chen S., Ding H., Lin S., Ye H. и другие), лживость государственного управления в период Большого скачка 1958-1961 гг. пустила глубокие социальные корни, являясь тормозом эффективного управления в КНР в настоящее время. В сравнении с периодом Большого скачка в Китае, экс-мэра Ярославля Е. Р. Урлашова относительно недавно (в августе 2016 г.) осудили за получение взятки в 17 миллионов рублей и вымогательство взятки в 14 миллионов рублей. Насколько созданная им система управления, которая, безусловно, наносила серьёзный ущерб уровню жизни жителей Ярославля и его развитию и создала негативное отношение к Ярославской области и Ярославлю в рейтингах, мешает мэру, назначенному 11 ноября 2022 г., – большой вопрос. На него сможет ответить только эксперт, погруженный в ситуацию изнутри и не вовлечённый в коррумпированные связи.

Посещение Ярославля создаёт впечатление сильной усталости городской инфраструктуры, до обновления которой инвестиции в течение нескольких десятилетий так и не дошли, какие планы в городских СМИ не озвучивались бы. В комментариях к публикациям 2023 г. о грандиозных планах нового мэра Ярославля А. В. Молчанова, ранее занимавшего должность заместителя председателя правительства Ярославской области, пишут: «Город превратился в развалины. С каждым мэром всё хуже и страшней. Никто не хочет ничего делать для благоустройства, всё для галочки. А мэры как будто срок отбывают». В 1995 г. я являлась директором группы разработки федеральной целевой программы «Золотое кольцо России», в которую входит и Ярославская область. Федеральные власти инициировали разработку данной программы, все регионы «Золотого кольца России», обладающие самой высокой исторической рентой на один кв. км, её единодушно поддержали, а чиновники вдруг приняли решение сокращать количество целевых программ и в связи с этим не стали её финансировать. Если сравнить облик города 30 лет назад и сейчас, то следует, увы, заметить, что визуально мало что изменилось. Особенно с точки зрения представления в наилучшем виде исторических объектов и многовековой истории Ярославля, связанной не только с одними инвестициями, но и с работой коллективов музеев, государственных архивов и пр.

В музее мировых рекордов Гиннесса в Копенгагене важное место уделено тому факту, что датский королевский род, а также флаг Дании – самые древние в мире. Ярославль мог бы гордиться древностью своей замечательной истории и на этой основе продолжать развивать не только туризм, но и культуру, самобытность значимого российского региона. Однако всё в России надо объективно оценивать в сравнении. В апреле 2024 г. стало известно, что по итогам 2023 г. по индексу качества городской среды в конкурсе, проводимом Минстроем России и ДОМ.РФ, Ярославль одержал победу среди 62 городов России с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек. Индекс качества определялся по 36 критериям, среди которых – безопасность, комфорт, экологичность и здоровье, эффективность управления и другие. То есть, несмотря на обветшалость инфраструктуры города, индекс качества городской среды здесь – наивысший (по сравнению с ещё более удручающей ситуацией в другом 61 городе).

В подтверждение результатов этого конкурса следует обратить внимание на сравнительные статистические данные, ежемесячно публикуемые Росстатом. Например, в группе из 18 регионов Центрального федерального округа Ярославская область занимает почётное 3-е место (после Московской и Воронежской областей) по числу ночёвок в санаторно-курортных организациях, обладая при этом гораздо большим потенциалом развития санаторно-курортного лечения, в том числе для москвичей, готовых выезжать в ближайшие регионы для прохождения курса лечения по доступным ценам. По числу туристических поездок Ярославская область также заняла в 2023 г. 3-е место в этой группе регионов, уступив по данному показателю Москве и Московской области, но обладая гораздо большим потенциалом.

Например, мой прапрадед – представитель древнего дворянского рода, проживавшего на территории Ярославской губернии, начиная с 12 века, председатель Ярославской губернской земской управы на протяжении трёх сроков Аркадий Васильевич Скульский, память о вкладе которого в развитие Ярославля и области, как и о его героизме в Крымской войне, была почти совсем утрачена на областном уровне. Он являлся, кроме этого, редактором «Вестника Ярославского земства» – весомым источником правдивой истории России, бережно сохранённым в Ярославском государственном архиве, но до сих пор не оцифрованным и не представленным в открытом доступе для работы неравнодушных потомков и иных исследователей – как и большинство других архивных документов, с которыми много лет никто не работает по этой именно причине. Однако если сравнивать с работой других региональных архивов, то работа Ярославского государственного архива является, можно сказать, высокоэффективной – создан электронный архив, архивные дела можно заказать заранее и удалённо и, приехав на короткий срок, оперативно их скопировать. В Тамбовском государственном архиве, например, электронный каталог архивных дел вообще отсутствует. В то время как в Вологде журналы губернского земства оцифрованы и давно представлены в открытом доступе.

Очень важно, чтобы за решением текущих ординарных хозяйственных проблем Ярославль не терял своей уникальности и значимости и выбирал грамотную стратегию своего дальнейшего развития. А продвижение архивных материалов способствовало бы развитию музейного дела в Ярославле и области с применением новейших технологий представления истории, как это активно используется, например, в работе Третьяковской картинной галереи, Историческом музее в Москве и во многих зарубежных странах (интерактив, видеопрезентации, реконструкции и пр.).

8 мая 2024 г. мэр Ярославля, при всей своей загруженности, провёл первый выездной приём граждан в текущем году: этот метод работы мэра, безусловно, привлекает внимание как позитивный момент. Можно сравнить с одним из бывших депутатов Мосгордумы, который за 4 года своей деятельности ни разу не нашёл возможности встретиться со своими избирателями в дни их приёма – настолько он был занят своими зарубежными проектами. Не все мэры городов России встречаются с населением.

В 2020 г. городу Ярославлю, наряду с другими 19-ю российскими городами, было присвоено звание «Города трудовой доблести». В таких городах производятся праздничные салюты 1 и 9 мая и в День города. В Ярославле в майские праздники власти города отказались от проведения салюта, уделив большее внимание подготовке ко Дню города 25 мая 2024 г. А в городских СМИ обсуждался вопрос о выезде за пределы Ярославля на длинные выходные вместо того, чтобы качественно организовать свой отдых недалеко от дома, сэкономив время и деньги на переездах и имея возможность по времени пройти курс лечения.

 

Шесть лет назад президент России В. В. Путин указал на главные причины неудовлетворительной экологической обстановки в Красноярске. «Главный эмитент, – сказал он, – это всё-таки растущий парк транспорта. Это 36 процентов от всех выбросов – за счёт автомобильного транспорта, затем 29 процентов – алюминиевый комбинат, следующая по объёму выбросов – это ТЭЦ, и то, что не учитывается, – это домохозяйства, которые отапливаются углём. Наверняка это тоже, особенно зимой, то, что создаёт и чёрное небо, и чёрный снег. Поэтому здесь нужно действовать сразу же по нескольким направлениям». Весной 2024 г. швейцарская организация IQAir снова назвала Красноярск городом с самым грязным воздухом в России за 2023 г. (как и за 2022 г., но не самым грязным в мире). С начала 2024 года в Красноярске, как и Минусинске, Назарове и Ачинске, несколько раз вводили режим «чёрного неба». Жители массово жаловались, что они не могут нормально дышать.

Однако эта проблема (ее обсуждение, опровержение или подтверждение негативного рейтинга), увы, пока не входит в число приоритетных для региональных журналистов и городских властей. Хотя на неё, наряду с населением Красноярска и международными организациями, обращает внимание также и президент РФ (в мае 2024 г. он подписал указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года), и губернатор Красноярского края.

В апреле 2024 г. мэр Красноярска В. Логинов в интервью с ним выделил другие приоритетные, по его мнению, проблемы Красноярска – неудовлетворительное состояние с уборкой снега зимой и снежной весной 2024 г. (и, соответственно, последствиями для жителей города в виде массового травматизма от гололёда), неудовлетворительное состояние дорог, и как следствие — порчи автомобилей населения (при том, что в этой сфере прокуратурой Красноярского края выявлена в мэрии серьёзная коррупционная составляющая) и реализация мэрией города комплексной застройки территории со сносом под неё действующих инфраструктурных объектов города. Развитие транспорта, туризма (а туризм целесообразно развивать именно на уровне городских властей), санаторно-курортного лечения, строительство объектов круглогодичного отдыха международного стандарта (с тёплой и полезной по составу водой для плавания и оздоровления), в целом качество жизни в городе (характеристики жилого фонда и обеспеченности населения города жильём, уровень цен, качество продовольствия и пр.) и возможности реализации предпринимательского потенциала лиц, не вовлечённых в коррупционные связи, как и проблемы экологии Красноярска, в число публично обсуждаемых вопросов (и, соответственно, подлежащих оперативному вмешательству городских властей) пока не вошли. Необходимо данный круг вопросов, которыми призвана заниматься мэрия, существенно расширить, поставив под контроль противодействие весомой коррупционной составляющей.

 

31 октября, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2023)

А. Ю. Воробьев занимает должность губернатора Московской области с 2012 г. (несмотря на неприятный скандал вокруг некорректных заимствований в его кандидатской диссертации). Поэтому хотелось бы для данного рейтинга посмотреть сводку результатов работы за сентябрь-октябрь 2023 г. и другие периоды, составленную так, как это хотел бы представить сам губернатор, причём, с его личными достижениями. Однако такой сводки нет — лишь отдельные, не систематизированные и не связанные друг с другом сюжеты в СМИ об участии Воробьева в разных мероприятиях.

Одно из главных событий периода сентября-октября 2023 г. — это выборы губернатора, на которых должны были бы публично подводиться итоги его работы и обсуждаться программа развития Подмосковья, главным городом которого является Москва (хотя она и не входит в данный регион). Если сравнивать подходы мэра Москвы С. С. Собянина и губернатора А. Ю. Воробьева к информационному освещению их деятельности, к стилям управления, приоритетам инвестиционного развития, то, несмотря на территориальную целостность, это два абсолютно разных региона. В Москве заметно реализуется курс на выравнивание социально-экономического развития административных районов. В Московской области – втором по численности населения регионе РФ и первом регионе в Федерации по числу городов (73 города, 67 посёлков городского типа и 5 837 сельских населённых пунктов) — такая задача голословно пока поставлена в Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года, но количественно не конкретизирована и на практике не видна. Причём статистические показатели кажутся намного лучше, чем мы видим на самом деле. Например, по показателю доли жилых помещений, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом в сельской местности, Московская область уступает, согласно сведениям Росстата, Мурманской области, Республике Ингушетия, Калининградской области и ряду других российских регионов – при том, что в Московской области этот показатель статистически формируется как «средняя температура по больнице», в которой усреднены условия проживания в подмосковных резиденциях наиболее богатых людей России и большинства населения подмосковных городов.

Обращает также внимание тот факт, что, несмотря на то, что Московская область – более бедный регион, чем Москва, а уровень жизни населения и социальные выплаты, уровень пенсий, средняя заработная плата, обеспеченность коммунальными услугами существенно хуже, чем в Москве, именно губернатор Московской области возглавляет рейтинг самых богатых губернаторов и чиновников России, заработав в 2021 г. 254 млн руб. — в 3 раза больше, чем обладатель второго места – губернатор Алтайского края В. Томенко. Заработки губернаторов должны, по требованиям международной теории эффективности управления, коррелироваться с результатами их деятельности. Но сведений о такой корреляции обнаружить не удалось.

Размышляя о приоритетах развития Московской области в связи с избранием А. Ю. Воробьева на новый срок, хочется подчеркнуть необходимость большей интеграции региона с Москвой. В Стратегии до 2030 года сказано лишь о проблеме ежедневной трудовой миграции жителей области в столицу (как об отсутствии высокодоходных рабочих мест по месту жительства, рядом с домом) и о том, что Москва является крупнейшим рынком сбыта для товаров и услуг, произведённых в Московской области. Но ничего не говорится (и, соответственно, не замечается) о том, что Подмосковье располагает большим и не реализованным пока что потенциалом для создания мест отдыха и лечения москвичей (и местного населения, конечно) по международным стандартам, что уже в пилотном порядке реализовано в Мытищах и Видном. Например, 17 августа 2023 г. была запущена Ленинградско-Казанская линия МЦД-3 от Зеленограда до Раменского. Было бы целесообразно реализовывать инфраструктурные проекты мест краткосрочного комфортного отдыха международного уровня именно в пешей доступности от этих станций.

В Москве отсутствуют места доступного здорового (лечебного) питания — их тоже можно было бы организовывать в Подмосковье. Зачем свежую сельскохозяйственную продукцию с минимальной добавленной стоимостью отдавать перекупщикам, когда можно было бы какую-то её часть готовить недалеко от места её производства и продавать отдыхающим, туристам, производить больше полезных переработанных продуктов, чем это сейчас организовано, в т. ч. пастеризованных соков, сушеных ягод и т. п. В Костромской области наладили продажу целебного лосиного молока. Почему это нельзя делать в Подмосковье, оказывая, в том числе, информационную поддержку местным предпринимателям, гарантируя защиту их бизнеса от произвола коррупции и рейдерских захватов? Многие москвичи давно уже не выезжают в другие регионы на лечение, не имея времени и сил, сталкиваясь с другими ограничениями, но они могли бы проходить курсы лечения в подмосковных лечебницах, пользуясь модернизированной транспортной сетью, возвращаясь после процедур домой. Для развития этого направления не так уж много и надо – помещения (также вдоль транспортной сети) и закупка лечебного оборудования. Это кардинально бы перераспределило пассажиропотоки. Подмосковье могло бы давно предлагать москвичам то, чего нет в Москве.

Остаются неразвитыми места размещения дач москвичей, на которых им нелегально помогают по хозяйству жители Таджикистана, а продукты подвозят, также нелегально, частные предприниматели из других регионов, но не из Подмосковья. Во многих СНТ нет ни водопровода, ни канализации, ни газа, ни приличных дорог. Эти первичные инфраструктурные проблемы, решение которых существенно бы изменило облик Подмосковья, как бы и не замечаются и, соответственно, не решаются на протяжении многих лет.

28 сентября, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2023)

Главными событиями августа-сентября 2023 г. стали Московский урбанистический форум (1 августа – 10 сентября), где мэр Москвы Сергей Собянин представлял основные направления развития авторитарно управляемого города, и выборы мэра Москвы. На выборах ожидаемо победил Собянин, занимающий эту высокую должность с 2010 г. Поэтому уместно подвести итоги долгосрочного развития столицы под управлением С. С. Собянина и озвучить проблемы, которые заслуживают решения.

В условиях коррупции в управлении считается, что любой человек может управлять и предприятием, и отраслью, и территорией, вне зависимости от его деловых качеств. Как значимый гипер-отрицательный пример коррупционного управления можно привести результаты работы бывшего главы городского округа Клин, представителя партии «Единая Россия», кандидата экономических наук А. Н. Постриганя. Он перевёл в частную собственность своей семьи все возможные объекты в Клину, нанося в течение многих лет своими действиями огромный ущерб городу и его населению.

При подведении итогов работы мэра Москвы С. С. Собянина на примере развития транспортного комплекса можно обратить внимание на надёжность его работы, требовательность к качеству и срокам: объекты безопасны для массового использования, не подвержены авариям из-за каких-либо не видных всем нам недостатков в качестве работы. Московский транспортный комплекс заслуживает высоких оценок.

К явным достижениям Собянина следует также отнести удобство для населения работы «одного окна» в МФЦ; оперативное решение коммунальных ресурсоёмких проблем через портал «Наш город»; проявление внимания к старшему поколению через реализацию программы «Московское долголетие»; озеленение города; работу бесплатных павильонов здоровья в летний период; выравнивание инфраструктурных условий жизни в 125-ти районах и 21-м поселении Москвы. Всё это является очень значимым.

Я бы обратила внимание и на минусы в сложившейся системе управления. Московские органы государственной власти могут принимать и реализовывать нормативные документы, противоречащие законодательству федерального уровня. Например, Москва – единственный в России город, отказывающий москвичам в реализации «гаражной амнистии», можно привести и множество других примеров как в сфере регистрации прав собственности (точнее необоснованных отказов на фоне многочисленных случаев обмана граждан в этой сфере), так и в социальной сфере.

В Москве установлены самые высокие в стране сборы на капитальный ремонт при его невысоком качестве и неэффективной дорогостоящей системе управления им. Сложилась неприятная тенденция стимулирования покупки квартир в новых домах за счёт существенного ухудшения условий проживания в старом жилом фонде – демонтажа необходимых жителям ограждений, выполнения работ по благоустройству исключительно по заявкам активных жителей в ущерб текущему нормативному обслуживанию, сноса гаражей, являвшихся частью жилого комплекса, и др.

Ощущается острый недостаток внимания к нуждам небогатой части населения (составляющей большинство) – в развитии коммерческой инфраструктуры в большей степени упор делается на развитие коммерческих предприятий, ориентированных на спекулятивные цены. При этом далеко не всегда эти предприятия предлагают товары и услуги надлежащего качества. Крайне мало создано оздоровительных комплексов, соответствующих международным стандартам. Но зато создание таких комплексов было поддержано в Подмосковье. И москвичи получили возможность отдыхать, выезжая в эти, альтернативные зарубежному отдыху, места.

В Москве абсолютно не развито санаторное лечение, хотя для его развития требуется не так уж и много: выделение помещений, закупка современных медицинских аппаратов и их использование по доступным ценам в любых климатических условиях и в любое время года. Лечебное питание тоже в Москве пока, увы, недоступно. Тонны продовольствия в виде просрочки уничтожаются, хотя возможны варианты урегулирования данных проблем во благо людей. Ощущается недостаток завоза свежей сельскохозяйственной продукции по низким ценам – от производителей, приобретения продуктов питания, минуя посредников-спекулянтов.

Во многих московских парках преобладает неухоженный ландшафт, называемый естественным. Не работает система сбора и вывоза раздельного мусора. В Москве, в отличие от Подмосковья и других российских городов, не контролируется соблюдение стандартов чистоты в связи с выгулом собак.

На мой взгляд, сложившая консервативная система территориального управления Москвой, где люди работают на одном месте по 20 лет, профессионально выгорела, существует в режиме «проедания бюджета» и нуждается в обновлении, перезапуске не менее деятельными людьми, чем мэр Москвы С. С. Собянин. В таком большом городе, как Москва, может быть много героев, которые приносят своей работой и своим неравнодушным подходом пользу другим людям.

 

29 сентября, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2022)

Деятельность Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина ассоциируется, в первую очередь, с развитием транспортного и строительного комплексов, реновацией, обустройством дорог и тротуаров, озеленением (в том числе в рамках программы «Миллион деревьев»), а также провозглашённым именно им равенством в развитии московских районов, сохраняющих высокую разницу в комфорте проживания, в которых всё ещё сильно отличаются цены на жильё.

На официальном сайте мэра Москвы mos.ru представлено много новостей за август-сентябрь этого года, подтверждающих выбранные мэром приоритеты и динамизм его деятельности. В выступлении 10 сентября 2022 г. С. С. Собянин поблагодарил жителей Москвы за большую бесплатную помощь в развитии города (в том числе через подачу заявок на портал «Наш город»), который во многом опирается на лучший мировой опыт, привнося свои коррективы. «Сегодня мы можем говорить, что мы не только копируем или используем мировой опыт, но и сами создаём проекты мирового уровня», — подчеркнул мэр столицы, заметив также, что современная Москва – это и заслуга правительства России.

Безусловно, жизнь в Москве – это не только реализация инициатив мэра, и только позитивных инициатив. Наряду с дорогостоящими проектами технического переоснащения и развития городской инфраструктуры, существуют и проблемы, от которых не уйдёт ни один город, тем более по численности населения сопоставимый с целой страной, например, с Нидерландами. Я остановлюсь на двух крупных, на мой взгляд, задачах будущего прогрессивного развития Москвы (но задач, конечно, значительно больше). Первая – это, в общем-то, деградирующее, а не прогрессирующее текущее благоустройство придомовой территории и дворов, расположенных в старом жилом фонде, начиная с выполнения работ только по письменным заявкам негодующих неравнодушных граждан на сайт «Наш город». Последнее новшество, которое как раз приходится на август-сентябрь 2022 г., – это демонтаж ранее установленных заборов, служащих ограждениями территории декоративного озеленения от вытаптывания (прокладывания троп), нарушений парковки автомобилей (в условиях дефицита парковочных мест) и выгула собак (за который в КоАП предусмотрен административный штраф, но именно в Москве, в отличие от других российских городов, органы городской и местной власти выгулу собак на цветниках и газонах, на придомовой территории никак не препятствуют, хотя обязаны были бы по нормам права). Получается, на низовом уровне именно в этом году жителям старого жилого фонда создали дискомфорт, неудобство, заработали на сдаче заборов в металлолом, а новые дома по-прежнему огораживаются, потому что это – существенный аспект привлекательности любого жилья.

Я полагаю, что штрафы за выгул собак в неположенном месте в Москве давно необходимо исполнять, а заборы в старом жилом фонде как-то восстанавливать – если не на городские деньги, то, как и озеленение придомовой территории, – официально разрешив на деньги самих жильцов в тех домах, где жители давно просили об этом мэра, но безуспешно пока обращались в различные органы власти.

И второе – это ощутимое в летнюю жару 2022 г. отсутствие в Москве мест комфортабельного здоровье-ориентированного отдыха по доступным ценам, вообще отсутствие программ поддержки коренного населения через специальные тарифы для него в местах отдыха и учреждениях культуры. Для оценки возможностей оздоровительного отдыха и санаторного лечения «у дома» я провела в жарком августе 2022 г. поиск мест, предлагающих бассейны с термальной водой (в Москве есть два бассейна с водой Девонского моря, но без гидромассажей, с ограниченным (так называемым «советским») лимитом посещения (по сеансам) и достаточно прохладной водой (в термальных бассейнах температура воды, как правило, выше 30 градусов). Найти такие места, как на курортах Краснодарского и Ставропольского края, в Европе не удалось. Встречались и многочисленные случаи инфообмана, когда на сайте московского оздоровительного центра написано, что бассейн наполнен морской водой, а при его посещении оказывалось, что этого нет. На сайтах московских учреждений также широко рекламируются услуги водолечения, например душ Шарко. Цены – выше в 2-3 раза по сравнению с санаториями Краснодарского края, где лечение душем Шарко широко распространено. В Москве это также оказалась зона инфообмана (недобросовестной рекламы поставщиков медицинских услуг с целью привлечения максимально возможного числа клиентов).

Я думаю, что приоритеты концепции отдыха и санаторного лечения «у дома» с возможностями лечебного питания (лечебными коктейлями, фиточаями, минеральной водой, свежеприготовленными низкокалорийными блюдами на пару и т. п.) необходимо сегодня продвигать и в Москве (с привилегиями в тарифах для коренных москвичей). Хотя главными, безусловно, являются проблемы мобилизации и развития Москвы в условиях проведения спецоперации на Украине.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

По данным Мосгоризбиркома, явка на выборах мэра Москвы, в российских рейтингах нередко называемого некоторыми российскими СМИ самым счастливым городом России, составила 30% (на 2% меньше, чем в 2013 г.). По окончательным данным, Сергей Собянин, первоначально назначенный мэром Москвы 21 октября 2010 г., набрал 70,17% голосов, за него проголосовали 1582762 человека.  Второе место занял представитель КПРФ Вадим Кумин, набравший 11,38% голосов.

Для Собянина это вторые выборы. На первых выборах, в 2013 году, он набрал 51,37 % при явке избирателей 32%. Алексей Навальный набрал в 2013 году 27,24%, представитель КПРФ Иван Мельников — 10,69%.  

Как видно, в Москве работает достаточно конфликтный и, на мой взгляд, во многом предсказуемый избирательный механизм, и, если бы не дорогостоящая реклама со стороны известных медиалиц, поддерживаемых московскими властями, с приглашением населения города прийти на выборы, число избирателей, к сожалению, было бы еще меньше.

В то же время, накануне выборов 9 сентября 2018 г. не было никаких публичных интриг и скандалов, связанных с действиями московской власти. Её критики работали в достаточно ограниченных, хоть и весомых рамках. Поэтому с учетом административного ресурса, которым наделена  любая действующая власть в России накануне выборов, трат бюджетных средств на наиболее широкую и позитивную медиаподдержку, на проведение различных мероприятий на выборах от своего имени, на подключение городских структур к распространению рекламных материалов среди населения, работы с избирателями, голосующими через переносные ящики, что доступно только действующей власти,  исход выборов 2018 года, на мой взгляд, был во многом предопределен, а все достижения за период 2013-2018 гг. сыграли как значимый фактор проведения предвыборной борьбы в условиях, когда в России федеральная власть опирается на традиции длительного пребывания неконфликтных и быстродействующих руководящих кадров на ключевых управленческих должностях, к которым, безусловно, относится и должность мэра Москвы.

Накануне выборов мэр Сергей Собянин лично инициировал достаточно много социально значимых нововведений и реализовал крупные инвестиционные проекты, обсуждаемые международным сообществом.

В 2018 году, по оценкам американской консалтинговой компании McKinsey & Company,  Москва (со своими модернизированными маршрутами, обновленным автобусным и трамвайным парком, электронной системой отслеживания времени ожидания общественного транспорта, Московским центральным кольцом, запущенным 10 сентября 2016 года) вошла в число 10 городов с наиболее удобными и комфортными транспортными системами в мире. 

С 1 января 2018 г. мэр поднял пенсии в Москве до 17500 руб., что выше, чем в других регионах страны, как выше и зарплаты работникам бюджетной сферы – врачам, учителям и т.д. В феврале 2018 г. он запустил пилотный бесплатный для пенсионеров проект, посвященный активному долголетию; проконтролировал подготовку к Чемпионату мира по футболу (в Нижнем Новгороде и Волгограде, как известно, стадионы стали разрушаться сразу после проведения этого чемпионата). Собянин инициировал создание с февраля 2018 г. бесплатной патронажной службы для немобильных москвичей  при 46 городских поликлиниках (до этого услуги патронажа были платными и были доступны только состоятельным семьям г. Москвы); удвоил в 2018 г. количество бесплатных путевок в санатории;  контролирует работу службы «одного окна» МФЦ и проект «Наш город», инициированные международными организациями (ООН, Всемирным банком) во всех странах мира; предложил развивать каждый район Москвы как неповторимый и уникальный, опираясь на «обратную связь» от жителей районов.

Но, безусловно, наряду с преимуществами, достижениями, которые широко пропагандируются и ощущаются жителями Москвы, есть и тот минимум негатива, который при анализе достижений работы московского мэра до и после выборов трудно не замечать.  В каких-то мировых рейтингах Москва занимает по уровню комфортности 68-е место. И для того, чтобы вырасти и в этих рейтингах тоже, важно вовремя обращать внимание на социально значимые, на наш взгляд, и пока нерешенные проблемы, связанные во многом с крупными деньгами и законностью их распределения между меньшинством богатых и большинством бедных людей.

А в России, как известно, на фоне возросшей бедности растет число долларовых миллиардеров более быстрыми темпами, чем в других странах мира.  Москва в силу своего статуса тоже вовлечена в многообразные коррупционные схемы поддержки доходов узкого круга лиц, в т.ч. связанных с нарушениями ими норм российского права.

В Москве очень много вопросов возникает иногда и по отсутствию эффективности, по явным потерям, убыточности, перерасходу бюджетных средств в социальной сфере (например, в незаслуженном распределении дорогостоящих для бюджетных средств и для граждан путевок в элитные санатории, по сути, на отдых работающим на высокооплачиваемых должностях, «блатным», а бедным слоям населения нерегулярно предоставляются путевки в санатории пониженного уровня качества, работающие с многочисленными нарушениями на местах); в сфере капитального ремонта (крупномасштабным нарушениям и обману граждан в конкретных проектах на местах по новым схемам взаимообогащения на нарушениях), благоустройстве территорий (гибели большого количества дорогостоящих саженцев при нарушении технологии их посадки и последующего ухода за ними), текущего управления ЖКХ (например, повышения аварийности и конфликтности обслуживания жилых домов при возникновении аварий, нарушении технологий и сроков их устранения), по соблюдению градостроительных норм и правил, федерального законодательства, интересов жителей жилых кварталов в ходе уплотнения точечной застройкой со всеми разрешениями, в территориальном планировании. Конфликтность борьбы ряда московских структур с москвичами за землю, занятую социальными объектами, гаражными комплексами — это одна из отрицательных черт для социально незащищенных семей. Эти и другие недостатки тоже определяют де факто уровень жизни москвичей, который нуждается в мониторинге по гораздо большему количеству показателей и работе по прекращению искажения данных и приписок на местах.

 

Май 29, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2017)

Утверждение правительством Москвы правил землепользования и застройки (ПЗЗ) можно комментировать в разных аспектах – архитектурной концепции, перспектив развития экономики на основе грамотных градостроительных решений, в т.ч. туризма, но и проблемы коррупции, а также комфортности проживания людей. Понятно, что возможности уже сформированной по застройке Москвы ограничены, а желания коммерсантов противопоставить свои «очень значимые» интересы от точечной застройки «мало значимым» интересам жителей кварталов точечного строительства безграничны. До принятия ПЗЗ действия таких активных, а, может, и привилегированных застройщиков, постоянно инициирующих всё новые и новые, значимые только для них, строительные проекты мало что на практике связывало, хотя действовали многие документы в защиту прав жителей. Но эти документы, вероятно, не имели ценности, скрупулезно не исполнялись на практике, видимо, по причине своей разобщённости, но и формирования негласных условий работы в связи с коррупцией в системах управления. Проектировщики, возводя, например, свои многоэтажные жилые здания, добивались получения сверхприбыли из-за несоблюдения ими нормативов обеспечения уплотняемых новыми жителями кварталов местами в детских садах (их дефицит был преодолен в среднем по Москве к 2015 г., судя по отчётным данным), в школах, поликлиниках, и что важно – машиноместами. По нормативам, принятым до ПЗЗ, на 1 новую квартиру должно было бы приходиться при любом новом строительстве жилых комплексов 1,5-2 машиноместа. А реально их проектировалось в несколько раз меньше. Отсюда – многочисленные проблемы с местами в гаражах-стоянках для машин в городе и местами паркования автомобилей в общественных территориях. При этом до сих пор отсутствуют, к сожалению, точные данные (в их реальной, ничем не искаженной динамике) об обеспеченности жителей каждого из 125-ти районов и 21-го поселения объектами инфраструктуры (по каждому значимому объекту). Ни жители города, ни аналитики не имеют пока доступа к этим данным, чтобы проверить и проанализировать цифры по комфортности проживания в том или ином районе, поселении города и их изменениям, и при необходимости – воспрепятствовать всеми легитимными способами их ухудшению. Недостаток объектов инфраструктуры, как известно, не только ухудшает уровень жизни в конкретном районе (а районы Москвы развиты, к сожалению, очень неравномерно), но и снижает безопасность пребывания в нём. Например, московский район Гольяново в 2014 г. занял третье место в рейтинге самых опасных мест планеты по версии американского издания The Huffington Post. По сводкам ГУВД Москвы, этот район лидирует по уровню преступности в городе. По мнению большинства экспертов, чем больше плотность заселения района с недостатками обеспечения объектами инфраструктуры (хотя нормативы действовали и до ПЗЗ, но, по факту, скрупулезно не соблюдались), тем больше там криминала. Прозрачность и чёткость регламентации – это, наверно, главные на сегодня отправные точки противодействия коррупции, которая, как правило, педалирует на неведении, по сути, бесправных своих жертв. Коррупция в российском строительстве не виртуальна, а визуальна и очевидна, поскольку объекты неправомерного строительства остаются на многие годы, а какие-то важные строительные проекты даже не проектируются. Как официально представляется на сайте мэра Москвы, 83% площади Москвы в старых границах города принятые ПЗЗ относят к сохраняемым территориям, главным подходом которых закладывается сохранение параметров существующей жилой застройки, природных территорий. Поэтому принятие данного документа – важный этап выстраивания отношений участников градостроительной деятельности, куда относятся и все жители Москвы, на более комфортном для всех сторон – прозрачном и чётком — уровне. И было бы ценно для интересов проживания в городе, чтобы важные статистические данные, сопровождающие строительную деятельность по новым Правилам, были бы открыто представлены и менялись бы в соответствии с проведенными изменениями, были бы максимально точными, способствовали бы неукоснительному соблюдению нормативов градостроительного проектирования, а также стандартизации условий проживания в одном городе.