yarovoiЯровой Глеб Олегович

Кандидат политических наук, исполнительный директор АНО «Центр публичной политики, гражданского образования и прав человека» (г. Петрозаводск)

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 19, 2016 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2016 года)

Мэр Петрозаводска Ирина Мирошник, на мой взгляд, технический человек на этом месте. Она не принимает самостоятельных решений, зависит от тех, кто помог ей избраться. Наемный работник. Если с прошлой администрацией были какие-то отношения, какой-то контакт, сотрудничество, периодические встречи были с экспертным сообществом, с академическим сообществом, то сейчас… Во всяком случае я и моя организация в это никак не вовлечены. Может, встречи и есть, но они идут мимо меня. Идут мимо всех тех, с кем прошлая администрация нормально сотрудничала. Это и представители университетского сообщества, которые принимали участие в разработке стратегии города. Она была принята совсем незадолго до отставки Галины Ширшиной. Это тот документ, который должен лежать в основе городского развития и который разрабатывался научным и экспертным сообществом Петрозаводска. Насколько я знаю, ни один из тех людей, которые были вовлечены в разработку раздела о стратегии взаимодействия с общественными организациями, на сегодняшний день никак ни в реализации, ни в оценке этой стратегии не принимают участия. И вообще про нее не слышно.

Я не берусь судить, плохо это или хорошо, потому что у каждого могут быть свои приоритеты, но при этом я не знаю, что происходит, и могу судить о политике мэрии больше как рядовой горожанин. И могу сказать, что ничего принципиально хорошего или плохого в городе не произошло. Ну да, разрешили маршрутчикам, которые очень сильно лоббировали снятие Ширшиной и ставили на Мирошник, повысить тариф на проезд в маршрутках на три рубля, и все это проглотили. Я в маршрутках не езжу, и мне все равно. А маршрутчикам, наверное, хорошо от этого.

То, за что ругали Ширшину – за грязный город, не убранный снег, – в этом смысле ничего не поменялось, принципиально чище не стало. Снег лежит, как выпал, пока его особо никто не убрал. Ничего такого сверхъестественного не произошло. Республика, как и обещала, уйдя от конфликта с Ширшиной посредством ее снятия, нашла резко деньги на дороги – 200 млн рублей, чтобы реконструировать целые улицы в Петрозаводске, это факт. Но это не заслуга мэра. Так как это было одним из условий республиканских властей: снимаем Ширшину – появляются деньги.

Вообще администрация Мирошник очень закрытая организация. Они сделали настолько жесткие положения по аккредитации журналистов, что многие махнули рукой и сказали, что вообще туда не будут ходить. Зато у мэрии есть хороший бюджет на пиар собственной деятельности, и это мы увидели во время избирательной кампании в Государственную думу летом 2016 года: было много сюжетов, которые сильно повлияли на избирателя. На город, к сожалению, это не повлияло никак.

Сентябрь 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2015)

Александр Петрович Худилайнен не пошел на выборы по каким-то причинам – и это, на мой взгляд, одно из тех обстоятельств, которые его позиции и авторитет в республике несколько подрывают.  Многие из губернаторов, которые были назначены в прошедшие годы (собственно, уже три года прошло), пошли на выборы, поскольку, видимо, заручились поддержкой и в Москве, и каким-то образом сумели сплотить региональные элиты. Худилайнен на выборы не пошел, тем самым фактически признал свою ситуационную слабость. Политическое поле в Карелии по разным причинам оказалось не готово к этим выборам. То, что должно было быть подготовлено в том числе под губернаторские выборы – имеется в виду политическая «зачистка» города – удалось лишь отчасти. Удалось так или иначе взять под контроль городской совет, но не удалось серьезно поколебать городскую администрацию. Все методы информационной и политической борьбы, которые были использованы в отношении Мэра Петрозаводска Галины Ширшиной, никаких позитивных очков не принесли и политический ландшафт кардинально не поменяли. Пойди завтра Худилайнен на выборы, я не уверен, что Петрозаводск (а Петрозаводск – это существенная часть избирателей Карелии) будет готов его поддержать. В отведенные сроки, достаточные для того, чтобы получить эту поддержку и уверенно пойти на выборы, сделать этого не удалось. Многое будет зависеть от того, как осенью будут развиваться события вокруг возможной, даже вероятной, отставки мэра Петрозаводска Ширшиной. Петросовет скорее всего пойдет на крайние меры, может быть, даже на не очень законные и никак не закрепленные нормативно в уставе города – тогда ситуация сможет измениться стратегически. Та стратегическая задача, которая стоит перед Худилайненом, она никуда не делась: нужно выходить на выборы. Ну, хорошо, в этом году Александр Петрович не вышел, потому что не готова площадка. Но есть следующий год – 2017-й, там много будет всяческих выборов, в том числе в Законодательное собрание, там будут сконцентрированы ресурсы: к этому времени неплохо было бы пойти на досрочные выборы, потому что если не в 2017 году, то в следующем, 2018-ом, уже придется по факту. То есть стратегическая задача для губернатора остается, на мой взгляд, прежней: подготовить площадку для спокойных губернаторских выборов. И в рамках этой задачи необходимо создание ситуации, когда городская администрация не будет в противостоянии с региональной. Отставка Ширшиной – это одно из условий подготовки этой площадки, которое видится региональным властям. Только когда здесь что-то начнет меняться, можно будет говорить о каких-то перспективах для главы республики. Пока эта ситуация в подвешенном состоянии – это игра с нулевой суммой, я бы даже сказал, с отрицательной: никто в этой игре не выигрывает, скорее, все стороны проигрывают.  И Ширшиной это не добавляет очков, и Худилайнену.

Май 19, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Май, 2015)

В медийный и политический лексикон впору вводить понятие «петрозаводская весна»: отношения между региональными властями Карелии и городской администрацией Петрозаводска находятся «на пике» обострения, не добавляя рейтинговых очков ни той, ни другой стороне.

Вместе с тем, по состоянию на середину апреля, политический мяч, как представляется, находится на половине поля команды, в которой Галина Ширшина выполняет функции капитана, а должность главного тренера занимает Василий Попов – влиятельный карельский политик, крупный бизнесмен, лидер карельского отделения партии «Яблоко». В начале месяца из-под стражи под домашний арест были освобождены игроки «яблочной» команды – депутат Петрозаводского городского совета Ольга Залецкая и Александра Корнилова – директор торговой компании, аффилированной с Василием Поповым. Они обвиняются в совершении экономического преступления – мошенничества при продаже муниципального имущества, в результате которого городская казна якобы не досчиталась 16 млн. рублей. Депутата Законодательного собрания Карелии Анастасию Кравчук, супругу Василия Попова, которая проходит в качестве подозреваемой по тому же уголовному делу, и вовсе оставили на свободе под залог в три миллиона рублей.

Весьма неожиданно выпустили из СИЗО и экс-председателя городского совета Олега Фокина, не являющегося формально членом «яблочной» команды, но возглавлявшего в Петросовете группу поддержки Ширшиной (развивая спортивную тему – руководитель группы депутатов-чирлидеров).

Очень активно ведут себя «болельщики» команды: с перерывом в несколько дней в столице Карелии прошли тысячные пикеты и митинги «За освобождение Залецкой и Корниловой», «Против политических репрессий» и даже «За отставку Главы Карелии Александра Худилайнена». Бескомпромиссная позиция, занятая Галиной Ширшиной по вопросу уголовного преследования своих соратниц, похоже, приносит свои общественные дивиденды: наиболее активная и оппозиционно-настроенная общественность («фан-сектор») сплачивает свои ряды вокруг фигуры градоначальницы. Так, сопровождаемые провокационными выходками со стороны общественного движения «Против Гали и Васи» отчеты Галины Ширшиной перед горожанами (сам факт проведения которых говорит о стремлении городской власти к открытому общению с населением), получили сопротивление со стороны группы поддержки. Кстати, поддержку оказывают не столько «яблочные» болельщики, сколько персональные «фанаты» мэра.

Вместе с тем, следует признать, что давление на городскую администрацию не ослабевает. Команда соперников вовсе не собирается сдаваться: уголовные дела не прекращены, провокаторы продолжают работать, выстраивается система «активной обороны». Так, Законодательное собрание Карелии приняло изменения в закон о проведении митингов, который предписывает впредь согласовывать протестные акции, проводимые у зданий органов госвласти, со специализированным ведомством в региональном правительстве. Вероятно, это сделано для недопущения проведения систематических митингов в поддержку команды Василия Попова у зданий карельского правительства и парламента.

Важным фактором, вносящим неуверенность в действия «игроков», остается отсутствие на капитанском мостике самого Василия Попова, который, в том числе под давлением игроков, находится в (пусть временной) политической эмиграции, опасаясь преследования со стороны правоохранительной и судебной систем.

Ноябрь 05, 2014 | Регионы России: Рейтинг губернаторов (Октябрь, 2014)

Последовательно слабые позиции Главы Республики Карелия в исследовании ЦИК «Рейтинг» можно объяснить целым рядом объективных и субъективных, внешних и внутренних, факторов.  

Базовой причиной низких оценок и неудовлетворительного рейтинга Александра Худилайнена следует считать слабые показатели и негативные тенденции социально-экономического развития республики, а также отсутствие перспектив их изменения к лучшему. Я склонен отнести это не столько к недоработкам собственно губернатора и его команды, сколько к общероссийским тенденциям замедления экономического роста.

Здесь имеют значение и негативные для регионов изменения в налоговом законодательстве (создание консолидированных групп налогоплательщиков), и последствия мирового экономического кризиса (снижение спроса на продукцию, производимую карельскими предприятиями), и сложности в сфере международного сотрудничества (в т.ч. санкции в отношении России и российские «антисанкции»).

Отдельная проблема, которая негативно сказывается на рейтинге Главы Республики, – вялотекущий процесс подготовки Федеральной целевой программы социально-экономического развития Карелии, широко разрекламированной в 2013 году, но пробуксовывающей в 2014 году, в том числе  в связи с сокращением затрат на масштабные проекты в результате переноса значительной части федеральных средств в Крым. 

К субъективным факторам, негативно сказывающимся на рейтинге (и имидже) главы Республики, следует отнести непопулярную кадровую политику, в результате которой большинство важнейших позиций в структуре регионального управления заняли так называемые варяги, выходцы из соседней Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Губернаторская команда «эффективных управленцев» не смогла продемонстрировать заявленную эффективность, в первую очередь – в сфере привлечения иностранных инвестиций, которая была объявлена одним из главных приоритетов регионального развития. Во всяком случае, заявления о том, что инвесторы «выстроились в очередь», так и остались фигурами речи, не воплотившись в реальность.

Не смог действующий губернатор заручиться безусловной поддержкой в Законодательном собрании Карелии. Оно было сформировано еще до прихода в карельскую политическую жизнь Александра Худилайнена, но он так и не наладил конструктивного взаимодействия с большинством парламентариев, не оправдывал «кредит» доверия, который ему «выдали» некоторые влиятельные фракции, в частности, справедливороссы.

Не добавляет бонусов главе республики и затяжной конфликт с администрацией карельской столицы. Несмотря на то, что противостояние «города» и «республики» является давней политической традицией, в настоящее время, как представляется, общественность Петрозаводска больше симпатизирует мэру города Галине Ширшиной, что играет не в пользу Александра Петровича.

Единственный ресурс поддержки положительного имиджа губернатора – «этнический»: ингерманландские корни и финская фамилия. Однако в условиях сокращения в Карелии населения с финно-угорскими корнями (по последней переписи населения доля карелов, финнов и вепсов составляет менее 10% жителей республики), а также низкого уровня региональной идентичности населения, этот ресурс фактически не работает.

Улучшению имиджа могли бы помочь выборы, но у Главы РК, как представляется, нет достаточной уверенности в том, что он их выиграет, что будет оказана необходимая поддержка «сверху», поэтому вряд ли в ближайшее время они состоятся. Вместе с тем, и альтернативы Александру Худилайнену в общем-то нет, поскольку на региональном уровне нет лояльных центру политиков, которых можно «раскрутить» в короткие сроки и без видимых проблем обеспечить победу на губернаторских выборах.

Хочется подчеркнуть, однако, что проблемы Главы Карелии – не уникальны. В условиях общего ухудшения ситуации в сфере экономики, падения курса рубля, усиления инфляции и, как вероятное следствие, снижения уровня благосостояния населения, на регионы фактически перекладывается ответственность за непопулярные решения, главным ответчиком за которые останется губернатор. Поэтому существенное улучшение позиций Александра Худилайнена (как в рейтинге губернаторов, так и в общественном мнении Карелии) в ближайшие месяцы маловероятно.