Мирзоян Михаил Георгиевич

Кандидат политический наук. Советник заместителя губернатора Ханты-Мансийского АО-Югры (2014-2016 гг.)

 

 

Комментарии эксперта:

29 апреля, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2021)

Год для команды губернатора начался с трагического события – скончался от коронавируса первый заместитель губернатора, который все годы работы Натальи Комаровой в Югре был своеобразным цементирующим звеном команды, замыкая на себе ряд важнейших направлений деятельности.

Одной из фигур, сравнимой с Бухтиным по масштабу, был другой экс-заместитель губернатора Андрей Филатов. Но его в феврале избрали главой крупнейшего и ключевого города региона – Сургута.

Полномочия же первого заместителя были перераспределены среди коллег, а должность сократили.

Поэтому начало года было ознаменовано кадровыми перестановками на ключевых позициях. Главным событием года для региона, безусловно, будет считаться осенний избирательный цикл, подготовка к которому уже началась. Вместе с выборами федерального уровня регион ждёт множество муниципальных избирательных кампаний, по итогам которых предстоит обновление управленческой команды. Представительство крупных политических акторов, состоящих из множества выходцев из сырьевых компаний, и политическая конфигурация в целом установились давно, и задачей губернатора является не разрушить сложившийся баланс интересов. Это – сильная сторона Комаровой, и ей удаётся с этой задачей справляться.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Главным политическим событием весны в Югре, бесспорно, можно назвать начало процедуры согласования кандидатов на должность губернатора. Напомним, в Югре с 2005 года выборы губернатора проходят по новой и многоступенчатой системе с участием многих политических акторов.

Действующий губернатор Комарова, тогда же и «обнулившая» свой первый срок нахождения в должности руководителя региона, имеет как минимум все основания вновь стать хозяйкой Югры. Её позиции крепки не только среди генералов топливно-энергетического блока, которые традиционно активно влияют на кадровые процессы, но и среди населения. Что касается вторых, то некоторая усталость, которая просматривалась ещё пару лет назад, постепенно сменилась на привычку, которая укреплялась грамотным позиционированием губернатора.

Ей удалось в последнее время «закрыть» или максимально нивелировать ряд проблемных вопросов, сделав её лидером в гонке. Последними вызовами, которые проявили себя перед процессом согласования кандидатур, стали борьба с коронавирусом и пока только находящаяся в стадии формирования проблема экономического спада, вызванного падением на нефтяном рынке.

Что касается эпидемии, то и здесь нельзя не отметить уверенный управленческий стиль Комаровой. Все органы власти работают, как часы, тонко и оперативно улавливая сигналы центра. Как бы это ни выглядело цинично, но управление борьбой с коронавирусом прибавляет политических очков действующему губернатору.

Что касается турбулентности на нефтяном рынке, то эта проблема пока только находится на стадии формирования, и я думаю, что последствия от неё наступят уже после того, как президент определится с кандидатурой и предложит её региональной думе. Резюмируя, можно сказать, что на сегодняшний день кандидатура Комаровой выглядит наиболее предпочтительней. Однако все понимают, что следующий губернаторский цикл будет посвящён решению серьёзнейшей проблемы. И именно то, насколько лично президент оценивает возможности того или иного лица в новых условиях, и будет зависеть, кто станет следующим губернатором Югры.

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Позиции губернатора Югры Натальи Комаровой на всём протяжении её руководства регионом были весьма разными. Как и у любого руководителя региона, были и пики, а были и определённые спады, связанные, прежде всего, с активностью политических оппонентов, периодически пробивающих её позиции. Последнее время видно, что, несмотря на приближение срока окончания полномочий (2020 год), позиции Комаровой не только не ослабевают, но как минимум стабилизировались на достаточно крепких основаниях.

Концовка года запомнилась тем, что губернатор публично несколько раз продемонстрировала, что настрой на дальнейшую работу лично у неё имеется. Учитывая, что Югра — это регион, в котором нет прямых выборов первого лица, немаловажно, что адресатом таких посылов являются, прежде всего, те игроки, которые имеют сильные лоббистские возможности. Несомненно, как и в любом регионе, в Югре есть и проблемные вопросы. Куда же без них? Но я бы не сказал, что эти проблемы носят какой-то уж постоянный характер, и тем более нельзя говорить о росте протестного настроения. Видно, что Комарова лично подключается к застарелым проблемам, которые играют на понижение рейтинга власти в информационном поле – это ипотечники и обманутые дольщики. Все вопросы вполне решаемы.

Более сложной проблемой, которая преследует Комарову весь период нахождения её у руля региона, является взаимоотношение с местным политбомондом. По факту, в Югре всегда были, что называется, местные «царьки», которые вполне самостоятельно и без оглядки на округ работали на своих территориях. И если в период властвования прежнего губернатора Филипенко эти «царьки» делали вид, что органично вписываются в систему, и все друг друга покрывали, то с приходом Комаровой в 2010 году были разрушены старые, привычные для всех схемы и система построения власти в целом. Местные «царьки» и старый чиновничий аппарат её не приняли.

С тех пор прошло, конечно, много времени, но многие из этих людей до сих пор остаются в поле видимости – кто-то перешёл в оппозиционные партии, кто-то притаился, а кто-то, продолжая находиться в системе, активно противодействует губернатору. И проблема с некоторыми из них в том, что эти внутренние оппозиционеры не только чувствуют себя вполне комфортно, благодаря поддержке некоторых высокопоставленных силовиков, но и активно растят себе смену, выводя на политическое поле региона новых игроков, которые уже изначально настроены против Комаровой лично. Именно эта сила способна сыграть свою роль в вопросе о выборе Москвой нового губернатора. Хотя де-юре, благодаря внесенным поправкам в региональное законодательство, первый срок губернаторства Комаровой «обнулился», и она имеет право и после 2020 года оставаться высшим должностным лицом Югры. Если не будет политической раскачки, то все остальные основания для этого имеются.

 

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

Позиции губернатора Югры Комаровой на всём протяжении её руководства регионом были достаточно разными. Как и у любого руководителя региона были и пики, а были и определенные спады, связанные, прежде всего, с активностью политических оппонентов, периодически пробивающие её позиции. В последнее время заметно, что, несмотря на приближение срока окончания полномочий (2020 год) позиции Комаровой не только не ослабевают, но как минимум стабилизировались на достаточно крепких позициях, а в отдельные периоды происходят попытки взять более высокие рубежи.

Последние публичные активности идут ей только на пользу. Это и «прямая линия» с населением, и поездки по муниципалитетам, и проведение таких международных мероприятий как IT-форум стран ШОС и БРИКС, и другие события, позволяющие ей оставаться в публичном поле. Несомненно, как и в любом регионе, в Югре имеются и проблемные вопросы. Куда же без них? Но, я бы не сказал, что эти проблемы носят какой-то уж постоянный характер и тем более нельзя говорить о росте протестного настроения.

Можно вспомнить, что в своё время такой проблемной темой было создание фонда капитального ремонта. Со временем всё успокоилось. Сейчас вот т.н. «мусорная» реформа. Но я уверен, что в ближайшее время работа регионального оператора стабилизируется, будут внесены некоторые поправки в реформу и накал также спадёт. Видно, что Комарова лично подключилась и к ещё нескольким застарелым проблемам — с ипотечниками и обманутыми дольщиками. Все эти вопросы вполне решаемы.

Более сложной проблемой, которая преследует Комарову весь период нахождения её у руля региона, является взаимоотношения с местным политбомондом. По факту в Югре всегда были, что называется, местные «царьки», которые вполне самостоятельно и без оглядки на округ работали на своих территориях. И, если в период властвования прежнего губернатора Филипенко, эти царьки делали вид, что органично вписываются в систему и все друг друга покрывали, то с приходом Комаровой в 2010 году были разрушены старые, привычные для всех схемы и система построения власти в целом. Местные «царьки» и старый чиновничий аппарат её не приняли. С тех пор прошло, конечно, много времени, но многие из этих людей до сих пор остаются в поле видимости – кто-то перешёл в оппозиционные партии, кто-то притаился, а кто-то, продолжая находиться в системе, активно противодействует губернатору. И проблема с некоторыми из них в том, что эти внутренние оппозиционеры не только чувствуют себя вполне комфортно, благодаря поддержке некоторых высокопоставленных силовиков, но и активно растят себе смену, выводя на политическое поле региона новых акторов, которые уже изначально настроены против Комаровой лично. Именно эта сила способна сыграть свою роль в вопросе о выборе Москвой нового губернатора. Хотя, де-юре, благодаря внесенным поправкам в региональное законодательство, первый срок губернаторства Комаровой «обнулился» и она имеет право и после 2020 года оставаться высшим должностным лицом Югры. Если не будет политической раскачки, то все остальные основания для этого имеются.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Эффективность деятельности губернатора Ханты-Мансийского АО Натальи Владимировны Комаровой определяет как экономический, так и внутриполитический климат (аспект) в регионе. Сегодня АО во главе с правительством Комаровой показывает достаточно убедительные экономические показатели. Уровень реализации различных программ в ХМАО достаточно высокий. Не случайно регион занимает лидирующие позиции в рейтинге социально-экономического положения регионов России и является наиболее стабильным субъектом. Если же говорить о политическом аспекте, то можно констатировать, что в регионе имеют место определённые проблемы, связанные, прежде всего с тем, что существуют группы влияния, которые настроены, мягко говоря, оппозиционно к губернатору и её команде. В этой связи возникает ряд проблем, нюансов политического свойства. Политическая конкуренция нашла своё подкрепление и в связи с определённым раздвоением внутриполитической «вертикали» власти на федеральном уровне. Негласное противостояние за возможность оказывать влияние на политические процессы в стране между обновленной администрацией президента и партией «Единая Россия» получило свое зеркальное отражение в регионах и, в частности, в Югре. И, если в регионах, в которых губернатор является ещё и лидером регионального отделения партии власти, политическое спокойствие удаётся достигать за счет умения руководителя региона лавировать между двумя вертикалями и соблюдать баланс их интересов, то хуже обстоит дело в тех регионах, в которых партийная вертикаль и органы власти на уровне персоналий не пересекаются друг с другом. Учитывая, что Наталья Владимировна не является руководителем регионального отделения ЕР, то, грубо говоря, её политическая «крыша» — это администрация президента, а у руководителя местного отделения «Единой России» и председателя окружной Думы Бориса Хохрякова – «Единая Россия». Ряд наблюдателей видит именно между этими двумя фигурами политическое противоречие. Однако, с учетом возраста персоналий и невозможностью в будущем получения лавров победителя в результате этого противостояния,  не стоит забывать и о политиках второго эшелона, желающих ослабления как одной, так и другой стороны, а также о нефтегазовых лоббистах, которые могут играть в свою игру. В любом случае, решение этих проблем может произойти только наверху: какая вертикаль окажется сильнее и способна будет авторитарно разрубить этот узел, представитель того и будет в дальнейшем руководить регионом.

В связи с этим оппоненты действующего губернатора Комаровой будут использовать все возможности для ослабления её позиций, в т.ч. и негативные процессы, которые могут иметь место в регионе. Одним уязвимых моментом является грядущее перемещение аппарата компании «Газпром-переработка» из Сургута в Санкт-Петербург. Для Югры это, несомненно, знак, который негативно сказывается на имидже региона в целом.  Не стоит забывать, что округ у нас нефтегазовый, а представители этих секторов экономики — основные плательщики налога в местный бюджет. Уход крупного предприятия из региона, так или иначе, будет сказываться на экономике. Ходят слухи о том, что и «Сургутнефегаз» также может поменять «прописку», хотя пока это только разговоры. Но если всё так и произойдёт, несомненно, это скажется на бюджете и муниципальных программах в будущем и косвенно на позициях губернатора. Ведь это знак того, что крупный бизнес намерен уйти отсюда. А вместе с бизнесом уйдут и люди. И, если раньше на север ехали за «большим рублём», то сегодня зарплаты в регионах более-менее подравнялись. Говорить о каком-то экономическом чуде в современных условиях модели налогообложения не приходится.

Впрочем, несмотря на внешние раздражители, нельзя говорить о безнадежных позициях губернатора. И, хотя рейтинг Комаровой, конечно, оставляет желать лучшего, я вижу, что у Натальи Владимировны есть значительный потенциал — она может себя поставить, может вести себя с людьми, оставляет прекрасные впечатления в личном общении. Если взять прошлогодние поездки по муниципалитетам, то можно проследить, что после встреч с людьми рейтинг Комаровой подрастал. Была бы ещё грамотная команда профессионалов, способных настроить такое важное и хромающее в настоящее время направление как взаимодействие с населением и PR.